Что значит рассматривать конфликт как систему
Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в офисе, в школе или институте, в магазине или общественном транспорте, и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека.
В последующих уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, конечно же, подробно поговорим на тему причин возникновения конфликтов и анализа их стратегий, а также детально затронем вопросы конфликт-менеджмента, профилактики и предотвращения конфликтов.
Содержание:
Однако прежде чем приступать к этим более серьёзным темам, нам следует разобраться с тем, что вообще представляет собой конфликт, какие существуют разновидности конфликтов и чем они характеризуются.
Что такое конфликт?
Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом.
Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.
Отношение к понятию «конфликт»
В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности.
Но, вопреки этому, многие современные специалисты в области менеджмента всё больше склоняются к тому мнению, что некоторые виды конфликтов не только могут происходить, но и желательны даже в самых эффективных организациях, где взаимоотношения сотрудников достойны самых лучших оценок. Единственное, что здесь необходимо – это научиться управлению конфликтом.
У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.
Признаки конфликта
Конфликт можно отличить по трем характерным признакам:
БИПОЛЯРНОСТЬ. Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении.
Далее мы рассмотрим классификацию конфликтов и поговорим о том, какие существуют их виды и формы. А пока предлагаем вам пройти тест на поведение в конфликтах.
Тест на поведение в конфликтах
Тест, который вам предстоит пройти, является нашей интерпретацией личностного опросника Томаса. Этот тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации, о которых вы прочитаете уже в интерпретации к данному тесту.
Для правильной интерпретации ответов следует соблюдать несколько правил во время прохождения теста:
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Виды конфликтов
Есть несколько классификаций конфликтов, которые, на наш взгляд, заслуживают обязательного внимания.
Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации
По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:
Классификация конфликтов по содержанию
По содержанию конфликты могут быть реалистическими и нереалистическими.
Реалистические конфликты – это конфликты, которые вызывает неудовлетворение конкретных требований участников или же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками определённых преимуществ. Как правило, такие конфликты направлены на достижение конкретного результата.
Нереалистические конфликты – это конфликты, целью которых является конкретное выражение отрицательных эмоций, враждебного настроя или обид, другими словами, конфликт здесь и является главной целью.
Классификация конфликтов по характеру участников
По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт – возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта – когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.
Межличностный конфликт – является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.
Конфликт между личностью и группой – представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.
Межгрупповой конфликт – это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.
Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта
По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.
Внутренние конфликты – характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.
Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.
Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.
Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.
Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.
Типы конфликтов по способу разрешения
По способу разрешения конфликты подразделяются на насильственные и ненасильственные.
Насильственные (антагонистичные) конфликты – являются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге и выигрывает тот субъект, который остался.
Ненасильственные (компромиссные конфликты) – это конфликты, допускающие несколько вариантов разрешения ситуации посредством обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимодействия, сроков и т.п.
Следующая классификация, которую мы рассмотрим, определяется сферами проявления конфликтов. Сферы же, в свою очередь, могут быть очень разнообразны – это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое другое. Поговорим о самых распространённых из них.
Типы конфликтов по сферам проявления
Политические конфликты – представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.
Социальный конфликт – является противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия отличаются усилением интересов противоположных субъектов, а также тенденций индивидов и социальных групп. К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.
Экономические конфликты – к данной группе конфликтов относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.
Организационные конфликты – их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей.
Далее следует рассмотреть типы конфликтов по направленности воздействия и по степени выраженности конфликтного противостояния.
Типы конфликтов по направленности воздействия
По направленности воздействия различают конфликты вертикальные и горизонтальные. Характерной их чертой является распределение объёма власти, находящейся на момент возникновения конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.
Вертикальные конфликты – это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, тем самым определяя различные стартовые условия для субъектов конфликта.
Горизонтальные конфликты – это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие равноценную по объёму власть или иерархический уровень.
Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния
По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть скрытыми и открытыми.
Скрытые конфликты – конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами друг на друга. Скрытые конфликты возможны только тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимодействия либо опасается другого, либо не имеет достаточного количества ресурсов для открытого противостояния.
Открытые конфликты – отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимодействие участников конфликта регулируется в этом случае соответствующими положению участников и ситуации нормами.
Немаловажно различать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.
Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей
В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.
Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т.п.
Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.
Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т.е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.
Что ещё нужно знать о конфликтах?
История человечества, его морали, культуры, интеллекта представляет собой непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соперничество. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами всевозможных видов. Когда человек хочет чего-либо достичь, цель может оказаться труднодостижимой. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что именно из-за них он не смог заполучить желаемое. Окружающие же, в свою очередь, неважно, родственники это, одноклассники, друзья или коллеги по работе, могут считать, что он сам виноват в своих проблемах и неудачах. Форма может быть совершенно разной, однако практически всегда она способна привести к непониманию, которое может перерасти в недовольство и даже противоборство, тем самым создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию.
В любом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям свойственно быть чем-либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться. И всё это естественно, ведь такова натура человека. Однако эти и другие подобные внутренние свойства могут стать вредоносными, если человек не в состоянии урегулировать свою собственную конфликтность с окружающими его людьми; если он не способен придать ей конструктивную форму; если он не может придерживаться адекватных принципов в своих противоречиях.
Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неизбежны. Но, в действительности, всё обстоит несколько иначе. И далеко не все конфликтные ситуации, время от времени возникающие между людьми, завершаются конфликтом.
Не следует относиться к конфликту как к чему-то опасному и негативному, если он является стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит стараться избегать тех конфликтов, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, создают состояние психологического дискомфорта, усиливают замкнутость человека. Именно поэму очень важно уметь распознавать любые предпосылки конфликтов и уметь предупреждать возникновение нежелательных конфликтных ситуаций.
Быть способным распознавать и предупреждать конфликты – это значит, владеть культурой общения, уметь владеть собой, проявлять уважение к личности других людей, применять различные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере поспособствовать устранению различного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое включает в себя знание элементарных навыков этикета и умение владеть ими, а также способность устанавливать и поддерживать эффективный контакт, вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Если вы попали в сложную, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально грамотно. Если конфликтная ситуация основана на переживаниях и эмоциях, то неприятные ощущения от неё могут оставаться ещё очень и очень долго. По этой причине нужно учиться управлять своими эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда следует быть настроенным на устойчивость и уравновешенность своей нервной системы.
УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из наиболее эффективных методов работы со своей психикой можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Осуществить его совсем несложно: сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и некоторое время постарайтесь ни о чём не думать. Затем отчётливо и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете прилив сил и хорошее настроение; вы прекрасно себя чувствуете физически, морально и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения позволит вам стать более устойчивым к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.
Напомним, что представленный урок является скорее теоретическим, нежели практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое конфликт вообще и представить классификацию конфликтов. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сможете почерпнуть не только массу теоретической информации, но и узнать множество практических советов, которые сможете немедля применить на практике.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь пора поговорить о причинах и развитии конфликтов.
Тема: «Конфликты в системе управления»
Следует различать два подхода к понятию конфликта:
1. Конфликт – это столкновение, противоречие, борьба и противодействие личностей, сил, интересов, позиций и взглядов в силу противоречивости и несовместимости взглядов. Конфликт как процесс резкого обострения борьбы участников в решении проблемы имеет большую значимость в становлении каждого из его участников в системе УП. Выделяют характерные признаки конфликта:
1) Столкновение противоположных интересов и стремление к достижению определённой цели.
2) Наличие конкуренции в конфликте, т. е. наличие направленности, инцидента и жесткое ведение борьбы с каждой стороны.
3) Открытое противостояние участников конфликта
Сторонники данного подхода рассматривают конфликт как негативное явление. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные, считая конструктивные конфликты редкостью. Главной целью для управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.
В современной конфликтологии принята условная типология конфликтов:
1.2 Личность – группа
1.4 Группа – общество
1.5 Конфликт между социумами
2.1 Между «хочу» и «не хочу»
2.2 Между «хочу» и «не могу»
2.3 Между «хочу» и «надо»
2.4 Между «могу» и «не могу»
2.5 Между «надо» и «не надо»
2.6 Между «надо» и «не могу»
Выделяют следующие фазы конфликтов:
1. Конфронтационная (военная) – стороны стремятся обеспечить свой интерес за счёт ликвидации чужого интереса. В их представлении это обеспечивается либо добровольно, либо вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожение носителя чужого интереса, что естественным образом гарантирует осуществление собственного.
2. Компромиссная (политическая) – стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий (компромиссный). Каждая сторона пытается обеспечить в нём по максимуму свой собственный.
3. Коммуникативная (управленческая). Выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том, что суверенитетом обладают на только сами субъекты конфликта, но и их интересы. Стороны стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидирующих незаконно с точки зрения сообщества, и вырабатывающих несколько альтернативных вариантов решения конфликта.
Конфликт начинается с конфронтации и заканчивается коммуникативной (управленческой). Таким образом, конфликт можно определить как процесс развития взаимодействия субъектов от конфронтации к коммуникации. Коммуникация – это информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками:
1) Суверенитет участников взаимодействия
2) Суверенитет их интересов и ценностных ориентаций
3) Технологическая обеспеченность равноправного информационного обмена
4) Обеспеченность равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия
Кризис в разрешении конфликта – это период задержки процесса конфликтного взаимодействия субъектов. Это псевдофаза, возникающая внутри одной из фаз конфликта, т. е. это такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе и приводит к возникновению напряжённости. Снять её помогает преодоление кризиса, т. е. продолжение развития конфликта. Таким образом, управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т. е. управлять конфликтом – значит обеспечивать ему максимальную возможность для саморегулирования и содействие для выхода из кризиса в следующую фазу.
Успех разрешения конфликта во многом зависит от точности описания структуры конфликта, субъекта, предмета, инцидента, отношений и ситуаций. Инцидент – это событие, которое помогло осознать прямо или косвенно хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия (информационный инцидент). Деятельный инцидент – это повод для объявления или афиширования конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.
Конфликтная ситуация – это развитие конфликта в конкретный временной период.
Субъекты конфликта – это участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидами, группой индивидов или социальной организацией.
Предмет конфликта – это конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие.
Конфликтное отношение – это форма и содержание взаимодействия между субъектами, и их действия для завершения конфликта.
Для того, чтобы точно описать конфликт, необходимо установить его действительных участников, изучить их мотивы, цели, особенности характера, профессиональную компетентность, выявить их отношения в предконфликтной фазе, выявить главные различия интересов и ценностей, которые привели к данному конфликту, узнать намерения участников о приемлемых на их взгляд способах преодоления конфликта, выявить других заинтересованных субъектов, пока не участвующих в конфликтном взаимодействии, определить всевозможные пути преодоления и определить, имеет ли конфликт пространственные и временные характеристики.
Решающее влияние на выбор поведения в конфликте оказывает сама личность. А именно: её потребности, интересы, ценности, установки, привычки, образ мышления, модели поведения и опыт участия данной личности в конфликтах. В связи с этим, можно выделить конфликтные и неконфликтные виды личности. Само понятие конфликтности личности означает состояние готовности личности к конфликтам, её степень вовлечённости в развитие конфликтов. При анализе биографий наиболее известных фигур среди организаторов бизнеса в России и за рубежом, имеющих высокий профессиональный управленческий уровень конкурентоспособности, показывает, что они конфликтные личности.
Обычно в практике работы организации и отдельных людей в условиях конфликта выделяют следующие типичные ошибки:
1. Запаздывание в принятии мер по урегулированию и преодолению конфликтов. Прежде всего имеются меры по уходу от конфликта и его силовому разрешению.
2. Попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин.
3. Применение «однобоких» мер: либо только силы и карательных мер по урегулированию, либо только дипломатических переговоров.
4. Шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учёта его типа, особенностей, многомерной классификации конфликтов.
5. Попытка при помощи политических интриг разыскать свою собственную «карту» с сиюминутной выгодой и необратимыми негативными социальными последствиями не только для всех в целом, но рано или поздно и для самого инициатора интриги.
В основе ошибок лежит неверно построенная типология конфликтов, что является следствием некорректности используемых определений, обобщающих тип работы с конфликтом. Следует отличать классификацию форм проявления конфликта и его фазы, часто называемые видами конфликта, но самостоятельными конфликтами по определению не являющимися.
Предотвращение конфликта, называемое иногда профилактикой, как способ избежать его в самом начале, возможно в случае весьма успешного применения манипуляций, дающий эффект только на время, а по существу конфликт не ликвидирующий, а заглушающий. В этом случае конфликт проявится позже, и заглушение конфликта может принести больше разрушительных по форме последствий. Часто для руководителей организаций, для которых характерен предполагаемый быстрый карьерный рост, иногда бывает выгодно замолчать конфликт, не дав ему проявиться в период деятельности на данной должности. Возможно также длительное псевдосдерживание конфликта, но требуется наличие значительных административных ресурсов. К тому же это фактически означает создание кризиса.
В современной теории конфликтологии под профилактикой конфликта принято понимать работу по созданию социальных условий, обеспечивающих в случае возникновения конфликта бескризисный и быстрый переход к политической фазе, а далее – к управленческой. Профилактика конфликта – это работа с ещё не начавшимися, а лишь с возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуаций в своей организации и организации подобного типа. При этом надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда объективно.
Профилактика должна быть направлена на устранение условий возникновения конфликта в конфронтационной форме, требующей радикального перераспределения ресурсов по поводу интересов, в отношении которых возникает конфликт.
Разрешение конфликтов обычно употребляется в двух значениях:
1) Как прекращение конфликта участниками.
2) Как внешнее воздействие на конфликт, основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытого столкновения сторон.
Урегулированием, как правило, называют недопущение насильственных действий в достижении хоть каких – то договорённостей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путём переговоров, посредничества и арбитража является более распространённым, чем их разрешение. К сожалению, достаточно большое распространение имеют такие методы как подавление конфликта с помощью силы. Принято различать шесть стилей поведения в конфликтной ситуации, в основу которой положена система Томаса – Киллмена. Она позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию. Стили поведения в конфликтной ситуации связаны с главным источником конфликта, различием интересов и ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов. Стиль поведения любого человека в конфликте определяется:
1) мерой удовлетворения собственных интересов;
2) активностью/пассивностью действий;
3) мерой удовлетворения интересов другой стороны;
4) индивидуальными или совместными действиями.
|
Рис. – Сетка стилей Томаса – Киллмена
Конфронтация (соревнование) предполагает активные индивидуальные действия в целях удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другой стороны.
Приспособление означает принесение в жертву своих интересов ради интересов другой стороны.
Уклонение – это отсутствие стремления к конфронтации и достижению своих целей.
Конкуренция – это соревновательное взаимодействие, не ориентированное на обязательный ущерб другой стороны.
Компромисс – это метод взаимных уступок и сотрудничества, принятия решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон.