Что значит самолет задержан на табло
6 причин задержки рейса, о которых мало кто догадывается
Помимо технических накладок и погодных условий существуют десятки других поводов задержать рейс, и порой они весьма необычные. Хотим поговорить с вами о самых оригинальных причинах, по которым откладывают вылет самолета.
6. Там черепаха!
Появление на взлетной полосе этих тихоходов способно замедлить скорость отправки рейсов до черепашьей. Медлительные создания — нередкие гости в воздушных гаванях Ямайки, Нью-Йорка и других южных городов. Обладая твердым панцирем, они, как камни на дороге, могут сильно помешать взлету и посадке. Увы, в этом случае пассажиры не получают компенсацию, но, по крайней мере, эта причина задержки вполне безобидная и даже. милая.
5. Поломка кофемашины
Некоторым трудно представить полет без чашечки кофе, поэтому на борту всех авиалайнеров непременно есть кофемашина. Но уж если она сломается, ее так быстро не заменить, и приходится отложить вылет. Аппараты, установленные в салоне самолета, устроены иначе, чем стандартные: они приспособлены к тому, чтобы вода могла закипеть при 100 градусах даже на большой высоте. К тому же они встроены в электрическую сеть воздушного судна и оснащены средствами безопасности против возгорания. Так что для того, чтобы починить такой агрегат, необходимо задержать вылет, ну или принять решение лететь. без кофе.
4. Капризные VIP-персоны
Иногда все пассажиры ждут какую-нибудь важную особу, летящую первым классом. Либо звезда опаздывает, либо ее посетило внезапное желание сходить в туалет (во время взлета и посадки справлять нужду не разрешено). Поэтому рейс могут задержать до тех пор, пока все прихоти VIP-персоны не будут удовлетворены.
Почему бортпроводники не пьют чай и кофе в самолете? На то есть веская причина:
3. Обнаружен преступник
Не стоит паниковать, если на борту обнаружен преступник. Это необязательно террорист: к таковым может быть причислен владелец незаконного бизнеса или должник, находящийся в розыске. Пока проводится процедура задержания, вылет будет отложен — с этим ничего не поделаешь, придется подождать.
2. Столкновение с птицами
После недавнего инцидента с «Уральскими авиалиниями» мы знаем, что птичьи стаи в районе взлетной полосы могут вывести из строя двигатели, из-за чего придется экстренно сажать самолет. В таком случае полосу будут держать свободной до осуществления аварийной посадки, и все рейсы переведут в режим ожидания. Регламент ЕС относит столкновение с птицами к чрезвычайным обстоятельствам, поэтому задержку вылета компенсировать не будут.
1. Неблагоприятные погодные условия
Современные авиалайнеры и аэродромы приспособлены для того, чтобы осуществлять полеты практически в любых условиях. Однако случаются ну очень сложные погодные условия, при которых в целях безопасности откладывают рейсы. Такие ситуации также относятся к категории форс-мажорных, и на компенсацию рассчитывать не стоит.
Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир
1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.
2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.
3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.
4. В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».
5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.
6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.
8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.
9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.
11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.
12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.
13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.
14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.
15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.
Задержка или отмена рейса
Отмена рейсов в аэропорту (Фото: JESHOOTS-com | Лицензия Pixabay)
Задержка вылета самолета или отмена рейса может случиться у любой авиакомпании. Авианити подробно расскажет, что нужно делать, какие права есть у пассажиров.
В случае задержки рейса все авиакомпании практически не помогают пассажирам. Если вы сами не будете требовать от перевозчика предоставления питания, отеля или возврата денег за перелет, то представители авиакомпании просто промолчат.
Показатель задержек рейсов — индикатор слаженности работы авиакомпании. Рекомендуем посмотреть рейтинг пунктуальности авиакомпаний на Авианити.
Новости
Новости о задержках и отменах рейсов авиакомпаний, которые будут полезны пассажирам.
Что делать в случае задержки или отмены рейса
Авиакомпания обязана проинформировать пассажиров, если рейс задерживается, меняется время вылета или он отменяется. Обычно перевозчик информирует пассажиров обо всех изменениях по электронной почте, могут отправить сообщение на телефон или позвонить.
Авианити рекомендует перед тем, как отправиться в аэропорт проверить электронную почту, а также онлайн-табло или позвонить в справочную службу аэропорта.
Рейс отменен заранее
Если рейс отменили за несколько дней до вылета, авиакомпанией будут предложены альтернативные рейсы или полное возмещение денег за перелет со всеми сборами и таксами.
Обращаем внимание, если покупали авиабилеты с пересадками разными авиакомпаниями отдельным бронированием, то деньги будут возмещены только за отмененный сегмент полета.
Если билеты были куплены одним бронированием, но разными авиакомпаниями, то нужно обращаться в агентство, где покупали авиабилеты. Данные продавца указаны в электронном билете (маршрутной квитанции).
Задержка рейса до прибытия в аэропорт
Если вы узнали о задержке рейса до прибытия в аэропорт из дома, то не обязательно ехать туда, проблему можно решить по телефону.
Стоит отметить, что по закону авиакомпания должна бесплатно предоставлять услуги по подбору и замене рейсов из-за задержки или отмены.
Поэтому даже у авиакомпании «Победа», у которой платные звонки, есть отдельный бесплатный телефон для звонков в случае изменения расписания, задержки или отмены рейсов.
Когда вы находитесь заграницей и новое время вылета не известно, то будет экономнее прибыть в аэропорт, чем продлевать проживание в отеле. В случае длительной задержки в независимости от того виновата авиакомпания или нет, вам предоставят питание и жилье.
Что можно сделать до прибытия в аэропорт
Задержка или отмена рейса в аэропорту
Задержка рейса в аэропорту неприятная новость, решение проблемы будет целиком зависеть только от ваших действий. Спокойное вежливое общение с представителями авиакомпании поможет быстрее решить возникшие вопросы.
Что делать, если вылет рейса задержали в аэропорту
Обращаем внимание, что посадочный талон лучше сохранить даже после выполнения полета, если потом планируете подать в суд на авиакомпанию и получить компенсацию.
Что должна бесплатно предоставить авиакомпания в аэропорту
Вне зависимости по чей вине задержан рейс, погодные условия или просчеты перевозчика, авиакомпания обязана предоставить пассажирам бесплатные дополнительные услуги, пока не будет выполнен рейс.
Во всех странах пассажирам предоставляются похожие дополнительные услуги для более комфортного ожидания рейса. Отличия между странами только в размерах денежных компенсаций.
Постарайтесь быть спокойными и вежливо разговаривать при требовании услуг, даже если авиакомпания не идет на встречу. Записывайте и фиксируйте нарушения, если не предоставили напитки, питание, новый билет, отель и т.д. Сохраняйте все чеки и посадочные талоны с отметкой о задержке, чтобы потом возместить затраты.
Общие обязанности авиакомпании при задержке или отмене
2 часа ожидания рейса
4 часа ожидания
6-8 часов ожидания
При 6 часах ожиданию ночью или 8 часов днем авиакомпания должна предоставить бесплатно отель, а также трансфер до отеля и в случае необходимости камеру для хранения багажа.
Перечисленные услуги положены всем пассажирам, вне зависимости регулярный рейс или чартерный. Даже если рейс выполняют бюджетные авиакомпании или лоукостеры услуги должны быть предоставлены.
Данные требования распространяться на рейсы в России и Европе. В Америке, странах Азии и Африки действия авиакомпаний прописываются в договоре с перевозчиком, но обычно они не сильно отличается от европейских.
Что делать при задержке авиарейса
От задержки рейсов не застрахован ни один путешественник. Неважно, чартер это или регулярный рейс, плевать, лоукостер или премиальный перевозчик. Разница в нюансах, но задерживают любые рейсы. Разбираемся, что делать в случае задержки и что требовать от авиакомпании.
Тамара Рогачёва
Как понять, что рейс задержан
Тут всё просто. Если вы уже должны сидеть в самолёте, а всё еще стоите в очереди на посадку. Или посадку ещё вообще не объявили — знайте, ваш рейс задержан.
Но бывает и по-другому: если авиакомпания знает о задержке рейса, то по закону она обязана вас об этом предупредить. Чаще всего SMS-сообщением.
Если вы уже в аэропорту, то сообщение о задержке появится на табло и будет продублировано по громкой связи.
Что делать, если рейс задержан
Если понимаете, что задержка для вас катастрофическая: вы опаздываете на встречу, опоздание может повлечь опоздание на следующий рейс и так далее, то попросите представителя авиакомпании поставить отметку о задержке рейса на ваш посадочный. Если не найдёте представителя, идите к администрации аэропорта, вам выдадут письменное подтверждение задержки.
С этими бумажками вам после будет проще доказать свою правоту и, если дойдёт до суда, получить компенсацию от авиакомпании.
Фото: Uskarp / Shutterstock
Что мне должна авиакомпания
Тут всё зависит от причины, по которой задержан рейс. Например, по закону, перевозчик вправе отложить вылет по причинам безопасности.
Кроме того авиакомпании не несут ответственности, если задержка связана с погодными условиями, войнами или эпидемиями, забастовками сотрудников, требованиями госструктур, катаклизмами и… Внезапной поломкой самолёта.
Все эти случаи считаются «непредвиденными обстоятельствами, независящими от компании», и денежная компенсация за них не предусмотрена.
А вот если задержка связана с нестыковкой в расписании перелётов, овербукингом (когда на рейс билетов продано больше, чем мест в самолёте), неготовностью экипажа, то компенсацию можно получить.
При этом, независимо от причины задержки, пассажир имеет право на всякого рода удобства.
Например, если рейс задержан на 5-15 минут, матери (или отцы) с детьми до семи лет вправе требовать визит в комнату матери и ребёнка.
При задержке на два часа полагаются прохладительные напитки. И ещё два телефонных звонка или емейла. На горячее питание можно рассчитывать при опозданиях вылета на четыре часа. Далее его можно требовать каждые шесть часов днём или восемь ночью. При этом, если задержка больше восьми часов, вам обязаны предоставить отель и трансфер до туда. Если всё это происходит ночью, то гостиницу можно требовать уже через шесть часов.
Если вдруг авиакомпания отказывается предоставить вам что-то из перечисленного, попросите у представителя письменный отказ, а потом приобретайте эти услуги за свои деньги, только чеки сохраните. Если дойдёте до суда со всеми доказательствами (отказом и чеками), то велика вероятность получить компенсацию.
Фото: mariyaermolaeva / Shutterstock
Что за компенсации
В России при задержке рейса по вине авиакомпании за моральный ущерб можно получить компенсацию в три процента от стоимости билета за каждый час опоздания. То есть за задержку в шесть часов можно получить лишь 18% стоимости. Если взять билет за 3 000 рублей, получается что-то около 500 рублей — так себе выгода.
Предусмотрен ещё штраф — 25 процентов от МРОТ (а точнее базовой суммы для начисления штрафов, которая не менялась с 2001 года) умножаются на количество задержанных часов (всего 25 рублей за каждый час задержки). К тому же штраф не может превышать половины стоимости билета.
Для международных полётов сумма компенсации выше. В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и теперь компенсация может составить до 332 тысяч рублей. Ключевое слово здесь «до»: минимальные границы компенсации конвенция не оговаривает.
В странах Евросоюза компенсация за задержки рейсов гораздо выше и требования к авиакомпаниям жёстче. При задержке больше, чем на три часа, пассажира обязаны обеспечить напитками, едой и связью. Ну и суммы компенсаций тут выше: 250€ при полёте до 1 500 километров, 400€ от 1 500 до 3 500 километров, 600€ свыше 3500 километров. Но! Если рейс любой дальности отложили не на три, а уже на четыре часа, то пассажир может рассчитывать на 600€.
Правда, и в Европе есть факторы, освобождающие перевозчика от ответственности. Например, погода.
Важно: правила распространяются не только на рейсы европейских компаний, но и на перелёты любых перевозчиков, если точка вылета или прилёта расположена в ЕС.
Фото: Alen thien / Shutterstock
Как получить нормальную компенсацию за задержку
При оформлении билетов на сайте Туту можно докупить услугу «Страхование на время поездки». По ней вы сможете получить моментальную выплату до 10 тысяч рублей при задержке рейса. На такую сумму можно рассчитывать при задержке багажа, а вот при его повреждении или потере страховая выплатит уже от 30 тысяч рублей.
Куда деть багаж
При задержке рейса авиакомпания должна обеспечить хранение багажа всех пассажиров. Если этого не произошло, то можно сдать чемоданы в камеру хранения за свои деньги, сохранить чек и потом требовать компенсацию.
Как облегчить ожидание вылета
Если это минут на 30-40, выпейте кофе; если больше чем на два часа, одним кофе (или пивом) уже не спастись.
Берите с собой гаджеты: телефон, компьютер, планшет. Скрасите ожидание просмотром сезона какого-нибудь сериала. Только не забудьте взять с собой повербанк, а ещё лучше тройник. Розетки в аэропортах нарасхват, а так получится не только «отжать» розетку, но ещё и соседям по несчастью помочь — поверьте, они точно будут вам благодарны и, быть может, даже угостят вас чашечкой латте.
Ещё один must have — небольшая подушка под голову, потому что жёсткие кресла ещё никого не радовали.
И, наконец, книга, которую вы никак не можете дочитать из-за нехватки времени и других отговорок. С интересным томиком даже четыре часа ожидания пролетят незаметно.
Фото: Sorbis / Shutterstock
Как себя развлечь, не покидая аэропорта
Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.
Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.
Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.
В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.
Что делать при задержке или отмене авиаперелета?
Первое и самое главное: поставить у представителя авиакомпании печать на посадочном талоне о том, что рейс задержан, или получить от него же справку о задержке. Если представителей авиакомпании нет либо они отказываются совершать любые действия, то следует обратиться в администрацию аэропорта — там могут выдать письменное подтверждение о задержке рейса. Если ваш рейс задержан, но вокруг никого, то самым главным фактом, подтверждающим задержку, могут стать ваши фотографии: фотографируйте табло вылета, стойку регистрации, недовольных людей вокруг — все это потом подойдет в качестве доказательства.
Второе: Сесть и сразу же написать претензию (скачивайте форму претензии у нас на сайте), проштамповать ее у представителя авиакомпании. Обязательно сделать фотографию претензии с отметкой, это будет являться доказательством в случае судебного разбирательства.
Далее следует не паниковать, а понять, что делать дальше. В этом вам поможет наш текст.
Весь последующий текст актуален в отношении российских перевозчиков, но эти правила распространяются также на любые зарубежные авиакомпании, которые совершают рейсы в РФ или из РФ.
То есть если вы летите из Италии в Москву и при этом застряли в итальянском аэропорту из-за задержки по причине неготовности экипажа или борта к перелету, забастовок авиаперсонала или других обстоятельств, то вне зависимости от причины задержки рейса вам должны быть предоставлены все услуги, указанные в пункте 2 этой памятки.
(В мире великое множество авиакомпаний, и, к сожалению, правила для всех разнятся, поэтому мы сделали акцент на актуальном для читателя российском законодательстве.)
1. Задержка рейса.
Итак, задержкой рейса официально считается перерыв в воздушной перевозке по вине перевозчика или вынужденная задержка самолета при отправке и (или) в полете. Такие перерывы могут составлять от пары часов и далее до бесконечности, вплоть до отмены рейса.
Основными причинами задержки рейсов могут являться технические неисправности самолета, плохие погодные условия, позднее прибытие самолета в аэропорт.
2. Что обязан сделать авиаперевозчик?
В соответствии с «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, грузов…» при задержке или отмене рейса перевозчик обязан без взимания дополнительной платы организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
Обратите внимание: все эти услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
3. Когда начинается отсчет задержки?
Задержка рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в вашем билете.
4. Что делать в случае, если у вас стыковочный рейс?
Также получить отметку (справку) о задержке рейса у представителей авиакомпании. Проследить за тем, чтобы в отметке (справке) была указана причина задержки и продолжительность. По прилету в стыковочный аэропорт идете к представителям своей авиакомпании и просите перебронировать билет. Отметка в билете подтверждает отсутствие вашей вины за опоздание на рейс. Авиакомпании в 99% случаев без проблем производят обмен.
В случае если стыковка рейсов разных перевозчиков, все равно надо получить отметку в билете или справку о задержке/отмене рейса. Вам придется самостоятельно купить новый билет в пункт конечного назначения, но позже вы сможете компенсировать его стоимость. Основанием для компенсации будет являться эта пресловутая справка и копия (плюс чеки) нового билета.
5. Что делать в случае, если у вас по вине перевозчика срываются планы?
Например, оплачен билет в Венскую оперу, а вы безнадежно застряли в Екатеринбурге, вместо того чтобы плакать от восторга в партере театра. Или уже помахали ручкой заранее забронированному переезду на автобусе или поезде.
Лучшим действием будет отбросить переживания и начать писать претензию. К претензии в адрес перевозчика необходимо приложить копии документов, подтверждающие понесенные убытки. К примеру, те самые билеты в оперу (всегда лучше сделать копии заранее, опытные путешественники об этом знают). Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту отправления или в аэропорту назначения по усмотрению заявителя (п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ). Если вы не готовы подать претензию в аэропорту, можно послать ее по почте, обязательно с уведомлением о вручении адресату. Это будет дополнительным доказательством получения вашей претензии. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется со дня задержки рейса (пп. 4 п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ).
Перевозчик обязан рассмотреть вашу претензию в течение 30 дней (п. 1 ст. 128 Воздушного кодекса РФ).
В случае отказа удовлетворить требования добровольно берете все документы, включая претензию и билеты в оперу, и отправляетесь в суд. Срок исковой давности по таким делам — три года (п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ).
6. Что делать, если перевозчик отказывается кормить, поить и вообще вас не признает?
Случилась задержка, вам захотелось есть, пить или спать, а представители авиакомпании делают вид, что не знают ни вас, ни ваших друзей — гражданских прав? Смело покупайте себе необходимую еду и напитки. И сохраняйте чеки. Помните про справку о задержке/отмене рейса, получите ее, если еще не успели. После того как весь этот ужас с задержками закончится, нужно написать претензию в адрес перевозчика с приложением всех чеков. Вернее, их копий. Оригиналы потребуются в суде, если, конечно, до него дойдет дело.
Не забывайте, что суд исходит не только из принципов законности, но и из принципов разумности в принятии решений, поэтому деньги за курицу с пастой, скорее всего, вернут, а за односолодовый виски из дьюти-фри, вероятно, нет.
И, кстати, в тех ситуациях, когда рейс отменили либо задержали не меньше чем на два часа, авиаперевозчик обязан предоставить пассажирам информацию об их правах. Эта информация должна выдаваться каждому пассажиру на стойке регистрации по запросу, поэтому смело требуйте у представителей соответствующие документы.
7. Какие еще варианты?
Еще вы можете отказаться от полета. При этом неважно, насколько задержан рейс — на 20 минут или на сутки.
Такой отказ будет считаться вынужденным, и перевозчик обязан вернуть деньги за билет. В том числе за так называемый невозвратный билет (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил).
8. Получаем компенсацию.
То, о чем знают немногие. Вы вправе обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, которые понесли в связи с задержкой рейса (п. 2 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Можете требовать как возмещения материального ущерба, так и морального вреда.
Есть один важный момент. Если авиакомпания докажет, что причиной задержки рейса были обстоятельства форс-мажора (к коим относятся, например, нелетные погодные условия), то компенсация морального вреда, к сожалению, не положена. А вот если случилась поломка самолета (она не относится к обстоятельствам форс-мажора), то перевозчик обязан выплатить 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за задержку (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также 25% МРОТ за каждый час ожидания, но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
По российскому законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, но вы можете вернуть стоимость билетов или совершить обмен на другой рейс, предложенный перевозчиком. Он обязан предложить вам замену. Об этом читайте ниже.
9. Что делать, если рейс отменили.
Что положено пассажиру в случае отмены рейса?
Уведомление произошло за 14 дней до вылета:
В этом случае никакой компенсации не предусмотрено. Две недели — достаточный срок для того, чтобы выбрать другой рейс или воспользоваться услугами другой авиакомпании.
Уведомление произошло в срок от 14 до 7 дней до вылета:
Во-первых, вы вправе потребовать деньги, потраченные на билет. А если была запланирована серия перелетов одной авиакомпанией, но все сорвалось из-за отмены рейса, вы имеете право потребовать вернуть деньги за все неиспользованные билеты. Но только если они куплены не по отдельности, а по принципу round trip (билеты на одном бланке). Если билеты были куплены отдельно, то компенсация работает только в отношении отмененного рейса.
Можете требовать бесплатный альтернативный маршрут перевозки, при этом ваш новый вылет не может быть раньше двухчасовой разницы с первоначальным временем вылета купленного вами билета, а прилет не должен быть позже разницы в четыре часа относительно того же отмененного вам билета. Пункт назначения при этом менять нельзя.
Уведомление произошло в срок менее чем за 7 дней до вылета:
Вы вправе требовать деньги, потраченные на билет (см. предыдущий пункт «Уведомление произошло в срок от 14 до 7 дней до вылета»).
Можете требовать бесплатный альтернативный маршрут перевозки, при этом ваш новый вылет не может быть раньше разницы в один час с первоначальным временем вылета купленного вами билета, а прилет не должен быть позже разницы в два часа относительно того же отмененного вами билета (вы ведь уже все спланировали — пусть авиакомпания подстраивается под ваши планы). Пункт назначения при этом менять нельзя.
10. Возврат денег
Если вы отказались от рейса при его задержке, то следует понимать, что деньги сразу никто не вернет: сроки такого возврата не регулируются российским законодательством. На практике возврат занимает от двух недель до пары месяцев в зависимости от авиакомпании.
11. Советы напоследок.
Если произошла ситуация, при которой приходится коротать время в ожидании вылета, не забывайте сохранять все свои чеки и билеты, фотографировать спящих на полу людей (мы серьезно), табло вылетов и прилетов, информацию, полученную от представителей авиакомпаний, и т. д. Чем больше зафиксированных фактов, тем проще обычно добиться компенсаций и доказать вину перевозчика в суде. Иногда на месте трудно разобраться с вопросами возмещения денег, добиться альтернативных маршрутов и т. д., а такие фиксированные доказательства являются хорошим подспорьем для защиты своих прав в дальнейшем.
И самое главное — не ленитесь отстаивать свои права как непосредственно в аэропорту, так и позже, уже после выхода из ситуации.