Что значит солнечное затмение в слове о полку игореве
Что значит солнечное затмение в слове о полку игореве
Солнце играло большую роль в жизни людей. Оно всегда было образом светлых, добрых сил, знаком тепла.
По своей природе солнечное затмение – это астрономическое явление. Когда происходит солнечное затмение, Луна, частично или полностью, закрывает солнце от людей на Земле. Это явление возможно только в новолуние, потому что тогда сторона Луны, которая обращена к земле, не освещена – благодаря этому, Луну не видно. Солнечное затмение происходит тогда, когда точки пересечения видимых орбит Солнца и Луны находятся не более чем в двенадцати градусах друг от друга.
В «Слове о полку Игореве» описано солнечное затмение, которое произошло 1 мая 1185 года – в то время, когда князь Игорь повел войска на половцев.
Словно тьмой полки его прикрыты,
А в рогах был словно угль горящий;
В темном небе звезды просияли;
У людей в глазах позеленело.
Старики поникли головами:
«Быть убитым нам или плененным!»
К такому явлению, как солнечное затмение, люди с древних времен проявляли большой интерес. Людей всех стран восхищало и пугало наступление ночи среди дня. Первое упоминание о солнечном затмении дошло до нас из китайских летописей от 2697 года до нашей эры. Среди русских летописей до нас дошло примерно сорок девять упоминаний об этих явлениях, которые наблюдались в период с 1064 по 1725 годы.
Солнце на Руси было символом жизни. Его почитали, называли Царь-Солнцем. Небесному светилу посвящали праздники. Древние славяне верили, что солнце всегда помогает человеку, а года нужно, то и предупреждает о беде. Солнце считалось властителем звезд, ветров, урожая и погоды, а так же защитником людей, попавших в беду. Люди часто обращались к солнцу за помощью и советами. Поэтому не удивительно, что солнечное затмение славяне толковали как предупреждение о несчастье.
В «житиях Аввакума» солнечное затмение обозначает божий гнев.
Таким образом, можно сделать вывод, что толкование солнечного затмения на Руси носило отрицательный характер и было отражено не только в «Слове…», но и в других произведениях древнерусской литературы, в том числе и более поздних произведениях российских авторов.
В славянской мифологии солнечное затмение чаще всего знаменовало то, что быть беде. Люди считали, что солнце как бы отворачивается от них, оставляет людей без своей защиты. Бог солнца – Хорс (так же солнце у славян было связано с Даждьбогом) отворачивался от людей, был недоволен их поступком, предупреждал об опасности.
У славян само явление затмения солнца (в том числе и лунного затмения) объяснялось тем, что волкодлак (злой оборотень) съедает солнце (или луну).
Поэтому солнечное затмение было у славян не добрым знаком, посланным им богами.
В «Слове…» именно пожилые люди толкуют Игорю это знамение, как знак того, что поход будет не удачным – быть им убитыми или пленными.
Но Игорь, будучи христианином, предпочитает не слушать «языческие традиции» и ведет войско в бой.
Князь же Игорь: «Братья и дружина,
Лучше быть убиту, чем пленену!
Кто узнает, нам или поганым?
А посядем на коней на борзых
Да посмотрим синего-то Дону!»
Не послушал знаменья он Солнца,
Распалясь взглянуть на Дон великий!
Вместе с вами, русичи, хочу я
На конце неведомого поля!
Или с вами голову сложити,
Иль испить златым шеломом Дону!»
Чем закончилось такое неповиновение Игоря воле природы, нам хорошо известно – войско Игоря терпит поражение в бою, а сам Игорь попадает в плен.
Этот эпизод нам показывает, что, не смотря на то, что магия на Руси еще широко практиковалась, ее первичные истоки стали забываться и исчезать из сознания людей.
К тому же, мы можем судить какое важное значение солнце играло в жизни древних славян и какую роль в их жизни играло солнечное затмение. Оно являлось народной приметой, своеобразным знамением Богов, которое следовало принять во внимание. Этот эпизод показывает нам, как важно уметь видеть знамения, и в то же время, верно толковать их.
Солнечная композиция Слова о полку Игореве
(Выше приведены страницы из замечательной рукописной книги И.Г.Блинова «Слово о полку Игореве» (1912 г.). В символичных миниатюрах этой книги многое оказывается верно структурно проанализированным. Например, в плаче Ярославны центральное обращение к Днепру Славутичу, которого она просит, диаметрально обратно обращению её к ветру и солнцу, которых она корит. Вообще говоря художественный анализ И.Г.Блинова оказывается много точнее чисто словесного анализа большинства «исследователей», которые разбивают текст на части совершенно произвольно и при этом постоянно норовят переставить местами листы. Конечно же, художнику в его работе помогали его крестьянские корни и доставшаяся ему в наследство от предков-старообрядцев иконография.)
1. ЗАЧИН
В начале мы видим грандиозный образ – это Мысленное Древо Бояна. Представляя собой бинарный принцип «Небо – Земля», оно по сути является Древом Познания Добра и Зла. Это структурообразующий образ всего произведения и ключ ко многим частностям. Далее показывается как «работает» это Древо. Скитания по мысленному Древу соловья-Бояна получат дальнейшее развитие в «полёте» зигзицы-Ярославны над Дунаем и в мысленном беге Игоря домой.
Воспоминание о воспеваемых Бояном трёх «старых» князьях (заметим, что они берутся из соображений зеркальности трём «молодым» князьям, воспеваемым автором в финальной здравице: первый князь – старший, второй – храбрец, третий – красивый. Другой фактор при выборе «старых» князей: старший князь – Ярослав Мудрый: при его правлении Русь была едина и сильна как никогда. Что же касается двух других князнй, брата и внука, то они в разное время были князьями Тьмутораканскими. Так на карте нажимается красная кнопка «Тьмуторокань, столица Лукоморья», овладение которым является высшим устремлением Игоря.).
Обещание автора рассказать повесть от «старого Владимира», т.е. Владимира I, крестившего Русь, до «нынешнего Игоря». Так Игорь ставится в один ряд с Владимиром I!(как видим, чтобы не говорили современные историки о политической незначительности удельного Новгород-Северского князя Игоря да и его дяди Великого Святослава, автор «Слова» придерживается другого мнения).
2. ВЕЧЕР
Поход. Сбор русских князей. Их четверо и в тексте они поэтично названы 4 солнцами.
Похвальба Всеволода своими курянами. Затмение солнца на пути. Дерзкая речь Игоря перед покрытым тьмой русским войском и пересечение половецкой границы. Малая победа русских. Тревожные знаки на пути. Воспоминания о прошлых бедах Русской земли предвещают ей будущие страдания. Битва и поражение русичей. Храбрость Всеволода. Пленение Игоря. Сам раненый, он оборачивается и видит как окружённый врагами всё ещё бьётся, но вот-вот падёт, буй тур Всеволод и он закрывает глаза, чтобы не видеть как убьют милого брата.
Всё это происходит в свете закатного солнца или во тьме. И хотя в действительности поход начался весной (23 апреля 1185 года в день св. Георгия, небесного патрона Игоря), но все образы «Слова» – вечерние и потому скорее осенние. Срываются с деревца порывом ветра листья и падают на землю: каждый опавший лист – это чья-то оброненная жизнь.
Окончание этой части автор выражает бранно-свадебным образом «сваты попоиша, да и сами полегоша за землю Русскую».
Пауза. Тьма. Минута тишины в честь павшей дружины.
4. УТРО
Мы возвращаемся к нашей истории.
Раннее утро. Ярославна «рано плачет» («раны утру» – раннее утро), обращаясь с укорами к ветру и солнцу за то, что они были не благосклонны к войскам её лады, а к Днепру Славутичу с просьбой принести к ней её милого. Ярославна также напоминает Днепру Славутичу как совсем недавно он нёс на себе победные ладьи Великого Святослава к половцам. В Киеве поверженный хан Кобяк.
Небо внимает плачу и вот мы оказываемся в стане половцев. Мы видим, как в шатре Игорь чутко спит – при этом он мысленно бежит на родину. А затем он и в самом деле бежит, он переправляется через реку, где его ждёт Овлур с конями. Скачка. Скитания уже без коней по степи. Охота на гусей-лебедей. Пересечение пограничного с Русью Донца и разговор с ним. Великая радость и ликование плывущего через реку Игоря омрачаются воспоминаниями о юноше Ростиславе, который утонул в другой реке – Стугне. На берегу той реки над телом утонувшего юноши плачет его мать.
Всё это весна и утро.
Далее мы опять переносимся в половецкий стан и присутствуем при диалоге двух ханов (хотя они говорят на птичьем языке, но мы читаем титры на древнерусском). Из диалога ханов мы узнаём о намеченной свадьбе Владимира, сына Игоря, на половецкой княжне, дочери хана Кончака.
5. ЭПИЛОГ, или ДЕНЬ (то, что сейчас)
Солнечный день. Игорь едет к Киевскому золотому столу. Он едет на белом коне и сверкает на солнце золотой шлем. Солнце в зените. Всеобщее ликование и радость. «Солнце светится на небеси – Игорь князь въ Руской земли!»
Князья вернулись на русскую землю и теперь в конце будет пир на весь мир и настоящая свадьба. Фильм, как и текст, заканчивается здравицей трём «молодым» князьям – Игорю, буй туру Всеволоду и Владимиру, которая произносится четвёртым участником похода Святославом Рыльским, племянником Игоря. Такова наша гипотеза об авторстве этого произведения.
Солнечная символика (четыре Солнца) в «Слове о полку Игореве», ее роль в раскрытии идейного замысла произведения
Разделы: Литература
Слайд № 1.
Название темы.
Цели:
Методические приёмы: использование технологий критического мышления, интерактивных форм обучения; индивидуальная и групповая работа, создание проекта, словарная работа, аналитическая беседа.
Оборудование: выставка книг с переводами «Слова о полку Игореве» Д.С. Лихачёва, В.А. Жуковского и других русских поэтов, презентация, мультфильм (отрывок).
Слайд № 2.
«Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Д.С.Лихачев
Ход урока
Введение в тему (слово учителя).
Слайд № 3. Солнце? Что для Вас значит Солнце? Ответы обучающихся.(Повторили написание синквейна). Солнце.
Теплое, золотое.
Согревает, будит, ласкает.
Солнце – это жизнь!
Звезда.
Тема сегодняшнего урока «Солнечная символика (четыре Солнца) в «Слове о полку Игореве», ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.Постарайтесь определить цели нашего урока. (Ответы обучающихся). Сегодня мы, исследуя солнечную символику «Слова. », на примере главных героев произведения должны разобраться, как влияет природа на судьбы и характеры людей, насколько они связаны с солнцем, определить роль солнечной символики в понимании идейно-эстетической сущности литературного памятника.
I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить обучающихся к активной деятельности на уроке.
Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока до её изучения? (Ответы обучающихся). Почему 4 солнца? Кто эти 4 солнца? Символом чего является солнце в «Слове…»? Влияет ли солнце на судьбы героев? Как? и др.)
Вот на эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся с Вами ответить.
Слайд № 4. Сколько раз в «Слове…» упомянуто солнце? (7 раз). Подтвердите текстом.
Солнце как небесное светило упомянуто автором 5 раз:
— Тогда Игорь воззрел на светлое солнце, Увидел он воинов своих, тьмой от него прикрытых (с. 5);
— Тогда вступил князь Игорь в златое стремя И поехал по чистому полю. Солнце дорогу ему тьмой заступило (с. 8);
— Но уже для Игоря-князя солнце свет свой утратило (с. 32);
— Ты, светлое, тресветлое солнышко! Ты для всех тепло, ты для всех красно! Что ж так простерло ты свой горячий луч на воинов лады моей, Что в безводной степи луки им сжало жаждой И заточило им тулы печалию?» (с. 39);
— «Солнце светится на небеси — Игорь князь в Русской земли» (с. 44).
А в каком еще значении в поэме упоминается Солнце? (Подтвердите текстом).
В поэме солнце упоминается дважды в сугубо символическом значении (обозначение князей):
— Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, И в них трепещут синие молнии. (С. 12);
— Два солнца померкли, Два багряных столпа угасли, А с ними и два молодые месяца, Олег и Святослав, Тьмою подернулись. На реке на Каяле свет темнотою покрылся (с. 25).
ВЫВОД: Используя яркие изобразительные средства, образ солнца, автор рассказывает о реальных событиях 1185 г., которые описаны в двух летописях (Лаврентьевской и Ипатьевской).
Слайд № 5. Солнечное затмение застало младших князей Ольговичей (Игоря с родственниками) на берегу Донца. (?) Это было предостережение для выступившего в поход князя Игоря, который, невзирая на затмение, решает продолжить поход (Игорь «въступи. въ златъ стремень и поѣха по чистому полю»).
Слайд № 6. Сколько раз автор описывает солнечное затмение в «Слове»? Дважды: в начале описания похода Игоря и после его встречи со Всеволодом.
Вывод. Ошибка, совершенная Игорем, как бы удваивается.
Слайд № 7. Итак, Игорь, получив предостережение, что противопоставляет ему? Чтение текста. «Хочу, — сказал, — копье преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».
В Киевской Руси предвестниками чего считались солнечные и лунные затмения? Это недобрые предзнаменования, предвестники беды, отрицательные знамения.
Историческая справка (сообщение обучающегося). Солнечное затмение в Древней Руси было знаковым явлением. Поэтому все солнечные затмения попадали в летописи. В том числе и солнечное затмение 1 мая 1185 г. во время похода Игоря Святославича на половцев. В судьбах черниговских князей «солнечного рода» Ольговичей затмение играло особую роль. За сто лет, предшествовавших походу Игоря Святославича, было 12 солнечных затмений, которые совпали с годами смерти 13 черниговских князей.
Слайд № 9. В «Слове…» уподобляются солнцу все князья. ПОЧЕМУ? Солнце – символ княжеской власти. Князья называются в «Слове…» потомками бога солнца, Даждь-Бога, в те времена считалось, что каждый княжеский род ведет свою родословную от того или иного небесного светила; также в «Слове…» используется эпитет «златой» (золото — устойчивый символ солнца), который применяется в «Слове…» только к предметам, принадлежащим князьям.
Слайд № 10,11. Кто же из князей, изображенных в «Слове…», является самым ярким Солнцем? Великий киевский князь Святослав. Эта запись станет центральной в «кластере«. Обосновать свое размещение князей в кластере. (Кластер (гроздь)—это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определенном порядке. В центре находится «звезда» — это главное, вокруг нее — «планеты» (крупные смысловые единицы).
Слайд № 12. Сообщение группы исследователей. Автор назвал в «Слове…» более тридцати князей, собирательно семь или восемь, намеками еще троих; всего же сорок князей и четыре княгини, а если подсчитать и суммировать повторительные упоминания (Игорь назван, например, тридцать три раза), то получим следующий результат: в поэме представлено восемь поколений княжеского сословия около ста раз! И ни одной генеалогической ошибки, ни одного невпопад упомянутого имени почти за двести лет истории Руси!
Слайд № 13. Вспомните сюжет «Слова…». (Ответы обучающихся, работа с картой). Князь Игорь вместе с братом Всеволодом (НАШИМ ЗЕМЛЯКОМ!) князем курско-трубчевским, племянником Святославом Олеговичем князем Рыльским, сыном Владимиром Игоревичем и дружиной, насчитывавшей около 5000 ковуев, двинулись к берегам Дона.
Слайд № 14. Первая встреча с половцами окончилась победой русских воинов. Вторая – поражением. На берегах Каялы Игорь был окружен нахлынувшими со всех сторон ордами половцев. Большая часть воинов легла на поле битвы, а князья с остатками дружин (15 человек) взяты в плен. Из плена Игорь бежал, оставив там своего сына Владимира.
II стадия – осмысление, ее цель – продолжить аналитическое чтение научных (исторических) текстов, получение новой информации.
Слайд № 15.
Проследим по тексту. Автор говорит: «Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца…», почему четыре? Работа в группах. Обучающиеся рассказывают о выступивших в поход четырех князьях-светилах, которые в «Слове…» уподоблены Солнцу.
Слайд № 16.
Слайд № 17.
Слайд № 18.
Личное бесстрашие Всеволода вдохновлявшее всех курских воинов-дружинников и ополченцев, которые были окружены половцами после того, как черниговские ратники дрогнули, открыв брешь в обороне русских, было подтверждено в первую очередь Игорем Северским: ведь это он устремился на помощь брату, но в этот момент был ранен в руку и схвачен половцами; Всеволод также попал в плен к врагам. Он был «во Олговичех всих удалее рожаемь и воспитаемь и возрастом и всею добротою и мужественою доблестью». Это был человек могучего телосложения и большой физической силы. Всеволод умер в 1196 г.
Многократно в «Слове» Всеволода называют Буй Туром («ярым туром»). Почему? В те древние времена турами звали диких быков — зубров. С ними связывалось образное представление о необыкновенной силе и смелости — говорили: «храбрый, как тур». Применительно к Всеволоду это, видимо, еще означало и самозабвение в бою, яростный настрой на победу, неукротимость богатыря.
Слайд № 19.
Владимир Игоревич, (Владимир Новгород-Северский (род. 8 октября 1170[1]). Сын Новгород-Северского князя Игоря и его жены Евфросиньи Ярославны. В крещении назван Петром. Вместе с отцом, неполных пятнадцати лет от роду, в 1185 году во время битвы, описанной в «Слове…», попал в плен к половцам. Вернулся на Русь через 2 года после побега отца из плена, уже будучи женатым на дочери своего «тюремщика» — половецкого хана Кончака, Свободе, и с маленьким сыном Изяславом.
Слайд № 20.
Святослав Рыльский Святослав Ольгович (1166г.—?) — князь Рыльский, в крещении Борис, сын Олега Святославича Новгород-Северского, племянник Игоря Святославича Новгород-Северского. Он уже в юные годы был воинственным и храбрым воином. С шестнадцати лет участвовал в походах на половцев, совершавших разбойничьи набеги на русские земли и, в частности, на Рыльское княжество, лежавшее на границе с половецкими кочевьями. В 1185 году Святослав Ольгович возглавлял рыльскую дружину в знаменитом походе Игоря Святославича на половцев, после поражения войска, возглавляемого Игорем Святославичем, попал в плен. Дальнейшая судьба неясна. По некоторым предположениям он умер в 1186 году в плену, по другой версии вернулся на Русь и был Курским князем c 1196 года, после смерти Всеволода Святославича. В 1152 г.Рыльск был центром волости Новгород-Северского княжества, которая была населена постоянными жителями-земледельцами.
Слайд № 21.
Каковы были взаимоотношения между кн. Игорем и Буй Тур Всеволодом? Подтвердите текстом. Братья крепко любили друг друга, обращения братьев друг к другу исполнены самых высоких чувств: «Игорь ждет милого брата Всеволода. И сказал ему буй тур Всеволод: «Один брат, один свет светлый ты, Игорь, оба мы Святославичи!»
Игорь любуется храброй удалью брата, гордится его подвигами в бою с половцами. Автор наделяет его чертами былинного богатыря: «Ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, осыпаешь стрелами вражеских воинов, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шеломом, там лежат поганые головы половецкие».
Составьте синквейны о князе Игоре и князе Всеволоде. Например:
Князь Игорь
Храбрый, недальновидный.
Любит, заботится, хочет прославиться.
«С вами, русичи, хочу … голову свою сложить…»
Сын своей эпохи.
Буй Тур Всеволод
Доблестный, самоотверженный.
Сражается, ранен, пленен.
«Где сверкнет золотой шлем его, там лежат головы половецкие».
Русский богатырь.
Беседа после услышанного:
– Что вы уже знали, о чем мы говорили на предыдущих уроках о князьях? Что новое узнали? Что удивило, взволновало? (Ответы обучающихся).
Слайд № 22.
В «Слове..» после поражения князя Игоря звучит «золотое слово». Кто же его «изронил»? Почему «золотое»? Текст. (Ответы обучающихся). Святослав – киевский князь, государственный деятель, пытающийся объединить военные силы, сохранить и умножить мощь русского государства. Золотой цвет – символ солнца, княжеский цвет.
Слайд № 23.
В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода? «На врага не вовремя напали», «ваше сердце: закалилось в буйстве самочинном».
— К чему призывает Святослав русских князей? К объединению. Постоять » за Русскую землю, за Игоревы раны». Себя он сравнивает со старым соколом, который «никому не даст гнезда в обиду».
ВЫВОД: Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «черным вороном» — символами врагов-половцев. Образы князей в поэме, с одной стороны, идеализированы, но с другой, автор «Слова. » осуждает тех из них, кто разжигал междоусобные конфликты, стремился к личной власти и славе, забывая о том, что главной заботой князя должна стать независимость и безопасность его земель от внешнего врага. Пламенный призыв автора «Слова…»: «Загородите полю ворота!», обращенный к русским князьям, оставался актуальным на протяжении долгих лет после 1185 года.
Слайд № 24.
Почему тресветлое? В словосочетании «тресветлое солнце» отразилось народное (языческое) представление о солнце, имеющем три разных света: утренний, дневной и вечерний.
Слайд № 25,26.
Слайд № 27
Ярославна не может понять, почему же солнце, для всех такое благодатное, жестоко наказало Игоревы войска: «Всѣмъ тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои?» Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.
Отрывок из мультфильма.
Слайд № 28.
Сразу после того, как Ярославна произносит заповедные обращения, всё меняется в мире. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу (Как?) Игорь бежал из плена.
Слайд № 29.
Вывод. В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Рассмотренная система образа-символа Солнца позволяет яснее видеть в «Слове» основной образ произведения – Русскую землю. Автор поэмы рисует живой, потрясающий образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли – существенная часть «Слова» как призыв к ее защите от внешних врагов». Через символику в произведении мы узнаем мир героев, их восприятие окружающей среды, их мировоззрение и веру. Образы-символы «Слова…» подчинены основной идее –
Слайд № 30.
“Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России.
Слайд № 31. В чем актуальность «Слова…»? Прошло почти тысячелетие после написания «Слова…», но оно не теряет своей свежести, мудрости, пленительности и значимости. Это бессмертное произведение русской литературы. Его можно сравнить с египетскими пирамидами, о которых говорят: все боится времени, и только время боится пирамид.
Обращение к эпиграфу урока. “Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова…”. Вот почему значение “Слова…” так безмерно выросло в наши дни. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей Родине” (Д.С. Лихачёв)
Слайд № 32. А знаете ли Вы? (О строительстве памятника в Курске).
Итоги урока: Оценка деятельности обучающихся.
Слайд № 34. Рефлексия