Что значит тонический стих
тонический стих
Смотреть что такое «тонический стих» в других словарях:
тонический стих — См. акцентный стих … Словарь литературоведческих терминов
Тонический стих — … Википедия
тонический стих — см. тоническое стихосложение … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Силлабо-тонический стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
ТОНИЧЕСКИЙ — (греч. tonikos, от tonos тон, напряжение, сила). 1) в музыке: основной. 2) тонические средства лекарства, подкрепляются организм. 3) тонический размер стихов, основанный на слогоударении. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка
СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
стих — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
СТИХ — 1. СТИХ, стихла. прош. вр. от стихнуть. 2. СТИХ1, стиха, муж. (греч. stichos). 1. Ритмическая единица ритмизованной, стихотворной речи, содержащая определенное число стоп, строка (лит.). Силлабический стих. Тонический стих. Александрийский стих… … Толковый словарь Ушакова
Что значит тонический стих
Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является определённое (равное или периодически повторяющееся) количество ударений в каждой строке стихотворения.
В Европе тоническое стихосложение зародилось в кельтской и древнегерманской литературе, происходило это в период раннего Средневековья. В данном стиле написаны многочисленные героические эпосы, поэмы, рыцарские романы. Распространение этой формы написания стихов обуславливалось тем фактом, что она лучше всего подходила к особенностям языка, произношению и употреблению отдельных слов, в которых ударение могло падать на разный слог.
В тоническом стихосложении, в зависимости от количества ударений в каждой строке, выделяются определенные размеры тоники – трехударный стих, четырехударный стих и так далее. Еще одна очень важная классификация, применяемая в данном стиле, зависит от величины межударного интервала, то есть, от количества безударных слогов. На его основании выделяют тактовик, дольник, акцентный стих и верлибр.
Тактовик – это форма тонического стихосложения, при которой межударный интервал равнялся одному, двум или трем слогам. В таком стиле часто писали российские поэты первой половины двадцатого века. Пример тактовика можно увидеть в стихотворении А.А. Блока «Из газет»:
Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
Дольник в тоническом стихосложении имел межударный интервал от одного до двух слогов. Этот стиль был любим такими авторами, как А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин и так далее. Интересный дольник есть у А.А. Ахматовой:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Акцентный стих является одной из наиболее интересных и свободных форм в тоническом стихосложении. Он подразумевает межударный интервал от нуля до шести слогов. Такие стихи очень похожи на разговорную речь, но, при этом, имеют свой, своеобразный ритм. Акцентным стихом часто писал В.В. Маяковский:
Верлибр в тоническом стихосложении применялся довольно редко, он очень близок к прозе, так как при его написании не обязательно использование метра и рифмы, но при этом есть признак и поэзии – деление произведения на отдельные строки. В двадцатом веке верлибр был широко распространен в Европе и Америке, российские поэты обращались к нему не так часто, но все же можно найти такие произведения:
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…
Эти строки из стихотворения А.А. Блока в доступной форме дают понять, что такое верлибр.
Очевидно, что тоническое стихосложение в России существенно потеряло свою популярность после изобретения силлабо-тоники, но, несмотря на это, все же многие авторы периодически обращались к данной форме поэзии.
Тоническое, или акцентное, стихосложение
Главными признаками народной напевной поэзии считают не обязательно одинаковое количество слогов в стихах, но определенный и четкий размер стихов. В народных былинах, сказах, песнях стихи произносились или напевались примерно в равные отрезки времени на каждый стих, чтобы легче, равномерней для дыхания и напевней для души, для сердца они были. Для каждого стиха возникало по нескольку особых ударений. Их приходилось на стих немного: два, три. Вот примеры из «Песни. про купца Калашникова» Лермонтова:
А народная песня, записанная М. Горьким в его рассказе «Как сложили песню», имеет в стихах два постоянных, акцентных ударения:
В примерах этих, как и во многих произведениях народной поэзии, особенно древней, нет рифмы, зато вы видите, что строй песни управляется акцентными ударениями и клаузулами. И вот теперь после понятий о силлабическом и силлабо-тоническом мы обратимся к тоническому стихосложению.
Вот и в этом стихе из народной песни наше внимание сосредоточено на двух картинах: на белом дне да на ясном солнышке, причем день должен быть и тут белым, а солнышко ясным. Значит, стих разделен на две акцентные половины с особыми (акцентными) ударениями в словах белым, ясным. В народной поэзии количество акцентных ударений бывает не более четырех, трех, двух. Такой нормы обычно придерживаются во всем произведении, это придает ему определенную ритмическую уравновешенность. Маяковский порою допускает в рядом стоящих стихах разное количество ударений. Зато, не забывайте, в отличие от народного стихосложения рифма у него обязательна! Она всегда верная спутница его стихов. Особенно много работал он над ее разновидностями.
Вот пример с характерными акцентными ударениями (из поэмы «Владимир Ильич Ленин»):
Хороши эти заключительные стихи поэмы! Здесь вы не уловите единого, четкого ритма по стопам на силлабо-тонический лад, тут видите и разностопия (дактили и хореи), те и другие имеют ударные зачины, но не они определяют размер стихов, а те акцентные ударения, которые «вырубают» стих:
Далее автор нарочито скандирует свой стих малыми паузами-ступеньками:
Если бы записали мы этот стих в одну строчку:
Что, исходя из этого, можно сказать о тоническом стихосложении у Маяковского?
Попробуем пояснить примерами.
Присмотритесь, все эти стихи (да и все стихотворение) имеют стройную ритмическую основу чередования слогов, например:
В строке шесть стоп хорея, и так во всех стихах (в них приблизительно равное количество стоп, шесть-пять, и четкая, звонкая рифма). А разница в величине стихов вообще незаметна, ибо они подчинены не слоговым, а акцентным ударениям. И еще подметим: в 14-м стихе допустимо два акцентных ударения: Глаз кося в печати сургуча, но автор особо выделил слово кося, оно обозначает особо чуткую настороженность героя, вот и применена в этом случае малая цезура с дополнительным акцентным ударением:
Здесь три акцентных ударения на каждый стих да еще усилен акцент в третьем и четвертом стихах, а в них и заключается самая главная, идейная суть всего сказанного. Попытаемся обобщить мысль.
Всегда ли акцетные ударения отражаются в ступеньках?
Теперь посмотрите, как построен такой стих:
И нет ничего проще, когда акценты расписаны по ступенькам:
Чем объяснить, что Маяковский иногда пользуется в своих стихах силлабо-тоническими размерами? И силлабо-тонический и тонический стих отвечают основным законам русского языка. Поэтому они легко могут сочетаться, взаимодействовать.
Тоническая система стихосложения
Тоническая система стихосложения
Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:
Весом та чара полтора пуда,
Мерой-то чара полтора ведра.
Литературный тонический стих сложился к ХХ веку. Его виды:
Как видим, интервалы между ударными слогами в дольнике = 1-2 слогам.
Еще более «раскованный» вариант тонического стиха – акцентный стих: в нем между ударениями может стоять до 4 безударных слогов или встречаться нулевые интервалы!
Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы
напали на него все страны вселенной,
Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда
И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь,
И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей
В каждом их слове и взгляде.
Другие формы стихотворений, которые нельзя путать с верлибром, свободным стихом:
Вольный стих – как и в свободном стихе, количество стоп здесь произвольно, строфы как таковые могут отсутствовать, однако для вольного стиха часто обязательна рифма:
Позвольте. видите ль. сначала
Цветистый луг; и я искала
Какую-то, не вспомню наяву
Очень часто вольный стих встречается в баснях (вспомните крыловское «Вороне как-то Бог послал кусочек сыра»), в комедиях и драмах (вольный стих удобен для передачи разговорной речи).
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Осыпались розы, рассеялись грезы.
В примере ямбические 4-хстопные строки чередуются с 4-хстопными же стопами амфибрахия. Но так как один размер 2-хсложный, а второй – 2-хсложный, то общее количество стоп разнится.
Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива
И теперь спешит вот к дому
Через десять целых лет.
Соловьишка песнь выводит,
Счет годам ведет кукушка,
Ну а думы все Еремы
К родной горнице летят.
[1] Предшественником русского дольника был античный логаэд: один стих такого произведения состоял из самых разных стоп, однако все последующие строки-стихи строились точно по схеме первого.
Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (от греч. tоnos − ударение) − система стихосложения, в которой ритмичность создаётся упорядоченностью появления ударных слогов среди безударных. Тоническое стихосложение употребительно преимущественно в языках с сильным динамическим ударением и редукцией (ослаблением) безударных гласных − русском, немецком, английском и др. Внутри тонического стихосложения различаются «чисто-тоническое» стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе, и силлабо-тоническое стихосложение, в котором учитывается также и расположение ударений в стихе; в русской терминологии 18−19 вв. (В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов) под тоническим стихосложением имелась в виду прежде всего силлабо-тоника, в современной терминологии — чистая тоника.
Между силлабо-тоникой и чистой тоникой возможен целый ряд переходных форм.
1) Строгое силлабо-тоническое стихосложение основано на чередовании в стихе сильных и слабых мест, из которых на сильных может стоять фонологическое ударение, а на слабых не может. В двухсложных размерах (ямб, хорей) сильные места располагаются через один слог, в трёхсложных (дактиль, амфибрахий, анапест) − через два слога на третий; в некоторых более редких размерах (так называемом логаэды) расположение сильных мест среди слабых сложнее, но и оно единообразно повторяется из стиха в стих.
2) Менее строгое силлабо-тоническое стихосложение допускает переменный слоговой объём слабого места в начале стиха (так называемые размеры с переменной анакрусой):
«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной. »
3) Дольник допускает переменный слоговой объём (в 1−2 слога) слабого места также и в середине стиха:
«Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд. »
4) Тактовик допускает для слабых мест в середине стиха ещё свободнее колеблющийся слоговой объём (в 1−2−3 слога):
«Такая была ночь, что ушел Сиваш
И мёртвым постелил постель. »
5) Акцентный стих уже совсем не учитывает слоговой объём междуударных промежутков, принадлежа, таким образом, целиком к чисто-тоническому стихосложению:
«Страшное у меня горе.
Вероятно − лишусь сна. »
Впрочем, и здесь возможны формы более урегулированные и менее урегулированные (равноударные и неравноударные, рифмованные и нерифмованные и пр.). В русской поэзии с древнейших времён существовало чисто тоническое стихосложение (акцентный стих скоморохов, близкий к тактовику песенный стих); с 17 в. оно входит в письменную поэзию, но скоро уступает место силлабическому, а с 18 в. − строгому силлабо-тоническому стихосложению (так называемая реформа Тредиаковского−Ломоносова); более свободные формы тонического стихосложения живут преимущественно в имитациях народного стиха («Сказка о попе. », «Песни западных славян» А. С. Пушкина). В 20 в. постепенно входят в употребление дольник (А. Блок), тактовик (И. Сельвинский), акцентный стих (В. Маяковский).
Ныне силлабо-тоника и чистая тоника в русском стихосложении практически равноправны, хотя первая всё же более употребительна.