Что значит церковно приходская школа

Церковно-приходская школа

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Церковно-прихо́дские школы (ЦПШ) — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1] ; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. Ранее — приходские училища.

Содержание

История ЦПШ

К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (употреблялись также названия: «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»). Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.

Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств. В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств.

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870—80-х годов, в период общественных потрясений. В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история.

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов.

В связи с началом русско-японской войны 1904—05 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

С началом 1990-х годов началось возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. Архиерейский собор Русской православной церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне». Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

С распадом СССР в России вновь появились такие школы. Пример тому негосударственное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа, Церковно-приходская школа № 1 им. Константина Победоносцева в Москве. [2]

Библиотеки школ

В 1910-е годы значительное развитие получили библиотеки при церковно-приходских школах. Планировалось открыть 1500 новых библиотек при школах. Из них 1000 должны были быть созданы в крупных населённых пунктах.

Комплектованием и организацией школьных библиотек занималась Издательская комиссия училищного совета при Святейшем синоде. При училищном совете был создан специальный книжный склад. Для внеклассного чтения в библиотеки поставлялась литература религиозно-нравственного содержания, антиалкогольная, по медицине и гигиене, по истории церковной и гражданской, по сельскому хозяйству и ремёслам, художественная литература.

2 января 1916 года состоялся съезд наблюдателей церковно-приходских школ Забайкалья. Съезд признал, что:

Попечители школ

Многие церковно-приходские школы имели попечителей. Попечителями избирались, как правило, местные купцы. Попечители оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлежности и др. Часто церковно-приходские школы находились в бедственном положении и имели низкое финансирование, на что неоднократно указывали различные общественные деятели.

Известные учащиеся церковно-приходских школ

Память

В 1909 году в рамках всероссийского празднования была учреждена медаль «В память 25-летия церковных школ».

См. также

Примечания

Ссылки

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Полезное

Смотреть что такое «Церковно-приходская школа» в других словарях:

Церковно-приходская школа — тип массовой общеобразовательной школы дореволюционной России, дающей начальное образование. это одна из старых в истории образования школ. Создавалась при церковном приходе и преследовала вместе с целями образования цели религиозного воспитания … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Церковно-приходская Школа — ежемесячный журнал, издаваемый с 1887 г. в Киеве, при Киевском епархиальном училищном совете. Год начинается с 1 августа. Редактор П. Игнатович … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Церковно-приходская школа — – журнал, существовавший с 1887 г. при киевск. епархиальн. училищном совете в г. Киеве, выходил ежемесячно под редакторством Г. Игнатовича, причем год начинался у журнала 1 августа … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Церковно — топоним: Беларусь Церковно деревня, Чапаевский сельсовет, Верхнедвинский район, Витебская область Церковно хутор, Зябковский сельсовет, Глубокский район, Витебская область См. также Церковно археологический кабинет Церковно археологический музей… … Википедия

Школа (значения) — В Викисловаре есть статья «школа» Школа (греч … Википедия

Школа № 1 (Одесса) — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Школа № 1 … Википедия

Чуманкасинская средняя общеобразовательная школа — МОУ «Чуманкасинская средняя общеобразовательная школа» Основана: 1884 Директор: Васильев Валерий Михайлович Тип: средняя общеобразовательная Учеников: 235 Адрес: Чувашская Республика, Моргаушский район, дер.Одаркино, ул. Центральная, дом 3.… … Википедия

Шелаевская средняя общеобразовательная школа — 1912 год открытие Земской школы в с. Шелаево Валуйского уезда, Воронежской губернии. 1934 год открытие семилетней школы в с. Шелаево Уразовского района, Курской области. 1955 год реорганизация семилетки в Шелаевскую среднюю общеобразовательную… … Википедия

Белкинская школа — Белкинская церковно приходская школа Основана 17 сентября 1885 Закрыта 1918 Директор Фёдор Тихомиров (1885 1901) Тип Церковно приходская школа Учеников 50 60 Адрес … Википедия

Источник

1900. Церковно-приходские школы

Согласно Большой российской энциклопедии «Церковно-приходские школы – это система начальных школ при приходах Русской церкви, действовавшая в 1804-1917 годах. Создание начальных приходских училищ было предусмотрено реформой 1804 г., направленной на формирование 4-ступенчатой образовательной системы (также включала уездные училища, губернские гимназии и университеты в губернских городах). Эти школы-училища должны были давать детям из всех сословий (преим. крестьянским) начальное образование и готовить к поступлению в уездные училища. Однако реализация реформы шла медленно. В 1836 году Св. Синод издал «Правила о первоначальном обучении поселянских детей» о создании церковно-приходских школ (церковных школ, священнических школ или школ для поселянских детей). В 1839 году действовало около 2000 школ, в 1851 г. – 4713 школ (93350 уч-ся). В ходе реформ начала 1860-х гг. число церковно-приходских школ значительно возросло (в 1865 г. около 20 000 церковно-приходских школ, в которых учились около 400 000 детей), но после церковной реформы 1867–1869 гг. число таких школ резко снизилось.

Согласно «Правилам о церковноприходских школах» (1884 г.), школы делились на одноклассные с 2-летним сроком обучения (с нач. XX века – 3-х годичные) и двухклассные 4-летние (позднее – 5-летние). В первых преподавали Закон Божий, чтение (на русском и церковнославянском языках), письмо, арифметику, церковное пение; во вторых – те же дисциплины в расширенном объёме, а также историю.

Учителями в церковно-приходских школах в основном становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии или епархиальные училища. Многие преподаватели церковно-приходских школ следовали педагогической системе С.А. Рачинского. Церковно-приходские школы состояли в ведении Училищного совета при Святейшем Синоде и его епархиальных подразделений и финансировались государством (казной). Обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход, некоторые школы имели попечительские советы в составе заведующего школой (настоятеля прихода), учителей, представителей земства и выборных лиц православного вероисповедания из местного населения (в основном купцов).

Благодаря деятельности обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева число церквоно-приходских школ возросло до 42 696 в 1905 году (46,5% от всех начальных школ Российской империи). В начале XX века эти школы вместе с земскими школами давали начальное образование значительному числу крестьянских детей. Главным их недостатком считался слабый уровень образования, недостаточный для поступления в средние учебные заведения. В связи с русско-японской войной и последующими политическими событиями в России государственное финансирование церковно-приходских школ сократилось, что привело к их уменьшению количества до 40 530 в 1915 г. (32,8% всех начальных учебных заведений). Постановлением Временного правительства от 20.6. (3.7). 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения; под управлением Св. Синода осталось менее 1000 школ. Окончательно церковно-приходские школы были ликвидированы постановлением Совета народных комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» от 11(24).12.1917 г. Далее началась успешная советская эпоха в системе народного образования.

Правила о церковно-приходских школах (1884 г.)

Вот в такую церковно-приходскую школу города Оренбурга был принят в июне 1900 года на казённый счёт, содержание и по направлению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея 13-летний алтарник Василий Никитович Максимов.

На картинке: 1900. Оренбург. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. Составитель Н. Ильминский. Обучение церковно-славянской грамоте в церковно-приходских школах и начальных училищах с примерами для чтения из св. писания и молитв и с объяснениями для учителей. Книжка вторая. Для учеников. Издание 11-ок Училищного при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург. 1904. Чья-то надпись на титульной обложке: «Подорить»…

Источник

Что значит церковно приходская школа

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Когда сейчас говорят о приходской школе, по большей части имеют в виду воскресные занятия при храме по Закону Божию и иным предметам. Однако в дореволюционное время церковно-приходские школы имели особое значение как часть общегосударственной системы образования, хотя заботы об их содержании и организации учебного процесса государство на себя не брало. Что представляли собой такие учреждения, можно увидеть на примере церковно-приходских школ Вяземского уезда Смоленской губернии.

В начале ХХ века Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты).

Все типы школ начального образования различались между собой в зависимости от того, кем и на чьи средства они учреждались, финансировались, а также от содержания школьной программы.

Земские школы открывались по инициативе земств и ими управлялись. Срок обучения в них составлял три-четыре года, в течение которых изучались Закон Божий, чтение, письмо, арифметика и пение. Иногда учащимся дополнительно давались сведения по природоведению, географии и истории.

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Николай Богданов-Бельский. Сочинение

Церковно-приходские школы учреждались при церковных приходах. Они были одно- и двуклассными. В них преподавались Закон Божий, чтение, письмо и арифметика. В двуклассных церковно-приходских школах изучалась также история.

Школы грамоты представляли собой школы элементарного обучения. Они подчинялись разным ведомствам или находились в ведении частных лиц. В конце XIX века они были переданы в ведение Синода. Обучение в школах грамоты продолжалось один-два года, преподавались чтение, письмо, основные правила арифметики и церковное пение.

Протоирей Алексей Вишнев и его прошение

Интересные подробности о деятельности церковно-приходских школ Вяземского уезда в начале ХХ века мы можем узнать из журнала «Смоленские епархиальные ведомости», а также из редких сохранившихся документов.

Один из них – «Краткий отчет о церковных школах Вяземского уезда на 1914-1915 годы». Отчет подготовлен председателем Вяземского отделения Смоленского епархиального училищного совета, уездным наблюдателем школ Алексеем Ивановичем Вишневым.

Известно, что в 1887 году Алексей Вишнев был рукоположен в иереи и был священником Троицкого собора. В Памятной книжке на 1895 год указано, что он преподавал в Вяземском духовном училище, состоял в Уездном комитете попечительства о народной трезвости. В Памятной книжке на 1915 год Алексей Вишнев упомянут как протоиерей.

26 сентября 1915 года Алексей Иванович Вишнев представил в Вяземскую уездную земскую управу отчет о деятельности вяземских церковно-приходских школ. Он акцентировал внимание на том, что источники финансирования церковных школ «случайны и неопределенны, …. а между тем нужды растут с каждым годом», и просил очередное уездное Земское собрание назначить пособия из земских сумм на содержание церковных школ.

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Церковно-приходская школа при Благовещенской церкви Вязьмы, 1914 г.

Согласно прошению Алексея Вишнева, на тот период пособия церковным школам требовалось в размере 1200 рублей, однако управа намеревалась выделить в 1916 году на содержание церковно-приходских школ 1000 рублей.

Церковные школы как массовое явление

В 1914-1915 годах в ведении Вяземского уездного отделения Епархиального училищного совета состояло 50 церковно-приходских школ и две школы грамоты. При этом специально для девочек действовала одна школа в городе и две – в Вяземском уезде.

Всего в вяземских церковных школах на тот период обучалось 3 674 человека. По сравнению с предыдущим учебным годом учащихся стало больше на 447 человек.

В городе Вязьме действовало семь церковно-приходских школ: при Аркадиевском монастыре, Благовещенской, Воскресенск, Духовской, Николаевской, Спасской и Троицкой церквях. В целом в этих школах обучалось 391 человек – 211 мальчиков и 170 девочек.

Николай Богданов-Бельский. Новички

В уезде церковно-приходских школ было почти в шесть раз больше, нежели в городе – сорок три. В уездных церковно-приходских школах обучалось 3199 человек: 2013 мальчиков и 1186 девочек.

Кроме того, в школах грамоты начальное образование получали 56 мальчиков и 28 девочек, в целом – 84 человека.

Городские церковно-приходские школы размещались в собственных или церковных зданиях, как отмечал протоиерей Алексей Вишнев, «более или менее удобных».

Из 43 уездных школ 29 имели специально выстроенные школьные здания. Здание церковно-приходской школы в деревне Демидов Новосельской волости было достроено в 1915 году. Одиннадцать школ располагались в наемных зданиях и еще три – в церковных. В 1915 году за наем квартир для посещения школ, не имеющих собственных зданий, было заплачено 1480 рублей.

Кроме забот об удовлетворении текущих школьных нужд, отделение Училищного совета в 1915 году было озабочено вопросом о постройке собственных зданий для школ, их не имеющих. Постановлением от 8 января 1915 года было решено образовать особый строительный фонд, в который ежегодно следовало отчислять из местных сумм 800-400 рублей. На собранные средства планировалось погашать ссуды на постройки школьных зданий.

Главным источником содержания церковных школ были взносы от церквей. На эти средства решались хозяйственные нужды.

Урок в церковно-приходской школе приТроице-Сергиевой пустыни. 1900-е годы

Например, все школы, находящиеся при церквях, отапливались за счет местного храма и обслуживались церковными сторожами. На наем помещений для школ, мелкий ремонт, школьную мебель, учебники и учебные пособия выделялись средства местных отделений Училищного совета.

Как учили, чему учились

Курс обучения в вяземских церковно-приходских школах был трехгодичным, а в двух городских школах и двадцати уездных – четырехгодичным.

В школах с четырехгодичным курсом обучения программа дополнялась сведениями из русской истории и географии. Из прикладных занятий преподавалось рукоделие для девочек.

Обучение в церковно-приходских школах вели священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Считалось, что «лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть добрый священник». «Самый желательный из доступных сельских учителей есть диакон, подготовленный долгим учительством». «Школы низшего разряда никому, кроме священника, поручены быть не могут».

В сорока вяземских церковно-приходских школах Закон Божий преподавали священники, в двух – диаконы, в восьми школах преподавание было поручено учителям под наблюдением и руководством приходского священника. Говорили, что в «церковно-приходской школе Закон Божий есть главнейший предмет воспитывающего обучения. Это есть центр всего учебно-воспитательного дела, определяющий собой до известной степени тон и направление преподавания прочих предметов…»

Николай Богданов-Бельский. Деревенская школа

Общеобразовательные предметы преподавали: четыре человека, окончившие духовную семинарию; трое выпускников церковно-учительских школ; 26 человек, окончивших епархиальное училище; восемь – гимназию. Тридцать человек имели звание учителя. Большинство таких преподавателей окончили второклассные церковно-учительские школы и приобрели звание учителя по экзамену.

Журнал «Смоленские епархиальные ведомости» за февраль 1913 года писал, что в пятнадцати церковно-приходских школах Смоленской губернии появились новые дисциплины: гимнастика и обучение военному строю. Новые предметы вводились для укрепления физического здоровья учащихся и их подготовке к военной службе. Новым предметам обучали преимущественно лица, прошедшие военную службу: унтер-офицеры, фельдфебели, ефрейторы, и только в четырех школах – учителя. Наиболее успешно занятия шли в двухклассной Ново-Ивановской школе и Духовской школе Вязьмы. В последней занятиями руководил подпрапорщик 3-го дивизиона тяжелой артиллерии, который последовательно обучал военному строю и сокольской гимнастике, базирующейся на упражнениях с предметами, на снарядах, массовые упражнения и «пирамиды».

К концу 1913 года 25 учеников Духовской церковно-приходской школы Вязьмы были снабжены ружьями и хорошо владели ими. Все расходы по обучению гимнастике покрывались собственными средствами школы и финансовой поддержкой ее попечителя – генерал-майора В.П. Мезенцева.

Уроки в церковно-приходских школах Вязьмы и Вяземского уезда начинались в 8.30 – 9 часов утра и заканчивались в 2-3 часа дня. Занятия проходили пять-шесть раз в неделю.

В начале расписания ставились уроки Закона Божия, математики и русского языка как более трудные предметы. Ближе к концу учебного дня шло преподавание церковно-славянского языка, чистописания и церковного пения. Обычно уроки продолжались по часу и прерывались небольшими переменами по пять-десять минут. Все школы были снабжены классными журналами.

Учебный день в школах начинался с общей утренней молитвы по установленному чину, сопровождаемой положенными песнопениями. С молитвы начинался и заканчивался каждый урок.

Николай Богданов-Бельский. Дети на уроке

Если времени было достаточно, к молитвам добавлялось пение тропарей великих или местных праздников, в Великий пост – чтение молитвы преподобного Ефрема Сирина. В завершение учебы в некоторых школах читалось и объяснялось детям дневное Евангелие.

Протоиерей Алексей Вишнев отмечал, что слабее других предметов в школах поставлено церковное пение, хотя Вяземским отделением Смоленского епархиального училищного совета принимались все меры к тому, чтобы везде дети обучались пению хотя бы общеупотребительных молитв и простейших песнопений из богослужений. Это делалось для того, чтобы учащиеся церковных школ могли принимать непосредственное участие в церемонии богослужения. Считалось, что «наставляемому недостаточно лишь слышать слово Божие, надобно самому уметь читать священные и духовно-назидательные книги, самому петь…Таким путем верующий получают возможность ближайшего участия в церковном богослужении…».

Во многих школах по окончании занятий совершалась общая вечерняя молитва. В воскресные и праздничные дни и по пятницам Великого поста ученики вместе с учителями посещали богослужение. Обычно они занимали место возле солеи. Более способные ученики участвовали в клиросном чтении и пении, а старшие по очереди или особому назначению, облачившись по благословению священника, прислуживали в алтаре. Во время Великого поста ученики церковно-приходских школ «исполняли долг исповеди и Святого Причастия».

Николай Богданов-Бельский. В церкви

Однако отмечалось, что посещение богослужения учащимися в больших городах, таких как Смоленск и Вязьма, не всегда было организовано должным образом. Проблема заключалась в том, что дети жили в разных концах города, нередко – вдали от церковно-приходской школы, тогда как литургии начинались рано, а всенощные поздно оканчивались.

Поэтому наблюдение за исправностью посещения богослужений и присмотр за детьми в храмах полностью ложилось на родителей.

Большое значение в деле воспитания имела школьная дисциплина. Поступая в учебное заведение, дети должны были подчиняться всем установленным правилам: приходить в школу вовремя; заниматься, не мешая товарищам; внимательно слушать учителя и отвечать лишь по вызову. Выходить из класса во время урока дети могли только по особой надобности и не иначе, как с разрешения учителя. На переменах ученикам предписывалось играть и развлекаться без ссор и драк. Книги и письменные принадлежности должны были содержаться в порядке и сохранности. Заданные работы полагалось исполнять аккуратно и так далее.

Несомненно, все эти требования имели благотворное влияние на учащихся: дети привыкали к порядку, становились более ответственными и в целом менялись к лучшему.

Что значит церковно приходская школа. Смотреть фото Что значит церковно приходская школа. Смотреть картинку Что значит церковно приходская школа. Картинка про Что значит церковно приходская школа. Фото Что значит церковно приходская школа

Николай Богданов-Бельский. Ученицы

Методами исправления плохого поведения считались замечание, внушение, выговор наедине или в присутствии товарищей, стояние за партой, оставление в классе после урока. Высшей мерой наказания считалось сообщение заведующему школой или родителям о проступке ученика. Исключение за дурное поведение было редким явлением.

Вообще отношение учителей к детям отличалось любовью и доброжелательностью, за что и дети платили своим педагогам уважением и привязанностью.

«Чтобы положительное влияние школы не пропало…»

Но как ни велико было влияние школ на воспитанников, не следует его преувеличивать. Трех-четырех летнее пребывание ребенка в школе – слишком незначительное время для того, чтобы вложенные знания и нравственные начала могли прочно укрепиться. В течение года дети проводили в школах не более пяти месяцев, а в остальное время они всецело находились под влиянием семьи и деревенского населения, далеко не культурного.

Николай Богданов-Бельский. В школу

Тяжелая крестьянская работа оставляла мало времени не только для занятий с детьми, но и для простого надзора за ними. В крестьянских семьях дети были предоставлены сами себе. Более того, в некоторых случаях семья влияла на детей очень плохо. Нередко родители сами угощали своих чад водкой, следуя принципу: «Все равно надо привыкать когда-нибудь».

Для того, чтобы положительное влияние церковно-приходской школы не пропало, необходимо было продолжать его и за пределами школьных стен, укреплять связь населения со школой. Одним из таких средств считались школьные библиотеки. По этому поводу «Вяземский наблюдатель» писал: «Библиотеки еще не везде организованы, кроме того, по своему составу они не вполне соответствуют запросам деревни, поэтому во многих местах книгами пользуются только учащиеся, а взрослые редко берут их».

Николай Богданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе

По сообщениям общественных наблюдателей, население положительно относилось к чтениям и охотно посещало их. Так, на чтениях по Вяземскому уезду слушателей, не считая учащихся, собиралось 100-200 человек. Лучшими по постановке учебно-воспитательного дела в Вяземском уезде были Духовская, Бессоновская и Федоровская церковно-приходские школы.

Несмотря на все трудности, церковно-приходские школы сумели сохранить за собой определенное влияние в системе народного образования, прежде всего, в плане сохранения русских духовно-нравственных традиций. И несмотря на отказ государства от финансирования церковных школ, они продолжали укрепляться вплоть до установления советской власти.

Лариса ЖУКОВА,
член Союза журналистов России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *