Что значит узлы у моряков

Как научиться вязать морские узлы

История морских узлов

С помощью узлов наши предки скрепляли орудия труда, сажали на привязь домашних животных, плели сети для ловли рыбы, создавали письменность, строили хижины и первые лодки. Морские узлы зарекомендовали себя как самые надежные и оригинальные, а моряки и рыбаки славились своим умением ловко работать с веревками.

Люди с давних времен верили в магические свойства узлов. Завязывая их особым способом, знахари исцеляли пациентов, снимали порчу, защищали от сглаза. До сих пор, например, на знаменитой красной нити, привезенной из Израиля, завязывают шесть узлов, чтобы потом седьмым закрепить на запястье.

Одно из самых древних изобретений человечества продолжает служить нам. И спустя века умение быстро и верно завязать узел по-прежнему может спасти чью-то жизнь.

Классификация морских узлов

Узел для моряков имеет особое значение. Изначально, как только было создано первое парусное судно, все снасти крепились с помощью веревок. Все управление парусами было в прямом смысле завязано на тросах и блоках. И на таких огромных парусных судах, как «Седов» или «Крузенштерн» общая длина всех веревок и снастей измеряется десятками тысяч метров. И во всех разновидностях морских узлов обязан был разбираться любой матрос.

В эпоху расцвета судоходства, когда моря бороздили фрегаты, каравеллы и клиперы, существовало около 4000 видов морских узлов. До наших времен сохранилось примерно 700 способов, как вязать морские узлы. В современных мореходных училищах изучают не больше 40 морских узлов, опытный яхтсмен способен обойтись дюжиной. Но никто не преуменьшает значимость морских узлов как для парусных яхт, так и для моторных. Используя их, нужно пришвартоваться в марине, привязать кранцы, поднять груз или взять кого-то на буксир.

Основные морские узлы и их применение

Прежде, чем вставать к штурвалу и работать с парусами, нужно учиться вязать морские узлы. С этого начинается практическое обучение яхтингу. На борту любая мелочь имеет значение. Даже то, как вы складываете моток веревки в бухту и вешаете на просушку.

Есть два основных термина, которые следует запомнить, чтобы вы могли следовать инструкциям.

Необычные морские узлы с названиями «кошачьи лапки», «воровской», «змеиный», «баранья нога», «крабья петля», «мартышкина цепочка», «пьяный», «устричный» вызывают огромное любопытство. Подробнее о них можно почитать, например, в книге Льва Скрябина «Морские узлы». Новичкам парусного спорта для начала достаточно знать, какие основные морские узлы используются чаще всего.

Восьмерка

Классика. Название отражает форму. Этот морской узел можно без усилий завязать, даже если веревка намокла. На парусной яхте узел «восьмерка» обычно используется как стопор и крепление. Используя «восьмерку», можно сделать ручки для ведра или завязки для санок, натянуть струны гитары или сделать собачий поводок более удобным.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Как завязать морской узел «восьмёрка»:

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Прямой узел

Еще древние греки называли его «геркулесовым». Им соединяют два одинаковых по диаметру каната, завязывают чехол от паруса. Прямой узел мгновенно завязывается и развязывается, но не выдерживает большие нагрузки, а при попадании воды может потерять свою форму. Моряки считают его ненадежным и стараются не использовать там, где от него может зависеть безопасность.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Простой штык

Один из самых незаменимых незатягивающихся морских узлов. Выдерживает большую нагрузку в несколько тонн и при этом легко развязывается. Наиболее активно используется при швартовках или буксировке. Для надежности штык лучше завершать контрольным узлом.

Обычно достаточно двух-трех штыков, чтобы привязать яхту, например, к причалу с помощью кольца. Нет смысла закладывать больше штыков, так как прочность морского узла от этого не зависит.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Как завязать простой штык:

Выбленочный узел

Этот морской узел понадобится, чтобы привязать кранцы или закрепить веревку на гладкой поверхности, скажем, столбе, бревне или трубе. Используется он там, где нагрузка с обеих сторон примерно одинаковая, иначе узел не выдержит.

Выбленочный узел стал так называться из-за кусков смоляной веревки примерно два сантиметра в диаметре, которые называли выбленками. Их применяли на парусных кораблях матросы, чтобы сконструировать подобие лестницы и перемещаться по вантам. Они и придумали узел, чтобы завязать его даже одной рукой, оставляя другую свободной.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Как вязать выбленочный узел:

Беседочный узел

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Как завязать беседочный узел:

Источник

Морские узлы

Завязывание морских узлов на верёвке для её практического использования является важным вопросом морской практики. Прежде всего, хотел бы сделать небольшое пояснение. В описании представленных ниже морских узлов под словом «коренной конец» подразумевается неподвижный конец троса, а «ходовой конец» обозначает другой, рабочий (подвижный), конец троса. В описании выполнения узлов для облегчения изучения представлены рисунки.

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.

10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков
Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.

13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.

16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.

18. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

22. УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

24. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (первый вариант)

Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

25. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (второй- вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).

26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряков

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Источник

Виды морских узлов: картинки с морскими узлами

Вязание узлов – очень важная и нужная техника. Крепкие узлы ни раз спасали жизни моряков, рыбаков или охотников. С помощью такого крепления можно не только обеспечить безопасность судна, закрепив мачту, паруса, но и сделать швартовочный узел, чтобы лодку не унесло, либо спасти попавшего за борт человека, прикрепив один конец веревки к судну, а другой скинуть в воду.

Техника вязания уходит далеко в древность. Многочисленные варианты морских узлов насчитывают более 500 наименований, интерполяция применимых на практике 30-40.

Что такое морской узел применение

Вязание узлов – настоящее искусство, пришедшее из древности. Такое умение пригодится всем, кто выходит на водные просторы в лодке, катере, на яхте и более масштабных средствах для плавания. Рыбаки и охотники должны обучаться этим техникам, чтобы уметь не просто привязать свою лодку, но и при неожиданном происшествии суметь спастись самим и помочь команде.

Особенность такой вязки заключается и в том, что она должна быть плотная, чтобы не развязалась самостоятельно, и в это же время хорошо развязываться руками.

Перед тем, как обучаться морскому искусству, следует понимать простейшую терминологию:

Классификация англоязычной терминологии:

Технику вязания начинают осваивать с тех ваиантов, которые кажутся наиболее понятными. Применение на практике:

Только упорные тренировки помогут освоить качественное вязание. А, чтобы качественно учиться завязывать узлы, фото будет просто необходимо.

28 видов узлов

Связки различаются не только по сложности, времени завязывания, количеству петель и движений, но и по назначению. Каждый из них придуман для конкретной цели на море, но рыбаки или охотники могут пользоваться этими вариантами по своему усмотрению, закрепляя лодку, связывая свои вещи для компактного расположения в палатке.

Морские узлы в картинках, как вязать и где использовать представлены в подборке. Все эти техники могут пригодиться даже для украшения дома или тематического дизайна «морских» кафе.

ПРЯМОЙ

Самый простой в исполнении вариант вязания, с которого и начинают все новички. Также он считается, самым древним. Берет истоки из Древней Греции, где его по-другому именовали Геркулесовым. Применяется как скрепление между собой двух веревок, разных по толщине.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряковСхема прямого

Концы веревок необходимо свести вместе до образования их перекрещивания и провести один под другой, как видно на рисунке. Далее эти же концы провести подобным образом, но в другом направлении, до получения кольца по центру. После чего можно затягивать. Чтобы развязать, достаточно потянуть, развести ходовой и коренной конец по разным направлениям.

При всей своей простоте, он малонадежен, поэтому не стоит давать большие нагрузки на связанные веревки, иначе возможно или спадание по веревке или, наоборот, сильное затяжение.

РИФОВЫЙ

Завязывается аналогично предыдущему, но имеет лишь одно отличие. Один ходой конец вводят в сложенном виде, как петля, в большую петлю, получая «петельку в петельке».

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряковСхема рифового

Такой вариант легко развязывается, поэтому используется в ситуациях, когда необходимо и надежное крепление и быстрое отвязывание. Например, в закреплении компаса или механизма палубы. При прохождении рифов на парусах таким способом крепят рифсезневые концы.

ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ

Конец одного троса или веревки, которые между собой необходимо перевязать, дважды обматывают через второй. Концы необходимо свернуть во встречном направлении и выполнить прежнюю операцию, то есть также дважды обматывают веревки между собой.

После завязывания плотно затягивают, закрепляют линем или шкимушгаром.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряковДвойной прямой

Назначение такого варианта вязания – связывание двух веревок с планируемой подачей большой нагрузки на них. Этот вариант гораздо прочнее, чем одинарный прямой.

ПЛОСКИЙ

Сложить такой узел в руках будет достаточно трудно, поэтому веревки или канаты укладывают на палубе и производят все движения с минимальным отрывом от нее.

Должны получиться аналогичные петли, что тонкого, что толстого варианта. Свободными концами формируют полуштык.

Что значит узлы у моряков. Смотреть фото Что значит узлы у моряков. Смотреть картинку Что значит узлы у моряков. Картинка про Что значит узлы у моряков. Фото Что значит узлы у моряковСхема

Обычно нужен для того, что связать между собой веревки различной величины, диаметра. Также можно применять в качестве связывания одинаковых веревок, которые могут намокнуть, при этом испытывая значительную нагрузку на всю конструкцию.

ПРОСТОЙ ШТЫК

Такой вариант чаще всего используют, когда крепят за причал швартовочный трос.

Выбленочный вариант завязывания образуется при правильном закреплении.

ШТЫК СО ШЛАГОМ

Применение этого варианта возможно при креплении швартовых.

Его особенность – двойное крепление шлага.

ШТЫК С ОБНОСОМ

Используют для крепления сеток на люках, для крепления швартовочных концов.

Также этим способом удобно крепить к верпам тросы.

РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Пригодится такой вариант, когда нужно накрыть сеткой люки.

Используют, когда необходимо надежно закрепить конструкцию и в то же время сделать ее быстро развязывающейся.

СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Используют для взаимного крепления двух веревок. Выполняется двумя техниками. Первый способ:

Оба способа действенны, разница лишь в технике завязки.

ВЫБЛЕНОЧНЫЙ

Считается, что он надежнее многих своих конкурентов. С помощью него к швартовочному тросу крепят конец, который бросают. Выполняется двумя способами завязки.

С помощью такого узла к вантам закрепляют выбленки, к стропу временные оттяжки, используют при подъеме шлангов для дальнейшей просушки и для крепления гладких, скользящих материалов с ровной поверхностью.

ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Вариант вязания в основном пригодится для поднятия массивных строительных материалов.

Такой вариант будет более прочным из-за большего количества креплений.

БЕСЕДОЧНЫЙ

Служит креплением предохранительной конструкции для монтажных работ на судне.

Для крепления на гаке его применяют вместо огона. Это один из необходимых на судне узлов, поскольку самостоятельно петля не может затянуться даже при большой нагрузке. Этот вариант, по-другому, называют «булинь».

ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ

Служит для работы на мачте или за бортом. Большая петля может использоваться в качестве сиденья, в то время как меньшая удерживает человека под мышками.

Этот вариант применяют вместо обычного беседочного для сложных работ на мачте и за бортом.

КАЛМЫЦКИЙ

Нужен, чтобы на мачту доставить различный инструмент, например, кисти, ведро краски, строительные материалы или трубы.

Чтобы развязать, нужно лишь потянуть свободный край веревки.

СВАЕЧНЫЙ

Служит для перемещения по судну стройматериалов, и для обтягивания шкимушгара, когда накладывают марку.

Также этим способом можно прикрепить за упоры, когда судно стоит на причале.

ШКОТОВЫЙ

Им связывают тросы, где на одном из них располагается коуш. Также для ввязания этой части в снасти.

Надежна такая конструкция лишь при сильном натяжении, ввязанного в коуш.

БРАМШКОТОВЫЙ

Используют при взаимодействии с такелажами, парусами и цепями якоря.

На рисунках д, в, ж показан тот же способ, только для работ такелажами и других сложных манипуляциях на корабле. Этот вариант наиболее прочен, чем обычный штоковый.

УДАВКА

Этот вариант применяют при транспортировке на судно или на сушу больших бревен, досок.

Техника завязывания удавки:

Для большей прочности добавляют дополнительный шлаг на бревно. Тогда вариант будет называться «Удавка со шлагом».

ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Используют в качестве непостоянного крепления для поднятия предмета из воды.

Если тянуть за неподвижный элемент, то узел быстро развяжется.

ГАЧНЫЙ

Выдерживает только небольшую нагрузку.

Он подвижен, поэтому лучше не допускать натяжения.

БУКСИРНЫЙ

Крепит буксирный трос на особых конструкциях судна. С его помощью можно хорошо управлять положением троса, то есть его распустить или собрать.

Такой вариант применяют скрепления троса и битинга.

УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»

Служит для сокращения общей длины веревки, но ненамного.

Длинусокращают, чтобы поместить в это крепление необходимый к транспортировке груз, который должен хорошо держаться и быть неподвижным.

УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Сократить размер нужно, когда его длина не позволяет качественно осуществлять работу, например, при погрузке материалов на корабль или их транспортировке по судну.

Размер петель на первом этапе делают из расчета необходимой длины, на которую укорачивают трос.

«ВОСЬМЕРКА» (первый вариант)

Когда необходимо закрепить концы снасти используют этот вариант. Он обеспечивает надежную защиту от выскальзывания.

Это крепление помогает снастям оставаться на месте.

«ВОСЬМЕРКА» (второй- вариант)

Изменение способа слегка повлияет на надежность конструкции и крепление к объекту. Второй способ:

Главная особенность – количество раз, которые веревку обвивали. Таким образом, можно считать, что этот вариант будет немного практичнее. Как вязать 8 смотрите здесь.

СТОПОРНЫЙ

Его отличие заключается в том, что его обвязывают по тросу или по цепи, на которой и нужно сделать «стопор». Также его можно накладывать в разных направлениях по веревке.

Стальные тросы обвивают такелажной денью аналогичным образом. На цепи же используют короткий трос с наконечником. Закрепляют с помощью линя.

КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Такой тип завязывания используется для фиксирования к парной тумбе на причале или на палубе судна. Закрепляют таким способом швартовочный или буксировочный тросы.

Крепление к крестовым кнехтам слегка отличается. Необходимо пропустить трос вокруг основания, далее свободную часть вести вверх, обматывая одну из тумб и заходя под ее бок. Затем так же вверх к другой тумбе и спускаться вниз по ее боковой тумбе. Сделать так несколько раз, получая восьмерку и закрепить крепким линем.

ШЛЮПОЧНЫЙ

Такое крепление необходимо при буксировке шлюпки или при ее постановке на бакштов.

Этот затягивающий узел можно быстро развязать, поэтому при сильной нагрузке он легко может сам развязаться. Также он распуститься, если потянуть за ходовой конец. Но, при этом, такой вариант все же используется на лодках, где нет утки, то есть места, куда может крепиться швартовочный трос.

Представленные с названиями морские узлы часто применяются в практике моряков. С помощью различного рода техник завязывания можно крепить паруса и другие части судна, доставлять материалы на мачту, особенно, если они тяжелые или неудобные в транспортировке. Узлами крепятся и сужаются тросы, что позволяет регулировать длину для последующей с ними работы.

Некоторые узлы могут спасти человеку жизнь, например, страхуют его в момент работы за бортом, или же сбрасываются человеку, который выпал из судна или потерпел кораблекрушение.

Кроме моряков узлами пользуются рыбаки и охотники, которые выходят на водоемы и им необходимо привязывать свои лодки либо связывать вещи. Вязание узлов поможет и в обычной жизни, когда необходимо что-либо упаковать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *