Что значит самобытная цивилизация
РОССИЯ – ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ,
(Некоторые аспекты из философских воззрений
«…Славянофилы впервые заявили о том, что Россия – это отдельная, самобытная цивилизация, которая должна искать собственные пути в мировой истории…»
Послушать: век наш – век свободы,
А в сущность глубже загляни –
Свободных мыслей коноводы
Восточным деспотам сродни.
У них два веса, два мерила,
Двоякий взгляд, двоякий суд:
Себе даётся власть и сила.
Своих наверх, других под спуд.
У них на всё есть лозунг строгой
Под либеральным их клеймом:
Не смей идти своей дорогой,
Не смей ты жить своим умом.
Когда кого они прославят,
Пред тем – колена преклони.
Кого они опалой давят,
Того и ты за них лягни.
Свобода, правда, сахар сладкий,
Но от плантаторов беда;
Куда как тяжки их порядки
Рабам свободного труда!
Свобода – превращеньем роли –
На их условном языке
Есть отреченье личной воли,
Чтоб быть винтом в паровике;
Быть попугаем однозвучным,
Который, весь оторопев,
Твердит с усердием докучным
Ему насвистанный напев.
Скажу с сознанием печальным:
Не вижу разницы большой
Между холопством либеральным
И всякой барщиной другой.
Пётр Вяземский, 1860 г.
Во второй половине XIX века в среде национально мыслящих писателей, литературных критиков и философов складывается своеобразное литературно-философское и общественно-политическое направление, в какой-то период времени ставший носить именование «почвенничество». Самопочвенничество, как литературно-общественное направление оформилось в 60-е годы XIX века, и было связано с деятельностью братьев Михаила Михайловича и Фёдора Михайловича Достоевских, и их журналами «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865). В своих главных аспектах почвенничество было идейно близко к славянофильству, но одновременно идеологи почвенничества видели определённый смысл и в некоторых идеях умеренного западничества.
Сам термин «почвенничество» сложился на основе публицистических призывов Ф.М.Достоевского (1821 – 1881) вернуться к «своей почве», к русским национальным началам, «сделаться русскими». Братья Достоевские утверждали, что Россия отличается от Запада меньшими сословными и личными конфликтами, большим национальным единством, всечеловечностью; но «образованное общество» плохо знает простой народ. Отсюда Фёдор Михайлович выводил задачу соединения общества с «почвой» и необходимость просвещения народа, призывал к «слитию образованности и её представителей с началом народным».
Почвенники симпатизировали русскому купечеству, мещанам, народной интеллигенции, отвергали либеральные и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада…
Своеобразным продолжением и славянофильства, и почвенничества стало учение русского консерватизма (учения, которое стремится обеспечить устойчивость общества и государства во время социальных бурь, внутреннюю защиту государственного и общественного организма от разрушительных тенденций). Хотя сами русские консерваторы нередко резко критиковали и славянофилов, и почвенников, в которых видели лишь разновидность русского патриотического либерализма…
Ф.М.Достоевский. Из письма А.Ф.Благонравову.
«… У нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, слова: Русь православная – суть коренные наши основы.
У нас русский, отрицающий народность (а таких много), есть непременно атеист или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймёт ни русского народа, ни русской народности.
Самый важный теперь вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию? Попробуйте заговорить: или съедят, или сочтут за изменника… Нет, ужя лучше буду с народом; ибо от него только можно ждать чего-нибудь, а не от интеллигенции русской, народ отрицающей, и которая даже не интеллигентна.
Ф.М.Достоевский. Из письма студентам
«…Вы спрашиваете, господа, «насколько вы сами, студенты, виноваты?»
Вот мой ответ: по-моему, вы ничем не виноваты. Вы лишь дети этого же «общества», которое вы теперь оставляете и которое есть «ложь со всех сторон». Но, отрываясь от него и оставляя его, наш студент уходит не к народу, а куда-то за границу, в «европеизм», в отвлечённое царство небывалого никогда общечеловека, и таким образом разрывает и с народом, презирая его и не узнавая его, как истинный сын того общества, от которого тоже оторвался. А между тем в народе всё наше спасение…
Всего хуже то, что народ уже увидел и заметил разрыв с ним интеллигентной молодёжи русской, и худшее тут то, что уже назвал отмеченных им молодых людей студентами. Он давно их стал отмечать, ещё в начале шестидесятых годов; затем все эти «хождения в народ» произвели в народе лишь отвращение…
… Господа, если в моих словах есть что-нибудь с вами не согласное, то лучше сделаете, если не будете сердиться. Тоски и без того много. В прогнившем обществе – ложь со всех сторон. Само себя оно сдержать не может. Твёрд и могуч лишь народ, но с народом разлад за эти два года объявился страшный. Наши сентименталисты, освобождая народ от крепостного состояния, с умилением думали, что он так сейчас и войдёт в ихнюю европейскую ложь, в просвещение, как они называли. Но народ оказался самостоятельным и, главное, начинает сознательно понимать ложь верхнего слоя русской жизни…
Но в том беда, что молодёжь несёт на себе ложь всех двух веков нашей истории… Блажен тот и блаженны те, которым даже и теперь удастся найти правую дорогу. Чтобы пойти к народу и остаться с ним, надо прежде всего разучиться презирать его, а это почти невозможно верхнему слою общества в отношениях его с народом. Во-вторых, надо, например, уверовать и в Бога, а это уже окончательно для нашего европеизма невозможно (хотя в Европе и верят в Бога)…»
Фёдор Достоевский, 18 апреля 1879 г.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Цель нашего пути — творение вечной Истории
Президент рассказал о Русском мире, о России как самобытной цивилизации — обо всем, что стоит рая
Тысячелетний народ
Кто-то счёл бы это курьёзом, но из чеканных путинских фраз не до конца было ясно, какое агрегатное состояние русского народа сейчас нужнее России. Чтобы он растекался по соседним территориям, включая русофобские, — и тогда «мы будем решительно защищать ваши права и интересы, использовать для этого все имеющиеся двусторонние и международные механизмы»? Или чтобы русские поскорее возвращались домой — ради чего «мною подписана новая редакция Концепции государственной миграционной политики», с более комфортными условиями для переселения в Россию?
Вторая речь, произнесённая им 1 ноября бок о бок с Патриархом Московским и всея Руси, в большей степени касалась угроз, вставших перед этим историческим субъектом. Брошенный нам вызов, по мысли Путина, заключается в попытках «переформатировать мир, разрушить традиционные ценности и те культурно-исторические пространства, которые складывались веками». Цель этих попыток — разобщить народы, лишить их национальной памяти и низвести до уровня вассалов, чтобы было легче управлять «безликими протекторатами», пояснил президент.
В этой констатации не было бы ничего нового: о пользе суверенитета в общении с «товарищем волком» президент говорил неоднократно — не произнеси он ключевой фразы, которую стоит привести полностью:
«В одном не сомневаюсь точно: голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность».
Самобытная цивилизация
«Россия — самобытная цивилизация» — в устах президента РФ это слишком важная фраза, чтобы просто упомянуть о ней. Признание за Россией — или, считай, за Русским миром — цивилизационной самостоятельности и, более того, инаковости по отношению к остальному человечеству многого стоит.
Очевидно и то, что данная концепция стала актуальной именно сегодня, в условиях кризиса Pax Americana и отчаянных попыток «проводников глобализма» взнуздать целый мир, а дотоле лишь подразумевалась, но не проговаривалась вслух на высшем уровне. В самом деле, очевидная мысль о «русской альтернативе», о самобытности русской цивилизации как способе сопротивления угрозам однополярного мира ещё несколько лет назад считалась в отечественных коридорах власти, мягко говоря, несвоевременной. Поиск по всё тому же сайту Кремля даёт три характерных примера.
Показательно, что третье упоминание особого пути на президентском сайте связано с репликой «гробовщика Истории» Фрэнсиса Фукуямы, датированной разделяющим две предыдущие цитаты 2007 годом: и он-то как раз не отказывает России в «фантазии». «Я согласен, что каждая страна будет вынуждена найти свою собственную дорогу в современном мире, — заметил Фукуяма, выступая на XI Петербургском международном экономическом форуме. — У Европы, Соединенных Штатов, Японии, России и других стран будут свои особые пути развития. Модернизация и развитие в конечном итоге определяются людьми, которые живут в данном обществе, а не чужаками». Впрочем, и Фукуяма имел в виду лишь то, что «с течением времени мы станем более похожими друг на друга».
Чего хочет Россия
Впрочем, не санкции Запада и не украинский «пещерный национализм» считаются в Кремле настоящими вызовами, а, например, выход США из договора РСМД. Именно с этим было связано третье и, пожалуй, самое громкое выступление Владимира Путина — ответ на октябрьском Валдайском форуме об участи нераскаявшегося агрессора и его жертв.
Путинский вопрос, выраженный именно так, стоит сотен ответов. Без России мир не нужен. Никому, и уж тем более нам. А будет жива Россия — и с миром всё будет в порядке. Сложно придумать более удачный способ возвестить о возвращении нашей страны в Историю.
«Быть смелыми в замыслах, делах и поступках, брать на себя инициативу, ответственность, становиться сильнее, а значит — приносить пользу своей семье, детям, всей стране, менять мир, жизнь страны к лучшему, создавать Россию, о которой мы вместе мечтаем, — говорится в его последнем абзаце. — И тогда предстоящее десятилетие, весь XXI век, безусловно, станут временем наших ярких побед, нашего общего успеха. Я верю, так и будет». Говоря проще, Россия хочет, чтобы XXI век стал русским веком. Мы очень сильно хотим этого — и значит, так оно и будет.
А ещё была инаугурация Путина 7 мая — именно на ней он впервые, кажется, проговорил про российскую «особость»: «Мы поняли, что вся красота и вся сила — в нашей самобытности и единстве». Были и новые «майские указы» президента, то есть планы материального преломления «наших ярких побед» в ближайшие годы. Продолжительность жизни 78 лет, снижение бедности в два раза, улучшение жилищных условий для пяти миллионов семей в год, экономический рост выше мирового, вхождение в топ-5 экономик мира — и прочие «скучные цифры», осуществление которых до неузнаваемости изменит страну.
Мы, конечно, вас обгоним, обращается Кремль к Западу. Но не по вашим правилам — вы сами растоптали их. Россия не вмещается в границы, в том числе в ваши представления о ней, дорогие партнёры. И с этим вы больше ничего не сможете поделать.
Особый путь… Но ведь путь должен всегда вести к какой-то цели, иначе это лишь скитания, справедливо замечают наблюдатели. Какая же цель ставится для «всего этого»? Зачем нам История, самобытность, Русский мир и обещанный рай? Ради чего? Похоже, ответ на эти вопросы, в представлении Путина, чуть проще, чем кажется.
Что должна Россия миру? Россия должна быть. Быть всегда, покуда жив и мир. Это и есть цель нашего пути — творение вечной Истории.
Какой же мир мы строим, на зависть человечеству? Русский мир.
Денис Тукмаков, газета «Завтра»
Россия – это самобытная, самодостаточная цивилизация
Почему продолжается информационная война против Российской Федерации? Какова вероятность смены курса в отношении нашей страны со стороны новой американской администрации и почему Вашингтон не отменяет антироссийские санкции? Зачем в наше общество вбрасывают лозунг «Масло вместо пушек» и используют иные приёмы дискредитации усилий государства по укреплению Вооружённых Сил РФ? Какова истинная цель политики коллективного Запада в отношении соседних с Россией стран? В чём замысел наших недругов, подстрекающих молодёжь к незаконным протестам?
На эти и другие вопросы «Красной звезды» обстоятельно ответил известный российский политолог Сергей МИХЕЕВ.
– Сергей Александрович, в своей первой внешнеполитической программной речи 46-й президент США Джозеф Байден заявил, что Соединённые Штаты будут жёстко противостоять действиям России, если посчитают их наносящими ущерб американскому лидерству. В этой связи не приходится сомневаться, что Вашингтон попытается под этим предлогом активизировать вмешательство во внутренние дела нашей страны, раскручивая маховик информационной войны, которая для Демпартии всегда была излюбленным средством продвижения американских интересов на планете. Что вы скажете по этому поводу?
– В этом нет ничего удивительного. Важно то, что надежды на очередного президента США, которые регулярно, раз в четыре года питают у нас некоторые, бессмысленны. Ждать чего-то хорошего от Байдена не было никаких оснований. Все его заявления абсолютно предсказуемы и вписываются в общую стратегию США по давлению на Россию. Вообще, многовековая история отношений России с Западом характеризуется двумя процессами: Россия всегда пытается договориться с Западом по-хорошему, но Запад с Россией никогда не договаривался, а всегда на неё давил.
Способы давления были разные в зависимости от возможностей: политические, военные, экономические… Но давил Запад всегда! Логика с его стороны была простая: или Россия должна подчиниться западным интересам, или она должна исчезнуть. Средства, какие-то конкретные сюжеты могут меняться, но принцип, к сожалению, за многие века не меняется.
В этом смысле ничего удивительного Байден не сказал. Единственной спецификой здесь является немного подкупающая наше доверие готовность Байдена к продлению Договора о стратегических наступательных вооружениях. Да, он продлил его. Но сделал это не потому, что хотел нам удружить. А потому, что: а) Байдену важно дистанцироваться от Трампа, в жёсткой схватке с которым он победил, и б) Байден понимает, что на данном этапе для США выгодно продление этого договора. И больше ничего это не означает.
– Накануне выступления Байдена в конгресс США был внесён законопроект о новых санкциях против России. Чего вообще хотят американцы достичь с помощью санкций? Неужели они всерьёз рассчитывают поставить ядерную державу первого порядка на колени? Принудить нас принять их условия? Надеяться на это ведь нелепо…
– Соединённые Штаты как-то раз уже поставили ядерную державу первого порядка на колени. Это произошло в 1991 году. Несмотря на то, что у нас сохранялись ядерные ракеты, атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики…
– Вооружённые Силы, замечу, и тогда свою главную функциональную задачу в общем-то решили – обеспечили неприкосновенность государственных границ. На нас никто напасть не рискнул. Да и на колени не народ встал, не армия, а некоторые политики… Геополитическая трагедия произошла всё же в силу комплекса причин, включая внутренние.
– А это не имеет значения – важен результат. Всегда комплексные усилия, приводящие к результату, оцениваются как эффективные. Процесс этот был сложный, но американцы оценивают распад СССР как результат в том числе и своего давления. Не стоит преуменьшать возможности американцев в этом смысле, потому что сегодняшняя ситуация внутри России во многом более опасная, чем та, которая была внутри Советского Союза. Объясню почему.
Американцы делают акцент на экономических санкциях в связи с тем, что заинтересованность достаточно большого количества российских бизнесменов в хороших отношениях с Западом остаётся очень высокой. Внутри верхнего социального слоя довольно много людей, искренне убеждённых в том, что необходимо интегрироваться в западный мир на тех условиях, которые Запад предлагает. В этой связи экономические санкции США вовсе не лишены смысла. За океаном считают, что можно будет раньше или позже дожать элиту. Поэтому я бы легкомысленно и легковесно к этим вещам не относился.
Они понимают, что в нынешней ситуации прямое военное столкновение с Россией было бы крайне нежелательно, поэтому оказывают экономическое давление, затрудняя наше экономическое развитие. Второе направление их деятельности – дестабилизация внутриполитической ситуации, для чего они работают с населением, с молодёжью для «выноса мозга» и провоцирования гражданского конфликта. Этим они занимаются по полной программе.
В ситуации, в которой находится Россия, мы не можем позволить себе отдать информационное пространство, ум и души людей нашим откровенным врагам
Православие задаёт моральные ориентиры, даёт силы для поддержания нравственных основ, скрепляет российское государство изнутри
Россия, по замыслам наших врагов, должна стать бессильной, бессмысленной и безвольной
– Заметное место в духовной жизни военнослужащих наших Вооружённых Сил и членов их семей сегодня занимает православие. Сергей Александрович, хотелось бы узнать ваше мнение относительно роли православия в армии и российском обществе в целом…
– Православие вот уже около тысячи лет составляет основу миропонимания российского, русского общества. Оно задаёт моральные ориентиры, даёт силы для поддержания нравственных основ, поддерживает историческую рамку российской государственности, скрепляет российское государство и российский, русский народ изнутри, даёт правильное понимание тех процессов, которые происходят вокруг и внутри нас. Поэтому роль православия невозможно переоценить. Я считаю, что даже те люди у нас, которые отрицают свою принадлежность к православию, не осознают, что их представление о добре и зле основано на православной этике.
Кстати, православное христианство во все годы раздражало Запад, и он всегда хотел поменять здесь вероисповедание. Совершенно очевидно, что все усилия Запада по расколу православного христианства, по его дискредитации внутри России не случайны. И смысл здесь не только в богоборчестве, которое тоже имеет место, но и в том, что Запад как раз понимает, какую консолидирующую роль играет православие. Православное христианство, на мой взгляд, должно играть более серьёзную роль и в обществе, и в армии. Мне кажется, должно быть больше священников, чтобы больше было возможностей с ними пообщаться, больше храмов или часовен в частях.
– Вам, кстати, доводилось бывать в Главном храме наших Вооружённых Сил, воздвигнутом в честь 75-летия Великой Победы в подмосковном парке «Патриот»?
– Пока, к сожалению, нет. Но надеюсь со временем побывать и в храме, и в парке. У себя в социальных сетях, кстати, я размещал ролик, в котором призывал помочь возведению храма, когда он строился.
Что такое цивилизация
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В век высоких технологий не принято задумываться о том, что было в далеком прошлом.
Многим кажется, что человек всегда был таким разумным, как сейчас и мог также масштабно создавать свою культуру (вторую природу) как сейчас.
Однако миллионы лет люди жили в дикости и не имели цивилизации в отличие от наших современников. Сегодня мы узнаем, что такое цивилизация, какими признаками она обладает и сколько ее видов принято выделять в науке.
Цивилизация — это.
Цивилизация (от лат. civilis – государственный, гражданский) — это определенная стадия развития человеческого общества, которая отражает достижение некоторого уровня социальности.
Уровень социальности выражается в способности создавать культурные ценности, обеспечивать саморегуляцию посредством социальных норм, жить в относительной независимости от природы и ряде других признаков.
Существуют иные подходы к определению цивилизации:
В числе первых ввел в научный оборот понятие цивилизация шотландский ученый Адам Фергюсон. Он предложил собственную периодизацию всемирной истории, состоящую из трех стадий: дикость, варварство и цивилизация.
С началом XX столетия этот подход утратил поддержку в научных кругах, а ему на смену пришло циклическое понимание истории, которое отдает предпочтение цивилизации как локальной форме существования.
Признаки цивилизации
При определении перехода от архаичного периода к цивилизации большое значение имеют признаки, на основании которых обозначается появление нового формата жизни общества.
Важную роль в решении этого вопроса сыграл английский ученый Гордон Чайлд, выделивший следующие признаки цивилизации:
В 1959 году после научной дискуссии в Чикаго было принято решение обобщить эти признаки и свести к трем основным — строительство городов и монументальных сооружений, а также изобретение письменности.
Важным признаком цивилизации можно считать культурную самоидентификацию людей, олицетворяющих себя с тем или иным сообществом.
Она постоянно изменяется, что приводит к сдвигу цивилизационных границ. Вспомним, как менялось понятие гражданин Рима. Сначала это были исключительно обитатели Вечного города, а во времена империи в эту категорию включили жителей многочисленных провинций, поэтому парфяне, ливийцы или египтяне также могли считаться римлянами.
Виды цивилизаций
Современная наука не выработала единого подхода к пониманию видов цивилизации, поэтому существуют подходы различных ученых, которые по-своему определяли типологию.
Всего выделил 21 цивилизацию, в числе которых православная христианская в России.
Они независимы друг от друга и проходят все стадии от зарождения до гибели. В концепции Шпенглера 9 цивилизаций от египетской, вавилонской и индийской до зарождающейся русско-сибирской.
Он рассматривал ее как биологический организм и считал, что период жизни ограничен 1200—1400 годами. Данилевский выделил 10 цивилизаций, среди которых римская, греческая, индийская, китайская, египетская, славянская и другие.
По его мнению, в будущем военные столкновения приобретут новый формат — они будут вестись не между странами, а между культурами. Он выделил 5 типов цивилизаций, называя их государствами:
Чем цивилизации отличаются от выделенных классиками марксизма (что это?) формаций можно узнать здесь:
Западная и восточная цивилизации
В общемировом масштабе выделяют цивилизации Востока и Запада. Несмотря на географическое название между ними существуют глубинные культурно-исторические различия, что нередко приводило и приводит к противостоянию.
Как писал Р.Киплинг:
Запад есть запад, восток есть восток
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола Божья
В день страшного суда.
Западная цивилизация представляет собой мир рациональных людей, стремящихся подчинить природу. Они ставят во главу угла свободу личности и неприкосновенность ее собственности. Основу экономики составляют рыночные отношения.
В соответствии с принципами демократии (что это?) человеку дается право участвовать в политике и бороться за свои права. Запад в любой период своего существования стремится к прогрессу и развивается поступательно.
Восточная цивилизация характеризуется эмоционально целостным восприятием действительности. Она нацелена на гармоничные взаимоотношения с природой и созерцание окружающего мира.
Приоритет в развитии отдается подчинению интересов личности обществу и государству.
В политической сфере доминирует идея сильного государства в форме восточной деспотии. В духовном плане преобладает традиционность, стремление к воспроизведению подобных ценностей, а развитие общества имеет цикличный характер.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Сейчас появляется все больше групп населения, которые умышленно отказываются от благ цивилизации, называя большинство достижений злом и отходом от истоков. На мой взгляд, это очень узколобое мышление.
Если наука изобрела вредный пластик, это еще не значит, что нужно отказаться от вакцины, гигиены и других здравых вещей. Во всем нужен баланс без крайностей, а еще не помешает поднять уровень культуры.
Все эти характеристики цивилизаций из разряда астрологических прогнозов, особенно, что касается восточной цивилизации, которая якобы живёт в гармонии с природой, хотя по уровню всяких загрязнений в окружающую среду восток впереди планеты всей.
Иван: с западной еще сложнее. Ее и цивилизацией назвать трудно, ибо агрессия Запада, проявляемая на протяжении столетий, никак не вяжется с этим гуманистическим понятием.
Восточная цивилизация — это слишком общее понятие, неужели кто-то думает, что менталитет русского человека ближе к менталитету китайца, а не француза или англичанина.
Если взять шкалу Кардашева, то наша цивилизация находится на самом низшем уровне развития, можно сказать, мы ещё первобытные люди.
Несмотря на все достижения человечества, думаю, мы сильно переоцениваем свое влияние на планету. Кроме того, проблемы с экологией вполне решаемы, было бы желание.
Думаю, что цивилизация началась с того момента, как человек обрёл разум и неважно, что люди тогда жили в пещерах, всё равно это была цивилизация, пусть и примитивная.