Что считается судимостью при трудоустройстве на работу

Наличие судимости при приеме на работу

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работуЛюди, побывавшие в местах, не столь отдалённых, не понаслышке знают, как трудно устроиться на работу с судимостью.

И хотя трудовой кодекс РФ накладывает запрет на трудоустройство бывших заключённых только в нескольких сферах (и то в зависимости от статьи), однако администрация любого заведения настороженно относится к таким потенциальным кадрам и чаще всего отказывает, как говорится «от греха подальше».

О судимости при приёме на работу – далее в нашем материале.

Типы судимости

Судимость предусматривает особые правовые отношения государства с осуждённым. Устанавливается судебным приговором и продолжается вплоть до её снятия или погашения (ст. 86 УК РФ).

После отбытия наказания осуждённый не сразу признаётся несудимым. Срок длительности судимости зависит от тяжести совершённого деяния.

До этих пор гражданин всё ещё признаётся потенциально опасным, поэтому находится под присмотром правоохранительных органов, а за новые преступления ему вменяется более жёсткое наказание.

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работуСуществуют следующие типы судимости:

Сведения о судимости гражданина хранятся в ГИАЦ РФ. Единственный способ убрать её из данной базы – снять по реабилитирующим обстоятельствам, то есть, признать гражданина невиновным в совершении инкриминируемого ему ранее уголовного преступления.

Куда не берут на работу из-за судимости?

Наличие судимости при приёме на работу имеет значение в случае трудоустройства в образовательные, воспитательные, медицинские, социальные, культурные учреждения.

В полном объёме перечень видов деятельности, для которых судимость накладывает ограничения при приёме на работу, обозначен в ст. 331 и 351 ТК РФ.

При попытке трудоустроиться в учреждения из данного списка работодатель обязательно потребует справку об отсутствии судимости. Получить эту справку можно в органах МВД по месту регистрации.

Таким образом, имея судимость, нельзя стать:

    Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу

Итак, судимость, даже давняя, накладывает ограничения в выборе профессии.

Как можно устроиться на работу с судимостью?

Гражданин, освободившийся из тюрьмы, первым делом должен ознакомиться с трудовым законодательством, которое устанавливает ограничения при приёме на работу судимых лиц.

Не стоит даже пытаться трудоустроиться в государственную или частную компанию на материально ответственную должность.

Начните попытки с маленьких частных фирм с невысоким окладом; более крупного работодателя обязательно заинтересует значительный перерыв в вашем трудовом стаже.

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работуЕсли попытки трудоустроиться у работодателя не увенчались успехом, можно попробовать заняться индивидуальным предпринимательством. Правда, и здесь имеются некоторые ограничения.

Например, могут возникнуть сложности с получением разрешительных документов, если ранее судимый человек решил заняться:

Не получается? Тогда обратитесь в региональную службу занятости, встаньте на учёт или воспользуйтесь информационными услугами.

Если на момент обращения подходящей вакансии нет, то сотрудники центра занятости могут направить вас на обучающие курсы, по завершении которых у вас появится новая специальность и трудоустроиться станет значительно проще.

Кроме того, в последние годы во многих городах стали открываться специальные центры по адаптации бывших заключённых. Здесь делают всё возможное, чтобы человек с судимостью смог устроиться на работу.

Куда ещё можно устроиться на работу с судимостью?

Бывшие заключённые чаще всего устраиваются на простую работу, требующую физического труда.

Грузчик, дворник, пильщик – основная работа для мужчин с судимостью; женщины в тюрьме зачастую осваивают специальность швеи, и после отбытия наказания часто продолжают работать в этой сфере.

Как снять судимость досрочно через суд?

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работуНаличие судимости очень мешает устроиться на работу, поэтому граждане, отбывшие наказание, часто пытаются снять судимость раньше срока, предписывающего её погашение.

Это можно сделать только через суд путём подачи соответствующего ходатайства. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие безупречное поведение и законный образ жизни данного лица в течение определённого срока.

В качестве доказательственной базы используются:

В случае отрицательного судебного решения следующее ходатайство можно подать через 1 год с момента вынесения постановления.

Погашенная судимость при устройстве на работу

В соответствие со ст. 86 УК РФ, судимость погашается:

    Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу

Погашение и снятие судимости нивелирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Теоретически. Но на практике всё оказывается куда сложнее.

Если судимость погашена, что писать в анкете при приёме на работу?

При приёме на работу соискателю почти всегда предлагается анкета для заполнения, в которой содержится вопрос о судимости. Что отвечать?

Если в анкете спрашивается о том, судимы ли вы, а ваша судимость снята или погашена, то можете смело отвечать: нет.

Но если вопрос ставится иначе, например, привлекались ли вы к ответственности, то следует говорить правду, указать статью и год вынесения приговора.

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работуНе указывайте ложные данные о себе, поскольку наличие погашенной или снятой судимости не служит препятствием для трудоустройства (за исключением сфер деятельности, указанных выше). Сокрытие же корректных данных чаще всего приводит к увольнению сотрудника.

Работодатели, знающие законы, в качестве оснований для отказа в приёме на работу или увольнения, укажут иные причины. В этом-то и вся сложность.

Чтобы отстоять свои интересы, вы вправе обратиться в суд. За основание возьмите ст. 3 ТК РФ, запрещающую дискриминацию в сфере труда.

Потребуйте официальный отказ или попросите работодателя выдать справку о причинах увольнения и приложите её к исковому заявлению.

Как проверяют судимость?

Самый простой способ проверить соискателя на наличие судимости – войти в базу данных МВД.

Во многих организациях имеется своя служба безопасности, часть персонала которой — это бывшие сотрудники правоохранительных органов.

В случае необходимости они обращаются за помощью к своим коллегам по прошлой службе и получают от них все необходимые данные о том или ином лице.

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работуТакой способ нарушает действующее законодательство, ст. 88 ТК РФ, запрещающую проверять персональные данные гражданина без получения от него письменного согласия.

Более того, ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования и распространения информации о гражданах в виде штрафа.

Существуют и легальные способы проверить наличие судимости у человека. Например, через сайты судов.

Для этого нужно зайти на официальный сайт суда общей юрисдикции по месту прописки соискателя, перейти в раздел «Судебное делопроизводство» и ввести в графу поиска его фамилию. Здесь можно узнать информацию о проблемах с законом интересующего вас физлица.

Как скрыть информацию о судимости?

Единственный законный путь в данном случае — официально (через ЗАГС) сменить что-либо из персональных данных: фамилию, имя или отчество (или всё сразу).

В этом случае поисковые базы не покажут судимость. Однако этот вариант подойдёт, если в анкете от работодателя не содержится вопроса о смене ФИО.

С судимостью сложно устроиться на работу. Однако при большом рвении к труду всё же трудоустроиться можно.

Источник

Могут ли мне отказать в приеме на работу на основании того, что я был осужден?

В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия, предусмотренные УК РФ.

Вместе с тем законодательство Российской Федерации связывает наличие факта уголовного преследования или судимости, в том числе снятой либо погашенной, с установлением для лица в связи с указанными обстоятельствами определенных ограничений в трудоустройстве.

Согласно абз. 7 ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Например, сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае осуждения его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной (п. 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» гражданин не может быть принят на службу в Следственный комитет, если он был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении его осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием. Согласно абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона
от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость.

Также, например, согласно ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.

Указанные лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к соответствующему виду деятельности (часть 3 ст. 351.1 ТК РФ).

Действующим законодательством определены и иные сферы деятельности, к осуществлению которых не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

При этом по общему правилу наличие сведений о судимости, если законодательством не установлено иное, не является препятствием при поступлении на работу.

Источник

Трудоустройство при наличии судимости?

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, связанные с судимостью (статья 86 УК РФ).

При заключении трудового договора существуют гарантии, предусмотренные статьей 64 Трудового кодекса РФ, а именно запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, не допускается какое бы то было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, семейного, социального положения, возраста, места проживания, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качества работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

Судимость является препятствием к трудоустройству и предусмотрено это определенными нормативно-правовыми актами.

Так, к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности (статья 351.1 ТК РФ). Также с детьми не могут работать лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (статья 331 ТК РФ).

Лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, не могут трудоустроится на должности:

— в сфере обеспечения безопасности на транспорте (пункт 1 части 1 статьи 10 ФЗ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»),

— специалиста авиационного персонала (пункт 3 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ),

— гражданского служащего, в том числе в МЧС (статья 16 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,

— военных (ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Лица, имевшие когда-либо судимость, даже если она погашена и снята в установленном законом порядке, не смогут стать работниками правоохранительных, судебных и таможенных органов.

В статье 65 ТК РФ приведен перечень документов, которые предъявляются при заключении трудового договора, в числе которых справка о наличии или отсутствии судимости, а также факте уголовного преследования.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Юрисконсульт правового направления Отдела МВД России по Верхнеуральскому району

Источник

Была свидетелем по уголовному делу и теперь не могу устроиться на работу. Законно ли это?

Я в молодости проходила свидетелем по уголовному делу. Но не была ни в судах, ни где-либо еще — просто дала свидетельские показания. Сейчас при приеме на работу не могу пройти проверку службы безопасности: говорят, есть запись по уголовному делу. Но я не судима и была всего лишь свидетелем.

Почему эта запись где-то фигурирует? Как восстановить справедливость? Как это аннулировать и куда обратиться?

Данные о свидетелях в информационные базы МВД не передаются. Это делается только в отношении подозреваемых и обвиняемых, и то не всегда. Поэтому в вашей ситуации возможны три варианта:

В любом случае нужно разбираться. Вот что вам стоит предпринять.

Проверьте себя на судимость

В первую очередь нужно выяснить, какая информация о вас есть в базе данных МВД. Речь идет о проверке на судимость. В справке будет информация не только о судимости или ее отсутствии, но и о фактах уголовного преследования в статусе подозреваемого или обвиняемого. А также о фактах прекращения дел по так называемым нереабилитирующим основаниям, когда дело закрыто, но человек считается виновным, — например, в связи с примирением сторон или после амнистии.

Если никаких сведений о вас в базе данных МВД нет, об этом будет прямо указано в справке.

Справку о несудимости можно заказать на портале госуслуг. Получить документ возможно в электронном или бумажном виде. За бумажной справкой нужно идти лично в информационный центр управления МВД. Электронный документ придет в личный кабинет на госуслугах.

Если нет возможности сделать онлайн-запрос, придется записаться на прием в информационный центр вашего регионального управления МВД и получить справку там. Запросить и получить справку по почте нельзя.

Если в справке есть информация о судимости, вы сможете оценить, правдивая это информация или ошибочная, и поймете, что делать дальше. Кроме того, вы увидите статью, по которой квалифицировано преступление, и сможете соотнести, насколько судимость мешает трудоустройству на ту или иную должность. Есть перечень работ и должностей, куда с судимостью устроиться нельзя. Во всех остальных случаях отказ в трудоустройстве можно оспорить. Правда, это сложно, и, вероятно, придется судиться.

Примеры работы, куда сложно устроиться, если есть судимость

Если в справке нет информации о судимости, то, похоже, ваш потенциальный работодатель просто не хочет брать вас на работу. Возможно, он придумал такую отговорку или вы не прошли проверку по другим критериям, которые служба безопасности не хочет разглашать.

Уточните, что имеет в виду работодатель

Вы пишете, что представитель работодателя говорит: «Есть запись по уголовному делу». Но из такой формулировки невозможно понять, что он имеет в виду. Попробуйте уточнить этот момент и выяснить, с чем конкретно связан отказ в трудоустройстве.

Учтите, что служба безопасности помимо закона руководствуется и внутренними критериями проверки, о которых никто ничего не скажет. Зачастую сотрудники СБ негласно пользуются связями в правоохранительных органах и даже могут получить доступ к уголовным делам, хотя это и незаконно. Не исключаю, что вас проверяли именно так. Возможно, пусть вы и были просто свидетелем, но в материалах дела есть сведения о вас, которые не понравились службе безопасности и стали причиной отказа в приеме на работу.

Курс о больших делах

Проверьте совпадения с другими людьми

Возможно, ваши данные совпали с данными другого человека. Ситуация крайне редкая, но все-таки вероятная. Совпасть должны ФИО, дата и место рождения.

Узнать о совпадении вы также сможете из справки о несудимости. Но изменить данные не получится: они касаются другого человека, а не вас.

Можно попытаться разъяснить ситуацию работодателю, но решение о приеме на работу останется за ним.

Если есть ошибки в справке или базе МВД, попросите их исправить

Возможно, в базе МВД есть ошибка или опечатка — и вы значитесь как судимый человек, хотя даже суда не было.

Признать запись недействительной, исключить ее или внести изменения можно только через суд. Для этого необходимо подать административный иск с соответствующим требованием в районный или городской суд по месту жительства. Это можно сделать в течение трех месяцев с момента, когда вы узнали о нарушении своих прав, — например, получили справку о судимости с недостоверными сведениями.

Однако нужно учитывать, что если запись верная, но истец хочет ее убрать, например, потому, что данные мешают поступить в вуз или устроиться работу, то в требованиях суд откажет.

Ошибка может быть не в базе данных, а в самой справке. В этом случае, чтобы ее исправить, нужно обращаться в управление МВД вашего региона или ФКУ «ГИАЦ МВД России». Подать заявление можно через госуслуги. Срок рассмотрения — 5 рабочих дней с момента регистрации обращения.

пп. 93—98 административного регламента МВД, утв. приказом от 27.09.2019 № 660DOCX, 60,9 КБ

По заявлению должны провести проверку и, если ошибка подтвердится, изменить сведения. Об отрицательном решении сообщат письменно, при положительном — пришлют новую справку о наличии или отсутствии судимости.

Что делать, если вы не знали о судимости

Может быть так, что вы ошибочно считаете себя свидетелем, а на самом деле фигурировали в деле как подозреваемая. Кажется, что это невозможно, но вот как все происходит.

Подозреваемым считается человек:

Если возбуждают уголовное дело или задерживают подозреваемого, то его допрашивают в присутствии защитника и объясняют, что происходит. В таком случае сложно не понять, что вы именно подозреваемый.

Но вот избрание меры пресечения может применяться и к свидетелю, и это сразу переводит его в статус подозреваемого, о чем он может и не знать. То есть человека допрашивают в качестве свидетеля, берут с него подписку о невыезде и больше никуда не вызывают. Если по итогам расследования обвинение не предъявляется, мера пресечения автоматически аннулируется. Человек считает себя свидетелем, а по факту он подозреваемый.

Поскольку дело до суда не дошло, при таком развитии событий дознавателю или следователю все равно пришлось бы выносить решение о прекращении преследования. Здесь все зависит от основания закрытия дела:

Если вы все-таки были подозреваемой и дело прекратили по нереабилитирующим основаниям, то в справке о судимости такая информация будет. Исправить ее или удалить нельзя.

Что в итоге

Стоит учесть, что службы безопасности организаций проверяют кандидатов комплексно, по своим критериям. Возможно, причина отказа вовсе не в том, что вы были свидетелем по уголовному делу, а в каких-то сведениях о вас из материалов этого дела. Если все так, то это вовсе не означает, что у вас будут проблемы с трудоустройством в другие компании. Но отношения с этим работодателем у вас вряд ли сложатся.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Источник

КС: Неуказание в анкете сведений о судимости не должно препятствовать приему на муниципальную службу

Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Смотреть картинку Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Картинка про Что считается судимостью при трудоустройстве на работу. Фото Что считается судимостью при трудоустройстве на работу

Конституционный Суд РФ вынес Постановление от 13 февраля № 8-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ в связи с жалобой гражданки Малышевой.

Прочерк в пункте о наличии судимости как повод для увольнения с муниципальной службы

В июне 2017 г. Наталия Егорова (после вступления в брак в августе 2018 г. изменившая фамилию на Малышева) обратилась в администрацию Цивильского района Чувашской Республики с заявлением о приеме на должность начальника отдела строительства и ЖКХ управления экономики. Согласно требованию ч. 3 ст. 16 Закона о муниципальной службе РФ ею также была представлена заполненная и подписанная анкета, в которой в пункте о наличии судимости соискательница поставила прочерк.

Решением конкурсной комиссии Егорова была признана победителем конкурса на замещение вакантной должности и с 26 июня 2017 г. приступила к работе, а спустя 5 месяцев назначена на должность первого зам. главы администрации – начальника управления экономики, строительства и ЖКХ.

В январе 2018 г. в ходе прокурорской проверки, проведенной на основании получения анонимного сообщения, было установлено, что при поступлении на муниципальную службу Наталия Егорова не представила сведения о судимости, в то время как приговором мирового судьи от 11 ноября 2015 г. она была признана виновной в совершении преступления по ч. 1 ст. 116 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в 8000 руб. Несмотря на то что в сентябре 2016 г. судимость с нее была снята до истечения срока погашения, в адрес районной администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, допущенных при приеме женщины на муниципальную службу.

В феврале того же года распоряжением администрации района Наталия Егорова была освобождена от должности, а трудовой договор с ней расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона о муниципальной службе (в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой). Предшествовавшая увольнению служебная проверка показала, что, поставив прочерк в анкете, заполненной при поступлении на службу, соискательница тем самым не указала на наличие судимости – то есть фактически предоставила заведомо недостоверные сведения.

Наталия Егорова обратилась в суд с иском к районной администрации о выдаче копий документов, связанных с работой, признании распоряжения об увольнении незаконным и восстановлении в должности, а также взыскании зарплаты за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали. При этом они критически отнеслись к доводам истицы об отсутствии умысла представить заведомо недостоверные сведения при поступлении на муниципальную службу – так, истица поясняла, что первоначально указала в анкете сведения о судимости, но, после того как глава администрации разъяснил, что она вправе не заполнять данный пункт по причине указания в самом тексте анкеты на необходимость его заполнения только при поступлении на государственную гражданскую службу, переписала анкету.

Также суды признали не имеющим правового значения тот факт, что на момент поступления на муниципальную службу и заполнения анкеты судимость с истицы была снята, а деяние, за которое она была осуждена, – декриминализовано. По мнению судов, основанием для расторжения трудового договора с муниципальным служащим по инициативе представителя нанимателя служит сам факт представления гражданином при поступлении на муниципальную службу заведомо недостоверных или неполных сведений – независимо от того, могли ли они повлиять на возможность принятия на муниципальную службу или стать основанием для отказа в заключении трудового договора.

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Верховным Судом Республики Марий Эл, судья республиканского ВС со ссылкой на п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе указал, что лицо, претендующее на замещение должности муниципального служащего, обязано сообщать о себе достоверные сведения, в том числе касающиеся судимости. В передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.

Доводы жалобы в КС

В жалобе в Конституционный Суд заявительница подчеркнула, что п. 1 и 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе не соответствуют Конституции РФ, поскольку обязывают гражданина, поступающего на муниципальную службу, сообщать о наличии судимости независимо от срока, истекшего с момента вынесения обвинительного приговора, а также вступления в силу нового уголовного закона, устраняющего преступность совершенного гражданином деяния, – притом что соответствующий пункт анкеты, обязательной для поступающего на муниципальную службу, подлежит заполнению только при поступлении на госслужбу.

В обоснование своих доводов она привела позицию Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда РФ, выраженную в письме от 21августа 2018 г. № 18-0/10/ООГ-1216, из которого следует, что гражданин, поступающий на муниципальную службу, не обязан заполнять пункт анкеты о наличии судимости: ему может быть лишь рекомендовано представить такую информацию, в то время как неуказание в анкете данных о том, что такой гражданин был судим, само по себе не может рассматриваться как представление работодателю заведомо ложных сведений при заключении трудового договора (контракта) и служить основанием для отказа в поступлении на муниципальную службу.

Аналогичный подход к решению вопроса о предоставлении лицом, поступающим на муниципальную службу, сведений о судимости применен, как указала заявительница, судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 7 мая 2013 г. № 33-1321/2013.

КС указал, что единство ограничений и обязательств для государственных и муниципальных служащих не предполагает полного тождества

Рассмотрев материалы жалобы, КС указал, что, поскольку п. 1 оспариваемой нормы в данном деле непосредственно не применялся, производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Касательно п. 2 ст. 5 Закона о муниципальной службе Конституционный Суд со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции отметил, что специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих, включающий их права, а также ограничения и запреты, наличие которых компенсируется в том числе предоставляемыми гарантиями и преимуществами. В силу этого введение особых правил поступления и прохождения государственной (муниципальной) службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение прав, закрепленных Конституцией (постановления от 30 июня 2011 г. № 14-П, от 21 марта 2013 г. № 6-П, от 21 марта 2014 г. № 7-П, от 30 октября 2014 г. № 26-П, от 8 декабря 2015 г. № 31-П, от 29 ноября 2016 г. № 26-П; определения от 1 декабря 1999 г. № 219-О, от 3 октября 2002 г. № 233-О и др.).

Вместе с тем, добавил КС, устанавливая такие ограничения и запреты и определяя правовые последствия их несоблюдения лицами, поступающими на соответствующую службу, а также государственными и муниципальными служащими, федеральный законодатель должен следовать и предписаниям ч. 2 ст. 54 Конституции, согласно которой юридическая ответственность может наступать только за деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Данное требование, указал Суд, распространяется не только на отношения, связанные с установлением составов различных правонарушений и привлечением к ответственности за их совершение, но и на предполагающие наступление для таких граждан любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Так, для муниципальных служащих указанные последствия могут наступать лишь в случае нарушения законодательных предписаний, адресованных непосредственно им.

Также КС отметил, что, утверждая единую форму анкеты, представляемой при поступлении как на государственную гражданскую службу, так и на муниципальную, Правительство РФ руководствовалось принципом взаимосвязи данных видов службы, а при определении объема сведений, требуемых при заполнении анкеты, оно исходило из обстоятельств, исключающих возможность поступления на службу и ее прохождения. В частности, поступлению на госслужбу (равно как и ее прохождению) препятствует наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости. Исходя из этого, в пункт анкеты и был включен соответствующий вопрос.

Вместе с тем, отмечается в постановлении, в отношении граждан, поступающих на муниципальную службу, а также муниципальных служащих аналогичное ограничение Законом о муниципальной службе не предусмотрено.

На этом основании, а также учитывая, что установленное оспариваемой нормой единство ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной службы не предполагает их полного тождества, а значит – автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с госслужбой ограничения, как наличие неснятой или непогашенной судимости, – сведения о ее наличии либо отсутствии у лица, поступающего на муниципальную службу, не могут повлиять на оценку соответствия его квалификационным требованиям, предусмотренным законом для замещения должностей муниципальной службы, а равно не являются безусловно необходимыми для выявления обстоятельств, препятствующих принятию на муниципальную службу.

В связи с этим, указал КС, в анкете прямо предусмотрено, что пункт о наличии судимости заполняется только при поступлении на госслужбу. «Поскольку установление для государственных гражданских и муниципальных служащих различных ограничений, являющихся элементами правового статуса указанных лиц, само по себе не выходит за пределы дискреции федерального законодателя, приведенное правовое регулирование не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и основанным на них принципом взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы», – подчеркивается в постановлении.

Вместе с тем, добавил Конституционный Суд, непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений, обязанность представления которых прямо не установлена Законом, не должно повлечь, в том числе после поступления на муниципальную службу, соответствующие правовые последствия, что в полной мере относится к ситуации, когда лицо, поступающее на муниципальную службу, не указало в анкете сведения о судимости.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявительницы, КС признал подлежащими пересмотру.

Эксперты прокомментировали выводы КС

По мнению адвоката АП Архангельской области Владимира Цвиля, данное постановление можно отнести к разряду «рабочих», то есть решающих конкретный вопрос, связанный с дефектом правоприменительной практики.

Вместе с тем эксперт обратил внимание на следующие моменты. «Во-первых, процессуальные, – пояснил он в комментарии «АГ». – Так, в отличие от большинства иных постановлений, здесь подробно изложена позиция заявительницы. Это должно приветствоваться, так как зачастую позицию заявителя КС описывает абстрактно. Кроме того, сделан особый акцент на такое условие приемлемости жалобы, как невозможность восстановления конституционных прав и свобод заявителя иначе, чем посредством конституционного правосудия. При этом Суд сконцентрировал внимание на том, что заявительницей исчерпаны все средства судебной защиты в судах общей юрисдикции (пройдены все инстанции). В этом видится развивающаяся тенденция: КС приветствует призыв потенциала конституционного правосудия, когда исчерпаны все ординарные способы судебной защиты. Целесообразность соответствующих законодательных изменений также выразил председатель КС Валерий Зорькин 12 декабря 2019 г. на встрече Президента РФ Владимира Путина с судьями КС».

Во-вторых, добавил Владимир Цвиль, важным представляется вывод о том, что конституционный принцип недопустимости юридической ответственности только за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции), распространяется не только на правонарушения в узком смысле, но и на отношения, предполагающие наступление любых неблагоприятных правовых последствий, имеющих публично-правовую природу. Данная правовая позиция, считает адвокат, обогащает судебную доктрину и раскрывает потенциал конституционных принципов.

«Кроме того, КС указал, что единство ограничений и обязательств, налагаемых на государственных гражданских и муниципальных служащих, не предполагает их полного тождества и допускает дифференциацию соответствующего правового регулирования. В частности, констатировал КС, такая дифференциация действует в отношении объема предоставляемой при поступлении на службу информации (анкетных данных). Однако этот вывод следует не столько из конституционных положений, сколько из действующего законодательства, а потому не предопределяет однозначных вариантов развития», – заметил Владимир Цвиль.

При этом он добавил, что вопрос о степени тождественности условий, налагаемых на государственных и муниципальных служащих, остается открытым, и только законодатель должен определять вектор направления соответствующей политики. «Думается, что в свете принципа единства публичной власти регулирование вопросов государственной гражданской и муниципальной службы также должно сближаться, поскольку не обнаруживается какой-либо ценности и целесообразности различного подхода в регулировании данных правоотношений», – резюмировал он.

«Если рассматривать позицию Конституционного Суда РФ с точки зрения конституционного и муниципального права, она изложена в постановлении ясно и конкретно», – отметил профессор кафедры публичного права Государственного университета управления, д.ю.н. Владимир Таболин. По его мнению, анкетные отличия не должны являться основанием ущемления прав граждан. «Иначе мы очень скоро вернемся к временам, когда анкета была важнее человека и легко ломала его судьбу», – добавил эксперт.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков поддержал позицию КС о недопустимости распространения на муниципальных служащих обязанности, прямо не предусмотренной законодательством. «Применение к ним аналогии с обязанностями госслужащих на основании единства природы публичной службы видится умозрительным и нарушает как права служащего, так и автономность местного самоуправления», – считает он.

Эксперт добавил, что позиция заявительницы жалобы базируется на верном понимании дифференцированного порядка заполнения единой анкеты при поступлении на муниципальную службу. «Требование закона указывать факт снятой судимости при поступлении на муниципальную службу отсутствует, и глава муниципального образования, со слов заявительницы, был устно осведомлен о судимости. Никаких оснований увольнять муниципального служащего с должности постфактум в связи с обращением прокуратуры не было», – считает Александр Чертков.

Он выразил надежду, что в связи с данным постановлением правоприменительная практика будет гуманизироваться, и снятая судимость перестанет быть «клеймом» на человеке, препятствовать его профессиональному развитию: «В России круг должностей, замещению которых препятствует судимость, представляется излишне широким, равно как и круг преступлений, порождающих такие ограничения. Особенно остра проблема неофициальной практики, когда люди подвергаются не основанным на требованиях закона ограничениям при трудоустройстве и в иных аспектах профессиональной деятельности в связи с фактом снятой судимости и даже по реабилитирующим обстоятельствам».

По мнению адвоката Октябрьского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов Надежды Крыловой, постановление является примером правильного и справедливого понимания сути и различий государственной и муниципальной службы в РФ, исходя из действующих конституционных положений, их духа и смысла. «Так сложилось, что правоприменители в большей степени руководствуются принципом единства публичной природы государственной и муниципальной службы, – пояснила она. – При этом самостоятельность местного самоуправления, закрепленная в положениях ст. 130–133 Конституции, не учитывается. Именно этот отличительный признак местной власти определяет особенности и специфику муниципальной службы и одновременно не предполагает полного тождества государственной и муниципальной службы. В связи с этим ограничения и обязательства, налагаемые на муниципальных служащих, отличаются от ограничений и обязательств, налагаемых на госслужащих».

В связи с этим, полагает эксперт, представляется убедительной правовая позиция КС о невозможности «автоматического распространения на муниципальных служащих такого связанного с государственной гражданской службой ограничения, как наличие у гражданина неснятой или непогашенной судимости» и об «отсутствии у гражданина, поступающего на муниципальную службу, обязанности указывать при заполнении анкеты сведения о наличии или отсутствии у него судимости».

В заключение Надежда Крылова выразила надежду, что правовые позиции КС РФ окажут позитивное влияние на правоприменительную практику, в том числе на недопущение фактов «применения в отношении муниципального служащего неблагоприятных правовых последствий при отсутствии нарушения прямых правовых предписаний с его стороны».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *