Что значит судья в отставке
Статья 15. Отставка судьи
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) настоящего Закона распространено на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию
Статья 15. Отставка судьи
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П
1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
ГАРАНТ:
Согласно пункту 4 статьи 3 настоящего Закона на судей, пребывающих в отставке и занимающихся деятельностью, указанной в этом пункте, гарантии неприкосновенности не распространяются. Членство таких судей в судейском сообществе приостанавливается
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 126-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения
2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.
Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 3 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.
ГАРАНТ:
См. Инструкцию о порядке выплаты выходного пособия судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ушедшим или удаленным в отставку, единовременного пособия членам их семей, утвержденную приказом Верховного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10 августа 2015 г. N 670кд/235
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 330-ФЗ статья 15 настоящего Закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 января 2012 г.
3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.
4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ в пункт 5 статьи 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
ГАРАНТ:
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 9-П взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 15 настоящего Закона и части 5 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса
О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 15 настоящего Закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П
Федеральным законом от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ действие абзацев первого и третьего пункта 5 статьи 15 настоящего Закона распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности
Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.
ГАРАНТ:
О допустимости получения ежемесячной компенсационной выплаты судьей в отставке, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, см. Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 25 января 2018 г. N 5-КЭ
Информация об изменениях:
Действие положений пункта 5.1 (в редакции Федерального закона от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 6 марта 2019 г. вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью
5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 6 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции
6. Отставка судьи прекращается в случае:
1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;
2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;
3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;
4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 7 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции
7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 179-ФЗ пункт 8 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 8 статьи 15 настоящего Закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2005 г. N 5-О
8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона
Что значит судья в отставке
Ст. 15 (за исключением п. 3) распространена на судей, ушедших на пенсию с этой должности, независимо от времени ухода на пенсию (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).
Статья 15. Отставка судьи
1. Отставкой судьи по смыслу настоящего Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.
2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона.
(в ред. Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ, от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.
(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
3. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, умножается на коэффициент 1,15.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ)
4. Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 15 см. Постановление КС РФ от 19.02.2002 N 5-П.
Абз. 1 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 3 п. 5 ст. 15 распространяется на судей, переведенных в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности (ФЗ от 21.06.1995 N 91-ФЗ).
Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.
(абзац введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)
П. 5.1 ст. 15 (в ред. ФЗ от 06.03.2019 N 25-ФЗ) распространяется в том числе на судей, ставших инвалидами до 06.03.2019 вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью.
5.1. Судье, ставшему в период осуществления своих полномочий инвалидом вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, до приобретения им права на ежемесячное пожизненное содержание, ушедшему или удаленному в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, выплачивается по его выбору ежемесячное денежное содержание по инвалидности либо пенсия по инвалидности на общих основаниях.
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности указанной категории судей исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи, и устанавливается в следующем размере:
Ежемесячное денежное содержание по инвалидности устанавливается на срок, в течение которого соответствующее лицо признано в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом, но не более чем до реализации приобретенного им права на ежемесячное пожизненное содержание.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 06.03.2019 N 25-ФЗ)
6. Отставка судьи прекращается в случае:
1) выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи, являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 12.1 настоящего Закона, если не истек срок давности, установленный пунктом 6 статьи 12.1 настоящего Закона;
2) несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 настоящего Закона;
3) существенного, виновного, несовместимого с высоким званием судьи нарушения положений настоящего Закона и (или) кодекса судейской этики, порочащего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти;
4) занятия деятельностью, несовместимой со статусом судьи;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи;
6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Решение о прекращении отставки судьи либо о приостановлении отставки судьи в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке. Решение квалификационной коллегии судей может быть обжаловано судьей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2023 в п. 8 ст. 15 вносятся изменения (ФЗ от 08.12.2020 N 426-ФЗ).
8. Отставка судьи прекращается также в случае повторного назначения (избрания) его на должность судьи, за исключением случая назначения (избрания) судьи, пребывающего в отставке, судьей конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
(п. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судьба отставников, споры о мотивировке и декриминализация от ВС: итоги Совета судей
Ответ критикам «процессуальной революции»
Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев свое выступление начал с рассказа о судьбе одного из самых обсуждаемых положений «процессуальной революции» – отказа от мотивировочной части решений по большинству дел. Еще на прошлой неделе Пленум ВС внес в Госдуму поправки к проекту закона, предполагающего масштабную реформу процессуального законодательства (см. «Уступки в «процессуальной революции»: Пленум ВС расширил список дел с обязательной мотивировкой»).
В изначальной версии документа предлагалось освободить судей от необходимости писать мотивировки по большинству дел. После критики со стороны парламентариев ВС принял решение расширить список решений, мотивы которых придется разъяснить. Поправки Пленума существенно расширяют перечень дел, по которым суд будет обязан составить мотивированное решение. К уже имеющимся категориям споров добавились новые, перечислил их Лебедев: возникающие из трудовых (служебных) отношений; о предоставлении жилого помещения; дела о предоставлении любых мер социальной поддержки; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества и об определении долей супругов в таком имуществе и ряда других.
В то же время он отметил, что в будущем ВС может вернуться к обсуждению перечня разбирательств, по которым мотивировка не будет нужна. Это произойдет в результате поэтапного обобщения и мониторинга судебной практики, подчеркнул Лебедев.
В продолжение обсуждаемой темы председатель Совета судей Виктор Момотов успокоил критиков «процессуальной революции»: «Законопроект повысит качество правосудия и уровень защищенности прав граждан». Глава Совета судей объяснил, что мотивы судебного акта нужны, когда участник спора не согласен с выводом того или иного решения. А освобождение от необходимости готовить мотивировочную часть по бесспорным делам дает судьям больше времени и сил для разрешения реальных правовых споров, заявил Момотов.
То есть мы переходим от формализма к содержательной работе – судьи будут писать мотивировочную часть только по тем разбирательствам, где есть реальный спор о праве, отметил он. Одним словом, обсуждаемая инициатива нужна не для того, чтобы судьям стало проще работать, а для повышения качества правосудия, резюмировал глава Совета судей.
Новый закон для предпринимателей
Лебедев не оставил без внимания и тему уголовного судопроизводства. Докладчик сообщил, что за последние десять лет Верховный суд принял 13 постановлений Пленума по вопросам назначения наказаний, избрания меры пресечения и основаниям освобождения от уголовной ответственности. По его словам, эти разъяснения поспособствовали сокращению числа лиц, которые содержатся под стражей, в том числе и бизнесменов.
На сколько за 10 лет сократилось число лиц, содержащихся под стражей:на 223 000 лиц (25%).
На сколько сократилось число осужденных предпринимателей за последние два года: на 1/3 – с 2000 до 1300 лиц.
Кроме того, сейчас по поручению Владимира Путина идет работа над законом о декриминализации преступлений в сфере предпринимательской деятельности, продолжил Лебедев: «Она идет активно, но подробно говорить о тех предложениях, которые рассматривает ВС совместно с рабочей группой Администрации президента, еще рано». Есть положения, которые заслуживают внимания, но есть и вопросы, по которым надо провести сравнительный анализ на соответствие Конституции и другим законам, добавил докладчик: «Сроки поставлены до 1 декабря, скорее всего, в октябре или конце сентября я доложу о тех положениях, которые предлагаются в этой связи».
Лебедев обратил внимание и на то, что ВС внес в Госдуму законопроект о введении в УК института «уголовного проступка». Это нововведение позволит избежать судимости тем, кто оступился впервые и совершил наименее тяжкие правонарушения. Сейчас в категорию преступлений небольшой тяжести входят деяния разной степени общественной опасности, но караются они, по сути, одинаково, что не отвечает принципу справедливости и индивидуализации наказания. По словам главы ВС, уголовный проступок позволит исключить негативные последствия для 40 000 лиц ежегодно.
В конце своего выступления Лебедев анонсировал пять Пленумов ВС до конца этого полугодия. Первый пройдет уже 29 мая: на нем будет рассмотрен вопрос о практике, связанной с конфискацией имущества (о темах других Пленумов читайте по ссылке).
Недокомплект судов и соцсети
Говорили на Совете судей и о том, как решить проблемы комплектования судов. Александр Гусев, генеральный директор Судебного департамента при ВС, рассказал про документ, который направлен на это. Речь идет о законопроекте о государственной судебной службе, который Верховный суд внес на рассмотрение в Государственную Думу в феврале 2017 года. Он предусматривает, что сотрудники аппаратов Верховного суда, федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов будут состоять на федеральной государственной судебной службе, а работники аппаратов мировых судей – на государственной судебной службе субъектов РФ. В конечном итоге это может решить одну из главных проблем судебной системы – повысить заработок сотрудников аппарата (см. «Лебедев внес в Госдуму законопроект о государственной судебной службе»).
По словам Гусева, этот закон позволит укрепить независимость судей, решить проблемы комплектования судов и повысить престиж судейской профессии. «Продолжаем работу с Госдумой с целью принятия этого законопроекта», – заверил он.
На судейском мероприятии не обошли стороной и тему развития новых технологий. С одной стороны, идет активная цифровизация судебного документооборота, заметил Момотов: «Это одно из наиболее перспективных направлений развития судебного производства. Как показывает практика, электронное правосудие оказалось крайне востребовано среди наших граждан».
Но вместе с тем, по словам главы Совета судей, вызывает некоторую обеспокоенность ведение судьями страниц в социальных сетях, поскольку они связаны законодательными и этическими ограничениями.
Судья всегда должен помнить, что его участие в социальных сетях попадает под закон о статусе судей и Кодекс судебной этики. Используя соцсети для размещения и комментирования материалов, общения и получения информации, судье следует избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти и породить сомнения в ее беспристрастности и справедливости.
Председатель Совета судей Виктор Момотов
Ограничения для судей в отставке
Самым дискуссионным на Совете судей оказалось обсуждение проекта федерального закона, которым предлагается существенно ограничить права судей в отставке на участие в органах судейского сообщества. Документ представил Иван Марков, председатель Липецкого областного суда. Само нововведение исключит возможность для судьи, пребывающего в отставке, быть избранным в органы судейского сообщества всех уровней. Кроме того, законопроект предусматривает прекращение полномочий судей-членов органов судейского сообщества в случае их ухода в отставку. Вместе с тем законопроектом предлагается закрепить право отставников на участие в работе Советов судей всех уровней, что уже предусмотрено регламентом Совета судей, в качестве экспертов комиссий.
Однако судьи в отставке смогут принимать участие в судейских экзаменах в качестве общественного представителя или представителя президента. Это позволит привлечь к участию в этих органах лиц с большим опытом судебной работы, высокой юридической квалификации, пояснил Марков. Таким образом, судьи смогут реализовать право членов гражданского общества.
С такой инициативой не согласился Михаил Аверин, председатель Архангельского областного суда в отставке. Принятие документа, по его мнению, приведет к тому, что наиболее достойные люди, которые отдали правосудию десятки лет, в конечном итоге будут отстранены от участия в жизни органов судейского сообщества. «Ни разу, ни на каком уровне, никогда не возникало вопросов о том, что коллеги в отставке каким-то образом мешают или что-то делают не так, что их надо из органов судейского сообщества исключать. Эта тема – не та, которая на сегодня очень и очень актуальна и злободневна», – возмутился Аверин.
Председатель Вологодского областного суда Владимир Шепель также призвал не торопиться с принятием этого закона. Мы таким образом хотим свою деятельность заформализовать, посчитал он. Ведь судьи в качестве представителей одной из трех самостоятельных ветвей власти не должны предлагать закон, направленный на урегулирование внутренних вопросов сообщества, резюмировал Шепель.