Что значит слить деньги
7 самых распространённых способов отнять у тебя деньги
1. Испанский пленник
Предположительно афера возникла в Испании и связана с романтической историей. Вкратце: знатный лорд получил послание, в котором говорилось, что похитители взяли в плен прекрасную знатную особу, и, если он заплатит выкуп, девушка согласится выйти за него замуж. Предложение более чем заманчивое, и для богатого человека сумма выкупа показалась незначительной на фоне приобретаемой выгоды. Он заплатил, но взамен не получил ничего.
Идея мошенничества в том, что человеку обещают за незначительное вознаграждение выигрыш, который выглядит намного солиднее его затрат. В таком случае жертва теряет бдительность (особенно на фоне романтических чувств) и готова выложить любую сумму за потенциальную выгоду.
Это используется, к примеру, на сайтах знакомств, где красивая молодая девушка знакомится с обычным мужчиной, втирается к нему в доверие, а затем просит деньги на билет в его город, покрытие долга или что-либо ещё. Взамен она обещает горячую встречу, крепкую семью или другие романтические чувства. Оплата 20–30 тысяч рублей кажется влюблённому небольшой суммой, за которую он может «купить» чувства дамы сердца, и он спокойно расстаётся с деньгами. Как итог — девушка испаряется сразу после получения денег.
2. Схема Понци
Это классическая пирамида, названная по имени её изобретателя Чарльза Понци. Суть этой схемы, созданной в 20-х годах прошлого века, в том, что организатор мотивирует вкладываться в финансовую пирамиду, обещая многократную прибыль. Инвесторы вносят, к примеру, по сто рублей, а вскоре получают двести. При этом организатор несёт лишь небольшие затраты.
Тогда откуда берутся деньги на выплаты? Сначала организатор несёт убытки, выплачивая деньги из своего кармана. Затем деньги идут от вкладов новых участников, которые приходят в пирамиду по рекомендации тех инвесторов, кому заплатил организатор. Также стимулируется приглашение новых инвесторов, за которых действующие получают дополнительные бонусы. В итоге выплаты возможны только за счёт новичков, и, когда их поток иссякает, пирамида схлопывается.
Эта схема практикуется до сих пор, и в ней нет победителей, кроме организатора и его ближайшего круга. Больше всего страдают последние присоединившиеся к финансовой пирамиде инвесторы.
3. «Нигерийские письма»
Эта схема стала меметичной настолько, что нередко обыгрывается в массовой культуре. Она заключается в давлении на жадность людей, обещании им значительной прибыли за, казалось бы, совершенно непыльную работу.
Суть в следующем. Жертва получает электронное письмо от якобы богатого наследного принца, миллиардера или государственного служащего одной из африканских стран, как правило Нигерии, за что схема и получила своё название. В нём автор жалуется на нестабильную обстановку в стране и рассказывает, что из-за действий властей, повстанцев или конкурентов он находится в тюрьме. Мошенник просит оплатить «взятку» полицейским, и, когда он выйдет из тюрьмы, обещает сразу же перевести на счёт жертвы огромную сумму.
Другая схема — письмо от работника банка. В нём говорится, что однофамилец жертвы недавно скончался в другой стране и что у него не было наследников. Но работник может сделать так, что все деньги миллионера перейдут жертве с той же фамилией, а ему достанется 10 % от суммы. Для воплощения плана в жизнь сотрудник просит небольшую сумму на взятки с целью сокрыть эти действия.
Схем «нигерийских писем» существует очень много, но все они, как правило, строятся на чувстве жалости и жажде наживы. Подобные схемы есть и в России, где их адаптировали под наши реалии. Так, мошенник может притвориться юристом дальнего умершего родственника, который оставил наследство своему дорогому племяннику, и нужно лишь оплатить расходы на услуги специалиста и пошлины, чтобы перевести деньги.
4. Мошенничество на трассе
Эта афера сравнительно недавно стала популярной в России. Схема проста: мошенники (как правило, работающие в паре) стоят у дороги, на остановке общественного транспорта, на вокзале или в других людных местах и просят деньги на «обратную дорогу». Истории разнятся, но чаще всего «нуждающиеся в помощи» рассказывают, что у них угнали машину, украли сумку, где были кошелёк, телефон и билеты, или что их жильё сгорело, и они хотят отправиться к родственникам, но им не хватает денег на билет.
При этом мошенники пытаются вызвать симпатию у жертв, используя различные психологические приёмы, например давя на жалость, говоря добрые слова и обещая, что за помощь им многократно воздастся. Также мошенники обещают вознаграждение с процентами по возвращении домой.
Видя, что человек находится в трудной ситуации, и слыша, что ему никто не хочет помочь, а также пытаясь почистить карму, люди отдают деньги. В России данную схему активно практикуют на остановках общественного транспорта и в метро.
5. Короткий цикл продаж
Такую аферу могут проворачивать даже уважаемые компании с хорошей репутацией. Суть схемы в том, что покупателю товара или услуги предлагают подписать договор как можно быстрее, лучше всего прямо сейчас, чтобы не упустить выгодное предложение. Выгодой может быть значительная скидка, кешбэк, дополнительные подарки или премиальные условия за обычную плату.
Жертва, которой не дают времени на раздумья, соглашается на условия, боясь упустить выгоду. В отличие от большинства видов мошенничества, здесь человек действительно приобретает товар или услугу, но делает это с большой переплатой. Такой способ мошенничества не даёт жертве обдумать предложение, а также изучить конкурентов.
Такая же схема практикуется сетевыми менеджерами, предлагающими пылесосы, наборы посуды и другие товары якобы от завода-производителя по эксклюзивной цене. На деле они продают жертвам обычные товары или дешёвые подделки в десять и более раз дороже их реальной стоимости.
Такой вид мошенничества опасен тем, что жертва добровольно соглашается на сделку и закрепляет это договором. Попытки оспорить его тщетны, так как обычно в договорах фиксируется отказ от ответственности и ознакомление клиента с условиями.
6. Мошенничество с благотворительностью
Мошенники действуют, как правило, на улице, притворяясь сотрудниками известной благотворительной организации, и просят сделать пожертвование на лечение детей, сбор средств ветерану или на другое благое дело. Причём у таких «сотрудников» может быть одежда с символикой благотворительного фонда, специальные кейсы с замками и другие атрибуты, говорящие о легальности организации.
В этой схеме аферисты давят на жалость, а иногда и на жадность людей, упрекая их в отсутствии сочувствия. Для большего эффекта, видя, что жертва готова внести небольшую сумму, мошенник может начать давить на гордыню, выделять его положительные стороны и, что важно, его щедрость. После этого жертва уже не может отделаться парой монет и для поддержания имиджа мецената готова выложить несколько купюр.
7. Фишинг
Суть метода — в получении конфиденциальных данных пользователей с помощью рассылки поддельных электронных писем или создания копий пабликов и сайтов.
Чаще всего мошенники подделывают государственные сайты и делают рассылку о причитающихся жертве выплатах. Та, видя, что письмо пришло якобы с правительственного сервиса, переходит по ссылке, вводит свои данные — и те уходят в базу данных мошенников.
Для выманивания информации, как правило, мошенники давят на жадность, предлагая потенциальную выгоду без каких-либо затрат. Иногда аферисты давят на страх, к примеру присылая письмо из «налоговой службы» о задолженности. Даже простой переход на поддельный сайт может привести к краже логинов и паролей, сохранённых в браузере.
Почему деньги не приходят к вам? А если приходят деньги, вы их сливаете?
Бывало ли у вас такое, что вы неожиданно получили более крупную сумму денег, чем вам привычно, уже обрадовались, придумали, как потратить и вдруг случаются какие-то проблемы, срочно что-то нужно и эти деньги куда-то уходят и то, что вы хотели, купить уже не получится?
Вот такой эффект называется «слив денег» и здесь мы разберем, почему он происходит, это вовсе не случайность. Вы узнаете, почему это происходит и как этого избежать.
Вот внезапно у вас появляется больше денег, чем обычно. Может быть, премию на работе выдали, может быть, вы заключили какой-то крупный контракт с клиентом, наследство на вас свалилось. И вот вы уже помечтали, придумали, что вы сделаете с этими деньгами. Можно в поездку по Европе, можно новый холодильник или компьютер, или ремонт на кухне сделать. Вы уже все в голове прокрутили, но вдруг случается какая-то непредвиденная беда: машину разбил, соседи затопили, кому-то из близких лечение нужно. В общем, что-то нужно срочно и неизбежно. Это не тот расход, который можно отложить. И вот те деньги, которые вы уже мысленно потратили на поездку по Европе, пришлось вместо этого отправить в ремонт машины, холодильника или чего-то еще. То есть, вроде бы деньги к вам пришли больше, чем обычно, но какого-то реального изменения в жизни для вас, позитивного, не произошло.
Или еще один вариант такого слива – это когда вы все-таки сделали то, что задумали, но оно пошло «не очень» с точки зрения денег. Вы приехали в свой Париж, например, погуляли, все рассчитали, на все денег хватило, но потом вы пошли по магазинам и вдруг у вас незаметненько тысяч 120 с кредитки еще ушло на красивые цветные сумочки.
Получается, что вы вроде бы сделали то, что хотели, но вы в итоге стали беднее, у вас теперь долг или кредит, или вы выскребли последнее.
То есть, вроде бы вы заработали больше денег, а чувствуете вы себя беднее. И прежде, чем мы дальше пойдем, мне хотелось бы понимать, мы с вами на одной волне и понимаете ли вы, о чем я сейчас говорю. Напишите, пожалуйста, в комментариях, бывало ли такое лично у вас или, может быть, у людей, которых вы знаете.
Почему происходит денежный слив?
Дело в том, что для нашей психики есть некий средний нормальный денежный уровень – уровень обеспеченности, к которому вы привыкли, то, что ваш мозг, ваш ум считает нормальным. Любое изменение от этого уровня в любую сторону для вашей психики дискомфортно и наш ум стремится всегда сократить отклонение от нормы. Он воспринимает любое отклонение от нормы, любое изменение, как опасность. Поэтому, когда у вас вдруг становится больше денег, ум тоже воспринимает это, как опасность. Вот этот эффект опасности изменений – это то, как работает наш мозг.
И вот поэтому, когда возникает больше денег, чем нашему уму привычно, мозг может организовать вот такой защитный механизм слива. Чтобы избежать стресса от непривычно большого количества денег, ум эти деньги сливает.
Реальная история была. Женщина приехала в другой город, чтобы получить квартиру, которая досталась ей в наследство. И вот она получила квартиру, продала ее, получила деньги за эту квартиру. Вроде бы здорово. И потом она неожиданно для себя, никогда так раньше не делав, зависает на вокзале в отделе игровых автоматов и спускает все эти деньги в ноль. Вроде бы получила квартиру, получила деньги и все слила. К
онечно, вы сознательным умом скажете: «Ну, что за глупости! Я же хочу эту новую машину, хочу этот новый смартфон, хочу этот ремонт на кухне», но наше бессознательное так не работает. Ваш ум стремится защитить вас от изменений, защитить вас от стресса и поэтому вы делаете слив. Это бессознательная реакция и требуется тренировка, чтобы предотвратить такую реакцию.
Что же тогда делать, как сохранить деньги, которые вы получили и как не сливать их?
Во-первых, есть системные решения на долгую перспективу. Определите, где находиться ваш нормальный уровень и постепенно его повышайте. Прямо сейчас, пока вы еще не определили этот свой уровень, пока вы еще не знаете, как его поднимать, есть простая заплатка, которая работает у любого человека, я проверяли ее уже много раз.
Когда у вас появляется новая сумма денег, не привычная для вас, большая лично для вас, минимум 2 недели, лучше 4 недели ничего с ними не делайте. Появились деньги – положите их спокойно, пусть лежат на банковском счету, в сейфе, где хотите. Ничего с ними не делайте. Пусть немножко полежат. Не принимайте никаких решений насчет этих денег, не бегите и не думайте, куда их пристроить. Пусть спокойно полежат, ничего с ними не случится. Через 2, а лучше 4 недели, когда вы привыкнете к этим деньгам, ваш мозг адаптируется к тому, что иметь эти деньги – это теперь нормально, тогда уже подумайте, как ими распоряжаться. За одно, по ходу дела, наблюдайте за собой, какие у вас возникают мысли, какие возникают переживания. У вас может быть дискомфорт, чувство «карман жжет», страх, что эти деньги надо куда-то пристроить, пока они есть. Вот за всем этим наблюдайте. Это очень важные и ценные наблюдения.
7 точек слива денег
11 ноября 2015 10 190
Совсем недавно с помощью близкого друга в мою жизнь пришел новый термин “Финансовый Интеллект”. Кстати именно так мы назвали нашу пошаговую программу. И именно этот термин определяет очень важный момент. Все, все без исключения люди хотят явно или скрыто заработать больше денег. Денег формальных, энергетических, виртуальных, эмоциональных и так далее…
Вот прямо вижу, как аскетичный йог хмыкнул в сторону начала этой статьи, еще больше сжав муладхару и начав концентрироваться на головном центре с утроенной силой дхармы. Но он тоже хочет денег, просто своих, каких-то своих.
Весь наш мир подчиняется закону “экономии”, который описывает потоки энергии и их взаимозависимость. При всем при этом жажда денег настолько велика, что мало кто задумывается о том, сколько он теряет. Это хитрый мозг так насилует нас, заставляя все время напрягаться для увеличения ресурсов, но не задумываясь об их растрате.
А между тем наша жизнь – это сито, сквозь которое просачиваются ресурсы, добываемые непосильным трудом.
Итак, сегодня я решил собрать 7 ключевых дыр для наших бюджетов, залатав которые вы сможете вырастить свою эффективность в разы, а ваш финансовый интеллект вырастет на 5 пунктов.
1. Эмоциональная несдержанность
Это кладезь для маркетологов. Возможно. вы слышали, как учат низкоуровневым продажам? Надо продавать на эмоциях, надо раскачать человека, чтобы он был готов купить именно у вас. Кстати, с помощью этой дыры растет корпорация Эппл:) 1 миллиард человек является пользователем техники этой прекрасной корпорации. Как вы думаете, сколько из них взяли ее в кредит? Я знаю лично больше 10-ти человек…
Решением является жизнь по списку. Попробуйте ходить в магазин только по спискам и все изменится очень сильно.
2. Излишки
Это очень незаметная категория. Например, мы ездим на машине, налог за которую составляет 44 000 в год. Но мы не используем все возможности этой машины и просто переплачиваем за размер. А можно ездить на похожей машине, потратив 30 000 на получение прав более высокой категории, и платить налог не более 5000 рублей в год. Уже за 2 года экономия очень ярко выраженная, и таких примеров может быть масса.
3. Отсутствие бюджета
Если мы не создаем специальные фонды для форсмажоров, если не ведем свой бюджет и планирование финансов, не замечаем как расходятся деньги просто по мелочи: тут на булочку, тут на лишний билетик… Хотя можно было купить абонемент и цена билета была бы в 2 раза меньше.
4. Форсмажоры
Любой форсмажор сильно ударяет торпедой в наше положение. То есть мы в голове себе напридумывали на что мы потратим все деньги этого месяца, а тут вдруг бабах и надо идти чинить зубы….деньги слиты, заначек нет, состояние провисло и тд.
5. Кредиты
Это самый бандитский инструмент в мире. Кредиты – это наша добровольная повинность отдать часть своих доходов банку. Просто мы не можем подождать или подкопить, и платим за это в тридорога.
В интернете ходит масса статей расчетов почему снимать квартиру дешевле чем покупать. А уж кредитный стартап это залог провала:) В Финансовом интеллекте мы пошагово учим как сначала заработать любую сумму денег, а потом уже распоряжаться ими.
6. Барахлизация
Окей. Купили мы новый макбук или телефон. Все – Факт. Но что со старым? Старый ложится в пыльный ящик стола, куда потом рядом с ним через полгода ляжет и новый. И так далее и далее. Мы зарастаем “когда-то дорогим хламом”, и он на нас не работает. Просто выброшенные ресурсы.
Можно было бы продать старый телефон. да с потерей денег, но это живые деньги, а не пылящийся хлам. Вспоминайте про то, что деньги – это энергия и не создавайте застои.
7. Абонементы и тд
Это еще один способ маркетологов разводить нас на бабло. Да, кажется, что абонемент дешевле. Но нужно немалое количество воли, чтобы его использовать по полной. А обычно смотря назад мы понимаем, что купили услугу дороже. Поэтому иногда лучше переплачивать, но контролировать цену, чем купить годовой абонемент и сходить 3 раза.
Помните, что бизнес-модель абонемента рассчитана на то, что люди не воспользуются им по полной. Иначе бы фитнес-клубы обанкротились.
Итак, вот и узнали вы о 7 точках слива. И что? Все равно хочется новый айфончик, или машинку. Именно так просто это изменить не получится. Обычно такие изменения можно делать только в группе единомышленников, поддерживая друг друга и внедряя новые навыки, прокачивая свою жизнь. Поэтому мы и сделали “Финансовый интеллект”. Тут вы научитесь и деньги не сливать, и зарабатывать столько, сколько надо, никому ничего не впаривая, а создавая ценность.
Приходите, никаких эмоций – сухой навык, который поможет вам контролировать свою жизнь и перестать испытывать страх остаться без денег.
Самое главное, что вы сможете хоть каждый день запускать прибыльные проекты.
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Простыми словами о потери денег в трейдинге
Также это называется сливом депозита, потеря «банка», обнуление счета, стоп-аут, марджин колл и т.д. Происходит такая ситуация на биржах, на внебиржевом рынке (Форекс, бинарные опционы и другое).
Итак, самое простое объяснение почему новички теряют деньги? Абсолютно весь трейдинг на всех типах финансовых рынков подразделяется на 2 простых вида:
1) бесконечная торговля;
2) срочная, ограниченная по времени торговля
а) кредитное плечо (форекс);
б) маржинальная торговля (акции);
в) гарантийное обеспечение (фьючерсы)
Смысл этих механизмов в том, что время рано или поздно обнуляет ваш депозит. Именно время это делает, так как это ключевое понятие в процессе потери денег на счете. 99% новичков, к сожалению, сталкиваются хотя бы с одним из этих механизмов, которые рано или поздно сливают депозит. Почему теряются все деньги на депозите?
Термин используется на рынке форекс (полное название: внебиржевой валютный рынок форекс). Даже если вы используете кредитное плечо 1/2, то это означает, что 50% деньги ваши, 50% деньги заемные. И если цена пойдет против вас на 50%, то вы полностью теряете свой депозит. Многие к примеру офшорные форекс компании («брокеры») предлагают кредитные плечи 1/500 (и более), что значит: при 1/500 х 100% = 0,2% движения цены инструмента против вас, вы полностью теряете депозит. А цена может в течении нескольких минут изменится на 0,2%, в отличии от изменения на 50% которое бывает гораздо реже (девальвация рубля с 30 до 60 рублей за доллар).
Поэтому кредитное плечо 1/500 специально сделано для прямой потери всех средств клиента. Используют такие плечи офшорные форекс компании (они называют себя «брокерами», основные: Альпари, ТелеТрейд, ФорексКлаб).
У лицензированных ЦБ РФ российских форекс компаний максимальное кредитное плечо ограниченно в соответствии с нормативными документами и составляет 1/50 (на самом деле тоже очень много и тоже имеет цель потери денег клиента, множественные обращения в ЦБ РФ отправлялись с просьбой еще сильнее ограничить уровень максимального плеча. По моему мнению плечо выше 1/10 превращает трейдинг в азартную игру. Чем больше плечо, тем больше трейдинг превращается в игру, так как увеличивается вероятность потери депозита).
То же самое, что и кредитное плечо. Только используется это понятие на биржах, в частности на рынке фьючерсов. Гарантийное обеспечение = кредитное плечо х 100%. То есть 1/2 х 100% = 0,5 х 100% = 50%. Принцип потери депозита тот же самый, что и при кредитном плече.
Берете кредит у банка где-то под 18% годовых, чтобы купить акции на бирже. Проценты постепенно съедают ваш депозит, если доход от акции не может покрыть ссуду.
Относится к фьючерсам на биржах. У каждого фьючерса есть свой срок, при достижении которого торговля прекращается и фиксируется положительный или отрицательный результат на вашем брокерском счете. Сроки фьючерсов составляют 3,6,9,12 месяцев и другие при определенных условиях. То есть, если цена фьючерса опустилась на 10%, а вы его купили и срок торговли завершился, то ваша сделка автоматически закроется с потерей минус 10% стоимости контракта. Так постепенно обнуляется депозит.
Комиссия на рынке форекс за то, что до 00:00 часов вы не закрыли сделку и брокер его перенес (продлил) на следующий день. Постепенно ваш депозит уменьшается, пока не достигнет нуля, если вы перенесли скажем через сотни ночей открытую сделку, а доход по ней не получили.
Своп также бывает с положительной комиссией, когда брокер вам начисляет копеечные средства на счет, вместо того, чтобы наоборот списывать деньги. Это связанно с формулой расчета своп, которая связанна со ставками рефинансирования центральных банков тех валют, которые участвуют в сделке. Не будем подробно разбирать это понятие.
Что же такое бесконечная торговля? В ней можно никогда не терять деньги. К примеру, мешок картошки на рынке никогда не может стоить 0 рублей или минус 10 рублей за килограмм, потому что обладает какой то полезной ценностью и минимальным спросом. Также и автомобиль никогда не будет стоить 0 рублей. Хотя бы за 1000 рублей вы сможете продать его в виде металлолома.
Этими же свойствами обладают два инструмента трейдинга: акции и валюта. Их стоимость, как правило, никогда не может составлять 0 рублей. За исключением определенных случаев, когда компания, скажем, ликвидируется из-за мошенничества, к примеру, известный случай с американской корпорацией Enron, чьи акции опустились до нуля, так как было заведено судебное дело из-за махинаций.
Цена акции Сбербанка или Яндекса или другой компании на бирже может опускаться, но никогда не доходит до нуля, как и картофель, потому что организации имеют определенную стоимость, активы (здания, офисы, оборудования, интеллектуальный капитал и т.д).
Можно купить акцию или валюту на бирже и если не пользоваться кредитными плечами, маржинальной торговлей, то даже спустя 50 лет ваш депозит не обнулится.
Главное приобретать акции и валюты именно на лицензированной ЦБ РФ биржи (Московская биржа, Санкт-Петербургская биржа) и не использовать ни один из механизмов обнуления депозита (из списка выше: а, б, в, г, д).
Акции и валюта, которые торгуются на бирже не имеют срока обращения, они бесконечные. В отличие от форекс, валютная секция Московской биржи не берет комиссию своп за перенос сделки, так как схема покупки валюты совсем другая. Поэтому ваш счет не уменьшается (кроме потери от падения курса). На бирже вы покупаете, скажем, доллар США, котируемый в рублях. А на форекс вы покупаете курсовую стоимость, отношение одной валюты к другой. Совсем разные принципы. Также не будем останавливать об этом в этой статье.
Таким образом, если купить акцию и валюту на лицензированной ЦБ РФ бирже, и если нет ни комиссий за перенос, ни срока обращения сделки (ни другого механизма из списка а-д), то ваши контракты будут существовать условно вечно и приносить вам доход от роста курсовой стоимости (акция, валюта) и дивидендов (акция).
«Слив денег, сил и времени»: 5 ошибок цифровой трансформации
Если элементы цифровой трансформации не связаны друг с другом и с вашей основной стратегией, вы просто сливаете деньги, силы и время. А потом происходит расхолаживание, и вы думаете: «Это ерунда, это не работает». Что не так с процессом цифровой трансформации в компаниях? Какие типичные ошибки совершают на этом пути предприниматели и как их избежать? Читайте в статье ниже.
1. Считать, что оцифровка бизнеса — это и есть цифровая трансформация
Некоторые всерьез думают:
«Ага, у нас клиентская база из эксельки перешла в CRM, а еще у нас есть управленческий учет. Все! Значит, это и есть цифровая трансформация».
Да ничего подобного! Могу вас расстроить, ребята, — это совсем не то. Конечно, без оцифровки данных цифровая трансформация невозможна. Если вы еще не начали оцифровывать информацию, начинайте! Вы не сможете взять и «вскочить в последний вагон», пропустив эту стадию. Чтобы дальше работала аналитика, искусственный интеллект, нужны данные, много данных! То же машинное обучение начинает приобретать смысл, если ему «в топку» закинули хотя бы 100 тысяч записей. А у большинства предпринимателей нет вообще ничего.
Поэтому не надо все подряд называть цифровой трансформацией. Она подразумевает изменение всего — бизнес-модели, корпоративной культуры. Классический пример — то, что сейчас делает «Яндекс. Такси», а раньше Uber: сначала появилось удобное для всех приложение, а потом оно взяло и изменило мир (зачеркнуто) поведенческие привычки людей.
Люди привыкли к Uber. Никто не хочет звонить в сервис такси и слышать: «Вы 35-й в очереди». Никому не приходит в голову сказать: «Дайте-ка я узнаю, что там предлагает такси Х0Х» (или любое другое). Все просто платят заявленную в приложении цену, пусть даже она на пару рублей больше, чем могла бы оказаться в другом сервисе. А что будет дальше? На улицах появятся беспилотные автомобили, и водители вообще исчезнут как класс, — вот это и есть то самое изменение рынка!
Компании из сферы такси, которые игнорировали мобильные приложения, конкретно отстали от жизни — сегодня по телефону вызывают такси единицы. Те, кто спохватился только сейчас, уже упустили момент — попробуйте-ка вывести на рынок свое приложение и поконкурировать с известными брендами! А те, кто были первыми, уже «замутили» всякие крутые коллаборации. Если у клиента такси-карта со скидками на разные услуги и в целом его все устраивает, то никто не будет «заморачиваться», чтобы перейти на другой сервис.
Что еще примечательно: когда появился Uber, все как-то резко забыли о своей безопасности. Знаем только то, что у водителя должно быть 2 года опыта вождения и машина. Каково состояние этой машины? Кто этот водитель? Вы понятия не имеете! Раньше таксопарки перед каждым выездом проверяли водителей не только с помощью алкотеста, но и мерили давление — а вдруг в дороге станет плохо с сердцем?
Цифровая трансформация настолько меняет мир, что даже базовые вопросы (а безопасность относится именно к таким) перекрываются удобством. Шок, но это так работает.
2. Считать цифровизацию просто модным маркетинговым ходом
Если вы «тормозите» и не меняете подходы к бизнесу, то скоро может стать поздно это делать. А так как мы занимаемся CRM-системами, то знаем, что у многих нет даже их. Руководители считают, что им достаточно 1C для управления продажами, то есть они только собирают факты и не анализируют информацию о потенциальных сделках. Но в случае, если у вас не три ларька около дома, а серьезный бизнес, подход надо менять уже сегодня!
Вы же видите, что творят гиганты интернет-торговли, — это уже не просто магазины, а площадки, на которых продается абсолютно все!
Без AliExpress или Wildberries вы уже сильно не напродаете. И маркетинг тут не при чем.Я знаю белорусских предпринимателей, которые вполне успешно продают на таких маркетплейсах свои товары. Раньше, если торговец из Беларуси хотел продавать подушки на российский рынок, ему надо было открывать свой интернет-магазин или нанимать людей, которые работали бы с множеством других интернет-магазинов, содержать штат продавцов… А сейчас — зачем? В маркетплейсах уже есть удобный доступ к конечному потребителю!
Но, как и в ситуации с такси, тут есть подводные камни. Тот, кто заберет рынок под себя (2−3 игрока), будет диктовать вам свои условия. И выбора у вас практически не будет. Цена выхода на этот рынок и попыток отбить его часть будет неподъемной. Это не по плечу даже среднему и крупному бизнесу, только гигантским корпорациям.
3. Не готовить людей к изменениям
Некоторые руководители считают, что «все произойдет само» или придут профессионалы и сделают проект. Это большая ошибка. Даже обычная автоматизация — серьезный вызов (так считают все, кто проходил этот этап). И ответственность за результат в конечном итоге всегда лежит на вас, как на собственнике.
Конечно, ответственные, опытные и профессиональные интеграторы постараются сделать максимально эффективный проект.
Но, во-первых, как вы поймете, профессионал перед вами или нет, если вы сами совсем не разбираетесь в предмете? А во-вторых, результат проекта будет значительно лучше, если вы будете активно в нем участвовать.
Цифровая трансформация — это глобальные изменения. Чтобы представлять, что сейчас может предложить мир вашему бизнесу, нужно понимание технологий, необходим определенный уровень образования и развития.
Белорусский рынок, к сожалению, очень неразвит и инертен. Люди боятся автоматизации и технологий, а CRM-системы выбирают по принципу «они больше рекламируются» или «такие установлены у соседей по офису». Такая ситуация, конечно, на руку производителям ПО. 90% бизнесменов на вопрос: «Какие CRM-системы вы рассматривали?» отвечали: «Ну, эту мы видели — реклама ее подкинула».
Ребята, в мире сейчас 5 тысяч CRM-систем! Возьмите хотя бы Реестр ПО в России и посмотрите рейтинги! Не те рейтинги, что составляют сами продавцы ПО. Есть серьезные независимые агентства — Forrester, Gartner, Nucleus Research, CRM Magazine и российские специализированные издания TAdviser и CNews — обеспечьте себе какой-то выбор!
Кроме того, что руководители мало знают о возможностях автоматизации, не умеют выбирать ее варианты, они часто не умеют ее запускать. Должны быть навыки управления проектами, а рынок и руководители компаний это игнорируют. Это не какой-то космос, не высшая математика, это просто базовые знания, которыми должны обладать современные руководители. Вы же понимаете, что такое актив и пассив? Так же должно быть и с технологиями.
Последние года три чаще вижу проблему в руководителях, а не в том, что якобы «сотрудники сопротивляются изменениям».
Руководители не знают, что им делать с CRM-системами, отчетами и дашбордами. А раз они сами не понимают, то и не могут внятно донести информацию до сотрудников.
4. Рассматривать элементы цифровой трансформации по отдельности
Бессмысленно внедрять элементы цифровой трансформации без понимания, как они связаны друг с другом. «Мы развиваем Instagram», «У нас есть на сайте форма обратной связи». Ок, и что дальше? Если это все не связано друг с другом и с вашей основной стратегией, вы просто сливаете деньги, силы и время. А потом происходит расхолаживание, и вы думаете: «Это ерунда, это не работает».
Так оно не работает, потому что вы «тюкнули» в одном месте, потом в другом. Конечно, картина упала!
Давайте посмотрим на пример Тинькофф Банка. Начнем с того, что у них обслуживание полностью дистанционное, все происходит в онлайне. Деньги, которые офлайн-банки тратят на поддержание презентабельного офиса, они экономят. При этом самым серьезным образом вкладываются в ИT-инфраструктуру. Там и банк, и бухгалтерия, и инвестиции. Кроме того, у них есть мобильное приложение, которое могут установить даже те, кто не является клиентом банка. Зачем им это нужно? Ну, например, они могут воспользоваться определителем номера, который прогонит звонок по внутренней базе Тинькофф Банка и покажет, что это за звонок: от мошенника, или спам, или полезный номер (доставки, сервиса и т. д.), или просто обычный звонок. Таким образом банк затягивает в свою инфраструктуру потенциальных клиентов. Могу предположить, что такое мобильное приложение собирает ой как много данных, которые можно обработать, сделать выводы и легко провести будущего клиента по воронке продаж.
5. Бояться ошибок и стараться выстроить идеальную систему
Это можно выразить фразой: «Мы сейчас напишем техническое задание (о, боги, ненавижу эту фразу!), предусмотрим абсолютно все и выстроим идеальную систему».
Это абсолютно нормально, потому что нельзя предусмотреть абсолютно все. Именно поэтому появились гибкие системы управления проектами и возникла тенденция к проверке гипотез.
Сейчас проблема не в том, что программисты что-то не то сделают. Их много, причем хороших, и они умеют делать свою работу. Проблема в том, что бизнес не всегда знает, что и как надо сделать. Потому что рынок меняется, потому что каждую гипотезу надо проверить — «зайдет» она или «не зайдет».
В ответ на этот запрос появились платформы Low-code — там вы можете сделать настройки без знания программирования. Вы, скорее всего, это видели в конструкторах сайтов: чтобы сделать вполне приличный сайт, сейчас не нужно быть программистом.
Платформа Low-code — это подход к созданию, настройке и модификации систем и приложений, который практически не требует написания программного кода. Low-code платформы используют визуальные интерфейсы с простой логикой и функциями drag-and-drop вместо различных языков программирования.
Конечно, остаются сложные задачи, где нужны разработчики. Но наблюдается тренд именно в сторону движения к Low-code, и я верю в его перспективы. Именно это позволит проверять гипотезы быстрее и дешевле, ведь каждый наш разворот, каждый шаг назад или в сторону стоит времени и денег.
Нельзя проверять гипотезу год, а потом сказать: «Ну, это что-то не то…». Нет! Проверки должны занимать неделю-две, максимум — пару месяцев в крупных корпорациях. Сделайте минимально жизнеспособный продукт, проверьте гипотезу и идите дальше. Будьте готовы к тому, что не все ваши задумки реализуются. И чем меньше вам известен продукт или сфера, чем более глобальные изменения вы затеяли, тем будет больше проверок гипотез. Сделать идеально на 100% невозможно, это иллюзия!
«Надо выделить деньги и время»: выводы
К цифровизации нельзя подходить как к разовому проекту: «Вот сейчас проведем по-быстрому цифровую трансформацию и займемся другими делами». Так не будет!
Первое: это стоит денег. Не могут стоить дешево технологии и люди, которые в них «шарят»! Это востребовано, так как в итоге позволит вам заработать еще бОльшие деньги. Мы уже приводили пример в начале статьи: если вы сейчас в это не вложились, потом, для того чтобы конкурировать с гигантами в отрасли, понадобятся уже совсем неподъемные суммы.
Нужно быть готовым к тому, что вы все время будете вкладываться в технологии. Это не значит, что вы один раз кому-то заплатите «сто тысяч миллионов» — и все. Надо подходить к этому осмысленно, взвешивать, сравнивать и тестировать гипотезы. Лайфхак для закупок подобного ПО такой: не затевайте с поставщиком сразу большой проект, начните с малого и оцените, насколько он способен решать ваши задачи.
Второе: время. Это не будет быстро! Вы будете учиться, часто совместно с вашим поставщиком, — ведь не всегда нужные вам инновационные продукты уже разработаны. Часто этап «придумать» занимает больше времени, чем этап «сделать».
И самое важное: кто-то в вашей компании будет инвестировать время. Иногда это даже важнее, чем деньги.
Вы не можете полностью отдать этот проект на аутсорсинг. Это как отдать на аутсорсинг управление вашей компанией и думать: «А я буду только документы подписывать». Либо это стоит очень много денег, либо кто-то за ваш счет наберется опыта, реализует это в другом месте и на этом заработает.
Цифровая трансформация — это действительно круто! И это наша реальность, в ней надо учиться жить и работать. Успехов!