Что значит универсальность культуры

Универсалии культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие «универсалии культуры»

Для того, чтобы обозначить составляющие элементы общечеловеческой культуры в культурологи и социологии существует понятие «культурная универсалия».

Элементы, составляющие универсалии культуры

Рассмотрим более подробно составляющие элементы универсалий культуры:

Виды ценностей

Каждый человек имеет свою, определенную систему ценностей. Существует классификация различных видов ценностей:

На основе существующей в обществе системы ценностей формируются определенные ценностные установки, передаваемые из поколения в поколение при помощи воспитания и обучения.

Язык как одна из наиболее значимых культурных универсалий

Еще одной, пожалуй, наиболее значимой культурной универсалией является язык.

Язык – это совокупность знаков и символов, которые наделены определенным содержанием и организованы по определенным правилам. Язык является одним из важнейших носителей культуры, способом хранения и передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение культурных универсалий обусловлено единообразием жизни человека как единицы общества. Любой человек, к какой культуре он бы не относился, имеет практически одни и те же физические потребности, социальные проблемы, что и представители других культур. Эти проблемы и способы их решения ставит перед человечеством окружающий его мир.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 31 10 2021

Источник

Культурные универсалии: понятие, примеры, формы, специфика

Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры

Культуры разных народов и исторических эпох сильно отличаются друг от друга. Однако есть определённые аспекты, которые в той или иной форме характерны для каждой культуры, известной науке. Эти аспекты называются культурными универсалиями, и сегодня мы подробно поговорим о том, что они собой представляют.

Что такое культурные универсалии?

Культурные универсалии – это традиции, ценности, социальные нормы и прочие аспекты жизни, свойственные всем известным культурам. То есть, это элементы человеческой культуры, принимающие одинаковый вид во всех обществах, независимо от исторических предпосылок, действующего социального строя, этапа развития и прочих факторов. Стоит отметить, что будучи общими для всех культур, проявляться универсалии могут по-разному.

Рассмотрим в качестве примера такой социальный институт как брак. Он присутствует во всех известных культурах, поэтому является универсалией. При этом правила, регулирующие данный институт, весьма разнообразны. Раньше были распространены такие формы брачных союзов как полиандрия и полигиния, сегодня же во всём мире преобладает моногамия. Кроме того, в разных обществах по-разному относятся к сопутствующим традициям, обрядам и требованиям, предъявляемым к вступающим в брак.

Термин «культурные универсалии» образован от латинских слов cultura (возделывание, взращивание, культура) и universalis (общий, всеобщий, единый).

Сегодня в антропологии и других науках используется классификация культурных универсалий, которую разработала группа исследователей из Йельского университета, возглавляемая антропологом Джорджем Питером Мердоком. В эту классификацию вошло 88 универсальных поведенческих категорий, таких как одежда, имущество, праздники, социальная стратификация, институты семьи и брака, родственные связи, труд, использование орудий труда и прочее.

Исследователи заключили, что все обнаруженные ими категории так или иначе связаны с биологическими потребностями человека (выживанием, продолжением рода и сохранением потомства). Таким образом, само существование культурных универсалий объясняется тем, что все люди обладают одинаковой физиологией и одинаковыми биологическими потребностями. Кроме того, где бы и когда бы они ни жили, они решают сходные задачи и сталкиваются с общими проблемами и угрозами.

Примеры культурных универсалий

Существует достаточно большое количество примеров культурных универсалий, рассмотрим наиболее распространенные из них:

1. Брак, семья и родственные связи

Потребность в продолжении рода и сохранении потомства – это основной инстинкт, присутствующий у человека, как и у других животных. При этом в нашей природе заложено стремление создавать брачные союзы, чтобы совместно растить, воспитывать и защищать потомство. И поскольку такое поведение свойственно всем людям (хоть и с некоторыми вариациями), во всех культурах так или иначе формируются институты брака и семьи. Кроме того, каждый человек осознаёт связь с ближайшими родственниками и отличает их от посторонних людей, что также отражено в культуре любого общества.

2. Язык

Это важнейшая культурная универсалия, без которой не может обойтись ни одно человеческое общество. Язык необходим не только для общения, но также и для накопления знаний. Он, по сути, является основным носителем культуры, позволяющим сохранять накопленный опыт и передавать его следующим поколениям как в устной, так и в письменной форме.

3. Приветствие и прощание

У всех народов присутствуют определённые способы поприветствовать другого индивида, чтобы начать общение (или просто показать, что его заметили), и попрощаться с ним, чтобы обозначить завершение контакта. Это больше связано с социальной сущностью человека, чем с его биологическими потребностями. Поскольку социальные контакты для нас очень важны, нам необходимо отчетливо обозначать начало и конец общения, а также просто демонстрировать уважение, давая людям понять, что мы их заметили и не проигнорировали.

4. Календарь и летоисчисление

Во все времена люди нуждались в возможности достаточно точно предсказывать морозы и жару, дожди и засухи, разливы рек и прочие сезонные погодные явления. Особенно актуально это стало с переходом к аграрному обществу. Поэтому в любой культуре присутствует календарь, решающий данную задачу и помогающий выбирать удачное время для сельскохозяйственных работ. При этом основными ориентирами служат Луна и Солнце, иногда используются также яркие звёзды (например, Сириус в Древнем Египте) и планеты.

Помимо смены сезонов практически все известные науке календари подразумевают определённую систему летоисчисления, позволяющую датировать различные исторические события. Интересно, что у большинства древних культур присутствует конкретная дата сотворения мира, которая при этом практически никогда не отождествляется с «нулевой» датой календаря.

5. Религия

Каждый человек нуждается в простой и понятной картине мира. Если же у чего-то нет объяснения, это может вызвать у него когнитивный диссонанс. Поэтому в любом обществе всегда существовали религиозные и мифологические трактовки всех природных явлений. Древние религии формировались постепенно на протяжении многих поколений, благодаря чему их называют «естественными религиями». Позже им на смену пришли так называемые «религии откровений», основанные на писаниях, которые якобы записаны со слов бога или его посланников.

Формы культурных универсалий

Исследователи выделяют несколько основных форм, которые могут принимать культурные универсалии:

Специфика культурных универсалий

Как мы уже отмечали выше, культурные универсалии не статичны, и в каждом конкретном обществе их содержательное наполнение приобретает определённую специфику. Рассмотрим несколько примеров того, как это проявляется:

Подобные отличия, существенные или незначительные, свойственны всем культурным универсалиям. Однако их суть при этом сохраняется, поскольку это типовые явления, неизбежно возникающие в любой культуре под влиянием биологической и социальной сущности человека.

Заключение

Культурные универсалии – это аспекты социальной жизни, которые в той или иной форме присутствуют во всех культурах, известных современной науке. Неважно, когда и как возникло общество, какой порядок в нём установился, какие исторически предпосылки накопилось – у него обязательно проявятся все культурные универсалии без исключений. При этом они могут иметь определённые вариации, но их суть и их природа всегда одинакова.

Источник

Понятие культурных универсалий и их значение в современных науках

Сущность понятия «универсалии»

В современной культурологии культурными универсалиями называют ценности, традиции, нормы и свойства, присущие всем культурам. При этом не имеет значение местонахождение культуры, исторический период ее развития, а также социальное устройство ее общества. В данном случае речь идет об «универсальной культуре».

Несмотря на то, что культуры разных народов существенно различаются, они обладают набором общих характеристик

Термин «универсалии культуры» изначально появился в философии эпохи средневековья и включал в себя такие понятия, как «дом», «небо», «земля». Уже в древние времена люди задавались вопросом, как появились эти универсальные понятия. В наше время исследователи не прекращают изучать феномен универсальной культуры.

Универсальная культурная модель в концепции Дж. Мердока

Американский антрополог Дж. Мердок сформулировал собственную теорию универсальной культурной модели. Исследователь попытался определить набор методов, с помощью которых можно было бы изучать культурно-обусловленное поведение каждого человека.

Новая методология была бы в большей степени полезна таким наукам, как антропология и социология. Дж. Мердок создал специальную группу исследователей и привлек несколько институтов для более качественного обоснования межкультурных сравнений.

Многочисленные эксперименты, которые были проведены в данной области, в итоге обусловили создание отдельного направления в антропологии. Дж. Мердок разработал формализованную запись, которая стала основой для изучения универсалий. С помощью нового метода были зафиксированы результаты экспериментов с множеством различных элементов.

В 1967 году был опубликован «Этнографический атлас», который включал в себя наборы табулограмм по более чем 600 культурам

В теории универсальной культурной модели Мердока определены примерно 60 универсалий, среди которых:

Эволюция систем родства по Дж. Мердоку

Дж. Мердоку, помимо теории культурных универсалий, принадлежит ряд иных важных идей, например, эволюция систем родства. Исследователь полагал, что формы родства обуславливаются экологическими обстоятельствами. Также экологические условия выступают в качестве определяющих факторов при экономическом разделении труда.

В дальнейшем родственные организации подверглись изменениям в силу изменения внешних условий.

Большинство своих исследований Дж. Мердок провел в Африке, его работа значительно повлияла на развитие культуры африканских народов

Актуальность культурных универсалий

Проблемой культурных универсалий также интересовался исследователь культуры индейцев навахо, известный американский социальный антрополог Клайд Клакхон. По его мнению, современная антропология содержит ряд противоречий.

Британский культурный антрополог и этнограф А. Рэдклифф-Браун называл социальную антропологию «сравнительной социологией».

Так же американские ученые концентрировали свое внимание на межкультурном подходе, ряд антропологов даже призывали данную дисциплину называть «наукой наук». Они это обуславливали тем, что в своих работах ученые, как правило, выходят за пределы одной культуры. И это логично, поскольку настоящее сопоставление возможно только тогда, когда выделены культурно связанные единицы.

Например, в лингвистике были сформулированы универсальные элементы, которые являются весьма значимыми с теоретической точки зрения для прочих антропологических дисциплин. Другой пример – биологическая антропология, которая оперирует биологическими показателями человека.

Биологические характеристики объединяются такими терминами как «особь», «ребенок», «взрослый» и пр. Рассматривая весь научно-исторический процесс, можно заметить закономерность – прогресс достижим при отступлении от рамок рациональности к абстрактным понятиям.

Существуют неочевидные связи и признаки феноменов, которые с первого взгляда кажутся изолированными друг от друга. Данную позицию следует принять, прежде всего, антропологам, поскольку в науке необходима такая концепция, особенно, если говорить о понятных договоренностях внутри собственной культуры.

Ошибки на пути познания другой культуры

Культурные антропологи, как правило, прибегают к двум направлениям. Но ни один из них не может привести к правильному и полноценному сравнению.

Часть ученых в зависимости от величины определенной культуры выделяют те культурные категории, которые присутствуют в языке коренных жителей. Данный метод позволяет ученым судить об опыте именно так, как его осознают представители исследуемой культуры: искажения не допускаются, западный способ мышления не оказывает никакого влияния.

Однако предпосылки и скрытые понятия культуры самого исследователя в данном случае игнорируются, что не позволяет обнаружить всю целостность и уникальность культуры. Этот подход непосредственно связан с культурными универсалиями.

Рассмотренный способ является экстремальным культурным релятивизмом. В данном случае каждый культурный мир представляется как независимая монада, по своей природе она может сравниваться с другими не полностью, а лишь «интуитивно».

Большинство ученых-этнографов выбирают иной подход. Они используют категории «базового набора», например:

Эти понятия характеризуют человеческую жизнь в целом.

Хоть данные категории не могут полноценно удовлетворить науку, благодаря им культурные сравнения представляются осмысленными. По своей сути они – это грубые практические универсалии, используя которые можно условно формировать в группы различные описания.

Источник

Универсальность культуры и ее конкретные проявления

Культура всегда всечеловечна, универсальна, в своих глубинах она носит родовой характер. В какую бы эпоху ни жил человек, где бы ни развивалась его биография, для него всегда горе останется горем, а радость – радостью. Всегда уникальное творение отличается от бесталанных подделок. Везде порядок отличим от хаоса, красота от безобразия, любовь от ненависти.

Но будучи единой, культура вместе с тем не монотонна. Она неисчерпаемо многообразна, переменчива, поражает неожиданностью свершений, непредсказуемостью изгибов и поворотов. Исследователи культуры зафиксировали не только ее всеобщность, но и предложили ряд типологических конструкций, позволяющих выделить пространственные (синхронные) и временные (диахронные) различия определенных культур.

Наиболее крупномасштабным членением мира культуры выступает выделение двух регионов — Запада и Востока. Это деление не скрупулезно территориальное и не жестко хронологическое — оно подвижно. Но во всех случаях речь идет о генеральной направленности культурных свершений. Дихотомия Восток — Запад связана с различием социокультурных структур, несовпадением темпов и путей развития, отличием менталитета (доминантной установки массового сознания).

Эти как бы два культурных мира основаны на несовпадающих принципах Запад связан с частнособственнической активностью, выведением товарно-рыночных отношений на капиталистический уровень, а Восток не знал всеохватывающего использования частнособственнических отношений (хотя они и наблюдались), не отстраивал систему гражданского общества.

Эти обстоятельства нашли отражения в различии Духовного мира, специфичности конфессиональных религиозных умопостроений, в правилах и обычаях в повседневной жизни. Динамичность, продуктивность Запада и «застылость», репродуктивность Востока, наложили отпечаток на все проявления их культурного бытия.

Вместе с тем правомерно говорить об архаизме, классике, модерне и постмодерне в культуре. Модерн — это характеристика состояния культуры, которая присуща промышленно развитым капиталистическим странам и хронологически может быть обозначена рубежом XIX и XX в. Этот тип культуры вобрал в себя противоречия и коллизии нашего столетия он противостоит классике и связан с разрушением, деструкцией тех основ европейской культуры, которые имеют истоки в античности.

Постмодерн, развернувшийся в 70-х гг., — это современные культурные реалии (в основном, в странах Запада). Его характеристики еще расплывчаты, как расплывчат и смутен сам постмодерн. Можно лишь сказать, что он отражает кризисное состояние мировой цивилизации, переломный характер событий конца века, еще не определившийся характер поисков современного человечества. Мир сегодня разбалансирован, разгармонизирован. И постмодерн — это не что иное, как культурологическая фиксация этого деградирующего состояния человеческого мира.

Структура культуры

В рамках культурологии исследуются такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру по ее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры.

В соответствии с конкретными носителями выделяются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессиональную культуру.

Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает условным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Материальная культура не тождественна ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (артефакты). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества (паровая машина, книга, храм, орудие труда жилой дом, украшение).

Нематериальная (или духовная> культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже (как и в материальной культуре) результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением.

Отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой вертикальное сечение культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.

Культура как явление, формирующее человека, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. По содержанию и влиянию культуры на человека ее делят на прогрессивную и реакционную.

Таким образом, структура культуры сложна и многогранна. Она включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию нравственность, политику, право, религию, сосуществующих и взаимодействующих друг с другом и составляющих единую систему понятия культуры

Функции культуры

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества

В культуре, как многофункциональной системе, главной функцией является человеко-творческая (или гуманистическая). Это – так называемая креативная функция, так как она заключается в преобразовании и освоении мира. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладение внутренними силами психики.

На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации техники владения своим телом и сознанием. Как технология деятельности культура является средством а) преобразования мира, б) общения в) познания г) управления (поведением), д) оценки системы ценностей. Все остальные функции культуры связаны с креативной и вытекают из нее.

С учетом фактора времени культура выполняет функцию исторической преемственности, передачи (трансляции) социального опыта из поколения в поколение. Это так называемая информационная или коммуникативная функция. Она включает передачу информации в любом виде устное и письменное сообщение общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. П.

Функцию передачи богатства общественного опыта культура стала выполнять уже в античности, когда на 1-ый план вместо бессознательно-интуитивного стал выдвигаться логический, универсально-понятийный способ трансляции опыта осуществляемый профессионалами-учителями.

Таким образом, познавательная (гносеологическая) функция культуры тесно связана с 1-ой и вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и этим создавать возможности для его познания и освоения.

С последней связана регулятивная [нормативная> функция культуры, которая опирается на нормативные системы (мораль и право). Она связана с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.

В сфере труда, быта межличностных отношений культура влияет на поведение людей и реагирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.

Культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самые разные названия обычаи и традиции, приказы, постановления, законы, конституционные акты этикет, манеры, нравы.

Синтезирующая функция культуры — человеко-творческая а ней находят свое выражение все перечисленные функции. Таким образом, комплексно-системное единство функций культуры обнаруживается в любом культурном явлении событии, предмете, явлении, процессе.

Миф в древности заменял науку историю, религию искусство, политику и экономику. В расширительном смысле миф можно назвать архетипом современной культуры. Он выполнял все функции, которые выполняет культура и в современном обществе.

Культура несет в себе функции, различающиеся и по субъекту культурной деятельности. На уровне человеческого рода культура выступая средством укрепления и развития человеческого общества. На уровне социальной группы культура объединяет людей и дифференцирует их. На уровне индивида культура обеспечивает его «подключенность» к богатству человеческой деятельности.

Источник

Культурные универсалии

Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры

Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры

Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры

Общность и устойчивость общечеловеческой культуры основаны на постоянном воспроизведении накопленного человечеством опыта, на устоявшихся традициях, ценностях. Для обозначения тех составляющих элементов общечеловеческой культуры, которые обеспечивают ее стабильность, было введено понятие «культурные универсалии».

Универсалии культуры ―это традиции, обычаи, нормы, ценности, правила, свойства и пр. базовые элементы социального и культурного наследия, имеющие универсальный, всеобщий характер ― т.е. характерные для подавляющего большинства культур, вне зависимости от исторической эпохи, географического положения и социального устройства общества.

|товаристваТрадицииустоявшиеся в определенных обществах и социальных группах коллективный опыт, формы действий и отношений, порядок в поведении, сохраняющиеся в течение длительного времени и передающиеся из поколения в поколение. Традиции являются необходимым условием стабильности культуры, «кирпичиками», поддерживающими ее устойчивость, обеспечивают преемственность культуры, служат каналом сохранения и передачи информации, ценностей и образцов поведения.

Обычаи ― это наиболее простой тип культурной регуляции на основе неписаных правил и привычных образцов поведения, совершаемых по установленному поводу в определенное время и в определенном месте (например, обычай здороваться при встрече).

Обряды и|та| ритуалы— это отдельные случаи обычаев, как правило, имеющие этническую, социальную или религиозную окраску.

Обрядявляетсявесьма формализованным, стереотипным поведением или действием, имеющим символическое значение|та| и эмоционально-психологическое влияние на людей (крещение, свадьба, инициация, похороны).

Обряд может состоять из|із| отдельных последовательно осуществляемых ритуалов.Ритуал—это набор стилизованных и че|та|тко спланированных действий, жестов и слов|та| (так, обряд принесения военной|воїнської| присяги включает ритуалы чтения присяги, целования знамени и т.п.).

Наиболее торжественные ритуалы, имеющие символическое|символичное| значение и|и| посвященные знаменательным событиям, носят название «церемонии» (яркийпримеркоронация).

Устои— этообычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию подпадает поведение, которое является привычным для этого общества|товаристві| и которому может быть дана моральная оценка, например, проявление уважения в отношении пожилых людей.

Особой формой устоев на ранних этапах социокультурного развития является табу—абсолютный запрет, который накладывается|налагает| на какое-либо|какое-нибудь| действие, слово, вещь|дело|. В современном обществе|обществе| также су|товариществе|ществуют табу — на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Культурные нормыисторически сложившиеся стандарты определенного вида деятельности (требования, запреты, ограничения), регулирующие поведение и отношения|та| людей и отражающие их представления|та| о том, что следует считать достойным и желаемым. Нормы отличаются по уровню обязательности для выполнения, степени свободы их выбора. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определена вплоть до применения суровых санкций. Так, законы— это нормы поведения, зафиксированные в правовых документах на государственном уровне, соблюдение которых является обязательным для всех граждан без исключения. Таковыми являются также нормативы технической деятельности в производстве — Госты и СНиПы в строительстве и т.п.

Существуют также моральные (неписанные) законы. Примером|зразком| норм в сфере морали и нравственности|та| являются некоторые библейские заповеди: «не желай того, что принадлежит ближнему твоему«.

Ценностисвойства предмета или явления, которые отражают степень значимости этого предмета (явления) для удовлетворения потребностей, желаний и интересов людей. С помощью ценностей культуры в обществе|товаристві| формируются стандарты культурных оценок, определяется степень важности жизненных целей и|та| выбор методов их достижений.

В систему ценностей отдельного человека, группы, общества могут входить разные|различные| виды ценностей, например:

Что значит универсальность культуры. Смотреть фото Что значит универсальность культуры. Смотреть картинку Что значит универсальность культуры. Картинка про Что значит универсальность культуры. Фото Что значит универсальность культуры

· витальные (жизненные|житейские|) — жизнь, основные физиологичные потребности|надобность,нужда| (еда|еда|, вода, убежище, сек|пристанище,приют|с), здоровье, безопасность и т.д.;

· социальные, обусловленные потребностью|надобностью,нуждой| в признании|признании| личных|личных| достижений социал|личностных|ьным окружением — трудолюбие, достаток, семья, равенство полов и т.п.;

· моральные — добро, благо, дружба, доброжелательность, честность, взаимопомощь и др.;

· религиозные — вера, Бог, спасение, сакральное знание|познание| и т.д.;

· эстетические|эстетичные| — красота|красота|, гармония и т.д.;

· политические — гражданские свободы, патриотизм, государственный суверенитет и т.л.

На основе системы ценностей в обществе|товаристві| формируются ценностные установки, которые передаются из|із| поколения в поколение с помощью воспитания и|та| ориентируют человека в социальной действительности, направляют и|скеровують,спрямовують| стимулируют его деятельность.

Вектор человеческой жизнедеятельности, направленный к|до| важнейшим|почтенным| и|и| наиболее зна|важным,степенным,уважительным|чимым|значимых| целям, образцам|образцов|, моделям будущего, определяется понятием «идеал«. С одной стороны, идеалы отражают устремления определенных социальных групп и общества|общества| в целом|в целом|, а также возможные тенденции их развития. С другой стороны, они выступают в качестве главной|главной| оценочной категории, на которую ориентируются при выборе приоритетов, ценностей, мотивов деятельности.

Одной из наиболее значимых|значимых| культурных универсалий является язык|язык|совокуп|речь|ность знаков и|и| символов, наделенных определенным содер|оделяет|жанием и|и| организованных п|смыслом|о определенным правилам. Другими словами, язык|язык| — это любая знаковая |речь|система, с помощью|какая-нибудь| которой можно передавать ин|посредством|формацию|какой|.

Язык|речь| является важнейшим носителем культуры, формой аккумуляции, хранения|сбережения| и передачи человеческого опыта. Поэтому словарный запас человека может, в известной степени|до известной степени|, служить показателем его культурного уровня.

Различают множество типов и|та| видов языков:|язиків|

· естественные|язики|: разговорный, литературный, диалекты, «мертвые» языки (например, латынь), национальные и др.;

· искусственные: язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;

· специфические языковые знаковые системы — язык искусства, язык математики и др.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света и когда бы они не жили, биологически относятся к одному виду|вигляду| Homo sapiens, имеют одни и|та| те же физические потребности и|та| сталкиваются с|із| общими|спільними| проблемами, которые ставит перед человечеством окружающий мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *