Что значит стартап проект
Стартап — что это такое простыми словами: идеи, виды, инвесторы
В последние годы особую популярность набирает термин «стартап», при трактовании которого у многих часто возникает путаница. Тысячи предпринимательских проектов запускаются ежегодно, но только малая часть из них может называться стартапом. По сути, это творческое и инновационное начинание, которое предполагает внедрение на рынок принципиально нового продукта.
Содержание
Что такое стартап
В большинстве случаев этим термином называют недавно открывшееся предприятие, хотя это неправильно.
Главным отличием стартапа от малого бизнеса является новаторская основа идеи проекта и особенности его развития в условиях повышенных рисков. При этом необязательно это должно быть новое направление в бизнесе, это может быть необычное применение уже существующих технологий.
Наиболее точно можно определить, что стартап – это временная форма организации, развивающаяся в условиях неопределенности, нацеленная на масштабирование и превращение в крупную корпорацию. Условно стартапы можно разделить на несколько видов:
Еще одной особенностью стартапа является его стремительное развитие без географических ограничений. Недавно открывшееся кафе не предназначено для быстрого роста.
Успешно развивающийся стартап за короткий промежуток времени достигает колоссальных финансовых показателей.
Этапы роста стартапа
Мировая практика показывает, что каждое инновационное начинание проходит несколько стадий развития, причем процесс становления в различных направлениях отличается друг от друга.
Стадии превращения стартапа в стабильную компанию:
Pre-seed (посевной этап)
На первом этапе у основателей уже появилась идея, но нет четкого плана и понимания, что нужно для успешного запуска проекта.
Следующим шагом является анализ рынка, разработка маркетинговой стратегии и составление подробного плана. В некоторых случаях на данной фазе начинается поиск инвесторов.
Прототип
Происходит создание пробной модели продукта или технологии, которая создается для тестирования и демонстрации инвесторам в рабочем режиме.
Альфа-версия
Создатели переходят непосредственно к испытанию идеи, выявлению недостатков и их корректировке.
Закрытая бета-версия
Учитывая все промахи, создается усовершенствованный продукт для контрольного испытания. На данном этапе в обсуждении и оценке проекта участвуют пользователи, которые приглашаются для апробации продукта.
Открытая бета-версия
Происходит запуск проекта, осуществляется продвижение и выход продукта на большой потребительский рынок.
При этом следует определить стартап, как динамично развивающуюся структуру, маркетинговая стратегия которой может меняться в зависимости от реакции пользователей и других значительных факторов. Помимо вышеописанной модели развития стартапа, существует разработка развития, определенная Стивеном Бланком. Она включает 4 важных этапа:
Заключительным этапом является Exit Stage – выход стартапа. Существует несколько вариантов дальнейшего развития проекта:
Окончательный сценарий развития обговаривается еще на этапе появления стартапа.
Создание
В большинстве случаев стартап начинает зарождаться в умах молодых талантливых людей, способных генерировать смелые и уникальные идеи. По данным исследований, средний возраст стартапера –23-24 года.
Чаще это студенты-однокурсники, но встречаются и гении со школьной скамьи.
Главным критерием для создания перспективного проекта является сплоченная команда основателей проекта. Отмечается, что большая часть начинаний прекращают свое развитие на начальном этапе из-за пассивности и неслаженных действий разработчиков.
Для стартапа не подходит просто группа умных ребят. Необходимы такие качества, как амбициозность, неравнодушие к проекту, честность, открытость и заинтересованность. Драйв и энергетика – важные составляющие успешного создания проекта, люди с низкой энергетикой для инновационных начинаний не подходят.
В большинстве случаев начинатели являются коллегами или однокурсниками, что объясняет единство мышления и одинаковый набор знаний и навыков. Поэтому, важно привлечь в команду талантливого маркетолога для быстрого роста и успешного выхода стартапа из «стадии зародыша».
Решающее значение для стартапа имеет идея. Она обязательно должна носить инновационный характер. Под этим не подразумевается изобретение новой отрасли, но подход к бизнесу и применение привычных вещей должно кардинально отличаться от традиционной модели.
Идеально, если в запасе у команды будет несколько таких идей. Инновационный проект способен повернуть в другую сторону на любой стадии его развития. Именно способность быть гибкими и вовремя изменить курс, скорректировав или обновив идейное направление, отличает стартап от малого и среднего бизнеса.
Если в процессе анализа реакции потребителя на этапе первого испытания результаты не оправдывают ожидания, стартаповцы возвращаются в стадию посева, и проводят новые разработки.
Отрицательно влияет на стартап слепое следование идее, несмотря на то, что она не способна удовлетворить потребности покупателей. В таком случае создатели новаторства рискуют получить отказ финансирования, что неизбежно приведет к краху стартапа.
Воплощение
Начало пути инновационного проекта возможно после привлечения инвесторов. Отсутствие финансирования на раннем этапе является одной из причин гибели проекта. Вложение капитала в новаторские начинания относится к рискованным инвестициям, поэтому большая часть стартапов так и остается нереализованными.
Перед запуском проекта, проводится исследование, действительно ли существует у пользователей проблема, решаемая инновационным изобретением. Потому, если потребитель не готов платить за продукт, или на рынке существует аналогичный продукт, стартапу не дано перерасти в стадию масштабирования.
Если прогнозы подтвердились, и идея оказалась востребованной, разрабатывается маркетинговая стратегия, составляется подробный план, распределяются функции среди команды. Проводится тестовый выпуск продукта и усовершенствование, опираясь на реакцию целевой аудитории.
Одобрение пользователей становится отправной точкой для продвижения продукта и производства его для массового использования. Если все начальные стадии развития пройдены успешно и правильно, воплощение задуманного происходит семимильными шагами.
Окупаемость проекта
С точностью предугадать, за какой период времени доходы покроют затраты на инвестиции, нельзя.
Для оценки стартапа, который еще не приносит прибыль, используется несколько методов оценки будущего предприятия. Это оценочные листы, вычисление терминальной стоимости, при которой берется срок от 4 до 6 лет.
При этом инвесторы обращают внимание на:
В первую очередь инвесторы делают ставку на создателей проекта, так как хорошая команда сможет улучшить плохой продукт, а хороший продукт никак не повлияет на потенциал работников.
Количество времени для окупаемости вложений во многом зависит от самого проекта. Для одного будет достаточно одного года, а в другой сфере понадобится – 3-4 года. На этапе презентации стартапа перед инвесторами принято озвучивать срок – 3 года.
Масштабирование
Инновационные проекты отличаются от предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса стремительным ростом. Все они запускаются по «масштабируемой бизнес-модели». Например, мобильное приложение для обмена сообщениями Snapchat расширилось от 0 до 100 млн. пользователей за 5 лет.
По классификации, применяемой экспертами Силиконовой Долины, контрольные показатели успеха стартапа:
Когда молодая компания находится в процессе совершенствования и корректировки существующей бизнес-модели, темпы ее роста могут варьироваться в широком диапазоне. Как только стартап перестает расти, это свидетельствует о переходе компании в стадию зрелого бизнеса.
Как найти инвестора
Дойти до стадии масштабирования невозможно без значительных финансовых вливаний. Поэтому, стартаповцам важно как можно раньше заняться поиском инвесторов. Еще несколько лет назад начинатели могли найти финансовую поддержку в кругу друзей и семьи, а также собственные сбережения. Но в большинстве случаев этого было слишком мало.
Сегодня стартапам доступны несколько способов поиска инвестиций:
Посевные инвестиции
На стадии Pre-seed, когда кроме блестящей идеи создатели не могут ничего презентовать, мало, кто поверит в будущее проекта. На данном этапе возможна помощь родственников и частных инвесторов, которые сделают ставку на долгосрочную перспективу роста.
Венчурные инвесторы
Частные венчурные инвесторы путем комплексной оценки прибыльности проекта в будущем, вкладывают средства в перспективные инновационные проекты. Такие сделки часто остаются «в тени» и не разглашаются обеими сторонами.
Венчурные фонды
Распределяют инвестиционный капитал в стартап, который находится в развивающейся стадии. В таком случае имеется возможность просчитать будущий доход и учесть риски.
Бизнес-инкубаторы
Организации, специализирующиеся на поддержке одаренных предпринимателей, помогают стартаперам от разработки идеи проекта до его коммерциализации. Бизнес-инкубаторы предоставляют инвестиционные средства, помещение, консультантов.
Первичное публичное предложение
IPO – это предложение продажи акций неограниченному числу лиц с целью привлечения денежных средств.
Идеи для стартапа
Уникальная и востребованная идея на 50% определяет успех стартапа. Особую ценность имеют нововведения в следующих областях:
Видеоблоггинг
Ведение блога с целью дальнейшей реализации бизнес-проекта – неудачная идея для стартапа. Сотни проектов с различной тематикой уже успешно реализованы на YouTube. А создание аналогичного продукта, чтобы повторить чужой успех, – сомнительная перспектива.
Гораздо интереснее продвижение новаторских технологий для обучения каким-либо навыкам или школьным предметам, что может стать интересным миллионам зрителей не только в рамках страны, но и всего мира.
Мобильные приложения
Одно из самых перспективных направлений на сегодняшний день. В век информационных технологий современному человеку не обойтись без мобильного телефона и других гаджетов. Создание полезных приложений способно значительно облегчить жизнь потребителя. Это могут быть различные мессенджеры для общения, программы для учета денежных средств и другие разработки. Главное, чтобы новое приложение было инновационным и уникальным.
Интернет проекты
Сфера информационных технологий – одна из самых востребованных для развития стартапа.
Интернет насчитывает миллионы пользователей по всему миру. Всемирная паутина позволяет заводить знакомства и общаться с людьми из разных уголков с помощью социальных сетей. Facebook, Twitter тоже когда-то были стартапами. Создать новаторский проект можно не только с целью общения, спросом пользуются серверы для быстрого поиска нужной информации и другие.
Новый продукт или технология
Изобретение, не имеющее аналогов в мире, претендующее на большую популярность среди потребителей – идеальная идея для инновационного проекта. При этом необходимо рассчитывать, что новшество станет незаменимым атрибутом для большого количества пользователей. Новинка может относиться к любой отрасли, главное, чтобы потребители были готовы платить за это деньги.
Наверное, самым ярким примером стала разработка и выпуск первого персонального компьютера Apple II, который осуществили Стивен Джобс и его компаньон Возняк. Это был первый массовый продукт знаменитой в будущем корпорации.
Интересные идеи ресторанов и кафе
Бизнес-идеи для стартапа в ресторанном бизнесе могут иметь несколько направлений: новый подход к обслуживанию, изобретение необычных блюд, наличие роботов-помощников. Кроме того, популярны различные приложения, с помощью которых посетитель кафе может узнать об акциях и предложениях кафе, заполнить анкету по номеру чека, чтобы улучшить качество обслуживания и получить скидку во время следующего посещения.
Например, Menuforyou, где посетители просматривают меню и совершают заказ в электронном виде, на планшете. При этом на табло показан рейтинг блюд и предпочтения посетителей в виде лайков под описанием блюда. Такой подход к обслуживанию с легкостью увеличил средний чек на 15%.
Сельскохозяйственный бизнес
Инновации появляются во всех отраслях, и сельское хозяйство не исключение. Агробизнес всегда остается востребованным. Люди всегда будут есть натуральные продукты и пить молоко. Но стартапы в этой области имеют длительный срок окупаемости, что отпугивает инвесторов.
Несмотря на это, в мировой практике существуют примеры успешного развития стартапа в сельхоз бизнесе:
Советы стартаперам
Для создания стартапа, который «доживет до зрелого возраста», важно проработать каждую стадию проекта, не упуская ни одной детали. Для этого можно воспользоваться следующими советами:
Создайте то, что было бы полезно для вас
Работая над идеей, задумайтесь, чего не хватает лично вам и можно ли без этого обойтись. Разрабатывая продукт, продумайте все до малейших мелочей, «заразитесь» идеей, и работайте над тем, что вам действительно интересно. Вспомните основателей интернет-платформы Houzz, они создали этот проект, потому что сами испытали трудности во время ремонта.
Сплотите команду профессионалов
Именно правильный выбор сотрудников уже дает гарантии дальнейшего продвижения и развития команды. Подбирайте идейных, креативных, амбициозных людей, которые будут «гореть» общим делом.
Анализируйте рынок
В случае, если при запуске проекта, вы заметили потенциал в другом направлении, не бойтесь повернуть в нужную сторону, изменить стратегию и бизнес-план. Вначале Twitch не создавался, как видеостриминговый сервис.
Но обратив внимание на всеобщую увлеченность просмотрами компьютерных игр, основатели сделали упор на это направление. В 2018 году сервис посещали 15 млн. уникальных посетителей в день.
Не бойтесь рисковать
Определившись с идеей, не бойтесь начать действовать. По-настоящему рискуют те, кто не делает ничего. Начните с небольших шагов, и испытайте продукт или технологию в деле. Создатели многих инновационных проектов не до конца верят в успех, но все равно действуют и часто добиваются колоссальных результатов.
Протестируйте изобретение
В роли потребителей могут выступить друзья и знакомые. Насколько блестящей не казалась бы идея ее основателям, прислушайтесь к мнению со стороны. Для экспертной оценки задействуйте сотрудников компании, обсудите вместе недостатки, усильте достоинства.
Следите за ценообразованием
Начиная выпуск продукции, не устанавливайте слишком низкую цену с целью завлечь покупателя дешевизной и быстрее опробовать инновацию в действии. Существует вероятность того, что люди в дальнейшем не будут платить вам те суммы, которые представляют реальную стоимость новинки.
Привлекайте инвесторов
Добиться выхода стартапа в стадию зрелого бизнеса, без крупных капиталовложений вряд ли возможно.
Поэтому, кропотливо отнеситесь к выбору инвесторов, ярко и емко презентуйте свой проект, подтвердите потенциал начинания. Хорошее финансирование станет главным двигателем стартапа на пути быстрого развития.
Вывод
Исходя из вышесказанного, можно определить, что стартап – это проект, главной целью которого является повышение качества жизни людей. Именно идея выступает движущей силой, а не стремление заработать побольше денег. На начальном этапе startup потребует максимальных затрат сил и внимания создателей. Но максимальную отдачу нельзя обеспечить без амбициозной команды. Ищите идею, и если она будет стоящей, а работа старательной, это буквально озолотит вас, как бы фантастично это не звучало.
Что такое стартап
Активные пользователи соцсетей часто видят новости о запуске какого-либо стартапа. Они начинают интересоваться, изучать информацию, но некоторые не знают, что это такое. А у слова «стартап» много значений и определений, что вызывает путаницу. Давайте разбираться.
Одно из самых известных определений этого слова предоставил Эрик Рейс, автор книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели». Он сказал: «Стартап — это вновь созданная организация, которая занимается разработкой новых товаров или услуг в условиях чрезвычайной неопределенности.»
Многие могут согласиться с тем, что стартапы — это компании на ранних стадиях своего развития. Подтверждением тому служит словарь Мерриама-Вебстера, который определяет стартапы как молодые предприятия.
В то время как некоторые предполагают, что компанию можно назвать стартапом, если ей меньше трех лет, Пол Грэм — основатель стартап акселератора Y Combinator — сказал Forbes, что пятилетняя компания всё еще может быть стартапом, но десятилетнюю можно назвать таковой с натяжкой.
Стартапы также характеризуют как недавно созданные компании, находящиеся в процессе поиска своей бизнес-модели и достижения экономической устойчивости.
Некоторые определяют стартапы как противоположность корпорациям. Поскольку компании работают в гораздо меньшем масштабе со сравнительно меньшим количеством сотрудников, общие характеристики стартап-культуры включают меньшую структуру и большую потребность в гибкой и проактивной команде.
Сотрудники стартапов часто превышают установленные по контракту часы работы, и в большинстве случае платят им меньше, чем хотелось бы, поэтому стартапам требуется, чтобы их команда влюбилась в миссию проекта. Многие сотрудники стартапов утверждают примерно одно и то же: “Стартап — это работа, которую нельзя бросить, она неоплачиваемая, но без нее невозможно жить”.
В то время как корпорации обычно предлагают классические должности с четко прописанными обязанностями, гарантируют занятость и предлагают более высокую заработную плату, недавнее исследование показало, что миллениалы отказываются от вакансий именитых фирм после окончания института в пользу стартапов и их культуры.
Корпорации давно ассоциируются с работой с 9 до 5, каждодневными поездками на работу и элегантной одеждой. Такие слова, как «классный» и «подвижный», часто используются в соцсетях как наиболее существенные характеристики стартап-культуры.
Когда люди думают о стартапе, многие представляют себе молодых людей в рваных джинсах на фоне современного минималистского офисного пространства, играющих в настольный футбол или пьющих кофе из фирменных кружек. Хотя для некоторых такая картинка может показаться идеальным рабочим местом, на самом деле, обычный день стартапера далек от этого представления.
Также не стоит забывать, что стартапы предназначены не только для молодых людей. В современном мире полно как фаундеров, так и членов команды разных возрастов
По словам главного редактора Crunchbase и бывшего автора TechCrunch Алекса Вильгельма, для оценки статуса стартапа можно использовать правило «50, 100 и 500».
Алекс утверждает, что, если ваша компания стала или является одним из следующих, вы должны смириться с тем фактом, что вы уже, скорее всего, не стартап, а просто еще одна технологическая компания, которая либо охотится за IPO, либо активно избегает его: «Норма выручки в 50 миллионов долларов (вперед 12 месяцев), 100 и более сотрудников в штате и ваша компания оценивается на сумму более 500 миллионов долларов».
Хотя эта формула может быть полезна в качестве основы, она не всегда полностью уместна. Если вы пытаетесь оценить компанию и понять, является ли она стартапом только с помощью цифр, могут возникнуть противоречия. Компания Xiaomi, например, имела доход в 45 миллиардов долларов в течение четырех лет с момента создания. Внушительная сумма, но, по правилу Алекса, слишком малая, чтобы выйти из статуса стартапа.
Один аспект, с которым соглашаются большинство, — стартапы стремятся к росту, многие проекты не хотят оставаться в этом статусе навсегда. Они хотят расширяться. Причем быстро.
Вот в чем заключается одно из главных отличий стартапов и любого другого малого бизнеса. В то время как некоторые компании меньшего размера могут захотеть остаться в малыми навсегда, стартапы всегда стремятся открыть новые возможности и выйти на большую территорию.
Шведский стриминговый сервис музыки «Spotify» тоже был стартапом, но более десяти лет назад он «уничтожил» музыкальную индустрию и начал монетизировать цифровое движение. Основатели Spotify Мартин Лоренцон и Даниэль Эк потратили несколько лет, пытаясь разработать устойчивую модель дохода в отрасли, которую изначально считали неприступной. Конечно, то, что они хотели предоставить бесплатный музыкальный сервис, довольно сильно отпугивало многих инвесторов. Было сложно заручиться их денежной поддержкой.
В начале 2000-х музыкальная индустрия, как и многие, подверглась нападению «пиратов». Лейблы начали рассматривать обмен цифровыми файлами как угрозу своим потокам доходов из-за того, что музыку можно было скачать нелегально и бесплатно, люди бы перестали покупать диски. Но, продемонстрировав, что стриминговый сервис сможет приносить музыкальной индустрии такие же доходы, как то же радио, Spotify смогла превратить музыкальные лейблы в союзников, а не во врагов.
После процесса финансирования, растянувшегося на несколько лет, Spotify смогла разработать устойчивую бизнес-модель и, наконец, запустила свой сервис в 2008 году.
Еще один способ определить стартап — это упор на инновации. Стартапы выявляют проблему и стремятся решить ее изобретательно.
«Стартап — это компания, работающая над решением проблемы, решение которой неочевидно, и успех не гарантирован», — сказал в интервью Forbes Нил Блюменталь, генеральный директор Warby Parker. Один общий аспект, связанный со стартапами, — это их готовность экспериментировать.
Из-за постоянных экспериментов стартапы легко определить по их миссии — бросать вызов и улучшать мир вокруг нас, часто самыми непредсказуемыми способами.
Ярким примером тому является новый стартап SFERA, созданный абсолютно с нуля, без финансовых вложений, навыков программистов, копирайтеров, редакторов и так далее. Основатель проекта в итоге создал некого рода антисоцсеть, собрал огромную команду, численностью более 200 человек.
Идея стартапа заключается в том, чтобы решать многие проблемы пользователей, с которыми они сталкиваются каждый день в самых популярных приложениях: большое количество информационного мусора, отсутствие новой информации и множество рекламы.
Помимо того, популярные приложения в основном решают всего 2 – 3 проблемы пользователя, в то время как SFERA поможет в различных сферах жизни. При этом не нужно устанавливать несколько приложений и каждый раз сталкиваться с типичными проблемами в популярных соцсетях.
Таким образом, дать четкое определение термину «стартап» — невыполнимая задача. Его нельзя количественно выразить или свести в одно определение. Однако основатели сходятся во мнении, что стартапы — это больше чем просто бизнес.
Связанные с независимыми историями и желаниями, им нужны команды, которые верят в миссию компании и поддерживают ее. Они растут и расширяются в зависимости от способности человека вводить инновации.
Возможно, самое близкое определение стартапа звучит так: «Стартап — самая большая группа бунтовщиков, нарушителей правил и нестандартных мыслителей, которых вы можете найти, убедить и вдохновить на то, чтобы произвести революционные изменения в мире».
Что такое стартап: как создать свою компанию и где найти первые инвестиции
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Стартап — это новый финансовый проект, цель которого — быстро окупить вложенные инвестиции и получить прибыль.
Как отличить стартап от малого бизнеса
Понятие «стартап» часто применяют неправильно. Кто-то называет так любой новый бизнес, другие понимают под стартапом новый интернет-проект. На самом деле есть весьма значимое отличие.
Стартап — это временная форма организации. Стартап всегда ищет воспроизводимую и масштабируемую бизнес-модель. Идея развивается с нуля, а главная цель стартапа — найти источники прибыли.
Бизнес или компания — это организация постоянная. Она использует масштабируемую бизнес-модель, которую можно повторить. При этом изначально известен способ заработка и метод его реализации.
Получается, что основное отличие в том, что компании применяют готовую бизнес-модель, а стартапы только ищут таковую.
Представьте, что вы открываете новый ресторан. Вы заранее знаете, как будет выглядеть ваша бизнес-модель: привлечение клиента – заказ – получение оплаты. Каких-либо инноваций в плане обслуживания клиентов не предвидится. Возможный рост состоит в увеличении числа клиентов и расширении ресторана. Фактически это обычный бизнес, хоть и новый.
Для сравнения приведём пример ресторанного стартапа. Это компания McDonald’s, которая стала одной из крупнейших в мире. А началось всё с того, что два брата открыли ресторан с разнообразным меню и обслуживанием автомобилей. Несколько позже бизнес-модель была изменена на ресторан самообслуживания. Причём в меню были включены быстрые блюда и доступные всем 15-центовые гамбургеры.
Спустя 15 лет был открыт первый McDonald’s по франшизе. Ещё через 11 лет братья продали свои права Фреду Тернеру, организовавшему McDonald’s System, Inc. Сегодня у компании более 36 000 ресторанов в более чем 100 странах. McDonald’s нашли инновационную идею ресторанного франчайзинга, которая ранее не использовалась. Она позволила масштабировать бизнес с возможностью повтора бизнес-модели.
Стартап часто ассоциируют с технологиями, изобретениями и техническими инновациями. В действительности такой проект можно организовать абсолютно в любой сфере деятельности (пример — вышеупомянутый McDonald’s). Само название «стартап» происходит от английского «start up», что в переводе означает «запускать» и подразумевает начало процесса. Необязательно, чтобы проект был связан с какими-то инновациями. Основной признак компаний-стартапов — фокус на новых бизнес-моделях и быстром росте.
Социальная сеть Facebook — один из наиболее известных стартапов. Первоначально проект создали как внутреннюю сеть Facemash для студентов Гарвардского университета, где можно было оценивать студенческие фото. После скандала с незаконным использованием фото проект закрыли а позже преобразовали в платформу Thefacebook, доступную только для Гарварда. Здесь можно было загрузить фотографию, поделиться своими интересами и связаться с другими людьми.
После привлечения солидных инвестиций платформу усовершенствовали, переименовали в Facebook и открыли доступ для студентов колледжей и старшеклассников. Быстрый рост аудитории и дополнительные инвестиции привели к открытию глобального доступа для всех пользователей. Окупаемость проекта обеспечило привлечение рекламодателей. Так посредством постоянных поисков была найдена успешная бизнес-модель, которая позволила Facebook достичь быстрого роста.
Резюмируем. Что отличает стартап от обычного бизнеса:
Какие типы стартапов существуют
По наукоёмкости можно выделить два типа стартапов:
Классифицировать новые проекты можно по рынкам сбыта и некоторым особенностям продукции.
Основные варианты стартапов:
«Удачная копия». Это успешные проекты, повторяющие наработки иностранных стартаперов. Заимствованные идеи дополняют деталями с учётом интересов и потребностей целевой аудитории.
Пример стартапов-копий — это соцсети. Например — социальная сеть «ВКонтакте». Она создана по тому же типу, что и Facebook. Идея создания «ВКонтакте» возникла у Павла Дурова после разговора со школьным другом и будущим инвестором Вячеславом Мирилашвили, который в период учебы в США познакомился с Facebook.
Пример агрессивного стартапа — скидочный сервис Biglion. При появлении на рынке компании пришлось конкурировать с «акулой» купонного бизнеса — Groupon. Biglion завоевали рынок благодаря периодическим скидкам до 90%.
Как развиваются стартапы
Процесс развития стартапов обычно состоит из нескольких этапов.
1. Pre-seed
Создатели чётко представляют идею, но ещё не знают, как её реализовать и развить для получения прибыли.
2. Seed
Изучают рынок и конкурентов, составляют план развития и готовят запуск. При необходимости на этом этапе начинают поиск инвесторов.
3. Прототип
Создают рабочую модель продукта, которая обладает основными функциями. Главное, чтобы эти функции решали проблему или закрывали потребность потенциального клиента.
4. Альфа-версия
Созданный прототип тестируют, выявляют недоработки и устраняют их. При необходимости вносят дополнения.
5. Закрытая бета-версия
Практически готовый продукт представляют небольшой аудитории, чтобы получить обратную связь. Во время такого дополнительного тестирования собирают мнения и пожелания пользователей/клиентов.
6. Открытая бета-версия
Итоговую версию «выпускают в мир». Теперь создатели раскручивают проект, привлекают аудиторию и масштабируют бизнес.
Некоторые стартапы игнорируют определённые стадии развития. Например, сразу после разработки прототипа запускают открытую бета-версию.
Ещё один важный этап, который часто совсем не учитывают при планировании — это способ выхода стартапа. Создателям необходимо изначально определить, каким они видят будущее своего стартапа — переход в традиционный бизнес, продажа или запуск на фондовом рынке. Эта информация особенно важна для потенциальных инвесторов, которые хотят уверенности в рентабельности своих вложений.
Кто и как финансирует стартапы
Успешные стартапы редко возникают из проектов, самостоятельно финансируемых создателями. Если за счёт собственных вложений основателю удаётся довести продукт до момента выхода на рынок, то на масштабирование бизнеса нужны более серьёзные деньги. И чаще всего нужных денежных сумм у создателей нет. На помощь приходят инвесторы, которых привлекает перспектива большой прибыли. Рассмотрим наиболее популярные источники финансирования стартапов.
Бутстрэппинг
Метод bootstrap или бутстрэппинг выбирают стартаперы, которые не хотят зависеть от каких-либо инвесторов. При этом способе проект финансируется за счёт собственного капитала, кредитов или ссуд.
Обычно с помощью бутстрэппинга создают прототип продукта или минимально жизнеспособный продукт (MVP). Преимущество данного метода — в сохранении независимости от внешних инвесторов. Однако масштабировать бизнес и расти дальше очень сложно. После подтверждения востребованности продукта большинство стартаперов вынуждены искать дополнительные источники инвестирования.
Архивная копия страницы Sand Sign от 04.06.2011
FFF-инвесторы
Инвестиции от FFF (Friends, Family, Fools) подразумевают получение средств от семьи, друзей и «дураков». В данном случае «дураками» называют людей, которые не имеют опыта в инвестировании и не понимают всех возможных рисков.
Поддержку от FFF обычно используют на начальной стадии проекта. На полученные деньги создают жизнеспособный продукт, который уже можно представить профессиональным инвесторам.
Проект « Будист » — пример стартапа за «свои кровные». Это социальный сервис, призванный помочь людям не просыпать по утрам: одни участники назначают время звонка, а другие звонят им, чтобы разбудить вовремя. Первоначально проект создавался на средства основателей, но сразу после запуска «социальный будильник» победил на конкурсе стартапов Harvest и получил множество других наград. Это уже позволило привлечь сторонние инвестиции.
Архивная копия страницы budist.ru от 26.04.2011
Сейчас «Будист» прекратил своё существование в прежнем образе. Из локального московского сервиса он перерос в часть международного проекта Wakie.
Бизнес-ангелы
К бизнес-ангелам относят частных лиц, которые вкладывают собственные деньги в стартап на раннем этапе в обмен на оговоренный процент прибыли или долю в бизнесе.
Размер инвестиций обычно варьируется от нескольких десятков до сотен тысяч долларов. Но на этом этапе у стартапа уже должен быть готовый продукт и первые результаты тестирования. Привлечённые средства используют на дополнительные тестирования, доработку бизнес-модели и масштабирование идеи.
Архивная копия страницы LinguaLeo от 19.12.2012
Изначально с помощью LinguaLeo можно было изучать только английский язык. Сейчас пользователям доступно несколько языков. Из небольшого сервиса LinguaLeo превратился в международный проект.
Посевные инвестиции
Посевная стадия предполагает переход от частных инвестиций к получению средств от венчурных фондов. На этом уровне финансирование исходит от инвестиционных предприятий, направленных на работу с инновационными проектами и стартапами.
Размер инвестиций может достигать нескольких миллионов долларов. Но и требований у инвесторов больше. Они оценивают не столько ожидаемую прибыль проекта, сколько общий потенциал продукта и команды. При этом венчурные инвесторы могут потребовать участия в управлении и обеспечения возможности влиять на значимые решения.
Цель венчурных инвесторов — помочь компании собственными знаниями и вывести проект на успешные продажи. Полученные деньги стартапы направляют на масштабирование бизнеса и ускорение роста.
Архивная копия страницы Avito от 02.11.2012
Публичное предложение
IPO, или первое публичное предложение — это желаемая «вершина» для любого стартапа. На этой стадии компания выходит на фондовый рынок и начинает первичную продажу акций.
В результате IPO компания обретает статус «публичной». Доступ к её акциям получает широкий круг инвесторов. Компания получает такие преимущества, как:
Главная цель IPO — привлечение более крупных инвестиций, которые можно вложить в развитие бизнеса. После выхода на IPO компания попадает в список крупнейших мировых бирж, что положительно сказывается на престиже. Проект становится более привлекательным для инвесторов и вызывает больше доверия.
Самый дорогой стартап Uber почти с начала своего создания активно привлекал инвестиции со стороны. Компания за весь период своей работы привлекла 20 млрд долларов от 162 инвесторов.
Презентация Uber для инвесторов сообщает, что компания работает в 69 странах мира
Инвесторы финансируют стартапы не из благих побуждений. Их цель — увеличение вложенного капитала. У любого инвестора есть свои критерии отбора, но самые важные это:
Недостаточно предложить инвестору хороший продукт. Важно располагать командой, которая способна «завоевать мир». Например, венчурный капиталист Марк Састер в своей публикации о важных для инвесторов вещах уточняет, что для инвестора станет чудом вернуть инвестиции, если он изначально разочарован командой.
От доли охваченного рынка и текущей стадии развития стартапа зависит объём инвестиций. Чем быстрее растёт и масштабируется стартап, тем на больший приток вложений можно рассчитывать.
Что касается видов финансирования, то есть два основных варианта:
Как создать стартап
Нет двух одинаковых историй создания успешных стартапов. У каждого нового проекта свой собственный путь. Однако в общих чертах процесс запуска стартапа выглядит так:
Создавая стартап, не стоит ожидать стремительного успеха. До того, как идея начнёт приносить прибыль, проект не раз столкнётся с трудностями.
Как email-маркетинг может помочь в развитии стартапа
Любой стартап нуждается в активном продвижении. Но в большинстве случаев на разработку чёткого маркетингового плана нет времени и финансов. На начальном этапе работа стартапа — это практически круглосуточная разработка продукта, обеспечение продаж и поиск инвесторов. В зависимости от бюджета для онлайн-продвижения проекта используют SEO, SMM и контекстную рекламу.
Email-маркетинг может стать для стартапа малозатратным и эффективным инструментом продвижения, который можно использовать даже при отсутствии серьёзного капитала. Основные затраты — это оплата email-платформы. Всё остальное — разработку концепции, создание писем, отправку рассылки и прочее можно делать самостоятельно.
Задачи стартапа, с решением которых поможет email-маркетинг:
Email-маркетинг способен оказать серьёзную поддержку в продвижении стартапа. При небольших затратах можно привлечь огромную аудиторию и обеспечить интерес к продукту.
Компания Harry’s — бренд, специализирующийся на продаже мужских бритвенных принадлежностей. Основатели потратили много времени на исследование рынка и создание идеального продукта, но на момент запуска не могли привлечь клиентов. Тогда они решили запустить email-рассылку.
Первые письма отправили на email родственников, друзей и знакомых из контактов сотрудников команды. В них компания рассказала о предстоящем запуске продукта и просила поделиться со своими близкими людьми ссылкой на сайт.
Шаблон письма для первых подписчиков
Компания создала двухстраничный минисайт для сбора email-адресов подписчиков. На сайте было очень мало информации о продукте. Пользователи могли лишь понять, что это связано с мужским бритьём. Компания создавала интригу и готовила аудиторию к чему-то грандиозному.
Первая страница сайта Harry’s для сбора email
После заполнения формы подписчики попадали на страницу реферальной программы: пользователи, поделившиеся ссылкой через email, Facebook и Twitter бронировали товар в подарок.
Страница реферальной программы Harry’s
При этом систему вознаграждений разработали с учётом количества привлечённых рефералов. Чем больше рефералов — тем ценнее приз.
Ценность вознаграждения для рефералов возрастала с ростом числа приглашённых
Всего за неделю email-кампании Harry’s удалось привлечь 100 тысяч подписчиков против ожидаемых 3-15 тысяч. Если на момент запуска команда Harry’s состояла всего из 10 человек, то сейчас количество сотрудников выросло до 600 человек. Ассортимент компании также значительно увеличился: от бритвенного станка до целого ряда бритвенных принадлежностей.