Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Ритмика в стихах. Пособие

Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть картинку Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Картинка про Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Настоящее пособие рассчитано на начинающих поэтов, столкнувшихся с трудностями в понимании правил построения ритма стихов, и на тех любителей поэзии, которые не всегда понимают замысел поэтов и затрудняются при чтении их стихов. Пособие должно помочь автору не только правильно написать стихи, но и проверить уже написанные на правильность исполнения ритма, а тем, кто берётся проверять и критиковать чужие стихи, подскажет, как правильно объяснить чужие ошибки.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ритмика в стихах. Пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Следует различать собственное и ритмическое ударения.

Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором. В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается как создание неологизма, нового слова, что никакими правилами не ограничивается, но и не приветствуется. При этом автору рекомендуется выделить, обозначить неверное ударение, чтобы у читателя не было сомнений в правильности чтения.

В каждом слове есть только один ударный слог, остальные считаются безударными.

В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает. С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: «Кто бы сказал мне» на один слог длиннее, чем строка «Кто б сказал мне».

Строка «Во далёкой сибирской деревне» на один слог длиннее, чем строка «В далёкой сибирской деревне».

Ритмическое ударение диктуется ритмом построения строки, в том числе, слово может потерять его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.

Правильным является совпадение обоих ударений, а несовпадение считается ошибкой. Например, строки, в которых каждый четвёртый слог — ударный:

а я на днЯх летал за грАнью

и собирАл свет звезд ладОнью.

В словах «летал, свет, звёзд» ритмического ударения нет.

Собственно, это уже и есть «болванка». Теперь видно, что можно выбрать другой вариант записи текста. Укоротить строки вдвое, тогда на стыках полустрок паузы будут образовываться автоматически:

а Я на днЯх летАл за грАнь,

Свет звЁзд собрАл в своЮ ладОнь.

При изменении ритма строк часть слов обрела ритмическое ударение, но в слове «свет» оно так и не появилось. Это важно понять. До тех пор, пока ритм стиха не определён, нельзя говорить о наличии или отсутствии ритмического ударения в каком-то слове.

Запомните: ударными слогами в строках называют слоги, имеющие ритмическое ударение.

Разговор об ударениях будет ещё продолжен ниже.

Источник

Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике

Содержание:

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть картинку Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Картинка про Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Подчиняется трем основным схемам:

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

СтихАнализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
Ритмика стиха
Акцентный стихтоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.

Виды строф в лирике

Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)

Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть картинку Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Картинка про Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть картинку Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Картинка про Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть картинку Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Картинка про Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Смотреть картинку Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Картинка про Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении. Фото Что значит строки с двумя ударениями в стихотворении

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Источник

Нескучная азбука стихосложения

Глава 0. Введение и предисловие автора.

Здравствуйте, дорогие мои стихиряне!

Вот и пришла пора обобщить мой четырёхлетний опыт пребывания на стихире.
Много за это время сделано и узнано: работа с другими авторами, работа над собой, работа в жюри конкурсов, дебаты и перепалки в рецензиях. Благодарен всем, принявшим участие. Без вашей осознанной и неосознанной помощи появление указного «свода правил» было бы невозможно. Очень многое я понимал интуитивно, в чём-то чистосердечно заблуждался.

Особую благодарность хочу выразить Галине Ржевской, Александре Радужной, Виоле Анисимовой, Ирине Шулениной, Алле Коряковой, Маргарите Алексенко, Сергею Дону, Тимофею Бондаренко, Евгению Какузину (Светлая ему память!), Филолоху, Митрофанычу Воронежскому, Ник Васильеву и очень многим другим (думаю они без труда догадаются).

Данный труд должен позволить всякому начинающему и продолжающему поэту, ищущему себя и находящему, избежать ошибок, свойственных дилетантам и сразу начать писать добротные стихи, коль способности позволяют, с той степенью таланта, которую Бог отпустил.

Итак, основные моменты, о которых пойдёт речь:

1. Разновидности метра (ритма).
2. Размер.
3. Пропуски ударений (пиррихии).
4. Дополнительные ударения (спондеи).
5. Распад ударений в двухсложных метрах.
6. Полураспад ударений в трёхсложных метрах.
7. Распад ударений в трёхсложных метрах.
8. Схемы рифмовки.
9. Классификация рифм.
10. Ассонансное построение строки – звукопись.

Изначально все эти моменты излагались в отдельных статьях. Но вот пришла пора придать теории законченный вид «практического руководства по всем вопросам».

Вы спросите: «Зачем нам это надо?»
Кто спросил, того отсылаю к своему творческому кредо, в пику тем, кто говорит, что пишет сердцем и ни в коем случае ни слова не собирается менять в своих творениях:

«Я стихи в небесах ТОЖЕ сердцем читаю,
Но гармонию алгеброй всё ж поверяю,
Ибо то, что пришло в суете вдохновенья,
Не всегда точно ляжет как стихотворенье.»

Поясню ещё одну простую истину. Ритм, размер и рифма – это дыхание стиха, его воздух. Если они хороши, мы их не замечаем, как воздух, которым дышим. Но вот что-то нас насторожило, режет ухо или ещё что-то. Прежде всего, это либо нечистая рифма, либо какое-то из нарушений ритма или размера. Не беру случай, когда это сделано умышленно, для достижения большего эффекта и художественно оправдано, но когда плохие рифмы лезут одна на другую, а ритм и размер сплошь и рядом ломается, мне лично становится трудно дышать таким, с позволения сказать, воздухом.

Кто принимает эти мои предварительные замечания, прошу за мной!
Кому, как специалисту, всё это более, чем очевидно, значит это писалось не для вас. Можете не читать. Но не торопитесь с выводами. Просмотрите хоть по диагонали. Я уверен, что не всё изложенное здесь вам известно. А с чем-то возможно, вы захотите поспорить. Кстати, уверен, что некоторые незнакомые вам термины резанули глаз уже в оглавлении.

В начале работы я не хотел излагать общеизвестные факты, но опыт показывает, что и они далеко не всегда известны начинающим поэтам, поэтому, не обессудьте. Для стройности теории я не выпускаю ничего, но и стараюсь не уводить нигде в сторону.
Итак, строим здание стиха по кирпичику:

Глава 1. Разновидности метра (ритм).

Прежде всего, надо отчётливо понимать, что в традиции русской поэзии существует пять основных метров (ритмов), которыми пишутся стихи.

Существует два двухсложных метра – хорей и ямб.
А также три трёхсложных – дактиль, амфибрахий, анапест.

Разница между ними в том, на какой слог стопы приходится ритмическое ударение.
Условимся обозначать безударный слог как «0», ударный как «1».

Теперь любой метр (ритм) можно представить в виде такой двоичной цепочки нулей и единиц.

1) Хорей: 10 10 10 10 …..

Пример: «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского.

В поле вьюга-завируха
10 10 10 10
В трёх верстах гудит война.
10 10 10 1

2) Ямб: 01 01 01 01 01…….

Пример: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

Мой дядя самых честных правил
01 01 01 01 0
Когда не в шутку занемог
01 01 01 01

3) Дактиль: 100 100 100 100 ….

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
100 100 100 100

4) Амфибрахий: 010 010 010 010 ….

Не вЕтер бушУет над бОром
010 010 010

5) Анапест: 001 001 001 001…
О, веснА без концА и без крАю —
Без концА и без крАю мечтА!
001 001 001

6) И ещё есть не очень признаваемые и не очень ясно определённые звери, именуемые пеонами – 1-м, 2-м,3-м и 4-м.
Это четырёхсложные размеры, и в системе, о которой мы договорились, записываются так:

1-й: 1000 1000 1000 1000…..
2-й: 0100 0100 0100 0100….
3-й: 0010 0010 0010 0010….
4-й: 0001 0001 0001 0001….

Нетрудно видеть, что 1-й и 3-й пеоны являются частным случаем хорея, где через одно пропущены ударения.
То же можно сказать и о 2-ом и 4-ом – они являются частными случаями ямба.
Подробнее о пеонах изложено в целых двух эссе. А когда станет интересно, можно будет это изучить отдельно («Поговорим о пеонах»: http://www.stihi.ru/2008/06/17/2785);»Попытка нового определения пеона»: http://www.stihi.ru/2011/01/26/3855), «И вновь и снова о поенах: http://www.stihi.ru/2011/03/29/5091).

Но это никого не должно волновать, так как с ритмической точки зрения эти строки идентичны, ибо КОЛИЧЕСТВО РИТМИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ В СТРОКЕ НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ.

Вот и получается, что не слоги надо считать, а ударения.

С хореем картина обратная. Стандартный целостопный хорей имеет женскую рифму, а если рифма вдруг мужская, то тут уж не хватает полстопы:

Женская рифма в хорее (схема): 10 (10 10 10) 10 10
Мужская рифма в хорее(схема): 10 (10 10 10) 10 1
Строка короче на слог, но это, опять-таки, нас не волнует. Считаем только ударения.

А ведь есть ещё дактилическая рифма, когда на конце два безударных слога. Тут на два слога короче может быть строка с мужской рифмой и ничего страшного не случится. Речь тут, конечно, может идти только о трёхсложниках.

Так вот, давайте запомним. Если что-то в строках нам кажется не вполне стройным – считаем ЦЕЛЫЕ стопы в любом метре. Хоть в ямбе, хоть в хорее, хоть в трёхсложниках.
Безударные слоги на концах строк в женской и дактилической рифме роли не играют.

Если кому-то по прежнему непонятно как подсчитать количество стоп в своём стихе прошу пожаловать в упражнения на примере стиха из стихиры. (ссылка)

Теперь можно поговорить о разностопном ямбе.

Встретилось мне несколько примеров на стихире. Хотел возмутиться и вдруг понял, что укорачивание чётных строк на стопу, а то и две в определённых случаях полезно, естественно и придаёт динамизм стиху. А уж когда прочёл знаменитое стихотворение Василия Курочкина (XIX век) «Я не поэт». Всякие сомнения отпали.Но это уже другой уровень. Об этом отдельно поговорим.

Глава 3. Пропуски ударений (пиррихии).

Слышу недоуменный вопрос. А что если я пишу ямбом или хореем, а слово мне надо написать трёхсложное или подлиннее? Мне в нём два ударения делать и более?

Ответ не так прост, как кажется. Позже вы поймёте, почему. Разберёмся вместе.

С математической точки зрения выход есть. Трёхсложное слово с ударением на среднем слоге безболезненно может быть «засунуто» в строку ямба или хорея например вот так:

«Он в свете (фо)нарЕй искрящий»

Переделаем строку, как предлагается выше, и заменим слово:

«В фонарном свете он искрящий»

01 01 01 01 0 – ну, вот! Сработало. В техническом отношении всё безупречно. Пиррихий исчез. Однако очень сильно пострадала образность. «Фонарный свет» это совсем не то же самое, что «свет фонарей». Лучше было ничего не трогать и оставить первый вариант.

Так что не бойтесь пиррихиев.

Однако пиррихий — коварная вещь в песенных стихах. Он может совпасть с началом музыкального такта (ударной долей), и ничего не останется сделать, кроме как спеть с неверным ударением (но это особая статья, кому интересно (http://www.stihi.ru/2008/08/04/1611 ; http://www.stihi.ru/2011/02/15/2887)).

Глава 4. Сверхнормативное ударение – спондей.

Далее проницательный читатель скажет: «А что делать, если в строке есть односложные слова?» И вот пример из А.С.Пушкина:

И, вот, пожалуйста, Его Величество спондей. Довольно трудно в русской традиции произносить подряд несколько односложных слов – попробуйте сами. Особенно это сочетание («др») между шведом и русским. Так и хочется убрать ударение и сказать одним словом «шведрусский».

И, хотя речь идёт об односложных существительных, коих в русском языке достаточно много, например: дуб, ил, кол, мол, соль, голь, толь, моль и т.д., то кто же заставляет их применять в именительном или винительном падеже. А в других падежах они становятся двухсложными – соли, моли, дуба, илу, ну и т.д. Так что фонетическая красота стиха будет зависеть от мастерства автора и умения его обойтись без спондеев.

Объективно говоря, спондей – явление вредное. И не только вредное, но и многогранное. К понятию спондея мы ещё вернёмся в конце следующей главы

Глава 5. Распад ударения в двухсложных метрах.

РАСПАДОМ УДАРЕНИЯ договоримся называть случай несовпадения фонетического ударения в слове с ритмическим в стихотворной строке.

Это явление не так уж безобидно, как многим кажется. Вспомним незабвенного А.А. Галича.

«Ударение, ударение,
Будь для слова как удобрение!
Будь рудою из слова дОбытой,
Чтоб свобОда не стала СвОбодой.»

Вот что такое перенос ударения в русском языке на другое место. То же, что перенос запятой во фразе «Казнить, нельзя помиловать». Понятно? Да?

Приведу ещё несколько примеров.

Для наглядности даю пример из одного из стихирных авторов:

«Ведь в гОроде родИли мЕня БОги.

За городом зачахну я от скуки. «

Здесь: 0 – безударный слог, 1 – ударный слог, (1) – пропущенное ударение (пиррихий)

Переставим слова так:

«Ведь в гОроде менЯ родИли БОги.

За городом зачахну я от скуки. «

С помощью инверсии (перестановки слов) вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После инверсии стало только лучше.

Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения, да и не боги (мы ж не язычники), а Бог, но чего не скажешь ради рифмы.

Поэтому приведу лучше пример из классика советской литературы Юрия Левитанского:

«Все стихи когда-то Уже были»
10 10 10 10 10

Разберёмся со всех сторон.

Во-первых, односложное слово «все», подлежащее к тому же, открывает строчку, стоит под ударением и поэтому не является спондеем. Это хорошо!

А вот наречие «ужЕ», которое имелось в виду, превратилось в прилагательное в превосходной степени «Уже». Осознали! Смысл меняется, если строка, вообще, не превращается в бессмыслицу. А выход, меж тем, прост. Переставим слова:

«Все стихи ужЕ когда-то были». И всё в порядке. У кого найдутся возражения?

Даже А.С. Пушкин имел распад ударения в «Сказке о царе Салтане»:

«РодилА царИца в нОчь
(1)0 10 10 1
нЕ то сЫна, нЕ то дОчь»
10 10 10 1

(где нетто и брутто – разновидности веса товара с упаковкой и без)

А если так попробовать:

Замена словосочетания на аналогичное по смыслу спасло дело.

Но Пушкин не знал о распаде ударений, даже не подозревал, а мы-то с вами теперь знаем и знаем теперь, как с ними бороться и как не допускать подобных явлений в своих стихах.

И вот настало время вернуться к понятию спондея.

В третьей строчке два фонетических ударения рядом. Одно с ритмическим совпадает, другое является спондеем.
В данном случае ритмическое ударение попало на предлог «на», а спондей на «них». Главное слово в словосочетании «на нИх» пропало.

Перепишем строку так:

«На нИх сошёлся клином светлый козырь»

И вот уже всё звучит как надо. Ударение на «нИх», а предлог «на» можно и не «ударять».
То есть здесь способ борьбы со спондеем, как в случае с обычным распадом ударения.

Итак, рассматриваем словосочетание, как слово и ставим его в предложении таким образом, чтобы ритмическое ударение в строке пришлось на значимый слог.

И ещё один аспект этой проблемы хочется осветить. Из двух ничего не значащих частиц может сложиться значимое слово, у которого ритмическое ударение совпадёт с фонетическим, которое напрочь изменит смысл фразы. Вот классический пример из Юрия Кукина – русского барда:

«Поезд – длинный смешной чудак
Знак рисуя твердит вопрос:
«Что же, что же не так, не так?
Что же не удалось?»

Итак, что слышит, именно слышит, внимательный читатель? Стук колёс: «не так, не так», конечно.

А вот в последней строчке – песня. Это хорей. И ритмические ударения в последней строке расположились так:

чтО же нЕ удалОсь
+01 (+)01
На частичку «же» приходится спондей, но раз частица, значит не под ударением. И вот она уже тяготеет к частице «не» и получается что? Правильно! «женЕ».

Хочется спросить: чьей жене и что не удалось?

А вот Валерий Мищук – годы 90-е.

«До свиданья, до свиданья!
Ничего не обещай!
До свиданья, до свиданья!
Это всё же не «прощай».

Посмотрите сами на последнюю строчку и без труда увидите (услышите) следующее:

До свиданья, до свиданья!
Это всё! ЖенЕ «прощай!».

Ну сколько можно наступать на одни и те же грабли?

Вот, возможно несколько искусственный пример, но состоящий почти сплошь из односложных слов:

И ещё один тонкий момент, показывающий коварство уже пиррихия в свете распада ударений.
Пиррихий не может находиться на последней стопе. Особенно при мужской рифме.
Иначе можем получить следующее:

Наполнили театры, рестораны
и на глазах у голодАющих
01 01 01 01 0(1)
кутили, растравляя язвой раны,
не дав соломки утопАющим.
01 01 01 01 0(1)

Так и хочется поставить ударение на последний слог, создав искусственный распад ударения, там, где его вроде и не должно быть (согласитесь!),

Наполнили театры, рестораны
и на глазах у голодающИх
01 01 01 01 01
кутили, растравляя язвой раны,
не дав соломки утопающИм.
01 01 01 01 01

а) с помощью инверсии (перестановки слов в строке);
б) с помощью замены слова или образа.

ЗАМЕЧАНИЕ! Следующие главы (6 и 7) не стоит читать авторам, которые пишут только ямбом или хореем или тем, кто пишет только сонеты, а значит – только пятистопным с ямбом. Им это будет также непонятно и не очевидно, как жуку, привыкшему жить на плоскости, вдруг выйти в трёхмерное пространство (научиться летать). Пустая трата времени. Следует вначале попробовать написать по парочке стихотворений на каждый трёхсложник, желательно не менее, чем пятистопный, набив шишек и, накопив вопросы, попробовать найти на них ответы в главах 6 и 7.

Глава 6. ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ.

(Не стоит бояться! К ядерному излучению это понятие не имеет отношения.)

Просто, оказывается, в трёхсложных метрах (дактиле, амфибрахии и анапесте) кроме основного ударения существует вспомогательное, полусильное (отсюда и ПОЛУраспад)

Если для всех очевидно, что ритмическая формула трёхстопных метров такова:

то вот, оказывается, что есть ещё и полусильное ударение в стопах трёхсложных метров, которое ни в коем случае нельзя игнорировать.

Обозначив полусильное ударение знаком «+» имеем несколько иную схему трёхстопных метров:

И вот пример («сконструированный» специально для меня Евгением Какузиным, светлая ему память):

1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ
+ 0 1 + 0 1 + 0 1 В данном примере и сильные и полусильные ударения на месте

А вот здесь, извините:

2) КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
+ 0 1 + 0 1 + 0 1

В данном примере сразу два полураспада ударения. В слове «когдА», ударение пришлось за счёт полусильного на «кОгда» и в слове «почтИ» ударение пришлось на «пОчти» («пОчки» какие-то)

Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то подобное строке из первого.

Внимательный читатель тут же спросит: «А в слове «лЮбишь» по Вашей логике два ударения? Да? Сильное и полусильное?».

Да! Уважаемый внимательный читатель. Чуть не выплеснул ребёнка вместе с грязной водой. Избавляясь от лишних примеров и тупиковых размышлений выкинул свою «теорию чёрных ритмических дыр». Исправляюсь.

Нетрудно видеть, что в трёхсложных размерах между двумя ударными слогами два безударных (если не считать дополнительного ударения) и при попадании в эту чёрную дыру именно ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают все проблемы. Чаще всего это предлоги и местоимения. Все эти «кОгда», «Ещё», «пОка», «пОчти», «свАи», «мАи» и т.д. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена «беда» многих сочинителей.

КОгда Ты пОчти лЮбишь менЯ
+ 0 1 + 0 1 (+) 0 1

Так будет правильнее. И вот уж теперь, внимательный читатель не подкопается.

Глава 7. Распад ударений в трёхсложных метрах.

Выше я писал, что распад ударений невозможно «организовать» или не заметить в трёхсложных метрах. Так ведь нет! Хитроумные стихиряне ухитрились даже такую торчащую, как сухое жнивьё, фигуру изобразить в своих творениях.

В первый раз я столкнулся с распадом ударения в трёхсложном метре в достаточно самобытном стихотворении состоящем всего из 4-х строк. Приведу его полностью, сохраняя пунктуацию автора, точнее, полное её отсутствие:

«ты не знаешь как я безнадёжно влюблён
001 001 001001
но чтобЫ дружбу нАшу с тобой не разрушить
001 001 001001 0
я запрятал все чувства под чёрным углём
001 001 001001
и любовь свою я обрядил в равнодушье»
001 001 001001 0

«ну, а чтоб дружбу нашу с тобой не разрушить,»

то в 4-ой я не знаю что и посоветовать – решать автору.

А дальше больше… По два двойных распада на один катрен, как в следующих двух примерах.

Пример 1:
Дактиль четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (100 100 100 10)

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
ХОчу сказать, но слова не даются,
ХОчу сказать, но не пишут чернила.

Ну, что, дорогой читатель? Заметили что-нибудь странное?
Нет! Раскрою глаза тому, кто ничего не заметил.

В 3-й и 4-й строках первое слово «хочУ», читается как «хОчу». И против этого не попрёшь. Как мог автор такого не заметить? Не представляю.

Я бы порекомендовал автору хотя бы такой вариант:

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
НУжно сказать, но слова не даются,
НУжно сказать, но не пишут чернила.

Ну, в зависимости от вкуса автора, вместо «нужно» можно применить «надо».

Здесь то же самое во 2-ой строке и в 4-ой. Слово в начале 2-ой строки читается как «мОлчать» вместо «молчАть» и в начале 4-ой как «глАза», вместо «глазА».
А вот тут без вариантов. Видимо следует переписать всё четверостишие.
Так что такие неслучайные явления должны лечиться.

Глава 8. Схемы рифмовки.

В этой главе я, возможно, почти ничего не скажу нового. Просто дам некоторые основные известные всем сведения и правила хорошего тона, без которых глава о классификации рифм может быть не понятна.

1. Самая простая рифма. Детсадовская. Попарная. Строки рифмуются попарно. Детский ум не может ждать рифмы через строчку. Ему надо всё и сразу. Четверостишие при этом выглядит ААББ. Частный случай – рифмуются все четыре строчки АААА. Но это уже более сложно. Надо найти четыре разные рифмы, а это уже не для детсада. Да и рифмы все, включая «детсадовские» должны быть точными. Слишком близко строки рифмующиеся стоят.

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог»

2.1. Возможен вариант с отсутствием рифмы 1-3. Я лично считаю это полной безграмотностью, примитивом, уголовщиной. Таких стихов не читаю и не рецензирую.

«У меня глаза северных цветов
И мне не нужны тропические страны
Я всегда с тобой рядышком была (. )
Просто ты уехал слишком рано»

3. Опоясывающая (АББА). Первая рифмуется с 4-ой, а вторая с третьей. Тут послабее может быть рифма 1-4 (пока дойдёшь до конца, забудешь, что в начале) и очень точной рифма 2-3 (строки рядом).

«Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Вздыхая подносить лекарства»

4. Несколько особняком стоит нарочитая нерифмовка четвёртой строки АААХ. Последняя строка ни с чем не рифмуется, но несёт в себе настолько глубокий вывод из первых трёх строк или антитезу к ним, что «закачаешься». Но это уже возможно, только если художественно оправданно, и под правила не подпадает. Зависит от художественного вкуса и т.д.

Какой же это случай дикий
И одноврЕменно великий,
Как будто Будда многоликий,
Нас навсегда с тобою свёл.

Возможно не самый удачный пример, но если кто-то предложит другой, с удовольствием заменю.

5. Шестистишие. Я категорически не согласен с тем определением, что это два терцета (трёхстишия), потому что рифмовка в шестистишии в любом случае проходит через 6 строк и делить их на два терцета, особенно во французском сонете, – глупо. Итак, шестистишие рифмуется так: ААБВВБ. 1-ая и 2-ая, 4-я и 5-я попарно. З-я и 6-я между собой. Очевидно, что это целостный организм.

«И лишь сомненья душу бередят,
Они нас тянут в прошлое, назад
Туда, где были полны страстью пылкой
Сердца и бились чётко в унисон
И прямо к счастью, это был не сон,
Мы шли, и это не было ошибкой.»

«Летний вечер был тих…
Навсегда я прощался с тобою,
И несказанных слов
Закипали потоки в душе.
Солнца радужный лик
Догорал над высокой сосною,
И не верилось, что
Нам не свидеться больше уже.»

Если не вчитываться, а слушать, то рифмы можно вообще не заметить. А вот её отсутствие может напрячь.

«Нам портовые власти
Рвали парус и снасти,
Всё сулили напасти
Да ломали компАс,
Но и в тёмные годы
За глотками свободы
Мы в запретные воды
Заходили не раз»

И ещё более изощрённый вариант. Шесть (. ) разных рифм в одном восьмистишии АААБАААБ

В этом марте метели
Над землёю летели,
И морозы скрипели,
Что под стать февралю.
Что такое капели
Позабыть мы успели
И сказать мы не смели
Даже слова «Люблю!».

В песенной поэзии очень распространён ещё один вариант, который может быть представлен и как восьмистишие с одной пропущенной рифмой ААХБВВХБ или шестистишием ААБВВБ с удлиненной вдвое 3-ей и 6-ой строками:

Ушло тепло с полей,
И стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышленый.

Все остальные варианты рифмовок могут быть представлены, как авторские, или комбинации уже известных.

И чтобы не быть голословным, привожу очень интересную схему, применённую Адой Якушевой. Не зря эта песня была так популярна в своё время. Да и сейчас не забывается:

Глава 9. Классификация рифм

Теперь, когда мы всё узнали о ритме (побольше многих академиков), пришла пора поговорить о рифме.

1. В ы с ш и й п и л о т а ж. С о с т а в н а я р и ф м а. А в т о р с к а я.
Это когда рифмуются не только концы слов, но слова целиком и даже несколько слов одновременно. Примеры:

Ещё такая рифма называется АВТОРСКОЙ, ибо это как стих в стихе, и использовать её вторично тоже может считаться плагиатом по большому счёту. Это рифма индивидуальная. Она характерна для больших художников.

3. О т л и ч н ы е р и ф м ы. Рифма простая, но когда рифмуются разные части речи. (Понятно, что при составной рифме, как правило, рифмуются разные части речи).

4. Х о р о ш и е р и ф м ы. Рифмуются одинаковые части речи, но в разных формах и наклонениях:

5. Н о р м а л ь н ы е р и ф м ы. Рифмуются существительное с существительным.

«гном – дом»
«Город-ворот»

6. С л а б ы е р и ф м ы. Рифмуются глагол с глаголом, деепричастие с деепричастием, местоимение с местоимением, прилагательное с прилагательным. Вы спросите, почему существительное с существительным не слабая рифма, а нормальная? А дело всё в том, что глаголы и прилагательные не блещут разнообразием окончаний и эти рифмующиеся части речи очень похожи друг на друга по форме, а рифму и искать не надо – сама на слуху.

«кричать-мычать»
«горя-говоря»
«тебе-себе»
«восхитительный-отвратительный»

Знаменитый пример Леонида Адрианова: «ботинок-полуботинок».
Пример из Игоря Михалёва: «опустим-спустим»

Пример из раннего Ю.П. «Прожить-пережить». Мало того, что глагольная, так ещё и тавтологическая (но в песне пролетает на ура, да и смысл немножко разный и это как раз тот случай, когда слабая рифма ничего не определяет, но не для всех).

Пример из Елены Ваенги: «стану-станешь» (просто ужас какой-то, мало того, что тавтология, так ещё и созвучие из рук вон неточное, хотя в песне можно и не заметить этого)

Вот пока все типы рифмы по моей классификации. Кто может расширить или уточнить, милости просим! Пишите!

Выше мы рассмотрели Д У Х рифмы.

Все рифмы в вышеприведённых примерах, при разной ценности по части выразительности, были достаточно точными.

Но есть ещё неточные рифмы, когда рифмуются разные части речи, но созвучие неточное. Всё равно рифма будет слабой. Неточность созвучия часто выражается в следующем: открытый слог рифмуется с закрытым.

И здесь хочу остановиться на ещё одном, возможно, субъективном аспекте.

Открыто-закрытая слабая рифма, но закрыто открытая более сильная и допустимая.
Потому что если после открытой во втрой строчке мы ждём открытую в 4-й (как в предыдущем примере), наличие этого «т» раздражает. Однако совсем другое дело, если рифма закрыто- открытая, и, особенно, если закрываюшая согласная во 2-ой строчке глухая.

А уж до чего додумываются некоторые авторы, когда рифма вообще приблизительная, ассонансная, где-то на гласных построенная. О точности говорить не приходится.

Так же не здорово рифмовать мягкие согласные с твёрдыми. Пусть даже одни и те же. Например:
«любовь-здоров»

То есть, с точки зрения точности, лучше, чтобы последние слоги рифмующихся слов были одинаковыми, но при этом, чтобы это были разные части речи, а ещё лучше, чтобы рифма была составная. Вот три кита, которые нужно стараться соблюдать, подбирая рифмы.

P.S. Можно почитать в кое-что о рифме и здесь: http://stihi.ru/2006/07/25-878

Не обязательно чтобы весь стих держался на этом уровне. Даже у гениальных поэтов это не всегда получалось. Но если в стихе есть хотя бы 20-25 процентов сильных мест, отвечающих вышеприведённому определению, то он, безусловно, удался и он «цепляет», и не вычурностью или неправильностью, как сейчас любят многие, а именно внутренним строением и внутренними находками.

Глава 10. Ассонансное построение строки – звукопись.

«Гудит июль над ухом будто шмель»
Комментарии излишни. Вся строка гудит как шмель в июле на звук «У»

Всё вышеперечисленное, конечно, больше относится к песенным стихам, но мне кажется, что любой настоящий стих должен петься.

Звукопись согласными (аллитерация)

Пример:
«По небу голубому
Проехал грохот грома.»

Здесь во второй строке нагнетается звук «р». Он рокочет как гром.
И по обоим строкам РОКОЧЕТ ассонанс на звук «о», правда частичный, а отнюдь не полный, как в первых двух примерах о воде и шмеле, но строки поют и это слышно.

Вот, собственно, и всё, дорогие друзья!

Надеюсь с помощью этой «лакмусовой бумажки» вы научитесь лучше разбираться и в своих и в чужих стихах и сможете давать полезные советы другим, а также более критично относиться к себе.

Ещё раз повторюсь, что призываю НЕ ПИСАТЬ ПО ШАБЛОНУ, но к готовому произведению подходить с мерками строгими, изложенными выше. А в процессе поиска более удачной рифмы часто и смысл яснее становится. То же касается и замены слова или образа при борьбе с распадами ударений.

С наилучшими пожеланиями,
Ю.П.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *