Что значит штатный преподаватель
Статья 20. Работники высших учебных заведений
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
Статья 20. Работники высших учебных заведений
1. В высших учебных заведениях предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.
К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ пункт 2 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
2. Особенности заключения и прекращения трудовых договоров на замещение должностей научно-педагогических работников в высших учебных заведениях устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, а также распространяются на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 50-ФЗ пункт 3 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
3. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях особенности замещения должностей ректоров, проректоров, руководителей их филиалов и институтов устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения
3.1. В государственном или муниципальном высшем учебном заведении по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение, может учреждаться должность президента высшего учебного заведения. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Должность президента федерального университета учреждается при создании федерального университета и закрепляется в его уставе.
Лицо, замещающее должность президента высшего учебного заведения, как правило, должно иметь опыт работы в должности ректора высшего учебного заведения. Совмещение должностей ректора и президента государственного или муниципального высшего учебного заведения не допускается.
Кандидатура президента государственного или муниципального высшего учебного заведения представляется в ученый совет такого высшего учебного заведения органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение.
Президент высшего учебного заведения избирается на заседании ученого совета тайным голосованием простым большинством голосов на срок до пяти лет. После избрания президента между ним и органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится высшее учебное заведение, заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом высшего учебного заведения осуществляется по основаниям, установленным трудовым законодательством Российской Федерации, в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем организации.
ГАРАНТ:
См. письмо Федерального агентства по образованию от 21 сентября 2006 г. N 18-02-10/09 «О процедуре избрания Президента ВУЗа»
штатный преподаватель
Смотреть что такое «штатный преподаватель» в других словарях:
Штатный преподаватель ВУЗа — Под штатными преподавателями понимаются лица из числа профессорско преподавательского состава, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки. Источник: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ… … Официальная терминология
Штатный преподаватель-совместитель ВУЗа — Под штатными совместителями понимаются лица из числа профессорско преподавательского состава, для которых данное образовательное учреждение не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной нагрузки (не менее 0,25… … Официальная терминология
Базаревский — Базаревский, Александр Халильевич Александр Халильевич Базаревский (1884, Лодзь 1938, Москва) русский и советский военный деятель, полковник[1]. Содержание 1 Биография 1.1 Первая миро … Википедия
Базаревский, Александр Халильевич — Александр Халильевич Базаревский (1884(1884), Лодзь 1938, «Коммунарка», Московская область) русский и советский военный деятель, полковник. Содержание 1 Биография … Википедия
Яцко, Иван Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яцко. Иван Васильевич Яцко Дата рождения 24 декабря 1880(1880 12 24) Место рождения Свислочь, Могилёвская губерния, Российская империя Дата смерти дата смерти н … Википедия
Кораблёв, Василий Николаевич — Василий Николаевич Кораблёв Дата рождения: 12 апреля … Википедия
Марков, Сергей Леонидович — Сергей Леонидович Марков Генерального штаба генерал лейтенант Сергей Леонидович Марков Дата рождения … Википедия
Витковский, Василий Васильевич — геодезист. Род. в 1856 г., учился в частной классической гимназии в С. Петербурге и в Николаевском инженерном училище. В 1880 84 гг. состоял при геодезическом отделении Академии генерального штаба и Пулковской обсерватории, после чего назначен на … Большая биографическая энциклопедия
Некрасов, Николай Виссарионович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Некрасов. Николай Виссарионович Некрасов (Голгофский) … Википедия
Дурляхов, Ростислав Августович — Ростислав Августович Дурляхов Роберт Августович Дурляхер … Википедия
Сакеллари, Николай Александрович — Николай Александрович Сакеллари (29 сентября1880 11 марта 1936) основатель советской школы штурманов, видный специалист в области теории и практики кораблевождения, капитан дальнего плавания,капитан 2 го ранга Российского императорского флота,… … Википедия
Как ограничена нагрузка преподавателей детских школ искусств
Как ограничена нагрузка преподавателей детских школ искусств
,
ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области
С 2015 ГОДА ДЕЙСТВУЕТ ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 22.12.2014 № 000, КОТОРЫЙ ПОСВЯЩЕН ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ПОРЯДКУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭТОГО ПРИКАЗА ВЫЗЫВАЕТ У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ВОПРОСЫ. РАНО ИЛИ ПОЗДНО ЭТО ПРИВЕДЕТ К ПРОБЛЕМАМ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С КОНТРОЛИРУЮЩИМИ И ПРОВЕРЯЮЩИМИ ОРГАНАМИ.
Начнем с того, что рассмотрим две новеллы, введенные приказом Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ № 000).
В приложении № 2 к Приказу № 000 гарантировано определение объема учебной нагрузки педагогических работников путем издания учреждением локального акта с учетом мнения педработников и включения объема учебной нагрузки в их трудовые договоры (эффективные контракты).
Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяют ежегодно, в начале учебного года. Нагрузка определяется в астрономических часах в год.
Эти гарантии отсутствовали в ранее действовавшем приказе Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Разъяснения и рекомендации оформлялись в лучшем случае письмами органов управления и контроля за образованием1.
Со дня вступления в силу Приказа № 000 тарификацию оформляют путем издания локального акта учреждения. Это облегчает работу руководителя образовательного учреждения по учету и распределению педагогической нагрузки. Но составление тарификации предполагает, что руководитель совершит иные юридически значимые действия: оформит табель учета рабочего времени, определит систему оплаты труда работников учреждения, внесет изменения в штатное расписание и трудовые договоры работников и пр.
Локальный нормативный акт учреждения, закрепляющий объем учебной нагрузки, это и есть приказ или распоряжение, утверждающие тарификацию. При этом необходимо учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников при его наличии (п. 1.9 приложения № 2 к Приказу № 000).
2. Объем учебной нагрузки, установленный педработнику, прописывают в трудовом договоре. Ежегодно при определении учебной нагрузки, а при необходимости и чаще (при изменении учебной нагрузки) руководитель учреждения должен заключать с педработниками дополнительное соглашение к трудовому договору. В соглашении определяют учебную нагрузку в соответствующем учебном году.
В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников входит:
- учебная (преподавательская) работа; воспитательная работа; индивидуальная работа с обучающимися; научная, творческая и исследовательская работа; другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (примечание 1 к приложению № 1 к Приказу № 000).
Последний пункт подразумевает методическую, подготовительную, организационную, диагностическую работу, работу по ведению мониторинга, работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Таким образом, рабочее время педагогических работников состоит из учебной (преподавательской) работы и иной педагогической работы, предусмотренной должностными обязанностями.
В трудовом договоре с преподавателем или педагогом дополнительного образования детской школы искусств, помимо продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку), должен определяться объем учебной нагрузки в соответствии с локальным актом школы (п. 16 формы эффективного контракта, п. 1.3 приложения № 2 к Приказу № 000).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Определение объема учебной нагрузки не означает установление ее верхнего предела. Это гарантия трудовых прав педагогического работника: произвольно, по усмотрению руководителя школы искусств учебная нагрузка преподавателей и педагогов меняться не может.
Может ли директор детской школы искусств совмещать руководящую должность и должность преподавателя? Ограничивается ли при этом объем его педагогической нагрузки?
Возможность совмещать должность руководителя и должность преподавателя дисциплин — одна из особенностей работы директоров детских школ искусств.
Преподавательская работа руководящих работников без занятия штатной должности в том же учреждении не считается совместительством и не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 постановления Минтруда России «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).
Поэтому выполнение обязанностей руководителя и одновременно преподавателя детской школы искусств нужно считать совмещением должностей. Оно допускается в пределах основного рабочего времени (п. 2 Постановления № 41) и закрепляется основным трудовым договором с работодателем (в данном случае — с учредителем).
Какой предельный объем педагогической нагрузки может взять директор детской школы искусств, будет решать учредитель. Нормативные документы такое ограничение не устанавливают.
Скорее всего, учредитель будет исходить из того, что директор школы должен иметь возможность качественно и в полном объеме исполнять обязанности руководителя. Также следует ориентироваться на пределы рабочего времени, установленные для совместителей (не более четырех часов в день).
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Руководители и работники образовательных учреждений часто задают вопрос о количестве ставок, на которые может быть оформлен педагогический работник. Многие преподаватели имеют нагрузку в две-три ставки. Они полагают, что требования трудового законодательства к нормированию рабочего времени к ним не относятся, так как верхний предел учебной нагрузки по должностям «преподаватель» и «педагог дополнительного образования» в детских школах искусств не определен.
Примите к сведению
Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы и нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, в которые включаются перемены.
Для педагогических работников вне зависимости от занимаемых ими должностейустановлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Об этом говорится в ст. 333 Трудового кодекса РФ — федерального закона, имеющего по сравнению с подзаконными актами и официальными письмами отраслевых органов высшую юридическую силу.
Минобрнауки России учло, что труд педагогических работников как на должностях с различными наименованиями, так и по одноименным должностям может существенно различаться по сложности и условиям выполнения работы в различных образовательных организациях, с различным контингентом. В письме указано: «Как следует из пункта 2 приложения № 1 к Приказу № 000, в зависимости от занимаемой педагогическим работником должности устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, составляющая 36 или 30 часов в неделю, либо нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющие 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы». Норма в 18 часов педагогической работы за ставку заработной платы установлена по должностям «преподаватель» и «педагог дополнительного образования», используемым в штатных расписаниях детских школ искусств (п. 2 приложения № 1 к Приказу № 000).
1Продолжительность рабочего времени определяет ст. 333 ТК РФ, которая устанавливает сокращенную продолжительность для всех педагогических работников в 36 часов в неделю. Приказы и письма Минобрнауки России не могут корректировать требования федерального закона.
2В пункте 1 приложения № 1 к Приказу № 000 сказано, что продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педработников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Эта норма распространяется как на тех педработников, для которых установлена продолжительность рабочего времени (п. 2 приложения № 1 к приказу), так и на тех, для которых определена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы (п. 2 приложения № 1 к приказу).
Преподаватели и педагоги дополнительного образования детских школ искусств относятся ко второй категории. Значит, для них продолжительность нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы установлена исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
И в таком узком, формальном смысле Минобрнауки России правь в своем выводе, что «понятие „продолжительность рабочего времени не более 36 часов“ не является единой для всех педагогических работников продолжительностью рабочего времени». Понятие не единое, есть понятие «продолжительность нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы», но и эта продолжительность должна устанавливаться исходя из сокращенной, 36-часовой рабочей недели, как указывает ТК РФ.
Официальная позиция
Установлен ли верхний предел учебной нагрузки для преподавателей детских школ искусств
Александра Аракелова,
директор Департамента науки и образования Минкультуры России
Продолжительность рабочего времени педагогических работников детских школ искусств определена приказом Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ № 000). Согласно приказу:
▪ для концертмейстеров норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы составляет 24 часа. Норма включает нормируемую часть работы и другую часть педагогической работы, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом;
▪ для преподавателей норма часов учебной (преподавательской) работы в неделю за ставку заработной платы составляет 18 часов. Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, не конкретизирована по количеству часов и относится к выполнению работ, предусмотренных квалификационными характеристиками занимаемой должности. Эта часть определяется должностной инструкцией и трудовым договором.
Приказ № 000 не устанавливает верхний предел учебной нагрузки для преподавателей дополнительных общеобразовательных программ в области искусств и концертмейстеров.
При этом объем учебной нагрузки для них устанавливается с учетом:
▪ федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств;
▪ разрабатываемых на их основе самими школами предпрофессиональных образовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств с учебными планами и другой необходимой документацией.
МАКСИМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА
Работу за пределами установленной нормальной (сокращенной для педагогических работников) продолжительности рабочей недели регулирует ст. 97 ТК РФ. Никаких исключений по порядку привлечения к труду за пределами установленной продолжительности рабочего времени педагогических работников ТК РФ не оговаривает.
Кодекс предусматривает два случая привлечения работника к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.
1/
Сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ).
Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (в детских школах искусств это 36 часов в неделю).
▪ Кого нельзя привлекать к сверхурочной работе
— беременных женщин;
— работников в возрасте до 18 лет;
— другие категории работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.
Статья 99 ТК РФ
Статья 99 ТК РФ определяет случаи, когда работник не имеет права отказаться от выполнения сверхурочной работы. Работа преподавателей не имеет к ним отношения. Также в статье приведен перечень лиц, которые не могут быть привлечены к сверхурочной работе, например беременные женщины.
Таким образом, если педагог не относится к одной из категорий лиц, которых нельзя привлекать к сверхурочной работе, с письменного согласия его можно привлечь к сверхурочной работе.
Педагог может дать согласие на работу на две с половиной или три ставки. Но при этом продолжительность сверхурочной работы не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Слово эксперту
Педагогическая нагрузка преподавателей не ограничена, но ограничена продолжительность рабочего времени
Всеволод Луховицкий,
сопредседатель Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»
Чтобы определить нагрузку преподавателей детских школ искусств, применяют Приказ № 000 (п. 2.8.1 и примечания 3 и 4). Краткая суть заключается в следующем.
Для всех педагогических работников Трудовой кодекс РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю. Это значит, что по своей основной работе (например, преподаватель музыки) работник не может привлекаться свыше 36 часов без его письменного согласия и без оплаты часов свыше 36 как сверхурочных.
В отличие от других педагогических работников для преподавателей установлена норма часов за ставку заработной платы — 18 часов в неделю. Но это всего лишь расчетная величина для исчисления зарплаты. Это никак не связано и тем более не приравнено к рабочему времени — 36 часам в неделю.
Нельзя говорить, что рабочее время преподавателя в неделю — 18 часов. Преподаватель может по согласованию с работодателем вести больше или меньше 18 часов. Эти часы оплачиваются не как сверхурочные. Никакого «потолка» Приказ № 000 не устанавливает.
Но это не отменяет общей нормы — не больше 36 часов в неделю! То есть если преподавателю дали 37 часов, 1 час должен оплачиваться уже как сверхурочная работа. И не имеет значения, согласился ли преподаватель под нажимом директора или сам просил об этом часе — это все равно сверхурочная работа.
К сожалению, не все работники это понимают. Нашему профсоюзу известны случаи, когда нагрузка преподавателя детской музыкальной школы доходила до 40 часов. Самих педагогов нищенская оплата ставки вынуждает брать максимальное количество часов, не задумываясь о том, что они имеют право на повышенную оплату. А работодателям выгодна большая нагрузка для отчетности и чтобы держать работников в полном подчинении. Будешь вести себя непокорно — не дам больше 18 часов или, наоборот, — нагружу 40 часами.
2/ Ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ).
Ненормированный рабочий день — особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем закрепляется в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, который принимают с учетом мнения представительного органа работников.
Примите к сведению
Если работодатель оформляет работу как сверхурочную, необходимо оплатить часы, отработанные сверх двух ставок (свыше 36 часов в неделю) в не менее чем полуторном — двойной размере (ст. 152 ТК РФ) или компенсировать их дополнительным отдыхом.
Для детских школ искусств ненормированный рабочий день предполагает, что работа за пределами установленной продолжительности рабочей недели не является системной, то есть ее нельзя включить в тарификацию и расписать на учебный год. Ненормированность определяется не в отношении конкретных лиц, а по должностям, без персональных исключений. То есть в труде педработников детских школ искусств признаки ненормированности отсутствуют.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляют ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ). То есть оплата дополнительных (сверх 36) часов не предусмотрена.
Других способов привлечь работника к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени, когда он замещает одну штатную единицу, ни ТК РФ, ни иные нормативные правовые акты не предусматривают.
Эти нормы связаны с реализацией права работника на отдых, и их выполнение обязательно. В противном случае нарушаются требования охраны труда и страдает качество образовательного процесса. Сокращенная продолжительность рабочей недели установлена педагогам с учетом той эмоциональной и психофизиологической нагрузки при работе с детьми, которую они несут. Если преподаватель работает «на три ставки», то речь о качестве образования, индивидуальном подходе к ребенку идти не может: педагог не робот и его усталость не может не сказываться на его поведении во время урока.
Единственный способ узаконить работу «на три ставки» — это оформить педработнику детской школы искусств внутреннее совместительство (ст. 60.1 и глава 44 ТК РФ).
При этом руководителю школы искусств необходимо:
- иметь в штатном расписании школы ставку, которую преподаватель будет совмещать. Но тогда возникает вопрос, почему оформляют совместительство, а не принимают нового работника; учитывать, что работа по совместительству педработников в течение месяца не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (подп. «б» п. 1 постановления Минтруда России «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», далее — Постановление № 41). То есть педагог может работать по совместительству не более 18 часов в неделю.
В этом случае преподаватель «впишется» в три ставки: две в пределах сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов) и одна — по совместительству (18 часов).
Трудоустройство преподавателя и педагога детской школы искусств на более чем две ставки заработной платы, когда преподаватель или педагог в штатном расписании занимает одну штатную единицу, — прямое нарушение законодательства.
Оформлять совместительство для педработника, по нашему мнению, можно в исключительных случаях, когда речь идет о преподавателях от Бога, а администрация школы искусств действует в интересах детей, а не педагога, который хочет увеличить свой доход.
Если цель повышения нагрузки — увеличить доход преподавателя, следует использовать другие методы. Системы оплаты труда государственных и муниципальных школ искусств позволяют повысить зарплату педагогических работников через установление гибкой системы стимулирующих выплат и премирования.
Чтобы повысить оплату труда востребованных, опытных педагогов, необязательно возлагать на них нагрузку, превышающую как установленный ТК РФ высший предел, так и их эмоциональные и физические силы. Нужно обеспечить достаточное финансирование нужд школы. Один из источников — плата родителей за обучение детей по образовательным программам школы.
Слово практику
Как увеличить зарплату преподавателю
Олег Кузнецов,
директор Детской художественной школы № 9, г. Москва
Перед многими руководителями учебных заведений дополнительного образования стоит непростая задача — повысить заработную плату преподавателям и сотрудникам. Единого рецепта тут не существует. Все зависит от специфики образовательного учреждения, перечня оказываемых услуг, местоположения школы и других условий.
Рассмотрим варианты решения этой задачи. Например, можно пересмотреть штатное расписание: есть ли вакансии, должности, от которых учреждение готово отказаться без вреда для учебного процесса, нужны ли учреждению совместители и т. п. Если высвобождаются педагогические часы, не торопитесь принимать на работу нового преподавателя. Возможно, правильнее предложить эти часы постоянному сотруднику дополнительно к его основной ставке. При этом не забудьте получить письменное согласие преподавателя. В соответствии с приказом Минобрнауки России норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет 18 часов в неделю.
Повышение квалификации и соответственно категории также влияет на зарплату педагога.
Еще один способ повысить зарплату — компенсационные и стимулирующие выплаты. Они выплачиваются за звания, участие в методических советах, организацию и проведение выставок, конкурсов, фестивалей, концертов, то есть за работу, не входящую в круг основных обязанностей. Эти выплаты должны быть прописаны в нормативных документах учреждения, а также в соответствующих положениях.
Поднять зарплату преподавателям позволяет и развитие платных услуг. Это одно из приоритетных направлений работы учебных заведений в системе дополнительного образования, которое помогает увеличить количество обучающихся.
КАНИКУЛЯРНАЯ НАГРУЗКА
Приказ № 000 породил еще одну правовую проблему. В документе указано, что наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и зарплаты, в том числе когда заключение медицинской организации, служащее основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года (п. 2.6 раздела II приложения № 2 к Приказу № 000).
Преподаватели детских школ искусств под действие этой нормы не подпадают, сохранение учебной нагрузки (и зарплаты) им не гарантировано. Но именно учебная нагрузка является расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц (п. 2.8 приложения № 1 и примечания 3 к приложению № 1 к Приказу № 000). Значит, в период каникул размер заработной платы преподавателей должен быть сокращен пропорционально выпавшей на каникулы учебной нагрузке.
Для педагогов дополнительного образования гарантия сохранения учебной нагрузки и зарплаты в каникулярное время сохранена (п. 3.1 приложения № 2 к Приказу № 000).
Приказ № 000 действует с 2015 года. Плановые финансовые и трудовые проверки проводятся один раз в три года, поэтому столкновения с проверяющими и контролирующими органами еще не начались. Когда проверяющие станут задавать вопросы, ответы на них надо будет подкреплять нормативными правовыми документами, а не ссылками на предыдущий опыт работы, мнения работников отрасли или собственные убеждения, не имеющие правовых оснований.
Руководителям и преподавателям учреждений дополнительного образования детей в области искусств сложно разобраться в формальных несоответствиях правового регулирования. В результате руководители детских школ искусств применяют нормативные акты не с правовых позиций, а «так, как поняли», вырывают их из контекста правового регулирования. Это не создает основы для устойчивого развития системы дополнительного образования в области искусств.