Что значит тяжелая дума
Значение слова « Дума »
В словаре Ожегова
В словаре Ефремовой
В словаре Фасмера Макса
ду́ма
«мысль», укр. ду́ма «народная песня» (первонач. «рассказ»; см. Соболевский, ЖСт., 1893, вып. 2, стр. 251), болг. ду́ма «слово», слвц. duma «раздумье, размышление, высокомерие», польск. duma «гордость».
Заимств. из герм., ср. гот. dōms «суждение»; см. Mi. EW. 52; Уленбек, AfslPh 15, 486; Бернекер 1, 237; Лёве, KZ 39, 316; Мейе, Et. 162; Брюкнер 103; AfslPh 42, 142. Неубедительно сближение слав. слова с дым, греч. θῡμός «душа, мысль, дух», др.-инд. dhūmás; см. Младенов 154; РФВ 62, 262 и сл.; Стендер-Петерсен 485 и сл.; ZfslPh 13, 257; ср. Траутман, GGA, 1911, стр. 250 и сл.; Торп 198; Кипарский 171 (с библиографией). Из слав. заимств. лтш. duõma «мысль, мнение» (М. – Э. 1, 532 и сл.).
••
(Вайан (Gramm. сотр. 1, 199; RES 27, 1951, стр. 291 и сл.) выдвинул новую этимологию: слав. duma – отглаг. образование от до-оумѣти, т. е. из *doúma. – Т.)
В словаре Д.Н. Ушакова
В словаре Синонимов
мечта, размышление, раздумье, мысль, медитация, рефлексия, совет; помышление, думка, госдума, парламент, песня, думушка, помысел
В словаре Энциклопедии
1) название представительных выборных законосовещательных учреждений (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума) в России. 2) Собрание, совет бояр, земских выборных и т. п. на Руси (Боярская дума, Земская дума).
В словаре Синонимов 2
сущмысль, размышление, раздумье
В словаре Синонимы 4
госдума, думка, думушка, мысль, парламент, песня, помысел, помышление, раздумье, размышление, совет
Значение слова «дума»
1. То, что заполняет сознание; мысль, размышление, раздумье. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пушкин, Медный всадник. Пименов снова погрузился в думу. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. [Горький] был властителем наших дум гораздо раньше, чем мы познакомились с его книгами. Павленко, А. М. Горький.
2. Жанр исторического народного украинского эпоса, а также произведение этого жанра. || Род стихотворений на гражданские, политические темы в русской поэзии 19 в. «Думы» Рылеева.
3. Название различных органов центрального и местного управления в России. Боярская дума (совет бояр в Московской Руси). Городская дума (выборное представительное учреждение в царской России, которому по положению принадлежали законодательные функции).
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Дума (думка) — устаревшее название мысли: «думать думу», «думку гадаю».
Дума — вид лирико-эпических произведений украинской устной словесности.
Дума — сын Измаила (Быт. 25:14) и одно из племен измаильтян.
«Дума» — стихотворение поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, написанное им в 1838 году.
ДУ’МА, ы, ж. 1. Размышление, мысль (поэт. устар. и обл.). Тяжкие думы. 2. Род украинской народной песни (лит., этногр.). Казацкие думы 17 века. || Род лиро-эпической поэмы (лит.). Думы Рылеева. 3. Представительное собрание с законодательными или административными функциями в России (истор.). Боярская д. Государственная д. Городская д.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ду́ма
1. часть внутреннего мира человека, незавершённый продукт деятельности ума, возникающий независимо от воли человека в результате тяжёлого и медленного, обычно неоднократно возобновляемого осмысления чего-либо; мысль, размышление, раздумье ◆ Сколько дум она передумала, сколько слёз пролила. ◆ И много других подобных дум проходило в уме моём. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839 г.
2. жанр украинского словесно-музыкального фольклора ◆ В его характере начало проявляться что-то странное: он то постился и молился, то предавался пьяному разгулу и пел думы своего сочинения; то был ласков и равен в обращении со всеми, то вдруг делался суров и надменен; то молился Богу, то советовался с чаровницами. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Выпуск пятый: XVII столетие», 1862–1875 г.
3. полит. в ряде стран — выборный или представительный орган законодательной или распорядительной власти ◆ А вступившее в законную силу решение суда обяжет мэров всех городов области подписать все ранее принятые, хоть за 10 лет, постановления районных и городских дум. Сергей Авдеев, «У мэров отобрали долгий ящик. Главам администраций запрещено игнорировать депутатов», 2002.08.22 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)
Тяжелые думы Михаила Нестерова
К 100-летию Русской смуты
Если… не будете как дети, не войдете в Царство Небесное.
(Мф. 18: 3)
В 1933 году художник Михаил Нестеров заканчивает работу над картиной «Страстная седмица», лейтмотивом которой является покаяние русского народа – от интеллигенции до простого крестьянина, – и датирует ее 1914 годом, на случай обыска в московской квартире на Сивцевом Вражке, принадлежавшей его дочери Ольге. Годом, когда началась Первая мировая война, положившая начало тяжелому и страшному периоду в истории России. На картине в великопостном облачении художник изобразил священника Леонида Дмитриевского, с которым познакомился в Армавире в 1918 году. Отец Леонид появится не раз на послереволюционных полотнах Нестерова. Брат отца Леонида, священник Ставропольской епархии, в 1919 году был зарублен красногвардейцами, сам отец Леонид чудом избежал расправы, а его супруга в том же году умерла от сердечного приступа. Последняя встреча Нестерова с отцом Леонидом состоялась в 1938 году, когда художник приютил возвратившегося из трехлетней ссылки священника на ночь на Сивцевом Вражке. Это был тот самый год, в который расстреляли зятя художника, его дочь Ольгу отправили в ссылку, а сам Нестеров, будущий лауреат Сталинской премии, провел две недели в Бутырской тюрьме.
Во многих статьях в популярных изданиях, не разобравшись, пишут о Нестерове, будто после революции он «переключился» на портреты выдающихся деятелей советской эпохи, оставив присущую ему религиозно-философскую тему. Это глубокое заблуждение, опровергаемое хотя бы уже упомянутыми выше двумя картинами художника. Примечательно, что обе они утаивались: одна была датирована дореволюционным годом, другая хранилась в чехле за диваном. Почему? Ответ на этот вопрос дает сам художник в письме к А.В. Жиркевичу [3] :
Нестеров здесь довольно емко описывает свой взгляд на революционную «борьбу за свободу»: Россия вновь оказалась у разбитого корыта.
Интересно без излишних комментариев ознакомиться с отрывками из четырех писем Нестерова Жиркевичу, в которых четко прослеживаются взгляды художника на Февральскую и Октябрьскую революции и выражаются его мысли относительно будущего России.
2 апреля 1917 года, Москва:
«Я лично пережил события весьма сложно и трудно… Я был бы счастлив, если бы верил… в благо переворота. Увы! Этой веры во мне нет… Итак, долг и разум говорят одно, а совесть и сердце влекут властно к тому хорошему, былому. А хорошее, конечно, было, иначе Россия не была бы тем великим государством, каким она все же до сих пор признаётся».
«День и ночь мы жили под выстрелами… На людей охотились, как на зайцев, это мы наблюдали из окон»
23 ноября 1917 года, Москва:
«Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа – осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое… Всё провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых – одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения “товарищей” – солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей… День и ночь мы жили под выстрелами… На людей охотились, как на зайцев, это мы наблюдали из окон. Но так или иначе, но нас пока Бог миловал. Но мы “буржуи” все же и по сей день под угрозой, и как “сознательные” телята – ждем своего часа».
27 декабря 1917 года, Москва:
«Если я и вижу некоторую надежду на лучшее будущее – то это пока лишь в области жизни религиозной, церковной, в установлении Патриаршества. В удачном выборе Патриарха – Тихона… Быть может, благодаря его мудрости суждено России увидеть лучшие дни. Дай-то Бог!»
«Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна придти к великому воскресению»
12/25 мая 1918 года, Москва:
«В народном, в массовом сознании произошел под различными условиями и главным образом голодом – крутой надлом… “Очарование” проходит… Недавний (второй) крестный ход был тому лучшим подтверждением… Сколь малолюдно и “подневольно” было празднество 1-го мая, столь многолюдно, единодушно и величественно-радостно было торжество на той же Красной площади в Николин день… Личность Святейш[его] Патриарха Тихона всё более и более становится ценной, отвечающей самой идее Патриаршества. Ничего суетного, нашего мирского. Все значительно, просто – величаво. Все – без фраз, все дело, и дело достойное, значительное, разумное, все веско и истинно…
Личная моя жизнь проходит, как и раньше, в работе… Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна придти к великому воскресению».
В 1917 году Нестеров, завершив масштабное полотно «На Руси. Душа народа», на создание которого у художника ушло 10 лет, – как бы подводящее черту под многовековой историей пути русского христианского народа к Богу, с евангельским эпиграфом: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», – работает над картиной «Философы» и портретом архиепископа Антония (Храповицкого). В «Философах» на контрасте образов отца Павла Флоренского и Сергея Булгакова отражены противоречивые думы о судьбах русской мыслящей интеллигенции, с представителями которой Нестеров был знаком через Религиозно-философское общество памяти Вл. Соловьёва. В декабре 1917-го Нестеров пишет Жиркевичу:
Летом 1914 года, накануне начала Первой мировой войны, предтечи революций 1917-го, Михаилу Нестерову приснился сон – «страшный сон», – который он перенесет на одноименную акварель, пропавшую в годы революции и вновь повторенную художником в 1924 году. Нестеров словно предчувствовал страшные времена для горячо любимой им Родины.
[1] Дурылин С.Н. В своем углу. М., 2006. С. 192.
[2] Фудель С.И. Собрание сочинений: В 3-х т. Т. 1. М., 2001. С. 52
[3] Жиркевич Александр Владимирович (1857–1927) – военный юрист, литератор, коллекционер, видный деятель культурных начинаний, попечитель госпиталей и тюрем. В 1907 г. Жиркевич пишет первое письмо М.В. Нестерову. Завязалась переписка, продлившаяся до 1925 г.
[4] Из письма М.В. Нестерова к А.В. Жиркевичу. 6 июля 1924 г., Москва.
[5] Нестеров М.В. О пережитом. 1862–1917. Воспоминания. М., 2006. С. 492.
[6] Из письма М.В. Нестерова к А.В. Жиркевичу. 31 декабря 1923 г.
[7] Из письма М.В. Нестерова к А.А. Турыгину. 5 июня 1921 г., Москва, Сивцев Вражек.
[8] Из письма М.В. Нестерова к А.В. Жиркевичу. 27 декабря 1917 г., Москва.
[9] Нестеров М.В. О пережитом. 1862–1917. Воспоминания. С.472–473.
[10] Из письма М.В. Нестерова к А.В. Жиркевичу. 18 октября 1911 г., Рим.
[11] За книгу воспоминаний «Давние дни» М.В. Нестеров получил звание почетного члена Союза писателей СССР.
[12] Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. М., 2004. С. 381.
Анализ стихотворения «Дума» М.Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов написал «Думу» в 1838 году, когда находился в Петербурге, и вложил в него свои переживания, касающегося нравов его современников. По одной из существующих версий, задумка появилась у поэта после знакомства с декабристом. Лермонтов общался с ним тогда, когда находился в ссылке, и, судя по всему, взгляды и искренняя вера в идеи, ради которых мужчина готов был расстаться с жизнью, наложили свой отпечаток на взгляды молодого поэта, провели чёткую черту различия между теми людьми, с которыми он был ранее, и декабристами, горящими своей идеей.
Через год стихотворение было издано с цензурными пометками в журнале «Отечественные записке» и получило положительные отзывы критиков. Сама рукопись не сохранилась.
Темы и проблемы.
Одна из центральных тем стихотворения – глубокая духовно-социальная внутренняя трагедия поколения современников Лермонтова. Они не понимают, ради чего и зачем живут, не учатся на ошибках своих отцов, не пытаются отыскать смысл жизни, они просто ведут пустую жизнь и плывут по течению, старательно избегая трудности – не живут, а существуют, даже не боятся смерти. Их ум и чувства стали каменными, у них нет идеалов, ценностей и целей, и ничто не способно пробудить их, заставить что-то совершить как для себя, так и для страны. И это – беда целого поколения, тысяч молодых людей без будущего, которые не смогут оставить ничего, кроме могилы, после своей никчёмной жизни.
Ещё одна тема – так называемая «проблема отцов», заключающаяся в том, что молодёжь, глядя на старшее поколение, их опыт, и потому начинают бездействовать, и, боясь повторить чужую судьбу, молчат.
Проблемы «Думы» вытекают из заявленных тем и показывают людские пороки, осуждаемые автором.
Это лицемерие. Поколение боится, поэтому прячет, душит и уничтожает чувства, намеренно и целенаправленно лишает себя самости, а перед обществом играет, соглашается с мнением, которое не соответствует их взглядам. Это не позволяет им раскрыться, загоняет их в угол, и в этом кроется трагедия современников поэта, которая, однако, не обходит стороной и его.
Осуждает поэт и праздность. Это касалось, в первую очередь, дворян, которые ничего не хотели делать, так как уже имели всё, и их устраивало то, что ради их комфорта впроголодь и до изнеможения трудятся крестьяне.
Автор порицает равнодушие и циничность своего поколения, острого на язык, чёрствого до чувств и эмоций.
Больше всего автор раскрыл проблему бессмысленности существования. И это действительно было очень серьёзной проблемой того общества, так как оно понятия не имело, ради чего стоит жить и их единственной целью становилась напускная успешность и светские вечера.
Композиция.
«Дума» состоит из 5 строф, связанных одной тематикой и одним эмоциональным настроением. Структура ослаблена, повествование ведётся от второго лица множественного числа, так как автор отождествляет себя с этим поколением.
Жанр, направление, размер.
Жанр – элегия, содержащая элементы эпиграммы и сатиры.
Направление — философско-гражданская лирика с чётко выраженной позицией автора.
Размер стихотворения — шестистопный ямб, но, делая акцент на определённых мыслях, автор использует пятистопный или четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная.
Средства выразительности.
Поэт часто использует метафоры для передачи настроения общества («огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы») и его порицания («иссушили ум»).
Ярко выражают общее весёлое настроение эпитеты («роскошные забавы» и «сладостный восторг») и рисующие некую атмосферу общего отчаяния («бесполезная наука», угрюмая толпа», «тайный холод»).
Метонимия используется для своего рода самоиронии, звучащей из уст молодёжи («и к гробу мы спешим») и осознания ими своей праздности («богаты мы едва из колыбели»).
Часто используется сравнение, выражающее, опять же, настроение («жизнь томит, как ровный путь без цели») и внутренние ощущения («как тощий плод» и «как пир на празднике чужом»).
Используется и оксюморон, иронично выражающий всю атмосферу общества («добросовестный, ребяческий разврат»).
Автор использует гиперболу для выражения отношения современников к самим себе («презренные рабы»).
Также используются антитезы для создания ощущения метания между идеалами («к добру и злу» и «ни злобе, ни любви») и позициями («надежды лучшие – неверье»)
Образы и символы.
В образе лирического героя заключён образ поколения, целого общества, взгляды и позиции которых он не желает разделять. Его страшит и беспокоит будущее, то, что он не оставит поле себя ничего, кроме могильной плиты, и его современников это устраивает. Ему скорбно от того, что он не может ничего изменить, что он стал заложником общества.
В образе толпы заключён образ людей, лишённых цели и смысла жизни, бездумно прожигающих каждый день и не помышляющих о будущем. Лирический герой подавлен атмосферой жизни настолько, что невольно приобщает себя к окружающим.
Так называемые «Ошибки отцов» — это восстание на Сенатской площади, организованное декабристами, жестоко подавленное и научившее людей не гореть жаждой изменить мир и не разделять эти опасные идеи. Подавленные цензурой и авторитарностью царя, они просто смирились с этой участью.
Проблематика и основная идея произведения.
Основная мысль стихотворения доносится до читателя через образ лирического героя, разочарованного как в эпохе, так и в обществе, в современниках и их взглядах, их безмолвии, чёрствости, цинизме, бесполезности их существования. Он показывает это через образ безнравственной молодёжи, разучившейся что-либо ценить, не способной оставить что-то после себя. У них нет целей, нет желаний, они вынуждены лицемерить и настолько привыкли к этому, что уже не чувствуют дискомфорта и угрызений совести, они праздны, они не хотят работать и производить блага, они циничны, безжалостны и холодны. Героя страшит, что он сам относится к этому поколению, напуганному и наученному «опытом отцов», что он сам оказался его частью и также долго молчал, но теперь готов творить и ему есть, что сказать миру. Однако он также осознаёт, что сам не в силах что-то кардинально изменить, это должен сделать каждый из «потерянного поколения».
Само название стихотворения – «Дума» — связано с основной темой произведения. Это – тяжёлая дума о судьбах его поколения, не дающая уставшему лирическому герою покоя ни на секунду, пугающая и огорчающая одновременно.
«Дума» — тяжёлое стихотворение, поднимающее актуальные, острые проблемы, подходящие для любых эпох и оттого ставшее классикой.
Тяжелый – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Ищешь, что значит слово тяжелый? Пытаешься разобраться, что такое тяжелый? Вот ответ на твой вопрос:
Значение слова «тяжелый» в словарях русского языка
Тяжелый это:
1.Имеющий большой вес, большую тяжесть. Ant:легкийотт. Сильный, мощный.
2.Грузный, тяжеловесный. отт. перен. Лишенный легкости, изящества; громоздкий, массивный.
1.Требующий большого труда, больших усилий; трудный. отт. Затруднительный для понимания. отт. перен. Доставляющий много неудобств, неприятностей; обременительный.
2. перен.Производимый не свободно, с напряжением; затрудненный.
3. перен.Неприятный по физическим ощущениям. отт. Испытывающий ощущение тяжести, недомогания.
1.Полный лишений; горестный.
2.Гнетущий, мрачный, безрадостный. отт. Выражающий мрачное, безрадостное, тревожное состояние.
3.Суровый, строгий, жестокий. отт. Вызывающий неприятные последствия, грозящий тяжелым наказанием.
Тяжелый
прил.
1) а) Имеющий большой вес, большую тяжесть (противоп.: лёгкий). б) Сильный, мощный.
2) а) Требующий большого труда, больших усилий; трудный. б) перен. Доставляющий много неудобств, неприятностей; обременительный. в) перен. Полный горя, лишений; горестный.
3) а) перен. Гнетущий, мрачный, безрадостный. б) Выражающий мрачное, безрадостное, тревожное состояние.
4) а) перен. Суровый, строгий, жестокий. б) Вызывающий неприятные последствия, грозящий тяжелым наказанием.
5) перен. Опасный, серьезный (о болезни, болезненном состоянии).
6) перен. Затрудненный, производимый не свободно, с напряжением.
7) а) Грузный, тяжеловесный. б) перен. Производящий впечатление тяжести; громоздкий, массивный.
8) а) перен. Лишенный легкости, изящества. б) Затруднительный для понимания.
9) перен. Густой, насыщенный (обычно неприятный).
10) а) перен. Неприятный по физическим ощущениям. б) Испытывающий ощущение тяжести, недомогания.
11) Перевариваемый, усваиваемый с трудом (о пище).
12) перен. Трудный, неприятный в общении, общежитии; неуживчивый.
13) перен. Использующий мощные средства, мощное оборудование.
Тяжелый
грузный, лишенный легкости Тяжелые шаги. Т. ум (перен. : медлительный). Т. слог (перен. : тяжеловесный). тяжелый трудный, требующий большого труда, больших усилий Т. труд. Тяжелая задача. Тяжелая обязанность. тяжелый имеющий большой вес, отягощающий Т. груз. Т. чемодан. Тяжело (нареч.) нагруженный автомобиль. Тяжелая пища (перен. : трудно перевариваемая). Тяжелое топливо (нефть, керосин, мазут; спец.). Тяжелая рука у кого-н. (перен. : больно бьет). Тяжелая голова у кого-н. (перен. : при недомогании). С тяжелым сердцем (перен. :
1) == скрепя сердце;
2) с ощущением беспокойства, озабоченности ). тяжелый суровый, очень серьезный Тяжелое наказание. Тяжелая вина. Тяжкое преступление. тяжелый О болезненных, физиологических состояниях: опасный, очень серьезный Тяжелая рана. Т. больной (в опасном состоянии). Тяжелые роды. тяжелый горестный, мучительно-неприятный Тяжелое чувство. Тяжелое зрелище. Т. день (напряженный или неудачный). тяжелый относящийся к машинам или средствам вооружения большой мощности, силы Тяжелое машиностроение. Т. танк. Тяжелая самоходная артиллерия. Тяжелая кавалерия. тяжелый напряженный, затруднительный; доставляющий беспокойство, неприятность Тяжелое дыхание. Т. сон. Т. воздух (несвежий). Т. запах (неприятный). тяжелый неуживчивый, трудный N3 Т. человек. Т. характер.
Тяжелый
прил.
1) а) Имеющий большой вес, большую тяжесть (противоп.: лёгкий). б) Сильный, мощный.
2) а) Требующий большого труда, больших усилий; трудный. б) перен. Доставляющий много неудобств, неприятностей; обременительный. в) перен. Полный горя, лишений; горестный.
3) а) перен. Гнетущий, мрачный, безрадостный. б) Выражающий мрачное, безрадостное, тревожное состояние.
4) а) перен. Суровый, строгий, жестокий. б) Вызывающий неприятные последствия, грозящий тяжелым наказанием.
5) перен. Опасный, серьезный (о болезни, болезненном состоянии).
6) перен. Затрудненный, производимый не свободно, с напряжением.
7) а) Грузный, тяжеловесный. б) перен. Производящий впечатление тяжести; громоздкий, массивный.
8) а) перен. Лишенный легкости, изящества. б) Затруднительный для понимания.
9) перен. Густой, насыщенный (обычно неприятный).
10) а) перен. Неприятный по физическим ощущениям. б) Испытывающий ощущение тяжести, недомогания.
11) Перевариваемый, усваиваемый с трудом (о пище).
12) перен. Трудный, неприятный в общении, общежитии; неуживчивый.
13) перен. Использующий мощные средства, мощное оборудование.
Тяжелый
тяжёлая, тяжёлое; тяжёл, тяжела, тяжело.
2. Трудный, требующий большого труда, больших усилий. Тяжелая работа. Мне тяжело (нареч.) нести десять кило. Тяжелые роды. Тяжелая задача. Тяжелый подвиг. Тяжелая беговая дорожка (спорт.). Тяжелые льды (трудно проходимые; спец.). – перен. Обременительный, доставляющий много неудобств, неприятностей. Сколь тяжела обязанность моя! Пушкин. Напрасно ты думаешь, что эта жертва тяжела для меня. Неужто отцовы слова так тяжело (нареч.) слушать? Максим Горький. Мне жизнь девическа ничуть не тяжела. Крылов. Ему тяжело (нареч.) приходится с большой семьей. – перен. Горестный, полный горя, лишений. Тяжело ты, крестьянское горе! Некрасов. Тяжелые дни потянулись. Некрасов. Тяжелый год сломил меня недуг, беда застигла, счастье изменило. Некрасов. Тяжел наш путь. А.К. Толстой. Тяжело (нареч.) переживать утрату близких. – безл., в Гончаров. Тяжелы первые впечатления провинциала в Петербурге. Гончаров. Я ушел – и наткнулся как раз на тяжелую сцену. Некрасов. Ноет душа от тяжелой тоски. И. Никитин. меня гнетет какое-то странное, тяжелое дчувствие. Чехов. Тяжелая дума обуяла его. Максим Горький. Тяжелый сон (сновидение). Тяжелый бред. Тяжелое чувство. Тяжело в ночной тиши выносить тоску души. Фет. – безл., в знач. сказуемого тяжело, кому-чему. О чьем-н. тягостном, мрачном, безрадостном состоянии, настроении. Вам тяжело и тошно в здешнем доме. Тргнв. У меня тяжело на душе. Мне было тяжело, а потом прошло. – Выражающий мрачное, безрадостное, тревожное состояние. Рассказчица тяжело (нареч.) вздыхает, собеседница вторит ей. Салтыков-Щедрин. Тяжелый взгляд. преступление. Тяжелая ответственность.
6. О болезненных состояниях: опасный, серьезный. Тяжелая болезнь. Тяжелая рана. Тяжелое обморочное состояние. Скарлатина в тяжелой форме. Тяжело (нареч.) заболел. Тяжело (нареч.) больной.
7. Напряженный, затрудненный, производимый не свдно, с напряжением. Она тяжело (нареч.) перевела дух. Чрншвскй. Незнакомка была бледна и тяжело (нареч.) дышала. Чехов. Тяжелое дыхание. Тяжелое усилие. Тяжело (нареч.) шли в гору лошади. Фдн. – перен. Об уме, соображении: не быстрый. Тяжелый ум. Тяжело (нареч.) соображает.
8. Грузный, тяжеловесный. Ее движенья непроворны, Она ступает тяжело (нареч.). Брюсов. За ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал. Пушкин. Тяжелый шаг. Тяжелая поступь. – перен. Производящий впечатление тяжести, грузности (крупными размерами, темными, густыми красками, низким звучанием, медленным темпом и т.п.). Тяжелые облака. Тяжелые краски. Тяжелые тона. Тяжелые аккорды.
9. перен. Лишенный легкости, изящества, затруднительный для понимания. Тяжелый слог. Тяжелое изложение. Тяжелый язык перевода. Тяжело (нареч.) излагать свои мысли. Тяжело (нареч.) писать.
10. перен. Густой, насыщенный (преимущ. Неприятный). Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух. Тргнв. Тяжелый воздух в комнате. Тяжелый дух от протухшего. Тяжелый запах.
15. только полн. формы. Входит в состав физико-химических, минералогических и др. терминов (спец.). Тяжелое топливо (жидкое горючее, близкое по удельному весу к воде, напр. нефть, керосин). Тяжелое масло (продукт переработки каменноугольного дегтя). Тяжелая вода (обладающая большим молекулярным весом, чем обычная). Тяжелые металлы (медь, свинец, цинк, олово и др.). Тяжелый шпат (минерал барит). – перен. см. атлетика. Тяжелая индустрия или тяжелая промышленность – см. индустрия, промышленность. Тяжелая рука у кого (разг.) –
1) причиняющая тяжелую боль, наносящая сильные удары; говорится о том, кто любит бить, драться. Муж тебе выпал недобрый на долю – с бешеным нравом, с тяжелой рукой. Некрасов.
2) не благоприятствующая успеху; говорится суеверными людьми о человеке, участие которого в деле сопровождается неудачей. Тяжелый день – неудачный, сулящий неудачи. – Ничего не продали. Нынче день тяжелый. А. Острвскй. Понедельник – тяжелый день (старинное поверье). Тяжелый на подъем (разг.) – перен.
1) с трудом поднимающийся с места, с неохотой пускающийся в путь, любящий сидеть на одном месте;
2) неохотно, с трудом, медлительно принимающийся за работу, ленивый.
Тяжелый
РЫНОК- положение на рынке, при котором число приказов продать превышает число поручений купить. Аналогичная ситуация на рынке отражается термином «рынок покупателя».
Тяжелый
имеющий значительную массу или вес; трудноподнимаемый имеющий бо́льшую массу, вес по сравнению с иными объектами того же класса, ряда трудный, требующий большого количества усилий; сопряжённый с трудностями, лишениями сложный, непростой для решения труднопереносимый, мучительный : крайне серьёзный, опасный для жизни находящийся в опасном для жизни состоянии неприятный, тягостный, удручающий : тягостный, мрачный, гнетущий выражающий мрачное, подавленное настроение : толстая, плотная материя, а также одежда, вещи, сделанные из такой ткани
Где и как употребляется слово «тяжелый»?
Кроме значения слова «тяжелый» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «тяжелый».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «тяжелый» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «тяжелый»
Пёс резко остановился и, сев у крыльца дома, уставился на незнакомых людей тяжёлым взглядом, не обещающим ничего хорошего.
Не употреблять говядины, свинины, наваристых бульонов, жареных и копчёных блюд, так как любые излишества в пище – очень тяжёлая работа для организма.
Во-вторых, меня не привлекала перспектива долгой ночной прогулки после дня тяжёлой работы.