Что значит революции это локомотивы истории

Революция: это не «локомотив истории», а «таран истории»

Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть фото Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть картинку Что значит революции это локомотивы истории. Картинка про Что значит революции это локомотивы истории. Фото Что значит революции это локомотивы истории

Изучая историю и уроки Русской революции, важно для начала определиться – а что мы понимаем под революцией?

Революция – явление всеобъемлющее, охватывающее все стороны жизни общества. Под социально-политической революцией (речь не идёт о революциях в ином смысле слова, например о научно-технических) понимают очень разные вещи. Это и качественные скачки в развитии, и переходы от одной социально-экономической формации к другой, и социальные перевороты, связанные с вторжениями в отношения собственности, и разрушительные социальные взрывы, и политические перевороты, своего рода «обвалы власти», либо просто «нарушения системного равновесия». Некоторые из этих точек зрения совместимы между собой, но, на мой взгляд, они трактуют явление либо расширительно, либо, напротив, зауженно.

Широкое хождение приобрела фраза Маркса о революции как «локомотиве истории». Мол, на станции «феодализм» стоят вагончики общества, к ним подцепляется «локомотив» революции и перетаскивает страну на станцию «капитализм», в более передовую общественную формацию.

В действительности так не происходит. Переход от феодализма к капитализму (а точнее, от традиционного аграрного к индустриальному городскому обществу) – процесс длительный. Революции играт в нём свою роль, но явно не роль локомотива. Если говорить об экономике, то они иногда даже отбрасывают общество назад. Советский историк А.В. Адо отмечал, что во Франции в результате революции даже замедлился переход к промышленному перевороту, укрепились доиндустриальные отношения.

Так, может быть, революция – это не «локомотив», а «диверсия на рельсах истории»? Всё шло хорошо, эволюция ведёт страну вперёд, но злые диверсанты закладывают на рельсах заряд революции? Но откуда берутся эти диверсанты? Можно сколько угодно искать в революциях масонский след и руку зарубежных держав, но на улицы-то выходят массы жителей данной страны.

Если революции – «исторические недоразумения», то почему они происходили, а то и неоднократно, в большинстве развитых стран? Значит, они зачем-то нужны истории.

Революция почти всегда не случайна. Как правило, даже её начало бывает спровоцировано не революционерами, а действиями правящего режима, в результате которых терпению людей приходит конец.

Революция вовсе не обязательно происходит в результате доведения населения до голодного существования. Более того, как правило, в условиях голода никакой революции не происходит.

Революция – продукт предыдущего прогресса, который достиг «пределов роста». Предыдущий прогресс породил ожидания, надежды на выход из существующего состояния, которое воспринимается как стеснённое, неблагоприятное. Рост благосостояния, медленный эволюционный прогресс дает человеку модель благоприятного будущего, а невозможность осуществить его планы в обозримой перспективе – кризис надежд, разочарование, поиск причин неудачи жизненного проекта. В результате у всё большего числа людей происходит переход от материальной мотивации к идейной – к стремлению изменить общество вокруг себя.

Человек ведёт себя не рефлекторно, просто реагируя на ухудшение положения – не каждый сбой роста вызывает революцию. Революцию вызывают такие сбои, которые объясняются именно чертами существующей системы. С одной стороны, это – результат действия «субъективного фактора» (от развития общественной мысли до эффективности пропагандистов). Но, с другой – это результат реального кризиса системы общественных отношений, которая не может обеспечить реализацию назревших потребностей миллионов людей, потребностей, которые воспринимаются как реальные и необходимые. По мере модернизации сознания имущественное и правовое неравенство уже не воспринимается как норма, существующая социальная иерархия становится синонимом несправедливости, легитимность существующего порядка подрывается.

Если существующее устройство общества приводит к накоплению социальных проблем, это значит, что страна в своем развитии подошла к стене, которую нужно преодолеть. Поток людских судеб упирается в стену, начинается «давка», разочарование миллионов и нарастание недовольства не только правителями, а своим образом жизни.

Из этого положения три выхода.

Либо пойти назад – по пути деградации и архаизации общества.

Либо разобрать стену «сверху» – путём филигранных, смелых и продуманных реформ. Но такое в истории случается нечасто. И дело не только в уме государственных деятелей, но и в их социальной опоре. Ведь «разобрать стену» – значит лишить привилегий социальную элиту, господствующие слои общества. А ведь реформатор вышел из их среды, опирается на них и их же опасается. Не удивительно, что, например, П.А. Столыпин, проводя реформы, не мог покуситься на помещичье землевладение и основы аристократическо-корпоративной системы формирования государственного руководства. Стену, уже надломленную революцией 1905-1907 годов, разобрать не удалось. Бывают и удачные примеры, самый известный из них – «новый курс» Ф. Рузвельта в США. Его, конечно, нельзя идеализировать, но социальную ситуацию эти реформы разрядили и открыли перед страной новые перспективы развития.

Революция, таким образом, – это не «локомотив истории», а «таран истории».

Как определить, какое событие является революцией, а какое – нет? Можно выделить ряд черт, которые объединяют как минимум все «классические» революции.

1. Революция – это социально-политический конфликт, то есть такой конфликт, в который вовлечены широкие социальные слои, массовые движения, а также политическая элита (это сопровождается либо расколом существующей властной элиты, либо её сменой, либо существенным дополнением представителями иных социальных слоев). Важный признак революции (в отличие от локального бунта) – раскол в масштабе всего социума (общенациональный характер там, где сложилась нация).

Таким образом, революция – это не просто переворот или верхушечный мятеж. Но это – и не просто восстание, бунт и волнения. Например, Пугачёвское восстание не является революцией, потому что не вызвало раскола элит.

2. Революция предполагает стремление одной или нескольких сторон конфликта к изменению принципов общественного устройства, системообразующих институтов. Определение этих системообразующих принципов, критериев изменения «качества» системы – предмет дискуссии историков. Но дело в том, что в ходе революции ведущие социально-политические силы сами указывают, какие социальные институты они считают наиболее важными, системообразующими. Далеко не всегда это отношения собственности, как правило – принципы формирования элиты.

3. Революция – это социально-политическое творчество, она преодолевает ограничения, связанные с существующими правилами принятия решений, существующую легитимность.

Нужно отличать революцию от «революции сверху». Если можно решить проблему в рамках действующего порядка – революция не начинается.

Революция ломает имеющиеся институты, стремится к созданию новых «правил игры». Она отрицает существующую легитимность (иногда опираясь на прежнюю традицию легитимности, как Английская революция). Поэтому революционные действия преимущественно незаконны.

Революция не ограничена существующими институтами и законом, что иногда приводит к насильственной конфронтации. Но массовые убийства – не обязательный признак революции, значительная часть революционных действий ненасильственна – массовые манифестации, революционные преобразования, дебаты, создание органов самоуправления и др. Однако во время революции всё же идёт борьба по поводу таких важных, принципиальных вопросов, что угроза «сваливания» в вооружённую конфронтацию очень велика. Это накладывает огромную ответственность как на власти, так и на лидеров массовых движений.

Революция не может иметь место без массового стремления к изменению самих основ социального устройства. Поэтому не следует путать революции с так называемыми «цветными революциями». По форме они похожи на революции, но ставят задачи смены правящей верхушки при сохранении того же самого общественного строя. Это – выпускание энергии масс в свисток, конструктивная работа революции по созданию нового общества в таких случаях не происходит. В дальнейшем это может вызвать массовое разочарование в переменах и деградацию общества.

Также путь назад, к архаике, может начаться в результате поражения революции, неспособности общества «протаранить стену». В таких случаях очень важно изучать опыт неудачи, чтобы можно было всё же преодолеть барьер со второй попытки.

Таким образом, революцию можно определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность. Или короче: революция – это процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации и социального творчества.

При этом следует иметь в виду, что процесс – это не всегда результат. Революция начинается с момента массовых выступлений против существующего строя, а утверждение принципиально новых отношений происходит уже после прихода к власти (иногда – частичного) сторонников нового строя. Процесс смены строя длителен, в нём могут быть как революционные, так и эволюционные фазы. Революция заканчивается, когда снова утверждается легитимная система принятия решений – как правило, уже новая.

Поэтому Великая российская революция может датироваться 1917-1922 годами. В феврале 1917-го рухнула старая легитимная система – процесс революции начался. К концу 1922-го была сформирована новая общественная система, завершилась Гражданская война, угасли массовые повстанческие движения, и, наконец, была провозглашена новая государственность – СССР. Лава революции затвердела в новых формах. Новая легитимность возникла – революция прекратила течение свое. Начался период истории СССР.

Читайте также:

Владимир Мединский. Мифы о революции и Гражданской войне

Андрей Сорокин. Переслушайте музыку революции. Об уроках истории вместо спекуляций

Дмитрий Титов. Приглашение к дискуссии: Февраль и Октябрь 1917 года – одна революция или всё-таки две?

Семён Уралов. Крым с Россией: политический инцидент и исторический прецедент

Иван Зацарин. Единственный референдум: не спас СССР, но определил будущее

Юрий Борисёнок. Советско-польский Рижский мир: единство истории и «старинный спор славян»

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 8: Пётр Великий

Источник

«Революции – локомотивы истории»

Прежде всего углубились и получили дальнейшее развитие взгляды Маркса и Энгельса на роль революции в общественной жизни, их закономерности. Значение социальных революций как рычага, посредством которого происходит смена общественно-экономических формаций, было выяснено основоположниками марксизма еще в середине 40-х годов. Теперь же была подчеркнута роль революций как могучих ускорителей исторического развития, приводящих к коренным и быстрым переменам во всех общественных сферах, в том числе в сознании широких масс, целых классов. В «Классовой борьбе во Франции» Маркс облек эту мысль в чеканную формулу: «Революции – локомотивы истории»[879]. Он писал относительно французской революции 1848 года: «… в этом вихре движения, в этом мучительном и беспокойном ходе истории, в этом драматическом приливе и отливе революционных страстей, надежд и разочарований различные классы французского общества должны были исчислять неделями периоды своего развития, ранее исчислявшиеся полустолетиями»[880]. Энгельс назвал революцию «могучим двигателем общественного и политического прогресса», заставляющим нацию «за какой-нибудь пятилетний срок проделать путь, который в обычных условиях она не совершила бы и в течение столетия»[881].

Маркс и Энгельс уяснили те важные изменения, которые революционное движение претерпело в середине XIX века по сравнению с предшествующими буржуазными революциями, прежде всего с французской конца XVIII века. Аналитическое сопоставление революционного движения в XVIII и XIX веках было начато основоположниками марксизма еще в 1848 году на страницах «Новой Рейнской газеты». Теперь они резюмировали и углубили свои выводы на основе уроков не только немецкого, но и общеевропейского революционного движения. В наиболее обобщенной форме это было сделано Марксом в его работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», где он впервые выдвинул и обосновал тезис о двух линиях в развитии буржуазной революции – восходящей и нисходящей. Примером первой, указал он, явился ход революционных событий во Франции в конце XVIII века, примером второй – французская революция 1848 года, которая оказалась «втянутой в это попятное движение еще прежде, чем была убрана последняя февральская баррикада и установлена первая революционная власть»[882]. Такое развитие Маркс считал типичным для обстановки, сложившейся в середине XIX века во многих европейских странах, когда буржуазия превращалась в антинародную силу, а пролетариат еще недостаточно окреп, чтобы воспрепятствовать попятному движению революции.

Опираясь на сделанные еще в ходе самой революции наблюдения, основоположники марксизма пришли к заключению, что буржуазия в целом начинала играть контрреволюционную роль не только там, где пролетариат противостоял ей непосредственно (как во Франции и Англии), но во многих случаях и там, где революционные действия рабочего класса и народных масс были направлены против феодальных устоев (как в Германии, Австрии, Пьемонте). Страх буржуа перед революционными массами оказывался сильнее стремления устранить путы, сковывавшие развитие капитализма. Буржуазия, таким образом, не только утрачивала способность к завершению буржуазно-демократических преобразований революционным путем, но и в значительной мере сама превращалась в препятствие для радикального осуществления этих преобразований. С этой задачей не могла справиться и мелкая буржуазия, обнаружившая в 1848 – 1849 годах свою слабость. В создавшихся условиях доведение до конца буржуазно-демократической революции ложилось на плечи самого революционного класса общества – пролетариата. Ему предстояло стать не только активным участником этой революции, но и ее ведущей силой. История ставила его в центр революционного движения уже на стадии борьбы с пережитками феодализма. В рабочем классе, по выражению Маркса, все больше «сосредоточиваются революционные интересы общества»[883], и не только в том смысле, что этому классу предстоит в будущем совершить переход к коммунизму, но также в том, что только он и может довершить демократические преобразования.

Этот вывод явился существенной конкретизацией марксистского учения о всемирно-исторической миссии рабочего класса. Программа революционных преобразований, которую ему предстояло осуществить, оказалась и шире, и сложнее. Прежде чем ниспровергнуть капиталистический строй и приступить к созданию коммунистического общества, рабочий класс должен расчистить пути к этому, устранив такие преграды, как остатки феодальных отношений.

Источник

Революции — локомотив истории

Революции — локомотив истории
Из работы «Борьба классов во Франции 1848—1850» Карла Маркса (1818-1883).

Смотреть что такое «Революции — локомотив истории» в других словарях:

Локомотив, Москва — Локомотив Москва Полное название ЗАО «Футбольный клуб „Локомотив“» Прозвища Локо, паровозы, красно зелёные, кочегары, железнодорожники. Основан 1936 Стадион «Локомотив» Вместимость … Википедия

Локомотив, Москва (футбольный клуб) — Локомотив Москва Полное название ЗАО «Футбольный клуб „Локомотив“» Прозвища Локо, паровозы, красно зелёные, кочегары, железнодорожники. Основан 1936 Стадион «Локомотив» Вместимость … Википедия

Локомотив (Москва) — Локомотив Москва Полное название ЗАО «Футбольный клуб „Локомотив“» Прозвища Локо, паровозы, красно зелёные, кочегары, железнодорожники. Основан 1936 Стадион «Локомотив» Вместимость … Википедия

Локомотив Москва — Полное название ЗАО «Футбольный клуб „Локомотив“» Прозвища Локо, паровозы, красно зелёные, кочегары, железнодорожники. Основан 1936 Стадион «Локомотив» Вместимость … Википедия

Локомотив Москва (футбольный клуб) — Локомотив Москва Полное название ЗАО «Футбольный клуб „Локомотив“» Прозвища Локо, паровозы, красно зелёные, кочегары, железнодорожники. Основан 1936 Стадион «Локомотив» Вместимость … Википедия

ЛОКОМОТИВ — (паровоз) истории. Публ. Патет. О революции, насильственном государственном перевороте. /em> Выражение часть цитаты из статьи К. Маркса «Последствия 13 июня 1849 г.» из цикла “Классовая борьба во Франции”. Мокиенко, Никитина 1998, 318 … Большой словарь русских поговорок

Локомотив (футбольный клуб, Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Локомотив (значения). Локомотив Москва … Википедия

Локомотив (футбольный клуб, Саратов) — «Сокол Саратов» Полное название Футбольный клуб Сокол Саратов Прозвища Соколы Основан 2005 год Стадион Темп, Саратов Вместимость 1252 … Википедия

Локомотив (паровоз) истории — Публ. Патет. О революции, насильственном государственном перевороте. /em> Выражение часть цитаты из статьи К. Маркса «Последствия 13 июня 1849 г.» из цикла “Классовая борьба во Франции”. Мокиенко, Никитина 1998, 318 … Большой словарь русских поговорок

Источник

«Революции — локомотивы истории»

14 марта 1883 года скончался Карл Маркс. Его философия вскружила головы миллионам, сочинения Маркса разлетелись на цитаты: революции он назвал «локомотивами истории», а религию — «опиумом народа».

«Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того чтобы зарабатывать».

«Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба».

«Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу».

«Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нём самом».

«Я знаю только одно, что я не марксист».

Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть фото Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть картинку Что значит революции это локомотивы истории. Картинка про Что значит революции это локомотивы истории. Фото Что значит революции это локомотивы истории

«Смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги».

«Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность».

«Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других».

«Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

«Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным».

«Государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа».

Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть фото Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть картинку Что значит революции это локомотивы истории. Картинка про Что значит революции это локомотивы истории. Фото Что значит революции это локомотивы истории

«Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».

«Чрезмерная серьёзность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония».

«Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия».

«Капитал национальности не имеет».

«Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить».

Источник

Революция: это не «локомотив истории», а «таран истории»

Изучая историю и уроки Русской революции, важно для начала определиться – а что мы понимаем под революцией?

Широкое хождение приобрела фраза Маркса о революции как «локомотиве истории». Мол, на станции «феодализм» стоят вагончики общества, к ним подцепляется «локомотив» революции и перетаскивает страну на станцию «капитализм», в более передовую общественную формацию.

Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть фото Что значит революции это локомотивы истории. Смотреть картинку Что значит революции это локомотивы истории. Картинка про Что значит революции это локомотивы истории. Фото Что значит революции это локомотивы истории

В действительности так не происходит. Переход от феодализма к капитализму (а точнее, от традиционного аграрного к индустриальному городскому обществу) – процесс длительный. Революции играет в нём свою роль, но явно не роль локомотива. Если говорить об экономике, то они иногда даже отбрасывают общество назад. Советский историк А.В. Адо отмечал, что во Франции в результате революции даже замедлился переход к промышленному перевороту, укрепились доиндустриальные отношения.

Так, может быть, революция – это не «локомотив», а «диверсия на рельсах истории»? Всё шло хорошо, эволюция ведёт страну вперёд, но злые диверсанты закладывают на рельсах заряд революции? Но откуда берутся эти диверсанты? Можно сколько угодно искать в революциях масонский след и руку зарубежных держав, но на улицы-то выходят массы жителей данной страны.

Если революции – «исторические недоразумения», то почему они происходили, а то и неоднократно, в большинстве развитых стран? Значит, они зачем-то нужны истории.

Революция почти всегда не случайна. Как правило, даже её начало бывает спровоцировано не революционерами, а действиями правящего режима, в результате которых терпению людей приходит конец.

(…) Если существующее устройство общества приводит к накоплению социальных проблем, это значит, что страна в своем развитии подошла к стене, которую нужно преодолеть. Поток людских судеб упирается в стену, начинается «давка», разочарование миллионов и нарастание недовольства не только правителями, а своим образом жизни.

(…) Революция, таким образом, – это не «локомотив истории», а «таран истории».

(…) Революцию можно определить как общенациональную социально-политическую конфронтацию по поводу системообразующих институтов общества (как правило – принципов формирования правящей и имущественной элиты), при которой социальное творчество преодолевает существующую легитимность. Или короче: революция – это процесс преодоления системообразующих структур общества путем социально-политической конфронтации и социального творчества.

При этом следует иметь в виду, что процесс – это не всегда результат. Революция начинается с момента массовых выступлений против существующего строя, а утверждение принципиально новых отношений происходит уже после прихода к власти (иногда – частичного) сторонников нового строя. Процесс смены строя длителен, в нём могут быть как революционные, так и эволюционные фазы. Революция заканчивается, когда снова утверждается легитимная система принятия решений – как правило, уже новая.

Поэтому Великая российская революция может датироваться 1917-1922 годами. В феврале 1917-го рухнула старая легитимная система – процесс революции начался. К концу 1922-го была сформирована новая общественная система, завершилась Гражданская война, угасли массовые повстанческие движения, и, наконец, была провозглашена новая государственность – СССР. Лава революции затвердела в новых формах. Новая легитимность возникла – революция прекратила течение свое. Начался период истории СССР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *