Что значит тмнр у детей

Что такое «сложный дефект»?

«Сложный дефект» — это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР).

Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Эти отклонения будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.п. Занятия с такими детьми крайне осложнены.

Первичные нарушения

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом — в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Обращайтесь в центр Логопед Профи — наши специалисты продиагностирую и проведут работу с ребенком с ТМНР.

Источник

Особенности учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детей Марина Николаевна Иванова
Особенности учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования (дети с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение. Психические заболевания всегда складывают картину поведения детей. Соматические заболевания практически постоянно являются спутниками общего состояния здоровья наших учеников. Это подверженность простудам, ОРЗ, ОРВИ, заболевания внутренних органов и т. д.

Что характеризует детей с тяжёлой умственной отсталостью?

Практически всегда дети с глубокой умственной отсталостью имеют дополнительные расстройства и нарушения различной этиологии. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Что значит нарушение мышления: неспособность из деталей создать единое целое (синтез); невозможность правильно воспроизвести прочитанный текст; эти дети не могут анализировать видимый объект (у чучела вороны не видят лап и клюва); не проводят сравнительную характеристику 2-х объектов; очень сложно обобщать, выделять одну общую черту у нескольких предметов. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушениевсех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, что требует для большей части обучающихся использование разнообразных средств невербальной коммуникации, а также логопедической коррекции. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, неустойчивости, отвлекаемости (нужен частый отдых). Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий, однако, при продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Чем характеризуется психическое недоразвитие?

Психофизическое недоразвитие – характерная черта многих детей с глубокой умственной отсталостью.

1. Это свойство характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений,что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. (на занятиях физкультуры и ритмики дети очень неловкие, не координируют свои действия).

2. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений.

3. У других – повышенная возбудимость (реже встречается) сочетается с хаотичной нецеленаправленной деятельностью.

4. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками,требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков (очень трудное занятие для детей) и др.

5. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

Тяжёлые и множественные нарушения развития.

Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР, которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами (отсталость от паспортных норм возраста). Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развитиядетей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Умственная отсталость обучающихся данной категории, как правило, в той или иной форме осложнена нарушениями опорно-двигательных функций, сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями, различное сочетание которых определяет особые образовательные потребности детей.

Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т. д., вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колебаться от умеренной до глубокой. Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет им овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способностьребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.

Дети с различными сенсорными нарушениями (слуха, зрения, речи). Откровенно глухих, слепых, неречевых детей в школе нет. Для этого нужны специализированные учебные заведения, но есть дети недостаточно слышащие, плохо говорящие. С данной группой учащихся постоянно работают логопеды и учителя.

Дети с эмоционально-волевыми нарушениями.

У умственно-отсталых детей всегда имеется недоразвитие эмоционально – волевой сферы, проявляющееся примитивностью чувств и интересов, недостаточной выразительностью, дифференцированностью и адекватностью эмоциональных реакций, слабостью побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Единство интеллекта и аффекта при умственной отсталости подчёркивал Л. С. Выготский. Как проявляются расстройства в эмоционально-волевой сфере? В виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушения эмоционального контакта с окружающими. Тем не менее, необходимо заметить, что эмоциональная сфера у детей с ограничением развития интеллекта всё же более сохранна, чем интеллектуальная. При примитивности эмоций и слабости познавательных интересов, эмоциональная жизнь более разнообразна (небезразличное отношение к своему внешнему виду, острое чувство обиды, стремление к похвале, интерес к бытовым вопросам). Но это только при умеренной у. о. Но при глубокой умственной отсталости наблюдается настоящее нарушение эмоционального контакта с окружающими. Особо большие трудности представляют дети с пониженным эмоциональным тонусом и слабостью побуждений (вялость, пассивность, отсутствие всякого интереса к чему-либо, речь растянута, мышление также резко замедленно). В результате обучение – крайне затруднено.

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детейКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детейКонсультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детейЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детейОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детейОсобенности возникновения и развития традиций создания игрушки из дерева и природных материалов в России На протяжении многих веков развитие человечество было немыслимо без игр и игрушек – именно они помогали должным образом формировать психику.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детейОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Источник

Тяжёлые множественные нарушения развития

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТМНР

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТМНР

Проблемы взаимодействия педагога с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения

Проблемы взаимодействия педагога с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения

Отсутствие опыта и единой методики работы с детьми имеющими ТМНР

Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае. Отсутствие опыта может вызывать у педагога непонимание ситуации, раздражение, неприятие, напряжение.

Консультации у специалистов с опытом работы, в т.ч. с помощью интернет технологий. Общение и разбор ситуации на специализированных форумах. Посещение открытых занятий. Участие в конкурсах соответствующей тематики. Специализированные курсы.

Педагоги со стажем, уже отработали свои приёмы, методы, методики работы, выработали свой стиль, накопили базу разработок. Их работа отложена до мелочей, они нацелены на результат. Ребенок с ТМНР нарушает привычный уклад работы, что может вызывать раздражение, неприятие и отторжение.

Необходима внутренняя установка и настрой: « Я сильный педагог, достигший успеха в одной области. Теперь мне дана возможность освоить нечто новое и более сложное. Я смогу.

Причинами дискомфорта могут быть как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы: гиперсинзетивность ребенка, его физиологические уродства, саливация, навязчивые движения, вскрики, истерики, мутизм, агрессивность.

Внутренние факторы: личные страхи и убеждения, инстинкт самосохранения, фрустрация.

Сложные взаимоотношения с родителями

Понимание ситуации, спокойный тон общения, поддержка. Нужно дать родителям возможность увидеть в педагоге союзника и соратника. Больше общайтесь, хвалите ребёнка за каждый маленький успех, выражайте свою веру в ребёнка.

Стигматизация – стереотипные негативные представления и убеждения о психически больных. Стигматизация – это не только проблема педагога, это – базовое чувство и общемировая проблема, нет ни одной страны, где бы мы не сталкивались со стигматизаций.

Расширение уровня позитивной информативности в области психических заболеваний. Повышение психиатрической грамотности.

Неверие в возможности и способности ребенка с ТМНР быть самостоятельным в будущем.

Чтение историй и знакомство с реальными семьями, где есть достигнутые результаты. Много таких историй можно найти на сайте дизлайф

Игры для детей с ТМНР

Что значит тмнр у детей. Смотреть фото Что значит тмнр у детей. Смотреть картинку Что значит тмнр у детей. Картинка про Что значит тмнр у детей. Фото Что значит тмнр у детей

Игры для детей с ТМНР

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.

Игра «Волшебный платочек»

На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты. На слова педагога «дружно пальчики сведите и платок в ладонь возьмите». Ребенок сдвигает пальцы, захватывает платок между пальцами. То же самое проделывается другой рукой.

Игра «Змейка»

Игра «Комочек»

Платочек в развернутом виде лежит на столе. Ладонь руки кладется на угол платка. На слова педагога «комкать, комкать, комкать, мять, наши ручки не унять» – ребенок начинает комкать платок так, чтобы он весь оказался в кулаке.

Игра «Ловкие ручки»

Возьмите в руки губку и такую же дайте ребенку читая стишок, показывайте, что вы делаете: «Эта ручка — правая» (сожмите губку правой рукой), «Эта ручка — левая» (переложите губку в левую руку и сожмите), «Я на губку нажимаю» (перекладывайте губку из руки в руку, сжимая ее), «Я зарядку делаю». Предложите ребенку самому повторить ваши действия. Если он ошибется, поправьте.

Игра «Кулак и ладонь»

В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.

Игра «Прокати мяч с горки»

Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.

Игра «Чья машинка быстрее?»

Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены машинки на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, чья машинка быстрее докатится до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.

Игра «Кто быстрей»

К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.

Игра «Сбей кеглю»

Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Игра «Продвинь дальше»

Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дастся пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.

Игра «Горячий мяч»

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Игра «Веселый мяч»

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении

Игра «Запрещенное движение»

Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «запрещенное движение», так, например, мяч в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры те, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.

Сенсомоторное развитие детей с множественными нарушениями физического и (или) психофизического развития

Сенсомоторное развитие детей с множественными нарушениями

физического и (или) психофизического развития

Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира. Познавательное развитие детей с множественными нарушениями развития (далее по тексту ТМНР) значительно отстает от развития здоровых детей. Дети с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру. Данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Это обусловлено особенностями протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга и проявляется во всех сферах психического развития – внимании, памяти, мышлении речи, но особенно резко в познавательной.

Дети с ТМНР обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды для них проблематично и является очень продолжительным процессом. Без специального обучения такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Поэтому коррекционная работа по развитию детей с ТМНР проводится во всех видах детской деятельности: в быту, жизненных ситуациях, в играх, в предметно-практической деятельности, рисованию, лепке, ручному труду и т.д.. Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные. Можно применять на практике всевозможные дидактические занятия и упражнения: « Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме размеру», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Собираем пирамидку», «Заверни матрешку в фольгу», «Чудесные дощечки (холодные-теплые, шероховатые-гладкие),», «Шнуровки». «Вкладыши»; игры с водой – «Водолей», «Ловись рыбка», « Волшебная губка». « Не пролей», « Фонтан», «Цветная водичка « и т.д. Развитие сенсомоторной сферы тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт детей, учить их быть внимательным к тому, что их окружает, заинтересовывать и придумывать для них мотивацию.

Характерные особенности детей с множественными нарушениями физического и (или) психофизического развития

В любом обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – лица с множественными нарушениями физического и (или) психофизического развития (далее по тексту ТМНР).

Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.

Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетаний. В неё включены лица с тяжелой или глубокой интеллектуальной недостаточностью; лица имеющие нарушения развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью; лица у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами и др. Таким образом, дети с ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размер поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдает интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

Дети с ТМНР до середины 1990-х считались «необучаемыми». Они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где вся помощь сводилась к содержанию и уходу.

В последние годы в Беларуси наблюдается стремление специалистов, родителей и общественных организаций объединить усилия в защиту прав лиц с ТМНР на достойную жизнь на принципах гуманистических ценностей. Благодаря изменениям государственной политики Республики Беларусь в сфере специального образования в настоящий момент дети с ТМНР имеют право на обучение и воспитание, а также получение коррекционно-развивающей помощи в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, начиная с младенческого возраста и на протяжении всей жизни. К учреждениям, обеспечивающим получение этой категории лиц специального образования, относятся Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

Понятие о тяжелом и (или) множественном нарушении развития.

Понятие о тяжелом и (или) множественном нарушении развития.

«Тяжелые физические и (или) психические нарушения выраженные в такой степени, что получения образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарной профессиональной подготовки (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специального образования). Глава 1., П.1.6.).

Так что же понимают под термином «множественные нарушения развития»?

К множественным нарушениям развития относятся сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например: сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения речи.

В качеств6е синонимов термина «множественные нарушения развития» в литературе могут быть использованы и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект (нарушение)», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся последнее время – «сложная структура нарушений».

Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к взаимному усилению. Вследствие этого отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно грубее по сравнению с простой единицей отдельных нарушений.

В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями развития разделены на три основные группы.

Вторая группа – дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующие ему другие нарушения, выраженные в слабой степени, но заметно отягощающие ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

Третья группа – дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *