Что значит станковая живопись
Станковая живопись: история и техника выполнения
Станковая живопись – это техника, когда краска наносится на передвижную поверхность с целью создания самостоятельной картины. Название этого типа происходит от слова «станок», которым чаще всего бывает мольберт художника. Сегодня станковая живопись является самым распространенным искусством.
Благодаря мобильности произведений картины стали доступными для широкой массы зрителей. Также благодаря возможности перемещать полотна значительно облегчается реставрация станковой живописи, особенно в сравнении с произведениями монументального искусства.
Типы живописи
Живопись – один из самых древних способов самовыражения и передачи собственного видения реальности. Она учит изображать окружающий мир с помощью зрительных образов, техник и приемов, которые составляют язык изобразительного искусства. Его создавали и развивали художники и теоретики на протяжении тысячелетий, и сегодня он позволяет современным живописцам создать собственное «повествование».
Традиционно выделяют следующие типы живописи:
Определение и характеристика станковой живописи
Станковое произведение является самостоятельным предметом искусства. Оно может передвигаться в пространстве и даже пересекать государственные границы. Это и есть главная характеристика станковой живописи – то, что она не должна быть привязана к месту создания.
Картина – это предмет и результат такого искусства. На сегодняшний день нет единогласного мнения о том, какие техники и материалы принято считать станковой живописью, а какие – графикой. Мы будем придерживаться мнения, что станковая живопись – это нанесение любого типа краски на любую передвижную поверхность, вне зависимости от материала и размера. Таким образом, произведения, созданные акварелью, гуашью и даже пастелью, являются примерами этой техники.
История
История станковой живописи началась с использования каменных плит и деревянных панелей. Произведения, которые положили начало современному пониманию такого искусства, – иконы. Самое древнее нестационарное изображение Христа датируется VI веком и выполнено на деревянной панели, покрытой специально обработанной тканью.
Первые картины на дереве носили религиозный характер, но при этом не были иконами. Новатором станковой живописи стал представитель эры Проторенессанса Джотто ди Бондоне. Он создал несколько произведений – все они были выполнены темперой на тонких деревянных панелях из тополя, оклеенных холстом, обработанным смесью гипса и животного клея. Эта технология использовалась для создания икон в Византии.
Виды станковой живописи
В зависимости от материалов, использованных при создании картины, станковая живопись делится на несколько видов:
Кроме того, станковая живопись позволяет применять ряд вспомогательных материалов, таких как кисти, губки, валики, картонные полоски, мастихины и аэрозольные баллончики.
Особенности техники исполнения
С развитием искусства изменилась и технология станковой живописи. Современный мир расширяет доступ к знаниям и материалам, обеспечивая благодатную почву для экспериментов и поисков новых возможностей. Сегодня произведения станковой живописи могут быть созданы с помощью трафаретов и паттернов. Цвета добываются из новых материалов и пигментов. Сложно не потеряться в таком водовороте средств и ресурсов.
Однако масляные полотна, так же как и станковая темперная живопись, прошли многовековой путь развития. Именно поэтому сегодня существует традиционная, или академическая, техника станковой живописи, которая подразумевает следование ряду правил и традиций. Масляные краски являются наиболее популярными благодаря легкости нанесения и способности надолго сохранять цвета. Темпера, в свою очередь, отличается большей сложностью. Техника создания станковой темперной живописи обладает рядом специфических правил – например, затемнения тона пигмента лучше всего добиваться штриховкой или накладыванием одного слоя на другой.
Жанры станковой живописи
Жанровое богатство станковой живописи обусловлено ее мобильностью. Ведь легче перенести мольберт в лес, чем деревья в помещение. Тем самым станковая живопись расширяет возможности для написания полотен с натуры. Это особенно важно для таких жанров, как пейзаж, портрет и натюрморт.
Среди оказавших наибольшее влияние на становление и развитие станковой живописи необходимо выделить религиозный и мифологический жанры, а также исторический, портретный и сюжетный. Для современной станковой живописи особое значение имеют портрет, пейзаж и натюрморт.
Портрет
Такой жанр является очень динамичным, иногда его границы размываются и сливаются с такими жанрами, как мифологический, аллегорический и религиозный. Суть портрета заключается в том, чтобы с помощью художественных средств изобразить на холсте человека с присущими ему формами, чертами лица и особенностями характера.
В станковой живописи внешний вид модели, ее осязаемые и видимые характеристики сливаются с внутренними чертами, характеризующими ее. Все это находится в прямой зависимости от авторского восприятия, а также связи художника с моделью и портретом.
Пейзаж
Произведения, выполненные в этом жанре, изображают природу. Так же как и портрет, пейзаж часто размывает границы строгих жанровых определений и характеристик. Вероятно, из-за того, что на протяжении многих веков он использовался лишь как заполнение пространства на картине, сейчас, когда это самостоятельный жанр, его все еще применяют для создания фона в произведениях других жанров.
Пейзаж изображает природу в нескольких ее ипостасях – не тронутую человеком, преображенную человеком и взаимодействующую с ним. Среди поджанров стоит отметить морской, городской и деревенский пейзажи.
Натюрморт
С французского такое название переводится как «мертвая природа». Этот жанр станковой живописи фокусируется на изображении неодушевленных объектов. Как самостоятельная техника натюрморт оформился в XVII веке благодаря стараниям североевропейских мастеров. Во времена Возрождения он пользовался популярностью в декоративной живописи и часто становился украшением мебели и посуды.
Среди других популярных жанров станковой живописи можно выделить бытовую, иллюстрацию, аллегорию и анималистику.
Станковая живопись
Станко́вая жи́вопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).
Произведение станковой живописи — картина — создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие от декоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.
Основные материалы станковой живописи — масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном — монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.
Особое место занимает монотипия — псевдотиражная техника живописи, использующая характерный для эстампа приём нанесения красочного слоя на бумагу отпечатыванием с доски (металлической, пластиковой, стеклянной).
Европейская картина, как правило, отделяется от окружения рамой или паспарту, восточная традиция оставляет живопись в листе или свитке, иногда дублируя на декоративное основание.
Станковая живопись — один из основных видов изобразительного искусства, наиболее богатый жанрами и стилями.
Обучение станковой живописи ведется в художественных школах и студиях, в средних художественных училищах и художественных институтах, крупнейшими из которых в России являются институт имени И. Е. Репина в Петербурге, Рязанское художественное училище им. Г.К.Вагнера в Рязани и институт имени В. Сурикова в Москве.
| |
Ян Вермеер Молочница. 1658. Рейксмюсеум. Амстердам | Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657—1659. Дрезденская картинная галерея. Дрезден |
| |
Ян Вермеер. «Вид Дельфта» (1660/1661) | Ян Вермеер. Маленькая улица. Ок. 1657‑1661 годов. Рейксмюсеум, Амстердам |
Такой способ индивидуального выражения идей утверждался и остался характерным для станковой живописи. Разнообразие жизненного материала и точек зрения на него отражается в разделении станковой живописи на жанры и стили. Оно пошло по тематическому принципу. В портретном жанре образовалось несколько разновидностей, разделенных уже не по тематике, а по композиционным признакам: портрет ‑ голова и фигура во весь рост, поколенное изображение, портрет в интерьере, групповой и др.
В основе деления, кроме тематического принципа и других причин, выявляются также отношения категорий общего и особенного. В различных жанрах оно различное. Проследить это различие ‑ значит лучше понять природу жанров и искусства живописи в целом.
Вопросы для закрепления знаний
1. Назовите виды живописи.
2. В чем специфика монументальной живописи.
3. В чем специфика станковой живописи.
4. «Особенное» и «общее» в станковой и монументальной живописи.
Билет №11. Станковая живопись. Масляная живопись
Основной плюс станковой масляннойживописи – легко перемещать с места на место.
Для каждой основы необходима особая грунтовка. Задача грунтовки – уровнять, сгладить поверхность основы, чтобы помешать связующим веществам всасываться в основу, кроме того, участвовать своим тоном в колорите картины.
Билет №12. Станковая живопись. Пастель
Станковая картина – самостоятельное произведение живописи, свободное от всяких декоративных функций и выполненное на мольберте или станке.
не связана с архитектурой, имеет самостоятельный характер.
Термин «станковая живопись» произошёл от станка(мольберта), на котором создаются картины.
Пастель
Мало связующих веществ (Связующие вещества:
вещество, которое входит в состав краски и определяет ее основные свойства, за исключением тона цвета, который обусловлен пигментом.
Высокая степень укрывистости
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ
Особенности работы старых мастеров и художников нового времени.
Старые мастера – работа с три стадии:
Художники нового времени (с 17 в.) – нерасчлененность живописного процесса (импасто).
Билет №13. Станковая живопись. Акварель и гуашь
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СТАНКОВОЙ КАРТИНЫ
Старые мастера – работа с три стадии:
Художники нового времени (с 17 в.) – нерасчлененность живописного процесса (импасто).
Гуашь
Гуашью называется живопись, исполненная непрозрачными, плотными и кроющими клеевыми красками с примесью белил. Слово гуашь от итальянского guazzo, что означает «влажный».
Источники XVI века упоминают о гуашевой живописи. В эпоху Возрождения гуашью пользовались для исполнения иллюстраций, подцвечивания рисунков, расписывания вееров, табакерок и т. п.
С XVIII века гуашевая живопись совершенствуется и становится широко распространенным видом живописи. Ею пользуются для написания подготовительных картонов, декоративных эскизов, иллюстраций и станковых произведений. В отличие от акварели, гуашь непрозрачна, так как в состав красок входят белила.
Акварель
Акварель была известна еще в глубокой древности, но до XVII века не имела самостоятельного значения, ею пользовались для раскрашивания рисунков, черновых набросков и т. п.
Самостоятельное значение в живописи акварель приобрела, начиная с XVII века. Картины, исполненные акварелью, представляют собой вполне законченные произведения изобразительного искусства с достаточно глубоко разработанной манерой и техникой письма. Из русских акварелистов известны Брюллов К., Соколов, Бенуа, Врубель, Савинский и др.
Билет №14. Станковая живопись. Темпера
Билет №15. Цвет в живописи
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологическихфакторов.
Это видимое электромагнитное излучение, волна определенной длины.
1. Тон (название цвета – красный, синий, желтый и т.д.)
4.Температура: теплые и холодные цвета
Включает в себя все видимые цвета спектра и строится как система непрерывного перехода цветов.
Насыщенность (интенсивность) – характеризует степень чистоты цветового тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого. Это понятие так же связано с яркостью, так как самый насыщенный тон в своей линейке будет самым ярким.
Живая, сильная, глубокая насыщенность.
Степень отличия цвета от белого и черного. Если разница между определяемым цветом и черным больше, чем между ним и белым, значит цвет светлый. Если наоборот – темный. Если разница между черным и белым равны, то цвет средний по светлоте.
Билет №16. Перспектива
Фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в окружающем (реальном) мире.
5. Сферическая перспектива – вид перспективы, при которой глаза зрителя всегда находятся словно в центре «отражения» на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.
- Что значит станковая графика
- Что значит станковая композиция