Что значит старайся в первом классе

Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе

Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Марьяна Безруких:

«Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер.

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классеВо-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию.

А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители».

Наталья Виноградова:

«Вопрос сложный и противоречивый. Если речь идет о первом классе, то, в соответствии с законодательством РФ (нормы СанПиНа), ставить отметки первоклассникам запрещено. Нарушение этого закона идет по двум причинам: во-первых, от убежденности учителя в том, что отметка стимулирует ответственность и старание ученика (это миф!), во-вторых, есть просьба родителей ставить эти отметки, чтобы ребенок быстрее привык к школе (еще один миф!). Дело в том, что запрет на выставление отметок в первом классе связан с тем, что пока у ребенка не развита самооценка, то есть понимание того, за что ему ее поставили (это формируется во втором классе), то первоклассник воспринимает цифровую или любую другую отметку (солнышко, звездочку, домик, фасолинку и пр.) как отношение учителя к нему (поставил учитель хорошую отметку – любит меня, поставил плохую – не любит). Кстати, такое нерефлексивное отношение к отметке держится у школьников очень долго и присутствует даже у старшеклассников – «мне физичка никогда не поставит 4, она меня не терпит…».

Чтобы не формировалось такое противоречивое отношение к оценке, уже в первом классе и должна проводиться работа по формированию самоконтроля и самооценки. И опять в методике обучения это сегодня представлено хорошо.

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классеСоветуем учителю: категорически отказаться от любой «вещественной» оценки, только хвалить (!) за любую удавшуюся мелочь и вместе с ребенком (!), без всяких репрессий и осуждений, рассматривать причины того, что не удалось. И на первом собрании объяснить родителям, чтобы они не задавали «традиционные» вопросы «Что получил?», «Почему у Пети есть отметки, а у тебя нет? Наверное, ты не старался…», а спрашивали о том, чему учились, чему научился…

Теперь о безотметочном обучении – вообще о проблеме. Она долгое время витала в воздухе, широко обсуждалась. В настоящее время несколько затихла по двум причинам. Кроме оценки в баллах, никаких других критериев оценочной деятельности нет. Но, во-первых, учитель часто не знает, за что поставить 3 или 4, и этот процесс весьма необъективный, а мы хотим, чтобы он самостоятельно разобрался, за что поставить 73 или 74. Во-вторых, привыкнув к балльной оценке (повторяю, даже если учитель в этом разбирается), ученик не может перейти к цифровой отметке, которая действует (и от нее не отказываются) в основной школе, да и в вузе.

Но самое главное – безотметочного обучения не существует. Любой критерий принимает функции и значение отметки. Полученные на ЕГЭ баллы преспокойно все переводят в отметки…

Да, конечно, нужно совершенствовать критериальные основания любого оценивания, усиливать объективность, развивать самоконтроль и самооценку ученика. Но прямого отношения к стратегии оценочной деятельности безотметочное обучение, на мой взгляд, не имеет».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Источник

Так какая у него оценка? Почему безоценочность в первом классе играет против всех

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классе

В первом классе не ставят оценки, чтобы не травмировать детей: они ведь только привыкают, зачем еще и оценками их нагружать. Но наш блогер, учитель Евгения Наумова, уверена, что мнимое отсутствие оценок и домашки только сбивает всех с толку: и родителей, и педагогов, и, самое главное, самих учеников.

Все знают, что в первом классе в школе нет оценок. Ой, простите! Правильнее сказать не оценок, а отметок, ведь слово «оценка» строго-настрого запрещено использовать в отношении оценивания результатов ребенка в цифровом выражении. 1, 2, 3, 4, 5 — отметки, а оценкой могут быть, например, слова «Ты молодец». По старой памяти учителя всё равно используют такое привычное и родное «оценка», а родители и вовсе не догадываются, что оценка и отметка — две разные по ФГОС вещи.

Отметки в 1-м классе убрали, конечно, с благой целью — не травмировать неокрепшую психику ребенка, только переступившего порог еще манящей и загадочной школы. И вот тут начинается неразбериха с оцениванием работ детей. Убрав отметки, никто в общем то не отменял сам процесс оценки. Причём сами же первоклашки идут в школу, ожидая те самые заветные «пятёрки» и «четвёрки», боясь «двоек» и «троек».

И вот учитель, чтобы как-то оценить работу ребёнка, начинает придумывать различные линеечки успеха, лесенки роста, непонятные кружочки, квадратики, смайлики и тому подобную дребедень. Но дети — они умные, они быстро понимают, что улыбающийся смайлик — это «пять», а грустный — «4, 3, 2». Слова учителя «Молодец!» и «Умница!» переводятся детьми в отметку «5». И все знают, что «Хорошо!» — это примерно «4», а «Старайся» и «Будь внимательней» ходят рядом с тройкой. Дети жаждут отметок, у них в голове готовая система оценивания по пятибалльной шкале, они пришли в школу именно за пятёрками, а не за очередной наклейкой.

Еще дальше пошли родители первоклассников! Когда учитель в очередной раз отвечает на вопрос ученика «А какая это будет оценка?» (вместо непонятного символа), что «у нас нет оценок, все молодцы» — родители дома ставят детям те самые двойки, от которых малышей так оберегает закон!

Часто можно услышать от ребенка, что «мама мне поставила 2 за эту работу»

А работа, кстати, была на 4, если следовать правилам оценивания. То есть то, что в школе культивируется и поддерживается в отношении положительного опыта к оцениванию, родители губят на корню.

А ведь оценивание родителем и учителем дети воспринимают по-разному. Учитель — чужой человек, он как бы обезличен, у него работа такая — ставить 2 и 5. Мама, которая ставит двойку дочке или сыну, рискует многим. Недаром большинство учителей стараются не брать родных детей в «свой» класс, предпочитают отдать в класс коллеге. Мама — она должна быть мамой своему ребенку, а не оценивающим учителем.

Что мы в итоге имеем? Домашнего задания в 1-м классе нет, отметок тоже нет. Получается, в самый важный этап принятия правил школы и привыкания к ней, становления детской самостоятельности, адекватной самооценки, ответственности — именно в этот период по отношению к детям нет чётких правил в оценивании его знаний.

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классе

«Будешь получать двойки — мама расстроится и умрёт». Почему оценки нужны в первую очередь родителям

Еще хуже когда учитель задаёт ежедневно домашнее задание (часто так и делают в 1 классе), а отметки не ставит. Ребёнок не видит реальной оценки своего труда, отметки в числовом выражении. Родители спрашивают учителя «А это какая была бы оценка?» и просят перевести в оценки, «нам непонятно, как учится ребёнок». И вот начинаешь объяснять, что вроде отметок нет, но у вашего ребёнка как бы троечка, поэтому вот такой смайлик, а на лесенке успеха он вот тут. В общем, путаница в головах у всех.

Может быть, стоит подумать не только над возвращением отметок в 1-м классе, но и над сменой балльности системы оценивания, которая стопроцентно устарела еще в прошлом веке? 2, 3, 4 и 5 — это крайне малый шаг для реальной оценки знаний! ЕГЭ оценивают в 100 баллов, почему в школу не внедрить хотя бы 10-балльную систему? Пусть первоклассникам в таком случае ставят только 5-10 баллов, но ставят именно отметку, понятную ребенку (и родителю), а не заменяют суррогатом.

Часто говорят о необходимой «прозрачной» системе образования. Может быть, начнём с малого?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

20 пометок учителей, от которых опешили мальчишки и девчонки, а также их родители

В школе большинство из нас провело больше тысячи дней. Первая пятерка и первая двойка, первая любовь и первый прогул урока — у всех бывших школьников наверняка найдется немало баек и историй. А у кого-то даже остались старые школьные тетради и дневники. Кто-то собирает смешные и странные записи на страницах дневников и тетрадей своих детей. И среди линеек и клеточек на листах можно найти множество подтверждений тому, что у учителей зачастую своя логика, которую бывает нелегко понять.

AdMe.ru прошерстил воспоминания пользователей о школе и ко Дню учителя презентует подборку фотодоказательств того, что учителя смотрят на многие вещи по-своему.

Победа в литературной дуэли

Когда разные записи в дневнике оказываются рядом

«Ребенок пошел в 1-й класс, вместо оценок — яблочко, кексик, вишенки. Для двойки и кола вкусняшек не завезли, а вот если ребенок себя плохо вел. »

Всегда есть к чему стремиться

В школе появилась новая оценка

От перемены мест, возможно, что-то и меняется

«А я все думал, почему апельсинов — 4 яиц, а лимонов — всего 2 яиц»

Неисповедимы пути логики учительской

Первая оценка в новой школе

Вот как должна быть оформлена тетрадь ученика 2-го класса

© Евгения Кузнецова / Facebook

Вопрос: куда введен дневник?

Учитель лучше знает

© Светлана Строганова / Facebook

«А нам помимо прочего еще и типографский шрифт исправляли»

Когда ошибок и исправлений нет, то остается лишь гадать, почему четверка

© Julia Shestopal / Facebook

«Ребенку нравится английский, сделал на один степ вперед — и вот результат»

Источник

Неусидчивый ребенок идет в школу. Как ему помочь?

Возбудимый ребенок: что делать при подготовке к школе и в первом классе

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классеКсения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классеЕкатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Есть дети, которые с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. Понятно, что неусидчивому ребенку будет трудно в первом классе, а вместе с ним – его родителям и учителям. Чем можно помочь возбудимому ребенку за год-два до школы – и в том случае, если 1 сентября уже на носу?

Ребенок с СДВГ и неусидчивый ребенок: в чем разница?

Сейчас синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) порой называют все, что выходит за рамки нормы. На самом деле есть малыши, у которых нет СДВГ, — они просто легко возбудимые. У них, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован СДВГ.

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» малыша даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами.

Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают. Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?

Обычно у этих малышей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее. Кстати, очень часто у малышей такого типа есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры. Это может диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с возбудимым сыном или дочерью родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду. У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности. Ему сложно удерживаться на одном деле; у него может скакать внимание, но при этом он схватывает на лету, быстро соображает.

Такие малыши чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие мальчики и девочки не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в пять — пять с половиной лет дозревают определенные структуры головного мозга, снижается общее возбуждение нервной системы, и малыш в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик. Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к пяти с половиной годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть. При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой малыш много всего хочет. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются ровесники, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие малыши очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Возбудимый ребенок идет в школу

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс. Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их сын или дочь просто плохо воспитаны. Они регулярно слышат от учителя: «Вы ей объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса, когда «медленный» ребенок затормаживается, «быстрый» наоборот ускоряется. Перегруженный новой школьной ситуацией, он идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции.

Несмотря на то, что научить непоседливых детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей.

Чтобы возбудимость не мешала жить

Во-первых, очень важно говорить самому малышу об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка. Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить. «У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить». Малыши, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию.

Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены. В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем. Надо отделить от него это свойство характера, но не настолько, чтобы полностью снять с него ответственность. Отделить, чтобы убрать у него ощущение, что с ним что-то не так.

Научите малыша упражнениям для «быстрых» детей, чтобы он делал их, когда импульсивность заставляет его вскакивать на уроке. Подобрать упражнения — задача для нейропсихологической коррекции, они подбираются индивидуально. Это не то, что можно найти в интернете, для этого надо обратиться к специалисту.

Какие занятия полезны неусидчивым детям

Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с пяти до шести лет можно «окультурить» возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.

Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем. Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные ученики, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей.

«Быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе. Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!».

Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что так делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля. «Перестань немедленно!» с ним не работает: он не может перестать.

Источник

1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников

Трудности первоклассников: все только начинается. Когда нужен психолог

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классе

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Что значит старайся в первом классе. Смотреть фото Что значит старайся в первом классе. Смотреть картинку Что значит старайся в первом классе. Картинка про Что значит старайся в первом классе. Фото Что значит старайся в первом классе

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

Как помочь ребенку?

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *