Что значит практика по русскому языку
Значение слова «практика»
1. Филос. Вся совокупность деятельности людей, направленной на освоение и преобразование природы и общества, составляющая движущую силу развития общества и человеческого познания. Теория имеет очень сильное влияние на практику. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм.
2. Жизнь, действительность как область применения и проверки каких-л. выводов, положений. Реализовать рационализаторское предложение на практике. □ [Маша:] Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив. [Медведенко:] Это в теории, а на практике выходит так: я, да мать, да две сестры и братишка, а жалованья всего 23 рубля. Чехов, Чайка. Генеральная линия нашей партии проверена практикой и опытом миллионных масс трудящихся. Киров, Статьи и речи 1934.
3. Применение каких-л. знаний, навыков на деле, систематическое упражнение в чем-л. Только теперь, через два года практики, я стал токарем четвертого разряда. П. Б. Быков, Путь к счастью. || Применение и закрепление на деле теоретических знаний (студентов, учащихся и др.) как составная часть учебного процесса. Педагогическая практика студентов. Производственная практика. □ Каждое лето студенты Екатеринославского высшего горного училища разъезжались на практику по южным металлургическим заводам. М. Павлов, Воспоминания металлурга.
4. Накопленный опыт, совокупность приемов и навыков в какой-л. области деятельности. Практика работы издательств. Изучение практики советских шахматистов. □ Кувалда громил практику гражданского судопроизводства. М. Горький, Бывшие люди. Практика больших всенародных начинаний, вроде ленинского субботника, показала, что могут свершить миллионы упорных советских рук. Леонов, В защиту друга.
5. Устар. Деятельность врача или юриста, а также круг этой деятельности, люди, на которых она распространяется. Среди местных обывателей у меня образовалась практика, для начинающего врача сравнительно недурная. Вересаев, Записки врача. — Знаешь, Петечка, ты можешь отлично устроиться. Население страшно нуждается в адвокатской практике. Серафимович, Город в степи.
[От греч. πρακτικός — деятельный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Практика (от др.-греч. πράξις — деятельность) — разумная человеческая деятельность, основанная на сознательном целеполагании и направленная на преобразование действительности (в том числе и самого́ человека).
Практикой в частности называют деятельность, служащую для достижения необходимой опытности в каком-либо деле, а также индивидуальный опыт того или иного специалиста в своей области.
Социальная практика — процесс взаимодействия субъекта и системы общественных отношений, приводящий к изменению как личности, так и общества.
Производственная практика — в обучении: получение опыта на реальном производстве.
Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования.
Производственная практика (марксизм) — практика преобразования природы.
Учебная практика — практика формирования субъектов общества.
Медицинская практика — практика преобразования человеческой природы.
Дизайн-практика — практика преобразования и развития визуального языка для хранения и передачи информации в рамках конкретного социума либо человечества в целом.
ПРА’КТИКА, и, мн. нет, ж. [от греч. praktikos — действенный]. 1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. . Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Сталин. 2. Жизнь, действительность, какое-н. дело, как область применения и проверки каких-н. выводов, положений. Предсказание блестяще подтвердилось на практике. Изучить что-н. на практике. Применить что-н. на практике. Ну, это я вам докажу на практике! 3. Совокупность приемов и навыков в какой-н. области деятельности. П. судопроизводства. П. этого дела не трудная. Я хорошо знаю редакционную практику. П. составления словарей. || Опыт какой-н. сферы деятельности, какой-н. области общественных отношений. В моей практике я еще не встречал таких случаев. 4. Работа, занятия, применение знаний в какой-н. области, как источник опытности, умения. У этого инженера большая п. по постройке мостов. Из-за отсутствия практики совсем разучился говорить по-английски. 5. Деятельность врача или юриста; круг этой деятельности, люди, на к-рых она распространяется. Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов). 6. Систематически организуемая по учебному плану работа студентов или других учащихся на производстве, с целью их обучения, укрепления и расширения их опыта в области какой-н. специальности. Непрерывная производственная п. Летняя п. Студенты едут на практику в Ташкент. Отбывать практику.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́ктика
1. деятельность людей, непосредственно изменяющая окружающий мир, либо конкретный способ такой деятельности. ◆ Осмысление феномена социальных практик и возможностей их развития. Ирина Глушко.
2. накопленные знания, приёмы, методы и навыки, используемые в какой-либо деятельности. ◆ В моей практике случаи, когда работникам давали реальные сроки лишения свободы, единичны. ◆ В Третьяковке открывается беспрецедентная в мировой практике выставка. ◆ В судебно-правовой практике, по сути, укоренилась презумпция виновности предпринимателя. Юрий Чувашев, «Бизнес власти не товарищ?», Красноярский рабочий г. // «2003» (цитата из НКРЯ)
3. форма учебных занятий в лабораториях, с реальными объектами деятельности. ◆ Он учился в ремесленном училище на литейщика, проходил производственную практику на заводе им. Ухтомского.
ПРАКТИКА
Полезное
Смотреть что такое «ПРАКТИКА» в других словарях:
ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия
Практика — Практика: Практика (философия) целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика (компания) компания по выпуску цифровых и плёночных фотоаппаратов. Практика (медицина) применение в жизни накопленных медицинской наукой… … Википедия
ПРАКТИКА — практики, мн. нет, жен. [от греч. praktikos действенный]. 1. Деятельность человеческого общества по устроению своей жизни, усилия, прилагаемые им к разрешению выдвигаемых жизнью задач. «…Теория становится беспредметной, если она не связывается с… … Толковый словарь Ушакова
Практика — Практика. На практикѣ на дѣлѣ. Практиковаться дѣлаться. Практика (большая) дѣятельность, опытность. Практическій (практичный) иноск. о человѣкѣ не увлекающемся, дѣйствующемъ осторожно, имѣя прежде всего въ виду пользу. Ср. Практика лечебная,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ПРАКТИКА — жен. опыть, самое дело, опыт на деле, дело на опыте, в приложении; исполненье или попытка к тому, испытанье. В теории хорошо, что скажет практика! Зодчему нужно заняться практикой постройки. Теория нередко изменяет практике, и наоборот. Морская… … Толковый словарь Даля
практика — См. круг … Словарь синонимов
ПРАКТИКА — свод норм поведения; нормы проведения тех или иных опера ций. Например, биржевая практика и т.д. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь
ПРАКТИКА — (от греческого praktikos деятельный, активный), материальная, целеполагающая деятельность людей. Структура практики включает потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат. Основа и движущая сила познания,… … Современная энциклопедия
практика — ПРАКТИКА (от греч. щЩк деятельность, активность) сознательная, целеполагающая, целесообразная человеческая деятельность, как индивидуальная, так и общественная (трудовая, спортивная и т.д.), отличающаяся от мышления, теоретической… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
практика — Фактический способ выполнения работы или способ, которым работа должна быть выполнена. Практики могут включать в себя деятельность, процессы, функции, стандарты и рекомендации. См. тж. лучшая практика. [Словарь терминов ITIL версия 1.0, 29 июля… … Справочник технического переводчика
Практическая направленность уроков русского языка
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
в преподавании русского языка.
Практическая направленность в преподавании русского языка важна при изучении любой темы. Она должна пронизывать работу по грамматике, проявляясь не только в применении усваиваемой теории к правописанию, культуре речи, но и в требовании сосредотачивать усилия не на запоминании и многократном повторении изученного, а на выработке умений практически определять разнообразные грамматические формы и значения и правильно оперировать ими. Организуя урок, мы должны четко определить, чего хотим добиться и что нам для этого необходимо. Важно конкретно сформулировать общую цель урока, которая включает в себя три дидактические цели:
Образование (усвоение новых понятий, формирование навыков).
Развитие (формирование приемов умственной деятельности).
Воспитание (формирование убеждений, определенных качеств личности).
Одним из видов упражнений, обеспечивающих практическую направленность при усвоении грамматической теории, является разбор, но он будет эффективен только тогда, когда не вытесняет других видов работы и проводится в неразрывной связи с такими упражнениями практического характера, как подбор родственных слов, словообразование, составление словосочетаний, предложений, связных текстов и т.д. Целесообразно использовать упражнения, связанные с конкретными явлениями действительности. На пример, при изучении имен прилагательных, существительных полезно дать ученикам задание записать встретившиеся на вывесках общественных зданий, наименованиях населенных пунктов, станций и т.д.
Почти каждый учитель, преподавая грамматику русского языка, связывает теорию с формированием у учащихся навыков грамотного письма. Но одни мало уделяют внимания изучению частей речи, членов предложения и занимаются преимущественно выполнением орфографических предложений, другие формируют навыки, постоянно обращаясь к знаниям учащихся.
Только тогда, когда знания в полную меру используются при выработке навыков, преподавание приобретает практическую направленность и служит успешному решению учебных задач. Если же та или иная тема в данный момент не получает практического выхода, полезно рассказать учащимся, зачем нужно изучать ее, где и когда она найдет применение.
Например, орфография нацелена на практическую деятельность человека. Поэтому, желательно время от времени подчеркивать необходимость ее изучения, используя факты, которые убеждали бы в жизненной важности правильного написания корневых гласных, приставок, окончаний, постановки знаков препинания.
Полезно предложить ребятам в своем микрорайоне проверить орфографическую правильность текстов объявлений, надписей на этикетках в магазине, вывесок и т.п. При изучении собственных и нарицательных имен существительных полезно дать учащимся задания, объединенные темой «Хорошо ли знаешь свой город?».
Запиши названия улиц нашего города.
Кому поставлены памятники в городе?
Какие газеты издаются у нас?
Кто из жителей города удостоен почетных званий?
Не следует забывать о практической направленности такой темы, как «Фонетика и графика». Соответствующие упражнения преследуют задачу устранения различных дефектов в речи учащихся (недостатки в произношении звуков, скороговорки, устраняются нарушения, связанные с диалектным и просторечным произношением типа «бонба», «плотим», «крант», с ошибками в ударении – «шофер», «километр», «понял»).
Усилению практической направленности уроков русского языка служит повышение роли связных высказываний на уроках. В настоящее время все больше возрастает роль устного слова. Этому способствует радио, телевидение, широкое участие в общественной жизни. К продуктивному использованию устной речи обязана готовить школа, и прежде всего учитель русского языка. Краткие рассказы по картине или о событии, в котором ученик лично участвовал, должны занять на уроке почетное место. Они учат говорить, думать, способствуют формированию личности ребенка, развитию речи. Виды работы здесь могут быть самыми разнообразными. Мои ученики, например, с удовольствием пишут немые изложения, где они, «артисты», разыгрывают пантомиму, а другие, «зрители», записывают то, что они увидели и представили.
Следует чаще проводить такие виды речевых упражнений, которые заставляют учащихся выражать свои эмоции: составление сказки, заметки в газету, письменный отзыв о книге, письмо другу. Учить необходимо и таким видам речевой деятельности, как выступление на читательской конференции, участие в дискуссиях, доклад на классном собрании и т.д.
Практической направленности обучения способствует также воспитание навыков работы с книгой, словарем, деловой и художественной литературой, всевозможными справочниками. Ученик должен быстро уметь отыскать слова в орфографическом и толковом словаре, пользоваться примечаниями, комментариями и сносками, составить таблицу или схему. Особое место в нашей работе должно быть отведено толковым словарям, потому что их назначение в школьной практике универсально.
Задания по справочным пособиям должны быть предельно конкретны и посильны. Эффективность занятий повышается, если словарь используется не для поиска готового ответа, а как справочное пособие для проверки уже найденных ответов и решений.
Практическая направленность выражается также в систематическом обращении к художественной и научно-популярной литературе. Смысл обращения к литературе не только в том, чтобы оживить работу, заинтересовать, но и в том, чтобы показать, для чего нужны те или иные грамматические формы, синтаксические комментарии, как они используются мастерами слова, какова их функция. Одно дело познакомить учащихся с причастным оборотом, другое взять конкретный текст и показать, что дает причастный оборот для выразительности речи.
Практическую направленность имеет и знакомство учащихся с деловыми бумагами.
Различают несколько видов деловых бумаг в зависимости от их содержания:
Служащие личным удостоверением или подтверждением фактов: справка, доверенность, расписка, автобиография, характеристика.
Служащие формой непосредственной переписки: заявление, письмо, телеграмма.
Отражающие события, факты, объявление, распорядок дня, протокол, отчет, дневник.
Почтовые и бухгалтерские документы.
Мы помним, что основная черта стиля деловых бумаг – языковой штамп, использование канцеляризмов. Надо показать учащимся, что единство, стандартность форм деловых бумаг облегчает работу с ними. Вместе с тем у учащихся надо воспитывать вкус к хорошему слогу и в деловых бумагах, избегать вычурности, пережитков старого канцелярского слога, применять по возможности простое сказуемое вместо составного.
Большое внимание следует уделить письму – самому распространенному виду деловой речи. Необходимо, чтобы школьники составляли настоящие письма действительно существующим людям, чтобы они писали о том, что видели, пережили, предчувствовали, чтобы написанные письма отправлялись по адресу.
Немаловажное значение для развития учащихся имеет ознакомление с различными видами и жанрами газетного и публицистического языка. В школьном обучении им должно быть отведено соответствующее место.
Важно научить учащихся писать заметку информационного характера, статью, репортаж, очерк, рецензию на книги, кинофильмы, спектакли, вечера художественной самодеятельности.
Практическая направленность преподавания русского языка включает в себя многое. И важно, чтобы учитель использовал в своей работе все виды и формы работы. Только тогда результаты будут эффективными.
Что значит практика по русскому языку
Организация: МОУ СОШ № 9 г. Надыма
Населенный пункт: г. Надым
свойственны только школьникам и
способностей вовсе не доказывают
– способность видна лишь из действий.
Быстрое развитие технологии стало причиной того, что объём данных, существующих в мире, растёт экпоненциально, поэтому происходит качественное изменение не только всего общества, но и каждого человека по отдельности. Сегодня понятие грамотности значительно расширилось, перейдя в «функциональную грамотность». Чтобы стать успешным человеком в современном мире, необходимо обладать фундаментальными знаниями (как обучающиеся применяют ключевые навыки в повседневной жизни): языковая грамотность, математическая грамотность и другое; определенными компетенциями (как обучающиеся решают сложные задачи): креативность, коммуникация, сотрудничество; чертами характера (как обучающиеся решают задачи в изменяющихся условиях): лидерство, инициативность, любознательность. Таким образом, задача современного образования заключается в оценке способности обучающихся использовать полученные знания и умения в школе в определенных жизненных ситуациях.
Формируя функциональную грамотность обучающихся 8 – 11 классов на уроках русского языка и литературы, применяю практико – ориентированные задания, используя как новые технологии, так и традиционные методы обучения: игровые, творческие, коммуникативные. Подбираю упражнения, тексты, индивидуальные задания для развития речевой и письменной деятельности. Стараюсь подобрать такие задания, которые существенно повысят уровень функциональной грамотности у обучающихся. При решении поставленных задач, отправной точкой служит предложенный мною текст, им придется продемонстрировать все имеющиеся знания и способности. Как показывает практика, обучающиеся приходят к выводу, что порой тех знаний и способностей, которые у них есть, не хватает, но современная открытая информационная среда позволяет их приобрести. Работая над определенным заданием, обучающиеся могут прийти к выводу, что решение может быть правильным или неправильным, но главное, чтобы оно было грамотным. Это заставляет обучающихся искать самостоятельные решения, дети начинают мыслить оригинально, а не по шаблону.
При выполнении практико – ориентированных заданий в процессе поиска решений ребятам придется найти и изучить определённый объем информации, который может быть в виде текста, схемы, таблицы, алгоритма и другое. В зависимости от поставленных перед ними задач, информацию необходимо обработать: интерпретировать, отобрать важную, оценить степень её достоверности. Поэтому перед ребятами возникает необходимость обращаться к разным источникам: словарям, сайтам, другим людям и другое.
Предлагая различные формы заданий, нестандартные формулировки, разделяя задания по уровням сложности и видам деятельности, мы поможем школьникам не только подготовиться к итоговой аттестации, но и достичь своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Практико-ориентированных заданий по развитию функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в старших классах:
Задачи
Примеры словарных статей:
Приведите не менее 2 примеров использования приёма олицетворения из текста.
Основные признаки стиля
«Титаник — корабль, бросивший вызов высшим силам. Чудо кораблестроения и самый большой корабль своего времени. Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: «Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль». Тем не менее спущенный на воду корабль ушёл в своё первое плавание и не вернулся. Это была одна из крупнейших катастроф, навсегда вошедшая в историю мореплавания»
Рассмотрите фотографии внутренних интерьеров «Титаника». Представьте, что вы ведёте собственный блог о мореплавателях, морских регатах и кораблях. Дайте описание интерьера «Титаника» в форме поста для вашего Блога. Ответьте на вопрос: чем будет отличаться ваше описание «Титаника от описания «Атлантиды» И. А. Бунина?
Пврвдная лестница «Титаника», 1912 год. Ресторан на «Титанике», 1912 год.
Ресторан на «Титанике», 1912 год.
Обеденный зал на «Титанике», 1912 год.
Задачи
Один литературовед темпераментно выступал против всякого анализа, нудного разбора, ненужных комментариев, мешающих читателю окунуться в текст: впрочем, этому специалисту остроумно возразил один из его слушателей: «Вы доказываете ненужность знания, которым сами обладаете. Разрешите нам сначала самим узнать, а потом уж решать, помогает это нам или мешает!»
Да, не обязательно знать разные вещи, скрывающиеся за строкой мастера, да только жаль — жаль времени, потерянного теми, кто читает и не видит. Как будто сажает деревья или строит дом неправильно и неумело.
Медленное чтение — это старинный термин: это такая ситуация, когда читатель не только скользит по поверхности стиха, повести, романа (впрочем, по поверхности прекрасной!), но и погружается в изумительные глубины.
Медленное чтение — это путешествие по литературе с частыми, постоянными остановками у слова или стиха.
Задачи
Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко, доходчиво и образно сформулировать достоинства и преимущества объекта рекламы (будь то товар, услуга или общественное движение) с целью воздействия на мнение и представления потребителя (читателя, слушателя или зрителя) и побуждения его к действию (покупке, подписке, заказу и т. п.)
Создайте рекламный слоган к данной рекламе.
Виды практической работы на уроках русского языка
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Виды практической работы на уроках русского языка
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, умения самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения постановки и решения задач для разрешения возникающих в жизни проблем − профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим особое значение приобретает воспитание и развитие мобильной и самореализующейся личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Большая роль в этом принадлежит практической работе, которая широко используется на уроках русского языка в начальной школе.
Традиционно в методике обучения орфографии в младших классах выделяются следующие группы практической работы:
1. Списывание − передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.
В начальных классах должно быть сформировано умение списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания. В целях овладения учащимися умением списывать учитель, начиная с букварного периода, систематически обучает детей этому. В следующих правилах, адресованных ученику, кратко отражается то основное, что направляет формирование рассматриваемого умения:
1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.
2. Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.
В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты. В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т. п.
Примеры комплексных видов упражнений:
1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.
2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана? Укажите часть речи, падеж, объясните написание.
3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.
4. Восстановление деформированных предложений и текста.
2. Диктант – вид практической работы, сущность которой для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
1. Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.
2. Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.
3. Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только, на определенное правило. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, развивает согласованность действий при работе в коллективе.
4. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям в 3-4 предложения; записывается каждая часть после повторного ее прочтения.
3. Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется и четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся (имеется в виду и обогащение словаря, и развитие навыков связной речи). Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложений свидетельствует о его усвоении, так как условия становятся более сложными по сравнению с диктантом.
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование − это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т. е. орфограмму.
а) чтение текста или его запись;
б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними;
в) к каждой орфограмме − комментарий: тип орфограмм правильное написание;
г) в конце предложения − комментирование пунктуации.
5. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. В начале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание — своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
6. Взаимоконтроль при выполнении орфографических упражнений .
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают предложение или слово. Затем второй ученик ведет пояснение, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.
Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тетради учащихся, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивает речь.
7. Какографические упражнения
8. Работа над ошибками
Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляется учителем, а вместо этого ставится на полях палочка (у более слабых учеников − номер орфограммы), в конце работы − вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с «Памяткой» (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).
Таким образом, в методике обучения русскому языку в начальной школе выделяются следующие группы практической работы: с писывание ; диктант; изложение; комментированное письмо с указанием орфограмм; письмо с проговариванием; взаимоконтроль при выполнении орфографических упражнений; какографические упражнения; работа над ошибками.
Список использованных источников
1. Анисимова, Н. И. Задания поискового и исследовательского характера для уроков русского языка в начальной школе / Н. И. Анисимова. – М. : МГУ, 2014. – 56 с.
2. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку : пос. для учителей : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http :// www . twirpx . com . – Загл. с экрана.
3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Р. Львов. − М. : Академия, 2013. – 572 с.
4. Методы обучения русскому языку / под ред. М. Р. Львова. – М. : Просвещение, 2009. – 314 с.