Что значит работа по франшизе
Что значит работа по франшизе
10 МИН
Что такое франчайзинг и как устроена работа по франшизе
Бизнес открывают ради прибыли, но уверенный выход в плюс требует много сил и времени. Чтобы не развивать бренд с нуля и использовать уже отлаженные бизнес-процессы, можно открыть предприятие по франшизе. Сегодня это доступно практически для любой отрасли предпринимательства. Объясняем, как работает франчайзинг и какие преимущества и недостатки у него есть.
Разбираемся в терминах
Франшиза — разрешение вести бизнес от лица существующего бренда и использовать его наработки: имя и дизайн, технологии производства, корпоративные стандарты, права на патенты и изобретения.
Франчайзер — бренд, предоставляющий право на свои наработки.
Франчайзи — юридическое лицо, работающее по франшизе.
Франчайзинг — модель бизнеса в целом.
Паушальный взнос — разовая фиксированная выплата, которую франчайзи отдаёт франчайзеру при заключении договора.
Роялти — регулярный платёж, который франчайзи вносит ежемесячно, ежеквартально или ежегодно. Роялти может быть также фиксированной суммой или процентом от валовых продаж.
Сколько стоит открыть бизнес по франшизе
У каждого франчайзера свои расценки и схема входа в бренд. Чем известнее торговая марка, тем дороже обойдётся покупка франшизы. Паушальный взнос может составлять от 30 — 50 тысяч рублей до нескольких миллионов (например, если вы планируете открыть знаменитую кофейню или пиццерию).
Кроме паушального взноса и роялти в перечне обязательных платежей могут оказаться:
А некоторые бренды не берут с франчайзи никаких взносов, но требуют монополии на закупки или соблюдения других выгодных для них условий. Планируя купить франшизу, сравните расценки конкретных брендов в вашей отрасли. Подсчитайте суммарные инвестиции и оцените примерный срок окупаемости для каждого из вариантов. Но не спешите принимать решение: важно учесть не только стоимость франшизы, но и её тип.
Какими бывают франшизы
Давая право пользоваться своими благами, бренды требуют от франчайзи выполнения конкретных обязательств. Часть франчайзеров предоставляет юрлицам минимум свободы действий, а часть — наделяет расширенными полномочиями ради популяризации бренда. «Набором» требований франчайзера и полномочий франчайзи определяется тип франшизы.
Типы франшиз по ведению деятельности
Бизнес-франшиза. Этот формат взаимоотношений подразумевает передачу отлаженной бизнес-модели — всего необходимого, чтобы сразу начать работу. Франчайзер помогает франчайзи с обучением персонала, выбором и дизайном помещений, а также с рекламой. По такой схеме работают многие франшизы ресторанов быстрого питания и кофеен.
Товарная франшиза. Такой вид франчайзинга даёт компании-покупателю право распространять продукцию франчайзера. Франчайзи приобретает партию товара и продаёт его под логотипом бренда, а франчайзер занимается локальным продвижением, обычно на национально-региональном уровне. Салоны автомобильных концернов и магазины многих марок обуви, одежды и нижнего белья открываются по товарной франшизе.
Производственная франшиза. Франшиза такого типа позволяет франчайзи самостоятельно производить и продавать продукцию под товарным знаком бренда. В этом случае франчайзер уделяет много внимания обучению персонала и соблюдению производственных технологий. Пример производственной франшизы — некоторые региональные заводы крупных брендов. Эта модель франчайзинга требует самых крупных вложений.
Типы франшиз по количеству предприятий
Прямая франшиза. Франшиза называется прямой, если франчайзи получает право открыть только одно предприятие. За каждую дополнительную точку (филиал) придётся платить отдельный паушальный взнос.
Мульти-франшиза. При такой модели франчайзинга компания-покупатель может и, как правило, обязана открыть несколько предприятий на оговорённой территории в конкретные сроки.
Мастер-франшиза, или золотая франшиза. Благодаря золотой франшизе компания-франчайзи приобретает монопольное право на деятельность под именем бренда в определённом регионе. И сама становится франчайзером на закреплённой за ней территории. То есть франчайзи не только открывает свои предприятия, но и, как правило, обязуется продавать франшизу другим компаниям, продвигая бренд.
Типы франшиз по характеру отношений с брендом
Свободная франшиза. Если франшиза свободная, это значит, что франчайзи использует бренд, не подвергаясь строгому контролю со стороны франчайзера, и может вести бизнес на своё усмотрение.
Серебряная франшиза. Работая по серебряной франшизе, бренд самостоятельно открывает очередное предприятие и выстраивает процессы, а уже после — передаёт права на него франчайзи: насовсем или на определённый срок. В некоторых случаях серебряная франшиза и бизнес-франшиза — одно и то же.
Франшиза в аренду. Франчайзер передаёт компании готовое к работе предприятие, на котором франчайзи является скорее управляющим: все права на объект франшизы и процент прибыли с него принадлежат бренду.
Где искать франшизы и расценки на них
Если вы хотите сравнить стоимость франшиз разных брендов, воспользуйтесь сайтами-каталогами франшиз с удобной сортировкой брендов по группам. Чтобы найти их, введите в поле любого поисковика запрос «франшизы» или «каталог франшиз». Можно также указать сферу деятельности, чтобы сузить запрос.
Кроме интернет-каталогов, загляните на сайты компаний, владеющих брендами, и тематические бизнес-ресурсы. А также на сайт Российской ассоциации франчайзинга.
Готовое решение для старта бизнеса можно подобрать и в каталоге франшиз от Сбербанка, где вы найдете предложения от лидеров рынка из разных областей бизнеса.
Что важно сделать перед открытием франшизы
Франчайзинг — негибкая модель бизнеса, где несвобода франчайзи в принятии решений — одновременно и плюс, и минус. С одной стороны, начинающий предприниматель не сделает стратегических ошибок, опираясь на наработанные бизнес-практики. С другой, он не сможет ничего поменять, даже когда изменения нужны: часто локальную специфику, которая очевидна для франчайзи, сложно обосновать франчайзеру.
Первое, что нужно сделать потенциальному франчайзи — решить, готов ли он на протяжении нескольких лет чётко выполнять чужие условия. Второе — понять, что он получит взамен, кроме имени бренда. Перед заключением сделки обязательно узнайте:
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.
Как устроен рынок франшиз и что нужно учитывать для эффективного сотрудничества
В международном деловом сообществе принято считать, что модель ведения бизнеса по франшизе предполагает наименьшие риски для предпринимателя. Объём спроса и предложения в этой сфере постоянно растёт, что говорит о высокой востребованности этой модели.
Но не все новые игроки рынка понимают, как устроены франшизы, и допускают ошибки уже на первых этапах. Рассказываем, как работает модель франшизы, как её нужно оформить и с какими неочевидными препятствиями могут столкнуться обе стороны.
Основатель каталога франшиз Businessmens.ru
Что такое франчайзинг
Начнём с ключевых терминов.
Франчайзинг ― это вид отношений между компаниями, при которых одна сторона — франчайзер — передаёт другой стороне — франчайзи — права на конкретный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Франчайзер предоставляет право на использование своей торговой марки, названия, технологий или интеллектуальной собственности.
Франшиза — покупка прав на бизнес-модель.
Паушальный взнос ― стоимость франшизы — фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру на начальном этапе.
Франчайзер получает отчисления за использование своего товарного знака, ноу-хау. Часто обеспечивает поставки сырья, проводит обучение персонала.
Роялти ― ежемесячный платёж за использование товарных знаков, патентов или других авторских прав, которые принадлежат франчайзеру.
Для владельца франшизы такой формат работы — удобный способ масштабировать бизнес, повысить узнаваемость бренда, открыть представительства компании в других городах, затрачивая минимум усилий на продвижение бренда.
Для покупателей франшизы ― это способ снизить риски на старте, используя готовые концепции и помощь опытной команды.
Изначально западное явление, франчайзинг появился в России в конце 1990-х годов, и за два десятилетия стал одним из самых популярных форматов ведения бизнеса для начинающих предпринимателей.
Франчайзинг используется для масштабирования компании в пределах страны и для выхода на зарубежные рынки. Так, например, развиваются известные бренды вроде McDonald’s, Starbucks, Cofix, Black Star Burger.
Что интересно, с увеличением количества франшиз в России — сейчас их насчитывается более 3 000, меняется и структура франчайзинга как явления.
Изначально франшизы продавали столичные бренды, а условия для покупателей были достаточно жёсткие: высокие паушальные взносы, минимум сопровождения, строгие требования. Теперь из-за конкуренции компании стараются не завышать уровень входа и предлагают целый комплекс услуг ― от обучения и помощи в подборе персонала до выезда группы специалистов на запуск новой точки.
Самые востребованные сферы для покупки франшизы — общепит, розничная торговля, красота и здоровье
Самой популярной нишей во франчайзинге был и остаётся общепит. С одной стороны, потому что в эту категорию входит множество вариантов от стандартного ресторана до кофе с собой. С другой — это наиболее понятные для внешнего наблюдателя концепции.
В каталоге Businessmens.ru на франшизы в категории питания приходится 31,2% всех заявок — в 2021 году уровень спроса на эту категорию вырос. По отношению к нескольким предыдущим годам подряд доля предприятий из отрасли общепита держалась на уровне 23‒25% от числа всех заявок.
Внутри категории питания наибольшим спросом пользуются франшизы кафе и ресторанов: они получают 43% заявок. Франшизы, относящиеся к сфере фастфуда и стритфуда, отстают ненамного ― 36,8%. Пользуются интересом алкомаркеты ― 25,9%.
Помимо общепита популярны такие категории, как интернет-магазины, включая инстаграм-магазины и маркетплейсы, — на них приходится 22,7% спроса. Компании в сфере красоты и здоровья получают 10,7% заявок. Франшизы компаний, предоставляющих услуги по строительству и ремонту, ― 9,9%, производственные предприятия ― 9,1%.
Франшизы классифицируются по характеру взаимоотношений, по виду деятельности и по характеру сотрудничества
По характеру взаимоотношений
Мастер-франшиза ― компания продаёт другой фирме право на продажу собственной франшизы на территории региона или всей страны. Часто используется при выходе франшизы на международный рынок.
Эксклюзивная франшиза ― право работать на определённой территории в качестве единственного партнёра.
По виду деятельности
Товарная франшиза ― франчайзер сам поставляет товары для франчайзи. Ярким примером товарных франшиз могут служить магазины обуви и одежды.
Сервисная франшиза ― право оказывать услуги клиентам под брендом франчайзера. Так работают центры по ремонту телефонов и бытовой техники, чистки обуви, заточки инструментов.
Производственная франшиза ― право на выпуск продукции под брендом франшизы. Например, франшизы производства строительных материалов или аксессуаров для автомобилей.
По характеру сотрудничества
Стандартная франшиза ― франчайзи сам открывает бизнес, но франчайзер оказывает всяческую поддержку: обучение, сопровождение, инструкции. Сегодня это самый распространённый формат франшиз, который может включать в себя элементы других видов. Примеры: «СДЭК», «Фасоль», «220 Вольт».
Свободная франшиза ― франчайзи сам принимает решения в ходе ведения дела, франчайзер его не контролирует.
Чаще всего такая система отношений встречается у производственных компаний. Франчайзи продаёт товар франчайзера от его имени в своём регионе, самостоятельно регулируя объёмы и цены. Например, франшиза производства отопительных систем «Зебра».
Франшиза под ключ ― франчайзер сам запускает бизнес партнёра, передавая ему готовый вариант. Такие франшизы подразумевают полный запуск бизнеса на деньги партнёра силами компании. В качестве примера можно привести франшизу «Перевёрнутый дом», которая сама строит объект и даёт гарантию окупаемости.
Корпоративная франшиза ― все действия франчайзи строго регламентируются франчайзером. Распространена в среде крупных брендов, для которых соблюдение регламента партнёром ― важнейшая часть репутационной работы всей сети. Например, Black Star Burger.
Франшиза в аренду ― франчайзи получает готовый бизнес, но прав на филиал не имеет. В России это наименее распространённая схема взаимодействия между партнёрами.
курс
Управление
в ресторанном бизнесе
Для оформления сотрудничества используют разные виды договоров
Договор — основной документ для взаимодействия предпринимателей по франшизе. То, что сказано на словах и не указано в договоре, не имеет юридической силы и в случае судебного разбирательства рассматриваться не будет.
При обсуждении сотрудничества между франчайзером и франчайзи повсеместно используется понятие «договор франчайзинга». Но с юридической точки зрения такого понятия нет. Чтобы узаконить отношения, предприниматели и компании используют разные виды договоров в зависимости от сферы деятельности и принципов работы по франшизе.
Самый распространённый вариант договора во франчайзинге ― договор коммерческой концессии. Содержание такого договора регулируется главой 54 Гражданского кодекса (ГК) РФ, позволяющей передавать право на использование торговой марки.
Также встречаются отношения по лицензионному договору — глава 69 ГК РФ — и агентскому договору — глава 52 ГК РФ.
Так как по договору передаются права на разработанную бизнес-модель, технологию, сырьё, бренд и товарные знаки, франшиза должна быть зарегистрирована в Роспатенте.
В противном случае суд может признать договор недействительным. В российской практике существуют примеры, когда покупателю франшизы таким образом удавалось вернуть паушальный взнос. Но гораздо больше примеров, когда из-за этого франчайзи, решивший, что продавец франшизы его обманывает, оставался ни с чем.
Ошибочные мнения есть у обеих сторон — что нужно учитывать для эффективного сотрудничества
Основное заблуждение предпринимателей, у которых нет опыта франчайзинга, ― при покупке франшизы ничего не нужно делать, только заплатить паушальный взнос.
Нередко возникает недопонимание, и франшиза обвиняется в бездействии и мошенничестве. Это происходит из-за того, что покупатель франшизы не принял во внимание, что недостаточно заплатить взнос — нужно активно работать, как и в любом бизнесе.
Так, например, компания «Урбан Кофикс Раша», которая продаёт кофейни Cofix, за год подала исков к своим партнёрам из-за образовавшихся долгов по обязательным платежам — до пандемии — на 17,8 млн рублей. Немало похожих случаев и у других сетей: «Суши Love», «Андерсон», Subway, «Шоколадница».
Со стороны начинающих продавцов франшиз ― тех, кто только упаковывает франшизу и выводит её на рынок, — также распространены заблуждения.
Франшиза фирмы, открывшей несколько точек в одном регионе, известным брендом считаться не может.
Неочевидные сложности для франчайзи
Нельзя быть уверенным на 100%, что бизнес по франшизе будет успешным. Снизить риски на случай неудачи поможет отказ от заёмных средств при запуске бизнеса и чёткое следование инструкциям франчайзера.
Встречаются франшизы-пустышки. Избежать встречи с мошенниками поможет тщательное знакомство с франшизой, включая оценку опыта фирмы и наличие судебных разбирательств. Но главное ― тщательное изучение договора перед подписанием.
Вкладываться нужно не только в оплату паушального взноса, но и в запуск бизнеса. Крайне важно понимать, что помимо стоимости франшизы требуются деньги на аренду, наём персонала, закупку оборудования и товара, а также на расходы в первые месяцы работы.
У большинства франшиз есть роялти ― ежемесячные отчисления, а у некоторых ещё и маркетинговые взносы. В первые месяцы работы бизнес не может приносить больших денег, но взносы за франшизу всё равно нужно будет платить, если это прописано в договоре. К этому нужно быть готовым заранее и адекватно оценивать свои силы.
Некоторые разочаровавшиеся стартапы пытаются доказать кабальность подписанного ими договора, утверждая, что условия сделки изначально были невыгодными и это привело «к тяжёлым экономическим последствиям».
Неочевидные сложности для франчайзеров
Что в итоге
Франчайзинговая модель ведения бизнеса получила широкое распространение в отраслях, в которых требуется строго следовать определённым стандартам оказываемых услуг. Наибольшей популярностью среди франчайзи пользуются отрасли общественного питания, розничной торговли, включая интернет-магазины, медицинские центры и салоны красоты.
Запуск бизнеса по франшизе зачастую связан с завышенными ожиданиями предпринимателей, которые не учитывают такие факторы, как локальная специфика рынка, необходимость следовать готовым инструкциям и предписаниям франчайзера. В связи с этим предпринимателям стоит тщательно подходить к вопросу выбора франчайзера, анализа бизнес-модели и конкурентных преимуществ в конкретном регионе.
Во время пандемии коронавируса работающие по франшизе компании получили некоторые преимущества относительно самостоятельного бизнеса. Так, некоторые торговые сети отменяли роялти, снижали паушальный взнос, предоставляли франчайзи отсрочку по платежам, помогали партнёрам получить государственные меры поддержки бизнеса.
Интернет-магазин или маркетплейс — где лучше продавать
Как построить системный отдел продаж: опыт Ringostat
Как бизнес справляется с коронакризисом: 5 историй крупных компаний
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.