Что значит превентивное воспитание

Превентивная педагогика шпоры

Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последст­вия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и кото­рые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу53. Поэтому профилактике преступлений принадлежит при­оритетная и подлинно гуманная роль.Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика. Между ними есть нераз­рывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность.В общей профилактике ее правовой аспект представлен уго­ловно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнитель­ной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный — моральной, психологической, педагогической, медицинской, пси­хиатрической и др.^ Педагогическая профилактика — использование педагогиче­ских средств в предупреждении преступлений, которые разраба­тывает особый раздел юридической педагогики — превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профи­лактической работы — это включение в нее возможностей превен­тивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, ме­тодов, приемов, средств).

К основным методам и приемам педагогической профилакти­ки относятся:методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, пе­реубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, тре­бование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;- методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышле­ния, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдержи­вание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможно­стей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др. Методика педагогической превенции предполагает комплекс­ное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогиче­ский стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, добро­желательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправ­ление, оптимизм, открытость, принципиальность и др.Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает исполь­зование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, прак­тических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, пору­чений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дис­путов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «дове­рия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.

Примеры похожих учебных работ

Источник

Организация превентивного воспитания в школе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зам. директора по УВР:

МОУ СШ №6 г. Снежное ДНР Докука Л.В.

воспитания в школе

В современных школах, проблема превентивного воспитания приобретает особую остроту, поскольку подрастающее поколение формируется в сложных социокультурных условиях: под воздействием экономических и политических противоречий, неуравновешенности социальных процессов, криминогенности общества. Наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушением норм поведения и тех, которые относятся к «группам риска» (несовершеннолетние, приобщаются к раннему алкоголизму, наркомании, проституции, ВИЧ-инфицированные) увеличивается удельный вес противоправного, агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков под влиянием алкогольного и наркотического опьянения. Основными причинами деструктивного поведения является психологический дискомфорт, негативные переживания, общая потеря духовных ориентиров, девальвация общечеловеческих ценностей, несформированность чувств терпимости, толерантности, милосердия, чести, совести, доброты у значительной части детей и молодежи, вызывает у них апатию, безразличие, уныние, ощущение своей ненужности, непонимания смысла жизни. В последнее время ухудшилась культура общения и поведения в ученических и педагогических коллективах. Поэтому деятельность администрации и педагогического коллектива нашей школы была направлена ​​на организацию превентивного воспитания в урочное и внеурочное время.

Процесс работы по превентивному воспитанию я начала с определения приоритетных задач:

— создать условия для формирования положительных качеств личности в процессе различных видов трудовой, учебной, внешкольной и иной деятельности;

— интеллектуальное, морально-этическое, эстетическое развитие;

— выработка устойчивости к негативным воздействиям;

— обеспечить социально-психологическую деятельность, педагогически ориентированную на противодействие втягиванию детей и молодежи в негативные ситуации;

— предоставлять комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь несовершеннолетним;

— обеспечить адекватную социальную реабилитацию несовершеннолетних, совершивших противоправные действия или тех, кто употребляет психотропные вещества;

— стимулировать несовершеннолетних к здоровому образу жизни и положительной социальной ориентации, помочь в овладении искусством самовоспитания;

— формировать желание самосовершенствоваться.

Объектами превентивного воспитания в школе стали:

1. Несовершеннолетние, находящиеся на внутришкольном учете;

2. Несовершеннолетние, социализация которых происходит под влиянием негативных явлений («Группа риска»)

3. Несовершеннолетние, не имеющие условий семейного воспитания и опеки, сироты, несовершеннолетние из алкоголезависимых и наркозависимых семей, дети, родители, которых находятся в местах лишения свободы;

4. Семьи, имеющие детей с отклонениями в поведении, склонными к противоправным поступкам;

5. Семьи, которые нуждаются в консультативной помощи по уходу за детьми.

На реализацию превентивного воспитания в нашей школе были разработаны и воплощены в практику такие комплексные меры:

1. Изучение особенностей среды, в которой воспитываются ученики: изучение условий семейного воспитания школьников, социально-профессионального состава родителей. Составление социального паспорта класса;

— составление и обновление банка данных учащихся « группы риска»;

— составление мониторинга соцадаптации учеников класса и уровня их воспитанности.

2. Привлечение семьи и общественности к педагогическому процессу:

— организация работы родительского лектория для неполных семей

-организация совместной деятельности школы и семьи с учениками, которые требуют особого внимания;

— привлечение родителей школьников к участию в общешкольных, классных и внеурочных мероприятиях.

3. Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, общественными организациями ( привлечение работников внешкольных, общественных, правоохранительных организаций к проведению внеклассных мероприятий, индивидуальных бесед).

4. Мероприятия по сохранению здоровья школьников:

— проведение методических обследований учащихся;

— контроль и анализ состояния их здоровья;

— отслеживание динамики заболеваемости детей;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс информационно просветительские программы, интерактивные формы работы для получения знаний и формирования жизненных навыков по уменьшению уязвимости к инфицированию ВИЧ в ученической молодежи;

— обеспечение участия школьников в образовательно-воспитательных акциях ко Всемирному Дню борьбы со СПИДом;

5. Мероприятия по профилактике преступности и предотвращения безнадзорности среди несовершеннолетних, защиты их прав.

6. Меры по защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки: анализ условий проживания в семьях-опекунов детей-сирот, углубленный медицинский осмотр, диагностика негативно эмоционального состояния ребенка с окружающим миром;

7. Меры по устранению причин и условий, способствующих повышению уровня преступности среди несовершеннолетних:

— ежедневный контроль за посещение учащимися учебных занятий;

— проведение лекции о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм человека,

— воспитательные часы по правовой тематике;

— индивидуальная работа с подростками, склонными к совершению правонарушений, привлечение к этой работе работников СДН.

8. Обеспечение защиты детей от физического и психического насилия:

— п роведение индивидуальной работы с детьми из неблагополучных семей;

— о существление контроля по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с детьми.

9. Меры, направленные на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и распространению наркомании среди подростков и молодежи( анкетирование, социологические опросы учащейся молодежи относительно их отношения к проблеме распространения наркомании, СПИДа);

— профилактические осмотры «группы риска» на предмет раннего выявления наркологических заболеваний.

Итак, превентивное воспитание должно быть целенаправленной системой мер экономического, правового, психолого-педагогического, социально-медицинского, образовательного, информационно-образовательного и организационного характера, направленных на формирование позитивных социальных установок, предотвращению наркотических веществ, предотвращения суицидов и формирования навыков безопасных половых отношений. Такое воспитание должно стать приоритетным в деятельности любого учебного заведения, потому что оно будет способствовать:

— активизации деятельности ученых, специалистов, консультантов, практических работников в исследовании и решении проблем превентивного воспитания;

— привлечению образовательных, медицинских, социальных и правоохранительных учреждений к решению проблем предупреждения правонарушений и преступности, координации усилий субъектов превентивной деятельности;

— усилению тенденции к снижению употребления наркотиков, алкоголя, табака, ВИЧ инфицированности, формированию у молодого поколения здорового образа жизни;

— изменение установок и моделей поведения несовершеннолетних «группы риска»;

— социально-психологической адаптации несовершеннолетних, имеющих жизненные проблемы.

Источник

Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 117 Харьковского городского совета

Система шкoльного менеджмента School Champion

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Что значит превентивное воспитание. Смотреть фото Что значит превентивное воспитание. Смотреть картинку Что значит превентивное воспитание. Картинка про Что значит превентивное воспитание. Фото Что значит превентивное воспитание

Превентивное воспитание в школе

Цель (полиаспектное)

Аспекты:

Педагогический- заключается в сформированности такой позиции личности, конкретизируется культурой ценностей, само актуализацией, сознательным выбором моделей о социального поведения;

Социальный- предполагает объединение усилий субъектов превентивной деятельности на межотраслевом уровне, направленных на согласованную и своевременную организацию предупредительных мероприятий, нейтрализацию и постепенное устранение детерминант, вызывающих негативные проявления;

Психологический- предусматривает дифференцированный индивидуальный, половозрастной подходы к выявлению генезиса деструктивных проявлений в проведении личности и разработку научно-обоснованных программ социализации и коррекции девиации;

Правовой- заключается в охране и защите прав личности, формирование правовой культуры

Принципы- комплексности, системности, научности, интегрированности, мобильности, преемственности, конкретности, реалистичности, эстетичности

Функции: Диагостично-прогностическая, коррекционно-реабилитационная, образовательно-консультативная, организационно-методическая, интегративно-просветительская

Задача

-создание условий для формирования положительных качеств личности;

-обеспечение социально-психологической деятельности;

-оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним;

-обеспечение адекватной социальной реабилитации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия или злоупотребляют психоактивными веществами;

-содействие выработке интегрированных междисциплинарных подходов, объединению усилий различных субъектов превентивной работы

Уровни превентивного воспитания

— Раннее или первичное (социально-педагогическая профилактика);

— Вторичное (превентивная помощь и коррекция);

— Третичное (адаптация, реабилитация и ресоциализация).

Одной из сложных проблем современной школы является проблема антисоциального поведения детей и подростков.Педагогическая практика утверждает, что среди учеников все больше становится трудновоспитуемых.Такую категорию детей классифицируют как дети и подростки с нестандартным поведением.

Одной из главных причин появления трудновоспитуемых являются:

-отсутствие преемственности в деятельности детского сада и родителей, воспитывающих ребенка дома и начального звена школы;

-отсутствие ранней психолого-педагогической диагностики отклонений в поведении;

-несвоевременное выявление у ребенка, как положительных так и отрицательных качеств;

-отсутствие защиты и помощи ребенку в процессе ее развития.

Формирование личности происходит благодаря действиям многих условий.

Факторы, влияющие на формирование личности трудновоспитуемого школьника:

-источники педагогической запущенности тех нравственных отношений, которые сложились в семье (микросреда);

-отношение трудновоспитуемого к обучению, индивидуальных уроков;

-низкая общественная активность и неблагополучное среду в коллективе класса, школы, конфликты с учениками, учителями;

-влияние негативного макросреды;

-недостаток возможностей проявить свои наклонности в качестве деятельности, бессодержательное проведение свободного времени.

Насчитывают около 150 факторов, влияющих на формирование личности, утверждал, что развитие ребенка отражает индивидуальную реакцию на условия.

Причинами отклонений в поведении являются такие факторы:

-потеря интереса к школе;

-чрезвычайно затруднена жизненная ситуация;

-неблагоприятное микросоциальной среде;

-психопатия или другие патологии мозга

-трудности адаптации к школьной жизни (составляет эпизодические проявления важковихованости, сложные особенности личности несовершеннолетних).

Важен также генетический фактор.Влияние всех факторов можно объяснить во взаимосвязи, а не влиянием какого-то одного фактора.

Есть разные типы классификации детей с нестандартным поведением.

В основу данной типизации положено изучение комплекса признаков, которые отражают особенности среды, в которой формируется личность правонарушителя, а также его духовного мира (отклонения в сфере потребностей, интересов, привычек);моральный облик;отношение к ведущей деятельности;статус в классном коллективе;статус в группе с противоправной сознанием;взаимосвязь «внутренней готовности» и внешних возможностей при выборе противоправного поведения, отношение к совершенного правонарушения. Изучая комплекс личности несовершеннолетнего, следует обратить внимание на соотношение тех свойств и качеств от которых зависит поведение ученика, его успешность, возможность воспитания.

На этой основе выделили такие типы школьников правонарушителей, название каждого из которых зависит от направленности личности:

-конфликтно-ситуационный с подавляющим положительной направленностью;

-неуравновешенно-ситуационный с подавляющим отрицательной направленностью;

-неустойчивый с подавляющим отрицательной направленностью;

-устойчив с отрицательной направленностью.

Учитель должен уметь различить эти типы, чтобы правильно определить стратегию коррекционной работы.

Формирование личности первого типа происходит в положительном среде, особенности духовного мира трудновоспитуемых (отклонения в сфере потребностей, интересов, привычек) не вызывают опасений.У них преобладают положительные потребности в социальном общении, потребность к труду.Есть незначительные искаженные материальные потребности.Преобладают социально-полезные интересы, хотя правомерные пути их завладение ограничены.Привычки к бесцельного времяпрепровождения выражены плохо.Имеют средний уровень умственной деятельности и самоорганизации.Отношение к учебе положительное, работоспособность относительно высока.Преимущественно приемлемые коллективом класса.Правонарушения для них случайное явление, которое стало возможным благодаря случайной ситуации.Для этих достаточно искренних, доверительных бесед, но они нуждаются в помощи в выборе познавательных трудовых видов деятельности.Полезный постоянный контакт с родителями.

Такие подростки нуждаются в постоянном контроле и помощи в выборе трудовой деятельности.

Классному руководителю надлежит знать, где, когда и с кем проводит время подросток, тактично корректировать взаимоотношения с классом, помогать родителям в воспитании.

Подростки третьего типа формируются в неблагоприятной среде.У них примитивные материальные потребности;они склонны к употреблению спиртных напитков.Явно выраженное стремление к самостоятельности, агрессивности, любят драки, подражают привычку взрослых.Отмечают значительной моральной деформацией.Низкая общая работоспособность.Характеризуются конфликтностью с положительным средой.Легко приспосабливаются к условиям, не меняя своих установок и ценностных ориентиров.Редко выступают в роли лидеров, однако часто являются инициаторами различных правонарушений.Придерживаются принципа «постоя сам за себя». Вместе трудновоспитуемые обнаруживают, как правило высокую трудовую активность, видя в этом смысл самоутверждения, возможность заработать деньги.

Таких подростков следует привлекать к хозрасчетной трудовой деятельности, пытаться обнаружить д в них чуткость и внимание, обязательно проводить занятия, чтобы помочь им избавиться влечения к употреблению наркотических средств, научить приемам самосовершенствования.

Конечно, это деление весьма условно.В «чистом» виде определенные типы встречаются редко, чаще всего наблюдаются смешанные.

Социальная действительность свидетельствует, что на теле педагогической пассивности большого количества семей, их морального и материального обнищания быстрыми темпами растет криминализация несовершеннолетних.По статистике до 15% учащихся школ вовлекаются взрослыми или своими сверстниками в противоправные действия, прежде всего этому подвержены трудновоспитуемые.Особенно острая указанная проблема в городах где накоплен большой денежный капитал, одновременно слабая молодежная политика.Существующая кримигенна ситуация, характер морально-правовой оценки отдельных статей закона и поступков осветили преступную деятельность по недавнего прошлого была в скрытом состоянии.Прежде всего это касается распространения употребления наркотических средств, вымогательство, проституции.

Учителю следует осознавать и предотвращать возникновение важковихованости вследствие просчетов в учебно-воспитательной деятельности школы.Это явление обусловлено отсутствием личностно дифференцированного подхода к таким ученикам, споглядацьким отношением к недостаткам межличностных отношений, нехваткой педагогического такта у значительного числа учителей.Все это в определенной степени ведет к пропускам занятий, к оппозиционным действий по воспитательных и обучающих мероприятий школы.

Характер взаимодействия учителя и трудновоспитуемого ученика зависит от особенностей профилактической работы школы.Ученик, который не видит или не понимает целесообразности и закономерности, комплексности педагогических воздействий на него, склонен оценивать такие действия как посягательство на его личность, что вполне естественно вызывает его протест, оппозицию или раздражительность.

Социометрическая позиция важковихованого ученика в коллективе характеризуется изолированностью от положительного окружения.Вместе исследования утверждают: в случае, когда трудновоспитуемых отличается психически активным направлением, его связи в классе стали и имеют весомое влияние на поведение учащихся, чем в положительно оцениваемых лиц.Это в значительной степени обусловлено тем, что у двух третей трудновоспитуемых учащихся позитивно оценивается их привлекательные личностные черты.Соответственно степень доверия к трудновоспитуемого ученика несколько выше, чем к ученику, что оценивается положительно (соответственно 43 и 32%).Трудновоспитуемость нередко факт более раннего психологического роста ученика.Так около двух третей трудновоспитуемых утверждают, что чувствуют себя взрослее, чем они есть на самом деле.Трудновоспитуемые ученики критически относятся к своим качествам, осознают свои недостатки, ведь одновременно мирятся с этим, не видят пути их избавиться.Имея определенные преимущества в физическом развитии на волевом настроения, активные трудновоспитуемые пользуются уважением сверстников.Общаясь вне школы со старшими по возрасту, среди которых есть такие, которые вступают в конфликт с законом или характеризуют как криминогенные авторитеты, трудновоспитуемые ученики также становятся опасными.Они более згрунтовани между собой, имеют более стали межличностные контакты.Прогулы занятий трудновоспитуемыми отмечаются негативными последствиями.Как доказывают исследования, в отличие от педагогического заброшенных трудновоспитуемые имеют ярко определенную мотивацию прогулов занятий: это потребность в разрядке, отсутствие интереса к учебе, снижен познавательный интерес к содержанию учебной программы, неприязнь к классному руководителю, однообразие и монотонность школьной жизни, отсутствие заинтересованности в учебном предмете, подготовка к урокам по другим предметам, подмена учителя коллегой, пропуски занятий по «компанию», отсутствие негативной оценки прогулов со стороны одноклассников, попытки утвердить себя среди сверстников, стремление заниматься любимым делом вместо уроков, занятия личными делами, желание посмотреть интересный фильм; семейные обстоятельства; совпадение во времени с любимым внеклассным занятием; привычка к прогулов; плохое настроение; усталость, как психологическое состояние; лень; равнодушие. Главное, что такой подросток осознает свои поступки, имеет соответствующую своего действия мотивацию и устойчивое механизм ее решения.

В контексте новых вызовов, которые встали перед страной, педагогическими работниками необходимо пересмотреть практику воспитательной работы и защиты детей в учебных заведения: необходимо сделать всё, что поможет детям восстановить чувство безопасности; необходимо быть готовым к непростым вопросом со стороны школьников. Ученики должны чувствовать, что учителя готовы их выслушать, помочь проанализировать ощущения и опыт.

Усиление национально-патриотического характера учебы и воспитание предусматривает использование в воспитательной работе с учениками лучших традиций и обычаев украинского народа.

Важным в вопросах профилактики детской жестокости и насилия является:

— создание безопасной среды для детей в учебном заведении, спокойного микроклимата в школьном коллективе;

— помощь детям почувствовать безопасность, преодолеть негативные эмоции, налаживание диалога с учениками;

— проведение прилежного семейного воспитания, возрождение семейных ценностей, повышение веса воспитательной функции семьи и поднятие ее авторитета, подготовка подрастающего поколения к взрослой, семейной жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *