Что значит сеанс dolby atmos
Что такое Dolby Atmos, или Многоканальный звук без каналов
По мнению экспертов и любителей новой вехой в кино станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Попробуем разобраться, для чего его придумали, услышит ли зритель разницу и стоит ли уже сегодня покупать технику с его поддержкой.
В последние годы эволюция многоканальных форматов шла путем наращивания количества этих самых каналов. Множились колонки и их типы, однако идеология оставалась прежней — многоканальная запись, сведенная в студии и рассчитанная на некое стандартное размещение акустики в некоем стандартном помещении. Киностудии в партнерстве с производителями техники дают точные описания того, как нужно сделать зал в кинотеатре: рекомендации его акустического оформления и технического оснащения. Но если в коммерческих кинотеатрах можно еще попытаться идти по пути стандартизации (да и то с переменным успехом), то с домашними инсталляциями этого не получится в принципе.
Вот почему новый стандарт Dolby Atmos имеет все задатки стать революционным. Ведь дорожки в нем сведены не звукорежиссером на студии, а процессором или AV-ресивером у вас дома. Звукорежиссеры лишь чертят «карту», как все должно получится на выходе, а техника, исходя из особенностей конкретной инсталляции, исполняет правильный «микс». Но обо всем по порядку.
Атмосфера кинотеатра
Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. За полгода после этой демонстрации по новому стандарту работало 25 кинотеатров, а в 2013 году их количество превысило три сотни — как видим, профессиональный рынок тут же проявил интерес к новому стандарту. Понятно, что производители домашней техники также не остались в стороне. Этим летом поддержка Dolby Atmos появилась у некоторых моделей AV-ресиверов Onkyo, Integra, Denon, Marantz, Pioneer, Yamaha.
Потолочная акустика в большом кинозале
О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Брет Крокет (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Что такое «аудиообъект»? Каждый звук соответствует определенной сцене — плач ребенка, падение вертолета, гудок автомобиля — это все аудиообъекты. Кинорежиссеры, используя Dolby Atmos, решают, где именно находится источник звука и как он будет перемещаться по ходу сцены. Это позволяет сконцентрироваться только на самом объекте.
В традиционной системе, основанной на конечном количестве каналов, режиссеры должны думать о громкоговорителях: из правой задней или левой передней колонки пойдет звук этого объекта? С Dolby Atmos создатели кино думают только о том, что происходит на экране, например, где кричит ребенок, как вертолет будет двигаться после взлета. Система Dolby Atmos, стоит она в кинотеатре или домашней системе, автоматически распределяет все источники звука согласно их положению, заданному звукорежиссером. Теперь он может точно указать место, откуда исходит звук и показать его движение в трехмерном пространстве. В том числе и в любом месте над головой».
128 дорожек на 64 колонки
Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.
Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все. И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка).
По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.
Атмосфера дома
В этом году Dolby ответственно заявила, что Atmos станет доступным для домашних кинотеатров. Новый формат учитывает все «неприятности» обычных помещений, малое количество колонок и прочие вещи. Однако большинство производителей пока анонсировали поддержку нового формата только для старших AV-ресиверов с конфигурациями 9.2 или 11.2. На самом деле Dolby Atmos вполне нормально работает и с 8-канальными системами (7.1). Так что при покупке нового ресивера с Dolby Atmos можно обойтись текущей системой, а когда придет желание получить еще больше «трехмерности» — докупить и установить недостающие колонки (сабвуфер или потолочные системы).
Таким образом, для построения новой системы для Dolby Atmos можно использовать следующие варианты (как купленные с нуля, так и модернизированные/дополненные):
5.1 + 2 колонки на потолок;
5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
5.1 + 4 колонки на потолок;
5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
7.1 + 2 колонки на потолок;
7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
7.1 + 4 колонки на потолок;
7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
9.1 + 2 колонки на потолок;
9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
9.1 + 4 колонки на потолок;
9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.
Если использовать максимальный комплект аудио по конфигурации 11.1 или 11.2, то домашний кинотеатр может быть представлен такой системой: 2 фронтальных громкоговорителя, 2 фронтальных верхних громкоговорителя (с небольшим наклоном вниз), 1 центральный громкоговоритель, 1 или 2 сабвуфера, 2 тыловых громкоговорителя, 2 тыловых центральных громкоговорителя, 2 потолочных громкоговорителя.
Но это еще не потолок — при максимальном развертывании, Dolby Atmos может работать в домашнем кинотеатре из 34-х акустических систем. При таком количестве громкоговорителей, конфигурация превратится в 24.1.10, а это: 24 напольных и полочных колонок (по всему периметру с учетом рядов в зале), сабвуфер и 10 потолочных АС.
Стоит заметить, что с потолочными динамиками обычно не все гладко — они требуют специальных потолков, подготовку помещения и многое другое. Но благодаря автоматической настройке системы под управлением Dolby Atmos, условий остается всего два: будет неплохо, если потолок имеет отражающую звук отделку из штукатурки, гипсокартона, бетона или дерева и находится на высоте не более 4.3 метров. Однако идеальная высота комнаты для использования системы в домашних условиях — 2.4–2.7 метра, поскольку когда стены выше, звуковая сцена может начать размываться. И это не получится исправить покупкой более дорогого ресивера — увы, таковы законы физики и пределы настройки системы Dolby Atmos. Важно, что светильники, кондиционеры, системы отопления и прочие неустранимые потолочные преграды для звука при оптимальной высоте потолка не имеют значения (опять же, по словам экспертов).
Вообще, Dolby Atmos, как писалось выше, без разницы сколько каналов есть на выходе, алгоритм нужным образом распределит дорожки. Поэтому компания не скрывает, что скоро появится реализация и для стереосистем, и, что особенно интересно, для наушников. Причем, вполне возможно, что алгоритм будет работать даже на мобильных устройствах (полагаем, если хватит процессорных мощностей).
Где, как и почем?
Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий. Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production. В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд. «Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон. Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100. Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.
Есть ли в вашем городе кинотеатр, где уже работает система Dolby Atmos, вы можете посмотреть на сайте Dolby по этой ссылке. Следует ввести название города (можно и на русском языке) и отметить соответствующую галочку в выборке.
Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus. Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах. Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику. Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos. То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.
Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos
2014:
Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.
2013:
Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.
2012:
The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.
Что такое Dolby Atmos
Содержание
Содержание
В начале было моно. Затем появилось стерео, и до сих пор чаще всего музыка звучит через две колонки. Потом начались эксперименты: квадро — с двумя колонками сзади, несколько форматов с шестью спикерами, и, наконец, 5.1 с фронтальным каналом для диалогов и боковыми для эффектов. Но тут появляется Dolby Atmos — новый формат объемного звука, превосходящий все предыдущие. В чем его отличие, какие новые впечатления он может подарить, где он используется и что для него нужно?
Краткая история многоканального звука
Именно звук создает эффект присутствия в кино и погружает в атмосферу фильма. Звуковое кино буквально за несколько лет убило немой кинематограф. Первый фильм с объемным звуком — диснеевская «Фантазия» — был выпущен еще в сороковых. Спустя десятилетие в Нью-Йорке имел большой успех демо-фильм «Это — Синерама», сочетавший панорамную картинку с 7-канальным звуком: 5 каналов для источников с экрана, и еще пара — по бокам для эффектов.
С пятидесятых годов, до появления технологий Dolby, в кинематографе 20 лет правил стандарт многоканального звука Todd-AO. Пять колонок ставили за экраном, и дополнительный канал с эффектами шел в колонки по бокам. Компания Dolby Laboratories была основана в 1965 году, она усовершенствовала систему Todd-AO — вместо двух из пяти фронтальных каналов поставили два сабвуфера, а затем оставили лишь один, освободившийся канал использовали для звукового окружения.
Первым хитом, который позволил Dolby доминировать на рынке технологий объемного звука для кино, стали Звездные Войны. На старом постере в правом нижнем углу виден логотип Dolby System.
В чем отличие Dolby Atmos
К девяностым годам в кинозалах и домашних кинотеатрах закрепились системы многоканального звука 5.1 и выше. Они актуальны и сегодня, хотя имеют ограничения.
Дело в том, что раскидывать звук по каналам должен звукорежиссер в студии. Это строго регламентирует схему позиционирования акустики в помещении. Не проблема для 5.1, но при 11 и больше каналах требования к размещению акустики уже настолько сложные, что не каждый кинозал может соответствовать стандартам, не говоря уже о домашних кинотеатрах. Именно эту проблему решает появившийся всего несколько лет назад формат Dolby Atmos.
Главное отличие Atmos от 5.1 и иже с ним — в новом формате звук по каналам раскидывает аудиопроцессор.
А звукорежиссер в специальной программе лишь рисует, откуда звуковой объект должен исходить и куда двигаться. Таким образом, технология сама подстраивается под количество каналов, не важно, 5 их или 25, и сводит звук в реальном времени. Это позволяет легко масштабировать систему — от домашних кинотеатров до гигантских кинозалов.
Второй важный момент — это объем. Dolby Atmos нужны колонки сверху, благодаря им звук получается по-настоящему 3D и звучит не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной. Технология позволяет создать объемную бесшовную звуковую картину, когда гром гремит прямо над головой, а космические корабли проносятся сверху вниз и по диагонали. Словом, новый формат позволяет погрузиться в происходящее на экране и действительно открывает новое измерение.
Где применяется Dolby Atmos
В кинозалах
Новым стандартом сразу заинтересовались кинотеатры, ведь он позволяет привлечь больше зрителей. Atmos в кинозалах раскрывается на полную, позволяя задействовать до 64 каналов и пустить по ним до 128 звуковых объектов, и все они автоматически распределяются по аудиосистеме. Иными словами, по залу одновременно может летать до 128 разных звуков, и всех их будет одинаково хорошо слышно.
Большой плюс кинозалов с Dolby Atmos в том, что все они построены по лицензии. После установки оборудования в зал приезжает специалист компании Dolby и настраивает оборудование самостоятельно. Поэтому все залы с Atmos звучат одинаково хорошо, в них приятно смотреть современные блокбастеры.
В телевизорах
Стоит сразу отметить, что Atmos в бытовой технике отличается от стандарта в кинозалах — до 32 каналов (против 64 в залах), до 11 звуковых объектов (против 128). Но это не значит, что в домашних кинотеатрах Atmos какой-то ущербный и урезанный — объекты просто группируются в кластеры, поскольку пропускная способность аудиотракта в домашних кинотеатрах ограничена, да и все 128 объектов на блю-рэй диск не влезут.
Многие современные топовые ТВ поддерживают Dolby Atmos. Понятное дело, что крохотные динамики в ультратонком телевизоре не способны сотрясать стены так же, как киловатт звука в настоящем домашнем кинотеатре. Поэтому в телевизорах Atmos — это, скорее, демо-версия, которая позволяет подарить впечатления, схожие с настоящим форматом. Зато такая функция поможет понять, нужен ли он зрителю, или ему роднее старый добрый 5.1.
В саундбарах
Куда более яркие впечатления могут подарить саундбары, некоторые из которых поддерживают Atmos и буквально напичканы технологиями на грани магии. В них встроены узконаправленные динамики, которые стреляют в потолок — звук отражается от него и попадает прямо в слушателя, как будто это колонки сверху.
Благодаря играм с фазой и эффектам психоакустики саундбары создают впечатление объемного звука со всех сторон, при этом избавляют от необходимости расставлять колонки по комнате и тянуть к ним провода, не заставляют глушить помещение акустическими панелями и вообще представляют собой компактное и элегантное решение.
Однако минусы все же есть — качество звучания зависит от материалов стен и потолка, ведь звуку нужно отражаться от них, и лучше всего он отражается от голых бетонных стен. Если же в комнате стоит много мебели, то звук будет рассеиваться и попадет куда угодно, только не в зрителя.
В домашних кинотеатрах
Dolby Enabled Speakers — штука, позволяющая превратить старую добрую систему 5.1 в Dolby Atmos покупкой всего нескольких дополнительных колонок. Как минимум, нужны два сателлита, стреляющие в потолок, подобно саундбарам, они ставятся на фронтальные колонки.
Для полного эффекта еще пару сателлитов можно расположить по бокам. Эта штука была придумана компанией Dolby чтобы максимально быстро вывести на рынок новый формат. Как и в случае с саундбаром, система чувствительна к отделке помещения.
Но все же лучшие впечатления от Dolby Atmos дарит система с настоящими потолочными сателлитами. Чаще всего это формат 7.1.4 — три фронтальные колонки, две сзади, две по бокам (итого 7 в горизонтальной плоскости), на потолке — по паре сзади и спереди, плюс сабвуфер.
Естественно, колонкам нужен подходящий источник, поэтому для работы Atmos понадобится AV-ресивер, поддерживающий этот формат. Про выбор ресивера можно почитать тут, но главное, о чем нужно помнить — это о мощности. Не у каждого ресивера ее достаточно, чтобы питать разросшееся поголовье колонок, а потому многие используют связку ресивера или звукового процессора с мощным многоканальным усилителем.
В видеоиграх
Что особенно подкупает — Dolby Atmos поддерживают консоли последнего поколения Xbox One и PS5 (хотя в последней гейминг с Atmos доступен только в наушниках, но фильмы смотреть можно и через колонки).
Видеоигры — штука сама по себе интерактивная и подкупает особенным погружением в экшн, а объемный звук усиливает многократно впечатление, особенно в батальных сценах, когда все вокруг горит, стреляет и взрывается. К тому же, технология дает возможность точно определить, откуда стреляет враг. Как включить Dolby Atmos в играх, и какие из них поддерживают технологию, рассказано в этой статье.
В музыке
Да, в формате Atmos даже выпускается музыка — многие артисты взяли новую технологию на вооружение, тем более что на рынке уже полно наушников, ее поддерживающих.
Пока сложно сказать насколько такой формат станет популярным — эксперименты с объемной музыкой были еще в шестидесятых годах прошлого века, и мало к чему привели. Правда, в отличие от шестидесятых, сегодня в продаже есть и наушники с Atmos.
В наушниках
Как можно догадаться, оборудовать домашний кинозал с настоящим Dolby Atmos — задача не из легких. Поэтому многие идут по иному пути — наушники. Таких с каждым днем все больше, и они имеют весомые плюсы: не нужно тратить деньги на колонки, усилитель и ресивер, вешать акустические панели и басовые ловушки, тянуть провода и т.п.
Сертифицированные наушники позволяют передать всю суть новой технологии без головной боли. А на ПК достаточно скачать официальную программу Dolby Atmos for Headphones, чтобы получить объемный звук в любых наушниках.
В мобильных устройствах
Даже мобильные устройства поддерживают Dolby Atmos. Конечно, это все не настоящий Atmos, а скорее демо-версия, чтобы передать впечатления от реальной технологии. Тем не менее, технологию стараются пихать во все топовые новинки, так что найти смартфон с ее поддержкой не проблема — например, он присутствует в любом последнем Айфоне.
Другие форматы объемного звука
DTS:X — главный конкурент Atmos, который также основан на звуковых объектах. В максимальной версии DTS:X Pro позволяет сделать до 30 каналов с двумя сабами, имеет аж целых 5 слоев в высоту: первый возле пола, второй — на уровне ушей, третий — чуть выше, четвертый — еще выше, и последний — в самом верху по центру. Из минусов — мало ресиверов и процессоров, которые поддерживают именно Pro версию, а стандартная инкарнация ограничена 11 каналами. Из плюсов — есть апмикшер Neural:X, превращающий 5.1 в настоящий объемный звук. Есть и DTS Headphone:X для наушников.
Auro 3D — стандарт, который, в отличие от Atmos, основан на поканальном микшинге. То есть вместо звуковых объектов — старые добрые каналы звука (хотя есть Aura MAX для кинотеатров, где объекты таки есть). Максимальное количество каналов — 13.1, из них: до 7 горизонтальных, до 5 — сверху, один — сверху по центру, именуемый не иначе как Voice of God. Главный минус стандарта — он очень узконаправленный, лучший звук получается в одной конкретной точке, где сидит зритель, если же походить по залу, то звук сильно меняется, обычно не в лучшую сторону. Второй минус — очень мало контента в этом формате, однако есть апмикшер Auro Matic, который конвертирует 5.1 в Auro 3D.
Заключение
Миллион колонок в помещении с голыми стенами могут создать такую какофонию, что ни о каких впечатлениях от Dolby Atmos говорить не придется. Поэтому, даже если в комнате уже стоит система 5.1, рекомендуется сначала добиться идеального звучания всех колонок в горизонтальной плоскости, и лишь затем наращивать сателлиты на потолке.
Об акустической обработке и звукоизоляции помещений можно почитать тут. В дополнение к этому, система Atmos предъявляет требования к покрытию пола, ведь колонки на потолке стреляют вниз, и отражения от пола затуманят звуковую картину. Поэтому лучше всего положить на пол толстый ковер или ковролин.