Что значит пословица дружба как стекло разобьешь не сложишь
Пословицы и поговорки о дружбе: примеры и значения
В чём разница между пословицей и поговоркой? Самые популярные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях. Значение пословиц о дружбе.
Мы часто недооцениваем значение пословиц и поговорок. Это важная часть русского фольклора. В них содержится житейская мудрость и советы на разные случаи жизни. Пословицы носят поучительный характер и подсказывают, как стоит поступить в той или иной жизненной ситуации.
Пословицы о дружбе
Пословицы – это выражения, которые учат людей чему-то. У них нет конкретного автора, их придумали люди и стали использовать в жизни. Пословицы легко запомнить: это короткие предложения, часто составленные в рифму.
Пословица
Значение
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба важнее денег.
Гусь свинье не товарищ.
Разные люди не смогут понять друг друга.
Дружба – дружбой, а служба – службой.
Нужно разделять работу и личную жизнь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Подходите к выбору друзей тщательно: подружишься с плохим человеком, сам таким станешь.
Дружба от недружбы близко живёт.
Внимательно относитесь к друзьям: некоторые из них могут стать вам врагами.
Вещь хороша новая, а друг – старый.
Самые лучшие друзья – те, кто давно вас знает, кому можно доверять.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Иногда лучше перестать дружить с человеком.
Был бы друг – найдётся и досуг.
С другом всегда найдётся занятие.
Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
О человеке можно многое сказать по его друзьям.
Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь.
Нужно относиться к друзьям трепетно: потерять друга легко, а вернуть не всегда возможно.
Для друга семь вёрст не околица.
Для друзей расстояние – не помеха.
Поговорки о дружбе
Поговорка чаще всего не является самостоятельным предложением. Это образное выражение, которое используют, чтобы окрасить речь. Поучительное значение либо выражается менее явно, чем в пословице, либо отсутствует.
«Дружба как стекло, разобьешь не сложишь» почему так говорят, так ли это?
Задание по литературному чтению для ребят 1 класса.
Нужно объяснить значение пословицы «Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь». Как помочь ребенку понять смысл фразы?
Какая суть пословицы?
Действительно ли дружбу легко «разбить»? Почему так говорят? В каких ситуациях уместна пословица? Примеры.
1 Ответы
Почему так говорят: Дружба, как стекло, разобьешь — не сложишь?
Чтобы ответить на вопрос, просто давайте вспомним этот диалог:
Ёжик и медвежонок сидели и смотрели на звездное небо.
– Как хорошо, что мы друг у друга есть, – вдруг сказал ежик.
– Ага — кивнул в ответ медвежонок.
– А вдруг меня нет, ты один и поговорить не с кем, – н е унимался ежик.
– Так не бывает, ты всегда есть. Если тебя нет здесь, значит ты у себя!
Ежик подумал и произнес:
– Если меня вообще нет, ни у тебя, у меня, вообще нигде нет, тогда как?
Медвежонку стало нехорошо от такого разговора, он рассердился и прокричал:
– Ежик, что ты пристал? Если тебя нет, значит и меня нет!
Наверное многие сейчас узнали сказку Сергея Козлова «Ежик в тумане».
Если кто не знает эту сказку, должен обязательно ее прочитать. Эта добрая сказка учит тому, как нужно дружить.
Что такое настоящая дружба?
Рядом с тобой много друзей, товарищей. Но среди них будет тот, кто будет тебе дороже всего. Дружбу нельзя купить, хотя сейчас это делают многие, настоящая дружба, это не тогда, когда ты рядом с тем, с кем выгодно. В настоящей дружбе нет места выгоде, лести, обману. Настоящий друг, с которым тебе просто хорошо от того, что он у тебя есть. Даже когда вы просто молчите, знаете, что вы есть друг у друга, как сказал ежик.
Почему говорят что дружба как стекло?
Это не потому что она хрупкая. Есть такая дружба, нельзя разбить топором, никакие силы злые, не смогут разрушать дружбу. Пословица говорит о том, если дружба разбилась, ее больше не склеишь. Но даже если ты склеил ее, то все равно появляется недоверие, не так как было раньше. Но я в это не верю. Как раз дружба состоит в том, источник сайт «Знайка Учит», что друг настоящий всегда может понять и простить, если ты споткнулся, упал, он подаст тебе заново руку.
Когда у тебя есть такой друг, значит ты самый счастливый человек на свете, значит ты самый богатый человек. Не даром существует такая поговорка — не имей сто рублей, а имей сто друзей. Но такого в жизни не может быть. Можно иметь несколько друзей, но не сто.
У меня такие друзья есть. Это мой старший брат и мой самый лучший друг, которых я очень люблю. Значит я самый счастливый человек, самый богатый человек в мире. Ни одно богатство мира не даст тебе того, что даст тебе твой друг — общение, понимание. Ты с утра продрал глаза, тебе уже прилетел от друга привет. Ты с ним пообщался час, а тебе кажется лишь одну минуту. Когда твой друг заболел, ты заболел вместе с ним.
Да, дружба как стекло. Если дружба крепкая и стекло будет закалённое, его нельзя будет разбить. Если дружба не крепкая, малейшая трещина — расколется, не соберешь.
Почему так говорят: дружба как стекло, разобьёшь-не сложишь? Каков смысл?
Знакомых и просто друзей может быть много, а вот настоящего друга найти очень трудно.
Но настоящую дружбу нужно беречь. Со своими друзьями нужно вести себя так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть тоже быть готовым придти им на помощь, если нужно, чем-то пожертвовать.
Если совершить какой-то неблаговидный, неправильный поступок или ничего не сделать в нужный момент, можно разрушить даже крепкую дружбу, проверенную временем и навсегда потерять лучшего друга.
Поэтому дружбу часто сравнивают со стеклом.
Это не про дружбу, а скорее про взаимовыгодные отношения. Если вас подвел, обидел, не оправдал надежды ваш как бы друг, и вы утратили к нему интерес и разочаровались в нем, а потом вдруг начали общаться. Вы всеравно не сможете избавиться от подозрения и не хороших мыслей. Другими словами.
Человек всегда относился к дружбе как одной из высших человеческих ценностей, хорошо понимая, что иметь рядом настоящего друга просто замечательно. Иметь рядом человека, на которого можно положиться и чьим словам всегда можно верить.
Дружба это прекрасно.
Но настоящая дружба встречается не так часто как хотелось бы. В основном люди стремятся дружить с теми, с кем выгодно, то есть стремятся получить от дружбы какую-то пользу. Тогда как настоящая дружба всегда бескорыстна.
Дружба это необходимое условие для человека, без которого нельзя представить полноценную жизнь.
У каждого есть знакомые, приятели и родственники (с которыми у нас общие гены, другие родственники, общий дом и хозяйство).
И есть друзья, но количество их ограниченно, потому что мы не каждому человеку можем доверить какую-то тайну, секрет, иногда свою жизнь, опереться на подставленное плечо, получить заслуженную критику и многое другое.
Мы знаем, что он надёжный, преданный, правдивый, отзывчивый, сердечный, уважающий наше мнение и считающийся с ним.
Он нуждается в нас также как и мы в нём.
Нас много связывает: детство, школьные годы, юность, зрелость, опыт, личные беды, ставшие общими и радости достижений.
Мы съели с ним пуд соли, у нас богатый багаж за плечами и есть, что вспомнить.
Что тогда остаётся нам? Мы погружаемся в раздумия и недоумение: как так получилось? Перебираем все версии в поиске причин.
И, если это настоящая дружба, то мы не можем с горяча всё пустить под откос, потому что мы будем друга снисходительно оправдывать, пытаясь встать в его положение.
Будем вспоминать слова из стихотворения «Берегите друзей» Расула Гамзатова:
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ТВОИ ДРУЗЬЯ И ТЫ»
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Цель — показать значение ответственного отношения к дружбе.
Занятие рекомендуем начать с чтения отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (глава 21), в которой говорится о Лисе, прирученном Маленьким принцем. Главный лейтмотив этого отрывка заключен в словах: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Эти мысли и надо донести до детей в беседе, задав им примерно следующие вопросы: «Вам понравился Маленький принц? А Лис? Почему Лис начинал волноваться, если Маленький принц не приходил вовремя? Они стали друзьями? Как это произошло? Какой главный секрет открыл Лис Маленькому принцу? Что это значит? Это действительно важно?» (Можно также предложить детям нарисовать Маленького принца и Лиса.)
Познавая внутренний мир человека через художественный образ, ребенок постепенно начнет оценивать и себя, свои мысли, поступки, отношения с детьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует другой человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в действиях и поступках. В литературных произведениях внутренний мир персонажей произведений открыт для читателя благодаря автору. Анализируя вместе с детьми прочитанное, учитель помогает им разобраться в поступках героев, объясняет причину того или иного решения, помогает вынести нравственную оценку поступку героя и дать ей обоснование. В процессе такой работы дети учатся оценивать других и критично относиться к себе.
Далее учитель предлагает детям попробовать разобрать историю двух друзей из рассказа В.Носова «Огурцы». (Рассказ может быть прочитан учителем или по ролям детьми.)
Для беседы по содержанию рассказа можно использовать следующие вопросы: «Какое настроение было у ребят, почему? Как отнеслась к событиям мама, почему? Что понял наш герой после разговора с мамой? Какие чувства пришлось ему испытать? Страдал ли он от своего поступка? Что дал ему разговор со сторожем? (Облег чение, чувство победы над собой.) Оста нутся ли мальчики друзьями после этой истории? Как бы вы поступили на месте обоих приятелей?».
Основные выводы, к которым должны прийти дети: нельзя слушать дурные советы, поддаваться уговорам даже друзей; жить надо своим умом и по совести.
Учитель отмечает далее, что многие пословицы и поговорки, выражающие народную мудрость, посвящены дружбе. Они помогут, подчеркивает учитель, разобраться, как важен друг в жизни каждого человека, каким должен быть товарищ, всему ли надо учиться у друга.
• Без друга в жизни туго.
• Друга ищи, а найдешь — береги.
• Верному другу цены нет.
• Легко друзей найти, да трудно сохранить.
• Легче друга потерять, чем найти.
Далее учитель спрашивает детей:
«Так каким же должен быть хороший товарищ, друг?».
Важно, чтобы дети поняли, что друзья должны быть по отношению друг к другу вежливыми, заботливыми, чуткими.
В словах учителя может прозвучать и такая мысль: любую работу в одиночку выполнять тяжело и непросто, а когда все стараются ее выполнить и делают это дружно, тогда все получается.
Дети должны осознать необходимость приобретения опыта сопереживания товарищам в их бедах и разделения с ними радостей. Надо показать, что неумение радоваться успехам другого приводит к чувству зависти. Зависть уродует личность и портит взаимоотношения людей. За ней может последовать желание, чтобы кто-то потерпел неудачу или с ним случилась неприятность. Примеры проявления детской зависти учитель приводит из наблюдений за поведением детей в ежедневном общении. Хороший ответ одноклассника, полученный им высший балл тоже могут стать предметом детской зависти. А дружба будет приносить радость только тогда, когда дети начнут внимательно относиться друг к другу, наблюдая за настроением, душевным состоянием друга, разделяя его радости и огорчения. Воспитание душевной способности к сопереживанию — одна из тончайших и труднейших задач нравственного
образования и воспитания. По словам В.А.Сухомлинского, сопереживанию—умению мысленно перевоплотиться в другого человека, поставить себя на его место — надо учить ребенка с первых шагов его сознательной жизни. Продолжая беседу, учитель задает следующие вопросы: «Нужны ли тебе товарищи, друзья? Зачем?».
Желательно вместе с детьми вывести следующие простые правила дружбы:
· •Будь вежлив и спокоен со своими друзьями, не забывай их благодарить, используя «волшебные слова», здоровайся при встрече с ними и их родителями.
· • Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других.
· В играх будь справедливым, не возмущайся.
· Не спорь с другом по пустякам, не ссорься, старайся быть ровным в обращении с ним.
· Не ябедничай. Если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу, останови, если он занимается чем-то плохим.
· Не обижай малышей, играй с ними; если они поссорятся, помири их.
· Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит, помни: «Время и труд все перетрут».
Правила друзей (записываются на доске)
Будь верным и надежным другом. Храни дружбу, не ссорься по мелочам.
Не перекладывай свою работу на товарища. Помоги другу, если ему трудно. Порадуйся вместе с ним его успеху. Дружба рождается в совместных делах.
1. Придумай продолжение рассказа, как девочки помогли своей подруге.
Мама сегодня задерживалась на работе и еще утром попросила Наташу помочь ей. Надо было забрать младшую сестренку из детского сада, купить хлеб и молоко. Наташа все успела. После школы пообедала, сделала уроки, купила продукты и вовремя пришла за сестрой Олей в детский сад. По дороге домой Оля раскапризничалась, а в это время им повстречались Наташины подруги из школы.
2. Вспомни басню И.А.Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» и ответь на вопросы:
— Почему они решили везти воз с поклажей?
— Была ли у Лебедя, Щуки и Рака общая цель? Если да, то в чем она состояла?
— Удалось ли им выполнить задуманное? Почему?
— Они делали все вместе, сообща или, будучи рядом, каждый делал свое?
— Чего им не хватило? Что нужно было сделать, чтобы сдвинуть и повезти воз?
3. Прочитай басню и ответь на вопросы.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не утопила.
Голубка несла ветку; она увидела — Муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на Голубку и хотел захлопнуть.
Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу: охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
— Какими качествами обладают Муравей и Голубка? Какие они (добрые, смелые, благородные) или о них можно сказать другими словами, более подходящими к этому случаю?
4. Выбери и подчеркни правильный ответ на вопрос «Как надо относиться к друзьям?»
• Быть добрым и чутким.
• Не считаться с их мнением.
5. Выбери три из названных ниже
качеств, подчеркни их.
вежливый — справедливый скромный — терпеливый отзывчивый — уступчивый гордый — драчун честный — смелый Цель методики — определить, какие качества в друге ценит ученик.
Г.Остер Советы наоборот
Совет 14 Требуют тебя к ответу? Что ж, умей держать ответ. Не трясись, не хнычь, не мямли, Никогда не прячь глаза. Например, спросила мама: «Кто игрушки разбросал?» Отвечай, что это папа приводил своих друзей. Ты подрался с младшим братом? Говори, что первый он Бил тебя ногой по шее и ругался как бандит. Если спросят, кто на кухне все котлеты искусал, Отвечай, что кот соседский, А возможно, сам сосед. В чем бы ты ни провинился, Научись держать ответ. За свои поступки каждый Должен смело отвечать.
Проанализируй строки стихотворения и допиши основные правила «надо» и «нельзя» в отношениях с друзьями
Сочинение-рассуждение по пословице «Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь»
Другие значения этого слова:
Пословицы о дружбе с объяснением смысла
Пословицы о дружбе дети изучают, начиная с 1 класса. В начальной школе предлагаются детям такие задания, где требуется объяснить смысл пословиц.
Ученикам 2 и даже 3 класса проще объяснять пословицы, которые они знают и возможно, даже используют при общении с друзьями.
Мы объясним смысл самых распространённых пословиц о дружбе из учебников начальных классов.
Дружба дороже денег
Эта пословица говорит нам о том, что дружба бесценна, и что настоящую дружбу нельзя купить за деньги.
Пословица «Дружба дороже денег» говорит о том, что не все в нашем мире можно оценить в деньгах и купить, есть бесценные вещи, которых невозможно купить ни за какие деньги, а значит эти вещи оказываются дороже денег. Так настоящую дружбу невозможно купить, как невозможно купить искренние чувства.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба дороже богатства, денег. Деньги быстро потратятся, а друзья останутся навсегда. Хорошо иметь много надежных друзей. Друг в трудную минуту сможет подсказать, дать нужный совет, да просто поддержать и успокоить. А деньги – это бесчувственные бумажки, от которых порой даже бывают проблемы.
Эта пословица применяется, когда друзья или знакомые помогают, выручают в беде.
Вариант. Не держи сто рублей, а держи сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Настоящая дружба с годами становится крепче, да и временем дружбу проверить можно. Вот поэтому старый друг лучше — он испытанный, надежный, а вот новый, хоть и два, еще неизвестно, а вдруг подведет?! Старые проверенные друзья никогда не предадут, а насколько будут верными новые друзья, еще не известно. Так говорят те, кто дорожит верными друзьями или сожалеет, что их нет.
Один за всех, все за одного.
Каждый человек должен поддерживать своего ближнего. Проверенного друга порой считают членом семьи, для многих он становится родным человеком. Ведь хороший друг всегда рядом, он всегда поможет и в радости, и в горести. Так и получается, что все люди брать, и все должны помогать друг другу.
Похожие по смыслу. Друга любить — себя не щадить. Сам погибай, а товарища выручай.
Сам погибай, а товарища выручай.
Эта пословица многими понимается, что надо умереть ради друга. На самом деле, настоящий друг всегда поможет товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию.
Эту пословицу часто используют в качестве похвалы за заботы о других в ущерб себе, или как пример для подражания хороших поступков.
Один в поле не воин.
Смысл данной пословицы в том, что дружба помогает любому делу. Когда ты знаешь, что всегда можешь рассчитывать на помощь друга, который не подведет (дружба крепка), то ты действуешь более свободно. Да и вместе делать какое-то дело проще.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
С хорошим другом горы свернешь, с плохим горя хлебнешь.
С хорошим другом горы свернешь, с плохим горя хлебнешь. Хороший друг поддержит, поможет, поймет, с ним можно любое дело сделать, даже горы свернуть, а плохой — ненадежный, в любую минуту подведет, с ним только проблем наберешься. Крепкая дружба сопровождается верностью, взаимопониманием, смелостью, добротой, уважением, естественно, там дела идут хорошо.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Никакие обстоятельства не смогут разрушить настоящую крепкую дружбу, даже топор. Потому что друзья умеют находить компромиссы, умеют договариваться. Проверенные друзья не пойдут на предательство ради собственной выгоды.
Применяют эту пословицу, когда кто-то хочет подставить друга, а ты об этом узнаёшь.
Похожие по смыслу. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Следует отметить, что пословица — это жанр устного народного творчества, которому уже сотни лет. Пословица несет в себе определенный смысл, это своего рода представление, характеристика какого-то понятия, вещи, события, в данном случае — дружбы.
Прислушайся к этим пословицам, и они помогут тебе в жизни.
Смотрите также:
Пословицы и поговорки о дружбе и взаимопомощи
Пословицы и поговорки с цифрой 5 для детей 1 класса