Что значит пунктуационный практикум
Пунктуационный разбор
Всего получено оценок: 488.
Всего получено оценок: 488.
В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора. Материал может помочь при подготовке к уроку русского языка в средних классах.
Значение
Пунктуационный разбор предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация.
Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении.
Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибочно поставить их.
Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно.
Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
Структура
Пунктуационный разбор необходимо выполнять по определенному плану:
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.
Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Примеры
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение и главное.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо (1) кажется (2) фиолетовым. (3)
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел,(1) как девушка кормила голубей,(2) слетевшихся к ней,(3) как беззаботно было на улице.(4)
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Что мы узнали?
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен тот или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).
Пунктуационный анализ разбор предложения
В русском языке существуют различные языковые разборы, в том числе пунктуационный. Данная статья поможет понять, что такое пунктуационный разбор и в чем его специфика, как разобрать предложение и в чем заключается значение пунктуационного разбора.
Пунктуационный анализ предложения является методом изучения такого раздела языкознания, как пунктуация. Нельзя путать пунктуационный и синтаксический разборы, так как они преследуют разные цели: синтаксический – проанализировать предложение, пунктуационный – проанализировать знаки препинания.
Порядок пунктуационного анализа
Пунктуационный разбор помогает понять пунктограммы, их роль и функцию в предложении. Такой вид разбора помогает не только правильно расставлять знаки препинания, но и объяснять причины данной постановки.
При разборе необходимо аргументировать не только наличие знаков препинания, но и их отсутствие там, где можно ошибиться и поставить их. Пунктуационный разбор помогает рассмотреть отдельные части предложения, их взаимосвязь между собой.
Определенный порядок пунктуационного разбора позволяет мыслить последовательно и системно. Так как пунктуационный разбор чаще всего бывает устным, он развивает монологическую речь.
Первый пункт учит видеть знаки препинания, остальные пункты учат аргументировать причины постановки или непостановки знака препинания. Это необходимо помнить перед тем, как разбирать предложение.
Если в предложении есть несколько знаков препинания, которые выполняют одинаковую функцию, то они группируются и объясняются один раз.
Примеры пунктуационного разбора
Для пунктуационного разбора используются либо предложения со вставленными знаками препинания, либо предложения, в которые самостоятельно нужно вставить знаки препинания и объяснить их.
Он думал о том, (1) как все прекрасно. (2)
1 – запятая разделяет части сложного предложения: придаточное предложение от главного.
2 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Небо кажется фиолетовым.
1, 2 – запятые отсутствуют, так как «кажется» – сказуемое, а не вводное слово.
3 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Следующий образец пунктуационного разбора позволяет увидеть группировку знаков препинания по функциям:
Он видел, как девушка кормила голубей, слетевшихся к ней, как беззаботно было на улице.
1, 3 – запятые разделяют части сложного предложения: придаточные предложения от главного.
2, 3 – запятые выделяют обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом.
4 – точка – знак завершения в конце повествовательного предложения.
Образец № 1 письменного анализа
Люди принялись разводить огонь: один принёс сухую жердь, изрубил её на поленья, другой притянул целый ворох хворосту с речки, а третий достал кремень и огниво (С. Аксаков).
Сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной), повествовательное, невосклицательное; отделительный знак — точка.
Образец № 2 письменного анализа
Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него.
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Пунктуационный разбор направлен на анализ знаков препинания. Он учит не только видеть пунктограммы (первый пункт плана пунктуационного разбора), но и объяснять причины, по котором поставлен или не поставлен той или иной знак препинания (второй пункт плана пунктуационного разбора), а также функции, которые выполняет определенная пунктограмма (третий пункт плана пунктуационного разбора).
Что значит пунктуационный практикум
Автор: Семисотова Ирина Васильевна
Организация: МКОУ «Плотниковская СШ»
Населенный пункт: Волгоградская область, Михайловский район, х.Плотников 2-й
Пожалуй, каждого педагога волнует вопрос: «Как повысить грамотность обучающихся на уроках русского языка? Как их заинтересовать? Чем мотивировать?»
На уроках развития речи также закрепляются пунктуационные навыки. Для изложения подбираются тексты с изученными грамматическими конструкциями и связанными с ними знаками препинания. Этот вид работы дает возможность применить пунктуационные правила в процессе составления и воспроизведения текста.
I. «Пунктуационные пятиминутки»
1.Прочитайте текст и выполните задания.
а)Постройте схемы 1.2 и 3 предложений.
б)Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
в)Найдите во 2 предложении причастие и измените предложение так, чтобы оно включало в себя причастный оборот.
1.Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. 2.Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок..3 Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. 4.Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. 5.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. 6.Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— 7.Как вам не стыдно!
—8. А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— 9.Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
2.Внимательно прочитайте текст. Объясните постановку знаков препинания. Выпишите номера предложений:
б) предложение с однородными членами
г) бессоюзное сложное
Постройте схемы предложений 6,16.17.18.
1.Мама высыпала на тарелку печенье.2. Бабушка весело зазвенела чашками. 3.Все уселись за стол. 4.Вова придвинул тарелку к себе.
—5. Дели по одному, — строго сказал Миша.
6.Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
—7. Ровно? — спросил Вова.
8.Миша смерил глазами кучки:
— 9.Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
10Бабушка подала обоим чай. 11.За столом было тихо.12. Кучки печенья быстро уменьшались.
—13. Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
—14. Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
15.Мама и бабушка молчали.16. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. 17.Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. 18.Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…
3.Из данных слов составьте предложения, запишите их (задания для 5 класса)
4.Из данных слов составьте и запишите предложения, включая в них причастные и деепричастные обороты. (задания для 7 класса)
4.Прочитайте текст. Графически объясните расстановку знаков препинания в предложениях выделенных курсивом.
Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто, слышался смех. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.
Графически объясните расстановку пропущенных знаков препинания.
Море – огромное линиво вздыхающие у берега, – уснуло и неподвижно вдали облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно слелось там с синим южным небом и крепко спит отрожая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и нескрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется что небо всё ниже накланяется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомоные волны сонно всползая на берег.
Горы, поросшие деревьями уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои виршины в синию пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковай мглой южной ночи.
«Пунктуационный анализ»
Пунктуационный анализ. Порядок:
Образец № 1 письменного анализа
Люди принялись разводить огонь: один принёс сухую жердь, изрубил её на поленья, другой притянул целый ворох хворосту с речки, а третий достал кремень и огниво (С. Аксаков).
Сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной), повествовательное, невосклицательное; отделительный знак — точка.
Образец № 2 письменного анализа (Источник)
Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него.
Грамматические основы:
Объяснение знаков препинания
1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;
6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;
7 — запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и»;
3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;
5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;
9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;
10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.
Конспект урока «Пунктуационный анализ».
Практикум «Пунктуационный анализ текста»
Пунктуационный анализ текста
Дидактический материал для подготовки к №21 ЕГЭ по русскому языку
Вариант 1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Сергея Сергеевича Химича все считали очень нерешительным человеком, а некоторые вдобавок – человеком в футляре, вроде учителя Беликова из чеховского рассказа. (2) Он едва-едва вытянул первый год в качестве штатного преподавателя химии, и в конце концов директор школы предложил ему прекратить мучить себя и учеников и перейти в лаборанты. (3) С радостью Сергей Сергеевич согласился и новый учебный год начал в примыкавшей к кабинету химии узкой комнате, уставленной шкафами, стеллажами и столиками, колбами, штативами и горелками. (4) А учительское место заняла юная красавица гречанка Азалия Харитоновна Керасиди, в которую все сразу влюбились и между собой стали называть просто Ази. (5) Гибкая, тоненькая, подвижная, смуглая, с изогнутыми, как ятаганы, темными бровями и темно-зелеными блестящими глазами, она отлично справлялась с учительскими обязанностями, заставив всех тотчас забыть об этом увальне и недотепе Химиче.
(1) Из дома в школу он в любое время года ходил одним и тем же однажды выбранным путем, хотя значительная часть его была ужасно неудобна: глинистая тропинка между оградами огородов и довольно глубоким оврагом, тянувшимся параллельно железнодорожной насыпи. (2) Тропинка выводила к переезду, составлявшему для Сергея Сергеевича мучительнейшую преграду на пути к школе. (3) То и дело сверяясь с самодельным расписанием, он ждал московский скорый, потом, пропустив поток автомобилей, успевал юркнуть через переезд перед самым носом почтово-багажного. (4) Опоздать к началу урока или попасть под поезд – эту дилемму он, бедный, решал ежедневно. (5) Но изменить маршрут, однажды и навсегда выбранный, ему и в голову, видимо, не приходило.
(1) Конференц-зал клиники при Институте детской онкологии находился на первом этаже, где не было больничных палат, только приемный покой и кабинеты. (2) Располагался он далеко от вестибюля, а потому никогда не запирался, впрочем, в те мирные и смирные годы больницы еще не грабили. (3) Да и нечего было воровать в конференц-зале, кроме дорогого концертного рояля. (4) Родители Романа Осина заранее, перед тем как сдать его на лечение, договорились с профессором Д. А. Приваловым, главой клиники, что их сыну, знаменитому юному пианисту, «второму Моцарту», как они его деловито аттестовали, разрешат упражняться на рояле по вечерам. (5) Это было еще до того, как ему был поставлен зловещий диагноз — саркома Юинга и сделана операция на плечевой кости. (6) Вскоре после операции у него обнаружились метастазы в легких, вот тут родители заподозрили, что великим музыкантом их сыну уже не стать.
Вариант 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) — А мои родители любят только водку. (2) Мать еще иногда приходит ко мне, приносит передачку, спрашивает, как идет лечение. (3) Я ей все подробно рассказываю — мама же! (4) А в следующий раз она приходит и спрашивает то же самое, будто я ничего ей не говорила, — ну ничего уже не помнит! (5) Всю зиму не могла принести мне теплое пальто, сто раз просила — зимой я почти не гуляла. (6) Вот это чужой плащ, от девочки остался, которая умерла.
(7) У Романа сжалось сердце: он знал больничную примету — нельзя донашивать вещи того, кто уже умер от рака. (8) Надо будет попросить сестру принести для Юли какую-нибудь из его курток и теплый лыжный костюм. (9) И еще надо сказать, чтобы фруктов приносила теперь побольше — на двоих.
(1)— Это с утра! Потом разогреет! — быстро сказала Юля. (2) На ней был болоньевый плащик защитного цвета, из-под него торчал больничный халат, а из-под халата — синие спортивные брюки. (3) На голову до самых бровей была натянута красная вязаная шапочка, заканчивающаяся острым уголком с кисточкой — пушистым веником собранных в узел разноцветных ниток. (4) На ногах у Юли были толстые вязаные носки и все те же больничные тапочки, номера на три больше, чем надо. (5) Сам Роман был одет куда основательней: американские джинсы, кожаная итальянская куртка, под ней толстый шотландский свитер, добротные английские уличные ботинки — все привезено с гастролей.
(6) До самого обеда гуляли по больничному саду — большому куску неухоженной земли, засаженной дикими яблонями. (7) О музыке они не говорили — Роман решил отложить музыкальное воспитание Юли на вечер, но зато беседовали всем на свете.
(1) Роман позвонил с уличного телефона — Михаила еще не было. (2) Тогда он решил зайти в Никольский собор, причем зайти не просто так, а поставить свечку Божьей Матери и помолиться о Юле — его такой несчастной и такой дорогой подруге. (3) До этого он заходил в храмы только как турист да еще послушать органную музыку в католических соборах за границей. (4) Отец говорил, что религия — это часть культуры. (5) Роман не верил, что это в самом деле так, что-то и тогда невнятно шевелилось в его душе, но архитектура и музыка отвлекали, и он особо не задумывался. (6) А вот теперь при виде золотых куполов и крестов над бело-голубыми стенами его вдруг потянуло в храм и он решил: «Пойду поставлю свечку и помолюсь».
(7) Верил ли он в Бога и Богородицу, в Иисуса Христа? (8) Наверное, все-таки немножко верил! (9) Надо было верить — иначе зачем все эти хлопоты и все это напряжение сил?
Вариант 3. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) — Благотворительности я решительно не одобряю: каждый должен сам зарабатывать себе и на хлеб, и на лекарства. (2) Но как мужчина я тебя понимаю: чем не пожертвуешь для любимой девушки! (3) Она хоть хорошенькая, эта твоя Юля?
(4) На это Роман только пожал плечами.
(5) — Ладно, — уже полностью сдался отец, — в конце концов, повторяю, это твои собственные деньги и твоя личная жизнь. (6) Хотя я бы на твоем месте приберег их на будущее: навряд ли у тебя теперь скоро появятся такие высокие доходы, как были в прошлом. (7) Но это все молодость: и расточительность, и благотворительность,
(8) Они пошли в банк и сняли требуемую сумму. (9) Теперь встал главный вопрос: кто привезет лекарство из-за границы?
(1) Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. (2) А баба Дуня, разом ожив, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко.
(3) С появлением внука живым духом веяло в доме. (4) Сын и дочь свили гнездо в городе, баба Дуня у них гостила у них редко. (5) С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой… (6) Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. (7) Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!»
(1) Когда расставались, Элеонора облегченно вздохнула: слава Богу! (2) Еще в Москве, собираясь в поездку, она просчитала максимум возможных вариантов: тот вариант, который произошел, оказался не из самых худших. (3) Еще бы с начальством Алика повезло… (4) Совесть ее не мучила, и она не думала о том, как станет смотреть после всего в глаза мужу. (5) Разве это мужчина, который не смог отмазать родного сына от армии? (6) Разве это отец, который говорит: пусть потянет лямку!
(7) На работе у всех сотрудников дети освобождены от армии, только их Альберт – как последний колхозник… (8) В глазах сослуживцев – презрение: на родного сына поскупились!
(9) И тогда Элеонора решила: сама все сделает! (10) Все сделает сама: доберется до этой проклятой Чечни, найдет сына, договорится с начальством и увезет его домой.