Что способствовало возникновению полиса
Тест по истории на тему «Древняя Греция»
Тестовое занятие по теме:
Группа №______ дата____________________
1. Самоназвание народа, создавшего древнегреческую цивилизацию
б) ионийцы г) эллины
2. Колонизация греками западного, северного и южного направлений происходило в
а) крито-микенскую эпоху
б) период великой греческой колонизации
в) архаический период Древней Греции
г) классический период Древней Греции
3. Что способствовало возникновению полиса
а) разделенность морских островов
б) коллектив собственников земли, ремесленников, торговцев обладавших равными правами
в) примитивная сельская община, отделённая от другой общины
г) верно всё указанное
4. Основные хозяйственные занятия граждан полиса
а) земледелие в) торговля
б) ремесло г) всё выше перечисленное
5. Назовите условия, обеспечивающие свободу полиса и её граждан
а) самодостаточность полиса
б) широкое развитие торговых связей с разными странами
в) политическая независимость
г) высокие гуманистические идеалы
6. Что такое наёмничество
а) наем раба для работы в поле
б) наем воина для сражений
в) раб является младшим членом семьи
г) раб являлся военным слугой
7. Где в основном использовался труд рабов
а) торговля в) рыболовство
б) сельское хозяйство г) ремесло, добыча полезных ископаемых
8. Основная причина кризиса полиса
а) постоянные войны в) пожары
б) экономическое неравенство граждан г) их завоевания
9. Главный результат походов Александра Македонского
а) преодоление политического кризиса греческого полиса
б) уничтожение державы Ахеменидов
в) начало эпохи античности
г) начало эпохи эллинизма
10. Что НЕ являлось чертой эллинистической монархии
а) соединение греческих и восточных принципов государственного управления
б) сильная власть монарха
в) частная собственность на землю
г) подавление свободы поданных
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-705799
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Возникновение полиса. Великая греческая колонизация
Возникновение полиса
В VIII веке до н.э. «тёмные века» сменились новым подъёмом греческих земель. Именно тогда впервые было по достоинству оценено богатство Греции полезными ископаемыми. Железо позволило обрабатывать каменистые почвы, строить мосты, дороги и корабли. Медные рудники Эвбеи давали материал для литья бронзовых статуй. Красноватая глина Аттики и зеленоватая из Коринфа шла на изготовление художественной керамики, которую скупали повсюду. Милетяне научились делать шерстяную пурпурную ткань не хуже финикийской.
Обмен товарами потребовал усовершенствования их перевозки. Греки стали строить большие торговые суда, легкие триеры, изобрели якорь. Для облегчения контактов и убыстрения обмена с VII в. до н. э. начали применять деньги в виде небольших слитков с твёрдо установленным весом и эмблемой государства (монеты), а веком раньше на основе финикийского был создан греческий алфавит с гласными буквами.
Производство железного вооружения (мечей, наконечников копий и стрел, панцирей, шлемов) привело к перевороту в военном деле. Теперь ударной частью войска стала не колесница, как в ахейские времена, а пехота, состоявшая из тяжеловооружённых воинов. Поскольку железное вооружение было дешевле, его могли купить люди среднего достатка. Основой греческого войска стали гоплиты. На поле боя они выстраивались в фалангу, укреплённую с флангов отрядами всадников.
В период архаики центром жизни были не царские дворцы, как в ахейский период, а полисы – города-государства. Полис был объединением граждан, живущих в городском поселении и сельской округе. Они вели своё происхождение от общих предков, чтили, кроме общегреческих, местное божество-покровителя (например, афиняне – Афину).
Полноценный гражданин своего маленького отечества воспитывался и жил с ощущением единства своих прав и обязанностей перед коллективом. Эта идея вырастала из мифологии греков – из того порядка, который принесло в мир поколение богов-олимпийцев, и из подвигов героев, стоящих на страже этого порядка. В дальнейшем философы, поэты, политики развивали эту идею в понимании того, что ради блага Родины, давшей человеку надел отеческой земли и полноту прав, можно и должно поступиться личным благом.
Великая греческая колонизация (VIII–VI вв. до н. э.)
Все крупные полисы того времени, кроме Спарты, были расположены в прибрежной полосе. C VIII века до н.э. греки начали осваивать торговые пути по Средиземному и Черному морям и основывать на их берегах множество поселений – колоний. Причиной колонизации стала в первую очередь перенаселённость греческих государств: скудные почвы не могли прокормить всё увеличивающееся население.
Жители, занимавшиеся ремеслом, нуждались в вывозе своей продукции, купцы мечтали разбогатеть на обмене товарами. Вдобавок во многих полисах начиналась борьба между знатью и простым народом – демосом, и проигравшим приходилось бежать на чужбину. Помогли и внешние обстоятельства: хозяева морей финикийцы были ослаблены завоеваниями ассирийцев.
Греческая колонизация шла по трём направлениям: на запад, на северо-восток и гораздо меньше – на юго-восток. Греки искали в далёких краях свободную и плодородную землю, места для поселения и выгодной торговли, до которых было относительно легко добраться по морю, вдобавок не встретив серьезного сопротивления местных жителей. Эти условия исключали азиатские и африканские берега.
В Египте в дельте Нила был основан только один город – Навкратис; через него в Элладу стал поступать папирус, и греки начали записывать свои сочинения. Сначала греки обратили внимание на побережье и острова Италии. Там было создано так много колоний, что юг Италии называли «Великой Грецией». Затем греки Ионии освоили более трудные северные маршруты к берегам Чёрного моря. Одному только Милету приписывали основание здесь нескольких десятков колоний. Среди них – современные города Феодосия, Керчь (Пантикапей), Поти (Фасис), столица Абхазии Сухум (Диоскуриада).
Первым действием переселенцев было водружение на новой земле священного огня богини Гестии как символа «перенесённого дома». Новый полис не только повторял своим политическим устройством покинутую родину, но гражданин колонии даже не терял гражданства своей метрополии и всегда мог туда вернуться. Колонии выручали свои «отеческие города» в голодные годы, отправляли посольства на праздники.
Трёхсотлетняя греческая колонизация недаром названа великой: она изменила весь греческий мир. Спрос на ремесленные изделия, вино и оливковое масло привёл к расширению их производства в Греции и обогащение демоса; люди стали лучше питаться и одеваться. Греки расширили свои знания о мире, о других народах и землях. Они ощутили себя единым народом – эллинами. И хотя гордые греки противопоставляли себя чужакам, называя их варварами, в колониях неизбежно происходили встреча и взаимопроникновение разных культур.
Тема 5. Предпосылки возникновения полисной организации. Вопрос о протополисе
В последнее время в науке для обозначения Гомеровского периода появился термин «предполисный период», акцентирующий внимание на условиях, которые привели к формированию главного феномена нарождающейся греческой цивилизации – полиса.
Истоки формирования полиса как общественной единицы многие исследователи ищут еще в Крито-Микенской эпохе, а точнее в исходной социальной ячейке древности – сельской общине и в главном принципе ее развития на Западе – взаимодействии общинного и частновладельческого начал. Рациональным импульсом последующего оформления этой общины была эпическая мудрость, а носителями этого импульса стали представители старинной знати, уходящей корнями в героическое Микенское время.
Время становления полиса охватывает две исторические эпохи в истории Древней Греции – Гомеровскую и Архаическую, то есть время с XI до конца VI в. до н.э. В это время основы греческой цивилизации и полисного строя складывались не из разложения родовых отношений, а на более сложной основе, которая включала в себя как богатое Крито-Микенское наследие, так и новые достижения Гомеровской эпохи, а также тот факт, что развитие греческого общества происходило на более продвинутом этапе всей человеческой цивилизации.
Предпосылки возникновения и факторы развития полиса. Основными причинами, вызвавшими к жизни полис, и одновременно факторами его первоначального развития и становления были:
Внешний фактор. Развитие Греции в это время происходило без вмешательства извне: столкновения между древневосточными державами, которыми так изобилует первая половина I тыс. до н.э., отдалили на длительное время вмешательство восточной деспотии в греческие дела. Как следствие греки вынуждены были не заимствовать восточный опыт, а искать собственные пути социально-политического развития.
Социальная мудрость древних греков, выразившаяся в своеобразии борьбы основной части общинников (демоса) с родовой знатью (аристократией). В этой борьбе в принципе не оказалось победителей и побежденных, но был достигнут уникальный социальный компромисс, по которому обе стороны согласились на новый общественный порядок, обеспечиваемый рабами – чужеземцами. Хотя демос сокрушил господство аристократии, он и сам пошел на уступки носителям начал знатности и богатства, благодаря чему в обществе утвердились принципы законности и согласия. По сути условий для обособления военной знати, которая могла бы подавлять остальных общинников, в Греции не сложилось. Знать вынуждена была считаться с демосом, а демос не мог окончательно свергнуть знать, связанную с исполнением жреческих, военных и иных обязанностей в обществе.
Природные условия. Ландшафт Греции и отсутствие на Балканском полуострове больших рек не требовали создания сильной центральной власти с большим аппаратом управления, руководящим всей хозяйственной жизнью. Микенские дворцы пали, поэтому общины в Греции развивались самостоятельно, без давления и вмешательства в их хозяйственную, социальную и общественную жизнь.
Великая греческая колонизация. Это своеобразное историческое явление было порождено развитием формирующегося полиса и стало одним из важнейших факторов распространения полиса по всему миру, а также одним из способов разрешения внутриполисных проблем. Благодаря колонизации грекам удавалось разряжать накаляющуюся социальную обстановку и обеспечивать баланс между количеством населения и размером территории, на которой это население могло существовать.
Демографический фактор. Быстрый рост населения привел к резкому обострению отношений между соседствующими племенными образованиями, способствовав их внутренней консолидации по типу города-государства. Хотя до настоящего государства в это время было еще далеко. Даже перейдя к городскому укладу жизни, греческое общество продолжало сохранять многие характерные черты эпохи разложения родового строя.
Переход греческого общества от родового строя к полисному происходил по трем основным линиям, которые находились в тесной взаимосвязи:
– от сельского общинного поселка к городу, как торгово-ремесленному, административному, культурному и религиозному центру;
– от разлагавшегося позднеродового общества к классовому обществу античного типа, в котором гражданский коллектив был четко отграничен от массы бесправных рабов и неполноправных чужеземцев;
– от власти местных царьков – басилеев, опиравшихся на узкий слой родовой аристократии, к правильному демократическому государству, управляемому непосредственно суверенным народом – гражданами.
Механизм образования полисов, а точнее, формирования исходной структуры для их последующего развития осуществлялся чаще всего посредством синойкизма, то есть сселения или насильственного объединения всех или значительной части жителей данной области в одно большое, более укрепленное и более жизнеспособное поселение. Иногда на промежуточном этапе объединялись сельские общины, которые впоследствии так и не превратились в города.
Другой путь формирования полиса был связан с колонизацией и завоеваниями, когда исходный полис по мере разрастания выводил ряд дочерних поселений – колоний, из которых впоследствии формировались самостоятельные полисы.
Таким образом, возникает вопрос о роли и месте в генезисе полиса сельских общин, синойкизм которых и означал его образование. А иначе вопрос о протополисе.
Проблема протополиса. Одной из пока еще нерешенных проблем может считаться проблема происхождения полиса в основных его аспектах как города, как государства и как гражданской общины, то есть проблема эволюции греческого общества в Послемикенскую эпоху. Проблема включает в себя несколько вопросов: 1) основные типы и формы поселений в Греции переходного периода и становление полиса как города-государства; 2) эволюция важнейших политических институтов раннего полиса: царской власти и народного собрания; 3) развитие основных элементов социальной организации полиса: гентильных объединений и т.д.; 4) социально-политический организм, предшествующий полису; 5) время начала формирования полиса.
В антиковедении нет однозначных ответов на указанные вопросы, поэтому они и является проблемными.
Андреев Ю.В. считает что началом генезиса полиса является Гомеровский период.Он подчеркивает наличие глубокого исторического водораздела, отделяющего Гомеровский период от Микенской эпохи. Катастрофические потрясения, пережитые греческим обществом в связи с охватившим Балканский полуостров на рубеже XIII–XII вв. «переселением народов», имели своим прямым результатом крушение всей политической и социально-экономической системы, составлявшей основу Микенской цивилизации в период ее расцвета. За гибелью последних микенских государств следует длительная полоса культурного упадка, политического безвременья и почти абсолютной изоляции Греции от внешнего мира. В этих условиях преобладающей формой социальной и политической организации становится небольшая изолированная община (демос), имеющая своим основным центром укрепленный поселок, который Андреев Ю.В. называет «первичной формой полиса» или «протополисом» с характерным для него нерасчлененным единством города и деревни. Дальнейшая эволюция раннегреческого полиса шла, как это показано Андреевым Ю.В., по линии интеграции ряда мелких общин вместе с их укрепленными центрами (первичными полисами) в более крупные политические образования типа города-государства (собственно полиса). Этот процесс, принимавший во многих районах Греции форму синойкизма, имел своим естественным результатом резкое размежевание города, ставшего теперь основным политическим и экономическим центром общины и подчиненной ему деревни. Подтверждает он эту гипотезу и фактом наличия множественности басилеев, который доказывает что полис возник в результате слияния нескольких (или многих) первичных общин (каждая со своим особым вождем) в одну городскую общину.
Таким образом, Ю.В. Андреев называет протополисом укрепленные центры общин, возникших после падения микенских цитаделей. Однако характер самих этих элементарных общинных структур он нигде не раскрывает с достаточной полнотой и ясностью.
Фролов Э.Д.развивает концепцию Андреева Ю.В. дальше, выдвигая ряд новых положений. Он утверждает, что корни полисного строя следует искать в Микенском обществе. Он не отрицает известного перерыва в поступательном развитии греческого народа после дорийского нашествия, но считает разрыв не таким принципиальным как Андреев Ю.В. Он говорит, что этот перерыв, высвободил из-под власти ахейских дворцов сельские общины. Гомеровская эпоха характеризовалась затянувшимися этнополитическими пертурбациями, видимым регрессом и стагнацией во всех сферах общественной жизни, но вместе с тем и сложным, таившим в себе новые возможности, взаимодействием различных культур – умирающих дворцовых центров, освободившихся от их гнета сельских общин, утверждавшихся на новых местах племен завоевателей. К концу этой эпохи заново накапливавшаяся потенция к развитию реализовалась в возникновении первичных организмов раннеклассового общества – протогородских и протогосударственных центров, протополисов. Следующая, архаическая эпоха была уже отмечена радикальными техническими, социально-экономическими и культурными сдвигами, результатом которых было окончательное формирование полиса.
Разумеется, совершенно отчетливо характеристики полиса прослеживаются только на заключительной стадии, в Архаическую эпоху. Тогда явственно проступают уже контуры и настоящего античного города, и гражданского общества, и правильного государства. Однако зародыши этих образований обнаруживаются гораздо раньше. Исходным генетическим ядром полиса, как уже указывалось, надо считать древнюю сельскую общину микенского и субмикенского времени, но не всякую вообще, а особенно выдававшуюся своей укрепленноcтью и жизнеспособностью, способную, в случае необходимости, стать общим убежищем всего племени, – то, что иногда называют эгейским протополисом. При этом, помимо ландшафта, свою роль в выделении поселения в протополис могли сыграть старинные традиции – постольку, конечно, отдельным древним поселениям удавалось сохранить свои функции и свое значение также и после пертурбаций в конце II тыс. до н. э., на всем протяжении дальнейшего переходного периода. Иными словами, процессу урбанизации в послемикенской, архаической Греции могло содействовать то важное обстоятельство, что в ряде случаев он развивался не на пустом месте, а на основе, унаследованной от микенского или позднейшего, но тоже достаточно еще раннего времени. Однако переоценивать урбанистические качества первоначальных протополисов не приходится, тем более, что наши сведения о них крайне ограничены. Как бы там ни было, в XI-IX вв. до н. э., – а скорее к концу этого периода, – археологически выявляется целый ряд таких послемикенских протополисов: главным назначением такого городища было служить убежищем для некоторой массы населения, сплоченной общностью происхождения и организации в более или менее крупное единство. Эти протополисы были невелики по объему и весьма примитивны по характеру: скопища небольших, как правило, в одно помещение домиков, квадратных или овальных в плане, сложенных из кирпича-сырца, с соломенной кровлей; никаких следов правильной общей планировки или хотя бы четко обозначенного общественного центра. С городом такое раннее городище сближали только компактность застройки и наличие укреплений в виде стены, опоясывавшей все поселение, или акрополя, к которому оно тогда жалось. Однако, будучи центром притяжения для населения округи сначала как убежище, а затем, после сооружения здесь святилища божеству – покровителю и переноса сюда же резиденции правителя, также и как средоточие религиозной и политической жизни, такое городище со временем могло превратиться в настоящий многолюдный город, способный играть роль универсального центра – и религиозного, и военно-политического, и экономического. Все же эта характеристика гомеровского протополиса правильна лишь в принципе, поскольку она опирается на единственный образец – Трою. Однако, доказательством процесса возникновения и развития протополиса в Гомеровскую эпоху служат кординальные различия между Троей, которая является образцом раннего протополиса, и городом сказочного народа мореходов–феаков на острове Схерии, который можно считать поздним протополисом. С городом гомеровский протополис роднят его центральное положение, укрепленность и компактность застройки, но ни в социально-экономическом, ни в политическом отношении он еще не является городом-государством. Он не выделился из сельской округи и не противостоит ей как центр ремесла и торговли. Его население в принципе совпадает с совокупностью данного народа, с массою составляющих этот народ соплеменников–землевладельцев. В нем нет институтов – учреждений и зданий, – воплощающих власть, отделившуюся от народа. Но в нем уже есть зачатки всех указанных признаков. В любом случае очевидно значение самого факта появления в «Одиссее» протополиса нового типа, гораздо более прогрессивного, чем тот, что нашел отражение в «Илиаде» в образе Трои.
Кирстен Э. выводит ранний полис непосредственно из микенской цитадели. В основе эволюции цитадели в полис лежит, по его мнению, процесс постепенного упадка и распыления царской власти и замены ее рядом аристократических магистратур. В результате дробления власти происходит ее ослабление, распад централизованного дворцового хозяйства на отдельные общины, крайнее измельчание политических структур и появляется ясно выраженная тенденция к максимальной дезинтеграции, что является отличительной чертой послемикенской эпохи.
Кроме этого, есть и мнение, что поселки Гомеровского времени нельзя считать ни полисом, ни протополисом, так как зарождение этого института происходит только в Архаическую эпоху. Причем ранее всего полисы зарождаются в колониях греков в Малой Азии, где община, находясь в чужеродном окружении, вынуждена консолидироваться, приходить к социальному компромиссу, организовывать ополчение и т.д. Колонии, оказывая влияние на метрополии, привели к распространению этих тенденций и в самой Балканской Греции.
Так или иначе, вопрос об истоках греческого полиса – это вопрос и об истоках греческой цивилизации в целом.