Что значит сольмизировать с дирижированием

Сольмизация

Полезное

Смотреть что такое «Сольмизация» в других словарях:

СОЛЬМИЗАЦИЯ — (варв. лат.). Пение по изобретенным Гвидо Аретинским шести слогам: ut, re, mi, fa, sol, la. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬМИЗАЦИЯ варв. лат. Вообще упражнение в пении, но преимущественно в… … Словарь иностранных слов русского языка

СОЛЬМИЗАЦИЯ — (от названия нот соль и ми) (музыкальное), смотри в статье Сольфеджио … Современная энциклопедия

сольмизация — сущ., кол во синонимов: 1 • пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сольмизация — (итал. solmisazione по названию ступеней гвидонова гексахорда соль и ми), метод разучивания мелодий, в основе которого лежит ассоциирование интервальных отношений диатонического звукоряда со слогами (воксами) ut (с XVII века в части… … Википедия

Сольмизация — (от названия муз. звуков соль и ми), сольфеджио, сольфеджирование (итал. solmisazione, solfeggio, solfeggiare, франц. solmisation, solfиge, solfier, нем. Solmisation, solfeggieren, solmisieren, англ. solmization, sol fa). 1) В… … Музыкальная энциклопедия

сольмизация — (итал. salmisazione, от названий нот соль и ми) (муз.), 1) средневековая западноевропейская практика пения мелодий со слогами ут, ре, ми, фа, соль, ля, обозначающими ступени гексахорда независимо от его абсолютной высоты. 2) Пение мелодий, в том… … Энциклопедический словарь

Сольмизация — при Гвидоне Аретинском (см.) так называлось искусство петь гаммы и всякие мелодии по гексахордной системе (см. Гексахорд), при которой впервые появились названия нот ut, re, mi, fa, sol, la. После того как была введена седьмая нота si и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

сольмизация — сольмиз ация, и … Русский орфографический словарь

сольмизация — (1 ж), Р., Д., Пр. сольмиза/ции … Орфографический словарь русского языка

сольмизация — соль/м/из/аци/я [й/а] [соль/м(и)/из/аци/я] … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Что значит сольмизировать с дирижированием

Сольмизация (от названия муз. звуков соль и ми), сольфеджио, сольфеджирование

итал. solmisazione, solfeggio, solfeggiare, франц. solmisation, solfege, solfier, нем. Solmisation, solfeggieren, solmisieren, англ. solmization, sol-fa

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Литература: Альбрехт К. К., Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве, M., 1868; Миропольский С., О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе, СПБ, 1881, 1910; Дилецкий Николай, Мусикийская грамматика, СПБ, 1910; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940; Апраксина О., Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе, M.-Л., 1948; Одоевский В. P., Бесплатный класс простого хорового пения РМО в Москве, «День», 1864, No 46, то же, в его кн. Музыкально-литературное наследие, M., 1956; его же, Азбука нотная, (1861), там же; его же, Письмо В. С. Серовой от 11 I 1864, там же; Локшин Д. Л., Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе, M., 1957; Вейс P., Абсолютная и относительная сольмизация, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967; Maillart R., Les tons, ou Discours sur les modes de musique. Tournai, 1610; Solfиges pour servir а l’йtude dans le Conservatoire de Musique а Pans, par les Citoyens Agus, Catel, Cherubini, Gossec, Langlй, Martini, Mйhul et Rey, R., An X (1802); Chevй E., Paris N., Mйthode йlйmentaire de musique vocale, R., 1844; Glover S. A., A manual of the Norwich sol-fa system, 1845; Сurwen J., The standard course of lessons and exercises m the tonic sol-fa method of teaching music, L., 1858; Hundoegger A., Leitfaden der Tonika Do-Lehre, Hannover, 1897; Lange G., Zur Geschichte der Solmisation, «SIMG», Bd 1, B., 1899-1900; Kodaly Z., Iskolai йnekgyьjtemйny, kцt 1-2, Bdpst, 1943; его же, Visszatekintйs, kцt 1-2, Bdpst, 1964; Adam J., Mуdszeres йnektanitбs, Bdpst, 1944; Szцnyi E., Azenei нrвs-olvasбs mуdszertana, kцt. 1-3, Bdpst, 1954; Sбndor F., Zenei nevelйs Magyarorszбgon, Bdpst, 1964; Stier A., Methodik der Musikerziehung. Nach den Grundsдtzen der Tonika Do-Lehre, Lpz., 1958; Handbuch der Musikerziehung, Tl 1-3, Lpz., 1968-69.

Источник

Сольмизация

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Литература : Альбрехт К. К., Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве, M., 1868; Миропольский С., О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе, СПБ, 1881, 1910; Дилецкий Николай, Мусикийская грамматика, СПБ, 1910; Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940; Апраксина О., Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе, M.-Л., 1948; Одоевский В. P., Бесплатный класс простого хорового пения РМО в Москве, «День», 1864, No 46, то же, в его кн. Музыкально-литературное наследие, M., 1956; его же, Азбука нотная, (1861), там же; его же, Письмо В. С. Серовой от 11 I 1864, там же; Локшин Д. Л., Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе, M., 1957; Вейс P., Абсолютная и относительная сольмизация, в кн.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967; Maillart R., Les tons, ou Discours sur les modes de musique. Tournai, 1610; Solfиges pour servir а l’йtude dans le Conservatoire de Musique а Pans, par les Citoyens Agus, Catel, Cherubini, Gossec, Langlй, Martini, Mйhul et Rey, R., An X (1802); Chevй E., Paris N., Mйthode йlйmentaire de musique vocale, R., 1844; Glover S. A., A manual of the Norwich sol-fa system, 1845; Сurwen J., The standard course of lessons and exercises m the tonic sol-fa method of teaching music, L., 1858; Hundoegger A., Leitfaden der Tonika Do-Lehre, Hannover, 1897; Lange G., Zur Geschichte der Solmisation, «SIMG», Bd 1, B., 1899-1900; Kodaly Z., Iskolai йnekgyьjtemйny, kцt 1-2, Bdpst, 1943; его же, Visszatekintйs, kцt 1-2, Bdpst, 1964; Adam J., Mуdszeres йnektanitбs, Bdpst, 1944; Szцnyi E., Azenei нrвs-olvasбs mуdszertana, kцt. 1-3, Bdpst, 1954; Sбndor F., Zenei nevelйs Magyarorszбgon, Bdpst, 1964; Stier A., Methodik der Musikerziehung. Nach den Grundsдtzen der Tonika Do-Lehre, Lpz., 1958; Handbuch der Musikerziehung, Tl 1-3, Lpz., 1968-69. См. также лит. при статьях Аристоксен, Древнегреческая музыка, Гвидо д’Ареццо, Сольфеджио.

П. Ф. Вейс.

Полезное

Смотреть что такое «Сольмизация» в других словарях:

СОЛЬМИЗАЦИЯ — (варв. лат.). Пение по изобретенным Гвидо Аретинским шести слогам: ut, re, mi, fa, sol, la. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЛЬМИЗАЦИЯ варв. лат. Вообще упражнение в пении, но преимущественно в… … Словарь иностранных слов русского языка

СОЛЬМИЗАЦИЯ — (от названия нот соль и ми) (музыкальное), смотри в статье Сольфеджио … Современная энциклопедия

сольмизация — сущ., кол во синонимов: 1 • пение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Сольмизация — (итал. solmisazione по названию ступеней гвидонова гексахорда соль и ми), метод разучивания мелодий, в основе которого лежит ассоциирование интервальных отношений диатонического звукоряда со слогами (воксами) ut (с XVII века в части… … Википедия

Сольмизация — (от названия музыкальных звуков Соль и Ми) сольфеджио (музыкальное). 1) В узком смысле средневековая зап. европ. практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введёнными Гвидо д Ареццо для обозначения ступеней Гексахорда; в… … Большая советская энциклопедия

сольмизация — (итал. salmisazione, от названий нот соль и ми) (муз.), 1) средневековая западноевропейская практика пения мелодий со слогами ут, ре, ми, фа, соль, ля, обозначающими ступени гексахорда независимо от его абсолютной высоты. 2) Пение мелодий, в том… … Энциклопедический словарь

Сольмизация — при Гвидоне Аретинском (см.) так называлось искусство петь гаммы и всякие мелодии по гексахордной системе (см. Гексахорд), при которой впервые появились названия нот ut, re, mi, fa, sol, la. После того как была введена седьмая нота si и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

сольмизация — сольмиз ация, и … Русский орфографический словарь

сольмизация — (1 ж), Р., Д., Пр. сольмиза/ции … Орфографический словарь русского языка

сольмизация — соль/м/из/аци/я [й/а] [соль/м(и)/из/аци/я] … Морфемно-орфографический словарь

Источник

Формирование ладового чувства у детей с помощью системы релятивной сольмизации на уроке музыки

Разделы: Музыка

Как же сделать так чтобы, с одной стороны, урок был интересным и увлекательным, а с другой стороны, дети получали определённые навыки? Навык чистого интонирования является одним из самых сложных. Трудно ответить на вопрос почему, почему большинство детей, приходящих в 1 класс, фальшиво поют. Про таких детей ещё говорят, что им «слон на ухо наступил». Причины такого нарушения координации между слухом и голосом могут быть самыми разными. Это и отсутствие определенных певческих навыков, и чисто психологические: неуверенность в себе, зажатость, различные страхи.

Как же помочь ребёнку обрести свой чистый красивый голос? А я уверенна, что каждый человек обладает своим неповторимым голосом и может красиво петь. Ведь если не устранить этот изъян в детстве, то есть не научить ребёнка петь чистым красивым звуком, это неумение, к сожалению, остаётся на всю жизнь. И сколько раз мне приходилось видеть взрослых людей, которые хотят петь, но не могут, так как понимают, что поют фальшиво и чувствуют при этом себя ущербно.

Проблема формирования ладового чувства детей, их умения чисто интонировать, актуальна до сих пор в современной музыкальной педагогике. Примерно треть, а иногда и две трети первоклассников интонируют недостаточно хорошо. Я бы условно разделила первоклассников на 4 группы:

Это основа любого хорового коллектива, а мы стремимся к тому, чтобы каждый класс стал хором. Обычно таких детей в классе 5-10%.

Такие дети могут чисто петь, но им нужна опора. Таких детей в классе 20-30%.

Именно дети 4 группы требуют к себе самого пристального внимания, так как их фальшивое пение портит звучание всего хора.

Помочь детям ускорить процесс обучения правильному чистому пению помогает система, разработанная венгерским композитором З. Кодаи. Эта система относительной сольмизации, основанная на выявлении и освоении закономерностей лада с вычленением наиболее характерных его интонаций, общих для всех тональностей одного лада.

В своей системе З. Кодаи опирался главным образом на народную музыку. Всю свою жизнь он очень трепетно относился к народному фольклору: собирал и записывал народные песни, использовал их в своём творчестве и делал обработки для детского и взрослого хора. Сейчас во многих странах используется релятивная система З. Кодаи. И здесь важно отметить, что в использовании этой системы, педагоги опираются на народную музыку своего народа. Например, а Латвии в течение 7 лет проходил целенаправленный эксперимент, прежде чем новая методика обучения, основанная на системе З. Кодаи, получила широкое распространение. А сам метод в результате внедрения трансформировался в зависимости от традиций и национальных особенностей музыкального фольклора латышского народа. Этот важный момент надо учитывать при перенесении релятивной системы на российскую почву. Поэтому, осваивая эту систему, я опиралась на русскую народную песню.

Кроме этого, важна последовательность освоения ступеней лада, которая также вытекает из своеобразия национальных интонаций русской народной песни.

Например, в Латвии педагоги установили такую последовательность:

1 класс V, III, VI, II, I.

3 класс нижняя VII, VI и верхняя I.

Педагог из Одесского педагогического института Т. В. Дябло предлагает следующий порядок прохождения ладовых ступеней:

V, верхняя I, VI, VII, верхняя II, III.

А В.Я. Ковалив, преподаватель Минского педагогического института, использует другую последовательность в освоении мажорного лада исходя из национальных особенностей белорусской песни, для которой характерны обороты: VII, II, I и V, III, II, I.

Исходя из особенностей русской народной песни и, опираясь на свой опыт, я вывела такую последовательность освоения ступеней:

Итак, каждая ступень имеет своё название:

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Развитие у детей ладовых звуковысотных представлений решается в ходе всего урока в различных видах музыкальной деятельности, однако в основе такого комплексного подхода лежит определённая система подбора ладовых попевок. Положительным в методе относительной сольмизации является также последовательное освоение ладовых закономерностей и максимальная возможность постепенного расширения диапазона детского голоса. Это даёт возможность ребёнку интонационно закрепить каждый звук. Причём каждая интонация, каждая ступень закрепляется довольно долго.

Как же это воплощается на практике? Очень просто. Уже на первых двух освоенных ступенях (зо-ви) ребёнок может импровизировать. Я даю ему возможность попробовать себя в роли дирижера, сочинить свою песню на 2 звуках и повторить её с хором. Это нетрудное задание детям очень нравится, но сочинять на этих двух звуках можно лишь тогда, когда они хорошо усвоены.

Примерный план освоения ступеней лада.

1 класс.

На первом году обучения дети проходят 3 ступени (зо, ви, ра). Эти ступени наиболее удобны для детского диапазона. Но сначала дети разучивают песенки-попевки. Разучивая с детьми попевку, нельзя забывать о художественно-эстетической стороне этой работы. Попевка будет лучше исполнена, если она понравится детям. Поэтому короткая, но интересная беседа о песенке оживляет её разучивание. Ребята должны осознавать связь мелодии с содержанием песни и исполнять каждую попевку в своём характере, чего я и добиваюсь при разучивании каждой песенки.

«Ду-ду-ду, дуй в трубу «

«Барашеньки».После пятой ступени дети осваивают третью (ви) ступень. И поют попевки на малую терцию, что характерно для русской народной песни.Пример:

На 3 звукахПример:

«Уж как шла лиса» (зо-ра)

Короткие песенки попевки дают возможность учителю на каждом уроке опросить практически весь класс, то есть осуществить индивидуальный подход к каждому ученику. А это очень важно на 1 году обучения, так как нужно кого-то похвалить, поддержать, направить в нужное русло. Такой индивидуальный опрос нужно делать на каждом уроке. Особенно в этом контроле нуждаются дети 3-ей и 4-ой группы.

Итог.

Дети свободно импровизируют на 3 звуках.

Дети освоили начальные навыки двухголосия (зо-ви, за-ра).

2 класс.

Освоения ступеней в следующей последовательности:

1. Освоение нижней первой ступени ё, пение на 2 звуках.«Кудахчут куры»
Пение на 3 звуках: зо-ви-ё«Я иду и пою»

«Бубенчики»3. Пение на 4 звуках: зо-ви-ё-ра«Новый дом»4. Освоение четвёртой ступени: на пение на 2 звуках: зо-на.«Горелки»

Освоение второй ступени (ле)

Пение на 3 звуках.«Ой, звоны звонят»

«Семейка»6. Пение на 4 звуках.«Во поле берёза стояло»

«Считалочка»7. Пение на 5 звуках.«Скачет зайка»8. Пение на 6 звуках.«Кукушка»

«Спи, мой котик»9. Освоение седьмой ступени (ти).

Пение на 4 звуках.«Василёк»

«Как под наши ворота»10. Пение на 7 звуках.«Плыл по морю чемодан».

Итог.

В конце 2-го года обучения дети свободно поют на всех ступенях. Дети 3-й группы переходят во 2 группу. Из 4й группы одни дети переходят во 2-ю, другие в 3-ю. Практически все дети чисто интонируют, за исключением одного-двух человек у которых нарушение координации между слухом и голосом связано часто с физиологическим строением. Дети свободно импровизируют на всех ступенях лада. И владеют навыками 2-х голосного пения.

3 класс.

Дети свободно владеют всеми ступенями лада. Поют все интервалы. В том числе: квинты, сексты, септимы (ё-зо, ё-ра, ё-ти). Поют на 2 голоса все интервалы. Разминку проводит любой ученик. В конце года проводится конкурс дирижеров. Дети сами участвуют в жюри и отбирают 3-х лучших учеников.

4, 5, 6 классы

Чёткий показ ручных символов-жестов.

Интересная импровизация, удобная для пения.

Общий вывод.

Хочется верить, что любовь к музыке, к песне останется у этих детей на всю жизнь.

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Источник

Что такое сольмизация

Каждый педагог, обучающий интонированию ищет пути для чистого пения и способы для развития координации между слухом и голосом у обучающихся петь. Для этого наряду с музыкальным слухом необходимо развивать ладовое чувство, певческое звукоообразование, представление о звуковысотных соотношениях и движении мелодии. Возникновение сольмизации было необходимой вехой в этом процессе и в развитии музыкальной культуры по всему миру.

Определение сольмизации

Сольмизация – это система соответствий определенных слогов и ступеней звукоряда. Проще говоря – любой способ распева мелодий условными слогами. Сольмизация в европейской традиции именуется сольфеджированием или просто сольфеджио. Всем знакомое название музыкальной дисциплины означает именно это 🙂 Конечно, кроме европейской сольмизации существуют и другие, как более старые, так и более новые системы.

Среди приемов музыкальной педагогики сольмизация является одним из старейших. Предполагается, что у всех народов с развитой музыкальной нотацией можно обнаружить наличие самобытной системы сольмизации. Известно о существовании таких систем у древних китайцев, индийцев, греков, персов и арабов.

Виды сольмизации

Существует два вида сольмизации, которые предполагают направленность на определенный круг задач и развитие определенных навыков. Несмотря на то, что существуют сторонники и противники каждого вида, едва ли найдутся люди, придерживающиеся только одного из них.

Относительная сольмизация – пение слогами, обозначающими ступени, то есть положение звука в звукоряде. Этот вид сольмизации также называют релятивным, а англоязычных странах – «подвижное до» (movable do). Он помогает развитию ладового чувства, интервального слуха, дает возможность пения без знания нот. Релятивное сольфеджирование зарекомендовало себя как эффективная начальная ступень музыкального образования у детей. Все древнейшие системы сольмизации были относительными: пентатоническая в Китае, семиступенные саргамы в Индии, тетрахордовая в античной Греции, гексахордовая в средневековой Европе и т.д. На сегодняшний день относительная сольмизация распространена в странах германской группы языков, странах Содружества, США, Японии и Китае.

Абсолютная сольмизация – пение слогами, обозначающими ноты, то есть абсолютную высоту звука. Такая сольмизация иначе называется натуральным сольфеджированием, поскольку при этом не учитываются знаки альтерации, а также «фиксированное до» (fixed do) в англоязычной традиции. Абсолютный вид сольфеджирования направлен на практическое освоение музыкальных произведений, без которого невозможны занятия на музыкальном инструменте, способствующие развитию музыкального слуха. Абсолютная сольмизация превалирует в странах романской и славянской групп языков, в том числе странах СНГ, Монголии, Иране, Турции, Ливане, Израиле и на Тайване.

Учитывая плюсы и минусы каждой из систем, наблюдается тенденция к объединению этих подходов. Чаще всего это заключается в постепенном переходе от относительной к абсолютной сольмизации в процессе обучения, а кроме того большого количества авторских методик.

Стоит добавить, что в музыкальной педагогике часто употребляется такой термин как ритмическая сольмизация – чтение условными слогами музыкально-ритмических групп и элементов без интонирования. С исторической точки зрения такое употребление термина сольмизации не совсем верно, однако широко используется. Ритмическая сольмизация фокусируется на развитии ритмического мышления и восприятия, как основы мышления и восприятия музыкального.

История европейской сольмизации

В начале XI века итальянский монах и музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо предлагает новшество для быстрого разучивания песнопений – систему гексахордовой сольмизации. Система заключалась в том, чтобы закрепить за ступенями гексахорда (шестиступенного звукоряда) определенные слоговые названия: ut, re, mi, fa, sol, la. Слоги, определяющие высоту ступени, Гвидо взял из первой строфы гимна Иоанну Крестителю «Ut queant laxis». При его распеве начальные слоги стихотворных строк попадали на ступени восходящего натурального гексахорда:

Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть фото Что значит сольмизировать с дирижированием. Смотреть картинку Что значит сольмизировать с дирижированием. Картинка про Что значит сольмизировать с дирижированием. Фото Что значит сольмизировать с дирижированием

Достоверно неизвестно, кем была создана мелодия гимна – самим Гвидо Аретинским или он заимствовал уже существующую. Гвидо записал гимн с помощью латинской буквенной нотации (A B C D E F G), попутно популяризовав и её. Вкупе с введением линеек для записи музыкальных знаков это знаменовало переход от устной парадигмы обучения музыке к письменной.

Со временем слог «ут» был заменен на более удобный в певческом смысле слог «до». Считается, что впервые сделать это предложил итальянский теоретик Джованни Баттиста Дони в своем трактате о музыке в 1640 г.

Седьмая ступень была введена далеко не сразу, хотя необходимость её появления уже давно назревала. Долгое время от нее отказывались из-за того, что в сольмизационном ряду появлялся тритон, диссонансный интервал, который тогда называли «дьяволом в музыке». Тем не менее, во второй половине XVII веке к существующим слогам добавляется си, выведенная из седьмой строки уже знакомого нам гимна: Sancte Iohannes. В XIX веке в англоязычных странах слог «си» был заменен на «ти».

Эта система сольмизации получила широкое распространение, что привело к появлению большого числа разновидностей на её основе.

Абсолютная сольмизация появилась на фоне возрастания роли инструментальной музыки во Франции в XVIII веке: абсолютный способ прочтения нотного текста к тому времени вытеснил относительный и за аретинскими слогами были привязаны к латинским нотным обозначениям. Как педагогическая практика она прочно закрепилась после издания в 1802 г. фундаментальной работы по обучению сольфеджио для Парижской консерватории, откуда проникла и в Россию вместе с французскими и итальянскими преподавателями.

В современном мире сольмизация получила множество разветвлений основных её видов. Написано огромное количество трактатов и школ о том, как лучше сольмизировать для развития музыкального слуха, какими способами и обозначениями пользоваться и чему лучше отдавать предпочтение. Это говорит о том, что процесс развития музыкального обучения и его теории не стоит на месте и постоянно развивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *