Что значит памятник древнерусской литературы
Духовная и светская литература: памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней
Какие литературные памятники Древней Руси приходят на ум в первую очередь? Повесть Временных Лет? Но ученые ведут жаркие споры о ее подлинности: считается, что ПВЛ – лишь поздняя компиляция из нескольких ранних источников. Тем более что «Повесть» нельзя в полной мере отнести именно к литературе: это перечисление исторических фактов, где, по сути, нет никакой литературной ценности.
Что же тогда отнести к подлинным памятникам светской и духовной литературы Древней Руси? К счастью, таковых сохранилось немало. Наиболее известные и важные рассмотрим в этой статье, и дадим им краткую характеристику.
Духовные памятники древнерусской литературы
В первую очередь рассмотрим духовные памятники. Духовная литература имела огромное значение для зарождающегося русского государства. Самыми образованными людьми были священнослужители, а книги были настоящим предметом роскоши. Книги писались и переписывались в монастырях (впрочем, позже появились и светские переписчики). Не удивительно, что большинство памятников древнерусской литературы относятся к религиозным поучениям и наставлениям.
Слово о законе и благодати
«Слово…» принадлежит перу митрополита Иллариона, который продвигал идеи автокефальности (независимости) Русской православной церкви от Константинопольского патриарха. Установить точную дату написания «Слова…» не удалось, большинство специалистов указывает время создания рукописи к 1037-1050 годам, когда Илларион занимал должность пресвитера домовой церкви Великого князя под Киевом.
Рассмотрим характерные особенности «Слова…»:
Историки Б. Рыбаков, А. Кузьмин и П. Толочко предполагают, что Илларион специально уделил особое внимание прославлению Владимира, так как именно в этот период должна была состояться его канонизация в качестве святого, чему резко противилась византийская церковь.
Кроме «Слова о законе и благодати», Илларион написал также «Исповедания веры», «Поучения о пользе душевной ко всем христианам» и «Слово к брату-столпнику». Некоторые приписывают ему авторство «Церковного устава Ярослава Мудрого» и «Сказание о распространении христианства на Руси».
Поучение Владимира Мономаха
«Поучение…» сохранилось в составе Лаврентьевской летописи и датировано 1096 годом, хотя некоторые историки считают, что оно было написано намного позже (в 1099, 1117 или 1125 году). Характерные особенности литературного памятника:
Состоит из трех частей («Поучение детям», «Книга путей», «Письма черниговскому князю Олегу Святославичу»).
Жития
Важной частью духовной литературы Древней Руси были агиографии – «жития святых». Этот литературный жанр зарождался на заре распространения христианства в качестве мартирий – рассказов о страшных страданиях первых христианских мучеников, подвергающихся гонениям со стороны римлян. Кроме того, агиографии формировались и под влиянием жанра «панегирика», то есть хвалебных эпитафий.
Классические жития состояли из трех частей. Первая часть была своеобразным вступлением, во второй части описывалась биография святого, в третьей была похвала. Византийская структура этого жанра сложилась еще в VIII веке, на Руси – только в XI.
Первые элементы житийной литературы можно проследить в ранних летописных сказаниях о княгине Ольге и князе Владимире.
Самым ярким памятником житийной литературы Древней Руси является «Сказание о Борисе и Глебе». Есть и другие жития, дошедшие до дней:
Светские памятники древнерусской литературы
Как уже говорилось выше, самыми образованными людьми были монахи. Но это не значит, что простые жители любого древнерусского города не были грамотными. Например, до наших дней дошли новгородские берестяные грамотные – яркий пример того, что переписка велась не только на церковном и государственном, но и на бытовом уровне.
Не удивительно, что купцы и люди знатного происхождения могли себе позволить писать настоящие книги, которые затем переписывались и распространялись по Руси.
Самыми яркими примерами светской древнерусской литературы можно назвать «хождения». Это популярный жанр, описывающий путешествия купцов или паломников.
Жанр появился благодаря личным путевым заметкам игумена черниговского монастыря Даниила, который совершил путешествие в Палестину, где сопровождал иерусалимского короля Балдуина I во время одного из его походов.
Какие «хождения» дошли до наших дней?
Зарубежная литература
Русь не была обособлена от политической и духовной жизни окружающего мира. Кроме русских произведений широко распространилась зарубежная литература – «Сочинения» Иоанна Златоуста, тексты праздничных служб и, конечно же, переводные произведения житийной литературы.
Была и своя «запрещенка» — апокрифы, которые Русская Православная церковь не включала в канонический список библейских книг. «Деяния апостолов Андрея и Петра», «Хождение Богородицы по мукам» — яркие примеры таких отреченных книг.
Во второй половине XI века по Руси начали распространяться античные светские сочинения: от «Троянских деяний» и «Александрии» до «Истории иудейской войны» и «Повести о Варлааме и царевиче Иосафе».
Реферат «Памятники древнерусской литературы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Памятники древнерусской литературы»
Етынкеу Екатерина Юрьевна
1. Памятники древнерусской литературы ______________________5
2. Памятники древнерусской истории_________________________8
В конце X века, возникла литература Древней Руси, на основе которой родилась литература трёх народов – украинская, русская, белорусская. Древнерусская литература возникла с принятием христианства и первоначально была направлена обслуживать потребности церкви: призвана обеспечивать церковный обряд, распространять историю христианства, воспитывать общества в духе христианства. Эти задачи определяли и жанровую систему литературы, и особенности её развития.
Принятие христианства имело значительные последствия для развития книжности и литературы Древней Руси.
Цель работы состоит в изучении памятников древнерусской литературы.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть памятники древнерусской литературы;
2) охарактеризовать памятники древнерусской истории;
3) изучить наследие древнерусской философии.
Древнерусская литература формировалась на основе единой литературы южных и восточных славян, возникшей под влиянием византийской и древнеболгарской культуры. Крещение Руси было событием огромной исторической важности не только в политическом и социальном отношении, но и в культурном. История древнерусской культуры началась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси становится начальной точкой отсчёта национально-исторического развития России.
1. Памятники древнерусской литературы
Кирилл и Мефодий переводили на славянский язык с греческого много книг, некоторые сохранились в отличном состоянии и к отношению к грамоте и книжности. Но не только создатели книг на Руси обладали грамотой. Книг древней Руси сохранилось слишком мало (в одних книгах указано 130 в других 150), поскольку многочисленные пожары, гибельные нашествия, владычество Орды, небрежное хранение уничтожили значительные библиотеки. Даже то что сохранилось позволяет представить себе содержимое библиотек. Считается самым древним Остромирово евангелие 1056-1057 гг., написанное дьяконом Григорием для ежедневного чтения, начиная с Пасхи.
Особенности древнерусской литературы было в соединении произведений религиозного, исторического, военного, поучительного содержания. Составлялись разные «Изборники», в которых читались мудрые размышления на все случаи жизни не только религиозного, но и советского содержания. Ранняя древнерусская литература имела одну важную отличительную черту: она была не просто повествовательной, а поучающей.
«Поучение» Владимира Мономаха, которое было обращено к князьям и детям своим. От изложения принципов он переходил к рассказу о собственной жизни, как образца для подражания. В обращении говорится, что он с 13 лет трудился, был в походах, всего перечислено 69 походов. Одно из главных мест в «Поучении» отводится качествам правителя, в особенности моральным. Он должен быть милосердным, верным в своих клятвах.
После Куликовской битвы 1380г. начинается национальный подъём, новое отношение к человеку, вера в разум. Начинается этап ― жития святых в произведениях Епифания Премудрого, изображающего сложное разнообразие человеческих чувств, психологические побуждения и переживания. Иван Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя ― против неравенства по рождению.
С приходом христианства на Руси был дан мощный толчок к дальнейшему развитию письменности и грамотности. Первые грамотные люди, грамотеи формировались в школах, которые были при церквях, а позднее и при монастырях. Открывались не только школы для мальчиков, но была возникали школы для девушек в Андреевском монастыре, который находился в Киеве. Девиц обучали женским ремеслам и письму. С древних времён школы на Руси были духовными – для подготовки священнослужителей, где обучали не только чтению, письму и богословию, но и изучали грамматику и риторику. Грамотность была распространена в городской среде, в кругу богатых. Грамоте учили не только мальчиков, но и девочек.
Христианская литература Руси «знакомила людей с новыми нормами нравственности и морали, расширяла кругозор и сообщала исторические и географические сведения».
Система жанров в Древней Руси находилась в зависимости от нужд церкви вплоть до XVII века, за исключением летописей, за исключением «Поучения» Владимира Мономаха, «Слова о полку Игореве», за исключением «Моления Даниила Заточника», весь остальной запас книг имеет узкокультовое назначение.
Литература Древней Руси богата и величественна. Величие её в напряжённости идейных поисков и широте интересов, в разнообразии и многочисленности памятников, в неоценимых заслугах огромной армии древнерусских книжников ― писателей, летописцев, благодаря которым история нашего народа и душа народная, дошли до нас потомков.
2. Памятники древнерусской истории
Одно из важных мест в летописной литературе занимают исторические труды. Первые летописи относятся к IX веку, это небольшие записи в несколько строк. Постепенно летописи становятся подробными.
Самая древнейшая из дошедших до наших дней летопись ― «Повесть временных лет». Она была создана на основе летописей, которые были до нее, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. В «Повести временных лет» «рассказывалось о расселении и происхождении славянских народов, о древнейшей истории племён восточнославянских. О первых князьях Киева, об истории Древнерусского государства до начала XII века».
Используя предыдущие записи, Нестор описывает широкую панораму исторических событий. Нестор рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей, об исторических деятелях, князьях, бояр, купцов, посадников, церковных служителях. Нестор всегда касается жизни народа, его настроений. В них мы можем увидеть восстания, убийства князей. Автор все описывает спокойно и старается быть объективным. Убийство, предательство и обман Нестор осуждает, честность, смелость, мужества, верность, благородство он превозносит. Ученым историкам Нестор показывает ту самую версию о происхождении русской княжеской династии. И доказывает, что русский народ – имеет свою историю, которой он может гордиться.
Летописное повествование Нестора «отражает особенности летописей вообще, описывая события, выражал своё отношение к ним. Меняются летописцы ― меняются и оценки». Одни авторы делают главный акцент на крещение Руси, другие ― на борьбу противостоящими племенами, третьи ― на военные походы князей Руси. Но ведущей темой большинства летописей становится идея создания единства Руси.
В «Повести временных лет» можно выделить два типа повествования ― погодные записи и летописные рассказы. Погодные записи содержат сообщения о событиях, а летописные рассказы описывают их. В рассказе автор стремится изобразить событие, привести конкретные детали, то есть пытается помочь читателю представить происходящее и вызывает читателя на сопереживание.
«Повесть временных лет», которое является частью русских летописей, и которое продолжает традицию русского летописания. В «Повести временных лет» можно увидеть как рождается славянская письменность, благодаря русскому народу и как образовывается великое русское государство. Нестор рассказывает о народах, которые платили дань русачам, показывает, что племена, которые угнетали славян, ушли, а славяне теперь остались и вершат судьбами своих соседей.
«Слово» ― это памятник литературы. Поэма – это волнующий призыв князей к единению Русской земли, и мужестве русского простого народа, и о погибших, и главное это размышления о Руси в мировой истории, и взаимосвязи русского народа с другими народами».
Древнерусские книжники не ограничивались чтением и перепиской хроник, они создавали свои тексты-хронографы. Особенно важное место в ряду отечественных памятников историографии занимает «Русский хронограф», составленный в начале XVI века. Он охватывает всемирную историю от «сотворения мира» до 1453г. ― года завоевания турками Константинополя. Уже с XII века на Руси известна «Хронографическая Александрия» ― это обширное повествование о жизни и походах Александра Македонского. Об истории Греции мы узнаём их «История разрушения Трои». Эти произведения также входили в «Русский хронограф».
Кроме исторической литературы существовал еще и жанр ― жития святых. Одним видом историографической литературы служили – жития, к которой древнерусский читатель питал особое пристрастие. При чтении читатель был убеждён, что всё то, описанное – в действительности происходило. Русские жития представляли собой народные легенды, герои, которых отличались не праведностью, а лишь несчастливой судьбой, которая вызывала сочувствия. В переводных житиях постоянно упоминается о далёких странах, о Риме, об Александрии. Такие жития расширяли и расширяют сейчас географический кругозор читателя. Переводные жития были построены по сюжетным романов-приключений. Пример: «Житие Евстафия-Плакиды», основной частью жития является рассказ об удивительной, полной неожиданностей судьбе Евстафия.
Заключение
Значение литературы в древней Руси состоит в том, что она помогает увидеть достижения русской великой литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. Древнерусская литература передала русской литературе свою высокую идейность, свой опыт, богатство языка.
В древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ может гордиться, это такие произведения как: «Повесть временных лет» ― первая русская летопись, «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Хождение за три моря Афанасия Никитина» и другие. Эти произведения показывают всё лучшее, что создала русская литература за первые семь веков своего существования.
Древнерусская литература – это часть истории страны, она всегда была занята общественными проблемами своего времени. Летопись – внушает убеждения святости власти, она становилась школой патриотизма, школой правды. Литература древней Руси XI-XII веков была связана с болгарской и византийской литературой.
Жанры литературы воспевают любовь к родине, связаны с церковью, фольклором. То есть древнерусская литература XI-XII веков находилась в процессе рождения жанра.
Изучение древнерусской литературы продолжается. Оставить нас равнодушными к истории культуры нашей Родины все это не может. Древнерусская литература – это зеркало славы наших предков, строителей, философов, художников слова, воинов, политологов, и книжного дела.
Изучение памятников древнего искусства, литературы Руси является важным делом. Лучшие произведения культуры продолжают жить в нашей жизни.
Список литературы
1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. ― М.: Гардарики, 2009. ― 288 с.
2. Габидулин, Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций / Р. Габидулин. ― Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2008. ― 416 с.
3. Культурология. XX век. Словарь. ― СПб.: Университетская книга, 2007. ― 640 с. ― (Культурология, XX век).
4. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. ― М.: Центр, 2008. ― 304 с.
5. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2006. ― 400с.
6. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.
Памятники древнерусской литературы
4. Памятники древнерусской литературы
Слово «Памятник» происходит от слова «память». Чаще всего памятниками называют сооружения или бюсты, устроенные в честь и славу какого-либо человека. Например, создано много памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Чтобы увековечить память великого поэта, его благодарные почитатели воздвигали ему памятники. Особенно дороги нам памятники в тех местах, где поэт жил и писал свои произведения. Они хранят память о пребывании поэта в этих местах. Памятниками архитектуры называют древние храмы и вообще старинные строения, потому что они также хранят память о прошедших веках родной истории.
Для того, чтобы какое-то сочинение было признано литературным памятником, должно пройти время. Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но спустя какое-то время потомки оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда он был создан.
В чем же ценность памятников литературы, архитектуры и вообще памятников культуры? Памятник — это свидетель своего времени.
К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. Один из самых замечательных памятников древнерусской литературы — это «Поучение своим детям Владимира Мономаха», извлеченное из Лаврентьевской летописи. Ко всем этим памятникам древнерусской литературы не могут не обращаться те, кто изучает родную историю и русскую литературу. Будем к ним обращаться и мы, потому что все они несут нам живое свидетельство о прошлом нашего Отечества.
Литература – часть действительности, он занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. В период IX-начала XIII вв. служит цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она – хранительница истории и преданий, а эти последние были своего рода средствам освоения пространства, отмечали святость или значимость того или иного места: урочища, кургана, селения и пр. Исторически предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась обозримой вся обширная русская земля. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей. Вся русская литература отличалась глубоким историзмом. Литература была одним из способов освоения окружающего мира.
Чему же учила древняя русская литература? Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.
В сущности, все памятники древней русской литературы благодаря своим историческим темам гораздо теснее связаны между собой, чем в настоящее время. Их можно расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагают одну историю: русскую и мировую. Древняя литература по характеру своего бытования и создания стоит к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем в многочисленных переписываниях изменялось писцами, переделывалось, в различной среде приобретало различные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами, и т.д.: поэтому почти каждое произведение, дошедшее до нас в нескольких списках, известно нам в различных редакциях, видах и изводах.
Первые русские произведения полны восхищения перед мудростью вселенной, но мудростью не замкнутой в себе, а служащей человеку. На пути такого антропоцентрического восприятия мироздания менялись и отношения между художником и объектом искусства. И это новое отношение уводило человека от канонически признанного церковью.
Обращенность искусства к его создателям и ко всем людям стало стилеформирующей доминантой всего монументального искусства и всей литературы домонгольского периода. Именно отсюда идет импозантность, торжественность, церемониальность всех форм искусства и литературы этого времени.
Литературный стиль всего домонгольского периода может быть определен как стиль монументального историзма. Люди этого времени стремились увидеть во всем значительное по содержанию, мощное по своим формам. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний – расстояний пространственных, временных (исторических), иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное «панорамное зрение». Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится к повествованию о всей Русской земле, сразу и легко переходит от события в одном княжестве к событию в другом – на противоположном конце Русской земли. Это происходит не только потому, что летописец соединял в своем повествовании источники различного географического происхождения, но и потому еще, что именно такой «широкий» рассказ отвечал эстетическим представлениям своего времени[4].
Стремление соединить в своем повествовании различные географические пункты характерно и для сочинений Владимира Мономаха – особенно для его биографии.
Древнерусский писатель как бы стремится отметить побольше различных мест совершившимися в них историческими событиями. Земля для него свята, она освящена этими историческими событиями. Он отмечает и то место на Волге, где конь Бориса запнулся в поле и сломал себе ногу, и Смядынь, где Глеба застала весть о смерти отца. и Вышгород, где были затем похоронены братья, и т.д. Автор как бы торопиться связать с памятью о Борисе и Глебе побольше различных мест, урочищ, рек и городов. Это особенно знаменательно в связи с тем обстоятельством, что культ Бориса и Глеба непосредственно служил идее единства Русской земли, прямо подчеркивал единство княжеского рода, необходимость братолюбия, сторого подчинения младших князей старшим.
Писатель заботится о том, чтобы все герои вели себя подобающим образом, чтобы ими были произнесены все необходимые слова. «Сказание о Борисе и Глебе» от начала и до конца обставлено речами действующих лиц, как бы церемониально комментирующих происходящее.
И еще одна черта эстетической формации – это его ансамблевый характер.
Средневековое искусство – системное искусство, системное и единое. Оно объединяет видимый мир и невидимый, сотворенное человеком со всем космосом. Произведения литературы этого периода – это не замкнутые в себе и не обособленные мирки. Каждое из них как бы тяготеет к соседним, уже существовавшим до него. Каждое новое произведение есть прежде всего дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету. Каждое новое произведение есть, прежде всего дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету[5].
5. «Слово о Законе и Благодати»
«Слово о Законе и Благодати» первого киевского метрополита из русских Иллариона, поставленного по воле киевского князя Ярослава Мудрого, посвящено сложнейшей историософской проблеме. Оно говорит о месте Руси во всемирной истории, об исторической роли русского народа.
Оно полно гордости успехами христианской культуры на Руси, и как удивительно, что при всем этом оно лишено национальной ограниченности. Илларион не ставит русский народ выше других народов, но говорит о равноправности всех народов мира, приобщившихся к христианству.
Это совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмичность организации речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Иллариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства. И произведение это – не перепев византийских образцов, ибо это не просто богословская проповедь того типа, который был распространен в Византии, а богословско-политическое выступление, которых не знало Византийское ораторство, и при этом на национально-русскую тему.
6. «Повесть временных лет»
Совсем другого характера. Это произведение многих авторов-летописцев. Последний из них, Нестор, придал Начальной летописи художественную и идейную законченность и дал ей название.
В рассказах о самых древних событиях русской истории летописец отражал свойственные дошедшим до него легендам простодушие. В рассказе о крещении Руси и о первых христианах-мучениках летописец применяет все церковную церемониальность изложения. С другой стороны, совершенно особый характер носит летописный рассказ об ослеплении князя Василька Теребовльского. Здесь летописцу нужно было поразить читателя ужасом совершенного преступления, и этот рассказ полон своеобразного средневекового натурализма, в котором идеально описываются все ужасные события.
Историческое сознание, выраженное в «Повести временных лет», очень высокого уровня. Первые летописцы не просто описывали события, они были своеобразными исследователями, взвешивали различные версии одного и того же события. Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории, выяснить происхождение славян и отдельных восточнославянских племен. С педагогической ясностью описывает летописец географическое расположение Руси, начиная свое описание с водораздела Волги, Днепра, Западной Двины, и, следую их течению, описывает – в какое море каждая из них впадает и в какие страны можно по каждому из морей.
Владимир Мономах пропагандирует строгое соблюдение взаимных обязательств и взаимную уступчивость князей. Стремиться показать необходимость соблюдать принципы довольства наследственными уделами личным примером, но не боится говорить и о тех нарушениях этого принципа, которые допускал сам.
8. «Житие Феодосия Печерского»
«Житие Феодосия», хотя и являлось по существу первым русским житием, сообщило завершенность биографическому жанру. Рассказ о человеке ведется в этом произведении путем выделения только некоторых моментов его жизни: тех, в которых он достигает как бы наивысшего своего самопроявления.
В дальнейшем русская литература обогащается новыми жанрами, усложняется по содержанию; ее общественные функции приобретают все более и более разветвленные формы и многообразное применение, литература становится все более публицистичной, но не утрачивает при этом своей монументальности и средневекового историзма.
1. Адрианова-Перетц В.П. Основные задачи изучения древнерусской литературы в исследованиях — С. 5—14
2. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор: (К постановке проблемы). — С. 5—16
4. Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – 229с.
5. Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.
[1] Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 129
[3] Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.
[4] Адрианова-Перетц В.П. Древне-русская литература и фольклор: (К постановке проблемы). — С. 5—16
[5] Адрианова-Перетц В.П. Основные задачи изучения древне-русской литературы в исследованиях С. 5—14