Что значит поэтическое предложение

Что такое поэтическое обращение?

Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!

Источник

Значение слова «поэтический»

Что значит поэтическое предложение. Смотреть фото Что значит поэтическое предложение. Смотреть картинку Что значит поэтическое предложение. Картинка про Что значит поэтическое предложение. Фото Что значит поэтическое предложение

1. Прил. к поэзия (в 1 и 2 знач.). Поэтическое произведение. Поэтическое воспроизведение действительности.«Горе от ума» есть в высшей степени поэтическое создание. Белинский, Горе от ума. Соч. А. С. Грибоедова. Верещагин или Дорошенко поставляли стихи, соперничая друг с другом на поэтическом поприще. Короленко, История моего современника. [Маяковский] обогащал не только поэтическую, но и живую речь. Тихонов, Александр Пушкин.

2. Связанный с творением поэзии (в 1 и 2 знач.), со способностью к поэзии. Поэтический талант. Поэтическое вдохновение. Поэтическое чутье.Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы. И. Гончаров, Обломов.

3. Проникнутый поэзией (в 3 знач.). Какой поэтический и грациозный рассказ! Какой поэтический и умиляющий душу образ смерти! Белинский, Гамлет, драма Шекспира. || Возвышенный, полный очарования и задушевности. Есть что-то особенно поэтическое в звоне колокола ночью, особенно такого звучного и гармонического, как лаврский. Гл. Успенский, У Троицы Сергия. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме. Л. Толстой, Война и мир.

4. Обладающий повышенной эмоциональностью, большой чувствительностью. Поэтическая натура.— Тебе каждая женщина нравится, а мне — одна из тысячи. Я люблю только один тип, который чрезвычайно редко встречается — тип поэтической женщины! Скиталец, Миньона. Душа у Мануйлы непростая, а поэтическая, он испытывает приступы тоски, имеет неопределенные желания, его тянет куда-то. М. Пришвин, В краю непуганых птиц.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПОЭТИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое [греч. poiētikos]. 1. Прил. к поэзия в 1 и 2 знач., литературно-художественный. Поэтическое творчество. П. дар. Поэтическое произведение. || Свойственный поэзии, стихотворству, стихотворный. Поэтическая вольность. Поэтические формы. Законы поэтической речи. 2. Выражающий, воплощающий творческое дарование, творческий порыв. П. замысел. Если б во мне билась поэтическая жилка, — я бы, вероятно, принялся писать стихи. Тургенев. 3. перен. Очаровательный, изящный, поражающий чувство и воображение (книжн.). П. вид. Поэтическая внешность. Поэтическое настроение. 4. перен. Возвышенный, идеальный (устар.). Начитавшись тогдашних романов и сладеньких стишков. считали обязанностью стоять за духовную любовь, которая называлась еще возвышенной,

благородной, поэтической, в отличие от земной.

Чужбинский. 5. перен. Приукрашенный фантазией, являющийся плодом пустого воображения (пренебр. устар.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

поэти́ческий

1. относящийся к поэзии ◆ Эти образы проникают всю эйдологическую ткань „Цемента», придавая его поэтическому языку своеобразный, а порой и однообразный отпечаток. Е.Ф. Никитина, ‎С.В. Шувалов, «Беллетристы современники», 1928 г.

2. связанный с созданием поэзии, со способностью к поэзии

3. проникнутый поэзией, возвышенный, задушевный

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит поэтическое предложение. Смотреть фото Что значит поэтическое предложение. Смотреть картинку Что значит поэтическое предложение. Картинка про Что значит поэтическое предложение. Фото Что значит поэтическое предложениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: экскурсионный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое поэтическое обращение?

Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!

Источник

что такое поэтическое обращения

Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например: Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин) В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд: Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков) Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский) О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)

Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!

Источник

Урок по русскому языку «Поэтическое обращение» (8 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ

Цели урока: дать понятие поэтического обращения, показать его отличие от обращения; определить роль поэтического обращения в тексте как изобразительно-выразительного средства.

1. Найдите обращение в предложенных стихотворных строках. Выпишите их.
1) – Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана! (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

2) И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

3) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз. (А.С.Пушкин «19 октября»)

2. Вспомните, что такое обращение. С какой интонацией оно произносится?
(Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.)
Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.

3. Что же такое поэтическое обращение?

Мы уже увидели, что в стихотворной, поэтической речи может использоваться обычное обращение. Значит дело не в том, какой перед нами текст, прозаический или стихотворный. Давайте попробуем разобраться,

в чем отличительные особенности поэтического обращения.

Прочитайте отрывки из текстов русских народных песен. Определите, к каким силам обращается человек. Выпишите обращения.

1) Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,

Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду..

(«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая..»)

2) Соловеюшка премилый,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-ка дружку моему…

3) Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкий поклон…

(«Из-за лесу, лесу темнаго…»)

4) Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
(«Не шуми, мати зеленая дубровушка»)

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

(«Ах ты, рощица, ты моя зеленая…»)

Выписанные вами обращения называются поэтическими.

В чем отличие поэтических обращений от обращений, выписанных из стихотворений Пушкина и Лермонтова (пункт первый)? (Поэтическое обращение называет предмет или явление, которые не смогут воспринять речь человека, им адресованную.)

Таким образом, поэтическое обращение – это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.

В чем же смысл употребления поэтических обращений в народных лирических песнях?

(Природная стихия живет по своим законам, неподвластным человеческому разуму. Она может защитить, дать кров, а может и погубить человека. Древние люди поклонялись природным силам, искали у них защиты и покровительства. Поэтому обожествление, одухотворение сил природы для древнего человека вполне естественно.)

Продолжите этот ряд самостоятельно. Символом чего является соловей?

В чем причина обращения к погоде?

Какую еще особенность поэтических обращений в народных лирических песнях мы можем заметить? С какими суффиксами использованы существительные в качестве обращений?

Что такое поэтическое обращение? Вывод записывается в тетрадь.

Какие особенности поэтического обращения можно отметить в народных лирических песнях?

4. Роль поэтических обращений в художественном произведении.

1) Прочитайте отрывок из VII главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит

И, умиленными очами

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю тихий, милый свет

На шум блистательных сует…

Прости ж и ты, моя свобода!

Куда, зачем стремлюся я?

Что мне сулит судьба моя?»

Найдите поэтические обращения и выпишите их.

К чему обращается Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин»? (К силам природы.)

Сопоставьте поэтические обращения Татьяны Лариной с теми, что вы выписали из народных песен. Объясните, почему А.С.Пушкин сказал о своей героине, барышне, воспитанной на французских романах: «Татьяна, русская душою…»

Возвращаясь к теме урока, давайте сформулируем, какова же роль поэтического обращения в тексте.

(Поэтическое обращении в тексте используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения.)

Но помимо этого поэтическое обращение дает возможность высказать автору свое отношение к героине и свое настроение.

Обратите внимание на то, что поэтические обращения Татьяны Лариной все же отличаются от поэтических обращений в народных лирических песнях. В чем это отличие? Оно в отсутствии уменьшительно-ласкательных суффиксов и использовании в качестве обращений более широких понятий.

С чем ассоциируются в речи героини А.С.Пушкина «мирные долины», вершины гор, леса, «веселая природа»? (Со свободой, «тихим, милым светом».) А чему эти образы противостоят? («Шуму блистательных сует».)

Вряд ли барышня, выросшая в деревенской тиши, достоверно представляет себе светскую жизнь. Жизнь светского общества ей будет казаться загадочной, непонятной, может быть, романтичной, но суетливой и пустой. Поэтому здесь скорее звучит голос самого автора.

Это его тревога, его беспокойство за судьбу «милой Татьяны», которая должна отправиться в Москву на ярмарку невест, переданы в предыдущей строфе:

На суд взыскательному свету

Представить ясные черты

И запоздалые наряды,

И запоздалый склад речей;

Московских франтов и Цирцей

Привлечь насмешливые взгляды.

О страх! нет, лучше и верней

В глуши лесов остаться ей.

Какую цель преследует автор, используя в тексте поэтическое обращение?

(Использование поэтического обращения позволяет автору высказать свое отношение к изображаемому – модальная функция)

5. Продолжите предложение и запишите его в тетрадь.

Поэтическое обращение используется в тексте как изобразительно-выразительное средство, помогающее……………………………………….

6. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А.Есенина. Выпишите примеры с поэтическими обращениями; расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ты жива еще моя старушка? 5) Но люблю тебя родина кроткая!

Жив и я. Привет тебе, привет! А за что – разгадать не могу.

Пусть струится над твоей избушкой Весела твоя радость короткая

Тот вечерний несказанный свет. С громкой песней весной на лугу.

2) Ах поля мои борозды милые

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

Хочешь, сам я тебе подпою О моя терпеливая мать!

Про лукавые девичьи очи, Я пойду за дорожным курганом

Про веселую юность мою. Дорогого гостя встречать.

4) Я снова здесь, в семье родной

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Задание: объясните роль поэтических обращений в стихотворениях С.А.Есенина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *