Что значит шаг аукциона
Видеосовет: как рассчитать шаг аукциона
Федеральный закон № 71-ФЗ изменил привычные механизмы работы всех участников контрактной системы. У заказчиков и поставщиков возникает множество вопросов. Один из них — как определять шаг электронного аукциона по новым правилам.
Раньше шаг аукциона составлял от 0,5% до 5% от величины НМЦК, но не менее 100 рублей.
С 1 июля 2019 года заказчики, которые не могут определить точное количество товаров или объем работ и услуг, получили право проводить закупки по сумме цен единицы товара (работы или услуги). Определять шаг аукциона поставщики могут, отталкиваясь именно от цены единицы товара, а не от установленной НМЦК.
Как это работает на практике, рассказывают эксперты Школы электронных торгов Юрий Майский и Светлана Китаева в нашем видеосовете.
Полный обзор изменений, связанных с начальной максимальной ценой контракта, смотрите в записи вебинара «Новый механизм расчета НМЦК с 1 июля 2019 года».
Нас читают 53 325 человек
Получайте приглашения на бесплатные занятия, анонсы статей, расписание вебинаров и онлайн-курсов. Дайджест приходит 2 раза в месяц.
Подтвердите электронную почту
На отправлено письмо для подтверждения.
Вы можете изменить адрес
Вы подписаны на рассылку
Что делать, если письма Школы не приходят вам?
Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.
В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».
В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».
В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».
В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур.
Что такое шаг аукциона при электронных торгах по 44-ФЗ? Каковы его величина и временной интервал?
Электронный аукцион представляет собой многоэтапную конкурентную процедуру закупки по нормам 44-ФЗ. Один из важнейших этапов – это торги, в ходе которых допущенные участники делают свои ценовые предложения.
Торги в рамках электронного аукциона по 44-ФЗ регламентируется в ст. 68. В процессе проведения электронного аукциона участники делают свои ценовые предложения с учетом снижения НМЦК на величину в пределах установленного шага электронного аукциона.
Что такое шаг аукциона
Электронный аукцион – это специальная закупочная процедура, в которой побеждает участник, предложивший самую низкую цену. В рамках 44-ФЗ проведение данной процедуры регламентируется ст. 59-71 44-ФЗ.
В настоящее время классические аукционы с молотком в руках аукциониста практически не проводятся, и на их место пришли электронные аукционы. Но понятие «шага аукциона» сохранило свое значение и применяется в контрактной системе и сегодня.
Согласно ст. 68 44-ФЗ, под шагом аукциона понимается величина снижения начальной максимальной цены контракта.
Особенность проведения электронного аукциона состоит в том, что участниками передаются предложения по цене не напрямую заказчику, а через электронную площадку. Перечень операторов ЭТП утвержден Правительством и включает:
Если НМЦК составляет не более 300 млн р. (2 млрд р. для строительных работ), то процедура торгов проводится на следующий рабочий день. Если НМЦК более 300 млн р., то на рассмотрение первой части заявки заказчику дают 3 дня.
Величина шага
Цена исполнения контракта государственного заказчика постепенно снижается участниками с учетом шага аукциона.
Шаг аукциона устанавливается в размере 0,5-5% от НМЦК (согласно ч. 6 ст. 68 44-ФЗ). Участник электронного аукциона не может произвольно снижать стоимость: он должен делать это строго в пределах шага.
Например, НМЦК государственной закупки составляет 2 млн р. Шаг аукциона с учетом установленного диапазона в 0,5-5% может составлять 10 тыс. р. – 100 тыс. р. То есть каждый участник вправе снизить цену контракту в данном диапазоне.
В ходе торгов участники могут использовать различные тактики подачи ценовых предложений. В первые 10-20 минут опытные участники обычно наблюдают за конкурентами и не проявляют активности. В процессе проведения аукциона одни участники предпочитают делать предложения по цене с минимальным шагом в 0,5% в последние секунды, другие же более активны и сразу подают ценовые предложения с серьезным дисконтом.
Наиболее распространенной является первая стратегия, которая позволяет долгое время держать высокую ценовую планку контракта.
Агрессивная стратегия участия с резким снижением цены на максимальный шаг (5%) позволяет быстро отстранить конкурентов и получить выгодный контракт.
Участники в данном случае указывают только минимальную цену, по которой они готовы выполнить контракт.
Для чего нужен
Шаг аукциона необходим для регулирования процедуры подачи ценовых предложений. При подаче ценовых предложений участник должен учитывать следующие требования, которые предъявляются к нему:
Таким образом, по правилам проведения электронного аукциона каждое следующее предложение должно быть меньше предыдущего, а подавать несколько предложений по цене подряд недопустимо.
Временной интервал
При проведении закупки в формате электронного аукциона устанавливается время приема предложений от участников в 10 минут. Именно столько занимает временной интервал от начала проведения аукциона до истечения сроков подачи ценовых предложений (первая фаза). Также 10 минут – это период ожидания до окончания аукциона после поступления последнего ценового предложения (вторая фаза).
После окончания электронного аукциона любой участник может сделать свое предложение по цене контракта, которое не ниже последнего предложения о минимальной цене независимо от величины «шага аукциона».
Конкретных временных рамок, которые лимитируют продолжительность аукциона, в настоящее время не предусмотрено. Минимальная продолжительность торгов составляет 10 минут. Такая ситуация допускается, если никто из участников не сделает своих ценовых предложений.
Максимальная продолжительность торгов ничем не ограничивается. Торги продлятся до того момента, пока всеми участниками не будут исчерпаны предложения по цене. В течение 30 минут после окончания торгов ЭТП подводит итоги и формирует протокол торгов, который направляется заказчику. Вместе с протоколом заказчику передаются вторые части заявки от участников.
Особенности аукциона на право подписания контракта
В том случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,5% от НМЦК, то аукцион проводится на право подписания госконтракта.
Данный аукцион проводится через повышение цены контракта с учетом таких особенностей:
Таким образом, шаг аукциона – это величина снижения начальной цены контракта. Он устанавливается заказчиком и фиксируется в закупочной документации. Величина шага аукциона составляет от 0,5 до 5% от НМЦК. Максимальный временной интервал между предложениями участников по 44-ФЗ составляет 10 минут. Если в указанные рамки новых предложений не поступило, то аукцион признается завершенным.
Об аукционе, о правилах подачи ценовых предложений. Ответы на вопросы
эксперт по государственным и муниципальным закупкам по 44-ФЗ
Практически любого участника электронного аукциона волнует вопрос: «А сколько у меня конкурентов? Сколько заявок уже подано на аукцион?» Такая информация нигде отдельно не публикуется. Когда участник подает заявку – она получает номер. Но если вашей заявке присвоен №10, это не обязательно означает, что у вас 9 соперников! Не забывайте, что заявки можно отзывать и подавать заново. И нумерация будет продолжаться…
Во время торгов в аукционном зале можно увидеть, сколько участников сделали хотя бы по одному предложению. Заказчик, кроме этого, знает, сколько всего участников он допустил к аукциону.
После завершения торгов оператор ЭТП формирует протокол проведения аукциона и публикует его. Теперь все могут узнать, сколько участников было на торгах.
Участие в электронном аукционе
Торги начались. В назначенный день и время все, кто допущен к аукциону, могут войти в «аукционный зал» и попробовать побороться за контракт. Закон первоначально отводит участникам 10 минут. Будьте внимательны! Если за это время никто не сделает ни одного предложения, аукцион будет завершен. Процедуру признают несостоявшейся. Поэтому делайте ваши ставки!
На вопросы участников отвечает Юрий Майский, эксперт Школы электронных торгов.
Вопрос: как понаблюдать за аукционом? На сбербанк-АСТ можно войти только через заявку. Или как-то еще можно?
Комментирует Юрий Майский, лектор Школы электронных торгов, ведущий онлайн-курсов и вебинаров:
« Понаблюдать за аукционом может любой. В открытой части ЭТП можно следить за подаваемыми ценовыми предложениями. Например, на ЭТП «Сбербанк-АСТ» можно пройти по ссылки в меню «Аукционы=->Аукционный зал» и получить список аукционов, где сейчас идут торги. Щелчком по синей пиктограмме «i» можно войти в конкретный аукцион и посмотреть, какие подаются предложения, как падает цена ».
Вопрос: на каком сайте можно посмотреть результаты аукционов полугодичной давности?
Ответ: на сайте www.zakupki.gov.ru можно посмотреть результат всех размещенных ЭА, в том числе, для каждого аукциона протокол торгов, протокол подведения итогов и информацию о заключенном по итогам торгов контракте из реестра контрактов.
Ответ: шаг аукциона определен законом — это диапазон значений от 0.5 до 5% от НМЦ. Только на сумму, попадающую в эту вилку значений, участник может подать предложение, улучшающее текущую цену аукциона.
Вопрос: первый шаг не может быть равным НМЦ? Первый шаг в любом случае будет меньше НМЦ на шаг аукциона?
Ответ: первое ценовое предложение — всегда снижение. Первое снижение всегда будет в шаге аукциона. Это значит, что цена уменьшается на величину от 0,5% до 5% от НМЦ. Подать предложение, равное НМЦ, нельзя.
Вопрос: вне шага можно подавать предложения, когда уже кто-то подал на 0,5%?
Ответ: да, вне шага аукциона можно делать ценовые предложения только после того, как кто-то хотя бы одно предложение подал «в шаге».
Вопрос: уменьшение цены идёт от цены лидера или от НМЦ в последующих шагах?
Ответ: цена в аукционе уменьшается следующим образом: процент снижения рассчитывается от НМЦ, а вычитается из цены лидера.
Вопрос: какой смысл делать предложение не в шаге аукциона, если оно не учитывается никак?
Ответ: тактика участия в торгах может быть разной. Предложение «вне шага аукциона» может быть использовано для разных целей. Например, для борьбы за 2 место при относительно высокой цене предложения.
Вопрос: для чего торговаться за второе место?
Ответ: если участник, оказавшийся первым в протоколе проведения аукциона, будет признан несоответствующим по второй части заявки или нарушит сроки при заключении контракта, то контракт будет предложен второму участнику.
Вопрос: если участник снижает цену от лидера не в шаге аукциона на минимальную цифру, становится ли он лидером, и кто будет победителем?
Ответ: вне шага аукциона улучшить предложение лидера нельзя. Если вы подаете предложение вне шага, то улучшается только ваше текущее предложение, а цена аукциона и текущий лидер не изменяются.
Вопрос: во второй части аукциона можно подать предложение = предложению лидера?
Ответ: да, можно. Если вы сделаете это раньше других участников — вы будете вторым в протоколе проведения аукциона.
Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ статья 68 признана утратившей силу с 1 января 2022 г.
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 68 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. В электронном аукционе могут участвовать только зарегистрированные в единой информационной системе, аккредитованные на электронной площадке и допущенные к участию в таком аукционе его участники.
2. Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
3. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.
4. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
5. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
Информация об изменениях:
Часть 6 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
7. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона».
8. При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи.
9. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах «шага аукциона»;
3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
10. От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи.
11. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически, с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
12. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от «шага аукциона», с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи.
13. Оператор электронной площадки обязан обеспечивать при проведении электронного аукциона конфиденциальность информации о его участниках.
14. Во время проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан отклонить предложения о цене контракта, не соответствующие требованиям, предусмотренным настоящей статьей.
15. Отклонение оператором электронной площадки предложений о цене контракта по основаниям, не предусмотренным частью 14 настоящей статьи, не допускается.
16. В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
Информация об изменениях:
17. В случае проведения в соответствии с частью 5 настоящей статьи электронного аукциона его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую сумму цен единиц товара, работы, услуги.
Информация об изменениях:
18. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием идентификационных номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.
Информация об изменениях:
Часть 19 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
19. В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При этом при проведении электронного аукциона в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации оператор электронной площадки также направляет заказчику предусмотренные частью 3.1 статьи 66 настоящего Федерального закона первые части заявок таких участников. В течение указанного срока оператор электронной площадки обязан направить участникам соответствующие уведомления.
20. В случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с частью 7 настоящей статьи, такой аукцион признается несостоявшимся. В течение тридцати минут после окончания указанного времени оператор электронной площадки размещает на ней протокол о признании такого аукциона несостоявшимся, в котором указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта.
21. Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в единой информационной системе указанного в части 18 настоящей статьи протокола вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона. Оператор электронной площадки в течение двух рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.
22. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.
23. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:
1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;
Информация об изменениях:
2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки;
3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона;
Информация об изменениях:
Часть 23 дополнена пунктом 4 с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ
4) «шаг аукциона» составляет до 5 процентов цены контракта, указанной в пункте 1 настоящей части.
Стратегии поведения в электронном аукционе
Нас периодически спрашивают, как вести себя во время электронного аукциона, чтобы повысить шансы на победу? По сути стратегия выигрыша одна — быть конкурентоспособным и предложить наименьшую цену. Но на аукционе также важно правильно интерпретировать действия других участников, чтобы не дать сбить себя с толку.
Как проходит электронный аукцион
Мы уже писали о правилах электронного аукциона, его тонкостях и подготовке первой части заявки. В этой статье напомним о работе на электронных торговых площадках (ЭТП):
Участники, чьи первые части заявок допущены к участию, в назначенный день и час заходят в аукционный зал ЭТП. Торги проходят в реальном времени: например, если ЭТП назначила торги на 15:30 по Москве, то поставщики из Новосибирска сядут участвовать в 19:30.
Шаг аукциона — от 0,5% до 5% от НМЦ. Например, если НМЦ 1 000 000 рублей, можно подавать цену в диапазоне от 5 000 до 50 000 рублей. Интерфейс всех ЭТП отличается, но понятен. Везде есть кнопки для подачи минимальной и максимальной цены. Нажимая одну кнопку, можно ходить стандартным шагом 0,5%. На самой популярной площадке Сбербанк-АСТ есть скролл для выбора цены.
Можно сделать любой шаг из диапазона от 0,5% до 5% (например, 13 929 рублей), если соблюдать следующие условия:
Дальше поговорим о тактиках, которые могут применять участники и которые нужно уметь считывать.
Если конкурент переключает скорости
Быстро и агрессивно снижает цену
Участник делает свой шаг моментально (5-10 секунд) после шага своего конкурента с и максимальным размером шага 5%. Тем самым он дает понять, что обдумывать нечего, нацелен на победу. Неопытный конкурент может остановить снижение, так как посчитает, что бороться нет смысла, и выйдет из аукционного зала. Сработать может крайне редко и только с самыми неопытными участниками.
Изматывает конкурентов
Участник делает шаг каждый раз на последних секундах (за 10-30 секунд до конца времени на шаг). Таким образом аукцион может быть затянут на долгое время. Шаги в такой тактике всегда делаются с минимальным размером шага 0,5%.
Использует комбинированную тактику
Например, на начальном этапе участник может избрать медленную тактику, а затем применить агрессивную, затем снова перейти на медленную. Это запутает конкурентов, неопытные участники, увидев резкое падение по цене, могут отказаться от участия в аукционе.
Что делать?
Если вы заметили, что конкурент применяет одну из этих схем, не переживайте. Контрстратегия тут максимально простая — спокойно идите к своей минимальной цене вне зависимости от действий соперников.
Если чувствуете, что участие в торгах может затянуться (например, раньше в аналогичных торгах вы сидели по 5 часов) и вы не можете себе позволить сидеть долго за компьютером, поставьте робота на участие с установленной заранее минимальной ценой — это можно сделать за сутки до начала аукциона. Пока такая возможность есть только на Сбербанк-АСТ и РТС-Тендер.
Также можно обратиться к специалистам по сопровождению торгов, которые поучаствуют в торгах за вас и опустятся до цены, которую вы обозначили.
Общая рекомендация: не следует затягивать время аукционов специально. Те, кто намеренно делают каждый шаг раз в 10 минут тратят не только время конкурентов, но и свое собственное.
Если конкурент предложил круглую цену
Пожалуй, один из самых часто работающих сценариев. Представьте себе, идет борьба, снижение уже на 30-40% от НМЦ и мы понимаем, что у нас и конкурента близок порог подачи последних ценовых предложений и исход может решить одно понижение. И тут конкурент ставит ровную цифру, выглядит это так:
У некоторых участников цена рассчитана примерно и округлена до определенной цифры, ниже которой конкурент снижаться уже не готов. В своей работе во время аукционов мы часто сталкиваемся с тем, что руководитель/коммерческий директор компании говорит: “в этом аукционе опускаемся до восьмисот тысяч рублей”, так как многие просто не хотят тратить время, высчитывая ровную цену снижения и говорят “на глазок”.
Что делать?
После такого лучшим вариантом будет сделать еще одно стандартное снижение на 0,5% от “ровной” цены конкурента. Конечно, это не значит, что следующим шагом вы выиграете, тем не менее, иногда это действительно работает. Также старайтесь рассчитывать свою минимальную цену до рубля, чтобы своей округленной цифрой не давать конкуренту повода думать, что вы достигли минимума.
Выводы
В электронном аукционе нет секретного способа, который гарантированно приведет вас к победе. Тем не менее, нужно быть всегда внимательным, уметь верно интерпретировать действия других участников, подмечать время подачи ценовых предложений и размеры шагов конкурентов.
Заранее определяйте свою цену, до которой вы готовы опускаться в ходе торгов.
В ходе аукциона не входите в кураж, пытаясь выиграть закупку любой ценой. В своей практике мы встречали случаи, когда клиент входит в азарт и ему уже без разницы по какой цене выиграть у конкурента. Последствия могут быть негативные: работа в ноль или в минус или уклонение от подписания контракта, так как контракт невозможно исполнить за предложенную сумму.
Не бойтесь применять робота для участия в электронных аукционах.
Рецепт победы — иметь возможность предложить в аукционе цену ниже, чем у конкурентов.