Что значит феминная внешность
Что такое маскулинность, фемининность и андрогинность
Мужественные женщины, женственные мужчины – распространенное явление в нашем мире. Представления о маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) явно изменились, а вместе с ними стало актуально третье гендерное состояние – андрогинность. В чем же состоит различие полов, и какие представления о гендерных ролях живут сейчас? Давайте узнаем, что такое маскулинность, фемининность и андрогинность простыми словами.
Психологическая разница полов
Гендерная идентичность – это самоощущение человека как представителя мужского или женского гендера. Гендер – это набор социальных, психологических характеристик, то есть общественные представления о мужской и женской роли. Важно не путать это с мужским и женским полом. Пол – набор биологических характеристик. Гендер – набор социально-психологических характеристик (черты характера, особенности поведения). Маскулинность и феминность – это представления о нормах поведения мужчины и женщины. Они определяют гендерную идентичность.
Что такое маскулинность
Маскулинность (мужественность) – это мужской образ, представления, убеждения общества о том, как мужчины должны себя вести, чем увлекаться, где работать. Маскулинность в психологии – это набор телесных, поведенческих, психических признаков, которые отличают мужчину от женщины. Что мы обычно под этим подразумеваем (грубо говоря): короткая стрижка, брюки, высокий рост, низкий голос, сила, агрессивность, рассудительность.
Классическому мужскому образу приписывают:
С раннего детства мальчиков приучают играть с машинками, быть сильными, «не плакать», защищать девочек, зарабатывать. Культивирование силы, блокировка эмоций – основа воспитания мужчины в большинстве обществ.
Что такое феминность
Феминность (женственность) – это женский образ, представления, убеждения общества о том, какой должна быть женщина, чем она должна заниматься, как вести себя. Феминность – это набор телесных, психических, поведенческих признаков, которые отличают женщину от мужчины. Что мы обычно под этим подразумеваем (грубо говоря): платье, длинные волосы, тонкий голос, эмоциональность, нежность.
Классическому образу приписывают:
Современный образ женщины дополняется такими характеристиками как активность, ум, предприимчивость. Впервые об этом заговорили в 1930–1970 годы. Западные психологи провели ряд тестов и выяснили, что многие женщины наделены классическими чертами феминности и такими особенностями маскулинности как упорство, целеустремленность, конкурентоспособность. В ходе дальнейших исследований психологи выяснили, что мужчины и женщины имеют гораздо больше общего, с психологической точки зрения. Различия не превышают 5 % того, о чем говорили изначально.
Что такое андрогинность
Андрогинность – это принадлежность человека к мужскому и женскому гендеру одновременно. В нем в одинаковой степени развито мужское и женское начало, он сам управляет ролями, решает, где применить мужские качества, а где женские. Например, женщина может быть строгим начальником на работе и нежным партнером в постели. А сильный, решительный, работящий мужчина может с удовольствием заниматься воспитанием детей, играть с ними. Спортивная женщина с аналитическим мышлением, техническим складом ума может быть очень нежной, грациозной, покладистой, когда это нужно.
Андрогинность отрицает идею полярности маскулинности-феминности, рассматривает их как единое целое. Андрогинность тесно связана с психологической гибкостью. Современные психологи уверены: андрогины – совершенные, гармоничные люди. Андрогины обладают большей психологической устойчивостью, быстрее адаптируются, достигают больших успехов в жизни, на работе, в семье. Выраженность маскулинности или феминности свидетельствует о дисбалансе личности, низкие показатели в обеих категориях – о незрелости личности.
Андрогинность не означает «бесполость», не связана с трансгендерами, гомосексуалистами, лесбиянками. Речь идет о психологической андрогинности, полноценности личности, наличии мужских и женских качеств в одном человеке. Если задуматься, то большинство людей являются андрогинами. Мы сами решаем, где быть агрессивными, сильными, настойчивыми, а где проявить мягкость; где рассуждать строго рационально, а где дать волю чувствам и т.д.
Диагностика гендера
Американский психолог Сандра Бем – один из авторов наиболее масштабных исследований гендерной идентичности. Она посвятила много исследований проблеме идентичности, психологической андрогинии. Ее методика стала революционной, помогла понять многое в проблеме гендерных ролей. При помощи этого теста вы можете проверить, к какому гендеру вы сами себя относите: маскулинность, феминность, андрогиния.
Ответьте «да» или «нет» на 39 вопросов (оцените, насколько утверждения применимы к вам):
Сравните совпадения с ключом, за каждое совпадение поставьте по баллу:
Посчитайте итоговый коэффициент по формуле: балл по шкале «Феминность», деленный на 20 – балл по шкале «Маскулинность», деленный на 20, разницу шкал нужно умножить на 2,322.
Проблема маскулинности и феминности
Специфика проблемы маскулинности и фемининности в психологии в том, что представления об образе «настоящей женщины», «настоящего мужчины» менялись из поколения в поколение, от одного общества к другому, от одной эпохе к другой. В наше время все чаще говорят о третьем гендере – андрогинности. До 70-х годов XX века психологи, как и люди, далекие от науки, считали, что гендер и пол – это одно и то же. На самом деле пол не определяет следующие категории:
Они зависят от гендера. До 70-х годов психологи были уверены, что соответствие гендера полу увеличивает шансы на гармоничное развитие личности. В связи с этим любое отклонение от нормы, например, игра девочек в машинки, а мальчиков в куклы, короткая стрижка у девочек, прочее считалось отклонением от нормы. В наши дни признан тот факт, что для гармоничного развития человека важно наличие мужского и женского начала. Все больше исследований посвящаются не поиску разницы полов, а поиску индивидуальности людей.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы заметно усложняют изучение проблемы гендера. Стереотипы мешают видеть реальные психологические характеристики полов. Например, вненаучными признаны следующие суждения о женщинах (в сравнении с мужчинами):
Гендерные стереотипы становятся причиной сексизма, мешают корректно выстраивать взаимоотношения между полами. Стереотипы мешают самореализации, развитию каждого отдельного человека. Они ограничивают возможности, сдерживают потенциал.
Психологические исследования показали, что биологическая разница полов не определяет специфику поведения детей. Это родители, общество диктует мальчикам и девочкам, как они должны себя вести. Швейцарский психиатр, педагог Карл Густав Юнг считал, что в каждом человеке от рождения есть мужское и женское начало, но в процессе социализации, под влиянием общества, в том числе гендерных стереотипов, субъект утрачивает целостность.
Маскулинность и феминность в современном мире
В традиционной теории маскулинности-феминности представления о гендерах были прямо противоположны друг другу. Виды деятельности, качества личности, функции. Особое внимание нужно уделить последнему. Женщину всегда воспринимали как зависимую от мужчины. Она во всем подчинялась ему. В современной теории мужские и женские функции признаны взаимодополняемыми. Наблюдается кризис маскулинности и фемининности: представители полов поняли, что не обязаны быть заложниками гендерных стереотипов. Они не должны соответствовать классическим представлениям о мужчине и женщине. Единственное, что они должны – жить в гармонии с собой, быть счастливыми.
Феминность и маскулинность – что это такое в современном представлении? Это две части одного целого. Люди готовы разрушать стереотипы, бороться за равенство полов. Разрушение старой модели выглядит как пугающая маскулинизация женщин и феминизация мужчин.
Большинство людей пребывает в состоянии стресса, неопределенности. Например, женщины ждут рыцарства от мужчин, но при этом на работе они соперничают с ними на равных. Трансформация представлений о мужском и женском образе коснулась всего: социальные роли, функции, внешний вид, поведение. Практически не осталось тех противоположностей, что были в классической теории. Граница между мускулинностью и феминностью стирается, мы приходим к андрогинности.
Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма
Приветствую Вас, друзья!
Если ответить на вопрос простыми словами, то феминизм — это борьба за права женщин. Однако, такого ответа не достаточно, чтобы понять всю значимость феминизма для современного мира. Давайте более подробно разберемся с тем, что такое феминизм, на каких принципах он построен и как появилось это движение.
Что такое феминизм?
Феминизм (от лат. femina — женщина) – это совокупность движений и идеологий, цель которых — ликвидировать неравенство по половому признаку между мужчинами и женщинами во всех сферах жизни. Термин был введен французским философом и социологом Шарлем Фурье в 1940-х годах.
Суть феминизма состоит в борьбе за предоставление женщинам тех же прав и свобод, которыми наделены мужчины. Феминистское движение привело к важнейшим общественным и политическим изменениям, и многое стало возможно главным образом благодаря ему. Это касается таких аспектов как:
Принципы феминизма
Несмотря на то, что в различные времена цели и задачи феминизма отличались, неизменными всегда оставались основные принципы феминизма:
Как зародился феминизм?
Отголоски феминизма встречаются еще в Античные времена. Например, в своих трудах Платон развивал мысль, что талантливая эрудированная женщина должна обладать равными правами с талантливым эрудированным мужчиной. Следы этих суждений прослеживаются и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
Первой известной феминисткой принято считать Мэри Уолстонкрафт. В 1872-м году она выпустила книгу «Защита прав женщин», где осветила вопросы о различиях между мужчинами и женщинами, достоверность гипотезы, что уровень женского интеллекта ниже, чем мужского, влияние домашнего быта и материнства на жизнь женщины. Также Уолстонкрафт выразила позицию, что женщина вольна сама распоряжаться своей жизнью, чем подняла волну общественных возмущений.
Россия всегда была известна своими патриархальными устоями, отводящими женщине второстепенную роль в жизни общества. «Женские вопросы» поднимались в разные времена, но официально права женщин были признаны только в 1917 году! И при этом, считается, что Россия – одна из первых стран, поддержавших идеи феминизма.
Развитие феминизма в России
Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».
Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.
Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.
И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра.
И вот что сделал Петр I:
Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.
У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами. Самые яркие из них: статья Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1857 г.) и статья М. Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860 г.)
Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.
20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.
Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.
Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.
Развитие феминизма на Западе
Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.
Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.
Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.
Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.
Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».
В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.
Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.
Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.
Разновидности феминизма
Как мы уже поняли, феминизм – это борьба за равноправие полов, но при этом направлений феминистских движений очень много и ни одно из них не дает абсолютного представления о том, что такое феминизм. Каждое направление выдвигает свои постулаты и имеет свой вектор движения. Давайте познакомимся с основными из них.
Либеральный феминизм
По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.
Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.
Марксистский феминизм
Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.
Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.
Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.
Радикальный феминизм
Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.
Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.
Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.
Заключение
Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.
Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.
Феминность
Феминность – это термин идентичный понятию женственность. Является он производным от слова «femina», в переводе означающее «женщина» либо «самка». Таким образом, понятие феминность заключает в себе набор психологических характеристик, которые традиционно принято приписывать женщинам. Поскольку биологической задачей прекрасной половины считается сохранение вида и воспроизведение себе подобных, то к характерным чертам женщин причисляют кротость, выносливость, отзывчивость, доброту, ожидание защиты, эмоциональность. Помимо того природа наделила женский организм большей выносливостью и устойчивостью к влиянию негативных факторов среды, ловкостью рук, речевыми навыками, меньшими размерами тела, скоростью восприятия.
Что это такое
Под описываемым термином принято понимать комплекс особенностей, традиционно причисляемых к женским качествам. Также феминность означает совокупность поведенческих паттернов, ожидаемых от дочерей Евы.
Понятие феминность охватывает как биологические элементы, так и социально-культурные особенности, и не обусловлено исключительно женским гендером.
Синонимом рассматриваемого слова феминнность считается термин женственность, антонимом – маскулинность или мужеподобность, то есть мужской гендер, включающий следующие черты: смелость, самостоятельность, уверенность, невозмутимость и рациональность.
Невзирая на то, что в разных народностях и эпохах понятие феминность имело разнообразные дефиниции, всё же выделяют ряд характеристик, которые считаются исконно женскими, составляющими основу рассматриваемого феномена, а именно: чувствительность, кротость, жертвенность, душевность, безропотность. Перечисленные представления не следует считать полностью универсальными.
М. Мид практически одна из первых описала быт примитивных племён (чамбули, мундугуморов и арапешей), сделавши акцент именно на несхожести гендерного подхода в различных общностях. Так, например, она отмечала, что у арапешей обоим полам характерно «женственное» поведение, мундугуморам обоих полов присуще воинственное «маскулинное» поведение, а вот женщины чамбули считаются «практичным» гендером, что обязывает их выполнять физический труд, в то время как их «мужественная половина» будет уделять внимание заботе о собственном внешнем виде.
Несмотря на острую критику некоторых положений описанного труда Мид, её исследование стало важным этапом в изучении гендерных особенностей и развитии культурной антропологии.
В ряде культур феминность обуславливалась притягательностью и фертильностью, вследствие чего многие народности приписывали богам любви (Афродита, Иштар) именно женский гендер.
В патриархальном социуме стержневые женские «достоинства» обусловлены традиционно устоявшимися ролями дочерей Евы, а именно: замужеством, ведением быта, материнством. Так во многих религиях превозносится скромная и работящая супруга, которая трудится с охотой и больше помалкивает. При этом добродетельной супруге противопоставляется «прелюбодейка», «постыдная жена». В древнекитайской философии узловое место отводится концепции единства-антагонизма инь-ян, считаемыми фундаментальными началами. Инь при этом отождествляет женское начало и одновременно сравнивается с чем-то негативным, холодным, мрачным, пассивным, ян же, в свой черёд, ассоциируется с мужским гендером и считается позитивным, ясным, тёплым, активным. Однако в индийской мифологии принято считать наоборот, что именно женский гендер является деятельным.
Ученые постоянно задаются вопросом, являются ли половое самоопределение и специфические поведенческие паттерны врождёнными особенностями либо возникают вследствие влияния воспитания и среды. Согласно исследованиям известного психолога, Д. Хэлперн, выработка поведенческих паттернов обусловлена обоими факторами. При этом сегодня доподлинно неизвестно значимость этих факторов в количественном измерении.
А. Эрхардт и Д. Мани выдвинули собственную теорию, популярную в 60-70 годах предшествующего столетия. Их концепция гласила, что будущая половая самоидентификация и подобающее поведение индивидов обуславливается воздействием материнских гормонов, отвечающих за развитие у зародыша «женского» либо «мужского» мозга. Однако позднее данное воззрение подверглось резкой критике и сегодня оно считается довольно спорным.
Существует ряд исследований, доказывающих расхожесть ментальных и психологических способностей дочерей Евы и потомков Адама. При этом эти же исследования продемонстрировали, что на выполнение женским полом задач, приписываемых исконно мужчине, влияет угроза доказательства стереотипа. Так в ситуации «испытания» барышни осознанно либо нет, намного хуже выполняли задачи, связанные с шаблонно «неженскими» сферами деятельности, тогда как при других обстоятельствах они преодолевали их значительно успешнее.
Существует теория, что признаки феминности вообще полностью или преимущественно вырабатываются под воздействием социального окружения. Так Симона де Бовуар была убеждена, что «женщиной становятся, а не появляются на свет». К. Миллет в свой черёд отмечала, что женский пол с детства окружён исконно «девчачьими» книжками, игрушками, основной задачей которых является напоминание юным прелестницам об их истинно женской участи и предназначении.
Юнг в собственной теории представил женское и мужское начало в виде архетипических образов – аниме (у мужчин олицетворение женского бессознательного) и анимус (у женщин воплощение мужского бессознательного). Юнг анимус связывал с твёрдыми, чересчур принципиальными, строгими, направленными наружу решениями, а аниме – с направленностью вовнутрь, зависимостью от эмоций, подверженностью влияниям настроений. Он утверждал, что каждый индивид в себе имеет оба начала, но в различных соотношениях, что не обусловлено гендерной принадлежностью.
Проще говоря, феминность это в психологии считается гендерной характеристикой, включающей набор качеств, присущих (а также традиционно причисляемых) женскому полу.
Феминность определяют качества: поведенческие (приватные, социальные решения), психологические (эмоциональность, дружелюбие), интеллектуальные (индукция), профессиональные (взаимодействие с социумом и знаками, однообразный труд), этические (супружеская верность, идеал материнства), социальные (область взаимоотношений).
Стереотипы феминности
Неотъемлемым элементом обыденного сознания социума являются стереотипы, которые несут в себе убеждённость в правдивости, подлинности, истинности какого-либо явления, утверждения, уклада бытия. Отличительной чертой убеждённости, сопровождающей стереотипы, является её прочность, стабильность.
Фактически в обыденной реальности в ситуациях, когда люди имеют недостаточно информации, дефицит времени, либо ради экономии сил, а также вследствие нехватки жизненного опыта характерной для юности, люди обычно пользуются стереотипическим мышлением. Стереотипы индивидами приобретаются от социальной касты, к которой они принадлежат, от окружения с уже выработавшимися стереотипами, от СМИ.
По сей день наблюдается различное отношение к дочерям Евы и сильной половины. Такая ситуация, прежде всего, сложилась исторически и определяется она социальными нормами, обусловленными особенностями культуры, вероисповедания и права, спецификой экономического развития.
Большинство исследователей в своих трудах женщин представляют эмоциональными, нежными, соблазнительными, общительными. В особенности часто акцентируют, что феминность соотносится с активным проявлением собственных чувств, межличностными коммуникациями, тяготением к объединению, а маскулинность ассоциируется с деятельностью, граничащей порой с агрессивностью.
Подобные представления о «венерианках» и настоящих «марсианинах» общеприняты во многих современных государствах и культурах. Между тем в 90-х годах минувшего столетия были опубликованы исследования, продемонстрировавшие, что независимо от гендера люди, не обладающие властью, наделены тонкой восприимчивостью к невербальным знакам. Таким образом, подобная чувствительность у нижестоящих в профессиональной иерархии обусловлена необходимостью выживания, поскольку им надобно уметь понимать поведенческие сигналы «власть имущих», дабы правильно реагировать на них. Поэтому, вероятнее всего, восприимчивость женского пола к чувствам окружающих людей является всего-навсего адаптивной реакцией на их вынужденное зависимое положение, ставшее общепринятым и даже традиционным в большинстве современных культур. Отсюда следует, что восприимчивость дочерей Евы к чувствам людей не детерминирована гендерной принадлежностью, а является результатом социокультурных факторов.
В связи с прочным воцарением технического прогресса в мировом сообществе, ростом экономического развития, доступностью образования и информации, «продвинутостью» молодёжи, господством разума над устаревшими морально-этическими канонами, претерпели значительных изменений и традиционные устои многих государств. В последнее двадцатилетие стереотипы, столетьями определявшие феминность, подверглись стремительному разрушению. Современные фемины уже давно не замученные бытом домохозяйки и уж точно ничем не напоминают изнеженных кисейных барышень минувших эпох. Их характеры всё больше приобретают исконно мужских черт.
Сегодняшняя реальность диктует дочерям Евы свои условия. Женщины 21-го века должны быть сильны духом, независимы, тверды, властны, настойчивы. Современные барышни понимают, чего хотят. Они способны одновременно растить дитя в одиночку и совершать стремительный карьерный взлёт. Они покоряют исконно мужские профессии, занимают руководящие должности, управляют заводами и даже целыми странами. Подобное положение давно перестало удивлять.
Однако при этом общество не осудит прекрасную руководительницу за минутку слабости, за нежность, ранимость, беззащитность, за черты, ранее приписываемые исключительно дочерям Евы. В этом и заключается парадокс стереотипного мышления, скорее всего обусловленного установленной природой ролью женщины. Сколь бы сильной и независимой не слыла барышня, социум всегда её будет отождествлять, прежде всего, с матерью, а потом уж деловой женщиной или успешным политиком. Это обусловлено устоявшейся патриархальностью общества.
Токсичная феминность
Сегодня современные веяния перед теми женщинами, которые намерены развиваться, наметили две эпохальные задачи. Первая заключается, прежде всего, в упрочении себя в социуме, которое, как уже писалось выше сплошь пронизано патриархальностью, и принять собственное природу, свою обесцененную феминность.
Ранее предполагалось, что описываемый комплекс качеств биологически обусловлен. Однако сегодня уже доподлинно известно, что феминность не столь природное явление, сколь с детства сформированное. Ведь женский пол резко подвергается осуждению ещё с детсадовского возраста, если социум посчитал барышень недостаточно женственными. Современное понятие феминность определение имеет следующее – это несостоятельная категория, которой прекрасную половину наделил патриархат, царивший в социуме.
Сегодня такое явление как патриархат постепенно нивелируется отчасти вследствие прогресса, стремительного темпа бытия, доступности образования, борьбой женских сообществ с дискриминацией. Однако годы противостояния патриархальности не прошли для дочерей Евы без последствий. Сегодня феминность вылилась в два отрицательных явления – феминизм и токсичная феминность. Последняя представляет собой чрезмерное злоупотребление качествами, отнесёнными к исконно женским.
Большинство современных юных девиц превратно воспринимают свою женственность, выставляя на показ собственную соблазнительность, что лишь сигнализирует противоположному полу о доступности или фертильности барышни. Акцентирование соблазнительности не токсично само по себе, но делается таковым, когда юные прелестницы подымают шум, наказывая мужчин за их естественную реакцию на провокационное поведение.
Каждая фемина обладает правом на интимную неприкосновенность при отсутствии взаимного желания с её стороны. Но если она вульгарно наряжается, выставляя на показ все прелести, делает агрессивный макияж, требуя при этом, чтобы мужчины не «пялились» на неё, то подобное поведение является токсичным.
Токсичная феминность заключается в злоупотреблении интимной властью над сильной половиной посредством максимизации соблазнительности одновременно с проигрыванием роли жертвы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»