Что значит порочная красота
ПОРОЧНЫЙ
Смотреть что такое «ПОРОЧНЫЙ» в других словарях:
порочный — См. бесчестный. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. порочный безнравственный, бесчестный; низкий; по ту сторону добра и зла, имморальный, не соответствующий действительности … Словарь синонимов
ПОРОЧНЫЙ — ПОРОЧНЫЙ, порочить и пр. см. порок. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ПОРОЧНЫЙ — ПОРОЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. 1. Подверженный пороку, безнравственный; свидетельствующий о склонности к пороку. Порочное поведение. П. человек. Порочная улыбка. 2. Заключающий в себе ошибку, неправильный. П. ход рассуждения. | сущ. порочность, и,… … Толковый словарь Ожегова
порочный — Порочный круг [перевод латин. circulus vitiosus] 1) логическая ошибка, состоящая в том, что какое н. положение доказывается при посредстве другого, к рое само должно быть доказано при посредстве первого (филос.); 2) перен. безвыходное… … Фразеологический словарь русского языка
порочный — ая, ое; чен, чна 1) Подверженный пороку, безнравственный, лишенный нравственных устоев, морали. Порочные люди. Что гостья была порочна, я понял по улыбке. по тону, с каким она говорила с моей женой порядочной женщиной (Чехов). Синонимы:… … Популярный словарь русского языка
Порочный — прил. 1. Обладающий пороками, подверженный порокам; безнравственный. отт. Содержащий, заключающий в себе порок. 2. Имеющий существенные недостатки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
порочный — 1. порочный, порочная, порочное, порочные, порочного, порочной, порочного, порочных, порочному, порочной, порочному, порочным, порочный, порочную, порочное, порочные, порочного, порочную, порочное, порочных, порочным, порочной, порочною, порочным … Формы слов
порочный — пор очный; кратк. форма чен, чна … Русский орфографический словарь
порочный — кр.ф. поро/чен, поро/чна, чно, чны; поро/чнее … Орфографический словарь русского языка
Фраза «порочная красота»
Фраза состоит из двух слов и 15 букв без пробелов.
Написание фразы «порочная красота» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
Написание фразы «порочная красота» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в латинской 🇬🇧 porochnaya krasota
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
g j h j x y f z r h f c j n f
Написание фразы «порочная красота» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
Передача фразы «порочная красота» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
Произношение фразы «порочная красота» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «порочная красота» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы со слова «порочная»
Какие ещё фразы начинаются с этого слова.
Ваша фраза добавлена!
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
Комментарии
Что значит фраза «порочная красота»? Как это понять.
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
Что такое красота в повседневности и в человеке, кому дано ее видеть и восприятие женской красоты в разных странах
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие красоты одновременно и простое, и сложное.
Есть четкие определения термина, но нет однозначного восприятия красоты (сколько людей, столько и мнений).
К тому же не всем людям дано видеть красоту, а такое понятие как «красота в человеке» вообще не всегда определяется только глазами. В общем, сегодня поговорим на эту тему и приведем много примеров относительности этого понятия.
Красота — это.
Понятие «красота» является одной из категорий эстетики (что это такое?) и означает совершенство – гармоничную совокупность свойств и качеств объекта, созерцание которого вызывает у человека чувство восторга, наслаждения.
В старославянском языке «красота» звучала, как «краса» – слово, состоящее из трех слогов, каждый из которых имеет свое значение:
Прилагательное «красивый» в том же языке звучало, как «красный» – цвет божественного проявления. То есть, красота – это то, чем наделен Бог, а красивый – имеющий черты Бога.
В русских толковых словарях красота интерпретируется (что это значит?), как оценка чего-либо прекрасного, восхитительного, замечательного.
Синонимы к слову: великолепие, изящество, прелесть, благолепие, живописность и др. Антонимы (что это такое?): безобразие, уродство, некрасивость.
Красота в повседневности
Где используется слово «красота» в повседневной жизни – к чему оно применимо? Если коротко, то потенциально ко всему:
Красоту можно найти абсолютно везде.
Однако, несмотря на четкое определение, это явление воспринимается по-разному отдельными людьми: каждый из них имеет индивидуальную способность «высматривать» прекрасные объекты, а также вкладывает в понятие свое значение.
От чего зависит способность видеть красоту
И, наоборот, счастливый индивид всегда найдет повод порадоваться и увидеть красоту даже в мелочах.
Если ребенка с малых лет приучали к «прекрасному», прививали ему умение находить нечто красивое и получать эстетическое удовольствие, то во взрослой жизни его внимание автоматически будет вылавливать из среды объекты, которые он воспринимает совершенными.
Знаете, есть такие люди – эстеты? Они творческие, глубокие душой, эмоциональные, духовно развитые. Они окружают себя красивыми вещами и друзьями, умеют видеть прекрасное буквально во всем — текущей воде из-под крана, рваных обоях и непонятных «каляках-маляках» эксцентричных художников.
И есть те, кто ничего не чувствует даже при виде ниагарского водопада или северного сияния.
Например, если взять двух мужчин и расспросить их о женской привлекательности, то с большой долей вероятности они опишут совершенно разных женщин. Кому-то нравятся полные блондинки – некоторые мужчины считают их буквально эталоном красоты. Другие без ума от жгучих брюнеток, которые весят не более 50 кг.
Проведя такой же эксперимент среди женской половины человечества, мы получим такой же результат – дамы дадут отличающие ответы на вопрос, что такое красота касательно мужчин.
Одни без ума от партнера с горой мышц. Другие представительницы прекрасного пола считают «качков» людьми недалекими, неинтересными и в первую очередь смотрят на интеллект партнера.
Что такое красота в человеке
Цитата А.П.Чехова гласит: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Это крылатое выражение знает каждый, кто получил образование в российской школе: программа обучения предполагает знакомство с творчеством данного писателя.
Эту фразу часто используют ученики средних классов, когда пишут сочинение на тему «Что такое красота в человеке». Раскрывая ее суть, становится понятным, что человеческое совершенство – это про разные стороны индивида – их совокупность, а не только про внешность.
К примеру, если женщина наделена правильными чертами лица, складной фигурой, но при этом она злая и завистливая сплетница, то ее нельзя назвать красивой в полном смысле этого слова.
А вот красота души (милосердие, благородство, доброта, гуманность и т.д.) может быть сразу не замечена за уродливым лицом, но способна сделать любые внешние изъяны менее отталкивающими.
То же и с одеждой. Мало выглядеть чисто и опрятно. Нужно еще соответствовать своему внешнему виду внутренне.
Красивые люди помимо привлекательного наряда имеют чистые мысли и намерения, достойно ведут себя в обществе, не лгут, не лицемерят (что это значит?), доброжелательны к окружающим.
Это и есть гармония – когда внутри и снаружи одно и то же.
Человеческая красота нуждается в воспитании и развитии. С ней никто не рождается. Каждый день мы учимся чему-нибудь новому, становимся лучше, искореняем изъяны.
Женская красота в разных странах
Как писалось выше, разные люди видят красоту по-разному. В одной группе или стране разница восприятий не столь существенна. А вот два человека из разных стран могут иметь кардинально отличные взгляды на одни и те же вещи: что одному будет казаться прекрасным, другому – отвратительным. Например, как отличается женская красота в разных странах и континентах:
Полнота для африканцев – это показатель богатой, сытой жизни, а значит, и способности родить полноценное потомство.
Местные красотки наносят макияж по принципу «чем больше и ярче, тем лучше». У нас в России такой «индейской раскраски» точно не оценили бы.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Красота — понятие растяжимое, у каждого своё восприятие красоты, но есть усредненные параметры, которые нам навязывает общество и хочу отметить, что у каждого общества своё понимание красоты 🙂 Лучше всего в красоте разбираются дети, им еще не успели загадить мозг своими шаблонами и установками, они видят больше, чем взрослые.
Тут все индивидуально, и каких-то шаблонов нет. Все дело в гармонии и мировосприятия человека.
Вот с этими дикими традициями, когда нормальных девочек превращают в жирафа или тесной обувью ступни калечат, нужно прекращать.
«Прекрасны телом и душой»: почему мы связываем внешнюю красоту с внутренними качествами личности и что такое калокагатия
Сколько ни убеждайте себя и других, что цените духовный мир, а не внешность — человеческая красота всех и всегда привлекает. У этого есть причины, ведь красота в нашей культуре связана с другими хорошими вещами. Единство телесного и духовного воспели еще греки. За долгую историю западной культуры старость, уродство и болезнь сделались символами греха, сказочные принцессы и герои комиксов стали нестерпимо безупречно выглядеть, а стереотипы о связи внешности с личными качествами помогают симпатичным преступникам выкрутиться в суде. Почему так сложилось?
Греческий идеал «прекрасно-доброго»
В Древней Греции идеалы красоты и и морали переплетались очень тесно. В греческой этике существовало понятие «калокагатия», образованное от слов «калос» («прекрасный») и «агафос» («добрый»). Речь идет об особом слиянии этического и эстетического. Это соединение красоты и добра, блага.
Самое ранее упоминание о калокагатии относится к «семи мудрецам» (философам-досократикам VII–VI веков до н. э.) и пифагорейству. Правда, в каком ключе они понимали этот термин, трудно сказать с определенностью, зато у Сократа, Платона и Аристотеля понятие раскрывается более полно.
По мнению греческих философов, нравственность, добродетельность и возвышенность помыслов прекрасны. Калокаготийным сознанием обладают те, кто стремится к постижению мудрости и блага.
Слово «калокагатия» упоминается в диалоге «Пир» в отношении тех замечательных людей, которым предназначены речи Сократа. Это также идеал античного воспитания, задача которого — сформировать добродетельную личность. В понятии есть социальный подтекст, ведь калокаготийный человек воплощает волю общества и служит примером для других, представляя собой идеального жителя полиса.
Речь тут идет о красоте бестелесной души в соответствии с платоновским учением о Благе: чем более возвышенными являются помыслы и устремления, тем человек ближе к абсолютному Благу (ближе всех, конечно, философы).
Однако трактовать калокагатию в сугубо бестелесном смысле было бы неверно. Греки придавали огромное значение физической красоте и культуре тела.
Однако красивое тело для них — это не просто повод восхититься кубиками пресса у юноши в гимнасии. Это показатель того, насколько культурен и высокоразвит человек в целом. Предполагалось, что идеальный субъект должен быть гармонично развитым и целостным, а строгое разделение на «тело» и «душу», отравлявшее жизнь средневековым людям, было грекам чуждо.
«В античной калокагатии совершенно нет ничего отдельно „прекрасного“ и отдельно „доброго“», — пишет философ-антиковед А. Ф. Лосев.
В диалоге Платона «Тимей» высшая добродетель трактуется через соразмерность тела и души: «Между тем все доброе, без сомнения, прекрасно, а прекрасное не может быть чуждо меры. Значит, приходится признать, что и живое существо, долженствующее оказаться прекрасным, соразмерно».
Могучая и великая душа не может «восседать на колеснице слабого и хилого тела», потому то такой человек не будет прекрасным в целом. Так что «Тимей» велит тем, кто занимается, например, математикой, не пренебрегать гимнастикой, а спортсменам советует музыку и философию. Только тогда человек станет не только прекрасным, но и добрым, заключает Платон.
Казалось бы, как математика и спорт вообще связаны с добротой? Математики могут быть просто невыносимыми людьми, а спортсмены способны затевать драки на улицах. Для греков ответ — калокагатия, объединяющая в себе всё хорошее против всего плохого.
А. Ф. Лосев определяет это так: «Возникает бытие, которое есть настолько же душа, насколько и тело. Душа, жизнь, мудрость, знание, ум — всё это стало здесь телом, стало видимым и осязаемым. И, наоборот, тело, вещество, материя, физические стихии, всё это превратилось в жизнь, в дыхание, в смысл, в живой и вечно творящий ум, в мудрость».
Лосев называл калокагатию «кентавром», имея в виду, что такое составное понятие могло существовать только в античной этике. Тем не менее у явления были большие последствия.
«Греховное уродство» и «чистая красота»
Через сочинения античных авторов идея тесной связи красоты и блага проникла в христианское мировоззрение. Правда, в Средние века она приобрела специфический оттенок из-за резкого разделения мира на «горний» и «дольний», и дихотомия красоты и уродства стала более жесткой.
Отцы Церкви и схоласты не забывали напомнить, что всё земное — тленно и преходяще, а настоящая красота бестелесна. Барельефы и фрески со сценами разложения и хороводами скелетов неотступно советовали помнить о смерти. Своеобразная мстительная некрофилия средневековых авторов и художников — это желание запротоколировать разложение, которое ждет тех, кто жил во грехе. Еще один популярный в Средневековье образ — старуха. Некрасивое старение символизировало моральный распад — в противовес юности, обозначающей духовную чистоту.
Уродливым было принято считать всё, что казалось слишком земным, низменным и плотским. Особенно доставалось женщинам, которые противопоставлялись мужчине, олицетворявшему Логос и дух.
Средневековые и ренессансные трактаты и изображения часто содержат то, что Умберто Эко описал как «традицию поругания или посрамления» женщин. Со Средних веков и до эпохи барокко женщин было принято срамить за коварство и желание соблазнять — борьба с собственными сексуальными желаниями выражается в очернении их объекта. Такие тексты должны были отпугнуть юношу, помешав ему впасть в грех.
Одон Клюнийский призывал буквально заглянуть женщинам под кожу, чтобы увидеть, что в теле скрыты только грязь и нечистоты: «Если бы мужчины, обладай они подобно беотийским рысям даром видения внутренней сущности, могли бы видеть то, что скрывается под кожей, один вид женщины вызвал бы у них тошноту, ибо все женские прелести на деле есть не что иное, как кровь, желчь и мокрота».
В «Божественной комедии» Данте появляется сирена, поющая о том, как совращала моряков. Она «гугнива, с культями вместо рук, лицом желта» и источает смрад.
Надо сказать, что у этих идей была и своего рода феминистская критика — правда, в том же поле уравнивания красоты и духовных качеств. Лукреция Маринелла в трактате «О благородстве и совершенстве женщин и недостатках и пороках мужчин» писала, что женщины куда красивее грубых и нескладных мужчин, а значит, обладают превосходством.
Уродливыми считались, кроме того, варвары-язычники. Их телесное несовершенство служило отражением темной души, не принявшей Христа. На картине Босха «Несение креста» только Христос и святая Вероника имеют правильные черты и спокойное выражение лица. Остальная же толпа — сборище отменно отталкивающих персонажей с нарочито искаженными физиономиями. Некоторым из них, чтобы подчеркнуть варварскую природу, Босх добавил еще и пирсинг на лице.
Тициан. «Любовь небесная и Любовь земная» (ок. 1514). Источник
В то же время в европейской культуре хватало и образов, связанных с возвышенной красотой. Однако во всех этих случаях красота идет рука об руку с чистотой помыслов и невинностью. В некоторых случаях восхищение прелестью возлюбленной — это мистический способ соединиться с Богом, и красота тут понимается как отблеск божественного блага. Подобным образом в «Божественной комедии» Данте воспринимает одухотворенную красоту Беатриче.
В куртуазной культуре трубадуров и в рыцарских романах возникает идеал прекрасной дамы. Прекрасна она не только потому, что красива внешне, но и благодаря своему особому, недоступному положению, которое создает вокруг нее чуть ли не ореол святости.
По некоторым версиям, трубадуры испытали на себе влияние катарского учения или арабской мистической поэзии, что и сформировало пренебрежительное отношение ко всему плотскому. Впоследствии, переоткрыв поэзию трубадуров, схожий идеал женщины-ангела создали поэты-романтики. Красота в романтизме — способ вырваться из плена обыденности и получить опыт особого возвышенного состояния души.
В эпоху Возрождения телесность реабилитировали, однако философия всё равно трактовала физическую красоту в тесной связи с красотой духовной. Неоплатоники флорентийской школы, соединяя античные источники и христианские каноны, воспевают божественную, сверхчувственную красоту, которая выражается через земную — как в человеке, так и в природе.
Зримым воплощением этой идеи можно назвать картину Тициана «Любовь небесная и Любовь земная». Женские образы, отсылающие к «двоякой Венере» из комментария Марсилио Фичино на «Пир» Платона, могут трактоваться как два проявления целостной мистической красоты. В отличие от средневековых сюжетов, с плотью тут все в порядке, она не смердит и не покрыта червями, а предстает прекрасной. Это возможно благодаря одухотворенности, которую дарит «любовь небесная».
Античный идеал целостности прекрасного духа и тела, соединяясь с христианской мистикой и получая развитие в философии, искусстве, педагогике (идеал гармоничного воспитания юношества), сформировал образ «идеального человека», сохраняющий гегемонию на протяжении всей европейской истории.
Как красота и уродство меняются местами
Иногда писатели переставляли красоту и некрасивость местами, чтобы ярче выразить идею.
В художественной литературе XIX века встречаются сюжеты, которые нарушают классическую схему прямого соотношения между внешним и внутренним ради драматического и дидактического эффекта.
Дориан Грей у Оскара Уайльда пытался избежать результатов порочного образа жизни. Все удары принимал на себя проклятый портрет, тогда как лицо Дориана оставалось таким же прекрасным, молодым и невинным (в том числе, спасая его от проблем с законом). Однако чистота Дориана — только маска, за которой скрывается безобразный старик, чья отталкивающая внешность отражает нравственное уродство и преступные поступки. Сколько ни прячь его на чердаке, он всё равно никуда не денется, и однажды все увидят, каков изящный светский денди на самом деле.
Нечто похожее случается и с Нана, героиней одноименного романа Эмиля Золя. Беспринципная куртизанка становится причиной несчастья многих людей, относясь к этому с полным равнодушием, и бессистемно сорит деньгами, ни в чем не находя настоящей радости. Нана очень красива — чувственной, грубоватой красотой, описанию которой в романе уделяется много внимания. В финале же она умирает от оспы, превратившей ее лицо в сплошную массу гноящихся волдырей. Так Нана символически разоблачена — не зря на протяжении всего романа Золя подчеркивал контраст между ее привлекательностью и тлетворным влиянием, которое она оказывала на окружающих.
В обоих случаях уродство, символом которого служат старость, болезнь и разложение, скрывается до поры до времени. Мир видит только красивое лицо. Но когда под жизнями героев пора подвести итог, их «истинная сущность» проявляет себя во всей красе — вернее, в вопиющей некрасивости.
Впрочем, изредка в литературе романтизма отталкивающее лицо служит контрастом для чистой души, как в произведениях Виктора Гюго. Горбатый, хромой и почти одноглазый Квазимодо обладает добрым сердцем и, в отличие от злобного Клода Фролло, способен питать нежные и возвышенные чувства. То же можно сказать и об изуродованном компрачикосами Гуинплене — Человеке, который смеется.
С другой стороны, в романах Гюго есть персонажи привлекательные внешне, но уродливые духовно. Красота Феба де Шатопера покоряет Эсмеральду, однако его поступки выдают человека пустого, трусливого и лишенного благородства. Красавица герцогиня Джозиана — особа развращенная и жестокая. Контраст натуры с приятной наружностью служит дополнительным способом показать дурные черты человека и добавляет историям назидательности.
Сказочные архетипы ума–красоты–доброты
Калокаготийные представления выходят далеко за пределы академического мира и высокого искусства, пронизывая массовое сознание. То, насколько глубоко и архетипично отождествление внешнего и внутреннего, доказывает народная культура с ее сказочными персонажами.
Золушка была вся в покойную мать, которая, если верить Шарлю Перро, была «самой красивой и доброй на свете». Каждая из семи фей в «Спящей красавице» преподносит принцессе свой подарок: одна — красоту, вторая — доброе сердце, третья — ум… Словом, принцесса укомплектована всеми добродетелями разом. «Было у одной вдовы две дочери; одна была красивая и работящая, а другая — уродливая и ленивая» — так начинается «Госпожа Метелица» братьев Гримм. Мать больше любит вторую, всячески обижая первую, но в финале справедливость торжествует: хорошая вознаграждена, плохая — наказана.
Собственно, все положительные сказочные героини или изначально прекрасны, добры и умны, или получают какие-то из этих качеств в награду, чтобы набор был полным.
Высокое фэнтези, которое заимствует у сказок и эпоса главные тропы, часто идет по тому же пути. Для Толкиена, как человека с классическим образованием, было логично опираться на античные идеалы, создавая образы эльфов. Они умны, прекрасны и обладают связью со светом верховного божества Эру Илуватара, который озаряет мир подобно платоновскому Благу. Также эльфы хранят жизнь и порядок в Средиземье — покровительствуют природе, где, в духе философии Марсилио Фичино, растворена магия создателя мира.
Михаил Беломлинский, иллюстрация к повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (1976). Источник
Противоположность эльфам — орки, в которых нет решительно ничего хорошего. Они злобные, уродливые и недалекие, а вся их деятельность сводится только к разрушению и осквернению завоеванного. Таким же образом у Платона в «Горгии» калокагатии «достойного человека» противопоставляется «несправедливость, распущенность и безрассудность». Что характерно для монистического мира Толкиена, орки не были созданы такими варварами и негодяями: изначально они были эльфами, светлую природу которых изуродовала темная магия Мелькора.
Прямое продолжение сказочных сюжетов — мультфильмы Disney, как основанные на известных европейских сказках, так и оригинальные.
Классический эпитет для принцессы — прекрасная. К какому бы народу ни принадлежали героини Disney, они неизменно хороши собой и имеют примерно одинаковые пропорции лиц и фигур. Также диснеевские принцессы добры, милы, помогают слабым и созывают песнями лесных зверей. А вот диснеевские злодеи обычно некрасивы и в возрасте.
В 2010 году в Аппалачском государственном университете было проведено исследование: психолог Дорис Баззини проанализировала 21 личностный аспект героев и заключила, что физически привлекательные персонажи Disney демонстрируют более высокий интеллект, меньшую агрессивность и более высокие моральные качества.
Максимально прямо выраженный принцип «что внутри, то и снаружи» характерен и для культуры комиксов, в основу которой легли палп-фикшн и образы древних героев. Персонажи комиксов созданы так, чтобы их облик был максимально говорящим и символичным.
Супермен и Чудо-женщина — это практически прямое выражение античного идеала доброты–ума–красоты. В них прекрасно и правильно всё, начиная от рельефных мускулов и заканчивая добрыми намерениями по спасению людей. Тогда как крючконосый, нескладный и хромой Пингвин коварен и преступен, а у Джокера или Харви Дента (Двуликого) агрессия и безумие буквально написаны на лице.
Рациональное мышление о красоте
Наши заключения о том, как связаны красота и внутреннее содержание, часто подвержены ошибкам мышления. Эффект ореола, или, как его еще называют, гало-эффект, — это проявление аффективной эвристики, когнитивное искажение, благодаря которому общее впечатление об объекте распространяется на восприятие его частных особенностей.
В случае с внешностью человека эффект ореола называется стереотипом физической привлекательности. Внешняя привлекательность будто рассеивается облаком вокруг человека, затрагивая различные проявления и сферы жизни.
Исследовательницы Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфилд провели эксперимент с американскими учителями, показывая им фотографии детей для оценки предполагаемых способностей. Выяснилось, что более симпатичного ребенка чаще считают успешным в учебе. Согласно исследованию Карен Дион, к детям, чья внешность считается менее привлекательной, проявляют меньше доброты и такта.
Школой сегрегация по внешности не ограничивается. На работу чаще берут кандидатов с конвенциально привлекательной внешностью (хотя открыто HR-специалисты и руководители утверждают обратное), и зарплата у таких людей выше. Специалист по ИИ и популяризатор науки Элиезер Юдковский обращает внимание на исследования, свидетельствующие, что привлекательные люди чаще получают помощь в сложных ситуациях и имеют преимущества во время судебных процессов, вдвое чаще получая более легкие наказания.
Также присяжные реже признают виновными подсудимых в очках — очки символически соотносятся с интеллигентностью и безобидностью. Для справки: очки в толстой оправе носил, например, маньяк Андрей Чикатило.
Таким образом, из-за когнитивных искажений, связанных с внешностью других людей, мы можем неверно оценить ситуацию. Например, согласиться на невыгодные условия сделки с красивым менеджером, довериться симпатичному шарлатану или поверить, что у привлекательного партнера точно не может быть ЗППП, и халатно отнестись к предохранению.
Мы часто полагаем, что красивые люди обладают желательными для нас качествами. Причем они зависят от доминирующей культуры. Например, в коллективистской Корее с внешней привлекательностью связывают порядочность и альтруизм, потому что именно они ценятся в обществе. Тогда как на Западе с привлекательностью будут соотносить, скорее, талант и личную успешность.
Современное искусство пересмотрело художественное понятие красоты, предлагая вовсе бросить его с корабля современности. Что-то подобное происходит сегодня и с представлениями о телесной красоте: в моду входят модели с нестандартной внешностью, актрисы в возрасте нарушают устоявшиеся представления о том, что красота обязательно равна молодости, а кто-то предлагает сместить с внешности фокус внимания (взять, например, новый формат календаря Pirelli).
Тем не менее нельзя отрицать, что понятие красоты пронизывает всю человеческую культуру. А главное, из-за древнего калокагатийного понимания ее как «добродетели» красота никогда не была «просто красотой». Это понятие всегда существовало в тесной спайке с чем-то большим.
Представление об абсолютности красоты коренится в греческой метафизике, напрямую отсылая к мистической идее всего самого благого. Поэтому мир еще долго будет лихорадить из-за споров о том, что прекрасно, а что нет, и почему это (не) важно.
Однако красота и высокие моральные качества необязательно поставляются в комплекте, к тому же ничто из этого не имеет и прямой связи с интеллектом. Комбинации качеств в живых и противоречивых людях могут быть самыми разнообразными и неоднозначными — как и способы их оценки.
«Вы должны насторожиться, если вам кажется, будто вы можете разделить всех своих знакомых на чистых ангелов и демонов», — пишет Элиезер Юдковски. Конкретизировать то, что нам нравится, и отделять его от того, что нам обоснованно не нравится, не позволяя этим вещам влиять друг на друга, — полезное умение.