Что значит токсичное комьюнити
Почему русский сегмент интернета один из самых токсичных? Синдром барина и СССР
Вы можете со мной не согласиться, но ваш генетический код уже согласен со мной. Особенно если вы рожденные в СССР. В «великой» державе РФ вы изначально «плохой» пока не докажите обратное. Начиная со школьных годов, где учитель, завуч и директор всегда расскажут кто ты и что ты и как должен делать. У кого-то родители иногда были по-советски строги. Кого-то унижали, кого-то били чем под руку попадётся, кого-то коленями на горох ставили, кого-то закрывали в ванной и устраивали темную, а кому-то делали все это вместе взятое. После, начав работать, ты остаешься «плохим» для директора, даже если работаешь хорошо и косяков с твоей стороны нет. Для некоторых директоров, особенно для тех, кто был на твоем месте, вполне нормально просто так унижать и оскорблять своих подчиненных, потому что эффект «барин» в России работает всегда и ничего крепостные тебе не сделают. Так же в поликлинике, налоговой, паспортном столе или в любом госучреждении. Все тебе показывают и указывают кто ты и кто они. Даже консьерж в парадной уже чувствую хоть немного власти, пытается строить всех вокруг. Причина? Я устал терпеть, хочу быть как вы, барином.
И разорвать этот порочный круг невозможно, доказать, что ты не образное «говно» практически невозможно, не учителям, не родителям, не госчиновникам. Один выход стать таким же барином, чтобы тебя уважали. Но тогда ты сам будешь унижать других и указывать на их место, потому что таковы правила. С волками жить – по волчьи выть. Супергерой побеждает своего врага и становиться сам злодеем. Как успокоить своё чувство гордости и эго? До появления интернета был только один – водка, теперь есть интернет, где ты можешь стать «барином» в любой момент и абсолютно бесплатно. Вот причина токсичности – низкий уровень жизни и злость на всех вокруг, от государства до соседа. Я не думаю, что человек, который состоялся в жизни и доволен тем, кто он есть, будет кидаться какашками в незнакомых людей, которых он никогда не видел.
Это моё субъективное мнение. Предлагаю вам доказать, что вы не такие…
Почему русскоязычное комьюнити токсично? Разговор с психологом-социологом.
Очень часто мы слышим много размышлений о токсичности рунет комьюнити, это прямо серьезный бич, якобы свойственный всему постсоветскому пространству. Тут трудно спорить, проблема действительно есть и нам захотелось получить профессиональное мнение по этому вопросу от специалиста в области социальной психологии.
* Текст был восстановлен из аудиозаписи и подвергся незначительной стилистической коррекции.
Примечание: Социальная психология — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.
Вроде бы это то, что нам нужно, мы решили не сильно грузить терминологией и провести это интервью в достаточно легкой и занимательной форме, задав психологу самые животрепещущие вопросы про токсичное общение в сети и особенно общение творческих людей. Для этого мы пригласили психолога, специализирующегося на социологии и будем надеяться, получим аргументированные ответы, на острые вопросы, которые мы накапливали некоторое время.
RENDER.RU: Здравствуйте, Константин, мы предварительно ввели вас в курс дела и рассказали о CG и специфике нашего сегмента, скажите, имеет ли он серьезные отличия от других творческих или не особо творческих комьюнити? Если да, насколько они значимы?
Константин: Здравствуйте, честно вам скажу, что в целом картина схожа во многих комьюнити и CG не делает эту конкретную группу людей какой-то особенной, все более менее одинаковы, просто выражают свои мысли, желания, убеждения в характерной для их среды манере.
RENDER.RU: Действительно ли русскоязычное творческое комьюнити такое токсичное?
Константин: Любое комьюнити творческих людей токсично (да и не творческих тоже), чем меньше это самое комьюнити, тем там лучше атмосфера, чем больше, тем соответственно атмосфера хуже. Это социальный механизм, его цель сохранять маленькие сообщества и не давать слишком разрастаться большим. Вспомните нацменьшинства или диаспоры за границей, например у россиян очень сильная диаспора в Таиланде (свои школы, небольшие «поселки» где проживают только русскоговорящие граждане), а вот большие империи или национальные группы наоборот теряют связь и разваливаются, этот механизм защищает нас от поглощения каким-то одним большинством.
Что касается творческих людей, они действительно более токсичны, но не со зла, это обратная сторона их чувственной натуры, которая помогает творить и создавать что-то новое, но тем не менее уровень жизни и достатка действительно может влиять на токсичность, делая ее больше или меньше.
RENDER.RU: Как с токсичностью обстоит на западе и в других странах?
Константин: Я вам вот что скажу, люди везде примерно одинаковые, с одним большим НО, если вы считаете по другому, вы в плену иллюзий. Что касается этого самого НО, очень много зависит от культурных различий в разных странах, принципов и критериев контроля, воспитания и уровня жизни.
Человек живущий плохо, работающий тяжело неизбежно будет накапливать негатив, понятно, что многое зависит его личностных характеристик, но в целом для большинства это верно. Этот негатив будет неизбежно находить выход в общении, неважно интернет это или касса магазина. То есть дело не в том, что в одном месте живут более токсичные люди, в другом менее, дело в правилах общения, общей культуре, уровне жизни, уровне контроля, грубо говоря в одних местах люди больше сдерживают свои естественные порывы, в других меньше.
Часто приводят пример с порядком в ряде европейских стран, люди не плюются, не мусорят на улицах и т.д., но происходит это не потому, что там очень хорошие люди, просто там строгий контроль, люди платят очень большие штрафы и это прививает определенные правила поведения, через 1-2 поколения это достаточно хорошо закрепляется в основной массе, но стоит ослабить контроль и уже через несколько лет все начнет разваливаться.
Также стоит учитывать культурные различия, например в Европе плеваться это очень дурной тон, в то же время в Китае это норма, даже в очень высоких кругах. Если вы были в Китае, первое время это немного шокирует, но для китайцев это не является актом неуважения или бескультурья.
Посольство консульства США в Китае. Рональд Рейган и Дэн Сяопин. Везде стоят плевательницы.
Встреча Мао Цзэдун и Ричарда Никсона. Снова плевательница.
RENDER.RU: Есть мысли, куда уходят корни токсичности?
Константин: Токсичность совершенно естественная черта, мы просто научились ее сдерживать в определенных местах, чтобы уживаться друг с другом. В интернете ее значительно больше, как правило потому, что там вы не можете тут же отхватить по лицу. Давайте приведу пример на животных, наблюдая за братьями нашими меньшими, мы все время будем видеть постоянную агрессию и доминирование, которое позволяет сформировать иерархию отношений в группе животных.
В ходе конфликтов, у нас грубо говоря, формируются следующие группы:
Альфа самец(ы) – самый сильный и агрессивные, все подчиняются ему.
Бета самец(ы) – это заместители альф, если альфа заболеет, умрет или потеряет свой статус, его тут же займет бета.
Омега — самый низкий статус, никто с ними не считается, они самые слабые, им достается меньше всего пищи, это самый низ нашей пирамиды.
А теперь представьте себе общество, где нельзя взять и огреть оппонента по голове дубиной и решить вопрос кто тут главный, где физическое превосходство уже не дает 100% выигрыша, где есть правила, ограничения, законы, суды, контролирующие органы и т.д. Про интернет, который позволяет людям общаться на безопасном расстоянии, еще и анонимно я вообще молчу.
Потребность в доминировании и выстраивании иерархии никуда не девается и тут нам на помощь приходят другие инструменты — ирония, язвительность, токсичность, выражение превосходства над кем-то, снисходительность, презрение и т.д. Все они выполняют роль той самой дубины, только уже совершенно законной. Даже очень культурные и образованные люди, допустим профессора в научном споре, неизбежно скатятся до оскорблений, если зайдут в тупик или один из них не покинет спор, тем самым признав поражение.
RENDER.RU: Разъясните момент с доминированием, что толкает конкретного индивида (допустим он обеспечен, доволен жизнью и физически развит) пойти и оставить негативный комментарий? В чем профит?
Константин: Большинство людей недовольны жизнью и тем что имеют, даже если плывут в океане на собственной яхте, у них тоже свои проблемы и свои демоны. Что касается профита, тут все просто, у большинства людей осознанно или нет, идут постоянные попытки повышать свою важность (ЧСВ).
Примечание: ЧСВ — чувство собственной важности. Считается, что негативны крайние значения ЧСВ, как минимальные, так и максимальные.
У людей с низким уровнем осознанности (а таких среди нас большинство), ЧСВ постоянно подвергается атаке со стороны окружающего мира и понижается за счет успехов других людей, часто мы не осознаем этого, но наблюдая за дорогой машиной соседа или еще чем-то что мы хотим, но не имеем возможности получить (хорошая работа, успехи в бизнесе, талант), наша важность падает и мы начинаем страдать.
Есть два пути исправить это, давайте представим ситуацию, чтобы нам было проще: есть художник, который прекрасно рисует, вы всегда об этом мечтали и очень ему завидуете, сами рисовать либо не умеете, либо делаете это очень плохо.
1) Очень сложный и долгий путь, это поднять себя на уровень выше, записаться в школу/на курсы, заниматься 2-3 года и научиться рисовать на достойном уровне, тем самым устранив комплекс неполноценности. Замечу, таких микро-комплексов постоянно возникает великое множество и искоренять таким образом каждый не хватит ни времени, ни талантов.
2) Но есть куда более быстрый путь устранить проблему (или создать иллюзию устранения), это за счет негатива опустить в своих глазах окружающих (заметьте только в своих) ниже того уровня на котором находитесь вы (сам для себя), таким образом возвыситься над остальными, ничего не делая. Конечно такой путь выглядит привлекательным для многих.
Можно сказать, что есть еще третий путь, повышение осознанности, но на самом деле человек с высоким уровнем осознанности не будет страдать от того, что кто-то лучше его, а если это будет настолько важно, то научится (овладеет знаниями, мастерством), если не сможет, то отпустит это и не будет переживать.
Примечание: Осознанность — понятие в современной психологии, определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности.
RENDER.RU: Если токсичность так естественна, почему все на нее жалуются и если она так плоха, то почему люди не изживут ее как класс? Хотя бы просто эволюционно, мы же в ходе эволюции лишились хвоста?
Константин: Хвоста лишились, но копчик то остался и не исчезнет он еще очень долго, вполне вероятно мы раньше прекратим существовать как вид.
На самом деле потому, что это естественный процесс, поймите, люди в массе своей не добры, эгоистичны и ищут выгоду и это не плохо, это естественно, это механизмы выживания, не нужно идеализировать человека. Люди могут не принимать это, не верить в это, но фактам наплевать. Поместите любого воспитанного и культурного человека на грань выживания и через время, он будет убивать за еду, даже если еда в данный момент это дождевые черви и лужа с водой. Дайте самому культурному и воспитанному человеку абсолютную власть и через время начнется деградация личности и вседозволенность, соблазны будут брать верх, это только вопрос времени.
Все социальное, вся культура общения, манеры, эстетика, все это надстройка над пещерным человеком с дубиной и откатиться до такого пещерного человека можно очень быстро.
Регбийная команда «Олд Кристианс», потерпевшего крушения самолета.
Эта авиакатастрофа была действительно ужасающей трагедией, люди были вынуждены скатиться до каннибализма, причем очень продолжительного по времени. Поверьте на тот момент они уже съели все, что возможно, включая кожаную обивку сидений, но инстинкт выживания очень силен в нас. Рекомендовал бы эту историю всем, что считает, что он лучше, честнее, правильнее чем другие.
RENDER.RU: Может ли уровень модерации повлиять на токсичность различных комьюнити?
Константин: Уровень воспитания, правил общества, контроля над их соблюдение просто поднимает токсичность на более высокий уровень, из грубости и хамства в невежливость и неучтивость, все вуалируется, становится мягче, но никуда не девается. На самом деле, большого результата это не даст, если сразу из хамства перейти к невежливости, вы заметите разницу, но живя долгое время в рафинированном обществе уже даже легкие отклонения в общении будут казаться вам жесточайшим хамством.
RENDER.RU: Почему в общении на западных ресурсах присутствует меньший градус негатива?
Константин: Есть целый букет пословиц и поговорок, отражающих нашу исконно-посконную ориентацию «за бугор», даже если этот «забугор» просто в чужом дворе: «Нет пророка в своем отечестве», «Там хорошо где нас нет», «У соседа и трава зеленее» и т.д.
Везде свои тараканы, но конечно же в разных странах свое воспитание, границы дозволенного, правила и уровень жизни, который отвечает за внутреннюю напряженность каждого конкретного человека.
Большинству из нас трудно сильно напрягаться лежа на шезлонге под пальмой, глядя в закат и попивая коктейль Санрайз, при этом думая о том, что все у вас в принципе хорошо и завтра не придется помирать с голоду в холодном Бобруйске.
RENDER.RU: Нужно ли бороться с токсичностью и что вообще можно с этим сделать?
Константин: Глобально ничего, но можно повышать уровень образования, уровень воспитания и контроля, тем самым просто подтягивая платку вверх. Но с желанием быть токсичным ничего не сделать, как я уже писал выше, можно снизить градус, но не более, никуда от человеческой природы вы не уйдете.
RENDER.RU: Какие сферы деятельности наиболее токсичны и почему?
Константин: Любая деятельность связанная с эмоциональной напряженностью, рисками и т.д., творческая тусовка безусловно одна из таких сфер. Везде где больше напряженности, меньше контроля за соблюдением правил, ниже уровень воспитания, там токсичности будет всегда больше. Если вы думаете, что у вас среди сообществ где-то сильно токсично, то вы явно не представляете какими токсичными могут быть форумы и ватсап чаты мамочек. 🙂
Также стоит понимать, что градус общей токсичности сразу пойдет на убыль, как только все эти люди встретятся в живую и представится реальная возможность «отвечать за слова», тут же появится и культура общения и внимательность к чувствам других людей :-).
Но это ненадолго, очень быстро это общество начнет делиться на Альф, Бет, Омег (тут гендер совершенно неважен) и начнется диктатура Альф над всеми остальными. Конечно в сообществе нейрохирургов или инженеров это будет едва заметно, а вот у ребят, скажем, со стройки или водителей вы сможете наблюдать эти проявления более ярко.
Токсичность в игровой среде: хороший, плохой, злой
«Мамку твою е**л!» — до боли знакомая всем пользователям Интернета фраза. А могли бы вы представить ее по отношению к себе в реальной жизни? Особенно, когда ее говорит незнакомец, и это первое, что вы слышите от него вообще! Но только ли переходящая все границы токсичность свойственна сетевому комьюнити? Давайте разберемся.
Свобода слова в Интернете переросла все возможные и невозможные рамки. Люди не задумываясь оскорбляют друг друга, тут же забывают об этом и идут дальше. В этой статье мы рассмотрим токсичность в игровой индустрии, вытекающие из нее следствия, и заодно попробуем противопоставить многочисленным троллям и неадекватным агрессорам что-нибудь хорошее.
Сарказм — чума XXI века
Помнится, такое говорил Тревор Филипс из GTA 5: даже психованный маньяк-убийца понимает угрозу, нависшую над игровым (и не только!) комьюнити. Понятно, что видеоигры чаще всего и созданы для того, чтобы выплеснуть туда накопленный негатив. А с появлением многопользовательских игр токсичные юзеры перенесли весь свой гнев на себе подобных. Нет ничего плохого в том, чтобы поорать на монитор или обвинить тиммейта в сливе катки. Нет ничего плохого, чтобы отпустить пару саркастичных шпилек в адрес зажравшегося издателя или тонко потроллить какого-нибудь стримера, чье ЧСВ выше горы Чилиад.
Но когда токсичность перерастает все разумные пределы, она может похоронить под собой множество добрых и творческих начинаний. К 2018 году граница между изящным сарказмом в стиле Шерлока Холмса и хамскими оскорблениями на пустом месте стерлась. Это плохо.
Кто виноват? Нельзя тыкнуть пальцем в конкретного человека/группу/компанию и сказать: «С тебя все начиналось, скотина!». Виноваты мы все. Игровые издательства и компании, которые сделали акцент на соревновательных играх, а бороться с токсичностью принялись слишком поздно. Геймеры, которые не пытаются проявлять терпение по отношению к новичкам, человеческим ошибкам и слабостям. Родители, из которых выходят никудышные воспитатели. Список можно продолжить, а смысл?
Диванные эксперты против разработчиков
«Игровое сообщество преуспело в том, чтобы быть полнейшими му**ками в сети, и я не понимаю, почему так произошло. После тяжелого рабочего дня чувствительному человеку довольно сложно выдержать давление от сообщества, когда тысяча человек в Твиттере готовы согласиться с тем, что он кусок дерьма, и ему пора прекратить работать, потому что ничего хорошего из этого не выйдет».
Эти слова принадлежат Майку Уилсону, сооснователю инди-издательства Devolver Digital. Он утверждает, что подавляющая масса «мамкиных специалистов» и близко не понимает, как сложно разработать игру в студии из двух-трех человек. Особенно, когда к их проектам выдвигают требования, сопоставимые с аппетитом к ААА-тайтлам. Сообщество напрямую влияет на замедленное развитие индустрии, требует невозможного и в любой ситуации принимается сыпать оскорблениями. А теперь представьте, что за тысячу километров от вас это читает человек, посвятивший созданию игры несколько месяцев или лет напряженной работы. От успеха или неудачи может зависеть вся его жизнь.
Думает ли об этом условный Коля Иванов или Джон Смит из Южной Дакоты, когда пишет в Twitter очередную гневную фразу и спокойно идет спать?
На любом игровом форуме или в треде обсуждений можно встретить уйму специалистов, ждущих микроскопического повода опустить разработчиков. Они запросто меняют игровые движки, тремя кликами мышки исправляют сложнейшие баги в физике и легким взмахом руки добавляют графике недостающего изящества. Дилетанты такого рода сковывают настоящих профи в желании поделиться информацией о предстоящем проекте или рассказать о каких-либо сложностях, с ним связанных.
Дизайнер и программист Чарльз Рэндалл, работавший в Ubisoft и Bioware, в своем высказывании хорошо отразил позицию большинства разработчиков:
«На днях друг сказал мне: «Хотелось бы мне, чтобы разработчики были более открытыми». Он удивился, когда я ответил, что мы открыты. Подвох в том, что мы открыты для других представителей индустрии, так как игровое сообщество слишком токсично — быть открытым на публике опасно».
Откройся для коммьнити — станешь мишенью для изрыгателей желчи. Надо полагать, что разработчики любят поговорить об их любимом деле, решаемых проблемах и испытаниях, с которыми они сталкиваются. Но стоит ли оно того?
Более того, токсичность стала инструментом для достижения популярности. Изрядная доля видеоблогеров на YouTube занимается тем, что навязывает своим подписчикам собственное негативное мнение о разработчиках, жизни и Николаю Степановичу, который постоянно жалуется на шум из их квартиры. Для 12-летних подростков ютубер с миллионом подписчиков — куда более мощный авторитет, чем преподаватель географии в их школе. Часть блоггеров превратила токсичность в способ заработка. Яркий тому пример — канал Карины, Папича или Глада Валакаса. Эти люди сознательно проецируют на себя агрессию подписчиков или вызывают ее у посторонних, неплохо при этом зарабатывая.
В видео присутствует много ненормативной лексики. Если это вас возмущает, не открывайте его.
Легко представить, какое влияние оказывает такое поведение кумиров на их многочисленную аудиторию.
Исчезает удовольствие от игры
Далеко за примерами ходить не нужно: возьмем Dota 2, которую больше всего испортили не перемены баланса от Valve, а постоянный негатив, который окружает игрока с первых минут командной работы с реальными людьми. Оскорбления, намеренный слив игр, уход в АФК и постоянный флуд в голосовом чате можно встретить в любой катке. Ранговые игры — не исключение. Зачастую там бывает еще токсичнее, чем в обычном режиме, ведь игроки теряют желанные очки рейтинга. И очень сильно горят с этого. Парни с высоким MMR ведут себя на порядок адекватнее, но ведь не все способны играть настолько хорошо. Разве только профессионалы заслуживают каток в комфортных условиях?
Немалое количество геймеров так и вообще запускает подобные игры лишь для того, чтобы выплеснуть накопленный за рабочий день негатив — и он плещет через край, даже если сам человек об этом не подозревает или думает, что все делает правильно.
Совет вроде «Даун, собери БКБ!» может быть дельным, но последовать ему — значит признать себя дауном. Ну вот кому этого хочется?
Соревновательные игры давно превратились в средоточие ссор и конфликтов, и единственный способ хоть как-то ограничиться от них — набрать постоянных тиммейтов или играть с друзьями из реальной жизни.
Главная проблема даже не в способе борьбы с токсичными игроками. Как определять рамки, за которые нельзя выходить в игре? В конце концов, каждый развлекает себя как может: кому-то нравится «потеть» на победу, кому-то просто помаяться дурью или выпустить пар. А кому-то — потроллить тиммейтов, сливая игры. Единственный возможный выход — некие «умные» алгоритмы будущего, которые смогут категоризировать разные типы игроков и подбирать им команду из соответствующего кластера.
Надежда еще есть?
Надежда есть всегда! Среди игрового сообщества хватает добрых и хороших людей с обеих сторон баррикады. Взять хотя бы многочисленные проекты на Kickstarter, которым помогают миллионы простых игроков. Сразу вспоминается Star Citizen, ставшая рекордной краудфандинговой игрой — Cloud Imperium Games Corporation смогла собрать больше 123 миллионов долларов. Туда же можно отнести Pillars of Eternity, настольные игры Dark Souls Board Game, Zombicide: Black Plague и Exploding Kittens, а также картофельный салат… да, Зак Браун хотел сделать пародию на кикстартер-проекты, а в итоге получил более 55 тысяч долларов.
Браун потратил деньги на благое дело: устроил фестиваль и накормил несколько сотен бездомных людей. Молодчина!
Благородные поступки чаще всего совершают поклонники многопользовательских сессионных игр, требующих проводить там большое количество времени. Яркий тому пример — EVE Online, которую по праву можно считать одной из самых социально активных игр современности. Недавно там почтили память Стивена Хокинга: сотни людей принялись зажигать сигнальные маяки в космосе в честь великого астрофизика. Нередко благородство выражается и материально: к примеру, фанаты этой игры собрали 750 тысяч долларов для российского музыканта-стримера Вадима Херувимова. Отдельно стоит вспомнить о «Проекте Дискавери» — уникальном режиме от разработчиков EVE Online, который помогает бороться с раковыми заболеваниями.
В той же EVE Online даже существует (ВНИМАНИЕ!) любительская служба психологической помощи Broadcast 4 Reps. Эти парни помогают новичкам освоиться, а также всегда готовы просто поболтать с незнакомцами в Discord и поддержать советом. Такую помощь сложно недооценить: иногда она даже спасает людей от самоубийства. В ноябре 2017-го один из поклонников игры впал в глубокую депрессию из-за того, что его выгнали из клана, и пытался проглотить какие-то таблетки на своем стриме. Ребята из Broadcast 4 Reps связались с CCP Games, а те, в свою очередь, дозвонились до Интерпола. Полиции удалось вовремя вмешаться и госпитализировать 28-летнего поляка.
Не только фанаты EVE способны на хорошие поступки. Игрок в Pokemon GO Эллисон Хайнс недавно спасла жизнь 83-летнему мужчине, страдающему провалами в памяти. Она ловила очередного питомца, когда увидела пожилого человека, ведущего себя очень странно. Хайнс решила выяснить, в чем дело. Позвонив в полицию, она узнала, что пенсионер находится в списке «без вести пропавших». Девушка дождалась, пока на место не приедут стражи порядка и не отвезут мужчину в безопасное место. Через несколько часов за старичком приехала семья: оказалось, он живет в 70 километрах от того парка, в котором встретил Эллисон.
Поклонники Monster Hunter решили привлечь в новую часть серии больше участников, организовав центр помощи новичкам под названием Adopt-a-Hunter. Волонтеры помогают начинающим охотникам на монстров разобраться в игровой системе, приставляют к ним опытных наставников в кооперативном режиме и даже подбирают тиммейтов по странам проживания.