Что значит преподобный отец

Преподобный

Преподо́бные — в православии лик святости: монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь. Также в православии служит обращением к священнослужителю в иерейском сане.

«Преподобный» значит «весьма подобный», т.е. достигший подобия Христу, что отражает христианскую идею святости как соединения с Богом через собственное преображение, возрождение в себе «Образа Божия».

Содержание

Преподобные Русской церкви

Что значит преподобный отец. Смотреть фото Что значит преподобный отец. Смотреть картинку Что значит преподобный отец. Картинка про Что значит преподобный отец. Фото Что значит преподобный отец

Преподобный Феодосий Печерский, считающийся отцом русского монашества, был третьим (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным русской церковью. Он стал тем идеалом святого, которому на Руси оставались верны многие века.

Основные черты характера Феодосия, какими их описывают книги, стали мерилом праведности и для его учеников и последователей. Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами» (термин, встречающийся в жизнеописании практически каждого русского святого). Преподобный Феодосий скрывал свои аскетические подвиги, его жизнь и помимо молитвы была заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом, он, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, служа духовным отцом для мирян — того же ожидали и от его последователей.

Вторая важнейшая фигура среди русских преподобных — Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря и учитель Феодосия. По житиям святых видно, что Антоний был последователем святогорской (афонской) монашеской традиции (с её атмосферой жестоких искушений, связанных с ними страданий и устрашающей демонологией), хотя его учитель Феодосий брал в пример палестинских подвижников (которым крайняя аскеза была совершенно не свойственна — аскеза, труд, молитва, служение миру там находятся в гармоническом равновесии). Тем не менее, именно эти два пути в подвигах учеников Феодосия и Антония развились в два потока иноческой жизни, один — аскетически-героический, другой — смиренно послушный, социально-каритативный. Наиболее ярко они воплощаются в двух персонажах знаменитого Киево-Печерского патерика: Марке-пещернике и Алипии-иконописце. Первый — суровый старец-аскет, проведший жизнь под землей на послушании гробокопателя. Второй — светлый труженик, художник, чьи чудесные краски обладают способностью исцелять прокажённых. Из более поздних русских преподобных самыми известными являются Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В Протестантизме

Источник

Значение слова «преподобный»

Что значит преподобный отец. Смотреть фото Что значит преподобный отец. Смотреть картинку Что значит преподобный отец. Картинка про Что значит преподобный отец. Фото Что значит преподобный отец

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Но именно монашеская жизнь отличается «особым, более напряжённым устремлением к Богу», и потому «только монахи, прославленные Церковью, носят звание преподобных».

ПРЕПОДО’БНЫЙ, ая, ое (церк.). В православной церкви — эпитет т. наз. святых из монашествующих, в знач. праведный, святой.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

преподо́бный

1. религ. в православии, монашествующие святые, прославляемые за подвижническую жизнь

2. религ. титул, используемый в католицизме и протестантизме для обращения к священнику; в православии не используется

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит преподобный отец. Смотреть фото Что значит преподобный отец. Смотреть картинку Что значит преподобный отец. Картинка про Что значит преподобный отец. Фото Что значит преподобный отецПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бурса — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Преподобный

Преподо́бный – (осо­бенно сильно, сугубо упо­доб­лен­ный; от др.-греч. ὅσιος, бук­вально: «свя­щен­ный», «чистый, неза­пят­нан­ный», «освя­щен­ный», «святой») – 1) лик свя­то­сти, объ­еди­ня­ю­щий про­сла­вив­шихся в мона­ше­ском подвиге; 2) святой, при­над­ле­жа­щий к этому лику, напр. преп. Сера­фим Саров­ский, преп. Сергий Радо­неж­ский.

Что значит преподобный отец. Смотреть фото Что значит преподобный отец. Смотреть картинку Что значит преподобный отец. Картинка про Что значит преподобный отец. Фото Что значит преподобный отец

Как видно из опре­де­ле­ния, в цер­ков­но­сла­вян­ском и рус­ском, а также в прочих сла­вян­ских языках изна­чаль­ное поня­тие ὅσιος при­об­рело несколько иное зна­че­ние и вид, отлич­ное от ори­ги­нала – в наиме­но­ва­нии «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­ва­ется не только свя­тость как тако­вая, но и особое состо­я­ние свя­того, высо­кая сте­пень упо­доб­ле­ния Богу.

Пре­по­доб­ный как лик святых

Лики свя­то­сти (они же чины свя­то­сти) — это, по сути, клас­си­фи­ка­ция кано­ни­зи­ро­ван­ных святых в зави­си­мо­сти от их жиз­нен­ного пути и духов­ного подвига. С прак­ти­кой раз­ли­че­ния ликов свя­то­сти свя­зано раз­ли­чие форм их почи­та­ния в Церкви. Назвать точное коли­че­ство ликов свя­то­сти не пред­став­ля­ется воз­мож­ным1. В связи с пери­о­ди­че­ским появ­ле­нием в перечне ликов новых чинов святых (напри­мер, ново­му­че­ни­ков) или локаль­ными типами (стра­сто­терп­че­ство) можно пред­по­ло­жить, что такая тен­ден­ция будет про­яв­ляться и в даль­ней­шем.

Так как воз­мож­но­стей снис­кать свя­тость много, то и кате­го­рий (ликов) свя­то­сти также много. Иными сло­вами, поня­тие «пре­по­доб­ный» под­чер­ки­вает особый путь дости­же­ния свя­то­сти – стрем­ле­ние людей к бого­по­до­бию, к упо­доб­ле­нию Гос­поду Иисусу Христу. Заме­тим, что путём под­ра­жа­ния Спа­си­телю, в особом зна­че­нии, явля­ется мона­ше­ский путь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий, помимо про­чего, сво­бод­ное и осо­знан­ное испол­не­ние опре­де­лен­ных обетов (без­бра­чия (дев­ства) (и Хри­стос не всту­пал в брач­ные отно­ше­ния), послу­ша­ния (Хри­стос был все­цело послу­шен воле Отца), нес­тя­жа­ния (скажем, Сын Чело­ве­че­ский не имел, где голову при­к­ло­нить ( Лк.9:58 )). Вот почему опре­де­ле­нием «пре­по­доб­ный» отме­чают достиг­ших свя­то­сти мона­хов, иеро­мо­на­хов, игу­ме­нов, архи­манд­ри­тов и пр. людей мона­ше­ского звания. Чин пре­по­доб­ного один из наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных чинов святых, усту­па­ю­щий лишь чину муче­ни­ков по коли­че­ству кано­ни­зи­ро­ван­ных (то есть при­знан­ных Цер­ко­вью) святых.

Исто­ри­че­ски появ­ле­ние первых святых, опре­де­ля­е­мых цер­ков­ной тра­ди­цией как пре­по­доб­ных, отно­сится к IV веку и свя­зано с пер­выми мона­хами еги­пет­ских пустынь: прпп. Павлом Фивей­ским, Пахо­мием, Анто­нием и Ила­ри­о­ном Вели­кими.

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского2. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» ( Пс.81:6 )»3. Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Почему в Вели­ком каноне св. Андрея Крит­ского мы обра­ща­емся к свя­тому сло­вами «Пре­по­добне отче Андрее, моли Бога о нас», хотя известно, что он имел сан епи­скопа?

В гре­че­ском языке «святой, пре­по­доб­ный» отра­жа­ется одним словом – « όσιος » [osios]. Хотя, в Вели­ком каноне на гре­че­ском языке эта строка выгля­дит так: «Ἅγιε τοῦ Θεοῦ, πρέσβευε ὑπὲρ ἡμῶν» [agie tu Theu, presveve iper imon], что бук­вально пере­во­дится как: «Святый Божий, моли Бога о нас». Здесь обра­ще­ние через слово « άγιος », т.е. «святой». В других слу­чаях можно встре­тить обра­ще­ние « όσιε του Θεού » [osie tu Theu], что значит «святый Божий» или «пре­по­доб­ный Божий». Еще один пример: в бого­слу­жеб­ных текстах на утрене празд­ника трех свя­ти­те­лей встре­ча­ется тро­парь, в кото­ром к свя­ти­те­лям обра­ща­емся сло­вами «Ὅσιοι Πατέρες» [osii pateres], что можно пере­ве­сти как «святые отцы» или «пре­по­доб­ные отцы». Снова « όσιοι » (множ. число от όσιος ).

Однако, ответ на данный вопрос, кажется, не может исчер­паться лишь обра­ще­нием к гре­че­скому слову, кото­рое можно пере­ве­сти двояко. Этот вопрос более глубок и уходит кор­нями вглубь тра­ди­ции. Обра­тив­шись к ико­но­гра­фии, мы увидим, что св. Андрея Крит­ского изоб­ра­жают иногда в мона­ше­ском обла­че­нии, а не в епи­скоп­ском.

Подоб­ные вопросы можно задать и о св. пре­по­доб­ном Исааке Сирине, епи­скопе Нине­вий­ском, кото­рый в ико­но­гра­фии изоб­ра­жа­ется в епи­скоп­ском обла­че­нии крайне редко. Еще «бла­го­вер­ный княже Алек­сан­дре моли Бога о нас», хотя, святой князь Алек­сандр принял схиму перед смер­тью с именем Алек­сий и на иконах изоб­ра­жа­ется двояко. В данном случае князь изве­стен своим высо­ким подви­гом на кня­же­ском посту, а потому по тра­ди­ции име­нуем его князем бла­го­вер­ным, а не пре­по­доб­ным. Святой Андрей Крит­ский изве­стен своими сочи­не­ни­ями, в осо­бен­но­сти состав­ле­нием пока­ян­ного канона, что скорее отра­жает дух монаха, аскета, пла­чу­щего о грехах своих, нежели иерарха и учи­теля Церкви, как напри­мер, свя­ти­тели Иоанн Зла­то­уст, Васи­лий Вели­кий и Гри­го­рий Бого­слов.

Источник

ПРЕПОДОБНЫЙ

Преподо́бный (гр. õσιος, лат. sanctus), сонм святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве.

Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: “И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную” (Мф. 19. 29). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна, дочь Фануилова, “достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь” (Лк. 2, 36-37).

Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).

Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251-356); св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие, написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви. Почитание его как святого задает образец для почитания монашествующих подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим (ок. 290-346) в Фиваиде; св. Пахомий может рассматриваться как образец, на который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей монастырей. В возникавших больших монашеских общин, обширных поселениях отшельников и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания, запечатлевшиеся в различных патериках.

Развитие почитание святых подвижников следует рассматривать на фоне той существенной роли, которую играли в византийской религиозной жизни “Божии люди” – пророчествовавшие, обличавшие неправедность властей, собиравшие толпы почитателей и последователей. Они выступали как постоянный противовес секуляризованным тенденциям в социальной жизни, могли призываться как судьи и наставники. Поэтому во многих случаях они почитаются еще при жизни. Так, император Маркиан (450-457) строит храм в честь преп. Вассиана еще при жизни подвижника. Несколько храмов было построено при его жизни и в честь преп. Маркиана Кирского. Церковное почитание во многих случаях следовало здесь за народным культом.

В России такие формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с почитанием юродивых. Большее распространение получает здесь представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания, также идущие из Византии и связанные с устроением крупных монашеских центров (таких как Студийский монастырь или монастыри Афона). Эти представления отразились, видимо, в самом наименовании “преподобных”. Преподобие в древних славянских переводах может означать святость и соответствовать гр. òσιότης святость понимается при этом как высшее осуществление того образа и подобия Божиего, которые даны человеку в творении. Монах, получая в постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей святой жизнью и раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим. Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей – такие как Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и др.

В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии. Для них вынимается шестая частица из “девятичинной” просфоры. В русских служебниках здесь содержится поминовение “преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец. И преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех святых преподобных матерей”.

Молитвословия

Тропарь преподобному единому, общий

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой.

Тропарь преподобным, общий

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.

Тропарь преподобной жене, общий

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: / при́имши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, / и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо; / прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; / те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бная [имя рек], ду́х тво́й.

Тропарь преподобным женам, общий

Истинному желанию уневестившася, христославныя, / и временного обручника отвергшася совокупления, / и добродетельными подвигами возрастша, / на высоту востекосте нетления, / краснодушныя и многобогатыя, / столпи монашествующих жен и правило: / темже о нас молите непрестанно, / любовию вашу память празднующих.

Преподобный в церковнославянском языке

Источник

Преподобный (титул)

Содержание

Значение и происхождение

Слово «преподобный» означает «весьма подобный, схожий» [1] и подразумевает подобие/уподобление человека, которого так называют, Христу. Идея уподобления Христу, является одной из ключевых для христианского богословия и базируется на утверждении апостола Павла, что верующим «Бог предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29).

Использование

Титул преподобного используется в большинстве христианских конфессий: православии, католичестве и в традиционных протестантских деноминациях. На Западе использование этого титула распространено больше, чем в России, в виду двойственности значения слова преподобный в русском языке.

На Западе, особенно в англоязычной среде, обращение «преподобный» к священнослужителю является стандартным. В ряде случаев оно может удлиняться до обращения «преподобный отец», в некоторых протестантских церквях заменяется обращением «пастор». При этом в официальном обращении слово «преподобный» предпочтительнее.

В русском языке обращения «Ваше преподобие» и «Ваше высокопреподобие» были достаточно сильно распространены в дореволюционный период. В советский же период почти вышли из употребления.

Примечания

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Преподобный (титул)» в других словарях:

титул — См. надпись. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. титул достоинство, звание, наименование, заглавие, имя, надпись, шмуцтитул, эминенция, порфирогенит, пансионарий; ладграф,… … Словарь синонимов

преподобный — святой Словарь русских синонимов. преподобный прил., кол во синонимов: 4 • непорочный (22) • … Словарь синонимов

Преподобный — 1) ♦ (ENG reverend) (лат. reverendus достойный почитания, почитание) титул священнослужителя с 15 в.; 2) ♦ (ENG venerable) (лат. venerabilis достойный уважения) в процессе беатификации в римско католической церкви титул, даваемый… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Ефрем, преподобный Печерский — преподобный Печерский, епископ Переяславский. † 1098, память 28 января/10 февраля и 28 сентября/11 октября. До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Изяслава (Дмитрия) Ярославича. В 1056 году … Большая биографическая энциклопедия

Преподобные — Икона св. Антония Великого (XVI век) … Википедия

Grand Theft Auto 2 — У этого термина существуют и другие значения, см. Grand Theft Auto (значения). Grand Theft Auto 2 Обложка игры GTA 2 Разработчики … Википедия

ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ — Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская Я. А. Богатенко. Оклад (1912–1917) Ф. Я. Мишукова (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) Преподобные Исаакий, Далмат, Фавст. Икона. Нач. ХХ в. Мастерская … Православная энциклопедия

ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I — [Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საჟართველოს მართლმადიდებელი ეკლესია], Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и… … Православная энциклопедия

ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… … Православная энциклопедия

Тарасевич, Леонтий — украинский гравер на меди конца XVII и начала ХVIII в.; учился искусству у братьев Килианов в Аугсбурге и от них перенял манеру травить медь крепкой водкой; жил преимущественно в Чернигове. В соцарствование Иоанна и Петра Алексеевичей был вызван… … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *