Чем необычна 9 симфония бетховена
Людвиг ван Бетховен, Девятая симфония
Если даже у самого непросвещённого в классической музыке спросить знаком ли он c Девятой симфонией Бетховена, ответ наверняка будет утвердительным. Популярность этого произведения настолько велика, что его заключительная часть стала гимном Евросоюза, а в 2001 году оно было введено в Реестр Памяти мира ЮНЕСКО, как один из выдающихся памятников духовного наследия человечества. А вот ещё интересный факт: при создании первого компакт-диска его вмещающая способность была ориентирована на продолжительность именно 9-ой симфонии Бетховена.
Об истории создания
Симфония была заказана Бетховену Лондонским Филармоническим обществом (ЛФО). Письмо об этом было послано Фердинандом Рисом, одним из директоров ЛФО, учеником и другом композиторa. «Предложение о сочинении новой симфонии я принимаю с удовольствием, – писал Бетховен Рису 20 декабря 1822 года, подчеркнув при этом, что ему приятно работать для «первых музыкантов в Европе». Шесть месяцев спустя, в письме к эрцгерцогу Рудольфу от 1 июля 1828, мы узнаём, что работа над новым произведением полностью завладела композитором: «Я благодарю Его, который “выше звезд” (;ber den Sternen), за то, что я снова начинаю использовать мои глаза». Cлова «;ber den Sternen», очевидно, перекликаются со строкой «Uber Sternen muss er wohnen» из Оды «An die Freude» (К радости). «К концу июня, – вспоминал ближайший друг и секретарь Бетховенa Антон Шиндлер, – были закончены “Вариации на тему Диабелли”, после чего Бетховен с головой погрузился в работу над симфонией, и сразу же хорошее настроение, при котором он становился таким приятным и доступным, исчезло. Все визиты были прекращены, за исключением самых близких друзей».
Обещанный за симфонию гонорар составлял 50 фунтов стерлингов. В дополнительных условиях сообщалось, что симфония должна была быть написана к марту 1823 года, и что в течение полутора лет исключительные права на неё будут принадлежать ЛФО. Лишь по истечении указанного срока право распоряжаться исполнением симфонии переходило к автору.
Восьмую и Девятую симфонии отделяли одиннадцать лет, в течение которых Бетховен кропотливо нарабатывал фрагменты для нового крупного произведения. Идея положить на музыку Oду Шиллера «К радости» возникла ещё раньше. Написанная в 1785 году, Ода отражала доктрину Эпохи Просвещения, основополагающим принципом которой являлось достижение совершенной гармонии и социальной справедливости для всего человечества. Набросок первой части симфонии сохранился в записной книжке композитора за 1809 год, а эскиз Скерцо второй части был сделан за восемь лет до создания произведения. Последняя симфония Бетховена посвящена королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, герою национально-освободительной борьбы немецких княжеств против Наполеона.
Первая часть. Аllegro
Новаторство Девятой симфонии Бетховена заключается прежде всего в грандиозности замысла, в необычности структурного построения, а также в сложности исполнения. Уже само начало было непохожим на написанное ранее. Например, Моцарт и Гайдн в своих симфониях использовали введения, которые без промедления вели к экспозиции главной темы. Собственно говоря, сам Бетховен тоже следовал этой модели в своих предыдущих симфониях. В Девятой главная тема рождается постепенно, из отдаленного, неоформленного гула. Одни сравнивают эти звуки с рождением Вселенной из хаоса, другие – с настраиванием оркестра перед концертом. Создаётся ощущение, что в этих вступительных тактах композитор сознательно избегал трёх основных элементов музыки – тональности, ритма и мелодии. Но вдруг появляются краткие, приглушенные скачки струнных, которые постепенно крепнут, собираясь в энергичную тему с пунктирным ритмом и продолжают звучать в унисон, определяя тональность симфонии – ре минор. Тема, не удержавшись на вершине, скатывается в бездну и оттуда вновь принимает своё развитие.
Вторая часть. Scherzo
Эта часть начинается очередной инновацией – использованием ударных инструментов не только в привычной роли ритмического аккомпанемента, но также как мелодическое соло. Другим крупным шагом вперёд было использование Бетховеном пауз в качестве музыкального элемента – из восьми тактов основной темы четыре не содержат звучания: концепция вполне подходящая для минимализма, современного метода композиции. В Скерцо трудно не обратить внимание на центральную мелодию Трио, в которой звучит мелодия, напоминающая русскую плясовую. Музыкальный критик А. Серов нашёл в ней схожесть с «Камаринской» М. В. Глинки. В. Ленц так описывает поведение своего друга во время первого исполнения 9-ой симфонии в Санкт-Петербурге: «Во время Скерцо Глинка, закрыв лицо руками, восклицал: “С этим ничто не может сравниться. О! Это невозможно!” Он плакал. »
Третья часть. Аdagio
Впервые в симфоническом жанре Бетховен использует проникновенное Адажио, в котором чередуются две неторопливые, просветленно-мажорные темы. Первая – мелодичная, которая в аккордах струнных инструментов со своеобразным отзывом духовых повторяется трижды и находит своё развитие в форме вариаций. А вторая – с мечтательной выразительной мелодией, напоминающей лирический вальс. В коду (последнюю вариацию первой темы) дважды резким контрастом врываются героические призывные фанфары. Но в целом музыка этой части настолько спокойна, чиста и благородна, что невольно понимаешь, что только великий мастер мог знать, как затронуть сердца и души слушателей.
Четвёртая часть. Presto
Вслед за мечтательным и размеренным Адажио вступают фанфары, барабаны и деревянные духовые инструменты в том числе контрафагот, звучащий на октаву ниже обычного фагота. Им вторят контрабасы и виолончели. Вслед за повторением темы у фанфар поочерёдно звучат темы вступительной части, затем мотивы Скерцо и Адажио. И, наконец, появляется новый мотив – его исполняют деревянные духовые. Разрастаясь до грандиозного ликующего звучания, инструментальный речитатив переходит солисту-басу. Припев подхватывает хор, продолжается варьирование темы, в которой принимают участие солисты, хор и оркестр.
Премьера Девятой симфонии состоялась 7 мая 1824 года в венском Театре у Каринтийских ворот. К сожалению, у музыкантов была возможность репетировать только два раза. Зал был полон. Бетховен, глухота которого к тому времени стала общей, не мог самостоятельно управлять оркестром. Он дирижировал вместе с Михаэлем Умлауфом. По высказыванию Антона Шиндлера, секретаря и первого биографа Бетховена, прием был «восторженнее, чем у Императора». Если для встречи Императорской семьи установленным правилом считалось аплодировать три раза, то автора 9-ой симфонии приветствовали пять раз. После пятого раза полиция была вынуждена призвать публику к тишине.
В завершение концерта произошёл инцидент, который вызвал слёзы у присутствующих в зале: когда симфония закончилась, Бетховен продолжал дирижировать, не подозревая том, что публика уже начала аплодировать. Это продолжалось до тех пор, пока фрейлейн Унгер, которая исполняла партию альта, жестом не указала композитору повернуться к публике, чтобы тот увидел восторженную, переполненную эмоциями аудиторию.
(Использован материал из книги George Grove «Beethoven and his nine symphonies»)
Рекомендуемые записи:
Szell / Cleveland (1961, Sony), Toscanini /NBC (1952, BMG), Walter / Columbia (1959, Sony), Karajan / Berlin (1963, DG), Bernstein / NY (1964, Sony), Harnoncourt / Chamber Orchestra of Europe (1991, Teldec), Reiner / Chicago (1961, RCA), Abbado / Berlin (2000, DG), Klemperer / Philharmonia (1957, EMI), Celibidache / Munich (1989, EMI).
В музыкальной среде существует суеверие, что начиная с Бетховена, всякий композитор, написавший Девятую симфонию, умирает вскоре после этого. Считается, что впервые о так называемом «проклятии девятой симфонии» рассказал австрийский композитор Арнольд Шёнберг, приписав изобретение этого предрассудка Густаву Малеру. Согласно Шёнбергу, Малер имел в виду два прецедента: самого Бетховена, умершего во время работы над Десятой симфонией и Антона Брукнера, в конце жизни работающего над Девятой симфонией. Малер, по утверждению Шёнберга, увидел во всём этом мистическую закономерность и попытался обойти её, дав подзаголовок «симфония» своему произведению «Песнь о земле». После этого он завершил свою Девятую симфонию и умер во время работы над Десятой.
В дальнейшем в число композиторов, на которых распространилось данное «проклятие», стали включать Франца Шуберта и Антонина Дворжака. В настоящее время вспоминающие о «проклятии девятой симфонии» приводят целый ряд композиторов XX века, чьё симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имён Ральф Воан Уильямс, Малькольм Арнольд, Курт Аттерберг и Альфред Шнитке. Александр Глазунов во второй половине 1900-х годов начал работу над своей Девятой симфонией, но отложил по завершении первой части и более к замыслу не возвращался, прожив после этого ещё два с половиной десятилетия.
Девятая симфония Бетховена
Во всём этом ощущаются почти осязаемые глубина мысли, железная воля, сила страсти в радости или в страдании, величие в любви или скорби и каждодневная непрекращающаяся борьба. Этой симфонии по накалу страстей в Мире нет равных.
Бунтарский дух Бетховена проявился ещё в, полных драматического накала, увертюрах «Кориолан»(по драме В. Шекспира) и «Эгмонт» (трагедия В. Гёте), в «Героической» и 5 ой симфониях он с потрясающей силой заявил о себе, в 9 ой же он потряс Вселенную.
Мы не ставили себе задачу проникнуть в эти видимые и невидимые потоки, оставим это для исследователей, которых было и ещё будет предостаточно,
цель этого очерка рассказать «рядовому» читателю о гениальном творении, чтобы тот, слушая его, имел бы о нём хоть какое-то представление.
Дело в том, что такая крупная форма как симфония очень сложна для понимания, Бетховенская Девятая тем более. Даже Рихарду Вагнеру, композитору, непревзойдённому мастеру оркестровки, не сразу удалось оценить её по достоинству в исполнении Лейпцигского оркестра в «Гевандхаус». И лишь через время в Париже в блестящем исполнении симфонии оркестром Гранд Опера он как будто «прозрел», или «созрел»[ В.Р.] для понимания. Ничто так не портит музыку, как посредственное исполнение. Но я не думаю, что Лейпцигский оркестр так уж плох, возможно всё дело в готовности слушателя к восприятию.
Итак, в основе этого произведения лежит ИДЕЯ создания Земного Рая, так сказать Царствия Божьего на Земле. Из бездны скорби он задумал воспеть Радость.
Симфония состоит из 4 частей, исполнение длится 1 час 15 минут (самое длинное из оркестровых произведений).
Первая часть [Allegro ma non troppo, un poco maestoso (18:29)], что означает «быстро, но не слишком, величаво», вводит нас в атмосферу библейской тайны.
«Земля …была пуста. Дух Божий носился над водами» /Библия, кН.1, гл1, ст.2й/
Начало похоже на заклинание Духов. Вступают струнные, деревянные духовые, валторны
Кажется, что музыканты настраивают инструменты, но это автор обозначает контуры поля, на котором и будет происходить действие.
Продолжительное звучание целых долей постепенно усиливается, усиливается…
Усиливается и напряжение сначала медленно, затем стремительно возрастает, пока не захватывает вас целиком и не увлекает за собой. И вдруг, как будто молния разрезает небо сверху вниз, пронзает скопище туч и гремит гром. Так Дух возвещает о себе нисходящей субдоминантой ля. Боль, отчаяние, трагизм собраны в следующем арпеджированном аккорде, похожем на крик души. И когда позже вступает главный мотив, подчиняющий укрощённую душу, это уже не мрачный ре-минор, а ре-мажор, которым и начинается героическое восхождение к свету.
Вторая часть [Molto vivace, что означает очень живо (12:18)] состоит из разнообразных ритмов. Из начальной темы скерцо на шорохе струнных pianissimo зарождается «метелица» фугато. Затаённая звучность, подобно шелесту, «искорки» отрывистых удвоений у флейт и гобоев, подчёркивающие первые доли каждого такта, громовые удары – всё это создаёт сумрачный колорит. Зловеще-тревожное настроение музыки отмечают многие исследователи.
Однако главной мрачной теме в ре-минор противопоставлена побочная светлая, ясная, полная энергии тема в до-мажоре. Она предшествует «теме Радости» 4-й части. Эта мелодия носит русский характер. А.Н.Серов находил в ней сходство с «Камаринской». Прелестный подголосок усиливает впечатление пасторальности, которое вызывает тема трио.
Только единожды в средней части скерцо – (трио), как бы вскользь, в ткань мягкой лирической мелодии единственной строчкой вкраплена «Марсельеза». Может быть, из соображений конспирации автор не стал развивать революционную тему. Особый интерес вызывает и факт ввода «русской» темы. Возможно Бетховен, разочарованный и даже раздражённый коронацией Героя, которому он посвятил Третью симфонию, искренне был рад появлению русской армии в Париже, поскольку с большой любовью он развивает эту тему и неоднократно возвращается к ней.
Завершается вторая часть мощной вихревой каруселью, вовлекающей в своё движение всё большее число участников, и властвует до самого конца скерцо.
Однако не могу не заметить, что автор книги «Жизнь Бетховена» Б.Кремнев видит в финале «…грозные возгласы… зловещие удары литавр…беспощадный вихрь, непреклонный и необоримый. От мирной, счастливой жизни не осталось и следа»
А вот как характеризует это произведение` С.И. Танеев:
«если бы на земле появились жители других планет, которым следовало за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Бетховена, которая красноречивее речей и докладов напоминает о высших идеалах и о пути к их осуществлению»
Ода к радости. Ф.Шиллер:
Чем необычна 9 симфония бетховена
Людвиг ван Бетховен «Симфония №9»
Девятая симфония – это идейное завещание Бетховена , пламенное обращение ко всему человечеству. Замысел для создания столь грандиозного по масштабу произведения закладывался на протяжении всей жизни композитора. Музыка дает исчерпывающий ответ на вопросы мироздания, она обладает удивительным свойством существования вне исторического времени. Уникальность претворения финала, его своеобразное решение достигается включением кантаты «Ода к радости».
Историю создания «Симфонии №9» Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
С того самого времени, как он в первый раз прочел оду, творец задался задачей создания по-настоящему грандиозного произведения. Первые эскизы датируются 1809 годом. Спустя восемь лет композитор решил написать скерцо для симфонии. Работа над созданием шла медленно, Людвиг постоянно откладывал ее в сторону. Процесс сочинения ускорил поступивший заказ от Лондонского симфонического общества.
Но в процессе сочинения композитор понял, что необходимо объединить музыкальный материал. Синтез инструментальной и хоровой музыки в симфонической практике – это необычайная редкость для современности Бетховена. К счастью, риск был оправдан. Премьера, состоявшаяся 7 мая 1824 года в одном из фешенебельных театров Вены, прошла с оглушительным успехом. Зал рукоплескал, гул аплодисментов был нескончаемым. Жаль, что автор уже ничего не слышал. Несколько минут после того, как отзвучали последние аккорды, Бетховен не поворачивался к залу. По легенде, к нему подошла одна из хористок и показала, чтобы он повернулся к зрителям. Автор увидел, какое впечатление произвела симфония на людей. Благодарная публика кидала в воздух шляпы, некоторые плакали от счастья. Мечта Бетховена сбылась, музыка сумела объединить людей, сплотить их. Разве это не лучшая благодарность для творца?
Интересные факты
Содержание «Симфонии №9» Бетховена
Девятая симфония (d-moll) – это венец эпохи Просвещения. Классичность проявляется, прежде всего, в традиционно выверенной циклической форме, состоящей из четырех частей:
Выбранные тональности не случайны. Ре минор рассматривается как олицетворение скорби и печали. Постепенно напряжение снимается появлением Си-бемоль мажора, который знаменует и символизирует Веру, Надежду и Любовь, как опору всего в этом мире. Завершается грандиозная композиция ликованием в Ре мажоре, который принято соотносить с понятиями радости, счастья и жизни.
Новаторство Бетховена заключается в введении в инструментальную композицию вокальной музыки. Так классическая симфония расширяет собственные границы, постепенно, поэтапно трансформируясь в кантату. Многие музыкальные исследователи рассматривают финальное сочинение Бетховена, как «мессу», повествующую о Ветхом Завете. Произведение сочинялось параллельно с Торжественной мессой, и связано с ним неразрывными узами.
Вторая часть представляет уникальное для творчества Бетховена скерцо. В нем чувствуется бесконечная пульсация жизни. Музыка рисует жизнь, как счастливое бытие в раю. Основой для части является жанрово-бытовой тематизм, имеющий опору на песенные и танцевальные интонации. Необычна интерпретация традиционной трехчастной формы, как сонатной. Полифоничность наиболее ярко проявляется в виде фугато. Образный мир части подготавливает появление темы радости.
Третья часть – это удивительно глубокая, задумчивая музыка. Философия медленной части открывает слушателю мир души. Здесь царит светлая, архитектурная атмосфера, которая фундаментально держится на двух просветленных темах. Бесконечной кажется первая тема. Она развивается вариационно, и каждая вариация несет особую изысканность и уточненность. Вторая тема словно парит, кружится в вальсе . Танцевальность постепенно ослабевает и уже в коде резко врывается, нарушая гармонию, фанфарное звучание. Это напоминание о том, что совершенство еще не достигнуто. Идея объединения еще не материализовалась.
Оригинально претворение финала. Бетховен словно пытается кратко воспроизвести материал предыдущих частей. Фанфары ужаса, открывающие занавес четвертой части – как символ рока, призрак вступления первой части, он продолжается скерцозными интонациями второй и приходит к сладостному звучанию адажио. Наконец-то получает развитие подготавливаемый ранее материал для темы Радости. Легкое и прозрачное звучание деревянно-духовых инструментов утверждается и постепенно переходит в более сочный и низкий тембр виолончелей . Цепь вариацией разрастается с геометрической прогрессией, приводя ее к кульминации. Но голос оборвался вторжением фанфар ужаса. Тема радости излагается в партии бас-солиста. Картина торжества подхватывается звучным хором. Особенно ярко звучит тема «Обнимитесь миллионы!», которая в процессе будет виртуозно с точки зрения полифонии объединена с темой радости.
Неслучайно введение текста в симфонию, ведь в начале было слово. Как и искусство, слово помогает объединить людей. Кантата «Ода к Радости», включенная в симфонический цикл, это масштабный гимн человеческого духа.
Музыки Симфонии №9 в кинематографе
Девятая симфония совмещает полярные аффекты. Так эмоциональный накал может сменяться спокойствием и умиротворением, героичность уступает место лирическим моментам, светская по определению музыка имеет ярко выраженные черты религиозной музыки. Многогранность музыкального материала позволяет создать атмосферу, свойственную искусству кинематографа. Это определяет и объясняет популярность 9-й симфонии в современных фильмах.
В юношеские годы молодой Бетховен всерьёз говорил о том, что стремится служить своим искусством человечеству. В более взрослом возрасте, когда были изучены многие философские труды, композитор пришел к выводу, что искусство объединяет. Но ему не нужны были слова, все было сказано в музыке. Девятая симфония – это послание к человечеству. Эта музыка вечна. Искусство Бетховена заключалось в служении людям. Пройдя сквозь времена, его музыка стала носителем идеальной идеи о равенстве и братстве миллионов людей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Людвиг ван Бетховен «Симфония №9»
Девятая симфония Бетховена
популярный очерк
Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827гг)
Мы не ставим себе задачу проникать в эти видимые и невидимые потоки, оставим это для исследователей, которых было и ещё будет предостаточно.
Цель этого очерка рассказать «рядовому» читателю о гениальном творении, чтобы тот, слушая произведение, имел хотя бы некоторое о нём представление.
Дело в том, что такая крупная форма как симфония очень сложна для понимания, Бетховенская Девятая тем более. Даже Рихарду Вагнеру, композитору, непревзойдённому мастеру оркестровки, не сразу удалось оценить её по достоинству в исполнении Лейпцигского оркестра в «Гевандхаус». И лишь через время в Париже в блестящем исполнении симфонии оркестром Гранд Опера он как будто «прозрел», или «созрел»[ В.Р.] для понимания. Понятно, ничто так не портит музыку, как посредственное исполнение. Но я не думаю, что Лейпцигский оркестр так уж плох, возможно всё дело в готовности слушателя к восприятию.
Итак, в основе этого произведения лежит ИДЕЯ создания Земного Рая, так сказать Царствия Божьего на Земле. Из бездны скорби он задумал воспеть Радость.
Симфония состоит из 4 частей, исполнение длится 1 час 15 минут (самое длинное из оркестровых произведений).
Первая часть Allegro ma non troppo, un poco maestoso (18:29), что означает «быстро, но не слишком, величаво», вводит нас в атмосферу библейской тайны.
«Земля …была пуста. Дух Божий носился над водами» /Библия, кН.1, гл1, ст.2й/
Начало похоже на заклинание Духов. Вступают струнные, деревянные духовые, валторны
Кажется, что музыканты настраивают инструменты, но это автор обозначает контуры поля, на котором и будет происходить действие.
Продолжительное звучание целых долей постепенно усиливается, усиливается…
Усиливается и напряжение сначала медленно, затем стремительно возрастает, пока не захватывает вас целиком и не увлекает за собой. И вдруг, как будто молния разрезает небо сверху вниз, пронзает скопище туч и гремит гром. Так Дух возвещает о себе нисходящей субдоминантой ля. Боль, отчаяние, трагизм собраны в следующем арпеджированном аккорде, похожем на крик души. И когда позже вступает главный мотив, подчиняющий укрощённую душу, это уже не мрачный ре-минор, а ре-мажор, которым и начинается героическое восхождение к свету.
Вторая часть (Molto vivace, что означает очень живо) (12:18) состоит из разнообразных ритмов. Из начальной темы скерцо на шорохе струнных pianissimo зарождается «метелица» фугато. Затаённая звучность, подобно шелесту, «искорки» отрывистых удвоений у флейт и гобоев, подчёркивающие первые доли каждого такта, громовые удары – всё это создаёт сумрачный колорит. Зловеще-тревожное настроение музыки отмечают многие исследователи.
Однако главной мрачной теме в ре-минор противопоставлена побочная светлая, ясная, полная энергии тема в до-мажоре. Она предшествует «теме Радости» 4-й части. Эта мелодия носит русский характер. А. Н. Серов находил в ней сходство с «Камаринской». Прелестный подголосок усиливает впечатление пасторальности, которое вызывает тема трио.
Только единожды в средней части скерцо – (трио), как бы вскользь, в ткань мягкой лирической мелодии единственной строчкой вкраплена «Марсельеза». Может быть, из соображений конспирации автор не стал развивать революционную тему. Особый интерес вызывает и факт ввода «русской» темы. Возможно Бетховен, разочарованный и даже раздражённый коронацией своего Героя, (Наполеона Бонапарта), которому он посвятил Третью симфонию, искренне был рад появлению русской армии в Париже, поскольку с большой любовью он развивает эту тему и неоднократно возвращается к ней.
Завершается вторая часть мощной вихревой каруселью, вовлекающей в своё движение всё большее число участников, и властвует до самого конца скерцо.
Однако хочу заметить, что автор книги «Жизнь Бетховена» Б.Кремнев видит в финале «…грозные возгласы… зловещие удары литавр…беспощадный вихрь, непреклонный и необоримый. От мирной, счастливой жизни не осталось и следа». Что тут скажешь, у каждого своё ви’дение.
В третьей части симфонии Adagio molto e cantabile (медленно певуче)
три основных образа:
— мелодия «кантабиле»
— медленная танцевальная тема
— третий образ – призыв-сигнал
Третья часть Девятой симфонии – это вершина философской лирики в музыке, считает Серов.
А вот как характеризует это произведение`С.И. Танеев:
«если бы на земле появились жители других планет, которым следовало за один лишь час дать представление о человечестве, то лучше всего было бы исполнить для них Девятую симфонию Бетховена, которая красноречивее речей и докладов напоминает о высших идеалах и о пути к их осуществлению». И как бы в подтверждение этой мысли, французская научная экспедиция в 50 х годах прошлого столетия взяла на себя смелость продемонстрировать дикому африканскому племени эту великую музыку. И надо было видеть с каким вниманием и волнением дикари, до прихода к ним европейцев слышавшие лишь звуки рожков и там-тамов, в течение всего времени пока звучала симфония, стояли как зачарованные и слушали молчаливые и серьёзные.
Ниже приводится текст «Оды к радости» Ф.Шиллера: