Что значит традиция и современность в музыке
Музыкальные традиции
Слово «музыка» происходит от древнегреческого «муз» ― так называли богинь-покровительниц искусств и наук. Музыкальные традиции разных народов имеют свои отличительные особенности. Являясь важнейшей и неотъемлемой частью культуры, они характеризуют обычаи и нравы нации.
Традиции русской музыки
Этнический состав России очень разнороден, русская музыка сочетает славянские, угро-финские, тюркские, татарские, монгольские прототипы. Русские народные музыкальные традиции объединяют фольклор, в устной форме передающийся из поколения в поколение, русский романс, творчество бардов. Среди традиционных для России жанров ― классическая музыка, эпические, лирические, танцевальные мелодии, свадебные и обрядовые песни.
Музыкальное искусство разных регионов страны ― северных, западных, южных, центральных ― имеет самобытный характер, но вся русская народная музыка имеет ладовое строение звукорядов, чем отличается от западноевропейской с ее октавной системой. Грустные и протяжные, или веселые и зовущие в пляс, русские песни и инструментальные мелодии очень гармоничны.
Общерусскими инструментами считаются гармонь, балалайка, скрипка, духовые инструменты. Для отдельных субрегионов характерны такие инструменты как гусли, домра, рожок, жалейка гудок, бубны, многоствольная флейта (кугиклы).
Европейская музыка
Первые музыкальные традиции в европейских странах возникли под влиянием Древнего Рима. Большинство древнегреческих мелодий были танцевальными, а песни исполнялись одноголосно. Из струнных инструментов были известны лира, кифара, самбука, псалтерий, форминга, тригон (разновидность угловой арфы), из духовых ― флейта, сиринга, авлос.
Позже мусульманская Испания стала проводником арабской музыки, а Италия ― источником светской музыки. Ряд новых направлений были привнесены из стран Северной Европы. Так, из Дании, Норвегии и Швеции пришли такие традиционные для этих наций жанры, как гаммалдан (разновидность танцевальных песен) и баллады. Современные европейские музыкальные традиции отличаются необычайной пестротой стилей и направлений.
Особенности восточной музыки
В восточной музыке можно увидеть воплощение идей двух мировых религий: буддизма, возникшего в Древней Индии, и синтоизма, основанного на анимистических верованиях и являющегося политеистической религией Японии. Их общая направленность ― преклонение перед природой, передача духовного состояния человека.
Музыкальная культура Китая
Музыкальные традиции как таковые в Китае существуют уже несколько тысячелетий: игра на инструментах, песни, танцы, всегда имели огромное значение в жизни этого народа. Даже слова «музыка» и «красота» у китайцев обозначаются одним иероглифом.
Национальные китайские музыкальные инструменты, в зависимости от материала, из которого они изготовлены, подразделяются на:
Традиционная китайская музыка имеет яркие, отличающие ее от фольклора других стран, черты: преимущественно одноголосное исполнение, преобладание созерцательных настроений над действием, а также необычная ладовая организация: диатоническая (семиступенная) гамма и хроматический звукоряд из 12 звуков.
Японская национальная музыка
По причине изолированности этой островной страны японская народная музыка ― явление довольно самобытное. Среди ее особенностей можно выделить:
Национальными японскими музыкальными инструментами считаются:
Особенности индийской музыки
Музыка Индии является одним из значимых компонентов общемировой культуры. Народные музыкальные традиции Индии разнообразны и включают фольклор, эстрадную и классическую музыку. Основой любой из этих разновидностей, будь то религиозная музыка Средневековья или современные песни, служит воздействие на внутренний мир человека.
Индийские музыкальные композиции отличаются мелодичностью и великолепным ритмом, завораживают и погружают в состояние, подобное трансу.
Эффект достигается за счет использования особых этнических музыкальных инструментов, таких как:
Музыкальные традиции США
Соединенные Штаты Америки – одна из мультикультурных стран, ее музыкальные традиции сложились из сочетания индейской, мексиканской, африканской и европейской культур (последняя была завезена английскими, французскими и немецкими колонизаторами).
Популярные сегодня во всем мире музыкальные жанры ― кантри, блюз, сальса, соул, джаз, регтайм ― родом из Америки. Национальными американскими музыкальными инструментами принято считать:
Аналогом старинного российского этнического инструмента ― расчески с наложенной на зубья папиросной бумагой ― в Америке служит деревянный или металлический цилиндр с отверстием, закрытым бумажной мембраной.
Традиции и Современность в Музыке
«Музыка — единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ… Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть она дает, несомненно, самое яркое счастье…»
Музыка – важнейшая и неотъемлемая часть жизни общества! Однако всякая мелодия имеет корни в истории, от которых она, словно генетически, что-то заимствует.
Лучшая музыка – это та, что впитала большую часть традиций и культурных ценностей. Подобные произведения живут долгие годы, в первую очередь, внутри человеческих душ! Однако что особенного в таких музыкальных шедеврах, какие секретные элементы вкладывают в них композиторы? Какие же части может впитывать мелодия, обращенная к прошлому?
Тогда и сейчас: что изменилось?
Современная музыка – это одна из составных частей, необходимых для проведения веселого вечера. Музыку слушают во время ожидания, коротая время. Музыкой создают шум на фоне, чтобы не выполнять рутинную работу в полной тишине.
Однако, обратившись к истории, можно точно понять: предназначение музыки изменилось спустя века! В периоды, предшествующие модернизму (музыке 20-го века), любое сочинение музыкального характера использовалось для выступления артистов в театре, проведения светских мероприятий или эстетического вдохновения. Музыка для людей периода романтизма или классицизма – это способ получить наслаждение, вдохновиться на определенные поступки.
Периодом смены предназначения музыки можно считать 20-й век, в который появляется течение – модернизм! В этот отрезок времени мир начинает познавать технологии, прогрессировать в плане искусственных интеллектов, из-за чего меняется и музыка: ее стили, предназначение, исполнители. Музыка всегда была неотъемлемой частью жизни человека, в связи с чем, и претерпевает глобальные изменения: нельзя ведь просто забыть что-то важное в прошлом!
ИНТЕРЕСНО: Арнольд Шёнберг – композитор эпохи модернизм, подаривший миру систему композиции, именуемую «серийной техникой». После подобного новшества мелодии перестали быть плавными и романтичными!
Интересно, что музыка менялась в связи с изменениями в обществе, и это стало своеобразной традицией. Так, например, стили музыки сменялись поэтапно, как менялось и все искусство:
Все эти же этапы можно выявить в любом направлении искусства!
Традиции и современность в музыке
Все, что пошло не по плану!
На современном этапе музыкального развития сложилось множество стереотипов, которые поддерживаются прошлыми годами: музыка стала громче, музыка одинаковая! Стоит разобраться с подобными фразами, посмотрев на мелодии прошлого!
Слишком громко!
Жалоба о слишком громком звучании – завсегдатай, преследующий молодежь. Однако, если кто и жалуется на подобные вещи, то это люди, прожившие не один десяток лет. И все дело в том, что во времена «их молодости» диапазон аудиосигнала был в разы меньше, из-за чего современные мелодии для таких людей – это адски громкие произведения.
Диапазон меняется каждые восемь лет – это факт, давно известный человечеству. Поэтому «тихая музыка» уже отжила свое!
Все это одинаково!
Увы, но ученые установили, что разнообразие в музыке стало действительно снижаться! Самым ярким периодом, который был зафиксирован, считается промежуток до 1960-х годов. С тех пор тембры, звучание и инструментальное сопровождение почти перестало терпеть изменения.
По-сути, традиции застыли в музыке: оставили свой след и застыли на определенном этапе. Если же рассматривать музыку с точки зрения содержания, то традиции остались в этом спектре во всей своей силе: жанры и темы, которым посвящаются произведения, остались прежними!
ВАЖНО: Жанры и темы в музыке меняются в зависимости от модных тенденций десятилетия!
Искусство без автора
Современная музыка, в отличие от мелодий прошлых лет, совершенно теряет имена композиторов. Музыка настолько срослась с ритмом современного бытия, что имя ее автора растворилось в окружающей суете.
Однако и в этом, казалось бы – негативном, факте, застыли традиции! Ведь, так или иначе, все люди отделают истинное искусство от чего-то – менее стоящего. А делается это с помощью двух фундаментальных правил классической музыки:
Печально, но современный мир постепенно теряет второе правило, т.к. критики не в состоянии отслушать миллионы треков, выпускающихся в мир ежедневно! Однако пока подобные традиции создания музыкальных произведений все еще живут, пусть и со слабым пульсом!
Музыка – война!
Приобретенная черта современного исполнения – стратегия для завоевания первенства. Увы, на сегодняшней эстраде многие исполнители борются за право голоса, за право взять микрофон. Эта борьба, на первый взгляд, совершенно не обоснована. Однако уже долгие годы никому не удавалось повторить успехов великих музыкантов прошлых лет, из-за чего и возникает подобная гонка!
Подобное качество современной музыки никак нельзя отнести к традициям, перекочевавшим из прошлого, но к новшествам – вполне!
Почему меняется музыка?
Ранее уже обговаривалось, что музыка меняется вместе со всеми стезями искусства. Однако не было сказано, что изменения терпит и сам человек: взрослеет, меняет интересы, ищет ответы на новые вопросы.
ИНТЕРЕСНО: Одной из центральных тем в современной музыке является именно уходящее прошлое, изменения, которые терпит человек. Музыка сегодня не теряет памяти о прошлом, но она старается не отставать от быстрого движения человека!
Что же касается изменений в музыкальных вкусах, то они зависят от роста человека и человеческого мировосприятия. Ученые выделяют пять этапов жизни человека, в которые и формируются определенные музыкальные потребности. В определенные периоды музыкальный вкус может казаться слишком агрессивным, однако он измениться, как только изменится жизненное состояние.
ВАЖНО: Как правило, любители рэп и поп исполнителей, проживают с подобной музыкой долгие годы. Музыкальные вкусы таких людей могут не меняться вплоть до средних лет!
Изменения не могут обойти стороной человека и человеческие потребности. А, как известно, одной из потребностей является духовная (нужда в искусстве) – потребность в музыке. А сможет ли подобная необходимость вырасти в нечто высокое, оставшееся в памяти на долгие коды, как произведения Баха, Бетховена, Моцарта или Мусоргского – совершенно другой вопрос!
Видео: Дмитрий Черевко про устную и письменную традиции в музыке
Урок музыки в 8 классе «Традиции и современность в музыке»
Урок музыки в 9 классе.
Тема: «Традиция и современность в музыке».
Программа: 3-е издание авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1–8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год);
Месяц проведения: декабрь.
Методическая цель: активизировать познавательную деятельность учащихся.
Цель урока: познакомить учащихся с концепцией синтеза музыки, драматургии,
поэзии и визуальных искусств в единое повествовательное
/ Рихард Вагнер. Опера «Тристан и Изольда»./
… Любовь же, пусть неправильной была,-
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
/Совместное прочтение эпиграфа/
Учитель: Ребята, мне очень хочется вас спросить, что такое любовь?
Учитель: А какие чувства вы еще можете назвать?
Уч-ся: Радость, печаль, страдание, восторг, огорчение, сомнение, обида,
негодование, боль, мука, отчаяние, ликование, тоска, грусть и т.д.
Учитель: Я неслучайно попросила вас вспомнить такое многообразие чувств,
присущих каждому человеку, каждому из нас, потому что речь сегодня
пойдет о чувствах как предмете искусства: ведь искусство традиционно
обращается к самым значительным и глубоким темам.
Святость традиции, верность традиции. Эта тема находится в ряду
вечных тем искусства.
Чувство счастливой любви бесконечно прекрасно, и в высшие свои
минуты оно дает ощущение чистой и полной радости, так редко
освещающей нашу жизнь. Но это именно «минуты», мгновения…
Ведь даже счастливая любовь знает испытания, горести, сомнения и
Вся история искусства свидетельствует об этом. От древних легенд до
современных произведений человеческая любовь, именно счастливая,
разделенная, взаимная, предстает в вечном ореоле мученичества,
неизбежной и горькой судьбы.
У французского писателя Ф. Шатобриана есть знаменитое изречение:
«Счастье можно найти лишь на исхоженных дорогах».
сознании каждого человека, это благословение отчего дома, чей дух хранит
и поддерживает человека на его нелегких жизненных путях.
В свете такого восприятия счастья становится по-иному понятна
трагическая предопределенность судьбы тех людей, которые преступили
эти вечные, освященные традицией законы…
Учитель: Ребята, какие трагические сюжеты нам с вами известны?
Уч-ся: Ромео и Джульетта, задумавшие обмануть судьбу и свои враждующие
Уч-ся: Изольда, нарушившая слово, данное ею жениху, королю Марку…
Уч-ся: Мелизанда, полюбившая Пеллеаса, брата своего мужа…
Уч-ся: Реальный библейский сюжет: царь Давид посягнул на чужую жену
Вирсавию и совершил умышленное убийство ее мужа, Урии. За что
очень серьезно были оба наказаны.
Учитель: Все эти трагические сюжеты непременно заключают в себе мотив
нарушенного запрета, преступления против законов предков, может
быть, законов слепых, жестоких, но неизмеримо более могучих, чем
воля «маленького» человека.
Конечно, отнюдь не идея справедливого возмездия определяет смысл
всех произведений, созданных на эти сюжеты. Никто из великих
художников никогда не судит своих любящих и страдающих героев.
Напротив: их любовь нередко отмечена такой глубиной и величием,
которые и сквозь толщу веков не утрачивают своей могучей силы.
И происходит удивительное: суровые вековые законы, такие
неумолимые для любящих героев, начинают казаться нам мелкими и
незначительными, а бессмертная любовь звучит и звучит сквозь века
своей торжествующей песнью.
Значит, разной мерой меряются дела людские и высшие судьбы, если
то, что смертельно опасно для «маленького» человека, оказывается
залогом будущего величия его чувства.
Наверное, необходимо только такое жертвоприношение, каким
преступление против родовых законов.
Может быть, поэтому и в музыке, с тех пор как она обратилась к теме
нарушенного запрета, преступления против вековых обычаев, появились
неизвестные ей до того времени состояния тревоги, напряжения, не
Учитель: Друзья мои, я предлагаю обратить наш взор на грандиозное творение
знаменитого немецкого композитора Рихарда Вагнера, его оперу
Эта опера стала великим открытием Вагнера, с новой силой
показавшего те огромные пропасти, в которые вступает человек,
нарушивший древние и священные устои.
Никто из композиторов ни до, ни после Вагнера не привносил такого
динамизма в оперное искусство. Его масштабные эпические произведения
всегда предъявляют высочайшие требования к исполнителям, оркестру и
Вагнер как-то сказал, что никогда полностью не погружался в
блаженство любви, поэтому в «Тристане и Изольде» он хотел бы
«воздвигнуть памятник» тому, чего никогда не имел – «самой
прекрасной из всех моих грез».
Учитель: Что явилось основой данной оперы?
Уч-ся: Легенда XII века.
Учитель: Вагнер написал самую страстную историю любви, когда-либо
положенную на музыку.
Учитель: Где происходит и как разворачивается действие?
Уч-ся: Действие происходит в мире древних кельтов и разворачивается вокруг
рыцаря Тристана и ирландской принцессы Изольды, будущей невесты
Учитель: Как развиваются события?
Уч-ся: Они влюбляются друг в друга, но знают, что их любовь запретна – и
Уч-ся: Но вместо яда по ошибке выпивают любовное зелье, что заставляет их
испытать еще более жгучие чувства, несмотря на все требования долга и
Учитель: Чем же завершится вся эта история?
Уч-ся: В конце оперы Тристан будет ранен одним из приспешников короля и
умрет в объятиях Изольды…
Учитель: Да, быстро сказка сказывается, но не быстро дело делается. Читая эту
легенду, мы в полной мере ощутили всю остроту интриг, происходящих
В опере мало внешнего действия, сценического движения – все
внимание сосредоточено на переживаниях двух героев, на показе
оттенков их мучительной, трагической страсти.
Музыка, полная чувственного томления, течет безостановочным
потоком, не расчленяясь на отдельные эпизоды. Чрезвычайно велика
психологическая роль оркестра: для раскрытия душевных переживаний
героев он не менее важен, чем вокальная партия.
Правдивым драматизмом покоряют лучшие отрывки оперы:
Финальная сцена смерти Изольды.
Эти два больших отрывка образуют арку, обрамляющую всё произведение.
Оркестровым вступлением определяется настроение всей оперы. Здесь непрерывно сменяют друг друга краткие мотивы, то скорбные, всегда напряжённые, страстные, нигде не дающие успокоения.
Динамика развития следует как бы по кругу, в момент кульминации возвращаясь к исходной точке. «Всё напрасно! Бессильно падает сердце, чтобы раствориться в томлении»,- так поясняет Вагнер смысл этого вступления.
Финальную сцену смерти Изольды представляет вокальный номер – ария главной героини, исполненная на языке оригинала. И здесь Вагнер создал совершенно особый стиль.
В заключительной сцене мы слышим не столько горестные рыдания Изольды из-за смерти любимого, сколько лучезарную, высоко эмоциональную декламацию о том, что скоро она соединится с ним.
Тема СМЕРТЬ ОТ ЛЮБВИ то усиливается, то отступает, как волны огромного моря.
Учитель: …Вот Вам – легенда о Тристане и Изольде:
Её из века в век рассказывают люди…
Легенда правды о борьбе Любви и Долга:
Долг правит, а Любовь – царит, коль сердце любит.
И каждый – прав, и каждый требует отдачи.
И нет ответа на кричащие вопросы:
Долг – правит. – а Любовь царит… Царит – и плачет:
И, жертвуя Собой, – Долг Чести превозносит…
Учитель: Ребята, что полезного даёт нам серьёзная классическая музыка и чему
Уч-ся: Если внимательно вслушиваться во всевозможные оттенки человеческих
чувств, которыми так богата музыка, то можно представить, что живые
человеческие голоса рассказывают нам о своих печалях и сомнениях,
радостях и тревогах.
Уч-ся: А также музыка учит нас лучше понимать других людей и уважать их
Учитель: А нам нужно только поверить, что в ней звучат не какие-то отвлечённые
идеи, а реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей.
(В завершении урока исполняется песня «АЛЫЕ ПАРУСА»).
«Традиции в музыке»
Презентация к уроку в 8 классе. «Традиции в музыке»
Преемственность в музыке от классики до современности.
Просмотр содержимого документа
«»Традиции в музыке»»
Презентация для урока в 8 классе
Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки
(лат. traditio — « передача, вручение,
предание, преподавание «) — передача, трансляция духовных ценностей жизни от поколения к поколению.
На традиции основана культура.
Художественное творчество , как часть
культуры, является традиционным.
Музыкальное произведение не подвержено старению, оно переживает своего создателя, делает бессмертным его имя, переживает поколения, эпохи.
Музыка властвует над «его величеством»
Каждый день растёт человеческая душа-
Прошлое дорого не только одному человеку, но и всему человечеству.
Прошлое делает мудрее не только одного человека. а всё человечество.
Музыка всех континентов, всех направлений и стилей живёт и в современной музыкальной культуре человечества. Она украшает нашу жизнь и становится участницей важнейших событий.
Музыка отражает жизнь и меняется вместе с ней. Но каждое время имеет свои проблемы и свои краски. Творческие люди ищут новое в содержании, форме, средствах музыкальной выразительности.
Великий художник, обращаясь к прошлому, или выбирая фантастический сюжет, всегда передаёт дух своей эпохи, идеи, которые волнуют его современников .
А есть музыка , выстраданная мастером, «написанная кровью его сердца», которая долго откликается на болевые точки человечества, потому что она всегда о главном.
Музыка минувших эпох может быть глубоко современной благодаря тем мыслям и чувствам, которые в ней отображены: воспевание любви, красоты, добра – вечная, бессмертная тема в искусстве всех времён и народов.
Поэтому настоящее искусство
Это родник общей человеческой духовности.
Л.Бетховен «Лунная соната»
Юлия Савичева «Высоко»
Владимир Высоцкий «Кони привередливые»
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
Традиции и новаторство – это два полюса, между которыми развивается пространство культуры.
Традиция – это память культуры, присутствие прошлого в настоящем, которое проявляется в преемственности.
Новаторство опирается на традицию, требуя бережного отношения к художественному наследию.
Любое художественное произведение несёт в себе нечто новое.
Современная музыка при всем своем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из нее, хотя и обновляется благодаря индивидуальности автора и веянью современной жизни.
Стихия испанской народной музыки царит в опере «Кармен» Ж. Бизе.
Джазовые интонации пронизывают партитуру оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвина.
Но эти образы, мелодии, ритмы не остались достоянием только русской, только испанской или исключительно американкой культуры.
Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Пьер Булез, Антон Веберн, Карлхейнц Штокхаузен. Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг. нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции ХТХ века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально- культурных процессов у различных народов мира.
НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКИ ХХ ВЕКА Романтизм Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы. Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого.
Рихард Штраус (нем. Richard Strauss, 11 июня 1864, Мюнхен, Германия — 8 сентября 1949, Гармиш. Партенкирхен, Германия) — немецкий композитор эпохи позднего романтизма, яркий представитель немецкого экспрессионизма, особенно прославился благодаря своимсимфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.
Сергей Васильевич Рахманинов (20 марта [1 апреля] 1873[1][2], Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз, США) — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Импрессионизм В последней трети XIX столетия появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление» ), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.
Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). ○ в основе джаза лежит импровизация, сложный ритм.
Луи Армстронг (англ. Louis Daniel «Satchmo» Armstrong; 4 августа 1901, Новый Орлеан, Луизиана — 6 июля 1971, Нью-Йорк) — американскийджазовый трубач, вокалист и руководитель Выдающимися мастерами ансамбля. Оказал (наряду с. Дюком Эллингтоном, Чарли этого стиля были ч Паркером, Майлсом Дейвисом и Джоном Колтрейном) наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире.
Поп-музыка — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Основные черты: 1. простота, мелодичность, 2. опора на вокал и ритм с меньшим вниманием к инструментальной части 3. основная форма композиции — песня 4. тексты обычно посвящены личным чувствам.
Электронная музыка — широкий жанр, обозначающий музыку, созданную с использованием электронных музыкальных инструментов и электронного оборудования. Часто под электронной музыкой понимают, так называемую электронную клубную музыку (электронную танцевальную музыку), поджанрами которой являются техно, хаус, драм-н-бейс, хардкор, брейкбит.