Что значит современный литературный язык шмелев 6 класс
Что значит современный литературный язык шмелев 6 класс
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка в 6 классе
Ф.И.О. Шакесова Шолпан Лукпашевна
Предмет: русский язык
Тип урока: повторение материала
Технологическая карта изучения темы
Вводный урок. Разновидности русского языка. Язык и речь(повторение).
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе
Знать особенности диалогической особенности понятий «язык» и «речь». Понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы.
Коммуникативные. С лушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Познавательные УУД: Иметь представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику. Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы
Стили русского языка. Язык и речь.Основные единицы языка.
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
I . Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. (2 мин)
Организует работу над повторением. (упр.1)
II . Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Ф ормировать понятие о функциональных разновидностях языка.
Организует работу над повторением. (упр.2 (1)
Упр. 2 Орфоэпия – это раздел лингвистики, изучающий нормы произношения и нормы правописания.
III . Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Организует работу над выполнением упр 2(2), 3
Упр. 3Во 2 отрывке Б.Шергина представлен образец р.лит яз.Первый отражает диалектные особенности северного наречия –языка поморов.
Шли мы, шли и до самого краю земли дошли. Это теперь вот у земли края нет да небо куда-то отодвинули. А в старо бывалошно время дошли мы кораблем до угла, где земля в небо упиралась, и мачтой в небо ткнулись, в небе дыру пропороли.
СТАРО БЫВАЛОШНО ВРЕМЯ- былое, минувшее, прошедшее, прошлое.
Формировать понятия: ситуация общения, цели общения. Различать понятия язык и речь.
Организует работу над выполнением (упр.4, 5)
Физкультминутка Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
И на землю снова сели.
Задание. Послушайте тексты и определите их принадлежность к определённой функциональной разновидности языка или определённому стилю речи. Свою точку зрения обоснуйте.
1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть!
2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения.
М. А. Снежневская, О. М. Хренова)
3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.
В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей. (К. Г. Паустовский)
4) Ребята! Будьте внимательны к тем, кто рядом с вами. Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите людям душевное тепло, и тогда мир станет лучше!
Од ин из текстов (4 ) можно предложить учащимся в качестве диктанта «Проверяю себя».
Проверка полученных результатов. Коррекция.
Формировать понятия: разделы науки о языке, основные единицы языка.Слушают аудиоприложение
Организует работу над выполнением (упр.6, 8)
Модель урока «Разновидности русского языка. Язык и речь (повторение)»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Модель урока русского языка в 6 классе
Цели урока: Обучающие: создавать условия для закрепления ранее полученных знаний о разновидностях русского языка и умения их использовать в разных речевых ситуациях; использовать прием кластера при работе с текстом для систематизации знаний по теме. Развивающие: развивать интеллектуальные умения учащихся – умение ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитывать культуру общения среди сверстников.
Личностные: Формировать личностную рефлексию, осознавать свои качества и мотивы. Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Объяснять оценку, поставленную с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Познавательные: Иметь представление об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудио приложением к учебнику. Расширять представления о русском языке, развивать эстетические вкусы. Владеть разного вида смысловым чтением, умением классифицировать, умением представлять информацию в разных видах; Регулятивные: Выдвигать версии, средства достижения цели. Определять цели и умение их формулировать, уметь находить и исправлять ошибки, оценивать цели по критериям. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: Создавать устные и письменные тексты с использованием различных речевых средств, развитие логики. Слушать и понимать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Предметные: Понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Знать особенности диалогической особенности понятий «язык» и «речь». Планируемые результаты
ПРИТЧА ОБ ЭЗОПЕ И ЯЗЫКЕ Однажды философ Ксанф, рабом которого был Эзоп, пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить обед: в первый день самый плохой, во второй день – самый лучший. В первый день на первое, на второе и третье Эзоп приготовил язык. – Почему ты подаёшь одни языки? – спросили Эзопа. – Мне приказали приготовить самый худший обед, а что может быть хуже языка? Только потому, что есть язык, мы огорчаем друг друга, бранимся, лжём, обманываем, хитрим и ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает города, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка? Во второй день Эзоп снова подал языки. Хозяин и гости изумились. – Мне велели приготовить самый лучший обед, – пояснил Эзоп, – а что для философа может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, решаем различные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даём, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура. Думаю, что нет ничего лучше языка.
Языком признаются в любви, устанавливают законы, договариваются, рассуждают о мудрых вещах. Языком люди делают больно, проклинают, начинают войну! Прекрасное Дрянное Лучшее Самое прекрасное, что есть на свете Язык основа нашей жизни Без языка ничего нельзя сделать Худшее т.к. несет раздоры обманы зависть распри войну ЯЗЫК
Разновидности русского языка. Язык и речь Формулирование темы
ЯЗЫК Жаргон военных Жаргон хакера Жаргон людей разных профнссий Литературный язык Жаргон молодежи диалекты
Слушаем текст Сижу я дома, делаю уроки, вдруг звонит мне один чел, Васька, и говорит: «Пошли потусуем!» Я быстро ложу учебник, одеваю куртку и бегу во двор. А шапку одеть забыл. Мы играли в футбол, бегали, я и не заметил, что день был шибко холодный. Прихожу домой, смотрю: «Вау, какой облом, ухи отморозил!» Пошли мы с мамой к врачу, врач говорит: «Уши-то поболят и пройдут. Это может сыграть значение в будущем. В случае инфлюэнцы надо опасаться, подожди, щас прочитаю в справке: отитис пурулента акута».
Проверьте себя! Молодежный сленг: чел, потусуем, Вау, облом. Разговорная речь: ложу, одеваю, ухи, щас Диалектизмы: шибко Профессионализмы: инфлюэнцы, отитис пурулента акута
Шли мы, шли и до самого краю земли дошли. Это теперь вот у земли края нет да небо куда-то отодвинули. А в старо бывалошно время дошли мы кораблем до угла, где земля в небо упиралась, и мачтой в небо ткнулись, в небе дыру пропороли. Я на мачту, а с мачты на небо залез. А там — ну, как на всяком чердаке, — хламу разного навалено кучами. Старые месяца держаны, звезды ломаны, молньи ржавы, громы кучами навалены, грозовы тучи — их я сторонкой обошел. Ну-ко тронь их — что будет! СТАРО БЫВАЛОШНО ВРЕМЯ- былое, минувшее, прошедшее, прошлое. Закрепим на практике
Различия между живой речью и речью письменной Литературный язык Письменная форма Устная форма Эмоциональность Сложность синтаксиса, больше отвлеченной лексики Голос. Мимика. Жест. Зрительное восприятие Слуховое восприятие
Физкультминутка Отдых наш! Физкульминутка! Занимай свои места! Шаг на месте! Левой! Правой! Раз и два! Раз и два! Прямо спину все держите! Раз и два! Раз и два! И под ноги не смотрите! Раз и два! Раз и два! Руки вверх поняли! Раз! На носках стоит весь класс! Два! Присели, руки вниз. На соседа оглянись! Раз! Руки вверх! Два! Руки вниз! На соседа оглянись! Раз и два! Раз и два! Руки в сторону держите! Друг на друга посмотрите! Раз и два! Раз и два! Опустили руки вниз!
…И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Анна Андреевна Ахматова 1889-1966
Рефлексия Закончите 5 предложений: Сегодня мне удалось сделать…. Мне было трудно… Сегодня я узнал(а) …. Для меня было интересным …. Этот урок дал мне для жизни….
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс, УМК А.Д. Шмелева
Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы. – М.: Мнемозина,2009; авторской программы Русский язык: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/Л.О. Савчук; под ред. Е.Я. Шмелёвой.- М.: Вентана-Граф, 2013.-168с.; учебника: «Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелева/; под. ред. А.Д. Шмелева. М.: Вентана-Граф,2015.
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по русскому языку
При составлении программы руководствовались следующими документами:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ст. 88;
2. Приказ Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от 08.08.2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
3. Устав МБОУ Щедровская ООШ;
4. «Положение о рабочей программе учебных курсов, дисциплин, модулей», приказ № 75 от 27.08.2014
Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Обоснование выбранного УМК для реализации данной рабочей программы
Линия УМК под редакцией А.Д.Шмелёва основана на оригинальном авторском подходе к структурированию учебного материала. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
Учебник разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, утверждён в федеральном перечне учебников на 2015-16 учебный год.
Обоснование использования часов резерва и изменений, внесенных в рабочую программу
Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
• коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
• познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
• регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 6 часов инвариативной части, всего 210 часа в 6 классе
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по русскому языку согласно учебного плана школы программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 210 часа. Из них 3 часа запланировано на проведение административных контрольных работ: на начало года 1 час, по итогам 1 полугодия 1 час и на конец учебного года 1 час.
Внесенные изменения в рабочую учебную программу: изучение тем, которые выпадают на праздничные дни, РМО русского языка и литературы, непредвиденные погодные условия распределяются учителем в течение учебного года по своему усмотрению.
Распределение часов по разделам
Содержание учебного предмета, курса
Русский язык как родной язык русского народа является средством межнационального общения. Это позволяет рассматривать его как важный фактор консолидации государства, как основу формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России. Являясь главным и важным предметом среди школьных дисциплин, русский язык изучается как язык государства и язык межнационального общения в Российской Федерации.
Сегодня предметная дисциплина имеет для изучения методическую формулу – УМК (учебно-методический комплекс), в основу которого положены единые образовательные концепции, методические приёмы и методы, дидактический материал. Как правило в состав УМК входят учебники, авторская программа курса, методические пособия для учителя, рабочие тетради, аудиоприложения и дополнительная методическая литература.
Учебник содержат систематическое изложение дисциплины и являются важнейшим средством обучения и воспитания, поскольку служат для усвоения методов познания и учебных действий, развития навыков самостоятельной работы, являясь главным источником учебной информации курса русского. Структура данных учебников отражает содержательные линии программы.
1. Первая содержательная линия – коммуникативной компетенции – направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».
2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.
3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».
В учебниках данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)