Что значит урбанистический пейзаж
Городской пейзаж: история и развитие жанра
История городского пейзажа
В эпоху Средневековья художники изображали ад в качестве круглого или квадратного города.
Открытие итальянскими художниками линейной перспективы в эпоху Возрождения стало важнейшим фактором для развития жанра городского пейзажа. Это открытие позволило художникам не просто рисовать объекты сами по себе, а и пропорционально соотносить их друг с другом. Окружающий мир изображался во всей его многоликости. Так родился архитектурный пейзаж.
Ситуация начала кардинально после изобретения техники масляной живописи нидерландским художником Яном ван Эйком в 15-м веке. Начиная с 16-го века, городской пейзаж начал оформляться как отдельный жанр живописи. В середине 17-го века он стал важнейшим жанром для художников из Нидерландов. Эта протестантская страна, первая сбросившая путы католицизма, активно развивала науку и искусство, благодаря чему местные художники научились использовать линейную перспективу для построения сложных композиций ландшафтного дизайна. Через свои полотна живописцы передавали важность борьбы с католической Испанией и морем (большая часть территории Нидерландов находится ниже его уровня).
Родоначальником городского пейзажа принято считать художника Яна Вермеера, который был ярчайшим представителем золотого века голландской живописи. Его картина «Вид Делфта», написанная в 1660-1661 годах, представляет собой пейзаж родного города Вермеера. Он смог каким-то гениальным образом создать эффект освещения на картине благодаря взаимодействию света и тени. За счёт больших отражений зданий в воде голландскому мастеру удалось соединить передний план с остальным пространством картины. Во время работы над картиной художник возможно даже использовал камеру-обскуру.
Французская Барбизонская школа живописи, существовавшая в середине 19-го века, оказала огромное влияние на развитие городского пейзажа и жанровых сцен. Символом этой эпохи являются работы французского живописца Гюстава Доре, изобразившего Лондон во всевозможных проявлениях: бедняцкие кварталы, скачки, строительство новых зданий и т. д.
Барбизонская школа живописи оказала значительное влияние на импрессионистов. Они стремились продемонстрировать многоликость города путем нечетких очертаний и размытых контуров. На их полотнах часто встречаются силуэты зданий, вокзалы и улицы при различном освещении.
В 1841 году американский художник Джон Рэнд изобрел оловянный тюбик для масляной краски. Это изобретение сделало городские пейзажи еще реалистичнее. Написанные с натуры маслом на холсте, они стали ярче и насыщеннее.
Направления городского пейзажа
Со временем жанр городского пейзажа распространился в других странах, таких как Германия, Франция и Англия. Особенности развития живописи в каждой конкретной стране способствовали появлению нескольких направлений:
Стиль появился в Италии благодаря нидерландскому художнику Гаспару ван Виттелю, творившему в последней трети 17-го и первой трети 18-го веков. Он ввел моду на крупные по размерам, детально прорисованные сцены из будничной жизни итальянских городов, получая в итоге красивые городские пейзажи конца Средневековья.
Пиком развития жанра ведута стала венецианская школа живописи 18-го века, в которой ведущую роль играл Джованни Антонио Каналь, писавший городские пейзажи в стиле академизма. Он изображал архитектурные элементы на своих картинах таким образом, чтобы вызвать у зрителя сильное впечатление от увиденного. Другим видным представителем ведуты был Франческо Гварди.
Архитектурный городской пейзаж был крайне популярен в 18-м веке. Живописцы уделяли много внимания архитектурным памятникам и графике, гармонично дополняющим природу. Представители: Джованни Баттиста Пиранези, Сильвестр Феодосиевич Щедрин, Юхан Кристиан Клаусен Даль.
Каприччио, что происходит от итальянского слова «capriccio», означающего прихоть, каприз, был популярен в 17-18 веках среди итальянских художников. Он представлял собой пейзаж-фантазию, изображающий развалины вымышленных античных городов Италии, Греции и Франции. Представители: Марко Риччи, Джованни Паоло Паннини, Юбер Робер, Фридрих, Каспар Давид.
Парковый пейзаж вмещал в себя просто изображения парковых зон городов в различные времена года.
Первопроходцем в данном направлении был французский импрессионист Клод Моне с его картиной «Вокзал Сен-Лазар».
Индустриальный пейзаж в полной мере раскрылся во времена раннего СССР, когда было популярно создание романтических и вдохновляющих на стахановские подвиги картин. Они были посвящены восстановлению народного хозяйства и сооружению крупных объектов промышленности. Одним из лучших живописцев этого направления был Константин Богаевский.
Развитие городского пейзажа в России
В России городской пейзаж возник довольно поздно по европейским меркам. В 1767 году в санкт-петербургской Академии художеств был открыт класс пейзажа. Это положило начало развитию городского пейзажа в Российской империи. Первые гравюры с изображением Санкт-Петербурга появились во второй половине 18-го века. Особенностью создания ранних городских пейзажей в России был тот факт, что художники зачастую были ровесниками архитектурных сооружений, которые они рисовали. Желающим изобразить старинные здания на холсте приходилось ехать в Москву.
Настоящим мастером русского городского пейзажа считается Федор Алексеев. Будучи выпускником санкт-петербургской Академии художеств, Алексеев учился в Италии, где «заразился» любовью к городскому пейзажу у венецианских художников.
На картинах Алексеева Санкт-Петербург представляет в образе величественного, делового и аристократичного города. Художник сразу обращает внимание зрителя на прозрачную водную гладь Невы, которая в сочетании с чистым небом передает северную прохладу. Русский мастер сумел соединить на своих полотнах лирическое восприятие и документальную точность изображения «северной Венеции».
Еще одним выдающимся отечественным представителем городского пейзажа был Константин Коровин. Работая в стиле импрессионизма, художник создал красивые городские пейзажи Ялты, ночного Парижа и ряда северных городов. На его полотнах царит полная гармония оттенков и цветовых гамм.
Не менее выдающимися живописцами жанра городского пейзажа были Борис Михайлович Кустодиев и Илья Глазунов.
Современные художники передают настроение и динамику города с помощью заснеженных и дождливых мостовых, загадочного света фонарей, ярких огней рекламных билбордов, света фар мчащихся по дорогам машин и таинственных улочек с двориками.
Городской пейзаж
Название жанра «Городской пейзаж» говорит само за себя – в художественном сегменте так называют картины, где изображены города, здания и улицы, архитектурные сооружения, реальные или выдуманные достопримечательности. Как жанр живописи он делится на несколько подвидов:
· Ведута – изображение города;
· Архитектурный – изображение архитектурных памятников;
· Каприччо – рисование вымышленных руин;
· Урбанистический – изображение башен, небоскребов, современных городов;
· Индустриальный – романтизированное представление промышленных строений.
Ранее он был, скорее, абстракцией, являющейся частью заднего плана других полотен. Только со временем его выделили в отдельный жанр, заслуживающий внимания. Познакомиться с этим миром можно в галерее «K yiv gallery «, или на странице сайта этой галереи — https://kyiv.gallery/ru/kartiny/peizazh/gorodskoy-peyzazh-arhitektura
История направления
Первоначально городской пейзаж акварелью, маслом, акрилом или карандашом выполнял роль фона в религиозных картинах. В самостоятельный вид он перерос после ряда работ европейских художников, отчасти являющихся изобретателями масляной живописи и геометрии перспективы.
Независимым городской пейзаж стал в XVII веке в Голландии. С тех пор он использовался известными деятелями для построения сложных композиций городского ландшафта. Среди мастеров, использовавших его, выделяют Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена, Карло Кривелли, Яна Вермеера, Марко Риччи и других.
Наибольшую популярность сразу после Голландии жанр получил в Англии, Франции и Германии. Затем распространился в Европе. Пик популярности пришелся на Венецию в XVIII веке, отчасти благодаря таким великим художникам как Каналетто и Гварди. Городской пейзаж зимы, осени и других времен года, дождя, города, села, с луной, солнцем и другими деталями быстро стал достоянием открыток, которые активно покупали туристы.
Самым известным художником Венеции, который работал в этом направлении, является Каналетто или Джованни Антонио Каналь – его настоящее имя. Он являлся главой венецианской школы и оказал значительное влияние на работы всех мастеров, которые творили после него. Одной из самых популярных является «Возвращение Бучинторо к молу у дворца Дожей». В этой работе есть много сложных приемов: отражение в воде, реалистичные облака, игра тени и света, максимально выигрышный ракурс архитектурных объектов.
Мечты о Венеции. Елена Радаева
В конце XIX века, когда на пике популярности были великие художники Камиль Писсаро и Поль Синьяк, городской пейзаж стали изображать в динамике повседневной жизни. В центре были маленькие улочки, широкие бульвары, вокзалы, мосты, а работы с людьми имели колоссальный спрос.
Однако ажиотаж со временем угас, что связано с изобретением фотографии – теперь запечатлеть нужный вид можно было за пару секунд без всякого труда.
Интересные факты о жанре урбанистического пейзажа
Интересно, что большой вклад в развитие внес художник, который не собирался это делать. Он не рисовал именно в этом стиле, не агитировал деятелей искусства обратить внимание на него.
Джон Ренд – так звали мастера – просто изобрел в 1841 году оловянный тюбик для масляной краски, и этим незамедлительно воспользовались его коллеги. Такой вклад повлек за собой то, что полотна стали более реалистичными, живыми и близкими к зрителю.
Еще одним интересным фактом стало «модное» в XIX веке направление – рисование так, будто все объекты виднеются сквозь стекла окон, залитых дождем. Казалось, импрессионисты соревновались в способности прорисовать как можно больше вещей: парков, улочек, площадей, водосточных труб и наклеенных на них афиш, крыш домов или фонарей ночью. Иногда добавляли туман, что выглядело еще более загадочно и мистично.
Украинский городской пейзаж: как его видят современные мастера
Самым известным украинским художником, прославившимся по всему миру, является Сергей Шишко, живший в XIX веке, изображающий Киев во всей красе. «В парке над Днепром» — картина, привлекающая внимание известных современных деятелей искусства, действительно великолепна благодаря сложности техники и реалистичности вида.
Домик в Пирогово. Ольга Лаптева
Популярность приобретают смешанные техники написания городских портретов и урбанистической архитектуры, абстрактные композиции и индустриальные пейзажи в различных стилях. Не уступает им символизм, акцентирующий внимание не на внешней, а на внутренней составляющей изображенных на рисунке объектов.
Урбанистический пейзаж
Практикующий ландшафтный дизайнер, директор «ВИЖИНДИЗАЙН» Вероника Артишевская – о необходимости, способах и примерах благоустройства городской среды.
«Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры»
Жители крупных городов с большой концентрацией населения особенно остро нуждаются в общении с живой природой. Зелёные насаждения не только визуально эстетичны, но и экологически значимы. Поэтому важной задачей при формировании городского ландшафта является оптимальное взаимодействие градостроительных объектов и природных комплексов. Сохранение существующих природных компонентов и интегрирование новых элементов ландшафтной архитектуры и дизайна, направленное на ликвидацию неорганизованных, визуально неэстетических пространств, должно быть целостным и художественно выразительным. А проектирование зелёных островных зон в условиях дефицита площади ориентировано на создание благоприятного и уникального городского пейзажа. Для комфортного проживания человеку нужна не просто восстановленная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным потребностям общества.
The High Line Park, Нью—Йорк, США
Одним из удачных примеров реорганизации неиспользуемого по назначению, визуально неэстетичного пространства в мировой практике является, на мой взгляд, The High Line Park в Нью–Йорке. Этот общественный парк построен на высоте около 9 метров по отношению к городским улицам, в месте прохождения«заброшенной»грузовой железной дороги. Здесь масштабно была реализована идея рационального использования незадействованного городского пространства, с сохранением самой железной дороги как исторического объекта, послужившей в своё время промышленному росту и развитию страны. В ходе реорганизации максимально сохранили исторически значимые объекты. А необходимые элементы благоустройства– система бетонных конструкций, тротуары, пешеходные и беговые дорожки, места для отдыха– отлично интегрированы в существующий ландшафт.
Зелёные насаждения подобраны так, чтобы слиться с самозанятым пейзажем, то есть тем растительным ассортиментом, который естественным образом вырос в месте прохождения Высокой линии(HighLine).В результате образовался уникальный ландшафт, сохраняющий связь с природой, историю и способный адаптироваться к городской среде.
The High Line Park обеспечил дополнительные места для отдыха и прогулок жителям и гостям города, обзорные локации, где все желающие могут насладиться непревзойдённым видом Нью-Йорка с высоты. Благодаря этим инновациям в области городского планирования The High Line Park стал одним из самых узнаваемых и запоминающихся парков мира. Реновация положительно сказалась на экономическом благосостоянии города за счёт дополнительных инвестиций. The High Line Parkтакже стал площадкой для благотворительных и социально-значимых мероприятий. В летний сезон здесь организуются публичные художественные инсталляции, танцевальные представления, чтение стихов, семейные семинары, показы фильмов и многое другое.
«Цветущий город Ньювегейн», Нидерланды
Ещё один пример оптимальной организации пространства городской среды – это «Цветущий город Ньювегейн» в Нидерландах. Благоустройство городской территории было реализовано ландшафтным бюро B+B. Здесь центр города разделён на несколько пространств: торговый район, рынок, городской бульвар и городская площадь. Торговая площадь состоит из верхнего и нижнего уровней, соединённых широкой лестницей. Композиции из травянистых многолетников и луковичных цветов сосредоточены на верхнем уровне, что придаёт ему динамику развития и сохраняет природную составляющую. В противовес верхнему уровню, нижний в основном состоит из инертного покрытия, здесь представлена плитка двух оттенков с рисунком. Это зона наибольшей пешеходной нагрузки, где находятся магазины, автостоянка и прочее.
Городская площадь–это представительное пространство. Здесь расположен вход в мэрию, а также это место для проведения различных общественных мероприятий. Несмотря на значительное по площади сплошное мощение, необходимое для удобного функционального обслуживания территории, здесь нашлось место для посадки растений. Это специально подобранные древесно-кустарниковые культуры, меняющие свой внешний вид в зависимости от сезона, при этом максимально сохраняющие свою декоративность круглый год. Вокруг растительных элементов размещены скамьи, предусмотрены места для отдыха. Этот приём не только экономит пространство, но и создаёт комфортную среду. Ведь всегда приятно отдохнуть под кроной дерева, насладиться ароматом цветов, быть ближе к природе.
Вертикальные сады: Париж, Сидней, США, Исландия, Литва
Связь с природой, интеграция растительных компонентов в городское пространство особенно важны в условиях уплотнённой застройки. В настоящее время одним из значимых направлений в развитии ландшафтной архитектуры городов является вертикальное озеленение, создание «вертикальных садов» или фитостен. Растения обеспечивают дополнительную звукоизоляцию, насыщают воздух кислородом, повышают влажность окружающей среды, снижают загазованность, являются декоративным элементом, маскируют неприглядные строения, оказывают положительное психологическое и эмоциональное воздействие. При этом такой способ озеленения значительно экономит полезную площадь, зачастую являясь единственным способом «оживить» пространство. К элементам вертикального озеленения относятся плоскостные композиции, декорирующие фасады домов, глухих стен, ограждений и самостоятельные объёмные конструкции в качестве опор для растений.
Музей на Набережной Бранли, Париж, Франция
Фитостена в Питтсбурге, США
Вильнюсский ботанический сад, Литва
Также интересный растительный материал для создания наружных фитостен – мох. Он имеет разнообразную фактуру и цвет, а отсутствие корней делает его менее уязвимым к зимнему промерзанию. Здесь достаточно поддерживать необходимую влажность, чтобы растение не пересохло. Примером может служить фитостена из мха в Рейкьявике, в Исландии, авторы которой – супруги Маргарет Хардардоттир (Margrét Hardardóttir) и Стив Кристер (Steve Christer), профессиональные архитекторы, основатели архитектурного бюро Studio Granda. Стена сделана из вулканической пемзы – материала пористого и лёгкого. Она украшает здание городской ратуши. Окна-иллюминаторы по замыслу авторов должны олицетворять морские традиции Исландии. Что же происходит со стеной зимой? Она просто замерзает, а каждую весну «просыпается» снова.
Фитостена из мха в Рейкьявике, Исландия
Наружное вертикальное озеленение плоских поверхностей на основе гидропонного материала не имеет широкого распространения в агроклиматической зоне центральной и средней полосах России из-за низких зимних температур, резких температурных колебаний. Хотя интерес к этой теме огромен и в настоящее время проводятся различные исследования и эксперименты в данной области.
Чем больше город, тем ценнее природа в нём. Поэтому очень важно насыщать городское пространство элементами живой природы, при этом внедряя и максимально поддерживая разнообразие растительных компонентов. Это даёт не только эстетический, но и большой экологический эффект. Чем сложнее биоценоз, тем он ближе к естественному и жизнеспособнее. За счёт зелёных зон осуществляется восстановление кислорода, формируется благоприятный микроклимат. Выбор характерной геометрии озеленённых поверхностей позволяет создать своеобразный облик открытого пространства. Целесообразно включать фрагменты озеленения в интервалы между полосами интенсивного движения пешеходов. Формировать из растительных материалов островные зоны в качестве разграничения участков открытых пространств статичного и динамичного характера использования. Важно, чтобы эстетические качества размещения растительности подкреплялись не менее важными экологическими условиями: закреплением почвенного слоя, сдерживающим процесс эрозии почвы, созданием шумовых завес вблизи транспортных магистралей, а также визуальным разграничением пешеходных зон. Всё это способствует значительному оздоровлению природной среды в условиях города.
Урбанистический пейзаж
Практикующий ландшафтный дизайнер, директор «ВИЖИНДИЗАЙН» Вероника Артишевская – о необходимости, способах и примерах благоустройства городской среды.
«Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры»
Жители крупных городов с большой концентрацией населения особенно остро нуждаются в общении с живой природой. Зелёные насаждения не только визуально эстетичны, но и экологически значимы. Поэтому важной задачей при формировании городского ландшафта является оптимальное взаимодействие градостроительных объектов и природных комплексов. Сохранение существующих природных компонентов и интегрирование новых элементов ландшафтной архитектуры и дизайна, направленное на ликвидацию неорганизованных, визуально неэстетических пространств, должно быть целостным и художественно выразительным. А проектирование зелёных островных зон в условиях дефицита площади ориентировано на создание благоприятного и уникального городского пейзажа. Для комфортного проживания человеку нужна не просто восстановленная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным потребностям общества.
The High Line Park, Нью—Йорк, США
Одним из удачных примеров реорганизации неиспользуемого по назначению, визуально неэстетичного пространства в мировой практике является, на мой взгляд, The High Line Park в Нью–Йорке. Этот общественный парк построен на высоте около 9 метров по отношению к городским улицам, в месте прохождения«заброшенной»грузовой железной дороги. Здесь масштабно была реализована идея рационального использования незадействованного городского пространства, с сохранением самой железной дороги как исторического объекта, послужившей в своё время промышленному росту и развитию страны. В ходе реорганизации максимально сохранили исторически значимые объекты. А необходимые элементы благоустройства– система бетонных конструкций, тротуары, пешеходные и беговые дорожки, места для отдыха– отлично интегрированы в существующий ландшафт.
Зелёные насаждения подобраны так, чтобы слиться с самозанятым пейзажем, то есть тем растительным ассортиментом, который естественным образом вырос в месте прохождения Высокой линии(HighLine).В результате образовался уникальный ландшафт, сохраняющий связь с природой, историю и способный адаптироваться к городской среде.
The High Line Park обеспечил дополнительные места для отдыха и прогулок жителям и гостям города, обзорные локации, где все желающие могут насладиться непревзойдённым видом Нью-Йорка с высоты. Благодаря этим инновациям в области городского планирования The High Line Park стал одним из самых узнаваемых и запоминающихся парков мира. Реновация положительно сказалась на экономическом благосостоянии города за счёт дополнительных инвестиций. The High Line Parkтакже стал площадкой для благотворительных и социально-значимых мероприятий. В летний сезон здесь организуются публичные художественные инсталляции, танцевальные представления, чтение стихов, семейные семинары, показы фильмов и многое другое.
«Цветущий город Ньювегейн», Нидерланды
Ещё один пример оптимальной организации пространства городской среды – это «Цветущий город Ньювегейн» в Нидерландах. Благоустройство городской территории было реализовано ландшафтным бюро B+B. Здесь центр города разделён на несколько пространств: торговый район, рынок, городской бульвар и городская площадь. Торговая площадь состоит из верхнего и нижнего уровней, соединённых широкой лестницей. Композиции из травянистых многолетников и луковичных цветов сосредоточены на верхнем уровне, что придаёт ему динамику развития и сохраняет природную составляющую. В противовес верхнему уровню, нижний в основном состоит из инертного покрытия, здесь представлена плитка двух оттенков с рисунком. Это зона наибольшей пешеходной нагрузки, где находятся магазины, автостоянка и прочее.
Городская площадь–это представительное пространство. Здесь расположен вход в мэрию, а также это место для проведения различных общественных мероприятий. Несмотря на значительное по площади сплошное мощение, необходимое для удобного функционального обслуживания территории, здесь нашлось место для посадки растений. Это специально подобранные древесно-кустарниковые культуры, меняющие свой внешний вид в зависимости от сезона, при этом максимально сохраняющие свою декоративность круглый год. Вокруг растительных элементов размещены скамьи, предусмотрены места для отдыха. Этот приём не только экономит пространство, но и создаёт комфортную среду. Ведь всегда приятно отдохнуть под кроной дерева, насладиться ароматом цветов, быть ближе к природе.
Вертикальные сады: Париж, Сидней, США, Исландия, Литва
Связь с природой, интеграция растительных компонентов в городское пространство особенно важны в условиях уплотнённой застройки. В настоящее время одним из значимых направлений в развитии ландшафтной архитектуры городов является вертикальное озеленение, создание «вертикальных садов» или фитостен. Растения обеспечивают дополнительную звукоизоляцию, насыщают воздух кислородом, повышают влажность окружающей среды, снижают загазованность, являются декоративным элементом, маскируют неприглядные строения, оказывают положительное психологическое и эмоциональное воздействие. При этом такой способ озеленения значительно экономит полезную площадь, зачастую являясь единственным способом «оживить» пространство. К элементам вертикального озеленения относятся плоскостные композиции, декорирующие фасады домов, глухих стен, ограждений и самостоятельные объёмные конструкции в качестве опор для растений.
Музей на Набережной Бранли, Париж, Франция
Фитостена в Питтсбурге, США
Вильнюсский ботанический сад, Литва
Также интересный растительный материал для создания наружных фитостен – мох. Он имеет разнообразную фактуру и цвет, а отсутствие корней делает его менее уязвимым к зимнему промерзанию. Здесь достаточно поддерживать необходимую влажность, чтобы растение не пересохло. Примером может служить фитостена из мха в Рейкьявике, в Исландии, авторы которой – супруги Маргарет Хардардоттир (Margrét Hardardóttir) и Стив Кристер (Steve Christer), профессиональные архитекторы, основатели архитектурного бюро Studio Granda. Стена сделана из вулканической пемзы – материала пористого и лёгкого. Она украшает здание городской ратуши. Окна-иллюминаторы по замыслу авторов должны олицетворять морские традиции Исландии. Что же происходит со стеной зимой? Она просто замерзает, а каждую весну «просыпается» снова.
Фитостена из мха в Рейкьявике, Исландия
Наружное вертикальное озеленение плоских поверхностей на основе гидропонного материала не имеет широкого распространения в агроклиматической зоне центральной и средней полосах России из-за низких зимних температур, резких температурных колебаний. Хотя интерес к этой теме огромен и в настоящее время проводятся различные исследования и эксперименты в данной области.
Чем больше город, тем ценнее природа в нём. Поэтому очень важно насыщать городское пространство элементами живой природы, при этом внедряя и максимально поддерживая разнообразие растительных компонентов. Это даёт не только эстетический, но и большой экологический эффект. Чем сложнее биоценоз, тем он ближе к естественному и жизнеспособнее. За счёт зелёных зон осуществляется восстановление кислорода, формируется благоприятный микроклимат. Выбор характерной геометрии озеленённых поверхностей позволяет создать своеобразный облик открытого пространства. Целесообразно включать фрагменты озеленения в интервалы между полосами интенсивного движения пешеходов. Формировать из растительных материалов островные зоны в качестве разграничения участков открытых пространств статичного и динамичного характера использования. Важно, чтобы эстетические качества размещения растительности подкреплялись не менее важными экологическими условиями: закреплением почвенного слоя, сдерживающим процесс эрозии почвы, созданием шумовых завес вблизи транспортных магистралей, а также визуальным разграничением пешеходных зон. Всё это способствует значительному оздоровлению природной среды в условиях города.