Что значит термообработка сапфира

Принципы и способы обработки диффузионных сапфиров

В нашей стране наблюдается такое явление, что большинство из тех, кто хоть немного знаком с драгоценными камнями, пытаются купить натуральный, не диффузионный сапфир или другой самоцвет. Многие методы облагораживания минералов входят в таблицы классификации, и ежедневно придумываются новые методы обработки. С чем это связано?

По мере того как добываются в природе драгоценные камни — а происходит это довольно быстро — их запас на земле исчерпывается. Поскольку многие из них не обладают достаточным качеством даже для использования в недорогих украшениях, а высококачественных камней немного, то удовлетворить аппетиты всех желающих невозможно.

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира

Причем многие готовы купить натуральный самоцвет не слишком хорошего качества, чем отдать предпочтение обработанному, а зря. Методов обработки, в том числе и диффузионной, существуют тысячи, и не все они как-либо ухудшают качество минерала и делают его не настоящим. В некоторых случаях без этого и вовсе нельзя обойтись, например, у сапфиров с оптическими эффектами; поэтому нельзя сказать что облагораживание — это зло. Более того, не совсем корректно делить камни по методам обработки на натуральные и нет.

Как бы там ни было, а из списка методов облагораживания камней часто удаляется механическая обработка. Но она также оказывает влияние на поверхностные слои минерала, как, например, в случае с диффузией титана. Происходит это потому, что при обработке камень нагревается. Но первое означает полностью необработанный натуральный камень, а второе — чуть ли не фальшивку. Поэтому грамотнее рассматривать такой вопрос, какая именно обработка применялась и как это влияет на стоимость изделия.

Диффузионная обработка сапфиров

В природе редко встречаются камни ювелирного качества и большого размера. Поэтому большинство из них подвергаются обработке, чтобы придать им хоть как-то товарный вид. В некоторых случая такой подход является нормальным явлением, а иногда он изменяет внешний вид камня ненадолго и вследствие некоторого воздействия может испортиться.

Для того чтобы камни обработать, их нагревают до высоких температур. Это необходимо и в случае внутренней и внешней диффузии. Даже чтобы заполнить чем-то трещины в камне, его греют.

Последнее применяется для того, чтобы улучшить прозрачность камня. Этого же можно добиться и обычным нагреванием без примесей. Во время повышения температуры сапфира многие включения расплавляются, при этом некоторые из них обладают способностью заполнять трещины. Корунды очищаются путем достижения температуры 1200 градусов.

Еще одна цель, которая преследуется при нагревании камней, — это усиление цвета. Большинство минералов от природы бледные и имеют неоднородную окраску. Любой цвет камням дают примеси, которые в них содержатся. Во время нагревания такие примеси начинают диффундировать по объему камня и равномерно распределяться, что делает оттенок минерала более выразительным.

Последний метод обработки заключается в диффузии вещества, которое попадает в камень снаружи. Обычно происходит это следующим образом. Во время температурной обработки камень покрывается специальным флюсом, в который можно добавить вещество. В зависимости от того, какой эффект пытаются получить, это может быть бериллий, хром, железо, титан или литий.

Лучший эффект достигается при диффузионном окрашивании бериллием и литием. Эти вещества обладают довольно небольшим размером атомов, что позволяет им проникать достаточно глубоко внутрь самого минерала, поэтому окрашивание получается равномерное. Но даже в этом случае не все так просто. Красителем заполняются в основном небольшие трещины, поэтому окончательный эффект зависит от изначального расположения этих самых трещин. Кроме того, многие примеси, которые оказывают влияние на цвет и структуру камня, в этом случае остаются неизменными, поэтому качественная обработка получается для некоторых конкретных минералов.

Раньше считалось, что все сапфиры, которые содержат бериллий, подверглись обработке. Но не так давно обнаружили, что некоторые из них изначально его содержат. Поэтому было сделано допущение, что в натуральных сапфирах должно быть бериллия не более пяти миллионных долей.

Не так давно случился некоторый скандал, связанный с сапфирами. В 2001 году на рынке стали появляться необычные оранжевые сапфиры, как впоследствии оказалось, это были розовые камни, которые обработали диффузией бериллия, хотя множество специалистов утверждало, что камни настоящие.

Титан, хром и другие вещества окрашивают сапфир только поверхностно, причем речь идет о долях микрона. Такое тонкое покрытие может сойти при любом, даже относительно небольшом, воздействии. При перепланировке или повторной огранке камня оно также уходит.

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира

Украшения с диффузионными сапфирами

Идентификация такого окрашивания тоже не представляет большой проблемы. Достаточно рассмотреть камень в иммерсионной жидкости или в диффузном цвете.

Сапфиры с оптическими эффектами

Как известно, высокой ценой и популярностью обладают сапфиры, которые имеют заметные оптические эффекты, наиболее часто это звезда в центре камня. Их обрабатывают кабошоном, чтобы подчеркнуть всю красоту явления, и многие задаются вопросом, являются ли такие камни обработанными.

Необработанные корунды природного происхождения содержат тонкие иголочки рутила в виде усов. Такие эффекты, как шелк, который выглядит как распространение тоненьких иголок по всей толще камня, а также астеризм и кошачий глаз проявляются вследствие нагревания этих камней. Происходит это благодаря растворению усов рутила и высвобождению из-под них пустых канальцев.

Если камни обрабатывают кабошоном с гексагональной симметрией с нижним основанием, перпендикулярным оси шестигранной ячейки это и приводит к возникновению такого эффекта. Получается, что если рутил из канальцев не растворен, то их почти не видно. Для того чтобы отобразить эти эффекты четко, необходимо произвести термообработку минерала.

Таким образом, при покупке звездчатого корунда можно быть уверенным, что он обработан. В ином случае звезда проявляется еле-еле и очень размыта. Если изначально в камне содержалось много рутила, то его просто нагревали в боросиликатном флюсе, если рутила было мало, то во флюс добавляли оксид титана. Главное при этом — ориентирование перпендикулярно главной оси кристалла.

Многих покупателей уверяют в природном происхождении минерала, который имеет отчетливо видную звезду. Причем часто можно услышать, что такой качественный и необработанный камень можно приобрести только у них, а остальные продают диффузионные. Не стоит верить такому утверждению. В любом случае камень обработан, а если нет, то он, скорее всего, вообще, синтетический.

Коды обработки сапфиров

Очень часто корунды подлежат обработке, потому что в природе практически не встречается идеальных экземпляров, а если таковые имеются, то стоят они очень дорого. Помимо нагревания и диффузии, сапфиры залечиваю стеклом и так далее. В зависимости от того, как был обработан сапфир, в документах будут указаны коды, которые означают следующее:

Признаки диффузионной обработки

Для того чтобы не попасться и не приобрести по цене натурального диффузионный сапфир, необходимо знать методы отличия и признаки обработанных сапфиров.

В первую очередь речь пойдет о гретых камнях, так как этот способ обработки условно также можно отнести к диффузии, однако не внешней, а внутренней, когда окрашивающий пигмент распространяется в толще камня. Признаками этого являются:

Признаками диффузионной обработки являются:

В большинстве случаев нет ничего плохого в диффузионной обработке сапфира. Если это сделано качественно и на высшем уровне, а для окрашивания использовали литий и бериллий, то такое воздействие будет совсем незаметным. Недостатком является то, что этими веществами нельзя получить красный рубин и синий сапфир, а методы, которые используются для окрашивания корундов в эти цвета, дают менее долгосрочный эффект.

Источник

Методы облагораживания сапфира: секреты и нюансы

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира

В природе сапфир встречается в виде полупрозрачного минерала, который имеет слои и трещины. А вот цвета у камня в ювелирных салонах бывают разнообразные. Поэтому люди, не имеющие соответствующих знаний, путают его с другими камнями. Иногда попадаются даже бесцветные разновидности. Однако они уже прошли обработку. Хотите знать, что же происходит после того, как минерал добыли из места зарождения?

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира

Диффузия как способ облагораживания

Оптимальными компонентами для диффузии считаются соли бериллия. При данном способе молекулы проходят сквозь камень. В результате появляется возможность выполнить огранку, полировку или даже резку.

Когда учёные открыли данную методику, геммологи приняли её в штыки. Однако спустя время способ стал использоваться, но с условием, что при реализации камешка или украшений с его участием покупатель должен быть поставлен в известность о прошедшей обработке. Многие минералы фантазийных оттенков (все, кроме синего) подвержены именно диффузной термообработке.

Усиление цвета

Это становится возможным благодаря заполнению полости красящим пигментом. В качестве вещества используются красители, изготовленные на масляной основе. Иногда применяют водный или спиртовой раствор. Способ несовершенен – контурный оттенок выходит нестабильным. При этом краситель способен вытекать в процессе использования камня. Чтобы проверить наличие пигмента, нужно взять ватку, пропитанную ацетоном, и прислонить её к поверхности сапфира. Окрашенный экземпляр обязательно оставит след.

Чаще всего сапфировые камни классифицируют на натуральные и имитацию. Причём многое зависит именно от обработки. Если использована методика на основании бериллия, то минерал относят к природным камешкам. При заполнении полости свинцом или силикатом, а также проведении диффузной манипуляции на основании титана или хрома изделие считается имитацией.

Огранка минерала

Чтобы сапфир приобрёл красивый товарный вид, его обязательно следует подготовить. Для этого используется процесс огранки: фасеточный способ или метод кабошон. В первом случае пользуются популярностью такие формы:

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира

Кабошон преимущественно используется на больших минералах. Во время такой огранки камню придают круглую или овальную форму. Верхушка подвергается полировке. В результате получается привлекательный глянцевый блеск. Также метод актуален при работе с непрозрачными сапфирами, имеющими дефекты.

Если в руки попал «звёздчатый» камешек, то огранка кабошон позволит использовать игольчатое включение для придания интересного эффекта астеризма. В результате получается минерал со множеством лучей на поверхности.

О чистоте сапфира

Специалисты по драгоценным камням очень придирчиво относятся ко многим факторам. Одним из таких показателей является чистота, которая оценивается визуально. При этом применяется специальная лупа, имеющая 10-кратное увеличение. Выделяют четыре главных критерия чистоты:

Идеально чистых сапфиров не существует. Об этом следует помнить, совершая покупку.

Источник

Что значит термообработка сапфира

По материалам публикаций одного из современных столпов геммологии, профессора Хэнни, Швейцария

Hanni H.A.
SSEF Swiss Gemmological Institute, Basel, Switzerland

Современное облагораживание драгоценных рубинов и сапфиров

Множество камней добывается слишком маленького размера, с непривлекательным цветом, слабо прозрачные и недостаточно прочные. Однако увеличить размер возможно только синтезом, наращивая синтетический корунд на маленький кусочек природного корунда, используемого в качестве затравки. Но сегодня внимание разработчиков технологий облагораживания камней концентрируется в основном на улучшении их цвета, прозрачности и механической прочности. Далее рассмотрим методы облагораживания, а также признаки идентификации облагороженных камней, а значит и более дешевых, чем природных бездефектных.

Но заполнитель трещин может также быть и неорганическим, часто в этом случае используется стекло. Чтобы стекло проникло в трещины, необходима термообработка. Ее режимы зависят от технологии обработки. В процессе исследования камней мы столкнулись с заполнителями из свинцового стекла, которое плавится при низких температурах (приблизительно 700oC). Вид заполнения трещин свинцовым стеклом достаточно просто распознать.

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира Запонение трещин свинцовым стеклом

Плоскости трещин содержат газовые пузырьки, а стекловидные заполнители дают «вспышки цвета» от синеватых до оранжевых, видимые в камне при просмотре под микроскопом. Мы думаем, что не существует большой разницы в цене камня, будь то камень с заполнением трещин эпоксидной смолой, стеклом бората или свинцовым стеклом. Не стоит требовать от экспертов идентифицировать состав заполнителя трещин. В любом случае такой камень относятся к категории облагороженных с заполнением трещин.

Термообработка корунда в процессе заполнения трещин дополнительно приводит к очистке камней от примесей, которыми часто являются «облака» тонких иголочек рутила. Термообработка, выполняется при температурах более 1200oC, которая позволяет очистить такой корунд.

Для торговли очень важно знать, был ли рубин или сапфир в принципе термообработанным или на него не оказывалось такого воздействия. Диагностическая лаборатория должна уметь идентифицировать нагревание корунда и фиксировать этот факт в своем репорте. Однако не всегда нагревание корунда ясно идентифицируемо. Особенно если при термообработке была использована низкая температура (менее 1200 градусов). Часто ценную информацию для окончательного решения по этому вопросу дают спектры поглощения и лазерная томография.

Усиление цвета камня. Часто добывается бесцветное или очень светлое сырье. Когда такие камни содержат сетку трещин, они могут быть окрашены в более привлекательные цвета. В некоторых случаях сетку трещин производят преднамеренно, чтобы обеспечить достижение пропитки вглубь камня.

Пропитка корунда с трещинами обычно осуществляется красным и синим красителями. Подобная процедура с зеленым красителем очень часто используется для усиления цвета изумрудов. Пропитка выполняется красителем, растворенным в масляных веществах (для изумрудов и бериллов) или других водо- и спирто-растворимых красителях (это типично для корундовой группы).

Достижение более устойчивого добавления цвета возможно осуществить диффузионной обработкой. Процесс идет при высокой температуре (до 1800oC). Вещества, дающие окраску, наносятся на поверхность предварительно уже полностью ограненных камней, и под действием температуры диффундируют через поверхность в камень. Для диффузионного облагораживания корунда обычно используются Ti, Cr и Be.

Титан при диффузии дает камню дополнительный синий цвет при условии, что двухвалентного железа в корунде присутствует уже достаточно. Этот процесс часто использовали в середине 80-х годов XX века. Диффузия хрома производит корунды цветом от розового до красного. Из-за большой атомной массы хрома, его проникновение в камень осуществляется не глубоко, хотя время может быть на это затрачено значительное.

Титанодиффузия в сапфирах

Идентификация подобного облагораживания корунда возможна при просмотре камня в диффузном свете или при погружении камня в иммерсионную жидкость: синее или красное диффузное окрашивание происходит только в тонком поверхностном слое камня толщиной лишь в несколько десятых миллиметра.

Небольшая атомная масса бериллия позволяет осуществлять более глубокое его проникновение в корунд при диффузии. Камни размером 3 мм были полностью диффузно окрашены бериллием без видимости границ окраски. Бериллий обеспечивает желтую компоненту цвета. Причем новый цвет, обусловленный бериллиевой диффузией, может фактически «перекрывать» ранее существовавший. К примеру, розовые сапфиры могут стать оранжевыми.

Нельзя, однако, забывать, что на рынке есть термически облагороженные желтые сапфиры, производимые примерно с 1985 года, чей цвет вызван простой термообработкой в окислительной среде, то есть никакой диффузии при их обработке не проводилось.

Сегодня идентификация бериллиевой диффузии не является проблемой, поскольку известна теоретическая возможность ее использования для облагораживания корундов и существуют необходимые приборы и технологии для проведения идентификации. Аналитические методы достаточно чувствительны, чтобы надежно идентифицировать даже низкий уровень концентрации бериллия.

Однако на рынке были обнаружены гарантированно необлагороженные диффузией бериллия синие сапфиры, но природно содержащие бериллий на очень низком уровне. Поэтому считается, что только корунды, содержащие бериллий более, чем 5 ppm, являются облагороженными бериллиевой диффузией. Некоторые сапфиры Шри-Ланки, у которых наблюдался эффект «бесцветных краев камня», на деле были свободны от бериллия, и мы пришли к заключению, что причиной такого результата стали особенности их обычного термического облагораживания. Маленькое количество бериллия могло бы также исходить из загрязнения печей бериллием, который использовался прежде для бериллиевой диффузии желтых и оранжевых сапфиров.

Некоторые, как полагалось, «типичные» для диффузно облагороженных корундов включения, представляющих собой маленькие беловатые кольца, на самом деле не являются доказательством того, что данные корунды были подвергнуты бериллиево-диффузионной обработке.

Изменение цвета камней.

Если синий сапфир слишком светлый или даже молочный и белый (геуда), то нагревание в восстановительной атмосфере может создавать синий цвет камня. При высокой температуре (порядка 1800oС) обычные для корундов ряды включений рутила TiO2 растворяются, и титан совместно с железом, также обычно присутствующий в корунде, действует как хромофор, окрашивающий камень в синий цвет.

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира Структура включений до (рутил) и после термической обработки

Данный процесс можно условно назвать «внутренней диффузией», так как само вещество хромофора уже содержится в камне, и температура лишь вызывает «внутреннее перемещение и соединение» его компонентов.

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира Околобесцветные сапфиры (геуды) до и после термической обработки

Термический процесс «внутренней диффузии» может также создавать эффект астеризма («звезды») в корунде за счет формирования «рутиловых игл». Формирование «рутиловых игл» обычно происходит между 1300oC и 1400oC, и завершается появлением плотных трехмерных форм, создающих 6-лучевую звезду на камнях, ограненных кабошонами.

Часто «улучшают» цвет розовых сапфиров и рубинов. Здесь мы имеем проблему идентификации облагороженных камней, поскольку некоторые изменения цвета возможны и при весьма низкой температуре (800oC и выше). Обычно розовый или красный цвет природного корунда имеет синеватый оттенок, обусловленный типичным для сапфира хромофором. Этот синий цветовой компонент может быть разрушен путем термообработки в окислительной среде.

Та же самая термообработка используется также и для того, чтобы осветлить некоторые слишком синие сапфиры. В процессе термообработки корунды обычно покрываются бурой, чтобы предотвратить их возможное растрескивание и раскол. Нагревание с примесями приводит нас к следующему виду облагораживания.

Если бура используется при нагревании рубинов или сапфиров, то борнокислый натрий преобразуется в расплав, характер которого очень агрессивен. Расплав растворяет поверхность корунда и многое, что на ней случайно оказалось, а также вещество, оказавшееся в трещинах корундов. Первоначально чистый расплав буры «обогащается» этими веществами.

Когда из-за коррозии поверхности корунда формируется большая доля окиси алюминия, это количество окиси алюминия оказывается «излишним» после охлаждения. Именно эта окись алюминия заживляет трещины в корунде. Много термообработанных рубинов имели трещины, которые были излечены описанным процессом.

Часть вышеупомянутого расплава буры скапливается в залеченных трещинах корунда в виде стекловидного остатка. Это обнаруживается с помощью внимательного изучения камня под электронным микроскопом, и о факте наличия данного стекловидного заполнения трещин корунда необходимо упоминать в экспертных заключениях геммологических лабораторий.

Несколько раз мы в своей практике столкнулись с термообработанными синтетическими камнями, которые содержали залеченные трещины со стекловидным остатком. Синтетические камни, выращенные методом Вернейля, имели залеченные либо рекресталлизованные посредством буры трещины с целью имитации природных термообработанных камней.

В середине 2001 года необычные оранжевые сапфиры начали появляться на тайском рынке драгоценных камней. Позже было доказано, что эти камни были исходно розовыми сапфирами, облагороженными впоследствии методом диффузии бериллия.

Миллионных массовых долей бериллия (от массы корунда) достаточно, чтобы существенно изменить цвет многих образцов корундов. В случае некоторых оранжевых сапфиров, облагороженных бериллиевой диффузией, для идентификации типа облагораживания бывает достаточно их погружения в иммерсионную жидкость и осмотра краев камня. Но часто бериллий проникает полностью внутрь драгоценного камня, и этот визуальный метод не работает.

Что значит термообработка сапфира. Смотреть фото Что значит термообработка сапфира. Смотреть картинку Что значит термообработка сапфира. Картинка про Что значит термообработка сапфира. Фото Что значит термообработка сапфира «Оранжевые» розовые сапфиры

Оранжевый край окружающий розовое ядро в обработанном бериллиевой диффузией оранжевом сапфире из Мадагаскара. Цветной край хорошо видим, когда камень помещен в иодометилен. Но бериллий часто проникает сквозь весь камень, и тогда идентификация бериллиевого облагораживания возможна только путем химического анализа либо путем спектрального анализа выпариваемого с поверхности вещества, а также другими современными методами дорогостоящей лабораторной диагностики.

Источник

Облагораживание сапфиров и коррундов (рубинов)

Природный сапфир чаще всего представляет собой полупрозрачный слоистый и трещиноватый минерал всевозможных оттенков всех цветов радуги. Случается ему бывать и бесцветным. Легко ли добыть сапфир ювелирного качества? Очень нелегко: высокая твердость минерала, его неподатливость геометрическим деформациям становится причиной нарушения целостности кристаллов.
Внутрикристаллические примеси, дающие эффект оцвечивания минерала, нередко концентрируются в камне неравномерно. Заполнение трещин чужеродными растворами и расплавами превращает изначально монолитные образования корунда (техническое наименование сапфиров и рубинов) когда в склады, а когда и в свалки загрязнений.
Вот почему львиная доля сапфиров, попадающих на ювелирный рынок, проходит облагораживание.
Сегодня методы облагораживания сапфира многочисленны и хитры. Старые мастера Шри-Ланки, признанного центра добычи синих камней, пользуются термическим способом сгущения цвета.
От природы ланкийские сапфиры в большинстве своем слабо окрашены, и не слишком похожи на сверкающие вставки в перстнях и серьгах. Называемые термином «геуда», эти камни не имеют сколько-нибудь серьезной первоначальной цены. Однако высокотемпературное облагораживание превращает геуду в настоящий синий сапфир
Не переживают островитяне, если вдруг случается перегрев заготовленного сырья. Корунды, нагретые до 1300 и даже до 1400°C, обретают эффект астеризма. Их шлифуют кабошонами – чтобы шестилучевые звезды ярче играли на поверхности камня.
Красные корунды, или рубины, нередко изначально весьма заметно «синят». Особенно сильно подобный дефект портит прекрасные розовые камни. Нагревание в кислой среде до 800°C помогает избавиться от ненужной синевы.
Применяется этот метод и к излишне темным синим сапфирам. Это ведь только изумруд чем гуще цветом, тем дороже. Следы такого облагораживания сапфиров практически неразличимы при обычном осмотре камня, что позволяет видоизмененным кристаллам поступать в ювелирные мастерские под видом полностью природного сырья.
Бич натурального корунда – трещиноватость. Чтобы «заживить» глухие и выходящие наружу трещины, мастерам приходится идти на ухищрения. Иногда оказывается эффективным метод нагревания камня в окисноалюминиевой среде. Не нужно забывать, что по своей химической сути корунд – это оксид алюминия Al2O3. Расплавленное вещество способно приникать в трещины и цементировать их лучше любого клея.

Правда, бесцветный стекловидный материал (так называемый лейкосапфир), получаемый в результате этой манипуляции и заполняющий микроскопические полости в камне, обнаруживается при помощи электронного микроскопа. Тем не менее, ювелирное качество «вылеченных» таким образом сапфиров оказывается много более высоким, нежели качество кристаллов, облагороженных при помощи масла, смолы или воска.
Эксперты не видят большой разницы в качестве сапфиров, трещины которых подверглись заполнению расплавленными силикатами той или иной разновидности. Такой метод облагораживания сапфиров, придя в уже далеком прошлом на смену древним масляно-восковым ваннам, может применяться и в наши дни.
Вошедшая в ювелирные технологии в середине ХХ века эпоксидная смола дает примерно такой же визуальный эффект, как и стеклянные цементы в сапфировых трещинах. Луч света, преломляясь на границах сред чужеродных корунду материалов, вспыхивает яркими искрами от густо-фиолетового до ярко-розового цвета.
Пропитка корундов веществами, активно диффундирующими во внешние слои минерала, и таким образом меняющими природный цвет камня, особенно часто применяется для облагораживания сапфиров красного и синего цвета. Нередко улучшение цвета, достигнутое подобным способом, происходит с одновременным снижением блеска – что недопустимо для камней ювелирного качества.
Превращение невыразительных слаборозовых сапфиров в яркие оранжевые камни обусловлено термодиффузионной пропиткой корунда бериллием. За счет малой атомной массы бериллий проникает в кристаллическое тело сапфира достаточно глубоко: корундовые ювелирные вставки размером до 3-х миллиметров могут быть насыщены бериллием на всю толщину камня.
Куда менее привлекателен эффект облагораживания сапфиров бериллием, если кристалл велик, и бериллий образует лишь оцвеченный слой на поверхности камня.
Не отрицая действенности термодиффузной обработки корундов, современная геммология требует обязательного указания факта применения метода при сертификации готовых изделий. Вписанное в документ выражение beryllium treated означает насыщение корунда ионами бериллия в целях получения теплых оттенков цвета.
От природы желтоватые или едва розоватые сапфиры после beryllium treated становятся прекрасными самоцветами желтого и оранжевого цвета. А вот выражение diffusion чаще применяется для документирования «посинения» камня. Методом diffusion в толщу самоцвета вводятся ионы железа и ванадия, обуславливающие изменение пропускной способности кристаллической решетки касательно электромагнитного излучения видимого спектра.
Впрочем, специалисты и без сертификатов отличают корунды, прошедшие термодиффузную обработку. Поскольку диффузия не затрагивает центрального объема камня, в середине самоцвета достаточно большого размера всегда остается небольшой объем кристалла природной окраски. Специальные светофильтры, надетые на объектив микроскопа, позволяют с уверенностью определить первоначальный цвет минерала.
Диффундировавшие вглубь камня вещества не слишком сильно меняют природу сапфира. Иное дело – стеклование минерала. Для облагораживания корундов красного цвета (рубинов) используется метод led-glass filling, или заполнение пустот в камне свинцовым стеклом (хрусталем). Делается это еще и потому, что до 70% объема природного рубина может являть собой разнообразные пустоты.
Рубины, прошедшие залечивание пор и трещин стеклом, выглядят гораздо презентабельнее невзрачных от природы кристаллов. Стоит отметить, что не менее 95% рубинов, реализуемых в розницу, являются стеклонаполненными.
Потребитель счастлив покупать яркие и чистые камни по цене от 20 до 50 долларов за карат, однако специалисты сетуют: краснота таких самоцветов не дает пламенных всполохов, не сравнима густотой с кровью, не светится потаенным огнем – зато искрит голубым и оранжевым. Что тоже вполне декоративно, но. искусственно.
Совсем небольшая часть ювелирных рубинов (примерно 4%) создается методом термодиффузного введения бериллия. Яркость оранжево-красного сияния этих камней ценится выше хрустальной монолитности блеска стеклонаполненных рубинов. Дешевле ста долларов за карат такие камни не стоят ни при каких условиях, а нормальная цена начинается у отметки в 500 долларов за карат.
Необлагороженные рубины ювелирного качества настолько редки, что их стоимость многократно превосходит стоимость бриллиантов, и может исчисляться поистине астрономическими суммами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *