Что значит сильная и слабая позиция
Сильная позиция и сильная роль, в чем разница
Читатели блога задали вопрос о разнице в сильной позиции и сильной роли. Хочу сегодня разобрать эту тему, она важная и иногда вносит некоторую путаницу в голову того, кто пытается разобраться в причинах расставания или проблемах в отношениях.
Что такое сильная позиция
Итак, сильная позиция в отношениях — это позиция партнёра, который за них не цепляется, не держится. Сильная позиция у человека, который не нуждается в отношениях. Отношения для «сильного» не являются чем-то важным и ценным. Он вполне любит себя сам и не требует любви от окружающих. У такого партнёра на первом месте всегда только он сам и его интересы. Характерная особенность сильной позиции — отсутствие страха расставания с конкретным партнёром.
Человек не так уж сильно дорожит отношениями, не зависит от их наличия или отсутствия, имеет иногда средний, но чаще низкий уровень значимости партнёра и самих отношений для себя.
Довольно подробно я писала о сильной и слабой позициях в этой статье.
Что такое сильная роль
А что же такое сильная роль? Сильная роль — это роль человека, который:
В нашей культуре сильная роль чаще всего отводится мужчинам. Хотя это совсем не обязательно. Есть такое клише, что именно мужчина должен быть сильным, зарабатывать деньги, решать куда ехать в отпуск, распределять ресурсы (да так, чтоб всем хватило), покровительствовать женщине, снисходительно к ней относится, но при этом оберегать и заботиться. А задача находящегося в слабой роли — подчиняться.
Сильная роль, это роль главного человека, правителя, руководителя.
Сейчас в обществе произошли перемены и строгой половой привязки к ролям больше нет, сильная роль теперь может принадлежать не только мужчине. С ней вполне успешно справляется и женщина. Иногда даже лучше, чем мужчина.
И довольно частой является ситуация с обратным распределением ролей в семье: мужскую, сильную роль играет женщина (зарабатывает, принимает стратегические решения, говорит кому и что надо делать, руководит), а слабую, женскую роль принимает на себя мужчина (забота о детях, поддержание порядка в доме, сохранение благоприятного климата и атмосферы в семье).
Но ведь нередко бывает и так, что парой становятся люди, одинаково склонные к доминированию и желающие играть сильную роль в отношениях. Либо наоборот, не желающие принимать никаких решений и брать ответственность на себя, желающие оба быть в слабой, ведомой роли.
Тогда говорят о равноправии. Что это такое? Это либо разделение любой ответственности пополам (крайне нежелательно, т.к. разделение всегда несёт соблазн переложить и свою часть на другого, в итоге никто не отвечает), либо разделение ее по областям, по направлениям (более приемлемый вариант, хотя не сильно отличается от разделения при принятии сильной и слабой роли, просто называется равноправие, что никому обидно не было). Например, один отвечает за материальную сторону совместного бытия, а другой отвечает за здоровье и душевное благополучие членов семьи. Такой вариант возможен. Главное в равноправии — замечать не только свои труды, но и вклад партнёра.
Во избежание конфликтов, проблем и перекладывания ответственности друг на друга, нужно договариваться обо всем «на берегу». Во время встреч и долгого общения. Ничего здесь не должно быть «по умолчанию». Не должно быть надежды на саморегуляцию системы. Подстройка людей возможна только до определенного момента, пока они много значат друг для друга. Со временем стремление подстраиваться и регулировать отношения пропадает.
Исполняемые роли не должны вызывать ни у кого дискомфорта. Распределение ролей это как раз то, что позволит системе стать целостной, крепкой и устойчивой к различным трудностям и невзгодам.
Сравнение роли и позиции
Очевидно, что два прирожденных руководителя в семье, скорее всего, плохо уживутся. Они будут ссориться, конфликтовать и бороться за власть. Особенно если оба будут в слабой позиции. Потому что слабая позиция всегда очень требовательная, ей постоянно чего-то не хватает есть свободная энергия и ресурсы для активности.
Представьте себе женщину в сильной роли и в слабой позиции. Сильная роль даёт ей твердость, жесткость, требовательность и «право» высказывать претензии и недовольство. А слабая позиция даёт ей нуждаемость, зацикленность на одном человеке и стремление улучшить отношения. Она будет очень много ругаться и требовать внимания к себе, подчинения, любви и заботы.
Все это я говорю для того чтобы внести ясность: сильная роль не обеспечивает сильную позицию. Как и слабая роль не предполагает слабую позицию.
Встречаются, и очень даже часто, ситуации, когда партнёр в сильной роли (добытчик, доминант по всем признакам) в отношениях находится в слабой, нуждающейся позиции.
Больше даже скажу, когда человек принимает на себя сильную роль покровителя, но имеет неуравновешенную психику, то она склонна играть с ним интересную шутку и заставлять его нуждаться в слабых подчинённых и растить их значимость.
В таких случаях слабая роль у партнера может сочетается с сильной позицией. Этакие безответственные, «сидящие на шее» экземпляры, которым ещё и никто не нужен. Которые обесценивают вложения и заботы партнёра, вызывая зависимость у последнего.
Зависимость возникает из-за попыток партнёра преодолеть противоречие, доказать свою «хорошесть» и ценность. Но это практически невозможно: для того, чтобы встать с дивана нужна внутренняя или внешняя мотивация. Внутренняя — это внутренние опоры, которых нет, раз человек не хочет проявлять инициативу в устройстве своей жизни. И внешних нет, т.к. для того чтобы повлиять хоть немного на человека, для него нужно быть значимым. Партнёр, играющий сильную роль и находящийся в слабой позиции, становится рабом такого человека и вынужден потакать его прихотям для получения хоть небольшого подтверждения своей объективно высокой значимости.
Но чаще всё же встречаются ситуации, когда позиция и роль совпадают. Точнее роль обуславливает позицию, как бы даёт для неё основания. Сильная роль ведь предполагает наличие внутренних и внешних опор, поэтому такие люди априори чувствуют себя более уверенными в жизни вообще и в отношениях в частности.
С ролями разобрались, я надеюсь. В них приветствуется гармония. Взаимодополняемость. Если остались вопросы, задайте их, пожалуйста, я постараюсь все прояснить.
А вот с позициями, отражающими значимость и заинтересованность людей друг другом, ситуация другая. Тут действительно важно условное равенство. Заинтересованность друг в друге должна быть примерно одинаковой для того, чтобы отношения сохранялись и развивались. К расставания ведёт как раз нарушение баланса значимости в отношениях.
Сегодня у меня для Вас очень простое пожелание: желаю Вам с радостью играть ту роль, которую Вы хотите, и не брать на себя ту, которая Вам не по душе и не по силам.
Сильные и слабые позиции согласных фонем
Примечание: Сильные и слабые позиции определяются только для фонем, парных по определенному признаку.
Позиция, являющаяся слабой по признаку глухости/звонкости, но сильной по признаку наличия/отсутствия палатализации, обозначается индексом 1.
Позиция, слабая по признаку твердости/мягкости, но сильная по признаку участия голоса и шума, обозначается индексом 2.
Позиция согласных фонем, слабая одновременно и по глухости/звонкости, и по твердости/мягкости, обозначается индексом 3.
Сильные и слабые позиции согласных фонем
По глухости/звонкости
Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.
Сильные и слабые позиции согласных фонем
По твердости/мягкости
Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:
Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.
§ 14. Предмет графики как научной дисциплины
Графикой (от греч. grapho – пишу) называется раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки (графические средства) и соотношения между буквами и звуками (фонемами). К графическим средствам относят: буквы, знаки препинания, пробел между словами, отступ (абзац), апострóф, знак ударения и некоторые другие знаки. Однако основными графическими средствами русского языка являются буквы.
Сильная позиция для согласных. Сильные позиции и слабые позиции гласных и согласных звуков
Сильная позиция от слабой отличается так:
Но вот с согласными дело сложнее.
Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.
И если после стоит сонорная согласная или буква quot;Вquot;.
Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.
Вот табличка с примерами:
Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.
Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.
Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:
Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется quot;позициейquot;. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.
У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.
Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.
Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.
Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:
Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.
Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:
Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:
Сии позиции подразделяются на две категории:
Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:
Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):
У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:
У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:
Для наглядности я составила такую табличку:
Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:
Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :
а также перед согласными :
Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:
Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:
Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.
Лучше всего объяснить на примерах.
Сильные и слабые позиции гласных
В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.
В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.
Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.
В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается quot;аканьеquot;.
Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).
Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.
Нормативным в русском языке считается quot;иканьеquot;.
Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.
Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.
Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.
В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.
Сильные и слабые позиции согласных
Для согласных это месторасположение согласного перед:
ГЛАСНЫМИ : док—ток, лук—люк, раса—ряса, милая—мыла;
СОНОРНЫМИ : слон—клон, сноп—озноб, вниз—книзу, трава—дрова;
согласной В : сватать, творить.
Слабой является позиция:
б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить—просьба (с=>з)
и перед глухими (звонкие оглушаются): резок—резкий, низы—низкий (з=>с);
Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:
1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а ( – );
2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить ( – );
3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить ( – ).
Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:
1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] ( нейтрализуется с в варианте [т]);
2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а ( нейтрализуется с в варианте [з’]);
3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а ( нейтрализуется с варианте [т]).
Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.
По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:
2) На конце слова: кон – конь ( – ), угол – уголь ( – );
3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько ( – ), полка – полька ( – ).
Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:
1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить ( нейтрализуется с в варианте [з’]), песнопение – песня ( нейтрализуется с в варианте [с’]);
2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет ( нейтрализуется с в варианте [с’]);
3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе ( нейтрализуется с в варианте [в’]);
4) Для зубной – перед передненёбными и : кабан – кабанчик ( нейтрализуется с в варианте [н’]), обман – обманщик ( нейтрализуется с в варианте [н’]).
Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:
1) Смягчение согласных перед : семья [с’и э м’jа], вьюга [в’jугъ], соловьи [сълʌв’jи], но подъезд [пʌдjэст];
2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].
По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.
Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.
Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:
1) Выполнить фонетическую транскрипцию;
2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);
3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);
4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.
5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.
Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.
1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];
+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)
+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)
4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).
Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.
Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.
1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?
2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?
4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?
5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.
6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?
7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.
8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.
9) Каков состав согласных фонем русского языка?
№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).
№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?
№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.
С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].
В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Рядом гласный подставляй!
Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками «+» (согласны).
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]
У:— Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.