Что значит шахматы фишера
Шахматы Фишера
Наверное, каждый понимает, кто изобрел шахматы Фишера. Однако что это такое, знают далеко не все. Роберт Фишер – одиннадцатый чемпион мира по шахматам, который не раз удивлял весь мир.
Что такое шахматы Фишера
Когда Роберт Джеймс Фишер перестать играть в шахматы, он удивил мир некоторыми инновациями. В частности, он предложил собственные шахматы и часы. Первое изобретение мало чем отличается от классического, однако первоначальная расстановка фигур выглядит непривычно. Доска используется такая же, пешки тоже стоят привычным образом, но сами фигуры расставляются иначе. При расстановке игроки должны соблюдать три условия:
Согласно теории вероятности, существует 960 расстановок фигур, поэтому шахматы Фишера еще называют «рэндом 960». Вот одна из примерных стартовых позиций:
Необходимо отметить, что такие идеи возникали и у других игроков. Например, нечто похожее было у Давида Бронштейна. Только в его версии было гораздо больше способов начальной расстановки фигур. Но версия Фишера сегодня пользуется большей популярностью, чем варианты других гроссмейстеров и чемпионов мира.
Правила шахмат Фишера
Фишер преследовал цель – отойти от дебютной теории. То есть, невозможно заранее подготовиться к партии, потому что непонятно, какая будет расстановка на доске. В период компьютеризации дебютная теория очень сильно разрослась. Компьютеры хранят огромное количество партий в своей памяти и анализируют их, чтобы сделать ход. В результате этого часто возникает вопрос, чья заслуга в победе больше: компьютера или человека.
Из-за того, что сегодня приходится многим играть с компьютером, возникает чувство ностальгии по тем временам, когда два умных человека встречались и за доской решали, чей мозг больше обладает стратегическим мышлением.
В шахматах Фишера приходится думать с первого хода, а не подчиняться дебютным теориям. Таким образом, его шахматы сейчас являются запасным аэродромом на случай, если программы смогут просчитать все возможные варианты от начала до конца.
Начальная расстановка фигур
Первоначально Фишер предполагал, что игроки могут расставлять фигуры, исходя из собственных предпочтений. Но затем отказался от этого подхода и решил соблюдать симметрию. Во время проведения турниров компьютер должен генерировать расстановку, чтобы игроки не знали, что их ждет в начале и не могли подготовиться. Также возможно искусственным образом ограничивать количество исходных позиций до 20-50.
Практика показывает, что уже на 20 ходу партия превращается в привычную. А в эндшпиле невозможно сразу определить, выбрали игроки классический вариант или использовали модификацию Фишера. Но, играя в шахматы Фишера, роль знания наизусть нескольких дебютов значительно снижается. На первый план выходят фантазия и понимание игрового процесса.
Рокировка в шахматах Фишера
Важно понимать, что рокировка принципиально отличается у Фишера. Изначально предлагалось отказаться от нее из-за отсутствия четкого правила расстановки фигур, но потом Фишер оставил этот ход.
Независимо от расположения короля и ладьи, короткая рокировка происходила так, что король должен находиться на G1, а ладья на F1. Но перед рокировкой ладья должна находиться справа от короля. При длинной рокировке ладья находится слева. Он встает на D1, а король на C1. У черных действует аналогичное правило, но вместо 1 используется 8 при идентификации клетки.
Важно. В этом случае появляется новое важное правило. Можно начинать рокировку с ладьи. Ход признается выполненным после того, как переводятся шахматные часы.
Есть два важных ограничения:
Турниры с использованием шахмат Фишера начали проводиться в конце XX века. Впервые это было в городе Майнц (Германия).
Далее вы можете посмотреть интересную партию между известными гроссмейстерами современности — Левоном Ароняном и Хикару Накамурой.
Где играть в шахматы Фишера онлайн?
Многие уверены, что шахматы Фишера не смогут полностью заменить классические. Другие уверены, что это произойдет в скором будущем. Поэтому необходимо понимать, какая цель преследуется во время игры. Если есть желание попробовать что-то новое и уйти от типичного дебюта, то стоит попробовать модификацию, предложенную американцем. Сейчас сделать это очень просто. Например, в шахматы Фишера можно играть онлайн с компьютером или живыми людьми на сайте Сhess.com. Для этого придется пройти регистрацию, потому что без неё доступна только игра в классические шахматы.
Относительная сила игрока не сильно меняется, независимо от выбранного типа шахмат. Поэтому шансы на победу везде будут одинаковые. Хотя, в классическом варианте они немного выше, если знать несколько удачных дебютов.
Шахматы Фишера способствуют развитию нестандартного мышления. Если есть партнер, разделяющий интересы, то можно тренироваться и получать удовольствие. Но найти компьютерные модификации такой игры, наверное, невозможно. Сама идея Фишера была в том, чтобы создать альтернативу компьютерной версии, которую невозможно будет просчитать с помощью программ заранее, еще до начала игры.
Что значит шахматы фишера
Кандидат технических наук Е. ГИК, мастер спорта по шахматам.
В них играют на обычной доске (8×8), обычным набором фигур, без введения особых правил. Достаточно в исходной позиции поменять местами некоторые фигуры. Пешки эдесь остаются на обычных местах, а фигуры тем или иным способом размещаются за пешечным частоколом. Всего начальных позиций такого рода существует более 25 миллионов. И в результате классическая теория дебютов полностью утрачивает свое значение.
Главная особенность фишеровских шахмат заключается в нестандартной начальной позиции. Пешки стоят на привычных местах, а расположен ие фигур за ними определяется жребием. При этом должны выполняться три условия: 1) слоны разнопольные, 2) ладьи находятся по разные стороны от короля, 3) белые и черные фигуры расположены симметрично.
Как показывает подсчет, расстановок, удовлетворяющих этим условиям, всего существует 960. Поэтому фишеровские шахматы называют также рэндом или рэндом-960 («random» можно перевести как «выбранный наугад»).
Идея таких шахмат неоригинальна (только что мы упомянули подобное изобретение Бронштейна, правда, у него не требуется соблюдать второе и третье условия). Однако благодаря авторитету Фишера именно его шахматы приобрели популярность в мире, в том числе среди гроссмейстеров. Дело дошло до того, что теперь каждый год проходит матч на первенство мира по фишеровским шахматам. Но об этом чуть ниже.
Можно сказать, что Фишер позаботился о будущем шахмат! Правда, не факт, что в рэндоме человеку будет легче сражаться с компьютерами, чем в классике. Конечно, и здесь через десяток-полтора ходов на доске возникают привычные контуры, но все же удается уйти от современной теории, где многие позиции исследованы до глубокого эндшпиля и порой побеждают не те, кто лучше понимает игру, у кого богаче фантазия, а те, кто выучил больше. Хотя все позиционные и комбинационные принципы сохраняются, миттельшпиль тоже протекает нестандартно. А в эндшпиле вообще невозможно определить, из какой игры он возник. Судя по всему, обычная начальная позиция (частный случай рэндома) наиболее содержательна, недаром она создана древним мудрецом и подкреплена многовековой историей.
Можно, кстати, использовать не все 960 позиций, а сократить их до 20-30, ведь многие из них «режут глаз», лишены гармонии. Действительно, можно ограничиться расстановками, которые вполне соответствуют нашим представлениям о «геометрии шахмат». Идея отбора «разумных» позиций заслуживает внимания. Скажем, за неделю до турнира объявляется та или иная начальная расстановка и участники получают определенное время на ее анализ. В следующий раз все кардинально меняется, фигуры ставят иначе и наработанная «теория» отпадает. Однако полностью исключать подготовку не стоит, ведь тогда шахматы превратятся в домино.
Надо признать, что рокировки в рэндоме довольно необычны, и на первых порах игрокам, даже гроссмейстерам, трудно к ним привыкнуть. Пусть, например, в исходной позиции белый король стоит на b1 между ладьями а1 и с1. Черные ведут наступление на ферзевом фланге, а тот благодаря короткой рокировке неожиданно перебегает с b1 на- g1, ладья с1 подтягивается к нему на f1.
Еще одна веселая партия из опен-рэндома.
Когда-то один известный теоретик высказал тезис: «1. е2-е4!, и белые выигрывают!» Эта шахматная теорема не доказана до сих пор. А вот в рэндоме, во всяком случае для данного примера, можно без преувеличения утверждать: «1. е2-е4?, и белые проигрывают!»
В конце 2005 года Кирсан Илюмжинов на одной из пресс-конференций объявил, что выделяет миллион долларов на проведение в Элисте крупного турнира по фишеровским шахматам. Президент ФИДЕ надеется, что на него приедет Роберт Фишер собственной персоной и будет жить в коттедже, подаренном ему Илюмжиновым еще в середине 1990-х годов.
*О супервундеркинде Роберте Фишере журнал рассказывал в 2005 году (см. «Наука и жизнь» №№ 4, 5, 6, 7). В 2006-м серия статей о шахматных вундеркиндах, которую мы начали более полутора лет назад, будет продолжена, просто для разнообразия стоит немного отвлечься.
Шахматы Фишера или Шахматы 960 (Chess960)
Одиннадцатый чемпион мира по шахматам Роберт Фишер предложил свой вариант игры в шахматы, который в последствии получил его имя – шахматы Фишера.
Главная идея данной разновидности шахмат состоит в попытке уйти от проторенных дебютных дорожек, которые изучены во многих вариантов до 20-30 ходов.
Правила игры в шахматы Фишера отличаются от классических шахмат первоначальным расположением фигур и правилом рокировки.
В начальной позиции пешки располагаются также как и в классических шахматах, а остальные фигуры располагаются на крайней горизонтали. Белые на первой, чёрные на восьмой. В отличие от классических шахмат у фигур нет четко определенного места и они располагаются в произвольном порядке. Из-за этого у Шахмат Фишера есть еще одно название – случайные шахматы Фишера. Есть некоторые ограничения по первоначальной расстановке фигур:
Посчитано, что существует 960 возможных вариантов первоначальной расстановки. Поэтому ещё одно название шахмат Фишера – Шахматы 960 или Chess960.
Одной из возможных первоначальных расстановок является первоначальная позиция классических шахмат.
Правило рокировки отличается от правила рокировки классических шахмат. Король может сделать рокировку с любой из ладей, при этом после рокировки король и ладья переместятся на поля, на которые они переместились бы в классических шахматах, т.е. при короткой рокировке король окажется на поле g1 а ладья на f1. После длинной рокировки король переместится на поле с1, а ладья на поле d1. Король и ладья не должны делать ходы перед рокировкой, король не должен находиться под шахом, поля, через которые перемещаются фигуры должны быть свободными, поля, через которые перемещается король не должны быть атакованными противником. При рокировке возможны случаи, когда король останется на первоначальном месте, а ладья переместиться, либо ладья останется на своём первоначальном месте, а король переместиться. Также существуют первоначальные расстановки фигур, когда рокировка возможна на перном ходу. При игре на сайте в шахматы Фишера ход рокировки отмечается указанием поля, на котором стоит король и поля, на котором стоит ладья. Даже если первоначальной расстановкой позиции окажется позиция классических шахмат рокировка должна делаться по вышеуказанному правилу.
Обозначение ходов в том числе рокировки такое же как и в классических шахматах.
Прочие правила классических шахмат распространяются на шахматы Фишера.
На нижеприведенной доске Вы можете генерировать различные возможные начальные позиции шахмат Фишера. Для генерации другой позиции нажмите кнопку «Сгенерировать новую позицию».
Шахматы Фишера
19.06.1996 Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера«, «Случайные шахматы»).
Особенности фишеровского варианта следующие:
Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении. Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.
В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.
Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии (обычно с помощью компьютерной программы), соблюдая следующие ограничения:
Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку черных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.
При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную, по следующему алгоритму:
1. Расставить пешки.
2. Случайным образом выбрать вертикаль для белого короля из диапазона b1-g1.
3. Случайным образом выбрать позиции для ладей: одну из диапазона a1-позиция короля, другую из диапазона от позиции короля до h1.
4. Из оставшихся белых клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для белопольного слона.
5. Из оставшихся черных клеток первой горизонтали выбрать случайную позицию для чернопольного слона.
6. Из оставшихся полей случайно выбрать позицию ферзя.
7. На два оставшихся поля первой горизонтали поместить коней.
8. Черные фигуры расставить симметрично белым.
В условиях заданных ограничений возможно 960 различных стартовых позиций (отсюда вариант названия игры «Шахматы 960»). Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.
Правила рокировки
Единственный ход в шахматах Фишера, который отличается от классических шахмат — рокировка. Правила следующие:
1. Король и ладья, участвующая в рокировке, не сделали в партии ни одного хода.
2. Все поля между королем и ладьей свободны.
3. Конечные поля для короля и ладьи свободны.
4. Король при перемещении на конечную позицию не проходит битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, она также не должна находится под боем).
5. Король не находится под шахом перед и после рокировки.
Существует альтернативная формулировка второго и третьего ограничений рокировки: «Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи, включая начальное и конечное поле, должны быть свободны, без учета самих рокируемых фигур».
Возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твердо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «делаю рокировку».
Шахматы Фишера
Случайные шахматы Фишера (англ. Fischerandom Chess ) или Шахматы Фишера, или Шахматы 960 (англ. Chess 960 ), или Фишер-рэндом — вариант шахмат, придуманный 11-м чемпионом мира Робертом Фишером. Правила в основном совпадают с классическими шахматами, но начальная расстановка фигур выбирается случайным образом, с определёнными ограничениями. Изменены правила рокировки.
Один из 960 вариантов расстановки фигур. |
Содержание
История
Изобретением новых видов и модификаций шахмат увлекались и просто любители, и теоретики, занимающиеся изучением игр, и сильнейшие шахматисты. Так, например, Хосе Рауль Капабланка предлагал несколько вариантов новых шахмат, один из которых известен как шахматы Капабланки. В основном нововведения шли по нескольким направлениям, иногда одновременно: изменение правил ходов, изменение доски (размеров, а иногда и формы), введение новых фигур, изменение начальной позиции партии. Предлагались как весьма экзотические варианты, такие как гексагональные шахматы, так и просто шахматы по обычным правилам, но на сильно увеличенной доске.
Общий недостаток большинства «радикальных» вариантов — они представляют собой, фактически, новые игры, в которых от шахмат сохраняется только внешний вид и основные принципы. Это не умаляет самостоятельного значения и достоинств данных игр, но препятствует их широкому распространению среди шахматистов и делает крайне маловероятным массовый переход к ним от классических шахмат. Довольно давно известны «косметические» варианты реформы шахмат, разработчики которых стремились сохранить максимум от существующей игры. В этих вариантах ход партии меняется лишь за счёт нестандартной начальной расстановкой фигур и пешек. Вариантов довольно много, от необычных фиксированных расстановок (простейший вариант — поменять местами коней и слонов) до полностью случайной расстановки фигур и пешек по всей доске (малоприменимо для серьёзных игр, так как на исход партии начинает слишком сильно влиять случайность). Наиболее консервативные из них предусматривают произвольное размещение фигур на первой и восьмой горизонталях за фиксированным пешечным рядом и, возможно, некоторые ограничения на порядок расстановки. Предлагались варианты:
Возможен вариант расстановки фигур «в открытую» — когда игроки перед партией ставят фигуры по одной, соблюдая очерёдность и зная, куда поставил фигуру соперник (при симметричном расположении игрок сначала ставит свою фигуру напротив поставленной противником, затем выбирает место для очередной своей), и «втёмную» — когда доска перед игрой разделяется непрозрачным экраном, игроки расставляют фигуры, после чего экран убирается. Вариант с произвольной открытой расстановкой и разнопольными слонами предлагал, например, в 1970-х годах Давид Бронштейн.
19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) 11-й чемпион мира по шахматам Роберт Фишер представил свой вариант модификации правил шахмат. Этот вариант шахмат получил его имя (Fischerandom Chess, по-русски употребляются названия «Фишер-рэндом», «Шахматы Фишера», «Случайные шахматы», «Случайные шахматы Фишера», «СШФ»). Особенности именно фишеровского варианта следующие:
Число возможных начальных позиций, удовлетворяющих ограничениям Фишера, равно 960, поэтому иногда эту игру называют «Шахматы 960». Как уже замечено, нельзя сказать, что Фишер был первым, кто предложил подобное преобразование, более того, вряд ли возможно определить, кто был первым на этом направлении. Однако именно вариант Фишера стал популярен среди профессиональных шахматистов, чему способствовала как известность разработчика, так и максимальная близость игры к классическим шахматам.
Правила
Поле, фигуры, ходы
В шахматы Фишера играют на обычной 64-клеточной шахматной доске, стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правила рокировки.
Начальная позиция
Начальная расстановка фигур выбирается отдельно для каждой партии с помощью компьютерной программы «Fischerandom Chess Computerized Shuffler». Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие ограничения:
Первоначально Фишер предлагал независимую расстановку чёрных и белых фигур, что увеличивает количество вариантов начальных позиций. Но в конечном итоге пришли к симметричному варианту.
При отсутствии компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную (например, бросая игральные кости), по следующему алгоритму:
Легко видеть, что в результате получится позиция, удовлетворяющая ограничениям шахмат Фишера.
В условиях заданных ограничений возможно 960 различных стартовых позиций (отсюда вариант названия игры «Шахматы 960»). Одна из них — точно такая же, как в классических шахматах.
Правила рокировки
Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Всего возможны 84 рокировки (42 — для белых и 42 — для чёрных фигур). Правила рокировки следующие:
Существует альтернативная формулировка второго и третьего ограничений рокировки: «Все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи, включая начальное и конечное поле, должны быть свободны, без учёта самих рокируемых фигур». Простейший анализ показывает, что указанные формулировки эквивалентны. В исходном варианте правил ограничения сформулированы в соответствии с первым вариантом.
В зависимости от начальной позиции, возможны четыре варианта перемещения фигур при рокировке:
В соответствии с этим, возможны различные варианты порядка перемещения фигур. В отличие от классических шахмат, где твёрдо установлено, что при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Чтобы избежать недоразумений, действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля, и только потом переключать часы. При игре без контроля времени игрок, желающий сделать рокировку, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «рокируюсь» или «делаю рокировку».
Нотация
Обозначения полей доски и порядок записи партий полностью аналогичны классическим шахматам (алгебраическая нотация).
Анализ
Свою основную задачу — сделать непригодными старые дебютные наработки и лишить смысла проработку новых вариантов дебюта, — шахматы Фишера выполняют. Хотя 960 начальных позиций — это, в принципе, немного, особенно при наличии компьютера, даже этого разнообразия оказывается вполне достаточно, чтобы глубокий анализ вариантов дебюта стал бесполезным. Практически невозможно глубоко проанализировать все возможные дебюты, а прорабатывать варианты для каких-то конкретных начальных позиций бессмысленно — нет никакой гарантии, что в реальной партии будет встречена именно эта позиция. Безусловно, со временем начальные позиции будут классифицированы и для различных их типов будут сформулированы рекомендации и, возможно, даже просчитаны некоторые варианты, но глубина проработки вряд ли достигнет нынешнего «классического» уровня. Некоторые шахматисты высказывали надежду, что такое положение благотворно скажется на развитии теории дебютов, поскольку от механического перебора вариантов она вынужденно перейдёт к глубокому анализу более общих закономерностей дебютной борьбы и формулированию более общих критериев оценки позиции.
Характер борьбы в дебюте сильно зависит от выпавшей начальной расстановки фигур. Как показали уже довольно многочисленные турниры по шахматам Фишера, «классическая» начальная позиция оптимальна с точки зрения богатства вариантов и возможностей. Многие начальные позиции, сильно отличающиеся от классической, практически однозначно определяют оптимальную стратегию игры в дебюте, и шахматисту остаётся выбрать наиболее действенный способ реализации этой стратегии.
В миттельшпиле и, особенно, эндшпиле никакой разницы между шахматами Фишера и классическими шахматами нет. К третьему десятку ходов позиция приобретает достаточно обычный вид, а к началу эндшпиля часто уже невозможно определить, по каким правилам — классическим или фишеровским, — играется эта партия.
К интересным результатам привёл факт сохранения в шахматах Фишера несимметричной рокировки. Она явно обогатила игру, так как из-за неё даже зеркально-симметричные позиции являются существенно различными и приводят к разным продолжениям.
Мнения профессиональных шахматистов о шахматах Фишера
Мнения профессионалов и любителей шахмат о случайных шахматах Фишера высказываются различные — от восторженных до резко негативных. Но большинство известных шахматистов относится к ним, как явствует из их высказываний, как минимум, со сдержанным оптимизмом. Высказывались критические замечания по поводу особенностей правил. Так, некоторые шахматисты-профессионалы оказались недовольны случайным выбором начальной позиции на каждую партию; они высказывали предложения проводить турниры по шахматам Фишера, в которых начальная позиция выбиралась бы одна на весь турнир, причём определялась и сообщалась игрокам заранее (за несколько дней или недель до начала турнира). Такие правила позволили бы предварительно подготовиться к турниру, снизив затраты времени на обдумывание дебютных ходов. В то же время эффект отказа от дебютной теории сохранился бы — за короткое время провести полный анализ позиции невозможно, волей-неволей пришлось бы ограничиться только общими намётками.
Анатолий Карпов
Имеют ли «шахматы Фишера» будущее, сказать трудно. Сейчас проводят отдельные турниры по правилам Фишера. Идея есть, но насколько она будет воспринята в будущем, сказать трудно, потому что есть и плюсы, и минусы.
Плюс совершенно очевиден: в пору компьютеров Фишер пытается уйти от домашней подготовки и считает, что таким образом он снимает важность набора какой-то команды, работы с компьютером. [1]
Собственно, к «шахматам Фишера» готовиться особенно не надо. Эндшпильными позициями и эндшпильными знаниями и в «шахматах Фишера» можно пользоваться и даже с большим успехом. А вот что касается дебютной теории, то здесь, конечно, все ломается. И здесь основные принципы — кто лучше и быстрее понимает и принимает решения, у кого интуиция, кто лучше подготовится к битве. Поэтому готовиться особенно не нужно, главное — быть в отличном состоянии, чтобы голова работала, ноги-руки двигались. [2]
Гарри Каспаров
По мнению Гарри Каспарова, у шахмат Фишера есть будущее, главным образом потому, что они дают человеку более равную позицию для игры с компьютером — компьютер уже не сможет опираться на накопленную столетиями дебютную базу. Тем не менее, экс-чемпион предрёк большие потрясения при введении новых шахмат.
Но главное мое замечание такое: новые шахматы — это мечта двоечника! Ведь каждый двоечник думает про отличника, что тот зубрит книжку и поэтому у него лучше оценки. Те, кому просто лень учить теорию, не понимают, что в так называемых «шахматах Фишера» резко возрастёт разрыв между шахматистами очень сильными и шахматистами просто сильными. Ведь сегодня определённое выравнивание между этими игроками происходит потому, что они примерно на равных проходят дебютную стадию. Каждый выучил свой вариант и может на «своей территории» бороться успешно даже с чемпионом мира. [3]
Владимир Крамник
Владимир Крамник предлагал свой вариант снижения эффекта домашней подготовки и компьютерного анализа отдельных дебютных систем: жеребьёвка дебютов, при которых из классической начальной позиции случайным образом, но тоже с определёнными ограничениями, исключающими заведомо сомнительные начала, задаётся несколько первых ходов. Затем шахматисты играют как обычно. По поводу шахмат Фишера Крамник сказал:
Я немножко поиграл в «Фишер-рэндом». Безусловно, это полностью сбивает дебютную подготовку. Но проблема в том, что теряется некоторая гармония игры. Трудно объяснить это словами, но, когда в начальной позиции слон стоит на h8, конь на g8 и ладья на f8, то теряется ощущение эстетики шахмат. Кстати, я спрашивал шахматистов — у многих возникает то же ощущение: что-то «не то», как-то некрасиво… Да и любители привыкли к красоте взаимодействия фигур при обычной начальной расстановке.
Поэтому, если уж мы хотим убирать дебютную подготовку, то жеребьёвка представляется мне более удачным выходом. В этом случае изучение теории начал пойдёт в более общем направлении: вряд ли шахматист станет изучать жёсткие форсированные варианты с большим числом разветвлений где-нибудь в защите Бенони просто потому, что их невозможно запомнить. Скорее, люди начнут изучать дебюты с позиционной точки зрения: общие планы, стратегия. Вряд ли будет много партий, где шахматист на 25 ходов потратит одну минуту. Это заставит людей больше играть за доской. [4]
Борис Спасский
К шахматам Фишера отношусь положительно, потому что это те же условия игры, просто вы освобождаетесь от теории и творите. Кстати, идеи мягко реорганизовать классические шахматы были ещё и до Фишера. Что там говорить, если мой родной дядя призывал: давайте, меняйте слонов местами с конями и все у вас будет хорошо. У Фишера, правда, там ещё целый ряд гениальных изобретений — с часами, например. Вообще, он, в отличие от нынешних чемпионов, всегда бился за качество игры. [5]
Марк Тайманов
Возможно, «шахматы Фишера» — панацея от компьютерного засилья в игре, возврат к импровизационному творчеству. С классическими шахматами ничего не произойдёт, как ничего не случится с историей. Любители, как и прежде, будут наслаждаться произведениями великих мастеров, изучая партии прошлых лет… А это будет, конечно, немного другая игра. Предложение Фишера позволяет преодолеть чудовищную закомпьютеризированность дебютной стадии, преодолеть рутину. Вам нравится, когда играют два известных гроссмейстера и до 26 хода повторяют все, что записано у них в картотеке компьютера? Это — что? Борьба? Творчество? Сейчас шахматная теория развивается полушажками где-то между 20 и 25 ходами. Никакой новой стратегии, никаких новых идей, никаких новых систем… Новшество позволит начать шахматную партию со 2-го хода, а не с 26-го. Но, как я себе представляю, где-то с 12 хода начнётся обычная шахматная игра по обычным шахматным законам. Я думаю, шахматы Фишера — шахматы XXI века! [5]
Соревнования
Действующий чемпион мира по «Шахматам 960» — гроссмейстер Левон Аронян.
Игра постепенно набирает популярность в мире. Начиная с 2005 года в России периодически проводятся турниры по шахматам Фишера, в том числе любительские и детские.