Что значит связка в волейболе
Позиции игроков в волейболе
Волейбол – один из самых захватывающих и увлекательных командных видов спорта. Что делает эту игру настолько интересной? Один из ключевых моментов – амплуа игроков. Каждый волейболист на площадке руководствуется собственными задачами и занят совершенно конкретной работой. В данной статье разберём, какие позиции игроков в волейболе бывают.
Сколько амплуа в волейболе?
Одновременно на площадке во время волейбольного матча могут находиться по 6 спортсменов с каждой стороны. При этом выделяют 5 основных амплуа. Подробно поговорим о каждом из них.
Либеро
Позиция либеро – самая своеобразная в расстановке волейбольной команды. Либеро согласно правилам игры не имеет участвовать в блоке и совершать атакующие удары. Главная его работа – помощь в защите. Либеро принимает мяч, занимая место на задней линии. От качества приёма зависит эффективность нападения, поэтому без хорошего либеро трудно представить сильную команду. Характерно, что игровая форма волейболиста данной позиции отличается от всех остальных.
Диагональный
Диагональные не участвуют в приёме мяча, хотя зачастую работают в организации блока. В плане защиты их функционал этим и ограничивается. Основная задача диагонального – атака с краев сетки. Большинство волейбольных комбинаций заточены именно под удары диагонального. Это игроки высокой скорости реакции и очень развитые физически. В большинстве команд – главные и самые высокооплачиваемые звёзды.
Центральный блокирующий
Обычно самый высокий игрок команды – центральный блокирующий. Как и диагональные, волейболисты данной позиции много забивают, но атакуя не с краев, а по центру. Как говорят в волейболе – первым темпом. Атакующая работа центральных блокирующих неоценима и зачастую делает разницу, но всё же их главная функция – создавать трудности нападению сопернику. Как понятно из названия позиция, блокировка – их основная специальность.
Связующий
Связующий – это волейбольный плеймейкер, располагающийся в самом центре событий на поле. Цель связующего – найти наиболее оптимальное продолжение атаки, отдать голевой пас. Его касание, как правило, второе – сразу после приёма и перед атакующим ударом. Связующий – мозг командной игры. Ведь важно не просто переадресовать мяч партнёру, а сделать это наиболее удобным для него образом.
Доигровщик
Если все остальные позиции в волейболе как правило представлены на площадке одним игроком, то доигровщиков обычно два. Это наиболее универсальные спортсмены волейбольного коллектива. В их функции входит и помощь либеро в приеме мяча, и поддержка связующего в организации нападения, и участие в блоке наряду с центральным блокирующим и диагональным.
Подающий
Строго говоря, волейболист, работающий на подаче, или подающий – не амплуа. Тем не менее, это одна из ключевых функций, достойная отдельного упоминания. С подачи начинается каждый розыгрыш мяча в волейболе, поэтому совершить её качественно – значит выполнить полдела.
В некоторых командах есть игроки, которые специализируются исключительно на подачах. Такие волейболисты появляются на площадке, как правило, когда от подачи зависит судьба сета или матча. Подающий просто меняет игрока, чей выход на подачу следующий по порядку. После выполнения подачи подающий наравне с остальными партнёрами по команде участвует в розыгрыше.
Связующий в волейболе — верхняя передача мяча
Пас осуществляется верхней передачей. Возможна и тактическая скидка, но об этом позже.
Элементы верхней передачи:
Важно! Верхний прием осуществляется именно пальцами, а не ладонями. Прием должен быть беззвучным и мягким.
Главный нюанс здесь — стараться полностью обхватить мяч пальцами. Тогда мы сможем полностью контролировать его траекторию.
Скорость и направление мяча определяется силой разгибанием локтей и активностью работы пальцев.
Пас в прыжке
Основные принципы схожи с пасом в опорном положении, но есть и свои особенности:
Пас за спину
Пас за спину — обманный маневр, часто использующийся у профессионалов, но реже — у любителей. Поэтому смотрите не увлекайтесь, ведь можно настолько внезапно дать пас, что игроки вашей команды даже не поймут, что так можно, и мяч спокойно приземлится на вашей площадке. Нюансы этого элемента:
Распространенные ошибки верхнего приема
Стратегические аспекты игры разводящего
При подаче лучше всего встать ближе к углу площадки — в район 2-го номера. Из этой позиции связующий видит всех игроков своей команды + нападение в основном происходит из 4-го номера.
Не бойтесь скинуть мяч, если внимание игроков противника сконцентрировано только на нападении или в поле есть пустые места. Эффективными местами для скидки считаются центр и за спину вплотную к сетке в 4-й номер. Второй вариант более рискованный, но и труднее берущийся.
Если атака в вашей команде нестабильна и слабоэффективна, давайте разноформатные пасы разным номерам. Не забывайте 1-й, 5-й и даже 6-й номер. Пасуйте спиной и в прыжке, скидывайте. Вашей главной задачей будет расстроить действие противника, заставить его нервничать.
Используйте скоростные атаки, чтобы загонять противника.
Следите боковым зрением за игрой противника. Оценивайте, кто устал, а кто полон сил. Кто хорош в приеме, а кто в нападении. Наблюдайте и за своими нападающими: давайте пас тому, кто в данный момент наиболее эффективно и неожиданно для противника забьет мяч.
В любительском волейболе очень распространено пасовать только лучшим нападающим. Т.к. непробиваемый блок любители ставят значительно реже, эта техника приносит быструю победу. Однако игра на одного человека быстро наскучит и вам, и половине вашей команды. Ведь игроки всю игру простоят без дела, наблюдая, как вы «подносите снаряды» одному-двум бьющим. В игре должен быть риск и азарт, иначе в чем смысл?
В критические моменты, когда противник набирает очко за очком, когда счет равный, а «мы все не можем забить», нужно взять себя в руки и собрать воедино энергию команды. Не стоит идти на авантюры и изобретать новые хитрые элементы игры. Пасуйте самым надежным игрокам и самым проверенным способом. Минимизируйте риски. Не отчаивайтесь.
Видео
Позиции
Существует пять позиций, делящих каждую волейбольную команду: связующий, доигровщик, центральный блокирующий, диагональный и либеро. Каждая из этих позиций играет особую, ключевую роль в победе.
Большинство команд включают в себя капитана и вице-капитана, это зависит от размера команды, но обычно капитаном становится третьегодка, а вице-капитаном третьегодка или второгодка.
Содержание
Игроки
Связующий [S]
Связующие организовывают игру и варианты атак команды. Они являются волейбольными плеймейкерами и могут выполнять роль блокирующего или нападающего. В их задачу входит организовывать нападения. Связующий производит второе касание мяча, после первого приёма своей команды. Основная цель игрока данной позиции — подбросить мяч так, чтобы создать нападающему выгодную позицию для нанесения атакующего удара, который не смогут заблокировать соперники.
Центральный блокирующий (нападающий первого темпа) [MB]
Как правило, это самые высокие игроки, стоящие посередине площадки, возле сетки, основной задачей которых является: блокирование нападающих ударов соперника, умение быстро поставить блок, осуществление быстрых атак из третьей зоны, а также умение поставить двойной или тройной блок со стороны площадки.
При нападении центральные блокирующие могут провести очень быструю атаку первого темпа, поэтому часто стоят возле связующего. Обычно они быстро атакуют, но иногда служат в качестве приманки и путают блокирующих соперника, если удары проходят достаточно хорошо.
Либеро [Li]
Либеро могут играть только в защите. Они отвечают за приём атаки и, как правило, это игроки с быстрой реакцией и хорошими навыками. Либеро (от итал. — свободный) может заменить любого другого игрока на задней линии, что не считается обычной заменой. Такие замещения не ограничены, но должен быть розыгрыш мяча между двумя замещениями либеро. Тем не менее, когда на площадку возвращается игрок, которого он замещал, либеро должен выйти за её пределы, он не может сразу же заменить кого-то другого. Также они не могут атаковать, если мяч находится полностью выше сетки, но могут отдать пас для атакующего удара из-за границ трёхметровой линии.
Форма либеро должна отличаться от формы остальной команды из-за постоянных замещений для удобства судей, которые заносят их в специальный протокол.
Для либеро не имеет значения рост, так как они не могут блокировать, подавать или атаковать. Это позволяет преуспеть низким игрокам с хорошими приёмом и навыками в данной позиции, и играть важную роль в игре. По правилам, они не могут быть капитаном команды или игровым капитаном. Игроки: Юу Нишиноя, Мориске Яку, Юки Сибаяма и другие.
Доигровщик (нападающий второго темпа) [WS]
Диагональный [D]
Несмотря на то, что диагональные обычно самые выносливые, мощные, и прыгучие игроки, данная позиция не всегда требует огромного количества силы. Некоторые такие игроки умеют гораздо лучше пробивать блокирующих, целясь в их слабые места, чем просто атакуя с силой. Например: Асахи Азумане
Специальные позиции
Приманка
Цель приманки — привлечь внимание блокирующих. Они имитируют атаку, чтобы спровоцировать блокирующих и задержать их, пока другой игрок забивает очко для команды. Некоторые приманки обладают большой силой и талантом, чем привлекают внимание противников; это заставляет оппонентов сосредоточиться на приманке вместо настоящего нападающего, тем самым сбиваясь с толку.
Если по какой-то причине приманка теряет эффективность, любая атака нападающего будет блокироваться из-за возможности блокирующих предугадать действия нападающего.
Пинч подающий [PS]
Существует также кручёная подача. Во время полёта мяч летит с большой скоростью и мгновенно приземляется на площадку противника. Её исполнение требует много усилий, поскольку это достаточно сложная техника.
Защитник
В ситуациях, когда количество замен ещё не исчерпано или не ограничено, команды могут использовать защитников вместо или одновременно с либеро. Но, в отличие от последних, защитники не имеют каких-либо уникальных правил игры.
Игроки этой позиции используются для замены игроков, слабо играющих на задней линии. Такие замены выполняются по стандартным правилам волейбола. В частности, защитники могут выходить на правую или левую часть площадки, если на поле уже используется либеро.
Чаще всего защитники заменяют игрока с правой стороны площадки, использующего высокий и сильный блок впереди, но недостаточно хорошо играющего в защите. Аналогичным образом, команда может использовать защитника для замены плохого подающего.
Управление
Тренер
Тренеры — это люди во главе команды. Они берут тайм-ауты, общаются с судьями, принимают все важные для команды решения, такие как принятие основного состава и т.д. Они ответственны за тренировки и стратегию для команды. Тренера: Кейшин Укай, Иккей Укай, Ясуфуми Нэкомата и другие.
Менеджер
Менеджеры ответственны за благосостояние команды. Они наполняют для игроков бутылки с водой, оказывают помощь при травмах, иногда обеспечивают питание для команды, подбадривают игроков и т. д. Они также ездят с командой на официальные матчи, но только одному менеджеру разрешено быть на скамье с игроками. Менеджера: Киёко Шимизу, Хитока Ячи, Юкиэ Широфуку и Каори Сузумеда.
Куратор
Кураторы ответственны за команду в целом. Они не тренируют игроков и не заботятся об их нуждах, хотя некоторые кураторы помогают устраивать тренировочные матчи или покупают новую униформу для команд. Работа кураторов заключается в том, чтобы приглядывать за командой, увериться, что она активная, общаться со школой и учителями, и т.д. Они сами также могут быть учителями, чтобы отслеживать оценки игроков. Кураторы: Иттетсу Такеда.
Связующий – мозг (и нервы) команды
Очень полезная и интересная статья для связующих игроков
Требования к «связке»:
1) Чуткие руки + резвые ноги + глазомер
2) Сообразительность + самокритика + аналитические способности
3) Надежность + ответственность + авторитет
Примечание: психологическая устойчивость наряду с бойцовскими качествами является общим требованием в волейболе, однако к связующему предъявляются повышенные «обязательства». Чем выше интеллект, тем больше мыслей, в том числе негативных (не нужных, мешающих выполнению задачи), которые постоянно роятся в голове. Любая негативная мысль (например, «а вдруг не получится», «как бы не ошибиться», «ой, запорю» и т.п.) резко снижает вероятность успешного выполнения того или иного элемента (подачи, нападающего удара, передачи). Негативные мысли, предоставленные сами себе, имеют свойство быстро плодиться чуть ли не в геометрической прогрессии. Причем запущенный (во всех смыслах) процесс идет подсознательно, т.е. без контроля со стороны индивида. Разгулявшиеся негативные мысли выводят спортсмена, даже находящегося в отличной физической форме, из состояния психологического равновесия. Достаточно маломальской «встряски» и спортсмен «поплыл». Недаром в восточных единоборствах, имеющих древнейше мудрейшую предысторию, сила духа ставится на первое место, а сила тела – на второе. Совершенно ясно, что связующий должен обладать незаурядным интеллектом, но чем развитее мозг, тем больше «волчьих ям» с психологией. Если «поплыл» связующий, то «абзац»: сливай воду, суши форму. А экстренная замена связки, как правило, болезненно сказывается на игре команды. Впрочем, психологическая устойчивость подвластна тренингу. Вне игры над психологией игроков, в идеале, должен работать специалист. На площадке психологией команды заведует никто иной как связующий, который должен «кожей» чувствовать своих нападающих, сам оставаясь «скалой» с «горячим сердцем и холодной головой» в течение всей игры.
Самое главное :
1) Пасуй тому, кто в «кураже»!
Перед игрой пообщайся с партнёрами. Почувствуй, у кого какой настрой. Разузнай, у кого что «не ладится», какие докучают болячки, какие жизненные неприятности напрягают. Лучше сделать это в шутливой форме, не задавая вопросов «в лоб». Еще на разминке внимательно следи, у кого «катит вовсю», а у кого «мяч из рук валится». Так же посматривай на сторону противника: определяй, кого нейтрализовать в первую очередь. Контролируй свой предстартовый «мандраж», не дай ему развиться, отсекай негативные мысли, перенаправляй внутреннюю энергию в позитивное русло. В случае стартовой апатии «раскачивай» себя злостью.
Начинай игру без раскачки, не упрощая и не отказываясь от быстрых комбинаций. Тем самым ты «заведёшь» свою команду и выбьешь из «колеи» противника. Сразу бери инициативу в свои руки. В концовке не сбивайся на сплошные «парашюты». Но! В большинстве игровых ситуаций не занижай адресуемую явно (!) передачу, особенно при плохой доводке: нападающему даже в кураже будет тяжело бороться с успевающим блоком. Частенько в проигрываемой концовке все до одного нападающие «скисают» (никто не желает брать ответственность). Тогда растормоши того, кто находится в наиболее выгодной позиции (напротив низкого блока), или того, кто легко-быстро «заводится». В любой момент игры по мере возможности предельно «ускоряй игру», т.е. пасуй настолько «быстро», насколько способны выдержать твои нападающие.
2) Как выполнять передачи.
Нападающие обладают разной скоростью «выхода на мяч» и разной скоростью «съема» мяча. Более того, техника (следовательно, скорость и траектория движений) довольно сильно различаются. Поэтому выполнение передачи следует производить с учётом индивидуальных особенностей партнеров. Говоря проще, прежде всего надо «сыграться». Вроде бы прописная истина, но вопрос в том, как это сделать наиболее эффективно, с наименьшими затратами времени и сил. В реальной жизни обычно возникает следующая ситуация: нападающий «катит баллоны» на связку, а связка высказывает претензии, что нападающий «не идет навстречу». Круг замыкается, проблема если и получает решение, то частичное. На тренировках вроде бы что-то худо-бедно получается, но в напряженной игре рушится, как карточный домик.
Кстати, выросшая из массового спорта российская школа волейбола зиждется на огромном объеме тренировок и гигантском количестве игр. Т.е. совершенствование идет через максимизацию объема нагрузок. При этом качеству выполнения упражнений и концентрации психики уделяется, мягко говоря, второстепенное внимание. Поэтому уже в ДЮСШ получаем огромное количество травм: «летят» колени, спины, плечи. Про голеностопы и выбитые пальцы уже не говорю, это «насморк волейболиста». Однако согласитесь, гораздо лучше выполнить меньший объем, но с лучшим качеством! Благодаря чему не растратить физические возможности организма по пустякам, не износиться раньше времени, не уйти поспешно «на пенсию» из-за накопившихся травм. Самое печальное, у многих российских тренеров гипертрофированное самомнение: они говорят громко, но никто и не думает выслушать оппонента.
Передача сверху (как и передача снизу) выполняется преимущественно за счет ног! Руки лишь завершают последнюю фазу движений. Т.е. сначала работают ноги, потом руки. Постановка ног имеет важнейшее значение! На разминке связующие частенько «понтятся», выполняя передачи без помощи ног, одними кистями. Но это приемлемо только в качестве начала разминки. Передача в прыжке, естественно, выполняется одними руками, просто ноги завершают свою работу раньше обычного (правильный выход ногами «на мяч» при этом не теряет актуальности). В случае «ускоренной» доводки (когда траектория доводимого мяча специально занижается принимающими) связующий вынужден разворачиваться в сторону подлетающего мяча и лишь в последний момент «доворачивать» ноги и туловище вдоль сетки. На выходах не спеши выскочить к сетке как можно быстрее: сначала оцени направление подачии (атаки) и траекторию доводимого мяча. Иначе будешь петлять по площадке, как загнанный заяц, и не успевать точно выйти «под мяч». В конечной фазе выхода «под мяч» выдающиеся связующие часто-часто-быстро-быстро «танцуют» ногами, только в начальный момент выхода сделав длинные шаги. При «срезках» доводки иногда приходится пасовать фактически с пола, тогда широкий завершающий шаг (как правило, влево и с кувырком) допустим, но тут надо контролировать голеностоп от вывиха.
Скоростную передачу для удара по опускающемуся мячу (так называемую «дужку», или «половинку», или полу-прострел ) лучше чуть-чуть занизить, иначе нападающий может, проскочив по той или иной причине «темп», мяч попросту не достать. Однако для высокорослых игроков, как правило, не очень резвых от природы, а так же для тех, что способен «затягиваться» в прыжке, можно передачу даже чуток завышать (в случае чего, нападающий скинет). Некоторые нападающие первого темпа имеют свойство в азарте «пробегать» связующего, поэтому приходится пасовать вдогонку (!) даже при хорошей доводке. Всегда учитывай, как выходит «на мяч» нападающий в каждом конкретном случае: если задерживается, завышай передачу. При доводке на 3-й метр, чтобы опередить блокирующего, приходится «выстреливать» передачу вдогон (пример см на: http://www.youtube.com/watch?v=0hS6X59CzfE ), находя непростой оптимум между высотой и скоростью пасуемого мяча.
Следует пояснить, что подразумевается под сугубо волейбольным термином «в темп». Совместные действия, синхронизированные во времени? В общем, да. Однако тут важны нюансы. Нападающий, подраскорячившись, может «снять» мяч на разной высоте, но наиболее удобно (и как следствие, наиболее эффективно) только на определённой. Тоже самое касается удаления от сетки. Конечно, при статистическом разбросе траектории передачи в разумных пределах. Так вот, передача выполнена «в темп» тогда, когда нападающий не прилагает дополнительных усилий по обработке мяча, причем, ни по высоте, ни по удалению от сетки. Образно говоря, когда нападающему максимально удобно заколотить мяч в пол, а в игре еще и минуя блок (либо сознательно атакуя «блок-аут»).
Внимание! При прострельной передаче основным параметром является скорость пасуемого мяча. Высота же полёта мяча получается «автоматически» исходя из его начальной скорости и равна высоте съема мяча нападающим. Т.е. если нападающий умышленно пропустит мяч, то последний полетит дальше с набором высоты. Расхожей ошибкой многих связующих является занижение прострельных передач, вызванное перестраховкой (дабы нападающий заведомо достал мяч). Важно понимать, что в отличие от полу-прострела угол вылета мяча меньше, а скорость больше.
«Крест». Прямой и обратный. Очень популярная в 80-е годы комбинация, основанная на скрёстном перемещении нападающих первого и второго темпа. По сути, комбинируется «взлет» и «дужка», реже (поскольку труднее) «взлет» и «прострел». Эффективность резко падает, если связующий не достаточно хорошо видит блокирующих.
2) Заранее разведай уязвимые места соперника.
3) При необходимости перестраивайся по ходу игры
Если у всех «не покатило» (в частности, перегорели), а тренер впал в ступор, или сбился на прописные истины, то связующий обязан «выдернуть» игроков из психологической ямы, поскольку нити всей команды именно в его руках. Например, сыграть неожиданную красивую комбинацию, тем самым воодушевив партнёров.
Если связующий чувствует, что сам «поплыл», то следует не зарываться, а на время упростить игру, предупредив об этом партнёров. Разумно так же обмолвиться с лидером-нападающим, типа: «выручай, братан, счас очухаюсь».
Разминка.
Помимо общей разминки связующему полагается индивидуальная:
1) Кисти рук – особо тщательно! Каждый палец, каждый сустав. Пальцы в замок, и вперёд до пощелкивания в суставах…
2) Стопы. Вращательные движения, с постановкой ноги на носок.
3) Колени. Вращательные движения в разные стороны при полусогнутых коленях.
*) Шея. Повороты влево-вправо с нарастающей амплитудой. Затем влево-вправо одновременно вверх. Наконец, боковые наклоны (аккуратно!). всё выполняется без вращения головы.
Индивидуальные тренировочные упражнения :
1) Кистевой эспандер. В отличие от набивного (или утяжеленного) мяча не вызывает утраты «чувства мяча». Для связующего крайне важно ощущать мяч буквально подушечками пальцев. Это очень тонкое «чувство». Некая смесь тактильного и психофизического.
2) Отжимания от пола на пальцах. Начинать потихоньку, после того как уверенно будешь выполнять обычные отжимания хотя бы 30 раз.
3) Периферическое зрение. Не поворачивая головы, определять: с одной стороны, в каких зонах стоят блокирующие, куда оттянулись защитники, а с другой стороны, где находятся нападающие, кто из них уже готов, а кто замешкался.
4) Постановка ног и рук. Ступни параллельно, не шире плеч. Колени полусогнуты. Туловище самую малость наклонено вперед. Зад не отклячен! Руки согнуты в локтях на уровне пояса, в любой момент готовы быстро подняться вверх. Вскинутые руки располагаются примерно на 15..20 см выше лба. Локти полуразведены, на уровне мочек ушей. Большой и указательный пальцы левой и правой рук на расстоянии примерно 3..5 см друг от друга. Безымянные пальцы и мизинцы выполняют вспомогательную роль, но без них передача не будет мягкой. Контроль выхода на мяч: если руки убрать, то мяч должен упасть прямо на лоб.
5) Передачи над собой на разную высоту, не сходя с места. Активно работают ноги: сгиб в коленях перед передачей, разгиб вместе с передачей, перекат на пальцы ступней.
6) Передачи на определённую высоту у стенки. Чередовать случайным образом в одной серии на максимальную, среднюю и низкую высоты.
7) Непрерывные передачи сверху двумя руками через близкие промежутки времени с переходом из положения стоя в положение лёжа.
8) Набивать («чеканить») одной рукой мяч над собой. Сначала на высоту 1 метр, затем примерно на 2 и 3 метра.
9) На ровной стенке на разной высоте (3, 5, 9 м) рисуются мишени макс радиусом около 0.5..0.75 м. Выполнять передачи сразу с отскока от стенки поочерёдно разных высотах. Точность довести до 95 из 100. Расстояние от стенки от 2 метров до 5 метров.
10) Передачи на точность/дальность с учётом «привязки» к площадке. Исходная позиция: между 2й и 3й зонами. Доводка гуляет по глубине в пределах 3-х метров. Взвешенная передача в 4ку. В идеале нужно ориентироваться на антенну, т.к. все залы разные, поэтому любые другие ориентиры «шарахаются».
Упражнение в паре: прилетающий от партнёра мяч пасуется надо собой, при этом осуществляется разворот на 180 градусов, а затем выполняется передача за голову в сторону партнёра.
*) В случае острой необходимости исправления техники выполнения второй передачи и выхода под мяч, связующего на время тренировок разворачивают лицом ко второй зоне. В принципе, «разворот» будет очень полезен и в дальнейшем на практике: при выходе из 5-й и 4-й зон связующему бывает проблематично развернуться без потери «темпа»
Ну и на конец советы от гуру: