Что значит спонсорский автомобиль
От нефтяников до виноделов: кто и зачем спонсирует гонки
В прошлом году телевизионная аудитория Формулы-1 составила 450 млн человек. Количество зрителей Гран-при падает с каждым годом, однако статусу «Королевских гонок» все равно ничто не угрожает: остальные гоночные серии в разы менее востребованы. К примеру, за чемпионатом мира по кузовным гонкам WTCC следят 50 млн человек в 200 странах мира – и это по самым оптимистичным оценкам, которые приводит организатор и единственный телевещатель этого первенства Eurosport. Объективные данные об аудитории раллийного чемпионата WRC не публикуются, серии NASCAR и INDYCAR и вовсе смотрят только в Америке.
Доля остальных гоночных соревнований еще меньше – и это не мешает чемпионатам проводится из год в год, собирать множество участников и зарабатывать деньги. Крупные и средние компании вкладывают средства во второстепенные гоночные серии несмотря на то, что полученный результат не сравнится с отдачей от спонсорства команды Формулы-1. Autonews.ru разобрался, как устроен спонсорский рынок в чемпионатах второго эшелона и узнал, зачем компании тратят деньги на соревнования, которые мало кто смотрит.
Как правильно продавать географию
В чемпионате мира WTCC тоже есть гонка в Венгрии, но здесь на трибунах собираются уже местные жители, а сам этап из год в год оказывается самым популярным в календаре кузовного первенства. Все дело в том, что в WTCC выступает единственный венгерский гонщик мирового уровня Норберт Михелиц: на родине спортсмена считают национальным героем, его лицо постоянно мелькает в прессе, а отдельная группа отчаянных болельщиков ездит за Норбертом на каждую гонку, чтобы вживую следить за выступлениями своего кумира.
WTCC также ежегодно навещает Словакию. Помимо этой серии на трассу «Словакияринг» не приезжает ни один другой чемпионат мира. За счет эксклюзива трибуны также заполняются до предела, несмотря на не самую удобную логистику и удаленность от больших городов.
Российская государственная компания «Роснефть» пошла еще дальше и удвоила программу: в 2015 году нефтяники спонсируют и гоночную команду Lada в WTCC, и два этапа чемпионата на важнейших для себя рынках – в России и в Китае. При этом для самой Lada китайский этап не представляет ценности: производитель не продает машины на этом рынке. Зато заинтересованность спонсора позволила забрендировать этап как Rosneft Race of China, а заодно увеличить финансирование гоночной команды. В Lada признаются, что с заменой «Лукойла» на «Роснефть» в качестве титульного спонсора в 2015 году бюджет коллектива увеличился.
Заработать на расходах
По словам Кёфнера, в прошлом году на половине этапов WTCC те деньги, которые вкладывали в спонсорскую программу, включая все затраты на размещение логотипов на машине и комбинезоне, а также расходы на приглашение и размещение гостей на гонках, были возвращены: «Нам удалось окупить затраты за счет частоты появления в СМИ. Мы измерили, сколько раз бренд MOL Group появился в нерекламных материалах без оплаты с нашей стороны: у нас есть возможность измерить этот показатель вплоть до миллисекунд в телеэфире. В итоге в пересчете на деньги мы получили больше внимания прессы, чем вложили в спонсорскую программу».
Логика спонсора отличается от логики участника. Если для команд и автопроизводителей важны, в первую очередь, победы, то для спонсора намного важнее частота появления на экране, а эфирным минутам помогают даже аварии. К примеру, в прошедшей гонке WTCC в Словакии протеже MOL Group Норберт Михелиц вылетел с трассы и пропахал гравийную ловушку. В не слишком интересном заезде эта ошибка стала настоящим событием: режиссер несколько раз повторил вылет пилота с разных камер и разных ракурсов. Общим оставалось одно: в каждом повторе в кадре была прекрасно заметна надпись MOL Group на борту автомобиля – а значит, даже 13 место в квалификации и невнятное выступление в гонке не помешало спонсору получить драгоценные эфирные секунды. В какой-то степени логотип на машине Михелица оказался даже выигрышнее, чем рекламные наклейки на ушедших в отрыв машинах Citroen, ведь если у лидеров не происходило ничего интересного, и зрители вполне могли отвернуться от не слишком захватывающего зрелища, то на вылете Михелица к экранам повернулись все болельщики, включая заскучавших и уже подумавших о переключении канала. После гонки аварию Норберта покажут в местных выпусках новостей – так MOL Group получит дополнительную рекламу, на которую не тратила денег.
Гоночный НИОКР
Третей причиной отказаться от Формулы-1 стала знаменитая закрытость «формульных» гонок. Та же «Газпромнефть – Смазочные материалы» в 2012 году начинала с Формулы-Renault 3.5 – молодежного чемпионата, максимально похожего на Формулу-1. Долгосрочной истории не получилось: цели компании разошлись с методами работы в этом чемпионате.
Почему не Формула
Разумеется, дело не только в том, что Формула-1 в чем-то не подходит рекламодателям. Во-многом, выбор в пользу второстепенных серий делается из-за того, что самим компаниям чего-то не хватает для настоящего перехода на высший уровень. Такие причины можно свести к двум факторам: недостатку денег и нехватке компетенций.
Но иногда даже те компании, которые могут себе позволить вложения в Формулу-1, спускаются на уровень ниже – из-за недостатка опыта и неумения обернуть «формульную» программу себе на пользу. Так развивалась история Lada: в 2010 году бренд был представлен на борту болида Виталия Петрова в Формуле-1. Вся спонсорская программа ограничилась перечислением денег команде и единичным приездом Петрова в Тольятти – Виталий покатался на «Ладе» и больше не вспоминал про российскую марку. В компании даже не поняли, зачем они пришли в Формулу-1, и не смогли извлечь из этого выгод – поэтому год спустя АвтоВАЗ прекратил поддерживать Петрова и переключился на собственную команду в WTCC. Этот чемпионат стал для Lada не только маркетинговой площадкой, но и большим учебным полигоном: завод учился выступать на международной арене и правильно подавать это зрителям и партнерам.
Наконец, с некоторыми партнерами Формула-1 не будет работать сама из-за конфликта интересов с текущими спонсорами. Поэтому словацкая шинная компания Matador прекрасно чувствует себя в качестве спонсора домашней гонки WTCC. В Формулу-1 фирму не пустили бы конкуренты из Pirelli.
Миллионы Формулы-1 могут сохранить ей престижный статус, но не помогут получить новых партнеров. Спонсорами словацкого этапа WTCC стали сразу 6 компаний: вместе с Matador в гонку вложился антивирус ESET, словацкая нефтяная компания Slovnaft, их прямой конкурент из Польши Lotos, автопроизводитель Kia и даже каталонские виноделы Freixenet.
Спонсоры на колесах
Во время Олимпиады в Пекине на улицах китайской столицы можно было увидеть только два типа автомобилей: традиционные черно-желтые такси и новенькие модели, принадлежащие Volkswagen Group. Именно этот автомобильный гигант стал эксклюзивным партнером пекинских Игр в своем сегменте. Для проведения Олимпиады компания выделила более шести тысяч машин, среди которых оказались Skoda, Volkswagen Passat, Touran и Phaeton, а также Audi A6 и A8. За право перевозить олимпийцев Volkswagen Group заплатил около 100 миллионов долларов. Но эта игра явно стоила свеч. Ведь лучшего способа продемонстрировать свои амбиции сложно было придумать. Автомобильный рынок Азии давно является приоритетным для Volkswagen Group, и конечно, такое мероприятие, как пекинская Олимпиада, не могло не стать главным пунктом его рекламно-маркетинговой стратегии в 2008 году.
О том, какие еще виды спорта поддерживают ведущие производители автомобилей, рассказывает журнал «Большой спорт».
Volvo
Шестилетний контракт с футбольным клубом Bavaria был подписан Audi еще в 2002 году. Заняв место Opel, компания обязалась ежегодно выплачивать клубу по 5 миллионов евро. Более того, члены команды получили уникальную возможность свободного выбора моделей служебных автомобилей. Вполне естественно, что большинство футболистов отдали предпочтение машинам с приводом quattro. Audi поддерживает также международные и национальные горнолыжные чемпионаты, яхтенные регаты и гольф-турниры. Кроме того, Audi стал официальным автомобилем российской сборной на Олимпиаде в Пекине.
Огромный экран, без конца транслирующий самые захватывающие моменты футбольных баталий Лиги чемпионов, был главным элементом стенда Ford на недавнем Парижском автосалоне. А как же иначе, ведь вот уже несколько лет ведущий американский автопроизводитель является спонсором этого футбольного турнира. В рамках своих договоренностей с UEFA Ford также активно занимается популяризацией футбола, например организует конкурс среди подростков, обещая в качестве главного приза возможность вынести на поле перед началом матча звездный флаг Лиги чемпионов. Также Ford поддерживает автомобильную команду Ford Team RS, участвующую в чемпионате мира по ралли, и выступает титульным партнером ряда гоночных соревнований (Formula Ford и Ford Fiesta ST Cup).
Land Rover
Британский автопроизводитель не только спонсирует спортивные мероприятия, но и учреждает совершенно новые по формату контесты. Речь, конечно же, идет о знаменитом Land Rover G4 Challenge, впервые проведенном в 2003 году. Сегодня в этом уникальном мероприятии принимают участие представители 18 стран, которые демонстрируют свои спортивные возможности на маршруте, пролегающем через страны Азии и Южной Америки. Но Land Rover активно поддерживает и традиционные виды спорта, в частности является генеральным партнером Международной академии тенниса Шамиля Тарпищева и спонсором Кубка Кремля, Открытого чемпионата России по поло и Кубка Президента РФ по гольфу.
Именно с BMW Group Russia во многом началась история русского гольфа. В этом году немецкий автопроизводитель выступил титульным спонсором российского этапа международной серии игр BMW Golf Cup International, а также стал официальным автомобильным партнером турнира Russian Open Golf Championship. На мировом уровне баварцы поддерживают многие яхтенные и автомобильные соревнования.
Hyundai
Toyota
Помимо автоспорта, где Toyota присутствует сполна благодаря собственной «формулической» команде, японский автопроизводитель отдает предпочтение массовым видам спорта. В частности, Toyota Stadium, построенный в 2001-м по проекту Кишо Курокавы в японском городе Тойота, – это домашняя арена футбольной команды J. League. Этот же стадион активно используется и местной регбийной командой Toyota Verblitz. В России японский производитель выступает спонсором таких популярных соревнований, как «Лыжня России» и «Кросс Наций».
Honda
Совсем недавно Honda Motor Co. заключила соглашение с NHL об официальной поддержке всех мероприятий лиги в США и Канаде. Помимо этого, компания является лидером среди автопроизводителей по числу денег, вложенных в гонки «Формулы-1». Также Honda выступает официальным партнером и устроителем многочисленных авто- и мотосоревнований.
Mercedes-Benz
Немецкая компания долгое время была спонсором АТР, однако в конце 2008 года срок действия соглашения истекает, и пока в Mercedes-Benz не приняли решения о его продлении. Сегодня немецкий автопроизводитель намерен в первую очередь сосредоточиться на гольфе, конном спорте и футболе. Одним из первых шагов в этом направлении стало подписание контракта с немецким клубом Stuttgart. В течение ближайших тридцати лет домашний стадион команды будет именоваться Mercedes-Benz Arena.
Благодаря тому, что большинство компаний закладывают в бюджет расходы на рекламу и PR, возрастают шансы найти спонсора для того или иного мероприятия. Спонсор платит за популяризацию своего имени деньгами, товаром, который он производит, либо скидками на этот товар. Таким образом, для участника гонок иметь спонсора – все равно, что работать по контракту.
Самый распространенный вид спонсорства – продажа снаряжения с процентной скидкой от его розничной стоимости. Поскольку гонщики обычно меняют снаряжение регулярно и участвуют в большинстве мероприятий, которые проводятся в их регионе, наличие спонсора действительно помогает сэкономить. Кроме того, можно компенсировать расходы на переезды. Ради этого и обращаются к руководителям компаний с предложением о спонсорстве.
Как только Вы начали всерьез заниматься гонками и достигли хоть каких-то успехов в регионе или стране, Вы можете обращаться в небольшие компании, просто для того, чтобы о Вас узнали. Чтобы обратиться в какую бы то ни было организацию, желая представить ее имидж и продукцию, Вы должны обрисовать в общих чертах, что Вы как участник гонки можете предложить взамен. Чем больше компания, тем больше ее ожидания от кандидатов на позицию спонсируемой гоночной команды.
К примеру, компания-производитель автомобилей, которые постоянно участвуют в чемпионатах мира, однозначно не лучшее место для начала поисков. Большие компании ждут больших результатов и известных личностей.
Есть пара основных правил, которые должен соблюдать кандидат.
Помните, что компания ничем Вам не обязана. Предусмотрите как можно больше в отношении своего потенциально спонсора.
Избегайте того, чтобы о Вас создалось впечатление как о гонщике, разочаровавшемся в своем хобби и пытающемся найти спонсора, чтобы возродить свой интерес. Компания, которая производит снаряжение, конкурирующее с тем, что используете Вы, не станет Вашим спонсором только потому, что Вы переключитесь на их товар. Многие фирмы предпочитают спонсировать тех гонщиков, которые являются их постоянными клиентами. И, наконец, не сжигайте мосты! Первые разосланные резюме, возможно, не принесут вам спонсоров на предстоящий сезон, но они расскажут о Вас тем, кто постоянно ищет новые таланты. Поиск спонсоров связан именно с налаживанием связей с различными компаниями, которых могут интересовать гонки.
Вот пример резюме гонщика:
Представьте себя и опишите ваши цели в гонках и цели написания резюме потенциальному спонсору. Напишите, в каких гонках Вы планируете участвовать.
Можно рассказать даже о том, что заставило Вас участвовать в гонках вообще. Тщательно проверьте, что резюме написано грамматически правильно, не говорите, что для Вас это неважно. Не тратьте дополнительное время своих адресатов.
Фамилия, имя, отчество;
Гонки, в которых участвовали (маркированный список всех гонок Вашего региона);
Годы, в которые проводились гонки;
Действующие спонсоры: список всех Ваших спонсоров и суммы, которые Вы от них получаете. Например: Team Losi (100%), Trinity (100%), Novak Electronics (100%).
Снаряжение: список снаряжения, которое Вы используете. Ваш автомобиль, двигатель, электроника, шины.
Почему я могу стать хорошим дополнением для вашей команды
Далее следует прямая реклама себя. Расскажите о Ваших достоинствах как гонщика и как представителя компании. Всегда выигрышным приемом является демонстрация прогресса и усовершенствования. Чем больше Вы предлагаете, тем больше можете получить взамен.
Опишите ваши достижения в гонках с указанием года, названия состязаний (город, край), начальной и окончательной позиции (гоночный класс).
Напишите свои другие хобби, помимо гонок. Компании предпочитают успешных людей, которые не только являются профессиональными гонщиками, но имеют широкий кругозор и находят время для другой деятельности. Дайте список всех ваших квалификаций: возможно, вы сильны в технике, или Вам приходилось тренировать команду гонщиков.
Не забудьте написать контактную информацию. Лучше дать не только телефонный номер, но и E-mail-адрес. В этом случае больше шансов получить ответ.
Комментарии (131)
Действующие спонсоры: список всех Ваших спонсоров и суммы, которые Вы от них получаете. Например: Team Losi (100%), Trinity (100%), Novak Electronics (100%).
Снаряжение: список снаряжения, которое Вы используете. Ваш автомобиль, двигатель, электроника, шины.Считаю что проблема авто и комплектации должна волновать спонсоров,а не пилота,их заинтересованность так же есть. и если пилот выиграет то + обоим.
Ищу спонсоров для участия в краевых, российских, европейских соревнованиях по картингу.
Реклама в автоспорте: кому выгодно и как поучаствовать?
Андрей Севастьянов, генеральный директор спортивно-технического клуба «Билкон»
Никита Ситников, начальник отдела развития ипотечного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия»
В предыдущем номере журнала мы рассказали о том, что сегодня собой представляет автомобильный спорт, как с точки зрения простого зрителя, так и с точки зрения спонсора-рекламодателя. В этом материале мы подробно обсудим форматы спонсорства спортивной команды, а также то, каким компаниям спортивное спонсорство выгодно в первую очередь.
Кому участвовать?
1. Первая и наиболее очевидная группа рекламодателей – это автопроизводители. Кому как не им рекламировать свою продукцию на гоночных трассах? Зрителю и потенциальному покупателю свойственно отождествлять победы гоночного автомобиля с автомобилем в салоне. И, как следствие, воспринимать рекламируемую марку как лучшую. Неважно, что гоночный болид имеет с серийным прототипом только общие очертания кузова. В этой связи показателен опыт американской серии Nascar Nextel Cup, в которой участвуют идентичные болиды разве что с разными эмблемами, наклеенными на кузов. Экстремальные нагрузки, очевидные каждому, кто имеет даже самое отдаленное отношение к автоспорту, дают наилучший способ создания автомобилям имиджа надежных транспортных средств.
К этой же группе можно отнести конструкторские бюро и тюнинг-ателье, предлагающие программы доработки серийных автомобилей.
2. Вторая, еще более многочисленная группа – автомобильные дилеры. Сегодня российский рынок новых автомобилей – крупнейший в Европе. За прошлый год в России было продано больше полутора миллионов новых машин. С одной стороны, растущий последние несколько лет ажиотажный спрос обуславливает большие объемы продаж. С другой – дилерам необходимо бороться друг с другом за клиентов и делать нечто большее, чем размещать рекламные модули в глянце и организовывать тест-драйвы. Да и темпы роста имеют тенденцию к сокращению. Что дает дилерам реклама в автоспорте? В первую очередь, бесплатное упоминание в профильных СМИ. Ежегодное освещение автоспортивных событий составляет десятки часов в эфире и тысячи печатных материалов. Заметим, что в данном случае речь идет именно о тех печатных изданиях (ТВ, радиопрограммах и пр.), которые рассчитаны на целевую аудиторию. Как говорил еще Дэвид Огилви, на прямую рекламу обращает внимание только один читатель из пяти. Еще меньше людей вдается в ее содержание. А вот репортажи о гонках читает или смотрит каждый, кто покупает специализированную газету (журнал) или включает соответствующую телепрограмму. Частота цитируемости в данном случае прямо пропорциональна активности спортивной команды. Во-вторых, спонсирование (или содержание) спортивной команды в представлении покупателя свидетельствует о серьезном подходе дилера к продаваемой продукции, а также о профессионализме его сотрудников. Ведь, согласитесь, любой менеджер по продажам будет болеть за свою команду, следить за ее выступлениями и пытаться разобраться в преимуществах и недостатках подготавливаемых ею автомобилей. Тем более, если за нее будет выступать представитель компании-дилера. Ситуация, когда знания многих сейлзов ограничены комплектациями и ценами, ничего кроме уныния вызвать не может. А когда на трассе будут бороться гоночная команда «Независимость», Major Racing и, например, Musa Motors Grand Prix, это вызовет интерес не только у самих сотрудников, но и у клиентов этих компаний. Не говоря уже о том, что «живой» гоночный автомобиль в салоне дилера (равно как и на разнообразных PR-мероприятиях) привлечет куда больше внимания, чем оригинальный стенд и promo-girls в бикини.
3. Следующая группа – это производители автомобильных комплектующих. Если конкретно, то это шинные компании, производители запасных частей и расходных материалов для обслуживания автомобилей, таких как элементы подвески, впускных и выпускных систем, колесных дисков, свечей зажигания, тормозных систем. Так, компания Bridgestone является монопольным поставщиком шин для команд «Формулы 1» (раньше в шинной войне участвовали GoodYear и Michelin). В чемпионате мира по ралли (категория WRC) монополия принадлежит итальянцам из Pirelli. К этой же группе относятся и топливные компании (Lukoil Racing Team, Gazprom Racing, раллийная команда «Итера» и пр.) а также производители автомобильных аксессуаров и продукции, используемой гоночной командой (обувь, форма, инструментарий, компьютерная техника). Те же Acer, AMD (компьютерная техника), Puma (спортивная одежда и аксессуары) спонсируют команду Ferrari, а Vodafone (оператор сотовой связи) и AT&T (телекоммуникационная компания) являются титульными спонсорами команд McLaren Mercedes и Williams соответственно.
Вы наверняка сталкивались с клише «сделано с применением космических технологий». Автогонки – это тот же космос, только поменьше. Необходимость выдерживать повышенные нагрузки и обеспечивать совершенство конструкции болида предопределяет поиск инновационных решений при изготовлении комплектующих, а также обслуживающего инструментария. Очевидно, что найденные в процессе подготовки гоночного автомобиля решения будут впоследствии в том или ином виде применены и в серийной продукции. Как следствие, надежность и инженерное совершенство массовой продукции, пришедшей из спорта, будут на порядок выше, чем у «гражданских» производителей. Также для производителей спорт – это возможность проверить свою продукцию в сжатые сроки и реально «боевых условиях». И это может быть серьезным конкурентным преимуществом как для автопроизводителей, так и тюнинг-мастерских.
4. Еще к одной группе относятся компании, которые не имеют непосредственного отношения к постройке и эксплуатации гоночного автомобиля. На первом месте здесь страховые компании. Со страховщиками все очевидно – нет лучшей рекламы для продуктов КАСКО, чем автоспорт, изобилующий контактной борьбой и повреждениями. Данный тезис находит подтверждение как за рубежом (Allianz Group, занимающаяся в том числе и страхованием, спонсирует команду «Формулы 1» AT&T Williams), так и в России, хотя в несколько усеченном виде: страховой альянс РОСНО (97% акций принадлежит тому же Allianz SE) является спонсором онлайн-проекта виртуальных гонок MAXI racing (www.maxi-racing.ru).
Тема надежности, проецируемая с гонок на профильную деятельность спонсоров, интересна также финансовым институтам, строительным компаниям, девелоперам и т.д. В качестве примера приведем команду ING Renault F1.
ING Group – глобальная компания, предоставляющая широкий спектр финансовых услуг, включая банковские, страховые, а также услуги доверительного управления в более чем 50 странах мира.
В российском автоспорте стабильно присутствуют или даже имеют свои гоночные команды такие банки, как: «Внешторгбанк» («ВТБ 24»), «Конверсбанк», «Автовазбанк», «Автомобильный Банкирский Дом», ЗАО «ФИА-Банк», ОАО «Банк «Развитие-Столица», «Премьер-Лизинг», Bankas Snoras, банк «Индустриальный Кредит», «Интерпрогресс», «Московский Капитал», банк «Северный морской путь», «Контраст банк».
5. Следующая группа – компании, в деятельности которых важна скорость предоставления услуг. В первую очередь речь идет о доставке корреспонденции, грузов, пиццы, денежных переводов. Опять-таки, компания Deutsche Post World Net, основной держатель акций DHL Worldwide Express, в разное время являлась спонсором Scuderia Ferrari Marlboro и Jordan Grand Prix. В России таких компаний не меньше. Особенно в сфере денежных переводов.
Здесь же отметим производителей энергетических напитков. Адреналин, драйв, энергия – все это отождествляет гонки и подобную продукцию. Чемпион по размещению здесь – компания Red Bull.
Помимо одноименной команды в «Формуле 1», Red Bull является титульным спонсором многих авто- и мотоспортивных мероприятий. В последнее время активность в этом направлении проявляют производители энергетиков Burn и Adrenalin Rush. Но до масштабов «Красных быков» им еще далеко.
6. В последнюю группу мы выделили производителей алкогольной и табачной продукции, о которых было упомянуто в первой статье. Причина очевидна – законодательные ограничения, накладываемые на рекламу сигарет и алкоголя, предполагают поиск неординарных решений.
В случае с автоспортом проблема рекламных запретов может быть решена с помощью альтернативной визуализации товарных знаков и наименований. Именно так поступила команда Jordan Grand Prix, спонсировавшаяся производителем сигарет Benson&Hedges. Когда FIA был принят запрет на рекламу табака в гонках, логотип Benson&Hedges на болидах команды заменило словосочетание Buzzin Hornets (англ. – жужжащие пчелы). При этом цветовое оформление, шрифт и прочие атрибуты вызывали недвусмысленные ассоциации с маркой сигарет. Так же поступила и команда Scuderia Ferrari Marlboro. Название сигарет исчезло с машин, но характерное красно-белое оформление осталось. В отечественном автоспорте ситуация идентична. Никто не запрещает назвать команду «Березовые бруньки». Пример, конечно, одиозный, но суть та же: можно обойти запреты, не нарушая законодательство.
Варианты участия
Существует несколько основных форм спонсорского участия в гоночной команде. Они делятся по объему вложенных средств и, соответственно, величине спонсорского пакета. Самый масштабный вариант – приобретение статуса генерального (титульного) спонсора. В данном случае спонсорский пакет включает в себя:
• название команды;
• эмблема команды;
• оформление спортивного автомобиля в официальные цвета спонсора;
• оформление автомобиля технической помощи в официальные цвета спонсора;
• размещение официального логотипа спонсора на кузове и стеклах спортивного автомобиля (место размещения и размер логотипов оговаривается отдельно, в связи с пожеланиями спонсора и возможностями команды);
• размещение официального логотипа спонсора на кузове и стеклах автомобиля технической помощи (место размещения и размер логотипов оговаривается отдельно, в связи с пожеланиями спонсора и возможностями команды);
• вручение пригласительных билетов на все этапы соревнований и церемонию награждения;
• предоставление спортивного автомобиля для выставок с участием спонсора;
• право на использование имени команды, а также видео- и фотоматериалов в рамках собственных PR и рекламных кампаний.
• размещение логотипа и названия спонсора на печатной продукции, промоматериалах, оформление всех атрибутов гоночной команды в официальные цвета спонсора.
Очевидно, что статус генерального спонсора наиболее интересен хотя бы потому, что любое упоминание команды в СМИ будет включать в себя и упоминание компании. Заметим, что последние несколько лет российское футбольное первенство в высшей лиге называется «Росгосстрах – Чемпионат России по футболу». Правда, стоимость пятилетнего контракта составила млн. Что касается чемпионата по кольцевым автогонкам, то стоимость статуса генерального спонсора на один чемпионат из семи этапов в классе RTCC (Russian Touring Car Championship) составляет из расчета на одного пилота – 200 000 евро, на двух пилотов – 300 000 евро. (В данном Чемпионате пять классов, и мы называем стоимость «среднего» класса, так как верхнего предела не существует). В дополнение к титулу генерального спонсора команды возможно приобретение статуса спонсора пилота (от 3 000 евро за этап).
Второй вариант участия – статус спонсора команды. Он предоставляет большинство опций, предусмотренных статусом генерального спонсора, за исключением права на название команды, а также оформления автомобилей и лагеря команды в официальные цвета спонсора. Стоимость на чемпионат составляет 60 000 евро из расчета на двух пилотов. Данные цифры могут незначительно корректироваться в зависимости от конкретных условий сотрудничества и выбранного чемпионата (кроме кольцевых автогонок это могут быть ралли, баха, картинг и еще десятки других видов).
Статус информационного спонсора предполагает размещение логотипов спонсора на автомобилях и официальных материалах команды, а также предоставление спортивных автомобилей и использование имени команды для проведения собственных мероприятий. Опции, предоставляемые техническому спонсору, во многом схожи со статусом информационного спонсора и предполагают сотрудничество на основе бартера.
Что касается стоимости спонсорского участия, то на первый взгляд она может показаться неоправданно высокой. В следующем материале мы уточним бюджет гоночной команды и структурируем расходы. А напоследок приведем информацию о стоимости спонсорского участия в Королевских гонках – «Формуле 1». Так, для сравнения. Лидером среди автопроизводителей является Honda, тратящая на гонки 0 млн. При этом общая сумма инвестиций автопроизводителей в гонки составляет 36 млн. Производители напитков вкладывают 4,7 млн. При этом на долю одного только Red Bull приходится 9 млн. Технологические компании тратят 1,1 млн (из них млн приходится на долю Intel). Табачные компании расходуют 0 млн, нефтяные – 2,5 млн (Petronas млн), автомобильный бизнес – 8,25 млн (Bridgestone 1,3 млн). Согласитесь, в сравнении с этими цифрами стоимость спонсорства в отечественных гоночных сериях весьма и весьма гуманна. При этом и бизнес, и, соответственно, целевая аудитория рекламодателей находятся именно в России.
Статья журнала «Маркетинг Менеджмент» октябрь №10/2008