Что значит тема произведения в литературе
Пoнятия тeмы и тeмaтики xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тема и тематика художественного произведения – это категории литературоведения, которые используются в процессе анализа художественных произведений.
Тема произведения
Лексема «тема» широко используется в различных областях научного познания, общественной жизни. В основании термина – греческое понятие того, что положено в основу. В искусствоведении и литературоведении он используется в различных значениях, в качестве которых можно привести следующие:
Тема – это наиболее яркий элемент структуры, активный, акцентированный компонент художественной ткани, это то, что стало предметом интереса автора, его осмысления и оценивания.
Тема объединяет компоненты художественных конструкций, репрезентации, отражению авторского восприятия и оценивания темы подчиняются все другие компоненты: композиционная структура, средства выразительности, особенности наррации и т. д.
По своей сути, тема представляет собой внутренний смысл, который господствует над всеми остальными компонентами произведения. Тема должна быть актуальной, вызывать интерес читателя. В роли темы может выступать любой феномен или процесс, любое событие, элемент ландшафта, черта характера, любой предмет или звук. Единственное, что определяет тему – ее репрезентация в тексте. Причем, единого алгоритма воплощения, раскрытия темы не существует, он формируется непосредственно в процессе создания литературного произведения.
Тема представляет собой предмет изображения. Будучи явлением неязыковым, она неизменно выражается в лексических единицах: метафорах, сравнениях и т. д. Иначе говоря, тематическое поле формируется при помощи лексических единиц. Тема локализирована в тексте, но особенности ее репрезентации существенно отличаются.
Готовые работы на аналогичную тему
Тема – функциональная категория, существующая в интертекстуальном, межтекстовом пространстве. Более того, интерпретация темы зависит не только от автора, но и от особенностей читателя, уровня его образования, знакомства с литературными дискурсами, навыков анализа художественных текстов. Иначе говоря, восприятие темы произведения выходит далеко за пределы авторского замысла.
Более того, главной задачей автора часто становится внушение реципиенту темы произведения.
Иначе говоря, тема представляет собой:
Тематика произведения
Совокупность отдельных тем произведения сливается в его тематику.
Тематика – это не только и не столько набор определенных тем, проходящих через большое количество произведений автора, но и компонент, структурирующий и подчиняющий себе другие компоненты текста: конфликт, идею, сюжет, систему и поведение персонажей произведения, напрямую связанный и обусловленный особенностями авторского миропонимания.
Принимая во внимание тот факт, что художественный дискурс представляет собой отражение, своеобразное преломление реальности, действительности, которая отличается вариативностью, динамичностью, разноплановостью событий и процессов в ней протекающих, как правило, в произведении автор затрагивает не одну тему. Соответственно, тематика произведения отличается сложностью и многоплановостью.
Тематика произведения напрямую связана с авторским замыслом, с общей смысловой нагрузкой текста.
Важно добавить, что отдельные темы, как правило, повторяются в творчестве одного автора, что позволяет говорить о сознательном формировании тематики произведения, о важнейшем положении тех или иных тем внутри художественного мира, об их первостепенной значимости в оценке автора. Тема является компонентом повторяющимся. Сами повторяющиеся темы становятся своего рода символами, знаками художественного мира писателя.
И темы, и тематика сопряжены с обращением автора к внехудожественной реальности, действительности, без чего создание литературного произведения представляется невозможным. В основании художественного дискурса – материал, который извлекается автором из реальности.
В процессе создания своих произведений автор проникает глубоко в сущность реальности, тех или иных процессов, событий, которые волнуют его, стремится познать их. Соответственно, как тема, так и тематика – явления внехудожественные, извлеченные автором из действительности, осознанные, проанализированные и отраженные в слове. Тема и тематика в данном аспекте выступают исходным моментом художественного творчества, совокупностью идей, эмоций, чувств автора, ищущих достойной формы выражения, оформления.
В то же время, особенности воплощения темы и тематики неизменно подчиняются законам внутрихудожественной действительности.
Тема и тематика могут быть представлены в тексте:
Важно добавить, что деление тем на эксплицитные и имплицитные, внешние и внутренние весьма условно, поскольку любое произведение представляет собой целостность.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что тематика выступает более широкой, более общей категорией, чем тема. Выявление темы и тематики представляет собой одну из важнейших задач при изучении, анализе художественного текста. Указанные категории выступают как смысло-, так и структурообразующими, отражая авторское стремление выразить ту или иную мысль, привлечь, захватить внимание реципиента.
Основные понятия тема, идея, сюжет, композиция
Тема любви, её возникновения и развития, а возможно и окончания.
Тема отцов и детей.
Тема противостояния добра и зла.
Тема предательства.
Тема дружбы.
Тема становления характера.
Тема покорения космоса.
И так далее и тому подобное.
Поделим всех авторов на 4 условных категории.
1. Автор садится за роман и пишет всё, что приходит в голову, не задумываясь ни о каких темах литературных произведений.
2. Автор собирается написать, скажем, фантастический роман и отталкивается от жанра. Тема его не заботит, он вообще об этом не думает.
3. Автор холодно выбирает тему для своего романа, скрупулёзно её изучает и продумывает.
4. Автора волнует какая-то тема, вопросы о ней ему спать по ночам спокойно не дают, да и днём он мысленно то и дело возвращается к этой теме.
В результате получатся 4 разных романа.
Каждый автор сам выбирает, к чему ему стремиться, сам выбирает свои ориентиры.
Идея литературного произведения неразрывно связана с его темой и тот пример влияния романа на читателя, что я описал выше в 4 пункте нереален, если автор уделил внимание лишь теме, а об идее и думать забыл. Впрочем, если автора волнует тема, то идея, как правило, осмысляется и прорабатывается им с таким же вниманием.
«Гюстав Флобер ярко выразил свой идеал писателя, заметив, что подобно Всевышнему, писатель в своей книге должен быть нигде и повсюду, невидим и вездесущ. Существует несколько важнейших произведений художественной литературы, в которых присутствие автора ненавязчиво в той мере, как этого хотелось Флоберу, хотя самому ему не удалось достичь своего идеала в «Госпоже Бовари». Но даже в произведениях, где автор идеально ненавязчив, он тем не менее развеян по всей книге и его отсутствие оборачивается неким лучезарным присутствием. Как говорят французы, «il brille par son absence» («блистает своим отсутствием»)» © Владимир Набоков, «Лекции по зарубежной литературе».
Идейная оценка, которую даёт автор, описанным в его произведении явлениям и событиям, бывает двух видов и зависит, разумеется, от авторского мировосприятия.
Если автор принимает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным утверждением.
Если автор осуждает описанную в произведении действительность, то такая идейная оценка называется идейным отрицанием.
Соотношение идейного утверждения и идейного отрицания в каждом произведении различно.
Читатель понимает отношение автора к тому или иному благодаря способу выражения мысли художественными средствами.
Есть два основных способа подачи идеи в произведении.
Выбирать вам, как подавать идею, но вдумчивый читатель наверняка поймёт тяготеет автор к тенденциозности или же художественности.
Внимание: сюжет основывается на конфликте, а конфликт разворачивается благодаря сюжету.
А почему такой «рассказ» не рассказ вовсе?
А потому, уважаемый автор, что сюжет имеет ряд составляющих и все они объединены понятием конфликт.
И автору художественной литературы их обязательно нужно знать.
1. Экспозиция.
2. Завязка.
3. Развитие действия.
4. Кульминация.
5. Развязка.
Ох уж эта композиция! Слабое место многих авторов-романистов, а нередко и авторов рассказов.
Монолог персонажа, описание пейзажа, лирические отступления и вставные новеллы, повторы и точка зрения на изображаемое, эпиграфы, части, главы и многое другое.
Композиция подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Литература. Термины и понятия. Тема.
Тема литературного произведния.
В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу.
Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя, то, что изображается, предмет изображения.
ТЕМА – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.
Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя.
Примеры.
В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов обращались к теме деревни.
В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточились на военной тематике.
Ю. Трифонов, А. Битов писали о жизни городской интеллигенции.
Темы имеют исторический характер. Они приходят и уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Однако существуют так называемые «вечные» темы, которые переходят из одного времени в другое, из страны в страну, из литературы в литературу. Такова тема отцов и детей, философские темы добра и зла, самопожертвования и предательства и т.д.
Вывод : тема – это предмет изображения, то, О ЧЁМ написано в произведении.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
10 самых популярных тем в книгах
Когда мы говорим о теме литературного произведения, мы имеем в виду общую, универсальную идею, урок или послание, красной нитью проходящее через всю книгу. В каждой книге есть своя тема, а зачастую одни и те же темы встречаются во многих книгах. Также нередки случаи, когда одна книга содержит в себе несколько тем.
Тема может возникать в виде многократных повторов или же развиваться по нарастающей, постепенно подводя читателя к осознанию той или иной мысли. Часто это урок, который мы должны усвоить о людях или жизни в целом.
Мы можем лучше понять книжные темы, вспоминая истории, знакомые с детства. Из сказки «Три поросенка», например, мы узнаем, что более легкий путь – постройка соломенной хижины – не всегда самый разумный.
Как определить тему книги?
Поиск темы литературного произведения или художественного текста у некоторых читателей вызывает затруднение, потому что тема – это то, что мы должны вынести из содержания самостоятельно. Она не выделена прямо. Тема – это послание, заложенное в книгу автором, оно определяется символами или мотивом, возникающими вновь и вновь на протяжении всего произведения.
Чтобы определить тему книги, следует выбрать слово, которое наиболее полно определяет книгу, а затем развить его в ключевую мысль книги.
10 наиболее распространенных тем в литературе
При том, что количество тем бесчисленно, есть все же несколько, которые встречаются во многих книгах. Эти универсальные темы популярны среди авторов и читателей, потому что они выражают опыт, который каждый может соотнести со своим собственным. Чтобы дать некоторое представление о поиске темы, рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них и приведем примеры их использования в известных книгах.
Осуждение
Вероятно, одна из наиболее популярных тем. В таких книгах персонажа обычно судят за то, что он отличается от других или совершает какую-то ошибку, неважно, является ли проступок реальным или только воспринимается таковым. Классические примеры произведений на эту тему – «Алая буква» Натаниэля Хоторна, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго и «Убить пересмешника» Харпер Ли. И, как показывают эти истории, осуждение не всегда равнозначно справедливости.
Выживание
Война и мир
Противопоставление войны и мира – распространенная тема среди авторов. Очень часто персонажи, вовлеченные в сумятицу конфликта, надеются на наступление мира или же вспоминают довоенную жизнь. Роман «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл показывает жизнь до, во время и после войны, в то время как другие акцентируют внимание на самой войне. В качестве примеров можно назвать «Войну и мир» Льва Толстого, «На Западном фронте без перемен» Эриха Марии Ремарка, «Мальчика в полосатой пижаме» Джона Бойна, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя.
Любовь
Универсальность любви делает ее очень популярной темой в литературе, и этому можно найти бессчетное множество подтверждений. Речь идет не только о страстных любовных романах. Иногда тема любви переплетается с другими темами. Вспомните о таких произведениях как «Гордость и предубеждение» Джэйн Остин или «Грозовой перевал» Эмили Бронте. Из более современных примеров – книжная серия «Сумерки» Стефани Майер.
Героизм
Будь то показной героизм или подлинный, в книгах с этой темой нередко наблюдается конфликт ценностей. Мы наиболее часто встречаем тему героизма в классической греческой литературе, которая делала из нее настоящий культ, и как здесь не вспомнить прекрасный пример – «Одиссею» Гомера. Также эту тему можно найти и в более современных романах, например «Три мушкетера» Александра Дюма или «Хоббит» Джона Толкиена.
Добро и зло
Сосуществование добра и зла – еще одна популярная тема. Она часто встречается вместе со многими уже названными, такими как война, осуждение и даже любовь. В книгах о Гарри Поттере Джоанн Роулинг и трилогии «Властелин колец» Джона Толкиена тема добра и зла является центральной. Еще один классический пример – «Лев, колдунья и платяной шкаф» Клайва Льюиса. Также предаваться рассуждениями о добре и зле, подчас довольно завуалированными, склонны произведения магического реализма.
Жизненный цикл
В том, что жизнь начинается с рождения и заканчивается смертью, нет ничего нового. Многие авторы встраивают эту тему в свои произведения. Иные прибегают к теме бессмертия, как например, в «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. В других, как «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, персонаж подталкивается к осознанию неизбежности смерти. В «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда жизненный путь героя и вовсе повернут вспять.
Страдание
Страдания бывают внешними и внутренними, и обе категории относятся к числу популярных тем, зачастую переплетаясь с другими. Такие книги как «Преступление и наказание» Федора Достоевского наполнены темой страдания, перемежающегося с чувством вины. «Оливер Твист» Чарльза Диккенса анализирует в большей мере физические страдания нищенствующих детей, хотя здесь хватает всего.
Взросление
Переход во взрослую жизнь непрост, именно поэтому так много книг строится на теме взросления. В них дети или подростки проходят через различные жизненные испытания и в процессе постигают ценные уроки. Хорошо освещают эту тему такие книги как «Изгои» Сьюзан Хинтон и «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.
Обман
Эта тема также многолика. Обман может использоваться как на личном уровне, так и в масштабе всего общества, в его основе всегда лежит сохранение секрета от других. Например, к обману часто прибегают герои «Приключений Гекльберри Финна» Марка Твена и многих пьес Шекспира, сюжеты которых строятся вокруг хитростей разного рода. Любой детективный роман содержит в себе тему обмана.
В заключение
Приведенный список не является исчерпывающим, но на начальном этапе поможет сориентироваться при определении темы художественного текста. Однако, не стоит забывать, что послание, заложенное в любом литературном произведении, может быть намного глубже чем первое впечатление, всплывающее на поверхность. Читайте как можно больше, и определение основополагающих тем сюжетов превратится в ваше второе я!
Тема, идея, проблематика художественного произведения
Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.
Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».
Тема | ||
---|---|---|
Главная | Частная | Вечная |
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). | Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») | Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны. |
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения. |
Идея — мысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.
Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).
Проблематика
Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.