Что значит система обучения

Что значит система обучения

Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Рассмотрим некоторые виды обучения.

Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания. Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

• подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;
• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).

В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.

Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.

Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.

Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.

Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.

Источник

Раздел II. Педагогика

Вопросами обучения занимается составная часть педагогики – дидактика ( (от греч. didaktikos – поучающий) – теория обучения ). Научную интерпретацию этого понятия осуществил Я. А. Коменский (1592–1670 гг.). Дидактика исследует закономерности, механизмы, условия, факторы обучения, разрабатывает теорию и практику эффективного достижения его целей; характеризует принципы, концепции, методы и формы обучения, объясняет процесс овладения знаниями, навыками, умениями. Как теория обучения дидактика служит основой преподавания всех дисциплин, имеет тесную связь с частными методиками (т.е. с другими предметами).

8.1. Общая характеристика обучения

Обучение – осознанный, организованный и целенаправленный процесс совместной познавательной деятельности обучающего и обучаемых, который вооружает студентов (школьников) знаниями, навыками и умениями, необходимыми для компетентного выполнения ими в будущем своих профессиональных обязанностей. Как общественное явление данный феномен представляет усвоение молодежью накопленного старшими поколениями социального опыта.

Основные требования к обучению:

Компоненты системы обучения:

Основными педагогическими задачами при этом являются:

Функции обучения:

Знания – это совокупность усвоенных студентом (учеником) сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности.

Навыки – автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные действия, выполняемые точно, легко, быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Умения – творческое применение знаний и навыков в достижении желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности.

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Преподавание – деятельность педагога по организации, осуществлению и управлению процессом формирования у студентов (учеников) знаний, навыков и умений, развитию их психики, научного мировоззрения.

Учение – работа обучаемых по овладению знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями современной жизни.

Обучающий – преподаватель (учитель), средствами педагогического воздействия оказывающий влияние на психику студента (ученика), развивая ее, формируя у них знания, навыки и умения.

Обучаемые – студенты (ученики), отражающие в своем сознании информацию и активно реагирующие на воздействия преподавателя (учителя), овладевая при этом знаниями, навыками и умениями.

Сегодняшняя действительность требует дальнейшей интенсификации учебного процесса.

Выделим основные направления его совершенствования:

Интенсифицировать подготовку специалистов – значит уплотнить время занятий за счет оптимального отбора содержания теории и практики обучения, его методов и форм.

Оптимизировать процесс обучения – найти такие средства и технологии обучения, которые бы позволили убедительно донести самое главное.

Таким образом, процесс обучения – многофункциональный. Он решает задачи образования, воспитания, развития, психологической подготовки.

8.2. Принципы и методы обучения

8.2.1. Принципы обучения

Принципы – это основополагающие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, методике обучения. По своему происхождению они являются теоретическим обобщением педагогической практики и, следовательно, имеют объективный характер, становятся руководящими, регулируют деятельность преподавателей (учителей) в процессе обучения студентов (учеников). Однако по форме своего существования принципы носят субъективный характер, так как они отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности. Их незнание, нежелание им следовать, неправильное понимание делают систему обучения непродуктивной.

Принцип сознательности, активности и самостоятельности

Требует такой постановки обучения, при которой студенты (ученики) осознанно понимают свои цели, задачи, проявляя при этом высокую активность, инициативу и самостоятельность.

Принцип системности, последовательности и комплексности

Он реализуется через организацию учебного процесса. На его основе составляются программы по всем дисциплинам. Чтобы успешно, компетентно выполнять профессиональные обязанности, важно овладеть знаниями, навыками и умениями, применять их в комплексе. Сформировать это возможно путем установления логических связей между предметами, разделами, темами.

Принцип обучения на высоком уровне трудностей

Он отражает зависимость педагогических воздействий преподавателя (учителя) от характера деятельности, индивидуальных особенностей и возможностей студентов (учеников). Его сущность заключается в том, чтобы организация, содержание обучения ставили молодых людей в такие условия, при которых они овладевали бы знаниями, навыками и умениями с максимальным напряжением умственных и физических сил.

Необходимость этого принципа вызывается такими причинами:

Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями

Трудные ситуации сегодняшней жизни требуют от специалистов грамотно, продуктивно и самостоятельно принимать решения, опираясь на свой интеллект и социальный опыт. Вот почему сейчас так важны прочные знания, навыки и умения. Они необходимы также для того, чтобы успешно и дальше совершенствовать уровень своего образования.

Принцип группового и индивидуального подхода

Обычно в студенческой группе (классе) быстро появляются общие интересы, первые ростки взаимопомощи, устанавливается доброжелательная атмосфера, соревновательность. Молодые люди обогащаются опытом своих товарищей, действуют более уверенно, самокритично оценивают поступки. На занятиях нужно развивать поиск совместных действий, порядочности, эмпатии, взаимопонимания. Эффективность группового обучения во многом зависит от умения педагога индивидуально подойти к каждому человеку, опираясь на коллектив, его настроение, мнение, традиции.

Принцип наглядности в обучении

Его сущность заключается в том, что студент (ученик) усваивает знания, формирует навыки и умения на основе чувственного восприятия объектов, предметов, явлений или их изображения в ходе учебных занятий.

Таким образом, были рассмотрены содержание и требования принципов обучения с позиции традиционных подходов.

Имеются и другие формулировки принципов обучения:

8.2.2. Теории (концепции) обучения

Теория обучения – система взглядов, характеризующая сущность, содержание, методику и организацию учебного процесса, особенности деятельности педагога (учителя) и студента (ученика) в ходе его осуществления.

В практике применяются такие концепции:

Конечная цель этих теорий обучения – сформировать у студентов (учеников) систему знаний, навыков и умений, успешно подготовить их к практической профессиональной деятельности.

Содержательная сторона теории обучения дана в Приложении к данной теме.

Методы и формы обучения

Методы обучения – это способы организации познавательной деятельности, совместной работы обучающего и обучаемых, с помощью которых достигается овладение знаниями, навыками, умениями, развитие умственных и физических способностей.

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения
Сообщение и разъяснение учебного материала с целью его восприятия и запоминания
Устное изложение;
Показ (демонстрация);
Самостоятельная работа.
Закрепление полученных знаний
Обсуждение изучаемого материала
Самостоятельная работа
Формирование навыков и умений
Показ (демонстрация)
Упражнение (игры, тренировки)
Самостоятельная работа
Применение знаний, навыков и умений в практической деятельности
Практические работы
Самостоятельная работа

Устное изложение учебного материала

Этот метод предполагает активное, продуктивное воздействие на обучаемых. Он применяется с целью сообщения новых знаний, объяснения какого-либо устройства, рассказа о новых фактах, событиях.

Виды устного изложения материала:

Требования к изложению учебного материала:

Обсуждение изучаемого материала

Данный метод определяет активное взаимодействие и влияние преподавателя и студента (ученика) друг на друга. Он применяется для углубления, закрепления и систематизации знаний по предмету.

Виды обсуждения материала:

Требования к обсуждению изучаемого материала:

Показ (демонстрация)

Метод строится на основе демонстрации студентам (ученикам) реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратуры в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем. Он представляет собой совокупность приемов, с помощью которых создается образ изучаемого предмета и формируются конкретные представления о его устройстве.

Виды показа (демонстраций):

Требования к методу показа (демонстраций):

Метод упражнения:

Способ сознательного, многократного, постоянно усложняющегося повторения умственных и практических действий с целью складывания, закрепления и совершенствования навыков и умений. Функции метода заключаются в том, чтобы трансформировать часть знаний студента (ученика) в навыки и умения, подготовить к практической деятельности. Упражнения обязательны для любой дисциплины. Систематическое их выполнение воспитывает любознательность, настойчивость, внимание, прилежание.

Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.

Условия успешного осуществления упражнений в обучении:

Самостоятельная работа обучаемых

Данный метод предполагает индивидуальную активность студентов (учеников) при закреплении знаний, навыков, умений и подготовке к занятиям.

Виды самостоятельной работы:

Условия эффективной организации самостоятельной работы студентов (учеников):

Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса все шире внедряются активные методы обучения. Они помогают раскрепостить сознание, задействовать интеллектуальный потенциал индивида, приобрести прочные навыки и умения.

При чтении лекции применяются следующие приемы:

Семинар активизируется с помощью диалога, дискуссии, интеллектуальной разминки, «мозговой атаки», деловых игр, решения ситуативных задач, «исполнения ролей», социально-психологического тренинга (СПТ) и т.п.

Интеллектуальная разминка – это постановка вопросов, ответы на которые требуют четкого понимания изучаемой темы. Она длится 10–15 минут, проводится в быстром темпе, по основным понятиям, категориям, определениям, событиям, фактам и т.д. Главное здесь состоит в том, чтобы перед обсуждением проблем активизировать мыслительную деятельность студентов (учеников).

«Мозговая атака» применяется тогда, когда в раскрытии вопроса наступает тупиковая ситуация. При этом важно соблюдать определенные правила:

Ролевая (деловая) игра уместна тогда, когда нужно развивать приемы, навыки в выполнении функциональных обязанностей. К примеру, она используется в формировании у студентов профессиональных черт руководителя.

Социально-психологический тренинг (СПТ) – это тренировка обучаемых с целью выработки у них необходимых качеств, умений, навыков. Педагогический опыт свидетельствует, что молодого человека нужно практически учить многому: как вести с начальниками, старшими, равными, преодолевать затруднения в общении, взаимодействии с окружающими, диагностировать свойства личности, направленность, характер, способности и т.д. Система СПТ должна быть регулярной, полезной, интересной, приносить удовольствие.

8.3. Формы обучения

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений преподавателя (учителя) и студента (ученика).

Формы обучения представляют собой организационную сторону этого процесса. Они предусматривают состав групп (классов), структуру, место и продолжительность занятия, специфику деятельности преподавателя (учителя) и студента (ученика), тесную связь с методами, обеспечивая внешние и внутренние условия их применения.

Формы обучения:

Учебно-плановые формы обеспечивают усвоение студентами (учащимися) конкретных дисциплин, формирование навыков и умений. Внеплановые – позволяют им совершенствовать знания, расширять кругозор. Вспомогательные – обусловливают дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, способствуют преодолению отставания отдельных учеников, а также ускоренному продвижению тех, кто успешно осваивает программу.

Обучающе-образовательная
Воспитательная
Организационная
Психологическая

Обучающе-образовательная – служит созданию благоприятных условий для передачи студентам (ученикам) знаний, навыков, умений, формированию мировоззрения, развитию дарований, практических способностей и т.д.

Воспитательная – направлена на продуктивное задействование всех духовных сил молодых людей.

Психологическая – заключается в выработке у студентов (учащихся) правильного биоритма активности, привычки к занятиям и отдыху в определенное время.

Интегрирующе-дифференцирующая – способствует обмену информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи.

Систематизирующая и структурирующая – обеспечивают разбивку учебного материала по частям, темам.

По отношению друг к другу формы обучения выполняют комплексирующую и координирующую функции.

Стимулирующая – учитывает особенности возраста детей, специфику развития их организма, психики.

Со стороны формы занятие структурно состоит из трех частей:

При подготовке к занятию (на примере лекции) необходимо:

8.4. Проверка и оценка знаний, навыков, умений

Это составная часть процесса обучения и осуществляется в виде постоянного контроля за его ходом, что дает возможность педагогу влиять на деятельность студентов (учеников): определять, что они успешно усваивают, какие трудности встречаются, кто нуждается в помощи. Вместе с тем он продолжает их обучать и воспитывать, помогает им углублять и закреплять знания, навыки и умения, развивать внимание, мышление, память, вырабатывать эмоционально-волевую устойчивость.

Педагогические требования к проверке:

Проверка приучает молодежь к самоконтролю.

Проверка может быть:

Текущая – проводится на каждом занятии.

Предварительная – заключается в выявлении уровня подготовки студентов (учеников) за какое-то время, преподаватель (учитель) беседует с ними, наблюдает за их действиями, требует выполнить те или иные приемы.

Итоговая – организуется с целью получения оценок, их конечных результатов за период обучения.

Инспекторская – осуществляется представителями вышестоящих образовательных структур.

Оценка знаний, навыков, умений

Она может быть выражена в форме:

При оценке знаний учитывается:

При оценке навыков и умений учитывается:

При выставлении оценки преподаватель (учитель) руководствуется педагогическими критериями:

Оценка во всех случаях должна быть:

Обучение представляет собой взаимообусловленную деятельность двух сторон: обучающего (учителя, преподавателя), оказывающего педагогическое влияние и обучаемых (ученика, студента), которые отражают в своем сознании получаемую информацию, овладевая знаниями, навыками, умениями. Работа преподавателя призвана побудить к активному труду (учению) школьника, студента, а они в свою очередь обязаны проявить прилежание.

Источник

Понятие системы обучения и ее основные компоненты. Современные модели организации обучения. Типология и многообразие образовательных учреждений

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Говоря о системах обучения, мы должны учитывать неоднозначность подходов к этому понятию. Наряду с термином «система обучения», довольно часто мы встречаем понятие «педагогическая система» (Подласый И.П.), «дидактическая система» и т.д.

Как подчеркивает Б. Ф. Ломов, идея системного подхода не нова. Разработка теории функциональных систем предпринятая П. К. Анохиным, позволила использовать системный подход в педагогике, а затем и в психологии ( Ф. Ф. Королев, М. А. Данилов, В. М. Малинин и др.).

Система — это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и взаимодействующих между собой. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

Однако с точки зрения П. К. Анохина системой можно назвать только такой комплекс избирательного вовлечения составляющих, где взаимодействие и взаимоотношение приобретают характер взаимосодействия компонентов, направленых на получение фокусированного полезного результата.

Центральная научная задача педагогики и педагогической психологии как науки заключается в том, чтобы описать, как именно составляющие системы зависят друг от друга.

Многочисленные подходы к определению понятия «система обучения» можно объединить в две группы. В первой группе определений в качестве существенного признака указывается целостность (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова), во второй группе – система рассматривается как «совокупность элементов вместе с отношениями между ними» (Н.В. Кузьмина).

Н.В. Кузьмина определила педагогическую систему как “упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, образующих целостное единство, подчиненное целям воспитания и обучения. Систему составляют структурные и функциональные компоненты.

“Структурные компоненты педагогической системы являются базовыми элементами, характерными только для педагогических систем”. Таких компонентов шесть:

· цель – “важнейший компонент любой педагогической системы, обусловливающий сам факт ее создания”;

· учебная информация, “которая должна стать предметом усвоения теми или иными людьми”;

· средства педагогической коммуникации, “с помощью которых организуется деятельность учащихся по усвоению учебной информации в зависимости от целей педагогической системы”;

· учащиеся – “определенный контингент людей, испытывающих потребность в определенной подготовке, образовании или воспитании”;

· педагоги, “соответствующие целям системы, владеющие определенной информацией, средствами коммуникации, вооруженные психологическими знаниями об объекте педагогического воздействия”;

· результат – знания, умения, навыки, сформированные у учащегося к окончанию срока функционирования системы, т.е. к моменту выпуска.

· гностический, включающий действия, связанные с процессом накопления новых знаний о системе и ее компонентах в процессе решения педагогических задач;

· проектировочный, включающий действия, связанные с перспективным планированием задач и способов их решения;

· конструктивный, связанный с отбором и композиционным построением содержания учебной и воспитательной информации;

· коммуникативный, включающий действия по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками педагогического процесса;

· организаторский, связанный с реализацией педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия участников процесса;

· коррективный, связанный с перестраиванием деятельности педагогической системы в зависимости от уровня ее успешности.

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Педагогический процесс протекает в педагогической системе (ПС) — объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый opedek (запас прочности), система разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

«Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объединение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистической), — пишет проф. В. П. Беспалько, — представляется в настоящее время следующей взаимосвязанной совокупностью вариантных элементов:

И.П. Подласый выделяет несколько иные и функциональные компоненты системы обучения:

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

· дидактический компонент (цели, содержание, способы, формы обучения и т.д.);

· гноссеологический компонент (система познаний учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя);

· психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;

· киберенетический аспект, отражающий все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное – управление усвоением информации;

· социологический компонент, отражающий отношения между участниками учебного процесса;

· организационный компонент, отражающий учебный процесс в системе интелектуального труда.

П.И.Пидкасистый определяя систему как множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, предлагает следующую схему системы обучения

Что значит система обучения. Смотреть фото Что значит система обучения. Смотреть картинку Что значит система обучения. Картинка про Что значит система обучения. Фото Что значит система обучения

Системообразующими понятиями ( цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат). Переменными составляющими ( содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения). Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения.

Педагогические системы отличаются по видам, а наиболее устоявшиеся виды этих систем называются типичными. Виды и типы используются для характеристики разных подходов к организации и осуществлению учебного процесса. Основные виды и типы педагогических систем (по И.П. Подласому):

— древняя (шумерийская, египетская, китайская);

— греческая (эллинская, римско-греческая, римская);

— средневековая (догматическая, схоластическая);

— новые (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно-программированного, компьютеризованного обучения);

— новые зарубежные (объяснительного, объяснительно-иллюстративного, программированного, проблемно- программированного, компьютерного обучения, дистанционного обучения с помощью Internet и т. п.).

В современной школе используются три относительно обособленных вида обучения, которые отличаются между собою рядом важных признаков:

· объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, репродуктивным.

· программированное и компьютерное обучение.

Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью — главные его методы, слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Этот древний вид обучения не утратил значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Объяснительно-иллюстративное обучение экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых — преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Традиционное обучение обладает рядом противоречий (А.А. Вербицкий). Среди них одним из основных является противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах «основ наук», и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Технология его не отличается особой вариативностью, поскольку включение учащихся в активную познавательную деятельность опирается на ряд этапов, которые должны быть реализованы последовательно и комплексно:

В истории педагогики постановка вопросов собеседнику, вызывающих затруднение в поисках ответа на них, известна по беседам Сократа, пифагорейской школе, софистам. Идеи активизации обучения, мобилизации познавательных сил учащихся путем включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность нашли отражение в трудах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, представителей «нового воспитания», которые пытались противопоставить догматическому заучиванию готовых знаний «активные» методы обучения.

Название «программированное обучение» происходит от термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. У истоков программированного обучения стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси, в отечественной науке этими вопросами плодотворно занимались Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, В. И. Чепелев и другие ученые.

Особенности программированного обучения заключаются в следующем:

Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения

Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, и б) разветвленные программы Н. Краудера:

· Разветвленная программа программированного обучения кроме основной программы, рассчитанной на сильных учащихся, предусматривает дополнительные программы (вспомогательные ветви), на одну из которых направляется ученик в случае затруднений. Разветвленные программы обеспечивают индивидуализацию (адаптацию) обучения не только по темпу продвижения, но и по уровню трудности.

Общий недостаток программ, построенных на бихевиористской основе, заключается в невозможности управления внутренней, психической деятельностью учащихся, контроль за которой ограничивается регистрацией конечного результата (ответа).

В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном варианте этот тип обучения базируется на так называемой теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина (Гальперин П.Я., 1998) и теории кибернетики. Перечисленные выше системы обучения реализуются в рамках различных образовательных учреждений. Рассмотрим их типологию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *