Что значит старинные люди
17.1. «Старинные люди» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (ЕГЭ по литературе)
Образы «старинных людей» в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют важную идейную роль. На их примере автор показывает идеал достоинства, чести, духовности.
К «старинным людям» можно отнести Савельича. Герой — преданный слуга Петруши: «Воля твоя, сударь, а я от тебя не отстану». В Савельиче воплощены такие черты, как верность долгу, способность к самопожертвованию, глубокой привязанности.
Герой готов сделать всё ради благополучия Петра Гринева. Он считает свои долгом сберечь имущество и жизнь барина, устроить его счастье. В герое также присутствует чувство собственного достоинства, грубое отношение Гринёва приносит ему боль: «я не старый пес, а верный ваш слуга». Савельич — представитель народа, что заметно по его речи, наполненной просторечиями. Так, герой предстает преданным, верным слугой.
Семья Гриневых — настоящие дворяне, через них Пушкин передает идеи воспитания. Отец дает завет сыну: «Береги платье снову, а честь смолоду». Старший Гринёв желает лучшего воспитания Петру, поэтому не отправляет его в Петербург, так как хочет видеть его настоящим офицером, а не «шаматоном». Мама главного героя растила сына в атмосфере ласки и заботы, из-за чего он вырастает человеком, способным искренне и истинно любить. Семья оказывает большое влияние на формирование нравственных ориентиров, взглядов, характера Петруши.
Семья Мироновых — «старинные люди», носители идеалов петровской эпохи, проявляющие чести и достоинство. Она честны, простосердечны, добродушны, близки к народу. Мироновы заботятся о Белогорской крепости, воспитывают дочь Машу как «благоразумную и чувствительную девушку». Герои погибают, выполняя служебный долг. Иван Кузьмич выступает против Пугачева, не боясь смерти и честно признаваясь ему: «Ты мне не государь». Так, в образ Мироновых предстает примером проявления чести, достоинства, простоты, искренности, верности своему долгу.
Итак, Пушкин в «Капитанской дочке» изображает «старинных людей» идеалами духовности, стойкости, нравственности, преданности своим убеждениям, взглядам.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8 класс. Литература. Тема: «СТАРИННЫЕ ЛЮДИ» И МАША МИРОНОВА
8 класс. Литература.
Тема: «СТАРИННЫЕ ЛЮДИ» И МАША МИРОНОВА
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:
Обучающая : формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.
Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), презентация.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.
2. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и рецензирование сочинений (рассказов): « к аким я увидел Пугачева в романе А. С. Пушкина».
3. Беседа по вопросам.
– Мы уже отметили, как уверенно Пушкин предварил свой роман эпиграфом «Береги честь смолоду». Вспомните эпиграфы, предпосланные другим главам. Что они представляют собой? п очему?
(Эпиграфами к другим главам «Капитанской дочки» служат строчки народных песен, пословицы и отрывки из произведений писателей XVIII века (Княжнина и Хераскова). Такой подбор эпиграфов не случаен. Он помогает передать колорит эпохи (XVIII в.), создает особый лирический настрой, придает лиричность повествованию, создавая иллюзию авторской оценки рассказа героя. Есть в таком подборе эпиграфов и еще один смысл: в произведениях устного народного творчества сконцентрирован многовековой опыт народа, его представления об идеале, поэтому эпиграфы содержат народную оценку героям и событиям.)
– Как вы считаете, почему повествование о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? Кто главный герой?
(Действительно, главными героями в романе выступают Петр Гринев и Емельян Пугачев. На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история взаимоотношений Маши – Гринева – Швабрина. Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твердость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать женой нелюбимого; наконец, отстаивая честь и свободу своего жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице. Чистота, самоотверженность придают ее образу героический ореол.
Возможно, назвав свое произведение «Капитанская дочка», Пушкин хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо представлено с неожиданной и тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.)
4. Сообщение темы и цели урока.
– Какие же они, люди «века минувшего»? о правдан ли эпиграф III главы «Капитанской дочки»: «старинные люди»? Что это значит?
На эти и многие другие вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.
5. Изучение новой темы.
Итак, «старинные люди»! ч то это значит? И почему из фонвизинского «Недоросля» взял Пушкин эту фразу? Неужели Простакову и Скотинина вспоминает автор «Капитанской дочки»? а может, Стародума и Правдина? Конечно же, выразительны, «говорящи» фамилии, достаточно определенно «представляющие» действующих лиц комедии Фонвизина. «Правдин» в комментариях не нуждается: смысл фамилии исчерпывающе ясен. А вот «Стародум». Словно он не из века Простаковых, – из давнего, «старинного» времени, впрочем, не очень-то и давнего. Всего-то из петровской, из ломоносовской эпохи! Все тот же XVIII век! Так удачен ли пушкинский эпиграф? Что он вам приоткрыл?
2. Ваше ощущение «белогорского», «старинного» житья? Перечитаем эти страницы (с. 123).
«Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел ему доложить обо мне. «Войди, батюшка, – отвечал инвалид, – наши дома».
Вот так обхождение! Но кого это «нас»? п онятно, не только Гринева, но и Савельича. Чей голос, чью интонацию вы слышите? Несомненно, не только Гринева, но и Автора. Ведь это он побудил Гринева засесть за воспоминания. А если уж быть совсем точным, то и написал их за него! Его языком! Но и своим тоже! Ощутили ли стиль пушкинской прозы? Не приметили отношения Пушкина к частям речи?
Что и говорить, он предпочитает существительные и глаголы и очень сдержан в употреблении прилагательных.
Пушкин-прозаик ясен и точен в слове и фразе, прост в синтаксисе, предпочитая простое предложение, без особенных усложнений. У кого из прозаиков мы можем заметить это же свойство «пушкинской» прозы?
Да, у Чехова! Но это произойдет значительно позднее. И не без влияния пушкинской прозы.
Но вернемся вновь к пушкинскому роману. Происходят ли в нем перемены, в самом «мире» его, в его интонации?
Действительно, спокойное, равномерное повествование сменяется стремительно ворвавшимися событиями, а с ними – и интонации: тревога, едва ли не смятение и даже «ужас» (мы уже говорили с вами об осаде Пугачевым крепости, взятии ее, казни ее защитников). А как вы считаете, могли ли капитан Миронов, Иван Игнатьич и Василиса Егоровна избежать смерти? Почему же постигла их иная участь – «сгинуть от беглого каторжника», как скажет, заплатив за эти слова жизнью, Василиса Егоровна? Что особенно изумило вас в них? Как написал Пушкин сцену расправы с офицерами Белогорской крепости? Почему столь кратка эта жуткая страница?
Но кто неожиданно вмешался в эту сцену? Да, Савельич! Оказывается, круг «старинных людей» в романе Пушкина не ограничивается обитателями Белогорской крепости: и Савельич среди них – тоже из «старинных людей»!
А есть ли еще «старинные люди»? Да, и Гриневы того же роду-племени: «старинные люди»! п очему? Разве не просится в наш разговор сопоставление старика Гринева с белогорскими офицерами? Конечно же, не только Андрей Петрович Гринев повторил бы непременно подвиг капитана Миронова, но и Петруша Гринев достойно представляет отца своего, верен его наказу: «Служи верно, кому присягнешь. »
И вновь – антитеза. Как вы считаете, а Швабрин тоже из «старинных людей»? о тнюдь: «новейший» в низости и ловкачестве!
А теперь вернемся к III главе, к эпиграфу, но иному.
К чему здесь соседство «солдатской песни» и «старинных людей»?
Что вызывает в памяти «солдатская песня»?
Суворовские страницы отечественной истории, которые вершили «старинные люди», художественный смысл пушкинского романа преодолевает границы сюжета («пугачевщина» и судьба Петруши Гринева) и вбирает в себя испытания России – испытания верности – и образцы лучших ее сограждан, независимо от сословия, к которому они принадлежали: «старинные люди»!
А к кому вы причислите Машу Миронову?
Итак, 2-я часть нашего урока будет посвящена юной героине, именем которой назван роман.
3. Образ Маши Мироновой.
Какова же она, Маша Миронова?
Если ее портрет перенести на рисунок, как бы вы написали ее? (Рассматривание и обсуждение рисунков-портретов Маши Мироновой.)
Давайте вспомним, какое впечатление произвела Маша на Гринева (зачитать, с. 126, 3-й абзац).
А как вы встретили застенчивость, стеснительность Маши вплоть даже «до слез» ее?
Зачем нужны нам эти подробности характера героини? Никого не вспомнили? «Закрасневшись, извинилась, / ч то, де, в гости к ним зашла. » Пушкинская царевна! Нужна ли нам эта параллель? Почему так схожи пушкинские героини, причем в абсолютно не похожих произведениях?
Прежде чем мы вновь обратимся к роману, к любимой героине, перечитаем гениальные строки, давайте заглянем в творческую лабораторию писателя.
В журнале «Детское чтение для сердца и разума» (ч. VII, M., 1786) был напечатан следующий «Анекдот»:
«Иосиф II, нынешний римский император, прогуливаясь некогда ввечеру по своему обыкновению, увидел девушку, которая заливалась слезами, спросил у нее, о чем она плачет, и узнал, что она дочь одного капитана, который убит на войне, и что она осталась без пропитания со своей матерью, которая при том давно уже лежит больна.
«Для чего же вы не просите помощи у императора?» – спросил он.
Девушка отвечала, что они не имеют покровителя, который бы представил государю о их бедности.
– Я служу при дворе, – сказал монарх, – и могу это для вас сделать. Придите только завтра во дворец и спросите там поручика Б.
В назначенное время девушка пришла во дворец. Как скоро выговорила она имя Б., то отвели ее в комнату, где она увидела того офицера, который вчера говорил с нею, и узнала в нем своего государя. Она пришла вне себя от удивления и страху. Но император, взявши ее за руку, сказал ей весьма ласково: «Вот триста червонных для твоей матери и еще пятьсот за твою к ней нежность и за доверенность ко мне. Сверх того определяю вам 500 талеров ежегодной пенсии».
Какие сцены «Капитанской дочки» напоминает этот анекдот (анекдотом в прежние времена назывался короткий, сжатый рассказ о замечательном, забавном случае)? Некоторые литературоведы полагают, что Пушкин воспользовался им при создании своей повести. В таком случае как он преобразовал анекдот в яркие и впечатляющие сцены?
Кстати, цензор П. А. Корсаков настолько был покорен правдоподобием последних сцен повести, что даже обратился к Пушкину с вопросом: «. существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?»
Если мы пропустим немного текста «Капитанской дочки» и обратимся к героической поездке Марьи Ивановны ко двору Екатерины II, мы увидим, насколько близко эти страницы соприкасаются с незабвенной юностью автора, с тем «местом воспитания», о котором предстоял дружеский разговор вечером того же дня, когда был закончен беловик романа.
Приехав накануне в Царское Село, «на другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. » Каким дивным воздухом юности, даже почти детства, дышал, видно, Пушкин, переписывая набело эти строки легким своим пером осенью 1836 года. Каким запахом царскосельской осенней прохлады, должно быть, повеяло на него в душном Петербурге, скупо отмеривающем последние глотки воздуха, отпущенного задыхавшемуся поэту. Именно потому, что царскосельские воспоминания нахлынули на него, он пометил беловой автограф романа 19-м октября, вовсе, наверно, не задумываясь о том, что потомки по этой пометке отгадают его настроение».
(«Последний год жизни Пушкина.
Переписка. Воспоминания. Дневники»)
– Прочтите отрывки из стихотворений Пушкина и попробуйте определить, какие впечатления юности поэта отразились в описании царскосельского сада в «Капитанской дочке».
Воспоминания в Царском Селе
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Плывет – и бледными лучами
Предметы осветила вкруг.
Аллеи древних лип открылись пред очами.
Проглянули и холм и луг;
Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод;
Царицей средь полей лилея горделива
В роскошной красоте цветет.
В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, Кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой! 1 (см. Примечание.)
Бессмертны вы вовек, о росски исполины.
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
. Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой.
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов.
Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере средь блещущих зыбей
Станицу гордую спокойных лебедей.
Воспоминания в Царском Селе
Исполнен сладкою тоской.
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты.
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу предо мною
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою 2 (см. Примечание),
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов.
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавил, и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Выразительное чтение эпизода встречи Маши с императрицей (с. 208–209).
Рассмотрите иллюстрации к роману (С. Герасимов «Гринев и Маша Миронова», 1951 (с. 142), П. Соколов «Капитанская дочка» (с. 210). Опишите портреты героев.
Как вы считаете, с какой стати Маша Миронова и императрица оказались рядом на пушкинских страницах?
6. Подведение итогов урока.
Магия имени: Маша! Что вызывает в памяти это имя? Конечно же, иную Машу – Троекурову!
Случайно ли совпадение имен? Попробуем сопоставить любимых героинь. Кто вам ближе?
Надеюсь, пушкинские «старинные люди» навсегда останутся с вами.
Домашнее задание: подготовить исполнение любимой пушкинской страницы «Капитанской дочки» и объяснить свой выбор; составить цитатный план к сочинению по теме «Гринев в Белогорской крепости».
Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица:
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
в) вставных элементов ;
г) прямой авторской оценки;
Какие исторические личности упоминаются в повести?
4. Назовите художественные приемы, которые Пушкин использовал для создания образа Пугачева.
а) прямая авторская оценка;
г) речевая характеристика;
д) отношение других персонажей;
е) вставные элементы.
5. В чем заключается смысл названия повести?
а) единственный женский персонаж повести;
б) стоит в центре сюжета;
в) носительница высокой нравственности и чести ;
г) дочь погибшего русского офицера.
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
освобождение Гринева, женитьба на Маше
детство Петруши в родовом имении
знакомство Гринева с главной героиней повести.
7. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. »?
8. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачев; 1) оренбургские генералы;
б) Швабрин; 2) Екатерина П;
в) «енералы» Пугачева; 3) Гринев.
Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
б) проблема чести, долга и милосердия;
в) проблема роли народа в развитии общества;
г) проблема сопоставления родового и служивого дворянства.
10. Отметьте верное суждение. Литературный характер – это …
а) образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени;
Какой смыcл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка» (капитанская дочка)?
Какой смыcл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка» (капитанская дочка).
Всегда считалось, что старые люди самые мудрые.
И чем люди старше тем мудрее.
Ведь они прошли не мало жизни, и знают что к чему, научат тебя тому или иному.
Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка»?
Роль эпиграфов в романе «Капитанская дочка».
Что означает эпиграф к повести капитанская дочка?
Что означает эпиграф к повести капитанская дочка?
Кто такие «старинные люди» в романе А?
Кто такие «старинные люди» в романе А.
С. Пушкина Капитанская дочка?
Помогите пожалуйста с вопросами по Капитанской дочке 1) Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?
Помогите пожалуйста с вопросами по Капитанской дочке 1) Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?
2)Какое символическое значение имеет буран разыгравшийся в степи?
3) Каков смысл эпиграфа «Старинные люди, мой батюшка»?
4) В чем сходство и различия Петра Гринева и героя комедии Фонвизина «Недоросль».
Нужны эпиграфы из произведения А?
Нужны эпиграфы из произведения А.
С. Пушкина «капитанская дочка.
Оправдан ли эпиграф : «Старинные люди, мой батюшка»?
Оправдан ли эпиграф : «Старинные люди, мой батюшка»?
Смысл эпиграфа и названия повести Капитанская дочка?
Смысл эпиграфа и названия повести Капитанская дочка.
Какая пословица является эпиграфом к роману капитанская дочка?
Какая пословица является эпиграфом к роману капитанская дочка.
Каков смысл второго епиграфа : старинные люди, мой батюшка?
Каков смысл второго епиграфа : старинные люди, мой батюшка.
Пушкин, капитанская дочь).
Помогите?
Смысл эпиграфов к 3 главе капитанская дочка.
Может тайна двухэтажного города.
Благодарю тебя, моя родная, За то, что подарила жизни свет. И по ночам порой не досыпая, Заботой окружала много лет. Как выразить словами всё, не знаю, Ведь слов таких, похоже, в мире нет. С днем матери тебя я поздравляю, Желаю светлых дней тебе в..
Где зарабатывают деньги (на работе) где всегда снег ( антарктида ).
Напишу план) 1 автор 2 рассказ 3время года 4чем понравилось 5 что автор хотел передать 6 нравится / не нравится 7 советую прочитать / не советую прочитывать.
Сорвался листок с муравьишкой и улетел за речку. Муравьишка должен до захода солнца быть в муравейнике, и поэтому просил всех насекомых которых он встречал довезти его до муравейника.
Урок литературы в 8 классе. «СТАРИННЫЕ ЛЮДИ» И МАША МИРОНОВА
Какие же они, люди «века минувшего»? Оправдан ли эпиграф III главы «Капитанской дочки»: «старинные люди»? Что это значит?
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. «СТАРИННЫЕ ЛЮДИ» И МАША МИРОНОВА»
Урок литературы в 8 классе.
«СТАРИННЫЕ ЛЮДИ» И МАША МИРОНОВА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Чтение и рецензирование сочинений (рассказов): «каким я увидел Пугачева в романе А. С. Пушкина».
2. Работа по карточкам.
О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведется повествование?
«Не стану описывать нашего похода и окончания войны. скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
(Речь идет о крестьянском бунте 1772–1774 гг. под предводительством Емельяна Пугачева, провозгласившего себя царем Петром III. Отрывок взят из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». О событиях своей жизни рассказывает главный герой – Петр Андреевич Гринев.)
Прочитайте сон Гринева. Когда он привиделся герою? Чем интересен этот сон? Зачем А. С. Пушкин включил сон в повествование?
(Этот сон приснился Петруше Гриневу во время степного бурана, когда неожиданный вожатый взялся показать дорогу к жилью. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Именно поэтому он имеет важное значение: он не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем.)
В связи с чем и кто рассказывает калмыцкую сказку? Как вы понимаете ее иносказательный смысл? Каким образом отношение к идее сказки характеризует рассказчика и его слушателя?
(Сказку об орле и вороне рассказывает Пугачев по дороге в Белогорскую крепость во время разговора о его делах и безрадостном будущем. Сказка имеет иносказательный смысл: она о двух возможных выборах жизненного пути – тихом, размеренном, небогатом внешними событиями и другом: ярком, насыщенном, но коротком. Символическую роль играют и герои сказки: орел – птица вольная, любящая высоту, простор, птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная, некрасивая.
Благодаря этой истории Пугачев и Гринев высказывают свое отношение к жизни. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь, напоминающий жизнь орла. Гриневу отвратительны разбой и злодейство, не зря он называет бунт бессмысленным и беспощадным; он создан для мирной семейной жизни среди дорогих людей.)
Почему Гринев, называя Пугачева самозванцем, разбойником, злодеем, все-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни?
(Гринев не может называть Пугачева иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того, Гринев помнит расправу над комендантом Белогорской крепости, гибель Василисы Егоровны и другие трагические события. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений; Пугачев не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринева за верность слову и доброту. симпатия юного героя – не только благодарность за благодеяния, а искреннее человеческое чувство, хотя на первых порах (как и во сне) Гринева слегка коробит, что его благодетель – «мужик».)
Прочитайте описание. Какими художественными средствами пользуется автор? Какую роль в произведении играет этот отрывок?
«Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!».
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом».
(Главное в этом описании – действие, динамика. Состояние природы изменяется мгновенно: ветер, снег, метель, буран, мгла. Пушкин использует очень скромные эпитеты; всего два контрастных цвета: темное небо – снежное море (ранее – белая туча). Метафор всего две: ветер завыл (воет зверь), снежное море (бесконечность снежной движущейся массы, похожей на морскую стихию). Пушкин – мастер пейзажа. Но пейзаж у него не статичный, застывший, а меняющийся, движущийся, как в жизни. Описание бурана в романе имеет несколько значений:
а) композиционное – благодаря бурану герои (Пугачев и Гринев) не только встречаются, но и проникаются симпатией друг к другу;
б) аллегорическое – буран, разгул стихии – символизирует грядущие события, разгул мятежа, представляющего, как и буран, угрозу для жизни героя;
в) реалистическое – в степях бураны встречаются и сейчас, таким образом, описание бурана придает рассказу достоверность происходящего на самом деле.)
Что называется эпиграфом? Для чего нужны эпиграфы? какой эпиграф выбирает Пушкин для своего романа «Капитанская дочка»?
(Эпиграф – короткий текст (цитата, изречение, поговорка и т. д.), предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом. Эпиграф часто выражает основную мысль автора, идею или настроение произведения, содержит авторскую оценку излагаемых событий. «Капитанская дочка» Пушкина предваряется эпиграфом «Береги честь смолоду». Эта пословица не только определяет кодекс поведения молодого человека, но и характеризует героя, поясняет его нравственный выбор в трудные минуты испытаний.)
3. Беседа по вопросам.
– Мы уже отметили, как уверенно Пушкин предварил свой роман эпиграфом «Береги честь смолоду». Вспомните эпиграфы, предпосланные другим главам. Что они представляют собой? почему?
(Эпиграфами к другим главам «Капитанской дочки» служат строчки народных песен, пословицы и отрывки из произведений писателей XVIII века (Княжнина и Хераскова). Такой подбор эпиграфов не случаен. Он помогает передать колорит эпохи (XVIII в.), создает особый лирический настрой, придает лиричность повествованию, создавая иллюзию авторской оценки рассказа героя. Есть в таком подборе эпиграфов и еще один смысл: в произведениях устного народного творчества сконцентрирован многовековой опыт народа, его представления об идеале, поэтому эпиграфы содержат народную оценку героям и событиям.)
– Как вы считаете, почему повествование о пугачевском бунте называется «Капитанская дочка»? Кто главный герой?
(Действительно, главными героями в романе выступают Петр Гринев и Емельян Пугачев. На фоне грозных событий пугачевского бунта развивается история взаимоотношений Маши – Гринева – Швабрина. Скромная и застенчивая Маша в решающий момент проявляет необыкновенную твердость характера и мужество. Она не хочет венчаться без родительского благословения, готова умереть, но не стать женой нелюбимого; наконец, отстаивая честь и свободу своего жениха, она решается на поездку в столицу к самой царице. Чистота, самоотверженность придают ее образу героический ореол.
Возможно, назвав свое произведение «Капитанская дочка», Пушкин хотел тем самым подчеркнуть, что его интересуют в первую очередь человеческие отношения. Даже историческое лицо представлено с неожиданной и тем более замечательной стороны: устроителем судьбы врага, который по-человечески ближе, чем сподвижники.)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Какие же они, люди «века минувшего»? оправдан ли эпиграф III главы «Капитанской дочки»: «старинные люди»? Что это значит?
На эти и многие другие вопросы мы и попытаемся ответить на сегодняшнем уроке.
IV. Изучение новой темы.
Итак, «старинные люди»! что это значит? И почему из фонвизинского «Недоросля» взял Пушкин эту фразу? Неужели Простакову и Скотинина вспоминает автор «Капитанской дочки»? а может, Стародума и Правдина? Конечно же, выразительны, «говорящи» фамилии, достаточно определенно «представляющие» действующих лиц комедии Фонвизина. «Правдин» в комментариях не нуждается: смысл фамилии исчерпывающе ясен. А вот «Стародум». Словно он не из века Простаковых, – из давнего, «старинного» времени, впрочем, не очень-то и давнего. Всего-то из петровской, из ломоносовской эпохи! Все тот же XVIII век! Так удачен ли пушкинский эпиграф? Что он вам приоткрыл?
2. Ваше ощущение «белогорского», «старинного» житья? Перечитаем эти страницы (с. 123).
«Никто не встретил меня. Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира. Я велел ему доложить обо мне. «Войди, батюшка, – отвечал инвалид, – наши дома».
Не правда ли, трудно удержаться от улыбки? Но улыбка эта сочувственная, полная умиления. Никакого почтения ни к мундиру, который вполне может украсить заплата другого цвета (и так сойдет!), ни к армейской субординации: какой там «доклад»! «Наши дома!» – и все тут! Но нет ли контраста? Конечно же, Иван Игнатьич со своим «допросом» Гриневу, выдержанным в стилистике старого служаки (с. 124: «смею спросить», «зачем изволили перейти из гвардии в гарнизон», «неприличные гвардии офицеру поступки»). Но его тут же перебивает Василиса Егоровна: «Полно врать пустяки. » (с. 124, 1-й абзац). Но где слова, запечатлевшие «старину», ее добросердечие? «Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною, как бы век знакома» (с. 126, 3-й абзац).
Вот так обхождение! Но кого это «нас»? понятно, не только Гринева, но и Савельича. Чей голос, чью интонацию вы слышите? Несомненно, не только Гринева, но и Автора. Ведь это он побудил Гринева засесть за воспоминания. А если уж быть совсем точным, то и написал их за него! Его языком! Но и своим тоже! Ощутили ли стиль пушкинской прозы? Не приметили отношения Пушкина к частям речи?
Что и говорить, он предпочитает существительные и глаголы и очень сдержан в употреблении прилагательных.
Пушкин-прозаик ясен и точен в слове и фразе, прост в синтаксисе, предпочитая простое предложение, без особенных усложнений. У кого из прозаиков мы можем заметить это же свойство «пушкинской» прозы?
Да, у Чехова! Но это произойдет значительно позднее. И не без влияния пушкинской прозы.
Но вернемся вновь к пушкинскому роману. Происходят ли в нем перемены, в самом «мире» его, в его интонации?
Действительно, спокойное, равномерное повествование сменяется стремительно ворвавшимися событиями, а с ними – и интонации: тревога, едва ли не смятение и даже «ужас» (мы уже говорили с вами об осаде Пугачевым крепости, взятии ее, казни ее защитников). А как вы считаете, могли ли капитан Миронов, Иван Игнатьич и Василиса Егоровна избежать смерти? Почему же постигла их иная участь – «сгинуть от беглого каторжника», как скажет, заплатив за эти слова жизнью, Василиса Егоровна? Что особенно изумило вас в них? Как написал Пушкин сцену расправы с офицерами Белогорской крепости? Почему столь кратка эта жуткая страница?
Но кто неожиданно вмешался в эту сцену? Да, Савельич! Оказывается, круг «старинных людей» в романе Пушкина не ограничивается обитателями Белогорской крепости: и Савельич среди них – тоже из «старинных людей»!
А есть ли еще «старинные люди»? Да, и Гриневы того же роду-племени: «старинные люди»! почему? Разве не просится в наш разговор сопоставление старика Гринева с белогорскими офицерами? Конечно же, не только Андрей Петрович Гринев повторил бы непременно подвиг капитана Миронова, но и Петруша Гринев достойно представляет отца своего, верен его наказу: «Служи верно, кому присягнешь. »
И вновь – антитеза. Как вы считаете, а Швабрин тоже из «старинных людей»? отнюдь: «новейший» в низости и ловкачестве!
А теперь вернемся к III главе, к эпиграфу, но иному.
К чему здесь соседство «солдатской песни» и «старинных людей»?
Что вызывает в памяти «солдатская песня»?
Суворовские страницы отечественной истории, которые вершили «старинные люди», художественный смысл пушкинского романа преодолевает границы сюжета («пугачевщина» и судьба Петруши Гринева) и вбирает в себя испытания России – испытания верности – и образцы лучших ее сограждан, независимо от сословия, к которому они принадлежали: «старинные люди»!
А к кому вы причислите Машу Миронову?
Итак, 2-я часть нашего урока будет посвящена юной героине, именем которой назван роман.
3. Образ Маши Мироновой.
Какова же она, Маша Миронова?
Если ее портрет перенести на рисунок, как бы вы написали ее? (Рассматривание и обсуждение рисунков-портретов Маши Мироновой.)
Давайте вспомним, какое впечатление произвела Маша на Гринева (зачитать, с. 126, 3-й абзац).
А как вы встретили застенчивость, стеснительность Маши вплоть даже «до слез» ее?
Зачем нужны нам эти подробности характера героини? Никого не вспомнили? «Закрасневшись, извинилась, / что, де, в гости к ним зашла. » Пушкинская царевна! Нужна ли нам эта параллель? Почему так схожи пушкинские героини, причем в абсолютно не похожих произведениях?
Прежде чем мы вновь обратимся к роману, к любимой героине, перечитаем гениальные строки, давайте заглянем в творческую лабораторию писателя.
В журнале «Детское чтение для сердца и разума» (ч. VII, M., 1786) был напечатан следующий «Анекдот»:
«Иосиф II, нынешний римский император, прогуливаясь некогда ввечеру по своему обыкновению, увидел девушку, которая заливалась слезами, спросил у нее, о чем она плачет, и узнал, что она дочь одного капитана, который убит на войне, и что она осталась без пропитания со своей матерью, которая при том давно уже лежит больна.
«Для чего же вы не просите помощи у императора?» – спросил он.
Девушка отвечала, что они не имеют покровителя, который бы представил государю о их бедности.
– Я служу при дворе, – сказал монарх, – и могу это для вас сделать. Придите только завтра во дворец и спросите там поручика Б.
В назначенное время девушка пришла во дворец. Как скоро выговорила она имя Б., то отвели ее в комнату, где она увидела того офицера, который вчера говорил с нею, и узнала в нем своего государя. Она пришла вне себя от удивления и страху. Но император, взявши ее за руку, сказал ей весьма ласково: «Вот триста червонных для твоей матери и еще пятьсот за твою к ней нежность и за доверенность ко мне. Сверх того определяю вам 500 талеров ежегодной пенсии».
Какие сцены «Капитанской дочки» напоминает этот анекдот (анекдотом в прежние времена назывался короткий, сжатый рассказ о замечательном, забавном случае)? Некоторые литературоведы полагают, что Пушкин воспользовался им при создании своей повести. В таком случае как он преобразовал анекдот в яркие и впечатляющие сцены?
Кстати, цензор П. А. Корсаков настолько был покорен правдоподобием последних сцен повести, что даже обратился к Пушкину с вопросом: «. существовала ли девица Миронова и действительно ли была у покойной императрицы?»
Если мы пропустим немного текста «Капитанской дочки» и обратимся к героической поездке Марьи Ивановны ко двору Екатерины II, мы увидим, насколько близко эти страницы соприкасаются с незабвенной юностью автора, с тем «местом воспитания», о котором предстоял дружеский разговор вечером того же дня, когда был закончен беловик романа.
Приехав накануне в Царское Село, «на другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. » Каким дивным воздухом юности, даже почти детства, дышал, видно, Пушкин, переписывая набело эти строки легким своим пером осенью 1836 года. Каким запахом царскосельской осенней прохлады, должно быть, повеяло на него в душном Петербурге, скупо отмеривающем последние глотки воздуха, отпущенного задыхавшемуся поэту. Именно потому, что царскосельские воспоминания нахлынули на него, он пометил беловой автограф романа 19-м октября, вовсе, наверно, не задумываясь о том, что потомки по этой пометке отгадают его настроение».
(«Последний год жизни Пушкина.
Переписка. Воспоминания. Дневники»)
– Прочтите отрывки из стихотворений Пушкина и попробуйте определить, какие впечатления юности поэта отразились в описании царскосельского сада в «Капитанской дочке».
Воспоминания в Царском Селе
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
Плывет – и бледными лучами
Предметы осветила вкруг.
Аллеи древних лип открылись пред очами.
Проглянули и холм и луг;
Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод;
Царицей средь полей лилея горделива
В роскошной красоте цветет.
В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, Кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой! 1 (см. Примечание.)
Бессмертны вы вовек, о росски исполины.
В боях воспитаны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.
. Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой.
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов.
Да вновь увижу я ковры густых лугов
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере средь блещущих зыбей
Станицу гордую спокойных лебедей.
Воспоминания в Царском Селе
Исполнен сладкою тоской.
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
В пылу восторгов скоротечных,
В бесплодном вихре суеты,
О, много расточил сокровищ я сердечных
За недоступные мечты.
И долго я блуждал, и часто, утомленный,
Раскаяньем горя, предчувствуя беды,
Я думал о тебе, предел благословенный,
Воображал сии сады.
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
И въявь я вижу предо мною
Дней прошлых гордые следы.
Еще исполнены великою женою 2 (см. Примечание),
Стоят населены чертогами, вратами,
Столпами, башнями, кумирами богов
И славой мраморной, и медными хвалами
Садятся призраки героев
У посвященных им столпов.
Глядите: вот герой, стеснитель ратных строев,
Перун кагульских берегов.
Вот, вот могучий вождь полунощного флага,
Пред кем морей пожар и плавил, и летал.
Вот верный брат его, герой Архипелага,
Выразительное чтение эпизода встречи Маши с императрицей (с. 208–209).
Рассмотрите иллюстрации к роману (С. Герасимов «Гринев и Маша Миронова», 1951 (с. 142), П. Соколов «Капитанская дочка» (с. 210). Опишите портреты героев.
Как вы считаете, с какой стати Маша Миронова и императрица оказались рядом на пушкинских страницах?
V. Подведение итогов урока.
Магия имени: Маша! Что вызывает в памяти это имя? Конечно же, иную Машу – Троекурову!
Случайно ли совпадение имен? Попробуем сопоставить любимых героинь. Кто вам ближе?
Надеюсь, пушкинские «старинные люди» навсегда останутся с вами.
Домашнее задание: подготовить исполнение любимой пушкинской страницы «Капитанской дочки» и объяснить свой выбор; составить цитатный план к сочинению по теме «Гринев в Белогорской крепости».