Что значит пуританская семья

Грег Белл. Пуританская концепция воспитания

ПУРИТАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ
Грег Белл (2001)
Parenting.pdf

Уникальность пуританского идеала семьи

Пуританское отношение к детям

Начало родительского опыта

Важность естественного вскармливания

Дети завета: крещение младенцев

Научение и поклонение

Жезл и обличение, дисциплина и мудрость

Помощь в поиске призвания

Найти пару для детей

Между поиском призвания и культурой сватовства у пуритан есть немалое сходство. И работа и брак рассматривались как важнейшее дело в жизни, должны были подходить к темпераменту ребенка и освящаться Богом. И хотя брак не требовал такого же поиска, как призвание и профессия, с ним связывались серьезные ожидания. Одиночество не считалось пуританами чем-то полезным. Они считали, что к браку призваны почти все: «Большинство людей призваны жениться и выйти замуж, и они должны знать об этом и видеть неудобства и разочарования жизни в одиночестве» (42). В помощи детям при поиске мужа или жены родители играли роль, близкую к поиску призвания. Речь шла не о том, чтобы они выбирали супруга или супругу или заставляли детей вступать в брак, но они оказывали детям помощь в поиске спутника жизни. Гоудж увещевал родителей: «Хотя родители могут познакомить детей на предмет вступления в брак, они не вправе их принуждать к нему. Хотя авторитет родителей должен быть неприкосновенным, будет правильным, если стороны соединятся добровольно с взаимного согласия» (43). Родители должны были помочь детям определить, подходит ли им предлагаемый супруг. Среди проблем было то, что дети не должны были «преклоняться под чужое ярмо», чтобы они были должным образом мотивированы (не деньгами, престижем и т.п) и были готовы возрастать в благочестии в браке. Брак должен был быть «в Господе», чтобы не препятствовать Божьим благословениям (44). Участие родителей могло сделать брак детей устойчивым, ибо дети были наставлены, как выбрать себе пару, и доверяли родителям в этом вопросе (45).

Успех в воспитании

Источник

Преобладающий современный взгляд на пуритан как на строгих, чопорных и часто лицемерных людей во всех отношениях не соответствует пуританской проповеди и практике, как мы ее сегодня знаем, и, следовательно, должен рассматриваться как ошибочный. Ярлык «пуританства», используемый для описания любых попыток добиться сдержанности в сексуальном поведении или скромности в одежде, хотя сегодня и является политически корректным, имеет мало оснований. Это правда, что пуритане подчеркивали дисциплину и порядок во всех отношениях, но историки часто ошибались в оценке их доктрины, будучи не в состоянии взвесить также пафос, с которым они практиковали свою веру. Мнение, что пуритане были степенными и чопорными ненавистниками секса, быстро исчезает, если рассматриваешь их проповеди и труды о браке. Отрицательный акцент, с которым чуждые всему этому люди воспринимают пуританскую дисциплину и семейный уклад, также есть горький плод неспособности взвесить пуританские труды, говорившие о праве на любовь тогда, когда оно появилось.

Пуританские богословские предпосылки

Взгляд пуритан на брак и секс

Развитие пуританского взгляда на брак

Как уже говорилось, пуританский взгляд на брак не был монолитным, он развивался и прогрессировал с течением времени. В трудах Роберта Кливера, Уильяма Перкинса и Уильяма Эймса начался переход от учения о браке преимущественно с целью деторождения к восприятию главной цели брака как дружеского общения, но предполагающего продолжение рода. На этой основе Томас Гатейкер в книге «Совершенная жена» (1620) и Дэниел Роджерс в «Чести супружества» (1642) после некоторого обсуждения рассматривали любовь как первую обязанность в браке. Милтон позже проводил этот аргумент, оправдывая некоторые крайности в своем взгляде на развод.
Отход от преобладающего англиканского понимания брака хорошо описан Джеймсом Джонсоном в «Обществе, установленном Богом». Роберт Кливер пишет в своей «Божией форме домашнего правления», что «семья приносит благо обществу, состоящему из многих семей, и все живущие в семье получают больше благ и утешения». Кливер поддерживает в своих трудах высокое положение жены. Он с трудом отделяет себя от старого порядка целей брака, когда перечисляет списки брачных обязанностей, но при обсуждении брака в других произведениях он возвышает брачное общение над продолжением рода. Кливер пишет: «Брак является законными узами, и для Бога приемлемо лишь соединение одной мужчина и одной женщины с доброго согласия обеих до конца жизни, чтобы они могли жить вместе в дружбе и согласии, помогая и утешая друг друга, избегая блуда и всякой нечистоты, и воспитывая детей в страхе Божием; и эта связь вместе двух людей в одну плоть не может быть нарушена, но в соответствии с волей Божией должна продолжаться до конца жизни одного из них» (Dod J., Cleaver R. A Godly Form of Household Government. L.,1630. P.94). Обратите внимание на то, что Кливер говорит о воспитании детей после упоминания дружбы и утешения.
Уильям Перкинс разделял англиканский порядок целей брака и считал продолжение рода основной целью вступления в брак, но он также помещал общение перед продолжением рода в своем обосновании превосходства брака. Среди причина достоинства брака Перкинс называл:
1.Его происхождение до грехопадения.
2. То, что он удовлетворяет нужду находящихся в одиночестве.
3. То, что он дан непосредственно от Бога.
4. Его благословение как средства для заселения земли.
5. То, что он является основой других союзов, в частности Церкви и государства.
Перкинс, как представляется, с трудом отходил от «Книги общих молитв» в учении о значении брака. Однако одной из областей, где он четко отходит от традиционного церковного учения, является представление о супружеской любви. Перкинс дозволяет «мужу и жене вступать в половые сношения без цели продолжения рода».
Уильям Эймс, как представляется, не имел никаких проблем отказаться от англиканского порядка целей брака. Для Эймса обязанности продолжения рода стоит на втором месте после супружеского общения. Такой взгляд на обязанности мужа и жены, очевидно, не отвечает современному поликорректному представлению о холодных и бесстрастных пуританах. Среди обязанностей брака у Эймса мы видим особую супружескую любовь, супружескую честь, совместную жизнь и «взаимное использование тел в соответствии с правом брака».
Примат общения в учении пуритан о браке, отличавшийся от англиканской доктрины, был уточнен не только Роджерсом и Гатейкером, но также Уильямом Уотли и Джоном Мильтоном. За нехваткой места мы далее рассмотрим в этой статье только последнего. Роджерс в своей «Чести супружества» смело написал, что «брак никоим образом не есть таинство». «Если общение является главной целью брака и главной целью, которую Бог имел в виду в его учреждении, то следует признать желание как сильный стимул для вступления в брак».
Мильтон воспринимал брак как завет, в которой две стороны разного пола свободно входят по обоюдному согласию и взаимной любви, однако, подчеркивая любовь и счастье, он снял ряд библейских ограничений и пришел к чисто гуманистическим выводам. В своем анализе пуританского учения о браке Джеймс Джонсон отметил, что «вступление в брак Мильтон считал профилактикой одиночества ума и души человека. Другие цели брака состоят во взаимном удовольствии супругов и их помощи друг другу». Определяя брак по Быт.2.24, Мильтон заявляет: «Брак является Божественным установлением, соединяющим мужчину и женщину в любви ради взаимной помощи и утешения в совместной жизни». «Отличительной особенностью аргумента Мильтона является то, что любовь и ее следствия – взаимная помощь и утешение – составляют «формальную причину брака». Бог есть действующая причина, но «любовь порождающая» и любовь, создающая мир в семье, есть формальная причина. Утверждая примат человеческих чувств над строгостью завета, Мильтон вынес брак из сферы закона и поместил его в сферу психологии и чувств. Пуританские проповедники могли подчеркивать чувства как необходимые для счастья брака, но они отнюдь не были готовы утверждать, что они имеют важное значение для самого брака. Аргумент Мильтона по сути объявлял недействительными все браки, в которых отсутствуют чувства или хотя бы их возможность» (Halkett J.G. Milton and the Idea of Matrimony. New Haven – L.,1970.P.52?) Халкетт упускал пуританское понятие о том, что любовь является результатом брака, а не его причиной.
Как мы показали, идея Мильтона о верховенстве любви между двумя партнерами создала проблемы для всех, кто серьезно относился к библейским предписаниям о том, что двое становятся одной плотью, и что брачный завет стоит выше всех других социальных контрактов. Для полного понимания пуританской концепции брака как завета должна быть решена проблема развода.

Пуритане о половой любви в браке

Христианство боролось с учением о благой сексуальности задолго до того, как с ним стали иметь дело пуритане. Роберт Брюффо указывает: «Епископ Григорий Нисский считал, что Адам и Ева изначально были созданы бесполыми, а фраза «мужчину и женщину сотворил Он» означает их последующее развитие, обусловленное непослушанием Адама, без которого человеческий род не стал бы размножаться иначе как растительным способом. Это учение было одобрено Иоанном Дамаскиным. Логические следствия пропаганды девства не задумываясь провозгласили Амвросий и Тертуллиан, заявив, что вымирание человечества предпочтительнее его распространения половым путем» (Briffault R. The Mothers. N.Y.,1927. V.1. P.23).
По сравнению с этим, как отмечает Рональд Фрай, «классическое пуританство считало сексуальную жизнь в браке праведной и чистой, «образцом нашего блаженства», и это резко контрастирует с мыслью большинства христианских авторов до появления пуритан. Для Роджерса брак был «хранителем целомудрия, школой общения и утешением жизни». Говоря о сексуальной близости в браке перед женихом и невестной на свадебной проповеди, Джон Коттон заявлял, что «нет ничего строже, но и слаще, чем супружеские отношения, и как первые в мире они наиболее естественны». В комментарии к Ефесянам Бэйнс пишет, что «если брак честен и ложе непорочно, то лишь нечестивые могут обвинять их в греховной скверне… Пусть лишь твоя жена разделит радость твоих поцелуев». Пастор и поэт Эдуард Тэйлор писал жене, что его страсть для нее «подобна чистому огню», и «наша супружеская любовь должна превзойти все остальные». После этого Тэйлор добавляет знакомую оговорку, что «эта любовь должна быть в своих пределах и во славу Божию». Другой, анонимный пуританский автор писал, что «двое, ставшие в браке одним, могут с радостью воздать должное благорасположение друг другу, и как два хорошо настроенных музыкальных инструмента, создать сладкую и прекрасную гармонию». Как мы уже сказали, пуританский акцент на сексуальной близости действительно вел к упорядочению отношений между мужем и женой, родителями и детьми.

Пуритане поняли фундамент, который связывает семьи воедино: каждый должен был любить Бога и свою половину. Уильям Гоудж писал: «Они должны любить своих мужей и жен, так как это их общий долг, и настоящий брак там, где муж и жена связаны друг с другом любовью». Кроме того, подчеркивая тему любви в семейных отношениях, он писал, что «любовь – венец всех других обязанностей, ибо без нее не может быть исполнена ни одна из них… Это огонь, который горяч не только сам по себе, но и согревает все, что рядом с ним».
Чтобы адекватно понять сообщество пуритан, нужно понять, что они считали подчинение Богу и Его порядку долгом, которому обязаны следовать все, чтобы не восставать против Бога, но прославлять Его всей своей жизнью. Поэтому, если Писание учит, что муж есть глава христианской семьи, как Христос есть Глава Церкви, жена-пуританка не будет думать иначе. Пуританские мужья и жены понимали, что их главная обязанность – всегда ставить Бога на первое место. Главенство приходит с обязанностями, которые Бейнс перечисляет так:
1. Большие должны чтить меньших.
2. Они должны опасаться раздражать их.
3. Они должны служить им, а иногда и смиряться, чтобы порадовать тех, кто находится в подчинении.
4. Они должны выслушивать жалобы, ибо все из нас находятся в подчинении друг другу.
Жены должны были подчиняться мужьям, но при этом надо понимать, что для пуританок это было их долгом перед Богом. Существовали ограничения на подчинение жены. Пуритане признавали, что принцип послушания со стороны жены не требует от нее действий, которые идут вразрез с волей Божией. В ту пору жены обычно не имели права на владение собственностью. Ричард Бакстер признавал мягкий вариант законного права на совместное имущество, при котором жена в случае смерти или обоснованного развода могла претендовать на треть имущества мужа.
Родители были обязаны воспитывать своих детей в благочестии, чтобы они были научены Божьим принципам и в итоге стали членами Церкви. Отцы должны были еженедельно исповедовать своих детей и ежедневно вести семейное поклонение. Родители были отвественны за воспитание детей в полную меру своих средств и возможностей. Дети должны были подчиняться родителям и принимать от них наказание. Как только ребенок вырастал, он вступал в брак, переезжал в новый дом и создавал собственную семью.

Пуританский идеал брака, секса и семьи, будучи во многом продуктом своего времени, имеет библейское звучание. Как здорово было бы для современного общества, если бы каждый, становясь мужем и отцом, стремился прославить Бога, подчиняясь заповедям Христа, поддерживая регулярное богослужение в семье и лично следя за духовным воспитанием своих детей! Несмотря на недостатки в пуританской доктрине, например чрезмерную легкость, с которой Мильтон разрешал развод, и обычные недостатки в характере людей в силу всеобщего падения, современным семьям есть чему поучиться у пуритан.
Наше общество может извлечь большую пользу, если мы усвоим у пуритан четыре простых урока, касающихся брака и семьи. Во-первых, мы должны понимать, что супружеская любовь может быть достоянием двух преданных друг другу людей в моногамных отношениях, посвященных Христу. Во-вторых, мы должны понять и принять взгляд пуритан на гендерные роли, определенные Богом в браке. В-третьих, как только эти роли приняты, мы должны выполнять их как функции, данные от Бога. Наконец, наше общество остро нуждается в родителях, которые будут наставлять своих детей на путях Господних.
Пуританское движение попыталось очистить Церковь Англии и на некоторое время преобразило английское общество. Семьи, приверженные пуританским принципам, живущие в супружеской любви и верности в отношениях с Богом и друг с другом, и их дети могли бы преобразить наши церкви и в конечном счете наше общество.

Источник

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

Что значит пуританская семья. Смотреть фото Что значит пуританская семья. Смотреть картинку Что значит пуританская семья. Картинка про Что значит пуританская семья. Фото Что значит пуританская семьяВ современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. С пуританством ассоциируются, например: аскетизм, строгость нравов, трудолюбие. Но у каждого слова есть своя история происхождения. История пуританства уходит своими корнями в глубину веков, откуда и дошёл до нас слегка искажённый и упрощённый смысл слова.

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства — протестантизм.

Что значит пуританская семья. Смотреть фото Что значит пуританская семья. Смотреть картинку Что значит пуританская семья. Картинка про Что значит пуританская семья. Фото Что значит пуританская семьяВ Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви — пуритане.

Пуритане — это английские протестанты, которые выступали за углубление Реформации и очищение Англиканской церкви от остатков католицизма. Недаром, пуританин в переводе с латинского означает «чистый». Они были недовольны излишне богатым убранством протестантской церкви и одеяниями священнослужителей, помпезностью процессий, обрядами, оставшимися от католичества и самим иерархическим устройством церкви. Пуритане обратились к Елизавете I c рядом требований по очищению Англиканской церкви от наслоений католицизма. Они просили:

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

Что значит пуританская семья. Смотреть фото Что значит пуританская семья. Смотреть картинку Что значит пуританская семья. Картинка про Что значит пуританская семья. Фото Что значит пуританская семьяИзначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение, пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.

Источник

​Некоторые главные характерные черты пуританства. Леланд Райкен

Что значит пуританская семья. Смотреть фото Что значит пуританская семья. Смотреть картинку Что значит пуританская семья. Картинка про Что значит пуританская семья. Фото Что значит пуританская семья

Ранее я попытался внести ясность в распространенную ошибочную точку зрения о пуританстве. Теперь пришло время поговорить о некоторых положительных чертах этого движения. Будь мы современниками пуритан, какие из их отличительных качеств поразили бы нас?

Пуританство необходимо рассматривать, прежде всего, как религиозное движение. Светская интерпретация пуританства является результатом атеистической эпохи и игнорирует тот факт, что даже в своих заявлениях по политическим, социальным и экономическим вопросам, пуританство опиралось на религиозную основу. Вот что пишет один современный историк: «Когда мы завершим наши попытки осовременить пуританство и сделать его мирским, то обнаружим, что оно упорно остается религиозным феноменом». И в частных, и в публичных своих проявлениях пуританство разрасталось за счет горячо преданных Богу людей. Известный вопрос Джона Беньяна: «Как я могу спастись?», был, в конечном итоге, наиважнейшим для каждого пуританина. Один армейский генерал писал Кромвелю: «Милорд, пусть служение Богу-Яхве будет для вас величайшим и значительнейшим занятием повседневно; считайтесь с ним более, чем с едой, сном или советом вместе взятыми».

Еще одной характеристикой пуританства можно назвать высоко нравственное сознание. Для пуритан вопрос о том, что хорошо, а что плохо, был наиболее важен. Они рассматривали жизнь, как постоянную борьбу добра и зла. Вселенная была утверждена Богом, а права на нее требует сатана. Нейтральной полосы не существовало. Ричард Сиббс выразил это мировоззрение в типичной форме:

«В этом мире существует только две стороны, которым принадлежит все: одна из этих сторон — Божья и тех, кто с Ним, а другая сторона — сатаны и его вассалов; два царства, две стороны, две противоположности, постоянно сталкивающиеся друг с другом».

Пуританство было движением реформ. Это определение вытекает из попыток пуритан изменить то, что уже существует. В сердце пуританства жило убеждение о необходимости изменить что-либо, а формула «делать как обычно» не являлась для них приемлемым вариантом. Трудно переоценить то влияние, которое оказывает подобный подход на чью-либо жизнь. Это также объясняет, между прочим, почему пуритане в свое время заняли столь агрессивную позицию, и почему, читая полемическую литературу того периода, можно обнаружить, что их оппоненты в основном сами защищались от нападок.

Ключевыми терминами, использовавшимися у пуритан, были, в основном, слова реформа, реформация, и прилагательное реформированный. Эти определения вовсе не являются выдумкой поздних историков, а словами, бывшими у всех на устах в течение всей эры пуританства. Это была эпоха, когда правителей вынуждали «реформировать страны», священнослужителей — осуществлять «реформацию религии», а отцов — «реформировать свои семьи». А на личном уровне пуританство побуждало «реформировать жизнь от не богоугодных и неправильных поступков».

Пуританское движение было движением мечтателей, получающим подпитку из видения реформированного общества. Кто-то очень кстати суммировал программу пуритан таким образом: «Требованием реформации был призыв к действию, прежде всего, к изменению индивидуума таким образом, чтобы он стал инструментом, пригодным для исполнения Божественной воли, а потом к использованию этого инструмента для изменения всего общества».

Пуританство являлось также и движением протеста, как и все протестантское движение в целом. Вновь и вновь на последующих страницах точка зрения пуритан будет проясняться все полнее, особенно, если мы учтем тот факт, что пуритане выступали против позиций Римско-католической церкви, и в меньшей степени — против англиканства. Относительно вопросов, касающихся работы, секса, денег и поклонения, лучше всего начать с рассмотрения того, против чего выступали пуритане. Вот как преподносит это Кристофер Хилл: «Существовал элемент социального протеста практически в каждой пуританской позиции по какому-либо вопросу».

Пуританство также было и международным движением, что делает его вполне современным. Многие из первых лидеров движения, особенно во времена гонений, провели месяцы, и даже годы на континенте. В Европе они прониклись догматикой и практикой богослужений «лучших церквей Реформации» — так они называли европейский протестантизм. А в дальнейшем, после переселения пуритан в Америку, особенностью пуританства стало взаимодействие между лидерами движения по обе стороны Атлантики. «За пуританами», — пишет М. М. Кнаппен, — «стояла мощь поднимающего голову международного протестантизма». Интернациональная природа пуританства объясняет, почему в своей книге я соединил вместе американских и английских пуритан, и почему я использовал сноски, чтобы привлечь внимание к параллельности пуританской мысли и взглядов Лютера и Кальвина.

Английское пуританство (в отличие от американского) было движением меньшинства. Хотя английские пуритане набрали значительный вес в своем обществе (особенно в парламенте), но никогда не имели численное большинство. Вследствие этого, пуританство проявило черты, характерные для всех меньшинств: сильное чувство внутренней лояльности к общим принципам, ощущение уязвимости, склонность к биполярному мышлению, при котором мир разделяется на два лагеря — мы и они. А. Дж. Диккенс справедливо определяет пуританство «как силу больше подходящую к проникновению, нежели, чем к доминированию над английским духом», в то время как Пол Сивер полагает, что пуритане «преуспели в неудачах».

В Новой Англии, где пуритане более успешно доминировали в обществе и учреждениях, пуританство, на мой взгляд, являлось менее привлекательным явлением — более склонным к нетерпимости и безжалостному правлению, к самодовольству, к законничеству, к внутреннему разложению. В Англии, для сравнения, движение существовало без стабильной руководящей структуры и избежало тенденции направления лояльности своих последователей в управленчество, нежели чем в идеалы.

Пуритане составляли не просто меньшинство, а гонимое меньшинство. В Англии они подвергались преследованиям и репрессиям. Фактически на каждом этапе своей истории (за исключением, конечно, середины XVII столетия, когда их партия играла главную роль в правительстве и Церкви). Для пуританских пасторов периодические тюремные заточения стали образом жизни. Мирян таскали по судам за проведение религиозных собраний на дому. Молодые пуритане, не подписавшие акт о единообразии, не имели права поступать в Оксфордский и Кембриджский университет. Служители, отказавшиеся носить облачения Англиканской Церкви или признавать англиканские ритуалы или проводить службы по Книге молитв, смещались со своих должностей. Сознание отчуждения послужило пуританам их главным прототипом: пилигрим, проходящий через чужую страну в родные края.

И, несмотря на всю важность роли, которую играли в пуританском движении проповедники и профессора, все же успех его, при окончательном анализе, был обеспечен тем, что это было движение мирян. Как говорит один ученый: «Пуританское движение замечательно весьма энергичным участием в нем мирян». Верно и то, что интеллектуальную основу движения заложили духовенство и профессура. Именно они облачили превосходящие силы мирян в доспехи силы для того, чтобы бросить вызов существующим структурам. И, конечно же, в этой ситуации существовало множество парадоксов: в самом действии по подрыву традиционной иерархии и первенства духовенства, пуританские проповедники привлекли на свою сторону огромное число последователей из мирян, а сами потеряли правящие позиции. Их власть, однако, распространялась лишь так далеко, насколько велика была их возможность влиять на мышление простых мирян.

Пуританство было движением, в котором Библия играла центральную роль во всех аспектах жизни. В определенном смысле наиглавнейшим предметом обсуждения пуританского движения (как и всей Реформации в целом) был вопрос об авторитете. Пуритане решили этот вопрос, сделав Библию последним и наивысшим авторитетом в вере и поклонении. Джон Оуэн, часто рассматриваемый в качестве величайшего богослова пуританства, сказал, что «протестанты определяют Священное Писание, как дарованное Богом для того, чтобы быть… совершенным и полным правилом вероисповедания». «Кем же, тогда, были эти ранние пуритане?», — задается вопросом Дерек Уилсон. — «В основе своей таковой была их позиция в отношении авторитета Библии, что отличало их от остальных английских протестантов».

Пуританское движение было интеллектуальным движением. Его целью являлось реформирование религиозной, национальной и личной жизни, а его приверженцы быстро почувствовали, что через учебные заведения можно наиболее эффективно влиять на общество. И в Англии, и в Америке пуританское движение было неразрывно связано с университетами. Джон Ноулес писал губернатору Массачусетса Леверетту, что «если умрет колледж, то церкви… долго после этого не проживут». Современные источники говорят об «исключительности и неразрывности университетского руководства с пуританским движением». Следовательно, не удивительно, что пуританство было высоко образованным движением, обладавшим «жизненной страстью для самовыражения».

И, в конечном итоге, пуританство было экономическим и политическим движением. Вероятно, сегодня для нас это является более очевидным, чем для самих пуритан, поскольку мы имеем возможность видеть длительный эффект движения. В те дни, когда Церковь находилась под контролем государства, все попытки пуритан изменить эту Церковь сразу и неизбежно столкнули их с правительством. И в этом смысле мы можем согласиться с определением пуританства, как движения, безнадежно политизированного. Что касается экономического аспекта, то, делая акцент на ценностях труда, бережливости и честных заработков, пуритане создали климат, удачно согласующийся со становлением капитализма, независимо от того, были ли они сами причиной его возникновения. Пуритане многое могли сказать по вопросам работы и денег.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *