Что значит системный эффект
Основные положения системного подхода
Системный подход – это способ познания.
Мир системен, а мышление не системно. Мир представляет собой
гигантскую систему, тоже состоящую из сложнейших систем. Однако, у систем любой
природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной
ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много
знаем о ней. В этом и заключается одна их прелестей науки.
Для большей четкости и краткости изложим системный подход в
форме операционных правил.
Набор характеристик систем
Существует огромное количество различных систем:
материальных, абстрактных (понятия, гипотезы, теории…), социальных, технических,
биологических, педагогических и т. п. Но у всех систем единый набор
характеристик, хотя значения самих характеристик разные.
Любая система имеет:
Главным свойством системы является ее целостность, то есть появление таких
новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют
несводимостью свойств.
Основное свойство сложных систем – это наличие цели.
Любая система создается для достижения каких то целей. Большие системы, как
правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели
могут меняться.
Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так детей
в школе объединяют в классы в целях экономии затрат на их обучение, то есть в
интересах всего общества.
Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению и
самоуправлению.
Управление нужно для более эффективного выполнения целей.
Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться.
Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.
Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.
Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и
функциям.
Системность и иерархичность
мира
Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые
называют подсистемами (ПС). В свою очередь сами системы являются
частью систем более высокого уровня, называемых надсистемами (НС),
которые в свою очередь, входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня,
называемых наднадсистемами и т.д.
Иерархическая структура необходима для эффективного
управления. Человек не может эффективно управлять более 10 – 15 людьми, если они
выполняют независимые операции, но может эффективно управлять целой страной,
если правильно построена иерархическая системы и власти и подчинения.
Зачем знать,
что системы состоят
из частей?
Мы даже не можем представить себе мир несистемным. Например,
трудно себе представить человека, у которого нет четко выраженных органов
(глаза, руки, сердце, почки. ), а все функции выполняет некий «бесструктурный
бульон».
Системный эффект
Рассмотрим ещё одно очень важное положение системного
подхода:
Например, объединили много прутьев или веток и получили
метлу, с помощью которой можно подметать. Это и есть системный эффект, ради
которого и создавалась система, ведь каждым прутиком (веточкой) в отдельности
подметать было бы затруднительно.
Как правило, и целью и результатом объединения частей в
систему бывает системный эффект. Сверхэффект – неожиданный, заранее
непредвиденный дополнительный результат объединения частей в систему.
Можно записать такую условную формулу:
ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4+. =
СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ +СВЕРХЭФФЕКТ.
Велико же было его удивление, когда к концу дня, один
инженер, владеющий методами ТРИЗ и хорошо знакомый с системным эффектом,
предложил блестящее решение: собрать долгоносиков в стакан и сунуть туда обычный
термометр! Догадались, чем дело кончилось?… Правильно! Директор института
заставил своих сотрудников изучать ТРИЗ.
В чем сила немногочисленных по числу людей партий? В
объединении их усилий!
Почему огромные массы людей с немереной силой не могут
сбросить власть немногочисленной верхушки, немногочисленных партий? Из-за их
разобщенности.
Сборные чаи, многотравные бальзамы – тоже являются системами
и действуют на организм сильнее, чем каждая их компонента в отдельности.
Приведем две классические, сказочные, “музыкальные системы”:
бременских музыкантов (осла, собаку, кота, петуха) и крыловский квартет
(«. проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка»). Подсистемы первой
четверки были хорошо согласованы и им удалось прогнать разбойников и получить
дом в лесу, а подсистемы второй четверки были не согласованы, поэтому квартета
не получилось.
Согласованная система гусей из стихотворения «Гуси» спасла
утенка из пасти волка.
Примером того, что может сделать человеческий гений из
обыкновенного кирпича, заметьте, неотличимого один от другого, является шедевр
готики – костел Святой Анны в Вильнюсе (15 век) или просто дом, в котором Вы
живете.
Притча: Проповедник рассказал пастве свой сон. Ему
приснилось, что он попал в старый замок. Его ввели в комнату, где стоял огромный
стол, уставленный прекрасными кушаньями. За столом сидели люди. Но они ничего не
ели и ругались. В чем дело?
И тут проповедник понял, в чем дело, у людей руки не
сгибались в локтях. Дотянуться до своего рта они не могли.
Потом он попал в другую комнату, где был такой же стол, за
которым сидели люди и у них тоже не сгибались в локтях руки, но люди были очень
радостными. Почему? Оказалось, они кормили друг друга. Они нашли внутрисистемный
ресурс – системный эффект.
Любое объединение дает какой-то эффект. Однако не всякое
объединение систем дает положительный эффект, существенно превышающий
отрицательный. Вспомните о несовместимой пище, о несовместимых растениях,
цветах, металлах…
Моделирование или умение
упростить сложное
и выделить самое
главное
Главней всего погода в доме,
А все другое – суета.
Есть я и ты, а все, что кроме,
Легко уладить с помощью зонта.
А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: «Осознание
того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой
реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода».
Предпочтительно приближенно исследовать большое число
факторов, чтобы выделить важные, вместо детального исследования малого числа
случайных факторов (есть опасность пропустить важный).
Задача. Рассмотрим известную задачку о перевозке через
реку в маленькой лодочке волка, козла и капусты.
Охотник, волк, козел, капуста, лодочка.
Главные функции главных частей:
Главные связи между частями:
Без присмотра нельзя оставить козла с волком и козла с
капустой.
Решение задачи: сначала охотник везет козла на другой
берег и оставляет его одного, потом перевозит капусту, потом козла везет обратно
и оставляет его одного, потом перевозит волка, потом возвращается за козлом.
Таким образом, охотник переплывает реку семь раз вместо пяти. И все из-за козла.
Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но
при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и
условиях применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно.
Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа и наоборот.
Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования,
может иметь разные модели. Например, в игре «Дочки-матери» моделью человека
является кукла, а при испытании парашюта моделью человека является мешок с
песком (100 кг), при испытании противоударных средств в автомобиле, моделью
человека является ватный макет с большим числом датчиков.
Теперь рассмотрим модель процесса, например, покупки:
осознание проблемы (что хочу купить), поиск товара, оценка вариантов товара,
выбор и решение о покупке, покупка, реакция на нее. Видно, что это словесная
последовательность операций
Итак, в основе правильного моделирования лежит умение найти
главные части и главные связи между ними. Ни одна система не должна
рассматриваться изолированно, это будет ошибочный несистемный подход.
Как найти главные
части и связи?
Определить Главную функцию системы, ответив на вопрос: зачем сделана система?
Понять работу системы и определить части (подсистемы), участвующие в
выполнении Главной функции.
Определить связи между этими частями.
А как определить, что это действительно главная часть или
важная связь в системе?
Есть простой способ:
И, наоборот, если какую-то часть или связь мы исключили и
ничего не изменилось, то это не главная часть или, соответственно, не важная
связь.
Если из романа «Евгений Онегин» исключить Татьяну Ларину или
её любовь к Онегину, то роман умрет.
Итак, решение задач следует начинать с моделирования.
Шаги моделирования
Понять задачу (оригинал).
Найти Главные части и построить модель задачи.
Найти основные связи между этими частями.
Провести исследование модели.
Перенести результаты исследования модели на оригинал.
Для примера, используя шаги моделирования, рассмотрите
конкретную ситуацию: Ребенок не хочет идти в детский сад.
Главные части: ребенок, воспитатели, другие дети, бытовые
условия в детском саду, родители, другие члены семьи. По всей вероятности, ответ
Вы найдете, анализируя психику ребенка и Главные связи ребенка с Главными
частями системы.
Целеполагание или как
научиться ставить
цели себе и
другим?
Этот раздел предназначен для взрослых, желающих глубже
познакомиться с целеполаганием.
Деятельность без цели также бессмысленна, как и без контроля.
Отмечено, что если у человека есть долговременные и значительные цели, это
настраивает на долгую деятельную жизнь. Так, селекционеры и творцы живут дольше.
Технические системы не могут самостоятельно ставить цели
своей деятельности, они реализуют цели поставленные человеком. Так, например,
автопилот очень сложная, но бесчувственная “железка”, реализует цели человека.
Человек здесь надсистема, хотя, кажется, реально и не присутствует.
Общие положения целеполагания
1. Цель создания системы первична, система вторична.
Если ставится задача разработки или улучшения системы, то
первична не система, а цель, которая должна быть достигнута. Ибо для ее
реализации создается система.
Цель направляет деятельность и потому первична, а
деятельность вторична. Говорят: «Дела без цели, что всадник без головы».
У технических систем, созданных человеком, нет желаний, нет и
способности целеполагания, но есть цель создания.
2. Цель системе ставит надсистема.
Цель – категория внешняя по отношению к системе. Она ставится
системой более высокого уровня, куда данная система входит как часть.
Было бы идеально, если бы у всех партий и людей, рвущихся к
власти, была бы одна общая цель – благосостояние и безопасность людей, а пути и
способы реализации этой Глобальной цели могут быть разными, это нормально, это
как раз и утверждает функциональный подход.
Система создаётся и функционирует в интересах целей
надсистемы. Поэтому говорят, что цель является одним из важнейших
системообразующих факторов. Из этого принципа вытекает следствие: если цели нет,
то система не может быть создана. Цель обусловливает структуру и поведение
системы.
При анализе ситуации очень важно четко определить: кто кому
ставит цель; кто, кому, когда и как отчитывается о достижении целей.
3. Для выполнения Главной цели обычно требуется выполнить
множество локальных целей.
Процесс формирования локальных целей не формализован. Одной и
той же главной цели могут отвечать различные наборы локальных целей.
4. Одну и ту же цель можно достигнуть разными способами,
используя разные средства.
Каждый способ реализации целей хорош в одних условиях, по
одним параметрам и плох в других условиях и по другим параметрам. Например,
можно самому выращивать продукты питания, если есть время, земля и умение, а
можно зарабатывать деньги, например, преподаванием и покупать продукты питания.
Можно иностранный язык изучать самостоятельно, по учебникам,
по магнитофонным записям, можно нанять учителя, а можно поехать и пожить в этой
иностранной стране один-два года.
5. Цели, как и системы, иерархичны.
Перед тем как создать систему для реализации целей, цели
делят на подцели и для выполнения каждой подцели создают свою подсистему. На
«макушке» иерархии целей – счастье людей. Из этого надо исходить, разрабатывая
частные цели. При анализе систем следует классифицировать связи подчиненности,
то есть, установить какая система какой системе задает цель и как осуществляется
контроль степени ее выполнения. Это позволяет выявить важные и второстепенные
связи. Анализ надо вести сверху вниз внутри системы и снизу вверх вне системы.
Например, Вы пришли в новое для себя учреждение. Как быстрее
с ним познакомиться? Надо познакомиться со структурой этого учреждения и целями
(или функциями), которые выполняют структурные единицы этого учреждения.
6. Большие системы – многоцелевые системы.
Например, город, завод, крупная фирма. Системы обычно
многоцелевые, а потому и оценки их деятельности многокритериальны.
Так, в самом общем виде, цели фирмы – это: 1) выпускать
товар, решающий проблемы своего клиента и 2) за счет клиента решать свои
проблемы (“дать, чтобы получить”).
7. Системы, подчиняясь надсистеме, должны иметь определенную
самостоятельность на своем уровне в выборе способов выполнения своих целей.
Это необходимое условие эффективного функционирования систем,
взаимодействия с надсистемой и развития всей системы.
8. В процессе функционирования цели системы могут меняться.
Соответственно этому должны меняться структура и способ
функционирования системы. Бывает, старая фирма с устоявшейся структурой, вдруг
вынуждена менять цели своего функционирования. И дела не идут! Причиной может
быть несоответствие старой структуры новым целям. Так бывает и в школах, и в
ВУЗе, и в детских садах. Типичное противоречие: чтобы выжить школам, надо
переходить на конкурсную и конкурентную основу, надо вводить новые дисциплины и
новые «технологии» обучения, а в школе старые заслуженные учителя, их неудобно
увольнять и трудно переучивать.
Подцели более подвижны, нежели глобальные цели. Меняются
внешние условия, должны меняться и подцели (задачи).
9. Цель является основой для контроля качества
функционирования системы.
10. Чтобы цели достигались, надо выполнить много условий и
одно из важнейших – исполнители должны понимать, что выполнение целей им лично
выгодно (мотивация деятельности).
Для этого цели коллективов, предприятий и государств должны
совпадать с интересами людей.
Отметим разницу между целью и мотивом. Цель – то, что
желательно или надо осуществить, мысленное предвосхищение результата
деятельности. Желание – внутреннее стремление к чему-либо. Мотив – побудительная
причина, повод к какому-нибудь действию. В качестве непосредственного мотива
цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Общечеловеческие цели и
ценности выше классовых и государственных.
Мотив может быть не осознаваем, а цель осознаваема. Какова
цель, таков и результат.
— Как делать? (Методический вопрос. Эти проблемы решает ТРИЗ).
— Кто будет делать? (Кадровый вопрос, в частности, кто будет
управлять?).
— Из чего делать? (Ресурсный вопрос). Какой нужен ресурс? Где
найти ресурс? (Эту проблему тоже решает ТРИЗ).
— Когда делать? (Плановый вопрос).
— Как контролировать? Что контролировать? Когда
контролировать? Кто будет контролировать? Это важные вопросы. Отметим,
что роль исполнителя целей ничуть не ниже, не менее почетна и не менее
трудна.
Практические выводы из
основных положений
целеполагания.
1. Любую деятельность следует начинать с постановки целей.
Каковы цели, такова и жатва жизни.
Полезно задавать себе и находить ответы на следующие вопросы:
— Что я, по настоящему, хочу? Есть ли у меня цель? Какова
она? Нравственна ли она?
При поиске ответа на эти вопросы целевую цепочку следует
“тянуть” вверх до Главных надсистемных целей. Тогда легче будет оценить
надобность и важность ближайших целей.
Говорят, отдаленная цель освещает тропу всей жизни. Дети не
умеют еще ставить себе долговременные цели. Взрослость человека можно оценить по
его долговременным целям. Сыграйте с самим собой в замечательную игру “Зачем?”.
Пройдитесь по цепочке целей “Зачем я живу?”.
2. Цели человека отражают нравственность человека.
Главная цель жизни человека – это производство большего
количества добра, любви, правды. Без цели и жизнь бесцельна. Если цели
бездуховные, то и жизнь бездуховна.
3. Очень опасным является подмена (осознанная или не
осознанная) одних целей другими.
Так, например, утверждается, что цель деятельности
государства – интересы людей, а фактическими интересами оказывается личное
обогащение чиновников.
Боролись с богатыми, а надо было бороться с бедностью.
Пассажиры жаловались, что автобусы не останавливаются на
остановках.
4. Цели нельзя отделять от способов их достижения.
“Цель оправдывает средства”, “Любой ценой” – это
безнравственные лозунги. Способы тоже должны быть нравственными.
5. Если нет трудностей, значит, мы поставили очень простые
цели.
6. Чтобы победить, надо знать цели оппонента.
Люди любят творить и воплощать свои идеи. Это надо
поощрять, это развивает самостоятельность в постановке целей.
Кудрявцев А.В. и др. Курс занятий по развитию системного
мышления. Волгоград. ЧОУНБ. 608.097.К88.
Никашин А.М. Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с
окружающим миром и развитии фантазии. Ростов-на-Дону. Аспект.
Морозов В.П. Дымарский Я.С. Элементы теории управления ГАП:
матобеспечение. Л. Машиностроение. 1984.
Что значит системный эффект
© Игорь Георгиевич Девойно, Минск, 2001-2003
devoino@scnsoft.com
Изучение внутренних механизмов появления системных эффектов может помочь более лучше понять процессы эволюции и самоорганизации систем. Ведь эти процессы можно рассматривать как последовательное появление новых свойств и явлений, ни одному из компонентов системы не присущих. В настоящей работе рассматривается один из механизмов появления системных эффектов. Реальные физические противоречия, системный эффектВ работaх [1, 2] рассматривается методология проведения научно-исследовательской деятельности, основанная на «универсальном принципе симметрии-диссимметрии». Также высказано утверждение, что многие явления (эффекты) реализуются из-за разности параметров, характеризующих движущую силу. Однако можно утверждать, что диссиметрия является необходимым, но недостаточным условием для появления нового эффекта. Вторым необходимым условием является наличие реального физического противоречия [3]. |