Что значит полицейское государство
Полицейское государство как убийца
Люди часто спрашивают: что такое полицейское государство? Можно объяснить вполне чётко: это государство, главная задача которого заключается в уничтожении прав и свобод человека.
Но полицейское государство способно уничтожать не только права и свободы, оно уничтожает людей, то есть становится государством-убийцей. И все его винтики – от гоблина-рядового до обезумевшего от всевластия генералиссимуса – заняты именно этим: убивают людей. И морально, и физически.
Домой к редактору нижегородского издания Koza.press Ирине Славиной пришли вчера в 6 часов утра с обыском 12 облечённых властью гоблинов из подземелья охранки, болгаркой вскрыли дверь. Пришли как к свидетелю по делу, которое стало, наверно, самым многочисленным по числу затронутых людей – делу «Открытой России», в которой Ирина Славина не состояла.
Что было в голове этих двенадцати гоблинов, не знает никто. Скорее всего, там ничего не было: пустота. Приказали прийти с обыском, изъять всё к чёртовой матери. Пришли, разбудили, подняли дом мирных людей вверх дном, всё вытрясли, изъяли всю технику. Добыча захвачена. Теперь будут копаться в личной переписке, искать семейные письма и фото.
В марте 2019 года Ирину Славину оштрафовали на 20 тыс. руб. за акцию памяти Бориса Немцова, потом в октябре на 70 тыс. руб. за текст об установке мемориальной доски людоеду Сталину. Этот пост сочли «неуважением к власти и обществу». Страшное решение Ирины Славиной рождалось не в один день и не в один час: это решение накопившегося годами отчаяния. Гоблины у власти – как жить одновременно с ними и не сойти с ума?
Можно сколько угодно говорить о том, что события обыска и предшествующих преследований, постоянной травли не должны быть причиной ухода из жизни. У кого-то – не становятся, а у кого-то – становятся. Гоблины добили Ирину Славину вчера и сегодня, могли – раньше, могли – позже. Абсолютно не важно, какие мысли ворочались в их пустых головах. Важно, что в итоге случилось.
Против всех причастных к обыскам, задержаниям и штрафам в отношении Ирины Славиной должно быть возбуждено уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Все они должны сидеть на скамье подсудимых. Всем им пожизненно необходимо запретить работать в любых государственных структурах и представлять Российскую Федерацию на любом уровне.
Полицейское государство – это государство лжи, несвободы и насилия. Это государство способно довести до самоубийства человека, потому что сутью существования такого государства является моральное и физическое уничтожение всех несогласных с ним. Мартиролог этого государства огромен. Там убитые, покалеченные, униженные, оскорблённые и задавленные властью гоблинов люди. Сегодня этот мартиролог пополнился именем Ирины Славиной.
Установление и судебное преследование всех виновных в смерти Ирины Славиной теперь является долгом всего гражданского общества.
Полицейское государство
Полице́йское госуда́рство — образное выражение, используемое для общественного строя, при котором власть жёстко (в том числе, с помощью репрессий) стремится контролировать социальную, экономическую и политическую жизнь граждан.
В полицейском государстве законодательная и исполнительная власти слабо разделены; такое государство зачастую имеет признаки тоталитаризма или авторитаризма.
Признаки полицейских государств являются спорными; сами государства не называют себя так. Обычно термин «полицейское государство» используется внутренними и внешними противниками существующего режима.
Содержание
История происхождения термина
Примеры полицейских государств
К примерам полицейского государства можно отнести ЮАР в эпоху апартеида, или Германию времён Третьего рейха, а также любое государство, в котором действует военная хунта.
«„Является ли Америка полицейским государством?“ Мой ответ: „Может быть ещё нет, но она быстро к этому идёт“.» [7]
Вымышленные полицейские государства
В новелле Джорджа Оруэлла «1984» описывается Британия, находящаяся под властью тоталитарного социалистического режима и ведущая нескончаемую войну. Война является поводом для подавления всяческих прав и свобод, проведения полицейских операций. Вследствие такой политики в государстве подавлена не только свобода действия, но и свобода мысли.
Страна неизвестных отцов в романе «Обитаемый остров» представляло собой государство, в котором несколько анонимных правителей манипулировало общественным сознанием большинства граждан с помощью специальных башен. Излучение башен не манипулировало сознанием так называемых «выродков», которыми являлись все неизвестные отцы и некоторые немногочисленные граждане, которые сопротивлялись этим правителям. Однако при включении башен выродки испытывали ужасную головную боль. На землян башни не действовали никак.
Роман-антиутопия Евгения Замятина «Мы» рассказывает об обществе, находящемся под тотальным контролем государства. Люди живут в домах со стеклянными стенами, что позволяет контролировать даже интимную жизнь, имена и фамилии заменены номерами, единственный способ получать информацию — подцензурная правительственная газета.
Тема полицейского, тоталитарного государства была основной также в известных произведениях Синклера Льюиса «Это не может случиться здесь», Алана Мура «V — значит вендетта» (и одноимённом фильме).
Понятие и признаки полицейского государства, как одного из типов государств
Полицейское государство
Полицейское государство представляет собой один из самых распространенных типов государства. К его разновидностям вполне могут быть отнесены какие-либо восточные деспотии, абсолютные монархии европейских корней (XV-XVIII веков), государства тоталитарного характера XX века – в роли которых выступают Германия, Италия, Испания, Португалия, Япония, СССР.
Потребность в создании государства полицейской направленности была основана на идее неспособности людей самостоятельно заниматься организацией своей личной жизни для достижения счастья. В качестве такого организующего начала выступает специальное организационное государство в лице императора, монарха, вождя, основной целью которых является обеспечение блага народа.
«Французская нация, – как в свое время отмечал король Людовик XIV, – не составляет самостоятельного тела, она полностью заключается в особе короля». Тем не менее счастья всеобщего характера, а также благополучия можно достичь только благодаря жесткой регламентации всех сфер деятельности человека, четкому определению того, что тому или иному человеку вообще стоит делать, а чего не стоит, пониманием что является злом. «Народу, – по мнению императора немецкого происхождения Фридриха Великого (который родился в 1152, а умер 1190 году), – как ребенку, который болеет, следует указывать, что ему необходимо есть и, что потребуется пить».
В процессе осуществления такой достаточно благородной цели, как счастье народа, считалось, что любые средства, которые будут использоваться хороши. Для того чтобы достигнуть данную цель устанавливалась специальная всеобъемлющая опека чиновничества и полиции над всем населением. Осуществляя описание работы такого государства, историк из Франции А. Токе иль (1805-1859) отметил:
Для того чтобы осуществлять руководство всем в Париже. потребуется изобрести тысячи способов контроля. Переписка со своими размерами уже громадна, а медленность процедуры административного характера настолько велика, что я никогда ранее не встречал ситуации, когда приход получал бы конкретное разрешение починить какую-либо колокольню или дом священника раньше, чем через год после подачи данной просьбы.
Деятельность государства
Деятельность государства полицейского правопорядка не контролировалась правовыми нормами, она определялась свойственной ей целесообразностью, то есть тем, что было выгодно королю и его приближенным. Именно поэтому, уже при Людовике 14 достаточно широко применялись открытые бланки, которые содержали в себе определенный формальный приказ об аресте, подписанный самим королем. Распоряжались такими бланками высшие сановники. Стоило только написать на бланке фамилию конкретного человека, чтобы обречь его на бессрочное заключение в тюрьме.
Что же касается власти чиновничества, то она была настолько великой, а личность была настолько бесправна, что человек превращался в то, что позже Сталин назвал «винтиком государственного механизма», в его неотъемлемую часть и попросту не мог существовать самостоятельно. Из полицейского государства один из теоретиков – Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) предполагал: «В том случае, если какой либо гражданин отказывается подчиняться воле общего характера, то он будет к этому принужден всем организмом (в качестве организма в то время понималось именно государство), а это в свою очередь означало, что его силой принудят быть свободным.».
Отсюда можно сделать вывод, что государство полицейского характера можно описать определенным чрезмерным развитием конкретной карательной функции, которую в свое время осуществляет специальная система разветвленной направленности государственного насилия: армия, органы, которые занимаются защитой правопорядка и безопасности, тюрьмы.
Развитие полицейской теории
Самое большое развитие теория полицейского государства нашла в практике определенных тоталитарных режимов. Государство тоталитарной направленности является специальной разновидностью полицейского, оно появилось в далекие 30-е годы 20 века. Сущность данного государства можно показать словами лидера итальянских фашистов Муссолини (1883-1945): «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Другими словами, ничто человеческое не может существовать само по себе, еще в меньшей степени оно обладает какой-либо определенной ценностью за пределами данного государства.
Установление «государства тотального характера» (оно в свою очередь занимается полным контролем всего: мысли, чувства, какие-либо действия и различные поступки людей, организаций) возможно в обществе, которое в свое время раздирает вечная борьба, а также конфликты, экономические кризисы и нестабильность, где существует определенная угроза распада целостности государства, опасность его завоевания соседями. В данных условиях происходит концентрация всей полноты власти государственного характера в руках лидера (также его называют вождем), которого рассматривают в качестве спасителя нации.
Под данным предлогом запрещаются все партии политического порядка, кроме специальной правящей партии, распускается парламент, отменяются конкретные статьи, которые служат гарантией прав человека.
Но все таки несмотря на черты отрицательного характера, специальное полицейское государство создает конкретные предпосылки для осуществления процесса перехода к правовому, что особенно характерно для периода феодальной раздробленности. Прежде всего это выражается в утверждении целостности, а также единства государственной власти, в преодолении политической и, конечно, экономической нестабильности.
«Полицейское государство»: подпадает ли Россия под это определение?
Содержание статьи
Для того чтобы объективно разобраться в вопросе о степени принадлежности понятия «полицейское государство» к России, следует произвести некий последовательный анализ, который бы смог точно и по фактам доказать или опровергнуть данное суждение. Здесь важно определить основные черты и формы правления, подпадающие под эту категорию, а также понять каким образом достигается стабильность и долгосрочность данного режима на фоне мировых демократических процессов.
Формулировка «полицейское государство» появилась в 18-19 веках, и к ней стали относиться страны, где все управление консолидировалось в руках элитной группы людей, использующей для утверждения и контроля своей власти силовые структуры. Исторические примеры возникновения данной формы государственного правления свидетельствуют о том, что природа ее появления основана исключительно на всеобщем хаосе и анархии. Ведь максимальное расслоение общества в данном случае способствует возникновению желания у большинства людей создать сильную власть, способную установить порядок. Именно в это время и начинают пробиваться к вершине государственной иерархии недавние лидеры бандитских группировок под лозунгами «Стабильность и порядок».
Каким образом появляются государства с приставкой «полицейские»?
Как правило, страны, попадающие под понятие «полицейское государство», ярко декларируют уважение к правам человека и защите демократических свобод. Однако в риторике представителей власти регулярно звучат фразы о «жесткой вертикали управления», «дисциплине» и «наведении должного порядка». Естественно, в условиях дестабилизации общественного устройства большинство людей, уставшее от массовых бесчинств и анархии, соглашается на такие меры. Соответственно и роль силовых структур, включая в первую очередь полицию, становится главенствующей в этом процессе.
Поэтому представители полицейского ведомства, в служебные обязанности которых непосредственно входит защита правовых норм, регламентирующих общественный порядок, становятся важнейшим инструментом власти. Характерным явлением в данном случае становится тот факт, что со временем такого рода серьезный контроль начинает распространяться на все сферы жизнедеятельности общества. Причем задекларированная властью стабильность никак не может наступить.
А на злободневные тематические вопросы общественности, адресованные к власти, официальные представители элиты заявляют о наличии серьезной внешней и внутренней угрозы. Полицейское государство апеллирует к гражданам об установлении необходимых мер безопасности, которые связаны с бдительностью и сотрудничеством с силовыми структурами.
Исторические примеры
Мировая история знает достаточное количество классических примеров полицейских государств. Ведь любая смена режима власти подразумевает объективное ужесточение мер ее удержания. А в минувшем столетии таких событий на планете было немало.
К наиболее показательным случаям установления режима полицейского государства можно отнести Испанию при правлении Франко, Чили под гнетом Пиночета и Турцию при «кемализме». Мировая общественность тогда пребывала в шоке от тех деспотичных действий, которые происходили в этих странах. И самое печальное, что данные проявления тирании и попрания всех политических и социальных свобод были направлены не на установление порядка и дисциплины, а на воспитание в обществе страха и беспрекословного подчинения воле правителя.
Всем понятно, что современное гражданское общество должно всеми силами противодействовать таким формам государственного устройства. В данном контексте важно понимать, что страна не может фактически преобразиться на основании лишь провозглашенных лозунгов. Ведь политические и социальные свободы и приверженность к демократии зависят не от их декларирования, а исключительно от реализации, основанной на фактическом исполнении.
Получается, что за свою стабильность общество зачастую позволяет государственной власти жестко контролировать общественную и политическую сферы жизнедеятельности в стране. Причем правовые нормы, стоящие на защите граждан, начинают трактоваться настолько вольно, что создается упрощенная практика руководства судебной властью, выхолащиваются неугодные СМИ и подавляется оппозиция.
Понятие «полицейское государство» и Россия
Конечно же, для граждан России очень важно понять, что представляет собой современное государственное устройство в нашей стране. Ведь известные формы авторитаризма, олигархии и полицейского государства не могут считаться обоснованными и удовлетворительными в аспекте динамичного развития и установления демократических свобод.
Наиболее характерные примеры полицейских государств из международной жизни очень показательны. Обычно данные режимы направляют весь ресурс силовых ведомств на защиту интересов правящей элиты, куда, как правило, входят крупные монополисты и предприниматели (реже представители среднего класса). Таким образом, только эти слои населения могут ощущать себя защищенными и жить в комфортных условиях. Именно поэтому они всеми силами поддерживают данный полицейский режим.
Однако в нашей стране имеются показательные примеры, однозначно трактующие данную норму государственной власти, когда классовая принадлежность не является гарантией неприкосновенности. Судьба Ходорковского и Лебедева стала красноречивым свидетельством того, что экономическая элита российского общества не обладает статусом «небожителей». А с другой стороны граждане страны стали свидетелями ситуации, когда на уровне российской олигархии неугодные конкуренты устраняются руками силовых ведомств. В таком случае тематический опыт может свидетельствовать о том, что государственное управление начинает вмешиваться в фундаментальные основы экономики, которые не пошатнулись лишь по причине текущей лояльности общества.
Статистика и тематические выводы
Несмотря на многочисленные примеры попрания демократических свобод в России, нельзя однозначно применять понятие «полицейское государство» к нашей стране вне официально признанных фактов, которыми являются статистические данные. А согласно им в МВД РФ в настоящее время числится 914 500 человек. Такое количество полицейских делает Россию третьей в мире страной по абсолютному показателю. Только КНР (1,6 млн. чел.) и Индия (1,5 млн. чел.) опережают нашу страну по численности полицейского ведомства.
Однако данный статистический показатель не отражает полностью уровень жесткости государственного управления, ведь численность населения в приведенных странах значительно превосходят российские аналоги. Поэтому логично обратиться именно к числу полицейских, приходящемуся на 100 тысяч жителей страны. И здесь Россия оказывается в числе мировых лидеров, так как в Китае этот показатель равняется 120 чел., в Индии – 128 чел., в США – 256 чел., странах ЕС – 300-360 чел. Нашу страну опережают только некоторые карликовые государства, экзотические островные республики, Сербия, Белоруссия и Южный Судан. Даже во времена авторитарного режима в Советском Союзе данный показатель был почти в три раза меньше.
Учитывая, что МВД РФ является не единственной силовой структурой, которая защищает власть в стране (в Национальной гвардии насчитывается около 400 тыс. чел.), можно с уверенностью констатировать, что уровень «полицейскости» в нашей стране имеет очень существенные показатели. В этой связи следует понимать, что до настоящей демократии, основанной в первую очередь на менталитете граждан, России еще очень далеко. Так что, по всей видимости, нынешнее положение может измениться только благодаря эволюционированию всего общества, которое заставит и государство переоценить свои базовые ценности в пользу подавляющего большинства граждан нашей страны.