Что значит сверх плана приема с оплатой обучения
Повышение квалификации: как оплачивать время обучения
Работодатель может направить сотрудников на курсы повышения квалификации, если таковы законодательные требования к профессии или если это условие трудового договора. Как оплачивать время учебы? А если занятия проходят в выходные или по вечерам? Разберемся с порядком оплаты времени обучения.
Учеба без отрыва от производства
Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:
Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее. Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора. Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.
Оформите ученический договор, приказы и соглашения в программе Контур.Персонал.
Учеба с отрывом от производства
Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).
Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.
Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.
Учеба с частичным отрывом от производства
Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок. Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей. Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.
Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.
Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.
В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. 99 ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость. Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст. 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.
С другой стороны, ст. 99, 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.
Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.
Учеба в выходной день
Выходные дни — это время отдыха (ст. 107 ТК РФ), когда человек свободен от исполнения трудовых обязанностей. Вы можете направить сотрудника на обучение в выходной только с его письменного согласия.
Раз решение о профподготовке обусловлено производственной необходимостью (ст. 196 ТК РФ), нужно ли оплачивать сотруднику учебные дни, если они приходятся на выходные? Законодательно этот вопрос также не урегулирован, и у экспертов по трудовому праву нет единого мнения.
Специалисты Роструда на вопросы кадровиков на портале Онлайнинспекция.рф ответили, что учеба в выходной день — это вынужденный отказ от времени отдыха, гарантированного Трудовым кодексом. Работодатель должен руководствоваться ст. 153 ТК РФ: оплатить этот день как выходной — в повышенном размере по фактически отработанным часам — или предоставить день отдыха в другое время на усмотрение работника.
На том же портале Онлайнинспекция.рф озвучена и противоположная точка зрения: оплачивать учебу в выходные по повышенным ставкам ошибочно, ведь в эти дни сотрудник по факту не выполняет свои трудовые функции (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), значит, ситуация не подпадает под действие ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Ведомство рекомендует вести расчет оплаты за учебу в выходные так же, как за учебу с отрывом от производства, то есть начислять средний заработок. При этом вести расчет следует не за текущий период по ст. 153 ТК РФ, а за предыдущий по ст. 139 ТК РФ.
Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как работает целевое обучение?
Я поступила в университет по целевому договору. Отучилась две сессии. Какую сумму я должна вернуть организации?
Дарья, ответ на ваш вопрос зависит от того, когда был заключен договор о целевом обучении и поступали ли вы по квоте целевого приема.
Разберу оба варианта, но сначала вкратце объясню, как вообще работает целевое обучение и в каких случаях придется вернуть деньги.
Что такое целевое обучение
Целевое обучение дает возможность еще до поступления в вуз или уже в процессе учебы заключить договор с работодателем. Работодатель гарантирует студенту трудоустройство, платит стипендию или поощряет его как-то иначе, например оплачивает расходы на транспорт или общежитие. А студент осваивает ту образовательную программу, которая указана в договоре между ним и организацией, и обязуется минимум три года работать на этого работодателя.
Например, выпускник одиннадцатого класса решает стать врачом. Он обращается в больницу, где хочет работать, и просит рассмотреть его кандидатуру в штат. Естественно, у него еще нет профильного образования. Выпускник заключает договор с больницей, где будет указано, что он выучится на врача, а лечебное учреждение после выпуска трудоустроит его к себе минимум на три года.
Целевое обучение может предполагать или не предполагать поступление по специальной квоте. Квота целевого приема — это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают правительство и регионы.
Для заказчиков целевое обучение — возможность заполучить кадры на несколько лет вперед, а для абитуриентов — поддержка и поступление на бюджет с небольшими баллами: по квоте на целевое обучение предусмотрен отдельный конкурс. Подробнее об этом я расскажу ниже.
Заказчик самостоятельно отбирает кандидатов для целевого обучения. В той же сфере медицины приоритет могут отдать кандидату из врачебной династии. Так заказчик будет знать, что абитуриент уже знаком с работой и нагрузками на примере родителей.
Целевое обучение в России регламентируют три нормативных правовых акта:
Отдельные заказчики могут установить свой порядок заключения договоров о целевом обучении. Например:
Как победить выгорание
Договор о целевом обучении
Договор о целевом обучении предполагает две обязательные стороны: гражданина и заказчика. Также в договоре по решению заказчика могут быть прописаны работодатель и образовательная организация.
Вот как это работает на примере из медицинской сферы:
В случае приема по квоте заказчиком могут быть только государственные органы, госкорпорации или организации, у которых в уставном капитале есть доля государства, например «Росатом» или Сбербанк. Конкурс при приеме на места целевой квоты проводится отдельно. В этом случае за обучение платит государство. Заключение договоров по квоте распространено в медицинских вузах: доля от общего числа бюджетных мест в этой сфере — 70%, а порой и 100%.
Абитуриент или студент могут заключить договор о целевом обучении и с частной компанией или с ИП. Но в таком случае речь о квоте не идет, поступать придется по общему конкурсу. Заказчик обязуется поддерживать ученика, а вуз может и не знать, что у поступающего или студента есть с кем-то договор.
Надо ли возвращать деньги за учебу
Какой бы ни была причина ухода с целевого обучения — возможно, захотелось сменить сферу, — ответ на ваш вопрос зависит от двух вводных:
Похоже, учиться вы начали позже 2019 года, поэтому первую вводную пока исключим. Со второй возможны две ситуации.
Договор предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. Такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон: гражданин несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, если он отчислен из университета или расторг трудовой договор менее чем через три года по собственному желанию.
Студент обязан возместить и меры поддержки, указанные в договоре, и расходы государства на его учебу:
Договор не предполагал поступление в вуз по квоте целевого приема. В этом случае договор можно расторгнуть по соглашению сторон. Гражданин и заказчик должны сделать это письменно.
Из вопроса не совсем ясно, что стоит 36 000 Р : семестр обучения, или это стипендия за полгода, или что-то еще. Но если вы поступили не на целевые места, а по общему конкурсу, то и возмещать государству расходы на обучение не нужно. А компенсацию мер поддержки, если заказчик требует их возместить, урегулируйте с ним в частном порядке.
Договор был заключен до 30 марта 2019 года. На тот момент действовало постановление о порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении. Вопрос о расторжении договора по инициативе гражданина этот документ не регулировал, поэтому нужно смотреть на содержание конкретного договора о целевом обучении. В договоре может быть пункт о возмещении затрат на обучение при расторжении договора и сумма, которую надо вернуть.
Что в итоге
Если вы поступили в вуз после марта 2019 года на целевое место, то вы должны компенсировать заказчику те меры поддержки, что он вам оказывал. А образовательная организация выставит вам штраф за досрочное расторжение договора без уважительной причины. Стоимость обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг тут значения не имеет.
Любой человек, который планирует заключить договор о целевом обучении с поступлением по квоте, должен быть готов к ответственности: такой договор нельзя расторгнуть по соглашению сторон. Если гражданин отказывается работать или учиться, то будет обязан и заказчику, и вузу.
Но для тех, кто точно уверен, что хочет работать по специальности и именно на этом месте, это хорошая возможность поступить в вуз в обход общего конкурса.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Количество мест с оплатой стоимости обучения
Направление подготовки магистров
Код направления
Предмет (предметы) испытания
Форма испы-тания
Форма обуче-
ния
Сверх плана прие-ма
ИНСТИТУТ БИОЛОГИИ, ЭКОЛОГИИ И АГРОТЕХНОЛОГИЙ
Биология. Программа «Общая биология»
Экология и природо-пользование. Программа «Общая экология»
Водные биоресурсы и аквакультура
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
История. Программа «История стран Северной Европы (история, языки, культура Финляндии и Швеции)»
История. Программа «Новейшая история России»
История. Программа «Единая Европа: от идеи империи до Европейского Союза»
ИНСТИТУТ ЛЕСНЫХ, ГОРНЫХ И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК
Технологические машины и оборудование
Технологи-ческие машины и оборудование
ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Математика
Программа «Проблемы фундаментальной математики»
Прикладная математика и информатика
Программа «Математическое моделирование и информационно-коммуникационные технологии», «Интернет вещей»
Математика и информатика
Информационные системы и технологии
Программа «Управление данными»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Педагогическое образование. Программа «Инновационная деятельность в образовании»
Психолого-педагогическое образование. Программа «Психология организационно-управленческой деятельности»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ
Филология. Программа «Компаративистика: диалог культур в мировой словесности»
История мировой литературы.
Иностранный язык (английский, финский)
Филология. Программа «Актуальные проблемы русской филологии»
Теория современного русского литературного языка. Современные проблемы изучения русской литературы.
ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
Туризм. Программа «Проектирование в индустрии туризма»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Экономика. Программа «Финансовая экономика»
ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Информатика и вычислительная техника
Программа «Распределенные информационно-управляющие комплексы»
Математика и информатика
Электроника и наноэлектроника
Программа «Промышленная электроника»
Физика и электроника
Приборостроение
Программа «Измерительные информационные технологии»
Физика и информатика
* Для лиц, поступающих на направление магистратуры «Юриспруденция» по заочной форме обучения, имеющих базовое юридическое образование, вступительное испытание проводится в форме собеседования. Для лиц, не имеющих базового юридического образования, проводится письменное тестирование.
Что значит сверх плана приема с оплатой обучения
Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), если иное не установлено настоящей статьей. Контрольные цифры приема также могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если государственная аккредитация по указанным образовательным программам ранее не проводилась при условии исполнения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обязательства получить государственную аккредитацию по указанным образовательным программам в течение одного года с момента установления контрольных цифр приема, но не позднее чем до завершения обучения обучающихся, принятых на обучение в пределах установленных контрольных цифр приема, и установление контрольных цифр приема по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки согласовано с:
(часть 3 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) Правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с учетом положений части 21 статьи 83 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 24.03.2021 N 51-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, осуществляют прием на целевое обучение в пределах установленных контрольных цифр приема в порядке, установленном в соответствии со статьей 71.1 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 337-ФЗ)
Минкультуры России от 22.10.2019 N 378-01.1-39-ОЯ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 октября 2019 г. N 378-01.1-39-ОЯ
В целях обеспечения единства основных требований к организации и осуществлению образовательной деятельности при реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств Министерство культуры Российской Федерации направляет для использования в работе прилагаемые Методические рекомендации.
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности руководителями и специалистами образовательных организаций, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (детских школ искусств по видам искусств, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования в сфере культуры и искусств), а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе в качестве руководства при разработке нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств.
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ
Часть 3 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Приказ Минкультуры России от 16.07.2013 N 998 (в ред. приказа Минкультуры России от 25.11.2015 N 2861) «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».
II. Особенности реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в детских школах искусств
Исключительное право ДШИ среди иных организаций дополнительного образования на реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определены статьей 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
III. Разработка дополнительных
Часть 4 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Пункт 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств регулируются статьей 83 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
ФГТ предусматривают следующую структуру дополнительной предпрофессиональной программы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы, учебный план, график образовательного процесса, программы учебных предметов, система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися, программа творческой, методической и просветительской деятельности образовательной организации.
Обновление указанных разделов дополнительной предпрофессиональной программы влечет за собой необходимость ее утверждения в новой редакции, либо утверждения внесенных в программу изменений.
См. статью 29 Федерального закона «Об образовании в РФ», постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (в ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
IV. Сетевая форма реализации дополнительных
См. статью 15 Федерального закона «Об образовании в РФ», Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, направленные письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05.
Сетевая форма не является обязательной и применяется образовательной организацией только в тех случаях, когда это целесообразно для обеспечения необходимого уровня подготовки обучающихся, повышения качества реализации образовательных программ. Образовательные программы, реализуемые с применением сетевой формы, могут позволить аккумулировать опыт и ресурсы не только нескольких образовательных организаций, но и учреждений культуры.
Применение сетевой формы реализации дополнительных предпрофессиональных программ осуществляется на основе договора между организациями и должно быть обеспечено соответствующими учебно-методическими документами и материалами.
Образцы договоров о сетевой реализации образовательных программ см. в приложении к Методическим рекомендациям по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 N АК-2563/05).
V. Творческая, просветительская и методическая деятельность
в условиях реализации дополнительных
Реализация дополнительных предпрофессиональных программ предусматривает разработку и выполнение программ (планов) творческой, методической, просветительской деятельности, которые утверждаются советом (педагогическим советом, учебно-методическим советом) образовательной организации.
Творческая деятельность (проведение конкурсов, фестивалей, концертов, мастер-классов, творческих вечеров, олимпиад, выставок, смотров, театрализованных представлений и др.) может осуществляться как самой образовательной организацией, так и с привлечением профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, учреждений культуры. Привлечение обучающихся к участию в творческих мероприятиях, организуемых как в самой образовательной организации, так и за ее пределами, осуществляется с учетом мнения преподавателей, которые определяют наиболее эффективный путь развития творческих способностей обучающихся.
С целью обеспечения эффективной реализации дополнительных предпрофессиональных программ в образовательных организациях могут создаваться учебные творческие коллективы (учебные симфонические, камерные оркестры и инструментальные ансамбли различных составов, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, хоровые, вокальные, хореографические, театральные коллективы), деятельность которых, регулируется локальными нормативными актами образовательной организации. При этом участие обучающихся в творческой деятельности в каникулярное время (выступления на различных площадках, творческие поездки, пленэры и др.) должно осуществляться с согласия их родителей (законных представителей).
Методическая деятельность направлена на сохранение и развитие лучших традиций отечественного художественного образования, изучение, обобщение, освоение и передачу педагогического опыта, обеспечивающего качественную реализацию дополнительных предпрофессиональных программ. Методическая деятельность включает в себя: разработку и совершенствование образовательных программ (в том числе, разработку фонда оценочных материалов для оценки уровня подготовки обучающихся); контроль и оценку качества программно-методической документации, организацию экспертизы (рецензирования) и подготовку программно-методической документации к утверждению; создание программно-методических комплексов, обеспечивающих учебный процесс; анализ и оценку мероприятий по обновлению содержания образования, инновационных форм, методов, приемов, средств обучения; разработку локальных нормативных актов, регламентирующих организацию образовательного процесса; организацию работы методического совета (при его наличии), отделов и иных аналогичных структур в целях обмена и распространения лучшего педагогического опыта; оказание методической помощи и поддержки педагогическим работникам, в том числе при подготовке к аттестации; организацию методических мероприятий как внутри образовательной организации, так и за ее пределами (конференций, семинаров, практикумов, круглых столов, мастер-классов, открытых уроков), в том числе проводимых совместно с методическими службами, иными образовательными организациями; обеспечение педагогических работников информацией, необходимой для решения профессиональных задач и самообразования.
Требования к методической деятельности, порядок оценки ее результатов определяются локальным нормативным актом образовательной организации.
VI. Воспитательная функция образовательной организации
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р); Основы государственной культурной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808); Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р).
Воспитательная деятельность образовательной организации, направленная на разностороннее развитие личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, формирование у детей потребности к постоянному самосовершенствованию и творческому саморазвитию, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в условиях социальных перемен, должны быть отражены не только в уставе образовательной организации, но и в разрабатываемых ею образовательных программах, планах учебно-воспитательной работы, учтены при организации работы с родителями обучающихся. Указанные целевые ориентиры могут конкретизироваться в следующих задачах: создание благоприятной, доброжелательной, творческой атмосферы, способствующей осмыслению и усвоению детьми нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении; создание условий для формирования основ культуры межличностного общения, поведения; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся умения объективно оценивать свой труд, навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и различным художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
VII. Учебный план и график учебного процесса
См. пункт 22 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», раздел IV ФГТ.
Образовательная организация самостоятельно распределяет объем аудиторных часов учебных предметов, который определен соответствующими ФГТ, по годам обучения.
Учебный план предусматривает объединение учебных предметов по предметным областям. Предметные области имеют обязательную и вариативную части.
Объем аудиторной нагрузки по учебным предметам обязательной части учебного плана установлен ФГТ.
Количество аудиторных часов, отводимых на учебные предметы вариативной части, определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом верхнего предела, установленного соответствующими ФГТ. Перечень учебных предметов вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом исторических, национальных и региональных традиций в подготовке кадров, а также имеющихся финансовых ресурсов.
Каждый предмет вариативной части должен завершаться аттестацией. Итоговые оценки по учебным предметам обязательной и вариативной частей заносятся в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Реализация дополнительной предпрофессиональной программы обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям творческой и просветительской направленности по усмотрению образовательной организации. Раздел учебного плана «Консультации» разрабатывается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями. Объем консультационных часов по каждой предпрофессиональной программе указан в разделе V соответствующих федеральных государственных требований. Проведение консультаций может быть предусмотрено как для учебных предметов обязательной, так и вариативной частей.
Консультационные и пленэрные занятия могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В соответствии с ФГТ в случае, если консультации и пленэрные занятия проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся (подготовку к промежуточной (экзаменационной) аттестации или итоговой аттестации) и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.
Для проведения консультаций образовательной организацией составляется расписание, ведется журнал учета консультационных часов. Общий объем часов, предусмотренный на консультационные и пленэрные занятия в рамках реализуемых дополнительных предпрофессиональных программ, учитывается при формировании учебной нагрузки педагогических работников и включается в тарификационный список образовательной организации.
На основании учебного плана разрабатывается график образовательного процесса. График образовательного процесса дополнительной предпрофессиональной программы является круглогодичным и включает в себя количество недель аудиторных занятий, время, предусмотренное для промежуточной и итоговой аттестации, и каникулярное время. График образовательного процесса является частью образовательной программы, утверждается образовательной организацией ежегодно, размещается на официальном сайте и информационных стендах.
Пункт 11 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
— право рекомендовать обучающимся мероприятия для посещения в соответствии с направленностью их обучения, интересов, индивидуального развития и учебного плана;
— право на установку норм и правил поведения обучающихся при проведении мероприятий как внутри организации, так на других площадках вне ее;
— право устанавливать возрастные ограничения на посещение мероприятий обучающимися;
— право объявлять особые правила поведения и (или) проводить инструктаж по технике безопасности при проведении массовых мероприятий;
— право устанавливать правила на ведение обучающимися во время мероприятий фото- и видеосъемки с разрешения образовательной организации;
— право на установку запрета использовать мобильную связь во время мероприятия;
— право на установку особого порядка посещения мероприятий лицами, не являющимися обучающимися образовательной организации.
VIII. Срок освоения дополнительных предпрофессиональных
программ. Ускоренное обучение
См. пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Ускоренное обучение позволяет освоить дополнительную предпрофессиональную программу в сокращенные сроки по сравнению со сроками, установленными федеральными государственными требованиями, на основе имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной образовательной организации или за ее пределами, в том числе в форме самообразования и других формах).
Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им в данной образовательной организации, в другой образовательной организации или в форме самообразования, наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:
перейти на ускоренное обучение, в том числе после достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала, подтвержденных промежуточной аттестацией;
приступить к освоению образовательной программы не с первого года ее реализации (поступление в образовательную организацию не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного, при наличии свободных мест в соответствующем классе по соответствующей образовательной программе).
Порядок перехода на ускоренное обучение включает зачет учебных предметов или их разделов, изученных в процессе предшествующего обучения и подтвержденных документом об образовании/обучении (свидетельство, справка об обучении или периоде обучения и другие) или изученных в процессе предшествующего самообразования и подтвержденных аттестацией, проводимой образовательной организацией.
Зачет результатов обучения осуществляется в форме перезачета или аттестации. Перезачет и аттестация проводятся по заявлению родителей (законных представителей).
Аттестация при переходе обучающегося на ускоренное обучение проводится аттестационной комиссией в различных формах (прослушивание, просмотр и других) по решению образовательной организации для установления уровня подготовки обучающегося в случае, если документы, подтверждающие предшествующее обучение, отсутствуют. При получении положительных оценок обучающийся также освобождается от необходимости повторного изучения соответствующего предмета (предметов), а результаты аттестации фиксируются в документах об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Решение аттестационной комиссии о зачете учебных предметов оформляется приказом руководителя образовательной организации.
IX. Особенности реализации индивидуального учебного плана
См. пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в РФ».
См. пункт 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной предпрофессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.
Индивидуальный учебный план применяется при переходе обучающегося на ускоренное обучение. Индивидуальный учебный план может применяться также для отдельных обучающихся, групп обучающихся в следующих случаях:
в целях создания условий, способствующих наиболее эффективной подготовке одаренных обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации;
перезачета часов учебных предметов, освоенных обучающимися в других образовательных организациях, и исключения данных учебных предметов в индивидуальном учебном плане, разработанном для таких обучающихся;
реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием;
по медицинским показаниям для обучающихся, освобожденных на определенный период времени от посещения некоторых учебных предметов или имеющим пропуски по болезни, и других.
Индивидуальный учебный план разрабатывается, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, утвержденный образовательной организацией в соответствии с условиями индивидуализации, определенными для конкретного обучающегося.
Заявления от родителей (законных представителей) о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану могут приниматься в течение учебного года.
Рассмотрение заявлений происходит в порядке, установленном образовательной организацией.
Индивидуальный учебный план утверждается руководителем образовательной организации на основании решения совета (педагогического совета, учебно-методического совета) образовательной организации.
Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется распорядительным актом образовательной организации, который доводится до сведения родителей обучающихся (законных представителей).
X. Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным
программам. Перевод с одной образовательной
программы на другую
Прием на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе проводится на основе результатов индивидуального отбора, организуемого образовательной организацией в целях выявления детей, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы творческие способности и (или) физические данные. Отбор на обучение проводится образовательной организацией в соответствии с Порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, утвержденного приказом Минкультуры России от 14.08.2013 N 1145, являющегося нормативным правовым актом прямого действия. Нормы законодательства субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам, не могут подлежать применению в связи с тем, что в соответствии с Федерального закона «Об образовании в РФ» нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются в случаях, когда они не противоречат указанному федеральному закону и издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Порядок приема в конкретную образовательную организацию на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливается уставом образовательной организации и (или) локальным нормативным актом образовательной организации. Локальные акты образовательной организации не должны содержать нормы, ограничивающие права учащихся, предусмотренные законодательством об образовании.
На основе определенного учредителем количества мест для приема по каждой дополнительной предпрофессиональной программе устанавливается объем государственного (муниципального) задания.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает (с учетом ФГТ):
формы проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе (просмотр, прослушивание, собеседование, показ и другие);
требования к уровню способностей и физическим данным поступающих (по каждой форме индивидуального отбора);
систему оценок, применяемую при проведении индивидуального отбора;
критерии оценки по различным формам проведения индивидуального отбора;
условия и особенности приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
По итогам проведения индивидуального отбора по каждой дополнительной предпрофессиональной программе образовательной организацией издается распорядительный акт о приеме детей на обучение.
Заключение договора об образовании между образовательной организацией и родителями (законными представителями) лиц, зачисляемых на обучение по каждой дополнительной предпрофессиональной программе за счет средств соответствующего бюджета не является обязательным. В случаях, если образовательная организация заключает такой договор, инициатива которого со стороны образовательного учреждения обоснована необходимостью конкретизации в нем тех или иных условий обучения или иных вопросов, имеющих принципиальное значение при организации образовательного процесса, такой договор заключается в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы; заключение договора на меньший срок, чем срок освоения образовательной программы (например, на один учебный год), не допускается.
Часть 12 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Законодательство Российской Федерации не устанавливает норм, содержащих запрет на освоение обучающимися параллельно двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ. Однако параллельное освоение двух дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных и (или) общеразвивающих программ приведет к превышению верхнего предела аудиторной недельной нагрузки (14 часов в неделю), установленного ФТГ (пункт 4.3.). Образовательная организация может предусмотреть освоение обучающимися отдельных учебных предметов помимо учебных предметов, включенных в учебный план дополнительной предпрофессиональной программы, в пределах указанной максимальной аудиторной нагрузки, на платной основе по заявлению родителей (законных представителей).
Образовательная организация может также предоставить обучающемуся возможность перевода с одной дополнительной предпрофессиональной программы на другую. Данный перевод осуществляется на основании локального нормативного акта организации, в котором должны быть предусмотрены следующие условия: наличие свободных мест по предпрофессиональной программе, на которую переводится обучающийся; наличие заявления родителей (законных представителей); проявленные обучающимся творческие способности и (или) физические данные, которые позволят освоить обучающемуся образовательную программу, на которую он переводится. В данном локальном нормативном акте образовательная организация может определить также: порядок перевода с одной образовательной программы на другую, включая перезачет часов учебных предметов, сроки, в которые осуществляется перевод, формы проверки наличия у детей творческих способностей и (или) физических данных.
XI. Платные образовательные услуги
Статья 101 Федерального закона «Об образовании в РФ», постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
Привлечение дополнительных финансовых средств, а также увеличение их объема может осуществляться путем реализации дополнительных предпрофессиональных программ на платной основе, а также разработки краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых на платной основе, в том числе для лиц разного возраста; предоставления платных образовательных услуг в форме индивидуальных занятий, организации кружков, студий, творческих мастерских, реализации образовательных программ по подготовке к поступлению обучающихся в профессиональные образовательные организации, проведения творческих школ, мастер-классов и др. Образовательная организация использует кадровые и материально-технические возможности в целях развития и обновления форм и содержания платных услуг.
Часть 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 2 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Договор об образовании заключается между образовательной организацией и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение в простой письменной форме на весь срок освоения образовательной программы. В договоре об образовании должны быть указаны: вид и наименование образовательной программы, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), права и обязанности сторон, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты, иные сведения в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 N 706.
Часть 3 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Обучающиеся имеют право на перевод с платного обучения на бесплатное в случаях и в порядке, установленных образовательной организацией и предусмотренных в уставе и (или) в локальном нормативном акте образовательной организации. Основными условиями перевода являются: наличие освободившихся бюджетных мест по соответствующей программе на соответствующем году обучения, высокие результаты обучения, отмеченные при прохождении промежуточной аттестации, наличие заявления родителей (законных представителей). Решение о переводе с платного обучения на бесплатное принимается коллегиальным органом образовательной организации.
XII. Контроль качества реализации дополнительных
предпрофессиональных программ. Текущая, промежуточная
и итоговая аттестация
ФГТ являются основой для оценки качества реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Контроль за качеством освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.
Образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы, разрабатывают локальные нормативные акты (положения), регулирующие периодичность, порядок и формы проведения, систему оценки, оформления и анализа результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в соответствии с федеральными государственными требованиями, требованиями дополнительных предпрофессиональных программ к уровню знаний, умений и навыков обучающихся и настоящими методическими рекомендациями.
Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляет преподаватель, реализующий соответствующий учебный предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках аудиторного времени и предполагает использование различных систем оценивания. На основании результатов текущего контроля могут выставляться оценки по промежуточной аттестации (например, четвертные оценки).
Текущая оценка знаний, умений и навыков обучающихся, успеваемость и учет посещения ими занятий, рекомендации преподавателя по организации домашних занятий фиксируются в дневнике учащегося. Дневник учащегося как правило рассчитан на один учебный год. Форма и порядок ведения дневника учащегося утверждаются локальным нормативным актом образовательной организации.
Пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся (включая сроки прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность), периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Указанные локальные нормативные акты не должны содержать нормы, ограничивающие права обучающихся и противоречащие законодательству Российской Федерации об образовании и ФГТ.
Согласно ФГТ дополнительные предпрофессиональные программы должны содержать раздел «Система и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся»; учебные планы должны предусматривать раздел «Промежуточная аттестация».
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок (прослушивание). В соответствии с федеральными государственными требованиями экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, просмотров, выставок, творческих показов, театральных постановок, письменных работ, устных опросов.
При осуществлении промежуточной аттестации обучающихся в учебном году следует устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В соответствии с графиком образовательного процесса экзамены проводятся по окончании учебных занятий в учебном году в рамках времени, отведенного на проведение промежуточной (экзаменационной) аттестации.
Зачеты могут быть дифференцированные и недифференцированные (в зависимости от применяемой образовательной организацией системы оценок). Академические концерты предполагают те же требования, которые применяются к зачетам (публичное исполнение (показ) учебной программы (учебной работы) или части ее в присутствии комиссии), и имеют открытый характер (с присутствием родителей, обучающихся и других слушателей (зрителей). Контрольные прослушивания (просмотры) направлены на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по определенным видам работ, не требующим публичного исполнения (показа) и концертной готовности: проверка навыков самостоятельной работы обучающихся, проверка технического продвижения, проверка степени готовности обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации и т.д. Контрольные прослушивания (просмотры) проводятся в присутствии комиссии и могут включать в себя элементы беседы с обучающимися.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об освоении дополнительной предпрофессиональной программы.
Комиссия по проведению промежуточной аттестации назначается приказом руководителя образовательной организации.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме в учебном году соответствующую дополнительную предпрофессиональную программу, переводятся в следующий класс. Федеральным законом «Об образовании в РФ» не предусмотрено установление проходных баллов, ограничивающих право учащегося на продолжение обучения в следующем классе по осваиваемой им дополнительной предпрофессиональной программе.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Образовательная организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. Условия и порядок ликвидации академической задолженности определяются уставом образовательной организации либо соответствующим локальным нормативным актом.
Обучающимся, имеющим академическую задолженность, предоставляется возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией. В указанный период не включается время болезни обучающихся.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению образовательной организации, с учетом мнения родителей (законных представителей) могут быть оставлены на повторное обучение (при наличии свободных мест в соответствующем классе), переведены на другую образовательную программу либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Статья 59 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 6 статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 5 статьи 111 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Локальные нормативные акты, регулирующие порядок и формы проведения итоговой аттестации обучающихся в конкретной образовательной организации, не должны противоречить Федеральному закону «Об образовании в РФ», Положению об итоговой аттестации, утвержденному приказом Минкультуры России от 09.02.2012 N 86, и ФГТ.
Экзаменационные комиссии формируются для проведения итоговой аттестации по каждой дополнительной предпрофессиональной программе отдельно. Экзаменационная комиссия формируется из числа преподавателей образовательной организации, участвующих в реализации дополнительной предпрофессиональной программы, освоение которой будет оцениваться данной экзаменационной комиссией. При этом одна экзаменационная комиссия вправе принимать несколько выпускных экзаменов в рамках одной дополнительной предпрофессиональной программы. Секретарь экзаменационной комиссии не входит в состав экзаменационной комиссии.
Председателя экзаменационной комиссии назначает учредитель образовательной организации из числа лиц, имеющих высшее образование в области соответствующего вида искусств и не являющихся работниками образовательной организации, в которой создается экзаменационная комиссия. С целью установления методических связей с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования при выборе кандидатуры председателя экзаменационной комиссии для учредителя должна быть приоритетной кандидатура представителя профессиональной образовательной организации или организации высшего образования. Приказ о назначении председателя экзаменационной комиссии издается не позднее 10 апреля текущего года.
В одной образовательной организации одно и то же лицо может быть назначено председателем нескольких экзаменационных комиссий в случае, если в образовательной организации реализуются несколько дополнительных предпрофессиональных программ в области одного из видов искусства.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании по форме, утвержденной приказом Минкультуры России от 10.07.2013 N 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств». Образовательная организация самостоятельно разрабатывает макет свидетельства, осуществляет его печатную подготовку (тиражирование), определяет порядок выдачи свидетельств об освоении дополнительных предпрофессиональных программ.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, а также лицам, освоившим часть дополнительной предпрофессиональной программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении (периоде обучения), форма которой самостоятельно разрабатывается образовательной организацией.
Справка выдается на основании письменного заявления обучающегося или его родителей (законных представителей).
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации по уважительной причине (в результате болезни или по другим уважительным причинам, подтвержденным документально), предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в иной срок без отчисления из образовательной организации, но не позднее шести месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего наличие уважительной причины.
Обучающиеся, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, отчисляются из образовательной организации. Указанные обучающиеся вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее, чем через шесть месяцев и не позднее, чем через год со дня, когда данные обучающиеся прошли (или должны были пройти) итоговую аттестацию впервые. Для прохождения повторной итоговой аттестации данные обучающиеся должны быть восстановлены в образовательной организации на период времени, не превышающий периода, предусмотренного на итоговую аттестацию федеральными государственными требованиями. Прохождение повторной итоговой аттестации более одного раза не допускается.
XI. Условия реализации дополнительных предпрофессиональных
программ для обучающихся с ограниченными возможностями
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образовательные организации организуют образовательный процесс по дополнительным предпрофессиональным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Пункт 16 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Часть 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам устанавливаются требования к образовательным организациям в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
См. приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Дополнительные предпрофессиональные программы для обучающихся с ОВЗ относятся к адаптированным образовательным программам. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа разрабатывается для обучения лиц с ОВЗ учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Пункт 28 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».
См. письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09.
В Методических рекомендациях приведена информация о специальных условиях получения образования и адаптации программ дополнительного образования для слепых и слабовидящих детей, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.
Часть 3 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Образовательные организации должны создавать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных предпрофессиональных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
См. пункт 18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196.
Численный состав учебных групп может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в учебной группе может устанавливаться до 10 человек. Занятия в учебных группах с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах. С учетом особых потребностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов образовательная организация может предоставить учебные материалы в электронном виде.
Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов обеспечивается педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку (повышение квалификации).
к Методическим рекомендациям
по организации и осуществлению
при реализации дополнительных
в области искусств
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Форма 1. Заявление о приеме
Форма 2. Личное дело учащегося
Форма 3. Индивидуальный план
Форма 4. Справка об обучении (периоде обучения)
Форма 5. Бланк ведомости результатов проведения промежуточной аттестации
Форма 6. Бланк ведомости результатов проведения итоговой аттестации
Форма 7. Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся (индивидуальные занятия)
Форма 8. Журнал учета посещаемости и успеваемости учащихся (групповые занятия)
Форма 1. Заявление о приеме
Заполняется одним из родителей (законных представителей) после предварительного ознакомления с уставом, лицензией, образовательной программой, локальными нормативными актами образовательной организации, размещенными на официальном сайте и информационном стенде образовательной организации.
Данная форма заявления применяется в случае приема заявлений в образовательной организации и заполнения их в письменной форме.
Форма 2. Бланк личного дела обучающегося
На каждого обучающегося образовательной организацией заводится личное дело, которое может включать: бланк личного дела (Форма 2), заявление о приеме, приказ о зачислении, приказ об отчислении, копию свидетельства о рождении, выписку из протокола приемной комиссии по отбору поступающих (для поступивших на дополнительную предпрофессиональную программу в области искусств), медицинскую справку для обучающихся по программам хореографического или циркового искусства.
При переводе обучающегося в другую образовательную организацию Форма 2 выдается на руки обучающемуся (родителю (законному представителю). Образовательная организация ведет книгу выдачи Формы 2.